Противоположные функции философии. Предмет и функции философии: кратко о главном

В статье мы рассмотрим функции философии кратко, ее предмет и особенности метода. Все это - основополагающие вопросы при изучении данной науки. Прежде чем обозначить функции философии, кратко расскажем о самом термине, обозначающем интересующую нас науку.

Термин "философия"

Отметим, что философия зародилась примерно две с половиной тысячи лет назад. Произошло это в Греции, Индии, Риме. В Древней Греции она приобрела наиболее развитые формы.

Термин "философия" происходит от двух греческих слов: "любовь" (phileo) и "мудрость" (sophia), то есть он означает в переводе "любовь к мудрости". Сами философы на вопрос о том, что же представляет собой мудрость, отвечали по-разному, и каждый по-своему мудрствовал. С этим связано и то, что понятие "философия" сегодня употребляется в различных значениях. Первым, кто объяснил само это слово, был Пифагор, живший во второй половине шестого - начале пятого века до н. э. Согласно этому мыслителю, смысл философии заключается в поиске истины.

Смысл философии (по мнению софистов)

Софисты придерживались другого мнения о том, в чем состоят функции философии. Краткое содержание их позиции по этому вопросу следующее. Основная задача философа заключается в необходимости научить мудрости своих учеников. Они при этом отождествляли мудрость не с достижением истины, а со способностью доказывать то, что каждый считает выгодным и правильным. Для этого любые средства признавались приемлемыми, вплоть до различных ухищрений и уловок.

Мнение Платона и Аристотеля

Платон, древнегреческий мыслитель, также изучал предмет и функции философии. Краткое содержание его трудов позволяет сделать ряд важных замечаний, касающихся рассматриваемой нами темы. В частности, он считал, что задача философии состоит в познании абсолютных и вечных истин. А это под силу лишь мудрецам, с рождения наделенным соответствующей душой. С его точки зрения, философами рождаются, а не становятся. Аристотель (на фото ниже) полагал, что задача философии заключается в постижении всеобщего в мире, а предмет ее - причины и первые начала бытия. При этом она является единственной наукой, существующей ради самой себя. Философия представляет понимание и знание ради них самих.

Связь предмета философии с социально-историческими условиями

Следует отметить, что и с социально-историческими условиями связано понимание предмета философии. Например, разложение общества (средневекового, античного, греческого и т. п.), конечно же, повлияло на возникновение концепций, по которым эта наука должна освободить людей от страданий и страха перед будущим, способствовать достижению душевного здоровья и счастья.

Выполняет также функции культуры философия. Кратко поясняя это утверждение, можно сказать, что она обеспечивает адаптацию человека к среде, к историческим и природным условиям обитания.

В чем состоит предмет философии?

Философию отличает множество и разнообразие пониманий и подходов к ее предмету, что говорит о плюралистическом характере. Предмет и функции философии, кратко изложенные в этой статье, действительно позволяют сделать вывод о том, что наука эта далеко не однозначна. Сказанное, однако, не подразумевает, что философским концепциям общее не присуще.

Можно выделить свойственные предмету философии некоторые существенные моменты:

Исследование вопросов бытия, являющихся наиболее общими (сама проблема бытия при этом понимается в смысле универсальном: идеальное и материальное, бытие человека, общества и природы, бытие и небытие);

Анализ общих вопросов познания, таких как: познаваем или непознаваем этот мир, каковы цели, методы и возможности познания, в чем состоит сущность познания как такового и что такое истина, каков объект и субъект познания;

Изучение общих вопросов развития и функционирования общества;

Исследование самых существенных и общих вопросов человека.

Изучив такие темы, как предмет, структура и функции философии, кратко можно определить эту науку как учение об общих принципах познания, бытия и отношениях человека с миром.

Философия оформляется всегда в виде теории, которая формулирует определенные категории и их систему, принципы, методы и закономерности исследования. Специфика такой теории состоит в том, что ее принципы, категории и законы имеют всеобщий характер. Они одновременно распространяются на само мышление, человека, общество и природу. Предмет этой науки включает и вопрос о том, что такое философия, а также изучение ее истории.

