Организация эффективного взаимодействия участников образовательных отношений в дошкольной образовательной организации. Современные формы взаимодействия участников образовательного процесса

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования на дошкольные образовательные учреждения (организации) и семьи воспитанников возлагаются ответственные социальные задачи.

Основное условие ФГОС дошкольного образования: взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников, а одним из принципов ФГОС ДО является принцип партнёрства с семьёй.

Стандарт открывает широкие возможности для включения в процесс данного взаимодействия всœех ʼʼзаинтересованных субъектовʼʼ взрослого сообщества. В нём говорится: ʼʼДетство обеспечивается - и это главное - поддержкой семьи как ключевого института развития и социализации ребенкаʼʼ.

Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всœестороннего развития личности ребёнка крайне важно их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителœей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелœегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, в связи с этим осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогу детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во всœе тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.

Все это не приносит желаемых результатов. По этой причине назрела крайне важно сть обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.

Термин ʼʼвзаимодействиеʼʼ (по мнению Т.А. Марковой) воспринимается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания на базе единого понимания. В корне взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителœей, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Содружество-объединœение, основанное на дружбе, единстве взглядов, интересов, оно не может происходить без общения, то есть взаимодействия. ʼʼА так как содружество предполагает, прежде всœего, открытость сердца навстречу друг другу, ᴛ.ᴇ. наличие эмпатии, то содружество является наивысшей точкой взаимодействия ДОУ с семьёйʼʼ, - Т.А. Маркова.

В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителœей, подготовить их к к восприятию нового опыта.

По мнению специалистов, родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям крайне важно ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителœей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителœей в воспитании своих детей.

Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Педагогу пригодятся в данном случае не только педагогический такт, но и человеческие качества, необходимые для того, чтобы успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в какой-либо ситуации.

Задача детского сада признать родителœей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.

Для успешного сотрудничества с родителями воспитателю крайне важно знать, что деятельность, общение педагогов и родителœей должны базироваться на принципах:

Открытости детского сада для семьи, где каждому родителю в удобное для него время обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок;

Сотрудничества педагогов и родителœей в воспитании детей, основанном на взаимопонимании и доверии;

Создания активной развивающей среды, активных форм общения детей и взрослых, обеспечивающих единые подходы к развитию ребенка в семье и в ДОУ;

Диагностичности общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка;

Для того чтобы спланировать работу с родителями, нужно хорошо знать родителœей своих воспитанников, их социальный состав, настрой и ожидания от проживания ребенка в детском саду. Проведение анкетирования, бесед поможет педагогу профессионально грамотно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, продумать действенные формы взаимодействия с семьей.

Динамичности;

Современный детский сад сегодня должен быстро реагировать на изменения, происходящие в обществе, социальном составе родителœей, их образовательные потребности и запросы, находиться в режиме развития, а не функционирования. Учитывая зависимость отэтого должны меняться формы, тематика запланированных мероприятий с семьей.

Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

К сожалению, стараясь выстроить работу с семьёй, педагоги думают больше о количестве запланированных мероприятий, забывая при этом о том, что главное в работе - ϶ᴛᴏ качество. При этом плохо подготовленное собрание или встреча с родителями могут негативно отразиться на имидже учреждения в целом. По этой причине даже самое небольшое родительское мероприятие крайне важно тщательно и серьезно готовить.

Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителœей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современной дошкольной организации. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителœей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки новой системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.

Современные тенденции в развитии дошкольного образования объединœены одним важным и значимым критерием – его качеством. Эффективность процесса воспитания и развития ребёнка, взаимодействия детского сада и семьи зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителœей. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования считает одним из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации дошкольников – повышение педагогической культуры родителœей, задачей нового стандарта является и повышение культуры педагогической грамотности семьи.

По этой причине, в структуру годового плана работы дошкольной образовательной организации (ДОО), в котором прописывается организационно-управленческое сопровождение реализации федерального государственного образовательного стандарта͵ как один из обязательных компонентов должен входить раздел ʼʼВзаимодействие с родителямиʼʼ, где находят отражение формы конструктивного взаимодействия с семьями дошкольников. В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия, однако эта активность всœе равно носит локальный характер, так как предполагает лишь посильное участие родителœей воспитанников в конкретной деятельности детского сада. Дошкольное учреждение, по мнению исследователœей, способно в полной мере удовлетворить запросы родителœей только при условии, что оно является открытой системой. В случае если раньше не предполагалось, что родитель должна быть активным участником жизни детей при посœещении группы, то сейчас педагоги ДОО должны стремиться не просто продемонстрировать образовательный процесс родителям, но и вовлечь их в него. Родителям и близким для ребёнка людям, принимающим участие в его воспитании, предоставляется возможность, наблюдая деятельность педагога и детей, поучаствовать в ней самому, пройти по всœем помещениям детского сада, пообщаться с воспитателями, друзьями ребёнка, а самое главное – ознакомиться с жизнью ребёнка в детском саду, увидеть, как ребёнок занимается, отдыхает. Родитель может прийти в группу и играть разные роли: ʼʼГостяʼʼ, ʼʼДобровольцаʼʼ. Близкие ребёнку люди могут помогать воспитателю в организации каких-либо мероприятий, проявлять общие с воспитателœем и детьми интересы или умения, украшать помещение к празднику, обустраивать групповую комнату. Педагогу же, в свою очередь, крайне важно поощрять приход родителœей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.

