Психологическая характеристика предъявления для опознания. психологические факторы, учитываемые при подготовке и проведении опознания. Психологические особенности предъявления для опознания

Предъявление для опознания - следственное действие, состо­ящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации. Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформиро­ванному психическому образу. Образ текущего восприятия срав­нивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (подозреваемые, обвиняемые, свидетели, потер­певшие; - они опознаются по признакам внешности, функциональ­ным признакам, особенностям голоса и речи); трупы и их части; животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются реальные объекты или их изображения с целью установления индивидуального, а иногда и группового тождества.Предъявление для опознания - действие сложное, требую­щее тщательной подготовки. Одним из существенных ее элементов является допрос опознающего.Цель этого допроса двоякая: во-первых, выяснить, в каких условиях опознающий воспринимал объект, который будет ему предъявлен для опознания; во-вторых, получить максимально пол­ные данные об этом объекте, те признаки, по которым он может быть опознан.Когда речь идет об условиях восприятия, то имеют в виду объективные и субъективные факторы, при которых происходило восприятие объекта. Состояние психики в момент восприятия существенно влияет на объем, полноту и точность воспринятого в зависимости от того, является воспринимающий участником события либо его свидетелем. Так, событие,связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями, в эмоциональном плане по-разному воздействует на потерпевшего и свидетеля. Чувство волнения или страха, вызван­ное происшедшим событием, существенно искажает воспринятое, обусловливая не только преувеличение, но и утрату части информации.Следующим этапом подготовки к предъявлению для опозна­ния служит подбор объектов для предъявления опознающему. По закону таких объектов должно быть не менее трех. Данное требо­вание обеспечивает объективность результатов опознания: если предъявляется один объект, то это невольно может навести опоз­нающего на мысль, что именно его он должен опознать. То есть предъявление одного объекта играет наводящую роль, что, есте­ственно, недопустимо. Исключение по закону делается лишь при опознании трупа - он предъявляется один.

Психологические особенности проведения следственного эксперимента и проверки показаний на месте.

Следственный эксперимент - это самостоятельное следствен­ное действие, состоящее в проведении специальных опытов с целью проверки собранных по делу доказательств, получения новых дока­зательств, проверки и оценки следственных версий о возможности существования тех или иных фактов, имеющих значение для дела.Необходимо отметить, что проведение специальных опытов допустимо только тогда, когда это не нарушает требований закон­ности: нельзя проводить опыты: 1) опасные для людей или имуще­ства; 2) нарушающие общественный порядок; 3) унижающие дос­тоинство личности.Наиболее часто следственный эксперимент проводится с це­лью проверки доказательств. Будучи средством проверки доказательств, следственный экс­перимент особенно эффективен при разоблачении симуляции преступлений. Следственный эксперимент может явиться средством получе­ния новых доказательств.Известны различные виды следственного эксперимента. Р. С. Бел­кин выделяет следующие его виды: а) по установлению возможно­сти наблюдения, восприятия какого-либо факта, явления; б) по ус­тановлению возможности совершения какого-либо действия; в) по установлению возможности существования какого-либо явления; г) по установлению механизма события в целом или отдельных его деталей; д) по установлению процесса образования следов собы­тия, обнаруженных в ходе расследования; е) по определению нали­чия или отсутствия профессиональных или преступных навыков.1. Следственный эксперимент по установлению возможности наблюдения, восприятия какого-либо факта, явления. Целью дан­ного вида следственного действия является проверка версии.2. Следственный эксперимент по установлению возможности совершения какого-либо действия. С помощью данного следствен­ного действия осуществляется проверка: а) возможности соверше­ния конкретного действия вообще; б) возможности совершения кон­кретного действия в определенных условиях или конкретной лич­ностью; в) возможности совершения конкретного действия за опре­деленный промежуток времени; г) возможности совершения конк­ретного действия за определенный промежуток времени конкретным человеком.

Психология предъявления для опознания понимается, как процесс отнесения предъявленного объекта, играющего роль своеобразного стимула, к ранее известному объекту, зафиксированному в памяти в виде образа, или даже к целому классу (категории) тех или иных однородных объектов. Для следственной (судебной) практики наибольший интерес представляет первый вариант опознавательного процесса, который получил название идентификации (установления тождества) объекта-стимула с помощью образа, запечатленного в памяти человека, опознающего предъявляемый ему объект в группе других однородных объектов.