Специфические вопросы

Продолжая раскрывать тему "Структура и функции философии" кратко, выделим специфические вопросы этой науки. Дело в том, что как сложившаяся система интересующая нас область знания имеет свои собственные вопросы. Она должна на них ответить, опираясь на методы и функции философии. Кратко расскажем об основных.

В любой философской системе есть главный, стержневой вопрос. Его раскрытие составляет ее сущность и основное содержание. Например, для античных философов это был вопрос о первоосновах сущего, для Сократа - принцип "познай себя", для мыслителей Нового времени - возможность познания, для позитивизма современности - в чем заключается суть "логики научного открытия". Однако существуют и общие вопросы, которые раскрывают характер самого философского мышления. Среди них, прежде всего, вопрос о том, что первично: материальное или идеальное, материя или дух. От решения данного вопроса зависит понимание бытия, поскольку идеальное и материальное - его предельные характеристики. Выделяются в зависимости от его решения такие философские направления, как идеализм и материализм.

Особенности метода

Любая наука имеет свой метод. Философия, однако, выступает как самая общая методология. В этом заключается суть ее метода. Он, можно сказать, является системой общих приемов практического и теоретического освоения действительности, представляет собой способ обоснования и построения системы философского знания.

Он берет начало, как и методы других наук, в практической деятельности человека. Философский метод является в истоке своем отражением закономерностей и логики развития объективной реальности. Это, конечно, относится лишь к философии, опирающейся на науку. Общие принципы исследования задает философский метод. Однако различные философские направления и школы в соответствии со своим пониманием предмета и своей спецификой формулируют и применяют разные методы.

Таким образом, плюрализм методов соответствует плюрализму концепций в этой науке. К их числу относятся логические методы (индукция, дедукция) и опытные (самонаблюдение, рефлексия, эксперимент). Общее, свойственное всем им, - теоретическое мышление, которое выражено в философских законах, принципах и категориях.

Идеализм и материализм

Идеализм и материализм выступают в качестве наиболее общих способов и подходов рассмотрения познания и бытия. С самого начала теория познания определяется во многом тем, что берется как первичное: сознание или материя, природа или дух, то есть идеалистические или материалистические предпосылки. Общий процесс познания в первом случае рассматривается как отражение объективной действительности в сознании, а во втором он понимается как самопознание сознания, изначально присутствующей в вещах абсолютной идеи (объективный идеализм) или же как анализ собственных наших ощущений (идеализм субъективный).

Метафизика и диалектика

Еще один аспект различения методов философии - метафизика и диалектика. Диалектика - это учение об общих закономерностях развития познания и бытия. Она выступает одновременно и общим методом познания действительности, рассматривающейся как единство и борьба различных противоположностей. В принципе, диалектика совместима как с идеализмом, так и с материализмом. Она выступает в первом случае как идеалистическая диалектика (например, Гегель), а во втором - как материалистическая (Энгельс, Маркс).

Диалектика возникла и в дальнейшем развивалась вместе с метафизикой как способ познания и мышления, противоположный ей. Ее особенностью является тенденция к созданию статичной, однозначной картины мира, а также стремление к абсолютизации и рассмотрению тех или иных фрагментов бытия или моментов изолированно.

Метафизический метод рассматривает процессы и предметы по одному принципу: да или нет, черное или белое, друг или враг и т. д. Метафизика при изучении движения тяготеет к сведению различных форм к некоторой одной. Например, характерно для материализма Нового времени сведение разных форм движения материи лишь к механической (так называемый механистический материализм). Ошибка метода возникает тогда, когда момент покоя или же некоторая сторона, характеристика предмета исследования возводится в абсолют, вырывается из общей взаимообусловленности и взаимосвязи.

