Государственное (иерархическое) регулирование предпринимательской деятельности: понятие и пределы. Правовое регулирование предпринимательства

Рыночные отношения порождают у многих граждан естественное стремление иметь собственное дело, с помощью которого они приумножат собственность. В конечном итоге это приводит к появлению особого вида деятельности - предпринимательства.

Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. Поведение людей, как известно, обостряется, когда они рискуют чем-то (имуществом, падением популярности, деньгами, положением и т.д.). Предприниматели не всегда знают, продадут ли они все свои товары и услуги и насколько выгодно. Они идут на риск: ведь такие же товары и услуги поступают на рынок и от других производителей. Это создает условия для возникновения такой деятельности, которая выражается в вечном поиске улучшения своего положения в сравнении с существующим, всегда заставляет предпринимать что-то для того, чтобы процветать и развиваться.

Рассмотренные характеристики дают возможность выделить важнейшие отличительные черты предпринимательства.

Во-первых - это самостоятельность и экономическая свобода деятельности. Любой предприниматель независим в принятии решения по поводу организации собственного дела в любой экономической сфере (естественно, кроме запрещенной законом).

Во-вторых, деятельность предпринимателя связана с риском и неопределенностью успеха начатого дела. Поэтому такая деятельность предъявляет жесткие требования к личным качествам человека, занятого предпринимательством. Здесь важны и грамотность, и знания, и умения, и характер.

В-третьих, важнейшей отличительной чертой предпринимательской деятельности является опора на инновации. Это творческая, поисковая деятельность инициативных людей, которые согласно Й. Шумпетеру реформируют и революционизируют производство и другие сферы деятельности.

Инновационный характер предпринимательства может и должен проявляться во всех сферах деятельности, ибо в противном случае эту деятельность по всем критериям трудно причислить к истинно предпринимательской.

Именно творческий, поисковый инновационный характер предпринимательства, его нацеленность на достижение принципиально новых результатов отличают этот тип экономического поведения от репродуктивных (рутинных, шаблонных) типов экономической деятельности.

Таким образом, научное понимание предпринимательства не сводится лишь к одной единственной функции - извлечение прибыли. Это многосложное понятие и многофункциональное явление.

Очевидно, что важнейшие черты предпринимательства, отмеченные выше, должны быть отражены в его определении. В этой связи рассмотрим определение предпринимательства, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, который устанавливает гражданские права и свободы, регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.

В ст. 2 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что "предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке".

В определении предпринимательства, данном в Гражданском кодексе Российской Федерации, присутствуют две отличительные черты этой деятельности: самостоятельность и рисковость, однако ничего не сказано о третьей отличительной черте, что эта деятельность основана на инновациях. Иными словами, определение, данное в Гражданском кодексе Российской Федерации, не в полной мере характеризует сущность предпринимательской деятельности. В этой связи предлагается следующее определение.

Предпринимательство - это самостоятельная, творческая деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций для создания новых и совершенствования имеющихся продуктов (услуг) производств, организаций, осуществляемая на свой риск в целях получения прибыли.

Представляется, что данное определение более полно характеризует предпринимательскую деятельность, поскольку включает все три отличительные черты деятельности.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную, коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами и др.

Указанные виды деятельности могут осуществляться непосредственно одним человеком или коллективом (партнеры) с применением наемного труда или без него, с образованием юридического лица или без него.

Субъектами предпринимательства могут быть:

  • граждане РФ и других государств, не ограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
  • граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
  • объединения граждан (партнеры).

Статус предпринимателя приобретается только посредством государственной регистрации предприятия. В тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда - как предприятие.

Из этого следует, что предпринимательская деятельность осуществляется в двух формах:

  • самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность (индивидуальная трудовая деятельность);
  • руководителем предприятия от имени собственника. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и проведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора.

Собственник имущества не имеет права вмешиваться в деятельность предпринимателя после заключения договора с управляющим (предпринимателем), за исключением случаев, предусмотренных договором, уставом предприятия и законом.

Предприниматель (руководитель) имеет право:

  • привлекать на договорных началах и использовать финансовые средства, объекты интеллектуальной собственности, имущество и отдельные имущественные права граждан и юридических лиц;
  • самостоятельно формировать производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать на нее цены в пределах, определенных законодательством РФ и договорами;
  • осуществлять внешнеэкономическую деятельность;
  • осуществлять административно-распорядительную деятельность по управлению предприятием;
  • нанимать и увольнять работников от имени собственника предприятия.

По всем пунктам предприниматель обязан организовать деятельность в соответствии с законодательством РФ и заключенными им договорами и нести ответственность по закону за ненадлежащее исполнение заключенных договоров, нарушение прав собственности других субъектов, загрязнение окружающей среды, нарушение антимонопольного законодательства, несоблюдение безопасных условий труда, реализацию потребителям продукции, причиняющей вред здоровью.

