Аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации. Материал «Аттестация руководителей образовательных организаций

Аттестацию руководителей и специалистов организаций проводят для того, чтобы повысить эффективность работы предприятий, улучшить подбор и расстановку имеющихся кадров, дать стимул для роста квалификации и повысить их ответственность за фактические результаты хозяйственной деятельности организации. Еще одной целью этого мероприятия является развитие инициативности и активности у руководителей и специалистов.

Что оценивается?

По итогам названного процесса будет произведена оценка профессиональных, деловых и нравственных качеств руководителей и специалистов, умение и способность их проводить работу с людьми. Специальная комиссия сделает заключение о соответствии каждого аттестуемого занимаемой должности. Аттестация руководителей проводится как в муниципальных учреждениях, так и в промышленных.

Основные задачи процедуры

К основным задачам аттестации руководителей и специалистов относят:

  1. Выяснение служебного соответствия работника занимаемой должности.
  2. Определение наличия перспектив в использовании потенциальных способностей и возможностей руководителя или специалиста.
  3. Стимуляция роста их профессиональной компетенции и соответствия.
  4. Выявление необходимости в повышении квалификации.
  5. Выявление степени профессиональной подготовки, а при необходимости назначение специалисту переподготовки.
  6. Обеспечение возможности продвижения и перестановки например своевременного освобождения от занимаемой должности, понижения в должности.

Сроки проведения, состав комиссии

Каких-либо конкретных сроков для проведения аттестации руководителей нет. График и точные сроки устанавливаются администрацией города и утверждаются соответствующим постановлением.

В состав комиссии входят: председатель, его заместитель, секретарь, члены комиссии. Точный состав определяется постановлением, которое утверждает глава города. Но существует группа лиц, которые не подвергаются очередной аттестации:

  • беременные;
  • сотрудники, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком (они подлежат аттестации только по прошествии 1 года после выхода на работу);
  • специалисты, которые не проработали 1 года.

Порядок проведения

Для проведения аттестации руководителей организаций муниципального типа необходимо на всех сотрудников, подлежащий ей, предоставить служебную характеристику, не позднее чем за 2 недели. Ее подготавливает отраслевой комитет администрации города. Этот документ должен содержать всестороннюю оценку личности, ее сильные и слабые стороны, индивидуальные способности, показатели работы организации за предыдущий год и сам аттестационный лист. При наличии, предоставляется также результаты предыдущей проверки.

Работник должен быть ознакомлен со своей характеристикой не позднее, чем за 2 недели до предстоящей аттестации.

Созданная комиссия сначала слушает аттестуемого работника, затем задает вопросы, которые касаются его занимаемой должности. Также члены комиссии просматривают предоставленные им материалы. Результаты их деятельности могут иметь следующие оценки:

  1. Специалист соответствует своей занимаемой должности.
  2. Работник соответствует своей занимаемой должности, но при условии выполнения рекомендаций, предоставленных комиссией, а также при улучшении его работы с повторной пересдачей аттестации через 1 год.
  3. Аттестуемый не соответствует своей должности.

Кроме того, у названной комиссии есть полномочия о внесении рекомендаций об изменении заработной платы, поощрении, повышении или отмене надбавок к окладу, включение человека в резерв на повышение либо же на отстранение от должности.

Комиссией также вносятся предложения по улучшению трудовой деятельности, указываются мотивы, на основании которых даются рекомендации. Оценка деятельности руководителей организации муниципального типа и рекомендации принимаются членами комиссии путем открытого голосования, которое проводится в отсутствие аттестуемого.

Правила аттестации руководителей и специалистов гласят, что процедура будет проведена при присутствии не менее 2/3 числа членов комиссии, которые ранее были утверждены соответствующим постановлением. По результатам голосования аттестуемый может быть признан соответствующим должности и наоборот. При равенстве голосов решение принимается в пользу аттестуемого.

Аттестационный лист - это документ, куда заносятся результаты проверки, оценка и рекомендации для специалиста. Он составляется в единственном экземпляре и подписывается всеми членами комиссии. Характеристика и аттестационный лист хранятся в личном деле сотрудника. Если возникли трудовые споры, которые связаны с прошедшей аттестацией, то они могут рассматриваться в соответствии с настоящим действующим законодательством.

Зачем нужна эта процедура

Существует множество способов выявить реальный уровень квалификации работника, соответствие его должности, подобрать правильную мотивацию, но лидирующее место занимает подготовка и аттестация руководителей и специалистов.

Именно с ее помощью становится понятны настоящие возможности конкретного работника. Этот метод позволяет повысить качество работы не только конкретного человека, но и организации в целом.

В чем различие между оценкой и аттестацией работников

Самое существенное отличие кроется в нормативной базе, которая регламентирует описываемую процедуру. Оценка работы человека проводится на основании нормативных документов организации. А конкретные правила проведения аттестации персонала находятся не только в нормативных государственных документах, но и в Трудовом Кодексе Российской Федерации.

Еще одно отличие в том, что на основании оценки работы человека нельзя уволить или уменьшить заработную плату, выписать ему штраф и т. д. Такие меры могут приниматься только вследствие плохих результатов аттестации.

У сотрудника есть возможность обратиться в суд, если он не согласен с результатом оценки его трудовой деятельности. В этом случае организация столкнется с рядом неприятных моментов.

При оценке работника предприятие задается более масштабными целями, чем при аттестации. У руководства появляется возможность определения, насколько конкретный сотрудник справляется с занимаемой должностью.

Аттестация руководителей будет показывать профессиональные качества, которыми обладает человек, а что касается нераскрытого потенциала, то здесь он не будет играть никакой роли. Потенциал работников и его перспективы начальство может определить с помощью оценки работы. Кроме того, при этом решаются такие же задачи, что и при аттестации.

Важным моментом является соблюдение в точности терминологии. Это связано с тем, что неправильно примененное понятие сразу изменяет суть, цель и значение полученных результатов.

Основные цели

Проведение аттестации руководителей и персонала преследует следующие цели:

  • Получить оценку эффективности работы.
  • Выявить
  • Определить слабые места в профессиональной подготовке.
  • Разработать программы для будущего совершенствования.
  • Определить уровень умения работать коллективно.
  • Обнаружить стимулы у работника для повышения качества работы и выполнения своих прямых обязанностей.
  • Выявить направления для будущего профессионального роста.
  • Совершенствовать систему работы в кадровой службе.
  • Усилить уровень трудовой дисциплины и ответственности.
  • Составить список сотрудников, которые подлежат сокращению.
  • Оптимизировать микроклимат в коллективе.

Аттестация сотрудников промбезопасности

Все промышленные предприятия, чья деятельность так или иначе связана с производственными объектами, представляющими собой опасность, должны проводить мероприятия по предотвращению ЧС, аварий, неблагоприятных последствий.

Обеспечивает эту самую безопасность, выдавая специальные допуски к работе. Руководство обязано вести контроль безаварийного эксплуатирования объектов, знать необходимые нормативы, допускать к работе специалистов, которые прошли аттестационную проверку.