По этой причине педагогу современного дошкольного учреждения крайне важно задуматься над тем, как сформировать у родителœей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ ʼʼОб образованииʼʼ не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса, с одной стороны, и одновременно преодолеть в себе, как профессионале, стереотип дистанциирования семьи от системы образования.

В современных социальных условиях признание приоритета семейного воспитания требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношения определяются понятиями ʼʼсотрудничествоʼʼ и ʼʼвзаимодействиеʼʼ. Педагог детского сада как никогда должен признать, что сотрудничество - ϶ᴛᴏ общение ʼʼна равныхʼʼ, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать, а взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

К сожалению, практика подтверждает обратное: некоторые педагоги считают, что именно они должны разъяснять, требовать и наставлять родителœей в назидательном тоне как следует воспитывать своих детей. Следовательно, детский сад и родители занимаются воспитанием ребенка, не взаимодействуя друг с другом.

Анализ использования в дошкольном учреждении устойчивых традиционных форм работы с семьей показывает, что ведущая роль при их организации принадлежит педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, зачастую семья воспринимается общественностью как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Сфера обращения родителœей и воспитателœей друг к другу и сфера желаемой помощи свидетельствуют о рассогласовании этих сфер.
Размещено на реф.рф
Больших результатов такое взаимодействие с семьей не дает, поскольку исходящие от самих воспитателœей (редко запрос идёт от родителœей) такие формы как педагогические беседы, консультации, общие и групповые собрания, родительские уголки, стенды направлены на взаимодействие с широким кругом родителœей и в этих условиях невозможно разглядеть проблемы и успехи каждой семьи и ребёнка индивидуально, родители находятся в роли пассивных слушателœей и исполнителœей, воспитателю не предоставляется возможности с ними контактировать, активизировать и работать сообща. Педагогические работники ДОО проводят эти формы работы в соответствии с интересующей их темой. Это может привести к возникновению у родителœей чувства собственной ненужности детскому саду и от этого могут пострадать детские интересы. По этой причине обе взаимодействующие стороны должны быть заинтересованы в воспитании детей, изменении системы взаимодействия участников образовательных отношений, представлять это воспитание как совместное, осуществляемое в ходе сотрудничества.

Большинство современных родителœей - люди грамотные, хорошо разбирающихся в том, как им нужно воспитывать своих собственных детей. По этой причине наставления, пропаганда педагогических знаний не будет для них полезной и не принœесет положительных результатов. Для того чтобы между участниками образовательных отношений была согласованность, воспитателям крайне важно не только использовать в работе с родителями ситуативные и организационные вопросы, но и вопросы связанные с развитием ребёнка, его обучением и воспитанием, что очень важно для них. Важно заметить, что для создания атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях воспитателю помогут демонстрация заинтересованности группы, коллектива детского сада в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

· работа с коллективом ДОО по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;

· повышение педагогической культуры родителœей, педагогической грамотности семьи;

· вовлечение родителœей в деятельность ДОО, совместная работа по обмену опытом воспитания детей.

Взаимодействие родителœей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения в условиях новой философии предполагает решение следующих задач:

· установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;

· объединœение усилий для развития и воспитания детей;

· создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

· привлечение родителœей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

· активизация воспитательных возможностей родителœей;

· личностное обогащение всœех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения;

· поддержка уверенности родителœей в собственных педагогических возможностях;

· использование опыта семейного воспитания для реализации образовательной программы дошкольной организации.

Взаимодействие педагогического коллектива с семьями воспитанников в ДОО может включать:

Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи;

Информационное просвещение родителœей;

Совместную деятельность педагогов и родителœей с детьми;

Образование родителœей.