Условно опознавательный процесс с точки зрения психической деятельности человека можно разбить на следующие этапы.
1. Восприятие объекта будущим субъектом опознания. Данный этап составляет процесс восприятия объекта, усвоения свидетелем (потерпевшим и т. д.) значимых (релевантных) признаков воспринимаемого объекта, иначе говоря, процесс перцептивного изучения объекта и на этой основе – процесс формирования его образа.

На усвоение перцептивного образа воспринимаемого объекта влияют следующие объективные и субъективные факторы, которые необходимо учитывать, прогнозируя ход и результаты предъявления для опознания:
физические условия восприятия (недостаточная освещенность объекта, наличие помех во время восприятия, большое расстояние до объекта, определенный ракурс, в котором он воспринимался);
– продолжительность и частота восприятия объекта;
– состояние, порог чувствительности перцептивных органов, особенно зрения, с помощью которого воспринимается наибольший объем информации, закономерности восприятия;
– психофизиологическое состояние опознающего, в частности состояние повышенной психической напряженности, аффекта, обусловленное криминальной ситуацией, в которой он подвергался насильственным действиям, что нередко приводит к искажению, гиперболизации образа нападавшего;
– уровень мотивации восприятия тех или иных объектов, в основе которой лежат познавательные интересы, установка личности, влияющие на перцептивные процессы, активность внимания.

2. Сохранение воспринятого образа в целом или его отдельных признаков. Как показали исследования, первоначально воспринятый образ объекта лучше всего сохраняется в памяти в течение первой недели с момента восприятия. Вот почему обычно наилучшие результаты опознания достигаются в указанный отрезок времени и наиболее высоки на 6-7-й день. Затем результативность опознания снижается.

3. Воспроизведение (описание) воспринятого объекта и признаков, по которым опознающий может его узнать. После возбуждения уголовного дела следователь вправе предъявить для опознания тот или иной объект свидетелю, потерпевшему и т. д. Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым он может опознать его.

4. Сличение (сопоставление) предъявляемых объектов с образом, запечатленным в сознании опознающего лица. Такое сличение завершается выбором (узнаванием) одного из них.

Для правильной оценки результатов опознания большое значение имеет количество предъявляемых объектов. Считается, что в условиях средней сложности, к которым может быть отнесена сама обстановка предъявления для опознания человеком визуально, может быть опознано не более трех объектов.

На данной стадии происходит идентификация (установление тождества) опознаваемого объекта. Когда же этого сделать не удается, опознающий может заявить о частичном сходстве одного из предъявленных ему объектов с тем, который он ранее видел, либо о том, что среди предъявленных ему объектов нет того, который им ранее воспринимался.

5. Оценка результатов опознания следователем (судом). Данный этап является логическим завершением этапа процесса предъявления для опознания. Поскольку этот процесс не поддается стороннему наблюдению и только его результат становится очевидным для следователя (суда), который в силу этого не располагает достаточно четкими критериями его достоверности, большое значение приобретает оценка достигнутого результата в совокупности со всеми факторами, относящимися к опознавательному процессу.

Внимательного отношения к себе требует поведение лица, выступающего в роли опознающего, во время его допроса и непосредственно в ходе процесса предъявления для опознания. Анализируются также поведение и характер реагирования опознанного лица. Все это оценивается вместе с другими доказательствами по делу на основе внутреннего убеждения следователя (судьи). Отсутствие других доказательств, подтверждающих результаты опознания, более того, наличие противоречащих им данных служит серьезным основанием для возникновения сомнений относительно достоверности полученных результатов. В этом всем и заключается психология предъявления для опознания.

Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (установления тождества). Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформированному психическому образу. Образ текущего восприятия сравнивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются натуральные объекты или их изображения с целью установления их индивидуального, а иногда и группового тождества.

Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. Опознание не проводится, если у опознающего имеются психические или физиологические недостатки или у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми.