Аттестационная проверка руководителей по промбезопасности должна проводиться 1 раз в 5 лет. По ходу выполнения тестовых заданий проверяются знания:

  • общих требований по промбезопасности;
  • требований к безопасности по вопросам, которые входят в компетенцию аттестуемого;
  • нормативных критериев энергетической безопасности;
  • требований безопасности у сооружений гидротехнического типа.

Виды аттестации по промбезопасности и периодичность прохождения

Приказом Ростехнадзора от 29.01.2007 года № 37 устанавливается периодичность проведения аттестационной проверки специалистов и руководителей. Так, первичную проверку необходимо проводить не позднее 1 месяца после перевода специалиста на другой вид работы, назначения его на должность или перехода в другую организацию.

Периодичность проверки составляет 1 раз в 5 лет, если в конкретной области не предусмотрена другая периодичность посредством специальных нормативных актов.

Внеочередную проверку знаний в области промбезопасности проводят в отношении персонала и руководителей, в чьи обязанности входит несение ответственности за ведение работ на объекте, на котором был зафиксирован несчастный случай с летальным исходом или авария.

Аттестационная проверка сотрудников учреждений образовательного типа

Более высокие требования предъявляются к работникам, занимающим руководящие должности. Ведь они несут огромную ответственность за уровень подготовки будущих специалистов.

Аттестация руководителей образовательных учреждений проводится 1 раз в 5 лет. Человек, который проработал меньше 1 года, не проходит данную проверку. Кроме того, существует еще группа лиц, которые освобождаются от нее:

  • руководители, получившие должность согласно приказу Правительства или Президента Российской Федерации;
  • временно исполняющие обязанности;
  • беременные или работники, находящиеся в декретном отпуске.

Аттестация руководителей образовательных учреждений претерпела некоторые изменения в 2018 году. В основном, это коснулось документации, которую необходимо подготовить для комиссии. Сотрудник обязан предоставить:

  1. Согласие в письменном виде на прохождение аттестации руководителей, которое составляется на основании соответствующего уведомления.
  2. Согласие в письменном виде на то, чтобы члены комиссии провели исследования и рассмотрение предоставленных документов, данных.
  3. Итоговый отчет своей деятельности, полную информацию о работе на посту руководителя образовательного учреждения.
  4. Документы, содержащие информацию о том, как выполняется общая учебная программа.
  5. Рекомендации и мнение от коллегиальных органов.
  6. Любые иные документы, касающиеся трудовой деятельности, какие руководитель счел нужным предоставить.

Также существует список дополнительной информации, которую к аттестации руководитель образовательного учреждения обязан подготовить. В перечень входит:

  • информация о доходах, расходах;
  • об имеющемся имуществе;
  • факты бракосочетания, развода, рождения детей;
  • трудовая книжка, документы, подтверждающие имеющееся образование, ученые степени, почетное звание;
  • полный перечень научно-исследовательских работ.

Кроме этого, на аттестацию руководителей учреждений образовательного типа необходимо подготовить информацию о запланированной программе по развитию учебной организации.

Еще одно важное изменение касается в правках самого процесса аттестации. Она должна осуществляться в 2 этапа. Первые этап основан на подтверждении сотрудником уровня его собственных профессиональных навыков. Второй заключается в подтверждении уровня имеющейся квалификации.

Аттестуемому важно предоставить полный перечень необходимой информации, в противном случае он не будет допущен к процедуре.

Порядок проведения аттестационной проверки руководителей образовательных организаций

В первую очередь издается указ, содержащий информацию о предстоящем процессе с указанием должностей, которые подвергаются проверке, и сроков ее проведения. В приказе отображается также цель проверки. От этого будет зависеть состав аттестационной комиссии и последствия для сотрудников, не прошедших проверку.

Все работники должны быть в обязательном порядке ознакомлены и данным приказом. Далее утверждается точный состав комиссии, куда входят представители муниципальных и федеральных органов управления. Сотрудники предоставляют им для оценки своей деятельности необходимые документы. После их изучения, аттестуемому задаются интересующие комиссию вопросы, делается вывод о его работе и даются рекомендации.

Транскрипт

1 Аттестация руководителей образовательных организаций Ломов Алексей Иванович Заместитель главного редактора журнала «Практика административной работы в школе», Издательской фирмы "Сентябрь", г. Москва В соответствии с законом об образовании учредитель вправе установить не только любой порядок проведения аттестации руководителя образовательной организации, но и любую ее периодичность. В том числе учредитель вправе вообще, исключить периодическое проведение очередной аттестации. Как аттестовывать руководителей и кандидатов на должность руководителя? Читаем в статье. Кандидаты на должность руководителя государственной или муниципальной образовательной организации и ее руководитель (за исключением руководителей федеральных университетов и руководителей образовательных организаций, в случаях, установленных федеральными законами) проходят обязательную аттестацию (Ч. 3 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».). Это значит, что проведение аттестации кандидатов на должность руководителя образовательной организации является законодательно обусловленной необходимостью, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителем этой образовательной организации. А вот что касается действующих руководителей, то в Законе, в отличие от аттестации педагогических работников, не содержится никаких указаний на периодичность проведения их аттестации, а лишь фиксируется сам факт проведения аттестации, порядок и сроки проведения которой устанавливаются учредителями этих образовательных организаций. В соответствии с законом учредитель вправе установить не только любой порядок проведения аттестации руководителя, но и любую ее периодичность. В том числе учредитель вправе вообще исключить периодическое проведение очередной аттестации, сохранив обязательность проведения внеочередной. Основаниями для ее проведения могут быть: неоднократные нарушения руководителем действующего законодательства, подтвержденные документально; ~1~

2 неоднократные нарушения руководителем своей должностной инструкции, подтвержденные документально; отрицательная динамика результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами в той же образовательной организации, подтвержденная документально; обоснованные, подтвердившиеся жалобы обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации. На практике, как показывает анализ нормативных актов регионального и муниципального уровней, в подавляющем большинстве случаев учредители устанавливают для руководителей периодичность прохождения очередной аттестации на соответствие занимаемой должности один раз в пять лет (есть и такие, которые сокращают этот период до трех лет). Давайте попытаемся выяснить, насколько целесообразно проводить периодическую (очередную) аттестацию действующих руководителей. В настоящее время имеет место тенденция заключения с руководителями срочных трудовых договоров сроком до пяти лет. (Основанием этого является ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ.)Основанием этого является ч. 2 ст. 59 Трудового кодекса РФ. При этом сам факт перезаключения с руководителем договора на следующий срок означает, что деятельность такого руководителя полностью устраивает учредителя. Иначе говоря, руководитель, с которым перезаключен договор, с точки зрения учредителя соответствует занимаемой должности. Но тогда для чего нужна периодическая аттестации руководителей? Ведь если у учредителя возникают обоснованные сомнения в соответствии руководителя занимаемой должности, то он инициирует проведение внеочередной аттестации в порядке и в сроки им же установленные. При таком подходе к организации процедуры аттестации учредителю придется организовывать и проводить аттестацию, только кандидатов на должность руководителя и внеплановую аттестацию действующих руководителей (пример Положения об аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций приведен в Приложении 1 к статье). Что касается использования мотивационного потенциала аттестационной процедуры с целью стимулирования профессионального роста руководителей, его можно реализовать в форме добровольной аттестации на соответствие региональным (муниципальным) квалификационным уровням. Такие уровни могут быть сформулированы на основании критериев эффективности деятельности в контексте перехода на эффективный контракт, но это, как говорится, другая история. Приложение 1. Положение об аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с ч. 4 ст. 51 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Настоящее Положение определяет порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций. ~2~