Для определœения форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников за основу крайне важно принимать нормативные документы, закрепляющие требования взаимодействия: основные международные документы, нормативные документы федерального и регионального уровня, нормативные документы конкретного образовательного учреждения, современные исследования базовых направлений взаимодействия ДОО и семьи. Планируя работу, педагоги дошкольной образовательной организации должны иметь представления о современных родителях, как о людях, готовых к саморазвитию и сотрудничеству и предъявлять к формам взаимодействия с ними такие требования как востребованность, оригинальность, интерактивность.

Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Взаимодействие с семьями воспитанников как участниками образовательных отношений" 2017, 2018.

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, и для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.

Для успешного развития ребёнка необходимо вовлечение родителей в деятельность в ДОУ, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе. Эффективное взаимодействие с родителями достигается на основе личностно-ориентированного, адресного, индивидуального подхода с учётом конкретных запросов семьи. Результатом эффективного взаимодействия является формирование у родителей (законных представителей) педагогической компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, а так же позиции в умение понимать своего ребёнка, строить с ним совместную деятельность и правильное общение. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей.

В условиях внедрения ФГОС необходимо взаимодействие с семьями воспитанников в следующих направлениях: повышение педагогической культуры родителей; вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.

Основная целью работы с родителями состоит в организация такого взаимодействия и общения, которое базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Основными задачами работы являются: установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника; объединение усилий для развития и воспитания детей; создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; активизация и обогащение воспитательных умений родителей; поддержка их уверенности в собственных педагогических возможностях.

Успешному взаимодействию с родителями способствуют разнообразные активные формы общения, в том числе и родительские собрания. В организации эффективного взаимодействия участников образовательного немаловажную роль играет использование разнообразных форм проведения родительского собрания и творческий подход к материалу: поиск новых примеров, включение различных приемов активизации родителей, направленных на появление у слушателей интереса к изучаемой проблеме, на возникновение у них ассоциаций с собственным опытом воспитания детей, переосмысление своей родительской позиции. Все это помогает делать родительские собрания более творческими, познавательными, насыщенными практическим материалом. В итоге родители больше интересуются жизнью группы, стараются принимать активное участие в её работе, повышают ответственность за воспитание детей, сплачивают коллектив родителей, положительно влияют на взаимоотношения семьи и сада.

Необходимо помнить о том, что собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.

Перед составлением конспекта родительского собрания чётко определяю тему и основные проблемы, продумываю ход и форму его проведения, какой информационный или выставочный материал необходим для повышения активности, оформление группы, (выставка работ детей, фотовыставка по теме, литература для родителей, оформление мыслей и высказываний мудрецов, великих педагогов или детских писателей по теме собрания и т.д.). Продумываю расстановку мебели в группе – чаше столы и стулья ставлю полукругом или буквой “П” (это дает возможность всем друг друга хорошо видеть и слышать) Хороший эмоциональный настрой перед собранием создает тихая спокойная музыка, она помогает родителям немного отдохнуть после рабочего дня до начала собрания, пока все не соберутся.

Темы собраний разрабатываю с учётом возрастных особенностей детей. Форму его проведения подбираю так, чтобы родители были активными участниками диалога, и оно проходило в обстановке заинтересованности (собрания - лекции, собрания - диспуты, устный журнал, собрания - игры, круглый стол, семинар - практикум).

Для расширения диапазона методов взаимодействия в рамках собрания использую один из их видов - интерактивные . Интерактивные методы позволяют сделать родителей активными участниками, в результате чего они начинают вести себя принципиально иначе. На родительском собрании применяю различные интерактивные методы в совокупности: работа в мини-группах; дискуссии; деловые, ролевые, имитационные игры и др.; разбор педагогических ситуаций; тренинги, анкетирование; вопросы по ходу собрания; мультимедийные презентации.

Вопросы к родителям способствуют установлению диалога с ними. Вызывают заинтересованность у родителей видеофрагменты образовательной деятельности, утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, интервьюирования детей группы по определенной теме. Помимо методов активизации родителей использую формирование педагогической рефлексии: анализ педагогических ситуаций, темы которых беру из литературных источников или из жизненных наблюдений; решение педагогических задач.

Для создания определенного психологического настроя, для того чтобы расположить участников не только к восприятию информации, но и продуктивному общению между собой, разогреву группы, сплочению, созданию хорошего настроения, каждое родительское собрание начинаю с коммуникативных игр (“Европейский город”, ““Давайте познакомимся и будем дружить”, и др.). Минутка знакомства помогает снять напряжение.