До начала опознания опознающий допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о признаках и особенностях, по которым он может опознать данный объект. После свободного рассказа опознающему задаются уточняющие вопросы. При подготовке к опознанию людей опознающему задаются вопросы по системе “словесного портрета”: пол, рост, телосложение, особенности строения головы, волосы (густота, длина, волнистость, цвет, стрижка), лицо (узкое, широкое, средней ширины, овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, прямое, выпуклое, вогнутое, худое, полное, средней полноты, цвет кожи, лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, подбородок, особые приметы) и др. Выясняются функциональные признаки опознания: осанка, походка, жестикуляция, особенности речи и голоса. Определяются манеры поведения. Описываются одежда (от головного убора до обуви), предметы, которыми постоянно пользуется опознаваемый (очки, трость, трубка и т. п.).

При допросе, предваряющем опознание, необходимо также выяснить место, время и условия наблюдения опознаваемого объекта опознаваемым лицом, кто еще мог видеть опознаваемое лицо. Выясняется психическое состояние опознающего во время наблюдения за объектом, его заинтересованность в исходе дела.

Опознание может быть симультанным - мгновенным, одномоментным и сукцессивным - поэтапным, развернутым во времени оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов).

Опознание объектов - сложный комплекс психической деятельности человека. Опознание связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки. (В криминалистике эти устойчивые свойства объектов называются идентификационными признаками.) Яркая наглядная выраженность отличительного признака конкретного объекта называется приметой. Примета выступает в качестве устойчивого индивидуально опознавательного сигнала. Если же объект не имеет примет, он опознается по совокупности других устойчивых признаков.

Признаки - информационные сигналы, посредством которых люди ориентируются в сложной предметной среде, отличают один объект от другого. Идентификация - установление наличия тождества или его отсутствия в сравниваемых объектах - основной механизм криминалистического опознания. Различается идентификация по психической модели (узнавание), по материально зафиксированным отображениям следов объекта и идентификация целого по частям.

Идентифицируется все, что обладает дискретностью (целостной совокупностью признаков). Различаются общие и частные идентификационные признаки. Общие признаки характеризуют категориальную определенность объекта, его родовую принадлежность. Частные признаки характеризуют индивидуально-отличительные особенности объекта. По ним можно узнать, определить и описать конкретный объект. Каждый реальный объект обладает устойчивой совокупностью признаков. Однако признаки могут быть существенными и несущественными, собственными и случайными. Существенный признак - признак, который принадлежит предмету при всех условиях, без которого предмет не может существовать, который отличает конкретный предмет от всех других предметов. Собственный признак - признак, присущий предмету, но не являющийся существенным.

Индивидуальный процесс опознания зависит от сформированности перцептивных эталонов, от того, какие опознавательные ориентиры использует данный субъект, насколько структурно организована его перцептивная деятельность. От общей направленности личности, ее психического развития зависит то, какие опознавательные признаки объекта она принимает в качестве существенных, устойчивых. Сличение сопоставляемых образов требует развитости аналитических качеств. Процесс опознания зависит от прочности хранящегося в памяти эталонного образа, от условий его актуализации. Чем менее психически, интеллектуально развита личность, чем ниже ее общекультурный уровень, тем больше вероятность ложного, ошибочного опознания, тем выше вероятность опознания по несущественным, второстепенным признакам.

При формировании эталонного образа различные его признаки могут вступить в определенные сочетания. При восприятии же опознаваемого объекта эти признаки могут выступить в ином сочетании, что может затруднить процесс опознания?.

Для опознания конкретного лица существенное значение имеют условия его первоначального восприятия, психическое состояние наблюдателя, избирательная направленность и обстановка восприятия. Воспринимая человека, люди выделяют прежде всего те его качества, особенности, которые наиболее значимы в данной ситуации или которые контрастируют с окружающей обстановкой, не соответствуют социальным ожиданиям Восприятие человека человеком зависит от статусной оценки, различных “ореолов”, шаблонных интерпретаций. В оценках и описаниях других людей индивиды исходят из “Я-образа”, непроизвольно соотносят их с собственными качествами. Низкорослые люди переоценивают рост высоких, высокие - преуменьшают рост низкорослых. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку физических качеств индивида влияют фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в значительной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают ошибочными. Большие расхождения возможны в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста).