Формула предпринимательства проста: получение максимальной прибыли при минимальном риске. Однако ее реализация осуществляется в условиях высокого уровня неопределенности в успехе дела. Эта неопределенность, с одной стороны, обусловливается рыночными отношениями (будут ли признаны на рынке предложения бизнесмена), а с другой - динамичностью изменения спроса и предложения. Отсюда важнейшими чертами предпринимательства являются риск, мобильность, динамичность предпринимательских действий (не опоздать, вовремя уловить изменяющийся спрос). Предприниматель, как говорят, не сидит на месте, он непрерывно ищет новое. Чтобы выдержать конкуренцию, он постоянно совершенствует технологию производства, корректирует цену товара, его качество в соответствии с изменениями, происходящими в сфере его действия.

Французский экономист Ж.Б. Сей еще в 1800 г. заметил, что предприниматель перемещает экономические ресурсы из области низкой производительности и низких доходов в область более высокой производительности и прибыльности.

Вместе с тем предпринимательство, как и любой вид деятельности, должно иметь теоретические основы, объясняющие его сущность. Если исходить из назначения предпринимательской деятельности, а именно непрерывного поиска нового, постоянного улучшения положения предприятия, то, очевидно, что оно не может опираться только на классическую экономическую теорию, которая дает пути оптимизации того, что уже есть, т.е. оно концентрируется на вопросах извлечения максимальной прибыли из наличных ресурсов и достижения равновесия.

В этой связи мы разделяем точку зрения американского ученого П. Ф. Друкера о том, что теоретической основой предпринимательской деятельности является экономическая теория динамического неравновесия.

Родоначальником этой теории был Шумпетер, который в своей книге "Теория экономического развития" (1912 г.) отказался от традиционной экономической теории и утверждал, что "нормой" здоровой экономики является не равновесие или оптимизация, а динамическое неравновесие, вызванное деятельностью новатора-предпринимателя, которая направлена на создание нового потребительского спроса, на получение что-то иного, отличного от предыдущего, обеспечивающего качественно более полное удовлетворение потребностей. Правда, последнее не всегда означает что-то совершенно новое. Оно, как правило, основывается на уже известной потребительной стоимости (товаре или услуге), но, внедрив новую технологию, повысив отдачу на капиталовложения, предприниматель создаст новый рынок и нового потребителя. Примером этого является сеть ресторанов Макдональдс, деятельность которых является чистым предпринимательством. Мы здесь имеем положение, при котором спрос на эту продукцию вырос до такой степени, что образовалась особая "рыночная ниша".

Добиться вышеперечисленного предприниматель может с помощью имеющегося "ресурса", в который он должен "вдохнуть" новую жизнь или найти новый ресурс, который поможет создать новые потребительские стоимости, приводящие в конечном итоге к так называемому созидательному разрушению. Дело в том, что любой ресурс становится полезным только тогда, когда человек отыщет его в природе и наделит его экономической ценностью, т.е. может получить из него или создать с его помощью новые товары или услуги.

Отсюда следует, что основным принципом теории динамического неравновесия является инновационность подхода, в результате осуществления которого создается новый ресурс, нарушающий принятый баланс.

Этот инновационный подход следует рассматривать как инновационный процесс, происходящий постоянно и целенаправленно в поиске изменений существующей практики как источника получения социальных и экономических благ.

Наиболее существенные изменения основаны на новых и блестящих идеях, но при их реализации необходимо руководствоваться рядом принципов, а именно:

  • все нововведения должны носить целенаправленный характер;
  • все нововведения должны начинаться с анализа возможностей, и, прежде всего, анализировать источники инновационных возможностей;
  • установление восприимчивости рынком осуществляемых нововведений.

Нововведения должны быть простыми и направлены на решение только одной задачи. Простота и доступность - залог успеха.

Следуя этим принципам, предприниматель на практике может добиться хороших результатов в работе.

В этом случае возникает вопрос: чем же отличаются от предпринимательства по своему содержанию относительно устойчивые формы экономической деятельности (это, как правило, относится к организации работы предприятий, располагающих большими производственными и материальными фондами), которые в условиях рынка также стремятся к получению прибыли как экономической основы их развития? Это отличие состоит в том, что их деятельность (формы и методы) основывается на долгосрочных целях развития предприятия, а цели включают не только получение прибыли, но и увеличение или удержание доли рынка для сбыта своих товаров или оказания услуг, создание новых видов продуктов и услуг, радикальное улучшение качества выпускаемой продукции, постоянное обновление ассортимента и т.д.

Необходимость учета долгосрочных целей развития предприятия обусловливается тем, что их выполнение - проведение НИОКР, длительность изготовления, налаживание кооперации и т.д. -требует длительного времени. Кроме того, необходимо повышать эффективность использования дорогостоящего оборудования, что возможно только на долгосрочной основе. Это, конечно, не означает, что обычная форма экономической деятельности не включает определенные элементы предпринимательской деятельности. Напротив, мобильность и динамичность, стремление чутко улавливать конъюнктуру рынка и другие черты предпринимательства, всегда рассматриваются в плане осуществления текущих тактических действий, направленных на успешную реализацию стратегических целей с учетом изменяющихся условий среды, в которой работают предприятия.