3 К должностям руководителей образовательных организаций в целях применения настоящего Положения относятся должности, отнесенные к категории «Руководители» Номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций (Постановление Правительства Р. Ф. от 8 августа 2013 г. 678) Аттестация проводится на основе объективной оценки профессиональной деятельности руководителей и претендентов на должность с целью определения их соответствия должности «Руководитель образовательной организации» Основными принципами аттестации являются: коллегиальность, гласность, открытость, объективность, недопустимость дискриминации Кандидаты на должность руководителя образовательной организации подлежат обязательной аттестации перед назначением на должность Руководители образовательных организаций проходят обязательную (внеочередную) аттестацию при: неоднократных нарушениях ими действующего законодательства, подтвержденных документально; неоднократных нарушениях ими своей должностной инструкции, подтвержденных документально; отрицательной динамике результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами, подтвержденной документально; обоснованных, подтвердившихся жалобах обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации. 2. Аттестационная комиссия 2.1. Аттестация кандидатов на должность и руководителей образовательных организаций осуществляется аттестационной комиссией в составе: председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии, формируемой органом местного самоуправления (уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ) Председателем аттестационной комиссии является руководитель (уполномоченное им лицо) муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования В состав аттестационной комиссии включаются работники муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования, представитель муниципальной (региональной) организации профсоюза работников народного образования и науки РФ, руководители образовательных организаций, а также представители научных, образовательных и иных организаций, приглашаемые председателем аттестационной комиссии в качестве независимых экспертов. Персональный состав комиссии ежегодно утверждается распорядительным актом органа местного самоуправления (уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ) по представлению председателя комиссии. Все члены комиссии при принятии решений обладают равными правами Состав аттестационной комиссии формируется таким образом, чтобы была исключена возможность конфликта интересов, который мог бы повлиять на принимаемые ею решения. ~3~

4 2.5. При возникновении прямой или косвенной личной заинтересованности любого члена аттестационной комиссии, которая может привести к конфликту интересов при аттестации конкретного аттестуемого, он обязан до начала заседания заявить об этом. В таком случае он не принимает участия в принятии решения по конкретному аттестуемому Председатель аттестационной комиссии осуществляет руководство ее деятельностью. В период его временного отсутствия руководство деятельностью комиссии осуществляет его заместитель Для обеспечения работы аттестационной комиссии назначается ее секретарь График заседаний аттестационной комиссии на каждый квартал утверждается председателем аттестационной комиссии Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствовали не менее двух третей от ее списочного состава Решение аттестационной комиссии принимается простым большинством голосов. В случае равенства голосов решение принимается в пользу аттестуемого. Решение вступает в силу со дня его вынесения Продолжительность аттестации конкретного аттестуемого не может превышать 30 календарных дней В случае признания аттестуемого не соответствующим должности «Руководитель образовательной организации» трудовой договор с ним может быть расторгнут в соответствии с пунктом 13 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ на предусмотренных трудовым договором основаниях. Расторжение трудового договора с руководителем организации по данному основанию возможно в том случае, если такое основание расторжения трудового договора в нем предусмотрено, если же нет, то расторгать трудовой договор следует в соответствии с частью 2 статьи 278 Трудового кодекса РФ. 3. Аттестация кандидатов на должность руководителя образовательной организации 3.1. Основанием для проведения аттестации кандидатов с целью определения их соответствия должности «Руководитель образовательной организации» может быть: представление руководителя муниципального (регионального) органа, осуществляющего управление в сфере образования; представление коллегиального органа управления образовательной организации; заявление кандидата В представлении в аттестационную комиссию должны содержаться следующие сведения о кандидате: фамилия, имя, отчество; место работы и занимаемая должность; наличие квалификационной категории по занимаемой должности; дата заключения трудового договора по занимаемой должности; уровень образования и квалификация (с приложением копий соответствующих документов); ~4~

5 информация о повышении квалификации (переподготовке) (с приложением копий соответствующих документов); мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации» Заявление кандидата должно содержать следующие сведения о нем: фамилия, имя, отчество; место работы и занимаемая должность; наличие квалификационной категории по занимаемой должности; дата заключения трудового договора по занимаемой должности; уровень образования и квалификация (с приложением копий соответствующих документов); информация о повышении квалификации (переподготовке) (с приложением копий соответствующих документов). К заявлению кандидат прилагает либо программу выхода из кризисной ситуации в конкретной образовательной организации, либо программу развития образовательной организации с учетом особенностей ее образовательной деятельности (гимназия, школа с углубленным изучением конкретного предмета, школа, реализующая конкретную дополнительную предпрофессиональную программу, школа, реализующая инклюзивное образование и т. п.) В процессе аттестации кандидат обязательно проходит квалификационные испытания по знанию действующего законодательства об образовании С датой, временем и местом проведения аттестации кандидат на должность руководителя должен быть ознакомлен секретарем аттестационной комиссии под роспись не позднее чем за месяц до дня ее проведения Кандидат на должность руководителя должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации. В случае невозможности присутствия на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся необходимые изменения Непосредственно в процессе аттестации комиссия рассматривает сведения о кандидате на должность руководителя, содержащиеся в представлении (его заявлении), а также дает оценку соответствия кандидата должности «Руководитель образовательной организации». Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать аттестуемому вопросы, связанные с выполнением обязанностей руководителя образовательной организации. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол ее заседания, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в составе отдельного дела в муниципальном (региональном) органе, осуществляющем управление в сфере образования. ~5~

6 3.8. По результатам аттестации кандидата аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений: соответствует должности «Руководитель образовательной организации»; не соответствует должности «Руководитель образовательной организации» При неявке кандидата на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины или в случае признания его не соответствующим должности «Руководитель образовательной организации» он может повторно пройти аттестацию на соответствие должности «Руководитель образовательной организации» не ранее чем через год после дня заседания аттестационной комиссии С результатами аттестации, оформленными протоколом, аттестуемый знакомится под роспись На каждого, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, место его работы и должность, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии. Выписка из протокола и представление (заявление) хранятся в личном деле аттестуемого Кандидат, признанный по итогам аттестации соответствующим должности «Руководитель образовательной организации», может быть: назначен на должность руководителя; включен в резерв руководителей. 4. Аттестация руководителя образовательной организации 4.1. Решение о проведении аттестации руководителя образовательной организации принимается учредителем при наличии следующих оснований: неоднократные нарушения руководителем действующего законодательства, подтвержденных документально; отрицательная динамика результатов освоения обучающимися реализуемых образовательных программ в сравнении с предыдущими периодами в той же образовательной организации, подтвержденная документально; обоснованные, подтвердившиеся жалобы обучающихся (их законных представителей) на низкие показатели результатов работы образовательной организации Проведение аттестации руководителя образовательной организации осуществляется на основании представления в аттестационную комиссию его непосредственного руководителя Аттестации не подлежат следующие руководители: проработавшие в должности менее одного года; беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам; находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; отсутствовавшие на рабочем месте более четырех месяцев в связи с заболеванием. Аттестация руководителей, перечисленных подпунктами «в», «г» и «д» возможна не ранее ~6~