Описание признаков опознаваемого на предваряющем допросе - сложный и трудоемкий процесс, требующий методической помощи. Кроме формулировок “словесного портрета, могут быть использованы различные средства наглядности (рисунки, фотоснимки, диапозитивы, система “Айденти-Кит” - составление портрета путем выбора различных форм частей лица).

Наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму лица, цвет глаз, форму и величину носа, лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка. Наиболее значительными и преимущественно запоминающимися являются следующие признаки физического облика человека: рост, цвет волос и глаз, форма и величина носа, конфигурация губ. Совокупность этих признаков составляет опорную базу опознания человека по внешности. Нередко фиксируются элементы внешнего оформления - одежда, прическа, украшения. Лучше запоминаются такие особенности внешнего облика индивида, которые выступают как отклонение от нормы.

Облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда служат объектом внимания. Индивидуально выразительна походка человека - сложный двигательный (локомоционный) навык человека, отличающийся стереотипными компонентами:
длина шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составной элемент походки - осанка человека во время движения - соотношение положения корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

Опознаваемый субъект предъявляется в числе не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам. Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами порядка опознания. (Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.)

При предъявлении лица для опознания по признакам внешности опознаваемому предлагается занять любое место в группе предъявляемых лиц. Опознаваемый занимает выбранное им место в отсутствие опознающего. Приглашенному опознающему после установления его личности разъясняются его права и обязанности. Затем опознающему задаются следующие вопросы: “Опознаете ли Вы кого-нибудь из предъявленных Вам граждан? Если опознаете, то укажите на это лицо рукой и объясните, по каким признакам Вы его опознали, когда и при каких обстоятельствах ранее его видели?” (Следует иметь в виду, что в положении стоя и в движении проявляется большее количество опознавательных признаков.) При положительном ответе опознающего следователь выясняет признаки, по которым было проведено опознание. При отрицательном - выясняется, вызван ли ответ плохим запоминанием признаков опознаваемого, т. е. трудностями опознания, либо опознающий твердо уверен, что опознаваемого нет среди предъявленных лиц.

Опознание личности может проводиться и по устной речи - голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). Опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по которым предполагается его опознание. В соседней из двух смежных комнат следователь при открытых дверях, но находясь вне зоны видимости для опознающего, поочередно беседует с предъявляемыми для опознания лицами и дает им для чтения вслух заранее подготовленный текст, содержащий те слова, по которым может быть осуществлено опознание. После этого следователь предлагает опознающему сообщить, каким по счету в порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и если да, то по каким речевым признакам. Весь ход опознания по устной речи фиксируется с использованием звукозаписи.

При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть проведено по фотокарточке, которая предъявляется одновременно с фотокарточками других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все вышерассмотренные требования.

Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке - они могут оказаться ошибочными из-за умышленно ложного опознания или в силу добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается судебно-психологическая экспертиза.

Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. Мир вещей необозримо многообразен. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека.

Наиболее общим групповым признаком предметов являются их форма, контур. Существует пространственный порог различения формы - минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий пространственные пределы распознания рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны - зависят от глазомера индивида, его оценочных особенностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями - ложными суждениями о подлинных свойствах объектов. Так, эффект иррадиации приводит к преувеличению размеров светлых и хорошо освещенных объектов. Все части большей фигуры кажутся крупнее, чем такие же части меньшей фигуры, верхняя часть фигуры переоценивается при определении ее размеров. Предметно заполненное пространство видится более протяженным. Очертания одних фигур воспринимаются неадекватно под влиянием фоновых очертаний. Целостность восприятия происходит даже при отсутствии отдельных частей объекта. Восприятие совокупности объектов (обстановки) зависит от позиции наблюдателя - размеры близко расположенных объектов переоцениваются.

Восприятие местности. Местность воспринимается человеком как часть пространства, ограниченная определенными предметами. При изменении точки зрения опознание местности может быть затруднено. Идя по незнакомой местности, человек формирует психический образ своего маршрута (маршрут-карту), а наблюдая местность с неподвижной точки, - план-схему, выделяет опорные ориентиры будущего ее распознания. Ориентация в малознакомой местности осуществляется по наиболее заметным, броским ориентирам, по их соотношению. Внешняя граница воспринимаемого пространства на открытой местности ограничивается пороговым расстоянием пространственного различения предметов:
Все воспринимаемые объекты “привязываются” к точке наблюдения. Субъективно оцениваются их удаленность и взаиморасположение, создается субъективная система отсчета, используются топографические представления. (Пространственная ориентация детей и подростков может быть неадекватной.) Знание особенностей восприятия местности, пространства необходимо для квалифицированного проведения допроса, предваряющего опознание местности, а также для квалифицированной проверки показаний на месте.