В то же время и предприниматель в своих действиях исходит из долгосрочного прогноза и даже, может быть, из установления долгосрочных целей (в данном случае в качестве долгосрочной цели, как правило, берется прибыль) своего развития, но это не имеет определяющего значения для результатов его деятельности. Он исходит из необходимости получения результата в течение короткого периода, для него первостепенное значение приобретает (учитывая, что в его распоряжении небольшие финансовые и материальные средства) ускоренная оборачиваемость финансовых средств. Эта особенность предпринимательства предполагает установление соответствующей технологии его ведения.

B. Гpибoв, B. Гpyзинoв

  • 2.1. Понятие и примаки предпринимательской деятельности.
  • 2.2. Формы предпринимательской деятельности.
  • 2.3. Государственное регулирование предпринимательской деятельности.

Понятие и признаки предпринимательской деятельности

Легальное определение предпринимательской деятельности содержится в ч. 2 п. 1 ст. 1 Гражданского кодекса Республики Беларусь. Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления.

К предпринимательской деятельности не относится ремесленная деятельность, деятельность по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма, деятельность физических лиц по использованию собственных ценных бумаг, банковских счетов в качестве средств платежа или сохранения денежных приобретений, а также разовая реализация физическими лицами на торговых местах на рынках и (или) иных местах, на которых торговля может осуществляться в соответствии с законодательством, произведенных, переработанных либо приобретенных ими товаров (за исключением подакцизных товаров, товаров, подлежащих маркировке контрольными (идентификационными) знаками), отнесенных к товарным группам, определенным законодательством, адвокатская деятельность, частная нотариальная деятельность.

Среди отмеченных признаков, содержащихся в определении предпринимательской деятельности, необходимо различать общие, присущие любой свободной деятельности. в том числе предпринимательской (самостоятельный и рисковый характер), и специфические признаки предпринимательской деятельности (ее направленность на систематическое извлечение прибыли и необходимость государственной регистрации).

Рассмотрим подробнее каждый из отмеченных признаков предпринимательской деятельности.

А. Предпринимательская деятельность - деятельность самостоятельная, то есть граждане и юридические лица своей властью и в своем интересе осуществляют предпринимательскую деятельность. Если деятельность не является самостоятельной, то она не относится к предпринимательской. В частности, деятельность учреждения не может быть отнесена к предпринимательской. Учреждения, помимо основной своей деятельности, могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой они созданы. Это объясняется тем, что учреждение создается собственником для заданной цели (социально-культурной, управленческой и т.п.), которая не приносит прибыли. Определяя цель деятельности учреждения и финансируя его, собственник ограничивает учреждение в правовых возможностях.

Предпринимательская деятельность организуется лицом по своему усмотрению, что, однако, не исключает ее регулирования со стороны государства. Так, в ст.ст. 13 и 41 Конституции Республики Беларусь, а также в ст.ст. 22 и 45 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) гарантируется право на занятие предпринимательской деятельностью, не запрещенной законом. Из статей 2, 12, 15 и других ГК следует, что нерегламентированное законодательством вмешательство государства и его органов в деятельность предпринимателя не допускается. Предприниматель имеет право обращаться в хозяйственный суд либо в суд общей юрисдикции с заявлением о признании недействительными ненормативных актов государственных органов или органов местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, - нормативных актов, не соответствующих закону или иным правовым актам и нарушающих права и охраняемые законом интересы предпринимателя.

Б. Предпринимательская деятельность - деятельность, осуществляемая субъектом на свой риск. Действительно, свобода деятельности предполагает и несение риска последствий соответствующих действий (бездействия). Если деятельность осуществляется не на свой риск, то она не относится к предпринимательской. Например, деятельность государственных и иных учреждений не может быть отнесена к предпринимательской также и потому, что при недостаточности у учреждения денежных средств субсидиарную ответственность по его долгам несет собственник соответствующего имущества (п. 2 ст. 120 ГК).

Деятельность предпринимателя направлена на получение прибыли. Однако в силу различных причин этот результат не всегда достижим. В таких случаях говорят о коммерческом риске. Коммерческий риск - нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных последствий для предпринимателя. Причины таких неблагоприятных последствий могут быть различными - субъективными и объективными.

Если причины объективны, независимы от предпринимателя или других лиц (стихийные бедствия и другие чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства), то предприниматели должны учитывать эти обстоятельства и заранее принимать необходимые меры по устранению или уменьшению своих возможных потерь. К таким мерам можно отнести страхование. Причем наряду со страхованием конкретных коммерческих рисков в страховых организациях предприниматели могут, а в случаях, предусмотренных законом, - обязаны заниматься самострахованием путем создания за счет части собственной прибыли резервного (страхового) фонда, предназначенного для покрытия любых непредвиденных расходов.

К субъективным причинам возникновения неблагоприятных последствий можно отнести неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств предпринимателем или его контрагентами по договору. В этом случае наступает ответственность предпринимателя или его контрагента, что выражается в неблагоприятных имущественных последствиях для соответствующего лица и обусловлено правонарушением с его стороны.

Предприниматель несет ответственность в том случае, если не докажет, что надлежащее исполнение обязательства оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (стихийные бедствия, военные действия и т.п.). Вина является необходимым условием ответственности предпринимателя, если это прямо предусмотрено законом или договором.