Другие методы философии

Кроме указанных методов в философии есть и другие. Среди них наиболее распространенными являются следующие.

Сенсуализм - методологический принцип, согласно которому чувства берутся за основу познания. Он стремится вывести все знание из деятельности ощущений, органов чувств, абсолютизируя при этом их роль в познании (Фейербах, Гольбах, Беркли, Локк, Гоббс, Эпикур). Рационализм - это метод, по которому основой действия людей и познания является разум (Гегель, Лейбниц, Спиноза, Декарт). Иррационализм представляет собой методологический принцип, отрицающий или, по меньшей мере, ограничивающий роль в познании разума. Основное внимание он уделяет иррациональным способам постижения действительности (Бергсон, Дильтей, Ницше, Кьеркегор, Шопенгауэр).

Бурное развитие познания и науки в последнее время привело к пониманию методологии как области знания, являющейся специализированной. В ее рамках изучаются внутренние механизмы, организация и логика науки (знания). Например, рассматриваются критерии, по которым можно определить научность знания, анализируется язык науки, структура научных революций, прослеживаются рост и логика научного знания.

Функции философии

Специфику и предмет философии нельзя в достаточной степени полно раскрыть, не затрагивая при этом вопроса о функциях этой науки. Среди них стоит особенно отметить следующие.

Мировоззренческая связана с понятийным, абстрактно-теоретическим объяснением мира. Оно отличается от всех других уровней и видов мировоззрения (мифологического, обыденного, религиозного). Роль, которую играют мировоззренческие функции философии, кратко можно определить следующим образом: они способствуют формированию представлений об устройстве мира, его целостной картины, месте в нем человека, а также принципов, по которым происходит взаимодействие с окружающим нас миром.

Мировоззрение имеет свою структуру: знание (научное и обыденное), принципы, вера, убеждения. Оно служит средством познания окружающего мира человеком. Мировоззрение вбирает опыт познания, а философия ориентирована на понимание общих принципов того, как устроен мир, каковы его важнейшие характеристики. Она решает лишь наиболее общие мировоззренческие вопросы, отнюдь не стремится дать свой ответ на все познавательные вопросы.

Методологическая состоит в том, что философия является общим учением о методе, а также совокупностью общих методов освоения и познания человеком действительности. По-другому эта функция называется поисковой. Методологическая функция философии кратко может быть описана так: эта наука формулирует для всех частных наук правила познания.

Продолжая описывать функции философии кратко, мы переходим к прогностической, выдвигающей гипотезы об общих тенденциях, по которым развивается мир, человек, сознание и материя. Степень вероятности прогноза при этом будет выше в такой степени, в какой философия опирается на науку.

Эта наука является школой мудрости и теоретического мышления, что касается в особенности истории философии.

Критическая дополняет другие функции философии. Кратко о ней скажем следующее. Со времен античности многими философами проповедуется принцип, гласящий: "Подвергай все сомнению!". Это свидетельствует о важности в этой науке критического подхода, а также о наличии по отношению к существующим социокультурным ценностям и знанию некоторой доли скепсиса. Этот принцип играет в их развитии антидогматическую роль.

Описывая основные функции философии кратко, расскажем еще об одной, аксиологической. Она тесно связана с критической. Каждая философская система включает момент оценки изучаемого объекта с точки зрения различных ценностей: идеологических, эстетических, нравственных, социальных. Эта функция особенно остро проявляется тогда, когда в общественном развитии наблюдается переходный период, когда встает проблема выбора пути дальнейшего движения и вопрос о том, что из старых ценностей необходимо отбросить, а что - сохранить.

У философии есть также социальная функция. Она состоит в том, что эта наука должна выполнять двуединую задачу. Философия должна объяснить социальное бытие и в то же время способствовать его духовному и материальному изменению. Следует помнить при этом, что социальные реформы, эксперименты, различные изменения в общественной жизни имеют особое значение и ценность. Поэтому нужно до попыток изменить социальный мир его хорошо объяснить. Сегодня особенно важны социальные функции философии, кратко описанные выше. У этой науки есть прерогатива в разработке концепций консолидации и интеграции общества, являющихся всеобъемлющими.