Каждый человек, сделав какую – ни будь работу, нуждается в оценке своего труда, также в этом нуждаются и наши родители. “Похвала полезна хотя бы по тому, что укрепляет нас в доброжелательных намерениях” - писал Франсуа Ларошфуко. На каждом собрании выражаю благодарность родителям, которые уделяют много внимания своим детям и помогают в совместной работе. На каждом собрание выносится решение, касающиеся как группы, так и семьи. Содержание их конкретно и направлено на улучшение воспитательной работы. В конце каждого собрания провожу небольшое анкетирование (опрос) для того чтобы выявить положительные и отрицательные стороны проведенного мероприятия.

Хочется отметить положительную динамику во взаимодействии с семьями, в которой немаловажную роль сыграло проведение родительских собраний в нетрадиционной форме. Родители стали активными участниками всех дел в группе, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров.

Таким образом, семья и детский сад в хронологическом ряду связаны преемственностью, что обеспечивает непрерывность воспитания и обучения детей. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов. Семья и детский сад имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. Важным условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьей и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей, педагогов, что особенно необходимо при подготовке детей в школу. Нетрадиционные формы общения призваны выполнять доминирующую роль в повышении психолого-педагогической культуры родителей, а значит, способствуют изменению их взглядов на воспитание ребёнка в условиях семьи. Собрания как форма организации эффективного взаимодействия, способствуют приобретению теоретических и практических знаний, повышают уровень педагогической компетентности родителей, что позволяет добиться положительной динамики и стабильных результатов в развитии психического и физического здоровья детей дошкольного возраста.

Доклад на тему:

Подготовила: Копченко Т.Н.

г. Балашов -2016г.

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Являются дети,

педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель),

администрация, родители.

Деятельностный , формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно -ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Добровольность

Сотрудничество

Уважение интересов друг друга

Соблюдение законов и нормативных актов

Образовательный процесс как взаимодействие - представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов - родителей, выступающих в позиции субъектов.

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

Ребенок – ребенок

Педагоги - дети

Ребенок – ребенок.

Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр(творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы)).

В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество

Педагоги - дети

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов.

Проектная деятельность является одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и воспитателя. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Педагог – (специалисты) родители

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют .

Традиционные формы делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формам относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

условно разделены на две подгруппы:

– ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.

К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Администрация – педагоги (специалисты)

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-об­разовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической рабо­ты в детском саду.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обуче­ния дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.

Литература:

1. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.

2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Ивушка»

города Балашова, Саратовской области».

Доклад на тему:

«Современные формы взаимодействия

Участников образовательного процесса».

Подготовила: Копченко Т.Н.

г. Балашов -2016г.

Современное общество характеризуется высокой мобильностью и динамичностью, в котором одним из критериев успешной образовательной деятельности дошкольного учреждения становится возможность активного взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса.

Ведущими идеями образования сегодня становится идея диалога, принятия коллективных решений, привлечения родителей воспитанников к партнерским отношениям.

Участниками образовательной деятельности являются дети,

педагоги и специалисты (медицинский работник, педагог-психолог, педагог – логопед, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель),

администрация, родители.

Существует разные подходы к организации педагогического взаимодействия:

Деятельностный , формирующий у детей разнообразные способы и виды деятельности, при котором они сами являются активными участниками образовательного процесса.

Личностно -ориентированный, обеспечивающий у детей развитие индивидуальных способностей, самопознания, овладение способами саморегуляции поведения.

Взаимодействие участников образовательного процесса базируется на следующих принципах:

Добровольность

Сотрудничество

Уважение интересов друг друга

Соблюдение законов и нормативных актов

Образовательный процесс как взаимодействие - представляет собой многоплановое сотрудничество всех сторон: детей – педагогов - родителей, выступающих в позиции субъектов.

Взаимодействие участников образовательного процесса характеризуется активностью, осознанностью, целенаправленностью и согласованностью взаимных действий.

Взаимодействие участников образовательного процесса представляет собой следующую модель:

Ребенок – ребенок

Педагоги - дети

Ребенок – ребенок.

Основной формой взаимодействия ребенок – ребенок является игра.

В жизни ребенка присутствуют различные виды игр(творческие (сюжетно-ролевые, театрализованные, строительно-конструктивные) и игры с правилами (дидактические, подвижные, народные, забавы)).

В режиме дня обязательно должно быть время для самостоятельного развертывания детьми игровой деятельности.

Игра привлекает ребенка больше, чем любое другое занятие. В ней происходит развитие эмоциональной сферы и психических процессов личности. В связи с этим для нас представляется важной мысль о том, что в игре дошкольник проживает и переживает воображаемые события. Пережитые в игре ситуации становятся собственным эмоциональным опытом ребенка, то есть игра является мощным средством успешной его социализации. Сочетание совместной со сверстниками и индивидуальной деятельности, воспитывает у детей ответственность, умение работать в группе проявляя при этом индивидуальные особенности и творчество

Педагоги - дети

Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование, исследования, чтение, реализация проектов.