В. Предпринимательская деятельность - деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. При этом речь идет об основной цели деятельности предпринимателя. Если же извлечение прибыли не является основной целью деятельности лица, то оно не рассматривается в качестве предпринимателя, а его деятельность не является предпринимательской.

В условиях рыночной экономики в качестве цели предпринимательства выступает не только производство товаров (работ, услуг), которое само собой разумеется как средство достижения цели предпринимательства, сколько извлечение прибыли. Действующим законодательством легализована цель предпринимательства - систематическое профессиональное извлечение прибыли.

В предпринимательской деятельности каждая отдельная сделка является лишь особым звеном целого плана предпринимателя, составленного с целью получения конечного результата - прибыли.

В конечном счете для предпринимателя важна не сфера деятельности, какой может быть торговая, посредническая, строительная, транспортная, страховая, банковская, инвестиционная и любая иная деятельность. Для предпринимателя главное составляет конечная цель деятельности - прибыль, систематическое получение прибыли. В этом смысле деятельность в любой сфере экономики (хозяйства) является предпринимательской, поскольку она направлена на извлечение прибыли (разницы между ценой приобретения и ценой продажи). И чем больше прибыли сулит та или иная сфера деятельности, тем большим вниманием со стороны предпринимателей она пользуется.

Г. Предпринимательская деятельность - это деятельность, осуществляемая лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации запрещается. Доходы, полученные в результате такой деятельности, подлежат взысканию в доход государства в установленном порядке.

Государственная регистрация, а в определенных случаях и лицензирование предпринимательской деятельности, необходимы для осуществления контроля за ней со стороны общества в случаях, прямо указанных в законодательстве.

Рассмотрев признаки, характеризующие предпринимательскую деятельность, можно сделать вывод о том, что хозяйственная деятельность и предпринимательская деятельность находятся между собой в определенном соотношении: то, что входит в содержание предпринимательской деятельности, характерно для любой хозяйственной деятельности. Однако предпринимательская деятельность отличается рядом характерных признаков, что позволяет говорить о предпринимательской деятельности как более узком понятии, чем хозяйственная.

Формы предпринимательской деятельности

Правовая форма осуществления предпринимательской деятельности - это внешнее выражение, зафиксированное законом положение субъекта, ведущего эту деятельность, порядок формирования и использования его имущества и ответственности в хозяйственном обороте.

Данное понятие включает в себя следующие элементы:

  • - определение статуса самого субъекта и сообщение об этом органам государства:
  • - установление имущественных отношений как по поводу создания базы для предпринимательской деятельности, так и в отношении распределения ее результатов;
  • - распределение ответственности внутри избранной формы и вовне, перед контрагентами и потребителями.

Различают следующие формы предпринимательской деятельности:

  • 1) без образования юридического лица (т.е. в качестве индивидуального предпринимателя);
  • 2) с образованием юридического лица (в форме: хозяйственных товариществ (полных и коммандитных); хозяйственных обществ (с ограниченной ответственностью, дополнительной ответственностью, акционерных обществ открытого и закрытого типа), унитарных предприятий (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления), производственных кооперативов и крестьянских (фермерских) хозяйств.

Г осу дарственное регулирование предпринимательской деятельности

Государственное регулирование предпринимательской деятельности - целенаправленная деятельность соответствующих законодательных и иных органов, которые посредством системы различных форм, методов обеспечивают достижение поставленных целей и решение важных экономических, социальных и других задач в процессе регламентации хозяйственных отношений.

Государственное регулирование раскрывается через функции государства:

  • 1. Защита экономического правопорядка.
  • 2. Формирование хозяйственных целей и сроков их достижения.
  • 3. Распределение и перераспределение через бюджет доходов между отраслями и регионами.
  • 4. Стимулирование через субсидии/дотации обеспечения развития предприятий, отраслей в заданном направлении.
  • 5. Контроль за соблюдением хозяйственного законодательства.

Важнейшие формы государственного регулирования:

  • 1. Планирование - организационная деятельность компетентных органов государства по выбору и постановке целей, определению приоритетов, выработке мероприятий.
  • 2. Прогнозирование - подготовка прогнозов о возможном состоянии экономики, путях ее развития.
  • 3. Денежная политика - налоги, цены, кредитование.
  • 4. Антимонопольное регулирование - направлено на защиту рыночных основ, проявляется в создании рыночных условий для конкуренции.

Способы государственного регулирования:

  • 1. Административно-распорядительные - базируются на авторитете государственной власти и включают меры запрета, разрешения и предупреждения.
  • 2. Экономические - реализуются через экономические регуляторы: цены, налоги, финансовые средства (льготы, кредитование, бюджетные инвестиции).
  • 7. Понятие и виды субъектов предпринимательской деятельности.
  • 8. Коммерческие организации как субъекты предпринимательской деятельности: понятие, виды, организационно-правовые формы, правосубъектность, система основных прав и обязанностей
  • 9. Уставная и внеуставная деятельность коммерческих организаций. Лицензирование предпринимательской деятельности.
  • 6.8. Лицензирование
  • 10. Порядок создания и государственной регистрации коммерческих организаций. Учредительные документы коммерческий организаций.
  • 11. Основание и порядок ликвидации коммерческих организаций.
  • 12. Структура коммерческих организаций. Правовое положение филиалов, представительств, структурных подразделений коммерческих организаций
  • 15. Правовой статус ооо
  • 16. Акционерные общества: понятие, виды и порядок создания.
  • 17. Органы управления коммерческих организаций
  • 19. Государственные и муниципальные унитарные предприятия: порядок создания, реорганизации, ликвидации. Правосубъектность предприятий.
  • 20. Правовое положение ип
  • 21. Особенности правового статуса главы крестьянского (фермерского) хозяйства.
  • 22. Предпринимательская деятельность некоммерческих организаций: условия и порядок ее осуществления.
  • 23. Правовое положение акционерного инвестиционного фонда
  • 24. Паевой инвестиционный фонд: понятие виды. Возникновение и прекращение паевого инвестиционного фонда, управление паевым инвестиционным фондом.
  • 25. Понятие и признаки кредитной организации. Порядок создания коммерческого банка. Лицензирование банковских операций.
  • 26. Понятие и виды бирж. Роль бирж в предпринимательском обороте.
  • 27. Товарная биржа. Порядок создания и лицензирования деятельности. Участники биржевой торговли. Биржевый товар.
  • 28. Фондовая биржа. Порядок создания и лицензирования деятельности. Члены фондовой биржи. Правила листинга и делистинга.
  • 30. Правовое положение страховых организаций. Порядок создания страховых организаций. Государственный надзор за деятельностью страховых организаций.
  • 31. Понятие холдинга. Виды холдинговых компаний. Способы создания холдинговых компаний.
  • 32. Понятие несостоятельности (банкротства). Признаки банкротства субъектов предпринимательской деятельности.
  • 33. Процедуры банкротства юридического лица, цели и основания их введения.
  • 34. Арбитражный управляющий: понятие, виды. Требования к кандидатуре ау, порядок его утверждения. Права и обязанности ау.
  • 35. Открытие производства по делу о несостоятельности (банкротстве).
  • 36. Наблюдение как процедура несостоятельности.
  • 37. Финансовое оздоровление как процедура банкротства.
  • 38. Внешнее управление как процедура несостоятельности.
  • 39. Конкурсное производство как процедура несостоятельности.
  • 40. Мировое соглашение как процедура несостоятельности.
  • 41. Упрощенные процедуры банкротства.
  • 42. Особенности банкротства ип.
  • 43. Особенности банкротства кредитных организаций.
  • 44. Понятие имущества коммерческой организации и его юридически значимые классификации.
  • 45. Уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческих организаций. Оценка стоимости имущества, вносимого в уставный (складочный) капитал (фонд) коммерческих организаций.
  • 46. Правовые формы принадлежности имущества коммерческим организациям: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления.
  • 47. Правовой режим денежных средств коммерческой организации. Правила хранения, учета и использования в расчетах денежных средств коммерческой организации.
  • 48. Правила учета, хранения и обращения ценных бумаг, приобретаемых коммерческой организацией.
  • 49. Специальные фонды (средства, резервы) коммерческой организации.
  • 50. Обращение взыскания на имущество коммерческой организации.
  • 51. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания, пределы.
  • 52. Государственное регулирование инвестиционной деятельности.
  • 53. Особенности правового регулирования отношений, связанных с приватизацией.
  • 54. Понятие конкуренции. Недобросовестная конкуренция на товарных рынках.
  • 55. Правовые формы ограничения монополистической деятельности недобросовестной конкуренции.
  • 56. Санкции, применяемые за нарушение антимонопольного законодательства.
  • 57. Правовое регулирование качества продукции, работ, услуг.
  • 58. Правовое регулирование цен на продукцию, работы, услуги.
  • 59. Понятие защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. Формы, порядок и способы защиты.
  • 60. Судебная форма защиты. Органы, осуществляющие защиту. Претензионно-исковой порядок защиты.
  • 61. Понятие и виды предпринимательского договора. Роль договора в предпринимательских отношениях.
  • 62. Договор поставки: понятие, виды, существенные условия, основные права и обязанности.
  • 63. Договор строительного подряда: понятие, виды, существенные условия, основные права и обязанности
  • 64. Договор банковского вклада. Виды вкладов.
  • 65. Договор банковского счета.
  • 66. Правовой режим договора доверительного управления имуществом.
  • 51. Государственное регулирование предпринимательской деятельности: понятие, виды, основания, пределы.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты публичных и частных интересов участников этих отношений.

    Государство в лице компетентных органов осуществляет экономическую функцию, что выражается в следующих направлениях: обеспечение государственных и общественных нужд, приоритетов в экономическом и социальном развитии; формирование государственного бюджета; защита окружающей среды и пользование природными ресурсами; обеспечение занятости населения; обеспечение безопасности и обороны; реализация свободы предпринимательства и конкуренции, обеспечение зашиты от монополизма; соблюдение правопорядка во внешнеэкономической деятельности предпринимателей и иностранном инвестировании.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности можно классифицировать в зависимости от степени воздействия государства на те или иные общественные отношения в различных отраслях национальной экономики. Так, С. С. Занковский предлагает выделение максимального, среднего и минимального уровня (режима) государственного регулирования экономики. Максимальный уровень предполагает использование всех или большинства средств государственного регулирования. Минимальный уровень регулирования существует в отношении предпринимательства, связанного с творческой деятельностью.