Опишем и другие функции философии в обществе кратко. Тесно связана с социальной гуманитарная. С этой точки зрения философия должна играть жизнеутверждающую и адаптационную роль для индивидов, способствовать формированию в обществе гуманистических идеалов и ценностей, утверждению цели жизни и позитивного ее смысла. Таким образом, она призвана выполнять функцию интеллектуальной терапии, являющейся наиболее важной в периоды, когда состояние общества нестабильно, когда существование людей находится в пограничной ситуации и необходимо сделать свой выбор каждому.

Основные функции философии кратко были нами описаны. Каждая из них по-своему важна, а вместе они определяют то большое значение, которое имеет эта наука в системе знания. Ведь именно она описывает функции сознания. Философия, кратко о которой мы рассказали в этой статье, позволяет нам приблизиться к пониманию сути всех вещей.

Философия выполняет много функций в жизнедеятельности человека.Их надо сгруппировать, выделить наиболее важные. На основе последних можно выделить и раскрыть специфику всех других, производных от них функций.

К основным функциям философии следует отнести мировоззренческую, познавательную (гносеологическую), методологическую, практически-деятельную (праксеологическую).

Мировоззренческая функция философии заключается в том, что она, вооружая людей знаниями о мире и о человеке, о его месте в мире, о возможностях его познания и преобразования, оказывает влияние на формирование жизненных учреждений, на осознание человеком целей и смысла жизни.

Как правило, когда речь идет о мировоззрении, прежде дается его характеристика как обобщенной системы идей и взглядов на мир, человека, его место в мире и т.д. Такой подход является важным. Но ограничиваться этим нельзя. Ведь мировоззрение в этом случае сводится к объективированной системы знаний, оторванной от субъекта. Нередко при характеристике мировоззрения обращается внимание фактически на этимологию слова и тогда понятие мировоззрения сводится к "взгляду на мир".

Мировоззрение следует рассматривать не только с точки зрения его содержания (то есть как результат отражения действительности в сознании людей), но и обязательно учитывать взаимосвязь знания о мире и человеке с социальным субъектом, с его отношением к действительности, основанное на этом знании.

При таком подходе на первый план выдвигается значение знания для жизнедеятельности человека. По этому под мировоззрением следует понимать не просто систему обобщенных знаний о мире и человеке, а такую систему знаний, которая для социального субъекта является способом видения, понимания, анализа, оценки явлений, определяет характер отношения к миру и к себе, осознание целей и смысла жизни, характер поступков и действий. Мировоззрение является способом практически-духовного освоения мира.

Философия является методологической основой мировоззрения. Для его построения она дает выходные, основные принципы, применение которых позволяет человеку выработать свои жизненные установки, которые становятся главными ориентирами, определяют характер и направленность его отношение к действительности, характер и направленность практической деятельности. Сердцевина мировоззрения - осознание человеком целей и смысла жизни.

Познавательная (гносеологическая) функция заключается в том, что она, ориентируя познавательные стремление человека к познанию природы и сущности мира, природы и сущности самого человека, общей структуры мира, связей и законов его развития, с одной стороны, вооружает людей знанием о мире, человека, о связи и законы, а с другой - оказывает влияние на каждую форму общественного сознания, детерминируя необходимость для каждой из них (в своей сфере) осознавать действительность сквозь призму отношения "человек - мир".

Формируясь и развиваясь на основе достижений научного познания и обобщения результатов в сфере политического, правового, нравственного, эстетического, религиозного сознания, философия выступает как особая сфера познавательного отношения человека к действительности, объектом которой является отношение "человек - мир". Вместе с тем содержание и результаты философского знания оказывают влияние на особенности познавательного процесса во всех других сферах жизнедеятельности людей. Это влияние проявляется в том, что философское знание приобретает значение всеобщего метода познания действительности, а также в том, что познание в любой сфере в конечном итоге оказывается как различные аспекты осознания отношения "человек - мир".