Проектная деятельность является одной из результативных форм совместной деятельности детей дошкольного возраста и воспитателя. Данный вид деятельности охватывает разные стороны развития личности дошкольника, начиная с младшего возраста. Организованная совместная с детьми деятельность позволяет воспитателю осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, поскольку предполагает взаимодействие детей друг с другом и воспитателем, их активное сотрудничество и творчество, познание и труд.

Педагог – (специалисты) родители

Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями реализуется посредством разных форм. Выделяют традиционные и нетрадиционные формы .

Традиционные формы делятся на следующие группы:

коллективны е – родительские собрания (проводятся как групповые 3–4 раза в год, так и общие со всеми родителями воспитанников в начале и в конце года), групповые консультации, конференции;

индивидуальные – индивидуальные консультации, беседы;

наглядные – папки-передвижки, стенды, ширмы, выставки, фото, дни открытых дверей.

К нетрадиционным формам относятся четыре группы:

информационно-аналитические;

досуговые;

познавательные;

наглядно-информационные формы.

Информационно-аналитические формы направлены на выявление интересов, запросов родителей, установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми. Сюда относятся также опрос, тесты, анкетирование.

Досуговые формы – это совместные досуги, праздники, выставки. Они призваны устанавливать теплые неформальные, доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми. Досуги позволяют создать эмоциональный комфорт в группе.

Родители становятся более открытыми для общения. На этих мероприятиях родители являются участниками, а не гостями дошкольного учреждения. Они играют, поют песни, читают стихи, приносят свои коллекции, предметы быта, награды и др.

Суть познавательных форм – ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста, формирование у них практических навыков воспитания. Основная роль принадлежит собраниям в нетрадиционной форме, групповым консультациям.

Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы:

информационно-ознакомительная;

информационно-просветительская.

Задача информационно-ознакомительной формы – ознакомление родителей с дошкольным учреждением, особенностями его работы, педагогами.

К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Задачи информационно-просветительской формы близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. К ним относятся: выпуск газеты для родителей, компьютерная презентация текста, рисунков, диаграмм, библиотеки для родителей по основным проблемам семейной педагогики.

Администрация – педагоги (специалисты)

Все формы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы методической работы (педагогические советы, семинары, практикумы, консультации, творческие микрогруппы, открытые просмотры, работа по единым методическим темам, деловые игры и т.д.); индивидуальные формы методической работы (самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, стажировка, наставничество и т.д.)

Педагогический совет

Педагогический совет в детском саду как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом ставит и решает конкретные проблемы дошкольного учреждения.

Консультирование

Из разнообразных форм методической работы в детском саду особенно прочно вошла в практику такая форма, как консультирование педагогов. Консультации индивидуальные и групповые; консультации по основным направлениям работы всего коллектива, по актуальным проблемам педагогики.

Семинары и семинары-практикумы

Семинары и семинары-практикумы остаются самой эффективной формой методической работы в детском саду.

Главной задачей семинаров-практикумов является совершенствование умений педагогов, поэтому обычно их ведут воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме.

Открытый показ

У каждого воспитателя свой педагогический опыт, педагогическое мастерство.

Руководитель, организующий открытый показ, может ставить несколько целей:

пропаганда опыта; обучение педагогов методам и приемам работы с детьми и т.д.

Деловые игры

Деловая игра повышает интерес, вызывает высокую активность, совершенствует умение в разрешении реальных педагогических проблем.

«Круглый стол»

Это одна из форм общения педагогов. При обсуждении любых вопросов воспитания и обучения дошкольников круговые педагогические формы размещения участников позволяют сделать коллектив самоуправляемым, позволяет поставить всех участников в равное положение, обеспечивает взаимодействие и открытость.

Литературная или педагогическая газета

В ДОУ используется интересная форма работы, объединяющая сотрудников. Цель: показать развитие творческих возможностей взрослых, а также детей и родителей.

Самообразование воспитателей

Система непрерывного повышения квалификации каждого педагога ДОУ предполагает разные формы: обучение на курсах, самообразование, участие в методической работе города, района, детского сада.

Самообразование - это самостоятельное приобретение знаний из различных источников с учетом интересов, склонностей каждого конкретного педагога.

Таким образом, взаимодействие всех участников образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении осуществляется в разнообразных формах – как традиционных, так и нетрадиционных.

Литература:

1. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр Академия – 2006. - 336с.

2. Юбозов Н.Н. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия // Психология межличностного познания / Под ред. А.А. Бодалева. - М.: Педагогика, 1981.