7 чем через год после их выхода на работу В представлении должны содержаться следующие сведения о руководителе: фамилия, имя, отчество; место работы; дата заключения трудового договора и срок его действия (для срочного трудового договора); уровень образования и квалификация; информация о повышении квалификации (переподготовке); мотивированная, всесторонняя и объективная оценка профессиональных, деловых качеств, результатов профессиональной деятельности на основе профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации»; причина, послужившая основанием для проведения аттестации С представлением руководитель образовательной организации должен быть ознакомлен непосредственным руководителем под роспись не позднее чем за месяц до дня проведения аттестации. После ознакомления с представлением руководитель образовательной организации имеет право представить в аттестационную комиссию собственные сведения, характеризующие его трудовую деятельность за последние три года, а также заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия со сведениями, содержащимися в представлении непосредственного руководителя. При отказе руководителя образовательной организации от ознакомления с представлением составляется соответствующий акт, который подписывается непосредственным руководителем и лицами, в присутствии которых составлен акт Руководитель образовательной организации должен лично присутствовать на заседании аттестационной комиссии при его аттестации. В случае невозможности присутствия руководителя на заседании аттестационной комиссии по уважительным причинам (болезнь, командировка и др.) в график аттестации вносятся соответствующие изменения. При неявке руководителя на заседание аттестационной комиссии без уважительной причины комиссия вправе провести аттестацию в его отсутствие Аттестационная комиссия рассматривает сведения об аттестуемом, содержащиеся в представлении, его заявление с соответствующим обоснованием в случае несогласия с представлением, а также дает оценку его соответствия требованиям профессионального стандарта (квалификационной характеристики) «Руководитель образовательной организации». Члены аттестационной комиссии при необходимости вправе задавать аттестуемому вопросы, связанные с выполнением им своих должностных обязанностей. Секретарь аттестационной комиссии ведет протокол ее заседания, в котором фиксирует ее решения и результаты голосования. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании, и хранится в составе отдельного дела в муниципальном (региональном) органе, осуществляющим управление в сфере образования По результатам аттестации аттестационная комиссия принимает одно из следующих ~7~

8 решений: соответствует должности «Руководитель образовательной организации»; не соответствует должности «Руководитель образовательной организации» С результатами аттестации, оформленными протоколом, аттестуемый знакомится под роспись Результаты аттестации аттестуемый вправе обжаловать в суд в соответствии с законодательством РФ На каждого, прошедшего аттестацию, составляется выписка из протокола, содержащая следующие сведения: фамилию, имя, отчество аттестуемого, место его работы и должность, дату проведения заседания аттестационной комиссии, результаты голосования при принятии решения, которая подписывается секретарем аттестационной комиссии. Выписка из протокола и представление (заявление) хранятся в личном деле аттестуемого. Информационная система «Директория», 2014 Журнал руководителя управления образованием 4 (), 2014 ~8~


Принято Утверждаю -Учёт требований Федеральных Государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава организации. 1.1 Основными

Положение о порядке аттестации педагогических работников МБОУ СОШ 3 р.п. Солнечный с целью подтверждения соответствия занимаемой должности 1. Общие положения 1.1. В соответствии с ст. 48, 49 Федерального

РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДЕНО на Совете Учреждения Протокол 1 от 14.01.2014 г. ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ I. Общие положения 1. Настоящий Порядок аттестации педагогических

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКО-ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА» НОВОВАРШАВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПРИНЯТО на заседании педагогического совета 11.11.2013

ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ на заседании Директор педагогического совета П.П.Ремпель «15» января 2014 г. «15» января 2014 г. Протокол 3 Приказ от «15» января 2014 г. 17а-осн. изменения утверждены приказом директора

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Учебный центр безопасности труда» СОГЛАСОВАНО Советом Центра протокол от УТВЕРЖДАЮ Директор АНО ДПО «Учебный центр безопасности

1.6.2. определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; 1.6.3. повышение эффективности и качества педагогической деятельности, выявление перспектив использования потенциальных

1 Общие положения 1.1 Настоящее положение регламентирует порядок аттестации педагогических работников государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Пермский агропромышленный

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З 201_ г. Москва Об установлении Порядка проведения аттестации педагогических работников В соответствии с частью 4 статьи

ПОРЯДОК проведения аттестации педагогических работников в МДОУ «Сланцевский детский сад 15» 1. Общие положения 1.1. В соответствии с п.8., ч.1, ст.48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»

Стимулирование целенаправленного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста; Определение необходимости повышения квалификации

1.7. Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 1 г. БЕЛИНСКОГО ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ 442250 Пензенская область, г. Белинский, ул. Ленина, д.47, ИНН 5810004517 ОГРН 1025801069458

Обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их педагогической работы. 1.5. Основными принципами проведения аттестации

Принято На заседании педагогического совета Протокол от 20 г. Утверждаю Директор Н.А.Пшикова Приказ от 20 г. Положение об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности в БОУДО

ПОРЯДОК проведения аттестации заместителей директора на соответствие занимаемой должности Общие положения 1.1. Настоящей Порядок разработан на основании Федерального закона «Об образовании в Российской

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет цель, задачи, порядок и организацию работы аттестационной комиссии МКОУ ООШ 18 (далее - Аттестационная комиссия), по проведению аттестации педагогических

Приложение 2 к приказу от _21.08.2014г._ 39 "Об Аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия занимаемой должности" ПОЛОЖЕНИЕ об Аттестационной

Положение о порядке аттестации педагогических работников с целью соответствия занимаемой должности 1. Общие положения 1.1. В соответствии с ст. 48,49 Федерального закона от 29.12.2012 г. 273- ФЗ "Об образовании

Содержание 1. Общие положения 2. Аттестация педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности. 3. Порядок аттестации педагогических работников для установления соответствия

Положение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемой должности МКОУ «СОШ с.янтарного» Прохладненского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики 1.Общие

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 13 «СКАЗКА» УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего МАДОУ детский сад 13 «Сказка» от 20 г. / Е.Г. Блохина/ ПОРЯДОК проведения аттестации

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ишимбайский профессиональный колледж РАССМОТРЕНО на заседании педагогического Совета

Приложение УТВЕРЖДЕНО Приказом директора от 24.09.2013 114 Положение по аттестации педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемой должности 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 212 ПРИКАЗ 02.09.2014 02-03/72 Об утверждении Положения об аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой

I. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в целях определения порядка и организации работы Аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников в целях подтверждения

Обеспечение дифференциации размеров оплаты труда педагогических работников с учетом установленной квалификационной категории и объема их преподавательской (педагогической) работы. 4. Основными принципами

Определение необходимости повышения квалификации педагогических работников; - повышение эффективности и качества педагогической деятельности выявление перспектив использования потенциальных возможностей

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке и формах аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с пунктом 8 ч. 1 ст. 48, ч.