Методологическая функция. Выделение ее как одной из основных обусловлено тем, что философия занимает особое место в процессе осознания бытия в структуре общественного сознания. Каждая из форм общественного сознания, выступая как осознание зависимости жизнедеятельности человека от определенной сферы действительности, является отражением именно этой стороны человеческого бытия. Специфика философии заключается в том, что она изучает отношение человека к миру и к самому себе. Поэтому основные положения философии имеют важное методологическое значение для каждой из форм общественного сознания в процессе осознания своего специфического предмета.

Для более глубокого и доходчивого осознание этого вопроса следует остановиться на понятии методологии. Методология - это система исходных, основополагающих принципов, определяющих способ подхода к анализу и оценке явлений, характер отношения к ним, характер и направленность познавательной и практической деятельности.

Каждая философская концепция имеет свои выходные, основные принципы. Так, материалистические философские концепции утверждают, что первично материя, природа, а вторичным, производным - сознание, дух. Одним из принципов материализма является признание познаваемости мира. Признается, как правило, положение вещей, процессов, находящихся в развитии. Эти и другие принципы служат естественным и общественным научным исследованиям. В целом можно утверждать, что сущностью методологической функции философии является логико-теоретический анализ научной и практической деятельности людей. Философская методология определяет направления научных исследований, создает возможность ориентироваться в разнообразии фактов и процессов, происходящих в мире. Философская методология способствует более эффективному и рациональному использованию научных методов конкретных наук.

Практически-деятельная (праксиологическая) функция философии заключается в том, что она становится орудием активного, преобразовательного воздействия на окружающий мир и на самого человека. Философия играет важную роль в определении целей жизнедеятельности, достижение которых является важнейшим условием обеспечения существования, функционирования и развития человека.

Усвоения философских положений должно рассматриваться не как дополнение к формированию специалиста, который будет использовать эти положения в своей профессии, а как и общая основа формирования духовного мира личности, через осознание человеком себя как человека, через осознание смысла своего бытия играет определяющую роль в становлении личности как специалиста.

Разные исследователи выделяют разные функции философии . Их достаточно много. Большинством мнений главными признаются следующие функции философии.

Мировоззренческая - заключается в способности философской науки описывать картину мира и объединять знание различных наук, практик и искусств. Она характеризуется абстрактно-теоретическим подходом к объяснению мира. В этом плане сами отличаются двойственным характером, выражающимся в тяготении либо к науке, либо к псевдонауке.

Методологическая - состоит в выявлении наиболее оптимальных способов достижения определенных целей, к примеру, конструирования научных знаний, социальной практики или эстетического творчества. Подразумеваются такие методы и принципы действия, которым свойственно фундаментальное, а не узкое значение. К таким методам относится исторический метод. во многом направлены на прояснение содержания главных принципов науки и практики.

Философия выступает общим учением о методах, а также как совокупность методов познания, являющихся общими для наук, занимающихся познанием мира.

Гуманистическая - проявляется довольно ярко и реализуется в предельно внимательном отношению к людям. Философия призвана быть внимательной к людям. Поэтому она не ограничивает себя сугубо научным подходом, а также широко используется этический и эстетический подходы.

Практическая - заключается в заботе о благе людей, то есть в моральности.

Прогностическая - формулирует гипотезы общих тенденций развития материи, мира, сознания, человека. Вероятность прогноза возрастает вместе со степенью, в которой философия опирается на научные знания.

Критическая - относится и к другим дисциплинам, и к самой философии. Со времен античности актуальным принципом этой науки является постулат о подвергании всего сомнению. Под этим понимается не абстрактный нигилизм, а конструктивная критика, основанная на диалектическом отрицании.

Аксиологическая - связана с оценкой исследуемого объекта с позиций разного рода социальных, идеологических, эстетических, т.д.