Сложная психическая деятельность - словесное описание опознающим признаков объекта, который должен быть опознан, процесс опознания и принятия окончательного решения. Трудность описания не должна интерпретироваться как невозможность опознания. Узнавание - генетически более ранняя форма психической активности, чем воспроизведение, вспоминание. Воспринимая повторно объект опознания, индивид может вспомнить дополнительные его опознавательные признаки. Достоверность опознания не может быть поставлена под сомнение в связи с неполнотой предварительного описания объекта опознания. Индивидуальность объекта в некоторых случаях может определяться даже не по его отдельным признакам, а по комплексу признаков. Совокупность содержимого дамской сумочки может служить основанием для ее опознания.

В практике судопроизводства возможно ложное и ошибочное опознание и неопознание. Неопознание может быть связано с тем, что при первичном восприятии объекта не были вычленены его опознавательные признаки, а также с забыванием этих признаков в напряженной обстановке судебного опознания. При судебном опознании необходимо учитывать возможность преднамеренной маскировки заинтересованным лицом своих опознавательных признаков. Изобличению этой уловки содействует внимательный анализ тактики его поведения.

Ошибочное опознание в отличие от преднамеренно ложного может быть следствием различных воздействий на лицо. легко поддающееся внушению.

  • Тема 3.Правовая социализация личности.
  • Тема 4. Криминальная психология.
  • Тема 5. Психологическая характеристика следственной деятельности.
  • Тема 6. Психология допроса. Психология следственных действий. Психологические особенности судебной деятельности. Судебно-психологическая экспертиза.
  • Тема 7. Пенитенциарная психология.
  • Тематический план
  • 4. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
  • 5. Материально-техническое обеспечение дисциплины
  • Технологии и формы преподавания Рекомендации по организации и технологиям обучения для преподавателя
  • Образовательные технологии
  • Виды и содержание учебных занятий
  • 1.1. Предмет, задачи, система юридической психологии. Связь юридической психологии с другими науками
  • 1.2. История развития юридической психологии.
  • 1.3. Методы юридической психологии.
  • 1.4.Объем изучения личности
  • 2.1.Эмоции и чувства. Аффект.
  • 2.2.Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент, характер и способности.
  • 2.3. Волевая сфера личности.
  • 4.2.Психологические особенности (черты) личности преступника.
  • 4.3.Психологические предпосылки преступного поведения.
  • 4.5.Типология преступных групп.
  • 4.6. Функциональная характеристика организованных преступных формирований.
  • 4.7. Структура организованных преступных формирований.
  • 4.8. Механизмы сплочения преступных групп.
  • 4.9. Психологические особенности несовершеннолетних правонарушителей.
  • 4.10. Социально-психологическая характеристика преступного поведения несовершеннолетних.
  • 4.11.Мотивация насильственных преступлений у подростков.
  • 4.13.Социально-психологические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних.
  • 5.1.Психологическая характеристика деятельности следователя.
  • 5.2.Профессиональные качества следователя.
  • 5.3.Профессиональная деформация личности следователя и основные пути ее предупреждения.
  • 6.1.Психологические аспекты подготовки следователя к допросу.
  • 6.2.Психология допроса свидетеля и потерпевшего.
  • 6.3.Психология допроса подозреваемого и обвиняемого.
  • 6.4. Психологические особенности допроса при изобличении допрашиваемого во лжи.
  • 6.5. Психология осмотра места происшествия.
  • 6.6.Психология обыска.
  • 6.7. Психология предъявления для опознания.
  • 6.8. Психология следственного эксперимента.
  • 6.9. Психология судебной деятельности.
  • 6.10. Психология судебного допроса.
  • 6.11. Психологические особенности допроса подсудимого, потерпевших и свидетелей.
  • 6.12. Психологические аспекты судебных прений.
  • 6.13.Психология вынесения приговора.
  • 6.14. Понятие и сущность судебно-психологической экспертизы.
  • 6.15. Порядок назначения и производства судебно-психологической экспертизы.
  • 6.16.Судебно - психологическая экспертиза физиологического аффекта.
  • 7.2.Психические состояния осужденного.
  • 7.3.Адаптация осужденных к условиям лишения свободы.
  • 7.4.Социально-психологическая структура коллектива осужденных. Иерархическая система групп осужденных отрицательной направленности.
  • 7.5.Основные средства исправления и перевоспитания осужденных.
  • 7.6.Методы преобразования психологии взаимоотношений в исправительном учреждении.
  • 7.6.Социальная реадаптация освобожденного.
  • Технологии и формы обучения Рекомендации по освоению дисциплины для студента
  • Оценочные средства и методики их применения
  • 1. Карта уровней освоения компетенций
  • 2. Фонды оценочных средств
  • Вопросы к экзамену
  • Контрольные работы
  • 3. Критерии оценивания
  • Дополнения и изменения в рабочей программе дисциплины на 20__/20__ учебный год
  • 6.7. Психология предъявления для опознания.

    Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (определения тождества). Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформированному психическому образу. Образ текущего восприятия сравнивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть:

      люди (подозреваемые, обвиняемые, свидетели, потерпевшие) - они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи; трупы и их части;

      животные,

      различные предметы, документы, помещения, участки местности.

    Для опознания предъявляются реальные объекты или их изображения с целью установления индивидуального, а иногда и группового тождества. Предъявление для опознания - действие сложное, требующее тщательной подготовки. Одним из существенных ее элементов является допрос опознающего . Цель этого допроса двоякая: во-первых, выяснить, в каких условиях опознающий воспринимал объект, который будет ему предъявлен для опознания; во-вторых, получить максимально полные данные об этом объекте, те признаки, по которым он может быть опознан. Если речь идет об опознании человека, то такими признаками являются не только признаки внешности, но и голос, речь, походка и другие функциональные особенности. Когда речь идет об условиях восприятия , то имеют в виду объективные и субъективные факторы, при которых происходило восприятие объекта. К объективным факторам относятся такие, как освещение, погодные условия, время суток, расстояние до наблюдаемого объекта, длительность восприятия. К субъективным факторам относятся: психическое состояние человека в момент восприятия (волнение, страх), направленность внимания, физическое состояние (боль, недомогание), состояние органов чувств (зрительного, слухового, осязательного и др.). В перечисленных факторах, объединяемых одним термином - субъективные, нет более или менее важных, каждый из них выполняет те функции, которые обусловливают в конечном итоге правильность и полноту восприятия. Состояние психики в момент восприятия существенно влияет на объем, полноту и точность воспринятого в зависимости от того, является воспринимающий участником события либо его свидетелем. Так, событие, связанное с разбойным нападением, хулиганскими действиями, в эмоциональном плане по-разному воздействует на потерпевшего и свидетеля. Чувство волнения или страха, вызванное происшедшим событием, существенно искажает воспринятое, обусловливая не только преувеличение (напала большая группа - в действительности же три человека; были вооружены пистолетами - в действительности же один из нападавших имел нож; напали с криками и угрозами - в действительности же не было произнесено ни слова и т. д.), но и утрату части информации. Следующим этапом подготовки к предъявлению для опознания служит подбор объектов для предъявления опознающему . По закону таких объектов должно быть не менее трех. Данное требование обеспечивает объективность результатов опознания: если предъявляется один объект, то это невольно может навести опознающего на мысль, что именно его он должен опознать. То есть предъявление одного объекта играет наводящую роль, что, естественно, недопустимо. Исключение по закону делается лишь при опознании трупа - он предъявляется один. Существуют ситуации , когда предъявление для опознания проводить не следует . Таких ситуаций несколько:

      когда опознающий знаком с человеком, которого следователь хотел бы предъявить для опознания. В данном случае опознание просто излишне. Бывают случаи, когда человек знает опознаваемого, но скрывает это по каким-то причинам. Тогда опознание может быть проведено со специальной целью: зафиксировать факт противодействия опознающего установлению истины;

      когда допрашиваемый не может назвать признаков, по которым возможно отождествление опознаваемого объекта, и предъявление для опознания становится бесполезным;

      когда объект уникален, ему нет равных и даже сходных, и ясно, что он будет опознан любым знающим о нем человеком.