Положение об аттестации педагогических работников МБОУК ДОД "Екатеринбургская детская театральная школа" в целях подтверждения соответствия занимаемой должности г. Екатеринбург 2015 г. 1. Общие положения

«Утверждаю» Директор школы Л.М. Елисеева ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ С ЦЕЛЬЮ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ЗАНИМАЕМОЙ ДОЛЖНОСТИ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы КОЛЛЕДЖ ИНДУСТРИИ ГОСТЕПРИИМСТВА И МЕНЕДЖМЕНТА 23 (ГБОУ КИГМ

МБДОУ детский сад 25 формирует аттестационную комиссию для проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности. Процедура создания и функционирования аттестационной комиссии

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД 53«ЕЛОЧКА» ПРИКАЗ 28 ноября 2014 г.тамбов 161 О проведении аттестации педагогических работников в целях

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регламентирует порядок аттестации педагогических работников образовательной организации ГБПОУ «Калининградский областной музыкальный колледж им. С.В. Рахманинова»

2 ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведении аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям 1. Общие положения 1.1. Положение разработано

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 15 «СКАЗКА» П Р И К А З 04 сентября 2015 года - 61 о/д г. Лермонтов Об аттестации педагогических работников

Стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста; - определение необходимости

3. Положение разработано на основе нормативно - правовых документов федерального и регионального уровней. Аттестация педагогических работников, относящихся к профессорскопреподавательскому составу, в целях

Локальн^^нормативны й акт ЛНА УТВЕРЖДАЮ: АНО ДПО «Энергия» Положение об аттестации педагогических работников АНО ДПО «Энергия» в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям г. Москва Настоящее

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 1.1. Настоящий порядок аттестации педагогических работников (далее Положение) определяет правила, форму и процедуру проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой

2 Федерации от 26 августа 2010 года 761-н, зарегистрированного в Минюсте РФ 06 октября 2010 года, регистрационный 18638; - контроль за исполнением рекомендаций, в случае, если Аттестационной комиссией

Положение о порядке организации и проведения аттестации педагогических работников на соответствие занимаемой должности 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение разработано в соответствии с - Трудовым

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА ЮГРЫ «СУРГУТСКИЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» «УТВЕРЖДЕНО»: Директором БУ «Сургутский музыкальный колледж» приказ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПЕРМСКОГ О КРАЯ КРАЕВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КРАСНОКАМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ» РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО на заседании

1 Положение о порядке аттестации педагогических работников, с целью подтверждения соответствия занимаемой должности в МБОУ СОШ 27 1. Аттестация с целью подтверждения соответствия педагогических работников

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 83 с углубленным изучением японского и английского языков Выборгского района Санкт-Петербурга ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АТТЕСТАЦИИ

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о порядке аттестации заместителей директора муниципального бюджетного образовательного учреждения (далее Положение) регулирует порядок аттестации заместителей

Министерство образования Иркутской области Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Иркутский энергетический колледж» УТВЕРЖДАЮ Директор В.Н.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Петровск-Забайкальский профессионально-педагогический

I. Общие положении 1.Настоящее Положение по проведению аттестации педагогических работников МБДОУ «ЦРР - детский сад 36 (далее Положение) определяет правила, основные задачи и принципы проведения аттестации

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке организации и проведения аттестации педагогических работников муниципального автономного учреждения дополнительного образования города Нижневартовска «Детская школа искусств 1» на соответствие

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 1» ПРИКАЗ от 01сентября 2015 года О создании Аттестационной комиссии по проведению аттестации педагогических работников

ПОЛОЖЕНИЕ о порядке проведения аттестации педагогических работников Частного учреждения ДПО «УЦ ЦБИ» I. Общие положения 1.1. Порядок проведения аттестации педагогических работников Частного учреждения

АДМИНИСТРАЦИЯ МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ -ПЕТЕРБУРГ А ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБР АЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД Х!! 15 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ -ПЕТЕРБУРГ А ПРlПIЯТО

Положение об аттестационной комиссии МДОУ детского сада общеразвивающего вида 31 «Капелька» 1. Общие положения 1.1. Аттестационная комиссия Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского

1 проходят следующие педагогические работники: а) педагогические работники, имеющие квалификационные категории; б) проработавшие в занимаемой должности менее двух лет в организации, в которой проводится

Настоящее Положение разработано в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 7 апреля 2014 г. N 276 г. Москва ""Об утверждении Порядка проведения

Информация взята с официального сайта министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/ Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 апреля 2010 г. 16999 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ

1. Общие положения 1.1. Настоящее положение регламентирует порядок аттестации педагогических работников образовательной организации государственного бюджетного образовательного учреждения «Волгоградский

Положение об аттестации педагогических работников с целью подтверждения соответствия занимаемым должностям МБОУ «Карагачская средняя общеобразовательная школа» Беляевского района Оренбургской области Принято

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (Минобрнауки России) П Р И К А З 24 марта 2010 г. 209 О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных

ПРИНЯТО ЭДВВРЖДАЮ: Общим собранием ДОУ 98 з_ Председатель Л.В.Чегодаева Приказ «х. 2014 Положение о порядке аттестации младших воспитателей в целях подтверждения соответствия занимаемой должности Муниципального

О проведении аттестации педагогических работников колледжа на соответствие занимаемой Содержание Область применения. 3 Нормативные ссылки. 3 1 Общие положения. 4 2 Порядок формирования аттестационной комиссии

1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение определяет проведение аттестации педагогических работников на подтверждение соответствия занимаемой должности (далее Положение) муниципального учреждения дополнительного

Санкт-Петербургское Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Техникум «Автосервис» (Многофункциональный Центр прикладных квалификаций)» Рассмотрено и принято на заседании

ПРИНЯТО НА ПЕДСОВЕТЕ протокол УТВЕРЖДЕНО приказом МБДОУ «Детский сад от 20 г. комбинированного вида 8» от 20 г. Положение о проведении аттестации педагогических работников МБДОУ «Детский сад комбинированного

НЕГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕБНЫЙ ЦЕНТР «АВТО-АВИС» ПОЛОЖЕНИЕ Порядок проведения аттестации педагогических работников на соответствие

Частное профессиональное образовательное учреждение «Северо- Кавказский финансово-энергетический техникум» «Утверждаю» Положение об аттестационной комиссии частного профессионального образовательного учреждения

УТВЕРЖДЕНО приказом директора МАДОУ ЦРР д/с 23 от «31» декабря 2015 г 124 о/д ПОЛОЖЕНИЕ о работе аттестационной комиссии по порядку аттестации педагогических работников, заместителя директора, старшего

Порядок аттестации руководителей образовательных учреждений в 2017 не изменился — продолжают действовать нормы приказов министерств и федеральных агентств, принятых в 2015 — 2016 годах.