    С учетом сферы применения тех или иных средств воздействия можно выделить государственное регулирование на федеральном уровне, на уровне субъектов Федерации, на уровне автономной области и автономных округов. Эти и другие виды государственного регулирования получили отражение в федеральных законах, иных правовых актах.

    Государственное регулирование предпринимательской деятельности не подрывает основные начала гражданского законодательства (ст. 1 ГК). Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела означает, что законодатель в целом допускает государственное вмешательство в экономику. Допустимое (непроизвольное) вмешательство основано на законе - государственное регулирование предпринимательской деятельности. Произвольное вмешательство - незаконное явление. Одним словом, вмешательство вмешательству рознь.

    В силу ч. 1 ст. 34 Конституции РФ любой гражданин вправе заниматься не запрещенной законом экономической деятельностью. Поэтому любая экономическая деятельность (включая и предпринимательскую) предполагает законные основания. Нельзя заниматься теми видами предпринимательства, которые прямо запрещены законом. Государственное регулирование предпринимательства ограничено рамками закона.

    Сложнее обстоит дело с пределами вмешательства государства в регулирование предпринимательской деятельности. Представители конституционного права считают, что эти пределы должны соответствовать принципу соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности. Однако в Конституции РФ данный принцип (равно как и другие) не сформулирован, хотя, по мнению Г, А Гаджиева, принцип соразмерности (пропорциональности) и сбалансированности вытекает из анализа отдельных конституционных положений. Весьма интересная позиция: конституционный принцип не явно выражен, а подразумевается.

    Руководствуясь этим принципом, органы власти не могут возлагать на граждан и юридические лица обязательства, превышающие установленные пределы необходимости, вытекающей из публичного интереса, для достижения цели, преследуемой данной мерой. В противном случае вмешательство государства в сферу предпринимательства будет чрезмерным. Остается выработать на этот счет критерии и создать судебную практику, включая правовые позиции Конституционного Суда РФ,

    В связи с этим можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности.

    Это, например:

      антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности;

      использование форм и методов государственного планирования и нормирования (нормы, нормативы, квоты, система государственных, региональных и муниципальных заказов);

      государственное регулирование национального рынка России;

      государственный контроль за предпринимательской деятельностью;

      государственное регулирование международных экономических отношений.

    предпринимательство гражданский правоотношение государственный

    Правовое и информационное регулирование защиты предпринимательской деятельности

    Правовая основа - фундаментальная часть правового регулирования защиты предпринимательства, осуществляемой государственными органами и учреждениями, общественными и частными организациями, отдельными лицами, в деятельности которых имеются элементы предпринимательства. В составе этой правовой основы можно с определенной степенью условности выделить пять групп нормативно-правовых документов:

    • - первая группа - основополагающие и целеуказующие фундаментальные источники правового регулирования деятельности в области обеспечения безопасности личности, общества, государства;
    • - вторая группа - законодательные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяющие для нее наиболее общие условия;
    • - третья группа - законодательные и иные нормативно-правовые документы, регулирующие собственно защиту предпринимательства;
    • - четвертая группа - законодательные и иные правовые акты, регламентирующие деятельность государственных органов, выполняющих в той или иной мере функции защиты предпринимательства;
    • - пятая группа - нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность организаций, для которых функции защиты предпринимательства являются сопутствующими.

    Группу основополагающих и целеуказующих фундаментальных источников правового регулирования деятельности в области обеспечения безопасности личности, общества, государства составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс РФ. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны противоречить Конституции. Основной закон обладает прямым действием, применяется на всей территории России и имеет непосредственное отношение к защите предпринимательской деятельности. Так, глава 2 Конституции включает в себя основные положения, составляющие основы правового статуса личности в Российской Федерации, основные права и свободы человека и гражданина. В соответствии с частью первой статьи 46 каждому гражданину гарантируется судебная защита его прав и свобод. Указанные права и свободы могут быть ограничены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции). Среди законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность и определяющих для нее наиболее общие условия, основополагающее значение имеет Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Этот законодательный акт вполне обоснованно рассматривается как второй по значению после Конституции РФ. Гражданскому кодексу должны соответствовать все законы и иные правовые акты, содержащие нормы гражданского права (ст. 3 ГК РФ). Статья 2 Кодекса указывает на то, что гражданское законодательство определяет правовое положение всех участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности, прав на результат интеллектуальной деятельности, регулирует договорные отношения, а также иные имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения. Действие ГК РФ пронизывает повседневную экономическую, имущественную жизнь, как граждан, так и социальных организаций. Нормы ГК РФ распространяются как на граждан, так и на физических и юридических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Предприниматель соприкасается с нормами ГК при создании предприятия или предпринимательского дела, при их регистрации, заключении договоров и т.д. Отступление от законодательно установленных норм, как правило, повышает для предпринимателя риск подвергнуться нерыночной конкуренции со стороны преступного мира, недобросовестных партнеров, произволу коррумпированных чиновников. Согласно частям второй и третьей статьи 4 Закона "О безопасности" для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в РФ разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления, формируются или образуются органы обеспечения безопасности и механизм контроля и надзора за их деятельностью. Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии с законом образуются государственные органы обеспечения безопасности. Уголовный кодекс РФ содержит определение понятия преступления, указывает, какие общественно опасные деяния являются преступными, устанавливает наказания, подлежащие применению к лицам, совершившим преступления. Часть преступлений, и прежде всего хозяйственные (глава 6), должностные (глава 7), против правосудия (глава 8), против порядка управления (глава 9), против общественной безопасности, общественного порядка и здоровья населения (глава 10), могут иметь непосредственное отношение к предпринимательству и по существу выступают как форма криминальной конкуренции.