Социальные функции философии довольно многоплановы по содержанию и охвату аспектов жизни общества. Философия выполняет двуединую задачу - объясняет социальное бытие и способствует его духовному и материальному усовершенствованию. В связи с этим философия взяла на себя прерогативу разработки общих концепций консолидации и интеграции общества.

В ее задачи входит помощь осознанию и формулирование коллективных целей, а также направление усилий людей на их достижение. Жизненность философских концепций определяется тем, насколько каждый отдельный человек способен ее понять и принять. Поэтому философия при том, что носит всеобъемлющий характер, должна быть адресована к каждому конкретному человеку.

Функции философии в культуре проявляются на всех уровнях функционирования общества и отдельных индивидов. Все свойственные философии роли, особенности и характеристики тем или иным образом предполагают вовлеченность этой науки в культуру, их взаимодействие.

Как показывает история, философия в культуре принимала самые разнообразные формы. Философия Платона насквозь пронизана мифами. Римские стоики превратили ее, в своего рода, моральную проповедь. В средневековье философия стала служанкой богословия. В в нее проник принцип научности. Сегодня философия превратилась в стройную

Все функции философии связаны между собой диалектически. Каждая из них в определенной степени включает в себя остальные. Многие из них вообще являются неразрывными, к примеру, мировоззренческая и методологическая, методологическая и гносеологическая, социальная и гуманитарная и т.д. Только через целостность и единство функций проявляется сущность и специфика философии как науки.

В общей классификации философических функций выделяют 11 направлений. Функции философии - решение отдельных задач, которые возникают перед наукой в процессе ее становления. Каждая функция имеет свое значение, оно равноценно для развития и популяризации философии.

Мировоззренческая

Для мировоззренческой функции, основной задачей является формирование у человека целостной картины мира. Она способствует развитию у него индивидуального взгляда на каждое событие и явление. Первые информационные ориентиры человека - родители. Они формируют основы мировоззрения ребенка, задают базовое понимание нормы, хорошего и плохого, правильного и неправильного. Мировоззрение определяет, как человек будет взаимодействовать с окружающими, каких морально-нравственных ценностей он будет придерживаться. Во взрослом возрасте, сформировавшаяся личность может изменить свои взгляды на мир, обратившись к другой системе ценностей.

Гносеологическая

Задача гносеологической функции - развитие механизма познания. Важно не только познавать окружающий мир, но и делать это правильно. Неверное понимание полученной информации ведет к формированию искаженной картины мира. Это приводит к познавательному конфликту и отсутствию адекватной коммуникации между философами различных школ.

Благодаря гносеологии человек исследует мир во всей его полноте. Он может различать и классифицировать процессы, происходящие в мире, давать свою оценку событиям. Объединение информации о мире, собранной разными исследователями, позволяет создать полноценную научную базу знаний.

Методологическая

Задача методологической функции - создание новых методов познания. Человек получает информацию об окружающем мире через:

  • зрение;
  • слух;
  • осязание;
  • общение с другими людьми;

Далее, он обрабатывает полученную информацию с помощью рациональных или иррациональных методов познания. Рационализм отрицает все, что нельзя доказать практическим путем. Он позволяет дать определение предметам и явлениям, которые можно опознать с помощью органов чувств. Иррационалы полагаются на внутренние ощущения и способность человека к интуитивному пониманию сути вещей. В современной науке используется преимущественно рациональный подход, но он будет не полным без интуитивного познания. С помощью методологии философы стремятся найти метод познания, который объединит два направления и создаст новый, улучшенный способ изучения мира.

Информационно-коммуникативная

Коммуникативная функция существует для передачи знаний от человека к человеку. Информация передается посредством:

  • устного общения;
  • письменного общения;
  • сохранения информации на различных внешних носителях.

Предназначение коммуникации - передача правильного содержания информации. Люди, желающие ознакомиться с ней, имеют право на получение достоверного знания. Коммуникация регулирует адекватность переданной информации, ее соответствие действительности.