Понятие аттестации

Руководитель образовательной организации отвечает за образовательную, воспитательную, научную деятельность возглавляемого им учреждения, а также осуществляет организационно-хозяйственную функцию, вот почему уровень требований к таким руководителям довольно высок, а их квалификация требует периодической проверки на соответствие установленным квалификационным требованиям.

Аттестация руководителей в указанных учреждениях проводится не реже одного раза за период занятия соответствующей должности не ранее чем через год после вступления в должность.

Приказами соответствующих органов, например ФАНО, Росавиации, Минюста, ФТС предусмотрено проведение аттестации руководителя раз в пять лет.

Лица, не подлежащие аттестации

Освобождаются от аттестации руководители:

  • утвержденные в должности Президентом или Правительством;
  • исполняющие обязанности временно;
  • замещающие должность менее одного года;
  • женщины, ожидающие ребенка, и/или находящиеся в соответствующем отпуске;
  • оформившие отпуск по уходу за ребенком, не достигшим трехлетнего возраста.

Документы, представляемые на аттестацию

Документы, представляемые на аттестацию, оформляется на русском языке и должны включать:

  • согласие на проведение аттестации (с указанием контактных данных аттестуемого и перечня представляемых документов);
  • согласие на исследование представленных документов и сведений;
  • отчет о деятельности в руководителя, в том числе о результатах выполнения программы развития образовательной организации;
  • мнение коллегиального органа управления образовательным учреждением по результатам рассмотрения указанного выше отчета;
  • справку, подтверждающую соответствие руководителя требованиям ч. 1 ст. 351.1 ТК РФ ;
  • иные документы, которые посчитает нужным представить руководитель.

Помимо указанного выше комплекта документов министерства и федеральные агентства, в ведении которых находятся образовательные учреждения, предусматривают представление дополнительной информации:

Название государственного органа Вид документов/информации
Минэкономразвития РФ
Россвязь сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера аттестуемого, его зарегистрированной в органах ЗАГС второй половины и несовершеннолетних детей за истекший год
заверенные копии трудовой книжки, документов, подтверждающих получение образования, квалификации, почетного звания, ученой степени, ученого звания
перечень научных работ (при наличии)
программа развития образовательного учреждения на следующий период
Минкультуры копии документов, подтверждающих получение высшего образования, дополнительного профессионального образования (при наличии)
ФТС документы, подтверждающие получение наград и иных поощрений, наличие ученого звания и степени, профессиональных навыков

Кроме того, руководители, занимающие или занимавшие должности государственной или муниципальной службы в течение 2 лет после увольнения с указанной службы должны представлять согласие комиссии, осуществляющей контроль за соблюдением требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих, если отдельные функции управления образовательным учреждением входят (входили) в его должностные обязанности.

В случае, если документы, необходимые для аттестации, не были представлены, были представлены не в полном объеме или позднее установленных сроков, руководители к аттестации не допускаются.

Порядок проведения аттестации

За семь рабочих дней аттестуемый уведомляется телефонограммой или посредством почтовой связи о месте, дате и времени проведения аттестации для обеспечения его явки на заседание аттестационной комиссии. В случае неявки аттестуемого на заседание без уважительной причины или отказа от аттестации он привлекается к дисциплинарной ответственности, а аттестация переносится на более поздний срок.

Отдельными министерствами и федеральными агентствами, в ведении которых находятся образовательные учреждения, могут быть установлены иные сроки и порядок проведения аттестации руководителей образовательных учреждений.

Последствия аттестации

Руководители, по результатам проверки которых было выявлено какое-либо несоответствие предъявляемым требованиям, признаются не прошедшими аттестацию. На основании заявления указанного выше руководителя аттестационная комиссия вправе принять решение о его повторной аттестации.

Руководитель, не прошедший аттестацию и не получивший положительного ответа на заявление о повторной аттестации, отстраняется от работы до успешного прохождения аттестации.

Руководитель, в отношении которого принято решение о его несоответствии занимаемой должности, может быть освобожден от нее на основании

Руководителям образовательных учреждений периодически приходится и самим подтверждать свои знания. Это позволяет обеспечить учебные организации квалифицированными управленцами. Аттестация руководителей в данной сфере происходит как при их поступлении на должность, так и в период действия трудового договора.

Основные регулирующие акты

Обязательность прохождения аттестации определяется правовым статусом руководителя образовательной организации. Российский закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (51-я статья, п.4) предписывает лицам, возглавляющим подобные учреждения, аттестоваться как в качестве кандидата на руководящий пост, так и в качестве действующего руководителя. Предписание касается государственных и муниципальных образовательных заведений.

Единого порядка и срока проведения аттестации нет. Они зависят от того, какому ведомству (службе) подчиняется конкретная образовательная организация. Каждое из них разрабатывает собственные приказы, где детально расписана соответствующая процедура. Например, аттестация глав образовательных учреждений, находящихся в ведении Министерства внутренних дел, детализирована приказом МВД № 267 от 26.05.2016, а организаций, подчиняющихся Федеральной налоговой службе – приказом ФНС РФ № ММВ-7-4/450@ от 02.09.2014.

В рамках данной статьи будет рассмотрено, как проводится аттестация руководителей учебных заведений, подведомственных Министерству образования РФ. Порядок и сроки ее проведения регулируются приказом Минобрнауки РФ № 240 от 16.03.2015.

Общие правила

Аттестация кандидата (кандидатов) на ответственный пост производится с целью отбора наиболее компетентных руководящих кадров. Ее отрицательный результат не позволит соискателю возглавить учебную организацию.

Аттестация руководителей образовательных учреждений 2018 года проводится не менее 1 раза в период действия заключенного с ними трудового договора, а с целью подтверждения соответствия руководителя занимаемой должности – в течение года со дня начала работы на этом ответственном месте.

  • главы образовательных учреждений, назначенные на должность Президентом РФ / Правительством;
  • беременные женщины;
  • работники, находящиеся в «декретном» отпуске / отпуске по уходу за ребенком (до трех лет).

После выхода из указанных отпусков, руководители могут быть аттестованы не ранее, чем через год после возобновления работы.

Аттестация руководителей образовательных учреждений 2018: процедура

Члены аттестационной комиссии работают на общественных началах, то есть безвозмездно. Ее состав утверждается специальным приказом Министерства образования, в т.ч. в него входят представители министерства, органов власти, профсоюзов. Председатель комиссии – министр образования РФ.

Перед проверкой своей компетенции руководитель передает в комиссию пакет документов:

  • заявление на проведение аттестационных мероприятий;
  • согласие на проверку и обработку личных сведений;
  • отчет о выполнении программы по развитию вверенного ему образовательного учреждения и отчет за год;
  • выписку из решения коллегиального органа учебного заведения – о результатах рассмотрения отчета руководителя;
  • справку об отсутствии в прошлом судимости;
  • дополнительную документацию – по собственному усмотрению.

О времени и месте проведения аттестации руководителя информируют не позднее, чем за семь (рабочих) дней письмом, либо телефонограммой. Если он не явится в назначенное время без уважительного основания, или откажется от проверки, к главе образовательного учреждения применяется дисциплинарное взыскание, а аттестация переназначается на более позднее время.