    Уголовный кодекс дает описание законодательных моделей общественно опасных деяний - их конкретные составы, имеющие значение для защиты бизнеса. Знание признаков составов преступления позволяет предпринимателю, с одной стороны, самому действовать в соответствии с законом, а с другой - обоснованно обращаться в соответствующих случаях в правоохранительные и иные государственные органы.

    Для сферы предпринимательства имеют значение, прежде всего, следующие преступления, рассматриваемые Законом как уголовные и являющиеся фактически проявлениями криминальной конкуренции:

    • - преступления в сфере экономической деятельности (прежде всего воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем, незаконное получение кредита, злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности, монополистические действия и ограничение конкуренции, принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, незаконное использование товарного знака, заведомо ложная реклама, незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну; обман потребителей и др. - ст. 169-183, 185-189, 191-197, 199-200);
    • -преступления против собственности (кража, мошенничество, присвоение или растрата, грабеж, разбой, вымогательство, умышленное уничтожение или повреждение имущества и др. - ст. 158-163, 165, 167);
    • - преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб, коммерческий подкуп и др. - ст. 201-204);
    • - преступления против жизни и здоровья (ст. 105, 111-112, 114-117, 119 УК РФ);
    • - преступления против свободы, чести и достоинства личности (прежде всего похищение человека - ст. 126 УК РФ);
    • - преступления против конституционных прав и свобод человека и гражданина (прежде всего нарушение неприкосновенности жилища - ст. 139);
    • - преступления в сфере компьютерной информации (ст. 272-274).

    Вывод: в настоящее время в России наблюдается тенденция к детализации законодательства как в целом по предпринимательской деятельности, так и по защите бизнеса, оно остается запутанным и противоречивым, поэтому можно выделить ее следующие основные недостатки: 1. Правовые нормы, касающиеся защиты бизнеса, рассредоточены по нормативно-правовым актам различных уровня и юридической силы. Обилие такого рода нормативных актов затрудняет ориентацию в правовой базе и ее практическое использование. 2. Регулирование специальных для области защиты бизнеса вопросов осуществляется главным образом в рамках ведомственных нормативных актов, а также с помощью нормативно-правовых актов на уровне фирм. Правовое регулирование в данной сфере представляется недостаточным. 3. Правовая основа защиты предпринимательства страдает неполнотой, содержит в себе целый ряд пробелов, ряд правовых норм требуют корректировки. Это позволяет нередко как предпринимателю, так и чиновнику действовать по своему усмотрению, способствует экономическим преступлениям и коррупции. 4. Отсутствует нормативно-правовой документ, в котором были бы отражены принципиальные положения, касающиеся защиты бизнеса, - основные понятия в этой сфере правового регулирования, объекты, средства, механизм защиты, права и обязанности государственных органов и субъектов рынка по защите бизнеса, государственная политика в данной сфере. 5. В правовом отношении не урегулированы вопросы координации и взаимодействия государственных органов, объединений деловых кругов, отдельных предпринимательских структур в целях защиты предпринимательства. С учетом выявленных недостатков можно предложить следующие направления совершенствования нормативно-правовой основы защиты предпринимательства, которые, на мой взгляд, являются наиболее целесообразными:

    • 1. Систематизация наиболее важных норм, касающихся защиты предпринимательства.
    • 2. Устранение имеющихся пробелов и неточностей в правовом регулировании.
    • 3. Разработка проекта Закона о защите предпринимательства как базового специализированного нормативного акта, полностью посвященного этой проблеме.
    • 4. Разработка Положения о Комиссии при Президенте РФ по защите предпринимательства.

    Применение норм о предпринимательской деятельности подчиняется общим требованиям, предъявляемым к процессу правоприменения. Надо заметить, что в отечественной доктрине правоприменение толкуется в широком и в узком смысле. В первом случае к нему относят все случаи реализации ранее установленных норм права (объективного права), включая и адресатов нормативного предписания. Во втором случае под правоприменением понимают только такое воплощение права в конкретные правоотношения, которое опосредуется актами властных органов государства, деятельность же самих адресатов (в нашем случае - субъектов предпринимательской деятельности) рассматривается не как правоприменение, а как осуществление права собственными действиями адресатов нормы .