Ценностно-ориентирующая

Ценностная или аксиологическая функция нужна для формирования системы критериев моральной оценки событий и явлений. Ее цель - фильтрация событий и явлений, отделение полезного и правильного от того, что вредно или уже изжило себя.

Моральные ценности общества определяются актуальной политико-социальной ситуацией в мире или конкретном рассматриваемом обществе. К моральным ценностям относятся основные гуманистические идеалы: жизнь как высшая человеческая ценность, право на свободу и неприкосновенность каждой личности.

Современные гуманистические ценности включают право на:

  • образование;
  • жилье;
  • удовлетворение физических потребностей;
  • свободу передвижения;
  • получение медицинской и других видов социальной помощи.

Потребность в переоценке ценностей особенно остро проявляется в переломные исторические моменты, когда одна эпоха сменяется другой.

Критическая

Критическое мышление - главный инструмент в оценке достоверности знания. Мыслительный процесс происходит в 3 этапа:

  • получение информации;
  • обработка;
  • заключение.

Люди, использующие критический подход, способны анализировать поступающую информацию и отделять истину от заблуждения. Для проверки и сравнения они используют логику, как главный инструмент мышления. Без критического подхода невозможно полноценное исследование мира, увеличение и модернизация знаний. Он помогает разрушать догмы, в том числе и внутри философского знания.

Интегрирующая

Философия - накопительная база человеческих знаний. Она собирает, обрабатывает, систематизирует информацию и интегрирует ее - распределяет по отдельным разделам.

Также интегрирующая функция определяет принципы мироустройства. Она формирует отношение человека к миру, обществу и себе. У людей, воспитанных под влиянием разных систем ценностей, благодаря интеграции вырабатываются похожие механизмы взаимодействия. Таким образом, отдельные личности превращаются в единое общество.

Идеологическая

Идеология - совокупность интересов отельной социальной группы. Чем большей властью обладает группа, тем больше у нее возможностей пропагандировать и внедрять свою идеологию в общество.

Идеологические интересы могут быть двух типов: реакционные и прогрессивные. Первые направлены на торможение процесса развития. На них основано костное мышление: они стремятся нивелировать значимость философии, сократить поле деятельности. Второй тип интересов направлен на популяризацию философии, стремление показать ее практическое значение.

Воспитательная

В современном мире одной из основных функций философии - воспитательная. Она культивирует гуманистические ценности: укрепляет мораль и нравственность. Гуманистический идеал - свободный человек, воспитанный в любящей семье, получивший хорошее образование и имеющий возможности для самореализации.

Особенность воспитательной функции - способность помочь человеку адаптироваться в мире, найти свой смысл жизни.

Прогностическая

Задача прогностического направления - создавать теории и прогнозировать развитие человека, общества и науки. Прогнозы создаются на базе изученной информации. Человек может проанализировать события прошлого и проследить, к каким последствиям они привели в настоящем. Прогностическое направление мыслительно-теоретическое: выводы прогнозистов невозможно проверить на практике сразу, можно только дождаться исполнения или неисполнения прогноза.

Способность прогнозировать дает человечеству возможность избежать глобальных ошибок, приводящих к ухудшению качества жизни. Прогнозы используются во всех сферах жизнедеятельности, но основная - политическая, она определяет общечеловеческие пути развития.

Проектировочная

Благодаря своей способности выявлять механизмы развития, философия может использоваться как основа для контроля мировых глобальных процессов. Суть проектирования - разработка новых нормативов, на основе которых будут созданы новые объекты, регулирующие жизнедеятельность людей в отдельных сферах.

Задача проектировочной функции - экономическая организация общества. Она формирует для каждого социального слоя новые образцы деятельности. Роль проектирования особенно велика в регулировании деятельности, направленной на преобразование мира. Введение новых тенденций позволяет значительно ускорить социальное и экономическое развитие общества.