Положительным результатом аттестации является решение комиссии о соответствии руководящего работника занимаемой должности. При отрицательном результате руководитель признается не прошедшим аттестацию и не соответствующим занимаемой должности.

Исаак КАЛИНА, министр Правительства Москвы, руководитель Департамента образования города Москвы, председатель Аттестационной комиссии (состав 1)

Исаак Иосифович, о процедуре аттестации на соответствие должности руководителя столичной школы говорилось на страницах газеты неоднократно. Как вы считаете, не утратила ли процедура аттестации свою актуальность?
- Процедура аттестации на должность руководителя ОО была актуальна и 200 лет назад, актуальна и сейчас. В уставе учебных заведений, «подведомственных университетам», принятом в 1804 г., в царствование Александра I, говорилось, что директор должен быть «сведущ в науках, мог исправно судить об искусстве учителей и успехах учеников, был бы деятелен, благонамерен, любил порядок и добродетелен... Как хозяин гимназии должен смотреть как за учебой, так и за хозяйственной частью». Если внимательно прочитать эти строки устава, то мы, без сомнения, увидим, что в директоре гимназии ценились те же качества, которые важны и сегодня в руководителе ОО. Это умение управлять кадрами, ресурсами, процессами, результатами и умение управлять публичной информацией о своей школе, учителях, о результатах учеников.
Процедура аттестации на соответствие должности руководителя столичной школы - это многофункциональный инструмент, который в первую очередь стимулирует директоров школ к обеспечению достижения актуальных городу результатов. Например, аттестационная справка, с которой руководитель выходит на аттестацию, содержит не только показатели самой школы, но и оптимальные значения, на которые необходимо ориентироваться, чтобы гарантировать стабильное поступательное движение.
Показатели, внесенные в справку, актуальны не только для директоров, выходящих на аттестацию, но и для тех руководителей (и их заместителей), кто проводит постоянную самооценку своей работы и работы своего коллектива. Анализ реального состояния дел в образовательной организации с ориентиром на оптимальные значения позволяет прогнозировать и проектировать показатели качества образования в столичной школе.
Действующие руководители сами определили актуальность этого процесса. Буквально недавно один из успешно прошедших аттестацию руководителей на своей страничке в Фейсбуке написал, что работа над аттестационной справкой сама по себе ценна, ибо это хороший повод еще раз сверить свои «управленческие часы». Позиция обозначена, и я могу только согласиться с этим.
Мы зачастую очень тревожимся, когда нас оценивают, особенно когда не ясны критерии оценки или тот, кто оценивает, не является для нас авторитетом.
На сегодняшний день процедура аттестации директоров - это не формальная оценка, а открытая, абсолютно прозрачная, независимая оценка профессионалами своих коллег по заранее заданным измеряемым и значимым показателям, мотивирующим к совершенствованию и движению вперед. Городу нужны профессионалы, способные принимать ответственные решения, ориентирующиеся в информационном мире высоких технологий. В данном контексте процедура аттестации не единственная, но весьма эффективная система мотивации к достижению высоких результатов.
Хотел бы обратить внимание на один момент, который лежит в правовом поле трудовых отношений. Подписания или продления трудового контракта с руководителем образовательной организации, не прошедшим аттестацию, не может быть. Однако аттестация директора школы или кандидата на эту должность не является автоматическим обязательством подписания или продления трудового контракта. Аттестация - это одно из условий, но не универсальный пропуск в руководители столичной школы!

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, председатель Аттестационной комиссии (состав 2)
- Татьяна Викторовна, вы председатель одного из составов Аттестационной комиссии. Ваше мнение: сегодняшние аттестационные процедуры соответствуют требованиям времени или аттестация в целом потеряла свою актуальность?
- Считаю, что сегодняшняя аттестационная процедура актуальна. Главные принципы процедуры аттестации - открытость и прозрачность. В режиме реального времени можно увидеть процесс прохождения аттестации, само заседание транслируется в Интернет и потом хранится в архиве на сайте Департамента образования города Москвы. Голосование за того или иного кандидата не является решением одного человека, это коллегиальное решение членов аттестационных комиссий, опытных директоров, педагогической общественности.
- Как вы считаете: заместитель, аттестованный на соответствие должности руководителя, - это стимул для директора или мина замедленного действия?
- Это стимул для директора, так как директор чувствует себя спокойно и уверенно, когда может доверять своему заместителю. Успешно пройденная процедура аттестации гарантирует надежность заместителя при принятии управленческих решений в отсутствие директора школы. А для самого заместителя директора это стимул к профессиональному росту.
- Является ли столичная модель аттестации реальным карьерным трамплином для учителя либо другого педагогического работника или это не совсем так?
- Не думаю, что аттестация сама по себе является реальным карьерным трамплином. Составляющими карьерного роста являются профессионализм кандидата, система профессионального обучения и развития, система повышения квалификации и профессиональной переподготовки, комплекс «магистерских программ», программы формирования и поддержки кадрового резерва. А аттестация - это только один из этапов карьерного роста.

Виктор ФЕРТМАН, заместитель руководителя Департамента образования города Москвы, председатель Аттестационной комиссии (состав 4)
- Виктор Александрович, вы председатель одного из составов Аттестационной комиссии. Ваше мнение: сегодняшние аттестационные процедуры соответствуют требованиям времени или аттестация в целом потеряла свою актуальность?
- Сегодняшние процедуры актуальны сегодня. Аттестация не может себя исчерпать до тех пор, пока существует 273-ФЗ. Аттестация для руководителя, как лицензия на какой-либо вид деятельности: можешь/не можешь работать. Любое право надо подтверждать. Аттестация стимулирует руководителя любого уровня к постоянной рефлексии.
- Ваш состав аттестационной комиссии рассматривает заявления об аттестации заместителей руководителей. Как вы считаете, можно ли рассматривать аттестацию заместителей на соответствие должности руководителя как запас прочности для школы?
- Прочность школы зависит от прочности каждого члена команды, тем более от прочности ее лидеров. Прочно - значит профессионально.
Выражение «каков поп, таков и приход» и про школу тоже. Заместитель директора - его дублер, который в любой момент готов встать на место руководителя. Наличие у сильного руководителя слабых замов - знак беды.
- Как вы можете охарактеризовать общий управленческий уровень заместителей, выходящих на аттестацию?
- Уровень заместителей, как правило, зависит от позиции школы, колледжа в рейтинге и от его личных качеств. Но заметна тенденция: чем выше позиция образовательной организации в рейтинге, тем профессиональнее аттестуемый. И еще: нельзя бесконечно долго работать в одном месте заместителем директора. Перестаешь видеть, слышать и реагировать - личные внутренние связи, как гири, тянут и мешают движению.
Выходя на аттестацию, необходимо выбирать между лояльностью перед директором и будущим школы, своим будущим. Надо видеть проблемы и перспективы.
- Ну и традиционно: что бы вы изменили в системе аттестации руководящих кадров столичных школ?
- Сегодня я вижу проблему в самих аттестационных комиссиях. В вопросах очень много личного, неконкретного. Нам надо научиться задавать самые важные вопросы, анализировать ответы. Выносить решения бесстрастно. Не обращать внимания на «впечатление».