    Применение норм законодательства о предпринимательстве требует прежде всего выявления признаков, позволяющих говорить о возможности распространить соответствующие правила на субъектов предпринимательской деятельности.

    Для отражения специфики регулирования предпринимательских отношений законодателем используется по крайней мере три подхода.

    Во-первых, законодатель непосредственно в ГК (иных федеральных законах) выделяет правила, адресованные непосредственно предпринимателям (например, нормы п. 4 ст. 61, п. 1 ст. 66, п. 1 ст. 69, п. 3 ст. 401 и другие ГК). В гипотезах этих норм прямо указывается, что субъектами отношений являются именно предприниматели (коммерческие организации). Так, в соответствии с п. 1 ст. 492 ГК одной из сторон договора розничной купли-продажи является именно предприниматель; в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 907 ГК хранителем в договоре хранения на товарном складе может быть только организация, осуществляющая предпринимательскую деятельность.

    Во-вторых , в ряде случаев законодатель использует приемы, косвенно указывающие, что данные отношения являются предпринимательскими. При этом в качестве ориентира (признака) может использоваться как цель договора, так и другие элементы договорной конструкции (субъектный состав, передаваемое имущество и пр.). Например, гарантом по банковской гарантии (ст. 368 ГК) может выступать только кредитное учреждение (банк) или страховая компания, а поскольку эти организации по общему правилу ведут предпринимательскую деятельность, действуют на основании специальных лицензий, то, следовательно, по крайней мере одним из участников отношений банковской гарантии является предприниматель.

    И, в-третьих, если на уровне законодательства специфика правового регулирования деятельности не отражена, то восполнить пробел и учесть особенности регулирования деятельности предпринимателей государство старается на уровне специальных подзаконных актов. Например, ФЗ от 10 декабря 2002 г. № 172-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (СЗ РФ. 2003. М 50. Ст. 4859) является актом общего значения, распространяющимся и на отношения с участием граждан, поэтому для регулирования валютных операций между уполномоченными бан- ками-предпринимателями действует особый акт (см.: Указание Центрального банка РФ от 28 апреля 2004 г. № 1425-У «О порядке осуществления валютных операций по сделкам между уполномоченными банками» // Вестник Банка России. 2004. № 33).

    Имеются также особенности применения законодательства о предпринимательстве в отдельных сферах.

    Взаимоотношения предпринимателя с государством, его органами, органами местного самоуправления базируются на известных принципах административной зависимости, субординации. Но было бы неверно толковать отношения предпринимателя, например по поводу получения разрешения санитарно-эпидемиологической службы на открытие ресторана, как исключительно «вертикальные», когда такое разрешение может быть дано, а может и не быть дано только по воле данного государственного органа. В действительности закон в широком его понимании ставит государство (его органы) и предпринимателя в определенной степени в равное («взаимообязанное») положение, поскольку хорошо организованная экономика исключает волюнтаризм. Поэтому при изучении нормативных актов следует учитывать ограниченность

    (дискретность) волевых решений властных органов. В частности, по общему правилу предприниматель вооружается правом на обжалование принятых решений, наконец, он имеет право на защиту своих прав и интересов. Так, при отказе в государственной регистрации предпринимателя он вправе обжаловать принятое решение в суд (ст. 23 Закона о государственной регистрации юридических лиц).

    Правовая регламентация отношений собственности предпринимателей в целом подчиняется общеправовой оценке такого рода прав (законных интересов) и в силу универсальности соответствующих норм не приводит к существенным отличиям.

    Ограничения по использованию, владению, пользованию, распоряжению имущественными объектами предпринимателей могут быть вызваны либо статусом конкретного субъекта предпринимательской деятельности (например, если это унитарное предприятие ), либо требованиями учредителей (собственников), либо пределами волеизъявления, сформированными на законодательном уровне. В частности, на отношения предпринимательской деятельности полностью распространяются правила об ограничениях совершения крупных сделок, сделок с заинтересованностью и иных сделок, где специфика корпоративных связей требует учитывать дифференцированный порядок принятия решений об отчуждении имущества.

    Надо отметить, что само по себе понятие «предпринимательский договор» отсутствует как в ГК, так и в других законах. Это обстоятельство объясняется различно и часто вызывает критику . Предпринимательские договоры и сделки в целом содержат общие свойства категорий «договор», но поскольку в них участвуют предприниматели, имеющие особые цели и деятельность которых подчиняется специфическому режиму, то есть отличия. Они касаются возможности участия в сделках (договорах), определения прав и обязанностей сторон, квалификации заключенных соглашений, ответственности предпринимателей (см. разд. 6 учебника). Так, если обычный гражданско-правовой договор при определенных обстоятельствах может быть истолкован и как безвозмездный (не имеющий эквивалентной платы), то такое невозможно, если он определен как предпринимательский. См., например: Белых В.С. Предпринимательский договор: понятие, виды исфера применения // Цивилистические исследования. Вып. 1. Сб. науч, трудовпамяти И.В. Федорова. М., 2004. С. 123-132; Богданов Е.В. Предпринимательский договор. М., 2003; Илюшина М.Н., Челышев М.Ю., Ситдикова Р.И. Коммерческие сделки. М., 2005. С. 4-47.