Мировоззренческая функция философии

контрольная работа

ВОПРОС 1. Объясните, в чем состоит мировоззренческая функция философии

Мировоззренческая функция философии состоит в том, что, давая людям общий, целостный взгляд на мир, философия позволяет человеку определить свое место и роль в этом мире, делает его сознательным участником этого процесса, ставит пред ним общечеловеческие цели и задачи социального прогресса. Ядро мировоззрения составляют ценности - это феномены человеческой культуры, выступающие в качестве факторов выбора. Они задают ценностное отношение человека к миру, т.е. специфически человеческий масштаб освоения мира. Центральное место, например, у Канта занимала триада «Истина - Добро - Красота». Именно эти ценности определяют то, как человек отвечает себе, в частности, на сформулированные Кантом вопросы. Философия использует рациональные формы обоснования ценностных ориентаций, в то время, религия апеллирует к божественному авторитету и чуду. В этом кроется одна из причин коллизий, возникающих между этими формами обоснования мировоззрения .

Генезис философии. Становление философского сознания

Материализм и идеализм как два способа философского освоения человека и мира

Основной вопрос философии, вопрос об отношении сознания к материи. Составляет исходный пункт философского исследования, в силу чего то или иное решение этого вопроса (материалистическое, идеалистическое...

Материальное и идеальное. Формирование научно-философского понятия материи

Каждый человек имеет свое личное отношение к жизни и каждый в душе немного философ. Но можно ли сказать, что каждый из нас философски относится к жизни? Думаю, в определенной степени, да. Почему я так считаю? Давайте проверим...

Мировоззренческая природа философии

Приступая к изучению философии, большинство уже содержат об этом предмете некоторое понятие: могут с большим или меньшим успехом воссоздать из памяти имена известных философов, а может быть...

Мировоззренческая функция философии

Общество представляет собой самую сложную материальную систему, так как центральная фигура в не человек, который разумен. В философии подход к обществу может быть различным...

Основной вопрос философии. Направления и школы в философии

Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении мышления к бытию, а бытия - к мышлению (сознанию). Важность данного вопроса заключается в том...

Предмет и функции философии

философия мировоззренческий методологический Выполнение философией своего назначения предполагает реализацию ею целого ряда взаимосвязанных функций, через которые реализуется ее назначение...

Проблема сознания

В истории философии исследователи сознания шли двумя путями. Первый состоял в описании способов, каким вещи даны в сознании. На философском языке это называется описанием феномена сознания. Второй состоял в объяснении...

Роль религии в развитии общества

Мировоззрение - это совокупность идей о наиболее общих закономерностях и о наиболее общих проблемах жизни . Эту совокупность идей можно называть также мировоззренческой информацией. Мировоззренческая информация отвечает на вопросы...

Философия

"Философия" дословно переводится как "любовь к мудрости". Впервые этот термин использовал в VI в. до н.э. греческий мыслитель Пифагор. Философами он называл людей, которые вели размеренную жизнь и проявляли интерес не к конкретным...

Философия

Познакомьтесь с фрагментами текстов А.А. Радугина, А.Г. Спиркина, А.Н. Чанышева и заполните предлагаемую Вам таблицу. Определите, позиции какого автора Вам наиболее близки. А.А. Радугин А.Г. Спиркин А.Н...

Философия в культурно-историческом контексте, ее предмет, функции, структура и основной вопрос

философия метафизический материализм мышление Для выделения философских направлений критерием выступает так называемый основной вопрос философии. В марксистской философии этот вопрос был сформулирован Ф...

Философия по Зиммелю

Развитие теоретического мышления и становление философии представляют длительный процесс, предпосылки которого можно найти уже на ранних ступенях человеческого общества. Древнейшие философские системы...

Этапы и уровни научного познания

Происхождение человека - это одна из главных проблем философии и науки, религии, это давняя интенция культуры. Эта проблема так важна потому, что это ключ к пониманию природы человека, его сущности и предназначения в этом мире...