Марина ИВАНОВА, председатель Московской городской организации Профсоюза работников народного образования и науки РФ, заместитель председателя Аттестационной комиссии
- Марина Алексеевна, вы бессменный член Аттестационной комиссии, что, собственно говоря, является обязательным в рамках выполнения требований ТК РФ. Как вы считаете, сегодняшние аттестационные процедуры соответствуют требованиям времени или аттестация в целом потеряла свою актуальность?
- Действительно, в течение последних шести лет я являюсь заместителем председателя городских аттестационных комиссий по присвоению педагогическим работникам квалификационных категорий и комиссии по аттестации руководителей и кандидатов на должность руководителей образовательных организаций.
Я считаю, что аттестация кадров совсем не потеряла своей актуальности. Это нормальная процедура оценки соответствия квалификации работника, руководителя занимаемой должности, так же как и потенциала кандидатов на занятие в перспективе должности директора образовательной организации. Более того, мне кажется, что за эти годы именно благодаря аттестации, тестированию и «публичной защите» директора московских школ, а теперь и их заместители значительно нарастили свой управленческий потенциал, стали руководителями иной формации. Особенно этому способствовали процедуры аттестации и их динамическое изменение, открытость, включение в состав аттестационной комиссии не чиновников от образования, а директоров лучших московских школ и представителей разных общественных организаций.
- Сегодня аттестация на соответствие должности руководителя образовательной организации - это обязательная процедура не только для директора. Заместители руководителей не остались в стороне. Первоначально, в 2015 году, это была пробная процедура, сейчас это норма для всей административной команды образовательной организации. Как вы считаете, не усложнило ли это ситуацию в педагогических коллективах, где заместители становятся конкурентами руководителям?
- Если рассматривать аттестацию как возможность подтверждения высокого уровня квалификации, то да. Это очень мощная форма профессионального развития.
Однако реально трамплином для карьерного роста может и должна являться целая система, обеспечивающая такое продвижение: переподготовка или получение дополнительного образования по управлению образовательной организацией, менеджменту в сфере образования, стажировка и даже тестирование на определение психологической готовности к занятию должности руководителя.
На мой взгляд, без такого комплексного подхода очень велика вероятность ошибки и со стороны самого искателя карьеры, и со стороны учредителя. А страдать потом придется школе.
Кстати, мы как профсоюз заинтересованы в том, чтобы наши председатели первичных профсоюзных организаций (а это в основном учителя) тоже пробовали свои силы в аттестации. И мы рады тому, что за последнее время ряд наших коллег успешно прошли аттестацию в качестве кандидатов на должность руководителя образовательной организации.
Я думаю, что в тех школах, где есть команда, прохождение аттестации заместителями директора не является угрозой расслоения коллектива, возникновения конфликтов, а, наоборот, дает дополнительный ресурс для развития управленческих компетенций и развития школы.
- Как вы думаете, срок аттестации на 2 года (с 20 июня 2017 г. на 3 года) не мало ли? А на 5 лет - не много ли?
- Не мало и не много. За два года можно сделать очень много. Поправить что надо, пересмотреть программу, оправдать кредит доверия. Мне кажется, что и два, и пять лет - это очень высокий результат полученного статуса московского директора. Только аттестация на пять лет - это уже опыт мастера, а не индульгенция на «чуть подольше». Пройденная аттестация должна вызывать не облегчение, что все закончилось, а гордость за достигнутое и предвкушение нового этапа.
- Ротация управленческих кадров - это хорошо или плохо?
- Во многих странах существует ротация руководящих кадров образовательных организаций. Например, в Сингапуре это происходит примерно каждые шесть лет. Да и вообще давно выдвинуто предположение, что полезно менять место работы каждые пять лет. Но, думаю, что ротация вряд ли является универсальным импульсом к ускорению развития организации. Думаю, что надо исходить из анализа динамики развития школы. Зачем же останавливать на скаку резвого коня?
- Что бы вы изменили в системе аттестации руководящих кадров столичных школ?
- А вы знаете, пожалуй, ничего. Я считаю, что в Москве аттестация проходит по-настоящему, достойно и с уважением к должности руководителя.

Знаете ли вы, что...

За период с сентября 2013 г. по настоящий момент были аттестованы на соответствие должности руководителя 529 директоров, из них сроком на 5 лет - 256 человек, сроком на 2 года - 273 человека.
Аттестацию на соответствие должности руководителя прошли руководители и заместители руководителей центральных городских учреждений, а также подавляющее большинство работников Департамента образования города Москвы.
Аттестация заместителей директоров школ стала нормой, обеспечивающей стабильность работы административных команд. В 37 процентах образовательных организаций города Москвы на соответствие должности руководителя аттестованы все заместители директора, в 56 процентах образовательных организаций члены команды заместителей руководителя аттестованы частично.

Аттестован на соответствие
Что дальше?

Согласно Положению о порядке и сроках проведения аттестации (приказ Департамента образования города Москвы от 11.08.2016 г. №1014) на соответствие должности руководителя образовательной организации аттестации подлежат руководители и кандидаты на должности руководителей, в том числе заместители руководителя как исполняющие полномочия руководителя образовательной организации в период его отсутствия.

За период с сентября 2013 г. по настоящий момент были аттестованы на соответствие должности руководителя образовательной организации 2242 кандидата, из них:
заместителей руководителей - 1646 человек;
педагогических работников - 222 человека;
учителей - 138 человек;
методистов - 55 человек;
учителей-логопедов/дефектологов - 5 человек;
педагогов психологов - 2 человека;
педагогов-организаторов - 22 человека;
других работников - 374 человека.
Аттестация на соответствие должности руководителя образовательной организации является одним из условий назначения на должность директора школы. Так, в 2016-2017 учебном году были аттестованы на соответствие должности руководителя образовательной организации 740 кандидатов, из них назначены руководителями 33 человека. В частности, из 596 аттестованных членов административных команд школ назначены директорами школ 25 человек, из 108 аттестованных педагогических работников назначены руководителями 8 человек. Из назначенных руководителями 67 процентов женщины и 33 процента мужчины. В возрасте до 30 лет - 12 процентов, от 31 до 45 лет - 31 процент, от 46 до 55 лет - 36 процентов, старше 55 лет - 21 процент.

Решение «не соответствует должности руководителя»
Приговор или точка роста?

Согласно Положению о порядке и сроках аттестации (приказ Департамента образования города Москвы от 11.08.2016 г. №1014) аттестация руководителей и кандидатов на должности руководителей проводится в два этапа: прохождение квалификационных испытаний и собеседование с аттестационной комиссией. В случае если все попытки тестирования, предусмотренные Порядком аттестации, пройдены ниже установленного уровня, то первый этап аттестации считается завершенным, ко второму этапу руководитель не допускается и признается не соответствующим занимаемой должности

За период с сентября 2013 г. по настоящий момент были не аттестованы на соответствие занимаемой должности 98 руководителей, из них не прошли I этап аттестации (тестирование) 56 человек, не прошли II этап аттестации (собеседование с Аттестационной комиссией) 42 человека