    Объекты, среди которых будет предъявляться опознаваемый, должны быть сходными с ним. Если речь идет о человеке, то это должны быть люди примерно того же возраста, роста, цвета волос, телосложения; они должны иметь похожие отдельные части лица, прическу, быть в сходной одежде. Если это требование нарушено, результаты опознания теряют свое доказательственное значение. Так, в одном случае подозреваемого, по национальности грузина, с ярко выраженными национальными особенностями внешности следователь предъявил в группе типичных славян. Совершенно очевидно, что тот был сразу же опознан, но суд счел, что результаты этого опознания не имеют силы, и возвратил дело на дополнительное расследование. Обеспечение необходимого сходства также необходимо и при предъявлении для опознания предметов, документов, животных, участков местности и помещений. Опознание имеет различные психологические механизмы . Различают два вида опознания: симультанное и сукцессивное. Симультанное (синтетическое ) - это мгновенное, одномоментное воспроизведение увиденного объекта в результате совпадения образа наблюдаемого объекта с эталоном, хранящимся в памяти. Сукцессивное (аналитическое) опознание происходит путем нахождения и выделения в наблюдаемом объекте отдельных признаков, элементов, деталей, которые затем синтезируются в образ, в результате чего делается вывод о сходстве или различии объектов. Опознание объектов - сложная психическая деятельность человека. Оно связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки (в криминалистике последние называются идентификационными признаками). Явность, броскость, наглядная выраженность признака придает ему характер приметы. При опознании первостепенную роль играет именно эта сторона признака, которая может не отражать сущности предмета, быть в известном смысле случайной, но важной для идентификации. Отличительные признаки могут быть элементарными и сложными. Сложный признак - это комплекс, система, совокупность определенных признаков. При опознании дробные свойства признака обычно не замечаются человеком, так как обнаруживаются быстро, как бы одномоментно, слитно. Отсюда весь комплекс воспринимается как один отличительный признак. В психологии опознания отличительные признаки подразделяются на: достаточные и необходимые и достаточные, но не необходимые. Совпадение достаточных и необходимых признаков того и другого объекта во всех случаях является основанием для положительного вывода об их тождестве, а несовпадение требует бесспорного вывода о различии. Если же совпадают только достаточные, но не необходимые признаки, то их наличие подтверждает правильность опознания, но отсутствие отнюдь не свидетельствует об обратном". Например, потерпевший запомнил характерные черты лица грабителя и особенности его одежды. Признаки внешности преступника - это достаточные и необходимые признаки для его опознания. Признаки же одежды могут быть достаточными, но не необходимыми, поскольку их совпадение иногда дает основание для положительного вывода, но отсутствие еще не означает, что преступник опознан неправильно. Процесс опознания зависит от прочности хранящегося в памяти эталонного образа, от условий его актуализации. Чем более низкий интеллектуальный уровень личности, чем ниже ее общекультурный уровень, тем больше вероятность ошибочного опознания, тем выше вероятность опознания по второстепенным признакам. При опознании человека обнаруживаются психологические закономерности восприятия человека человеком. В восприятии внешнего облика человека на первый план выступают те особенности его внешности, которые приобретают для воспринимающего наибольшее значение в данной ситуации, либо несут наиболее значимую информацию о свойствах, действиях данного человека, либо резко бросаются в глаза в силу своей необычности. В ситуациях, которые становятся предметом расследования, наиболее часто такими особенностями являются рост, возраст, телосложение, движения, речь, черты лица. Психологи отмечают, что наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму лица, цвет глаз, волос, форму и величину лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка, прическу. В описании внешнего облика человека отмечаются значительные колебания, вызванные индивидуальными различиями опознающих . Высокие люди недооценивают рост невысоких. Для невысоких характерна тенденция к преувеличению роста других. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку внешних данных лица влияют фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в определенной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают неправильными. Большие расхождения встречаются в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста). Кроме статических признаков внешности, существуют динамические признаки - мимика, жестикуляция, особенности походки и речи. Мимика и жестикуляция - показатели эмоционального состояния. Чем большим эмоциональным возбуждением охвачен человек, тем выразительней у него мимика и жестикуляция. Индивидуально выразительна походка человека - сложный двигательный стереотип, характеризующийся длиной шага, ритмом, пластичностью, скоростью и другими особенностями. Походка может указывать на принадлежность лица к определенной социальной или профессиональной группе (походка моряка, военнослужащего, танцовщика и т. д.). Составной элемент походки - осанка человека, соотношение положения корпуса тела и головы, также отличающаяся рядом особенностей. Значительными идентификационными свойствами обладает речь человека. К числу индивидуальных особенностей речи относятся характерная для данного лица скорость, длина фраз, типичные конструкции предложений, использование жаргонных слов, метафор, расстановка ударений, ошибки и оговорки. В целом же облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, походка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция.

    Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (установления тождества). Объектами опознания могут быть люди (они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются натуральные объекты или их изображения.

    Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели соответствующее лицо или предмет, о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать. В ходе такого допроса не допускаются наводящие вопросы.

    Специфика допроса, предшествующего опознанию, состоит в том, что в процессе его проведения, наиболее широко используются тактические и психологические приемы , направленные на актуализацию воспринятого и запечатленного в памяти допрашиваемого образа объекта.

    Психологическая характеристика предъявления для опознания основана на анализе двух основных процессов:

    · усвоения отличительных признаков определенного объекта

    · использование данных признаков для выделения этого объекта из других, ему подобных.

    Опознающий предварительно допрашивается об обстоятельствах, при которых он видел предъявленное для опознания лицо, а также о приметах и особенностях, по которым он может его опознать. Допрос о внешних признаках липа производится по той схеме, по которой составляется словесный портрет. Следователь, допрашивая будущего опознающего, предлагает ему вспомнить и охарактеризовать как можно большее количество признаков внешности. В практике Верховного Суда СССР особо подчеркивалось, что, допрашивая опознающего, следует выяснить, помимо всего прочего, объективные условия восприятия им нападавших преступников: где конкретно, в каких условиях он видел, при каком освещении. Таким образом, большое значение имеют не только признаки объекта, но условия его восприятия .



    Для того чтобы полно и точно получить необходимые сведения, следователю необходимо выполнить основные задачи допроса проводимого перед предъявлением для опознания. Выясняя при допросе обстоятельства, при которых наблюдался объект, следователь должен установить:

    1) общую информацию об этом человеке характер, склонности, возраст, профессию и т.д.

    2) субъективные факторы - в каком состоянии находился допрашиваемый перед началом наблюдения, во время, и после наблюдения объекта;

    3) какова была его направленность внимания;

    4) место наблюдения, с какого момента он начал наблюдение;

    5) время в течение, которого происходило событие, время суток; продолжительность восприятия по времени;

    6) сила и направленность освещения, погодные условия, наличие шумовых эффектов;

    7) расстояние с которого воспринимался объект;

    8) степень знакомства с воспринимаемым объектом;

    9) особенности памяти будущего опознающего (лучше запоминает лица, даты, голоса);

    10) не имеет ли допрашиваемый дефектов зрения, нарушения психики;

    Как индивид, человек характеризуется морфоконоституциональными, нейротипологическими, половыми и возрастными особенностями; как личность - рассматривается в качестве представителя определенной социальной группы. Это значит, что восприятию человека присуще наделение объекту индивидуальных и личностных оттенков, своей субъективной манеры видения. Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что разница в индивидуальном восприятии весьма значительна.

    Рассматривая психологические особенности предъявления для опознания в зависимости от процессуального статуса опознающего лица следует отметить, что для проведения предъявления для опознания должен быть установлен процессуальный статус опознающего и опознаваемого, ими могут быть свидетели, обвиняемые, подозреваемые и потерпевшие, но которыми в свою очередь могут быть взрослые (женщины, мужчины), дети (несовершеннолетие), люди преклонного возраста, психически здоровые, психически больные, физически здоровые люди и люди с физическим недостатками, люди, привлекавшиеся ранее к уголовной ответственности. Это важно при разработке тактических и психологических приемов опознания.

    Так А.Ф. Кони отмечал о «способности женщины меньше забывать, но больше ошибаться» ,

    A.M. Зинин в своей работе «Внешность человека в криминалистике» подробно рассматривает влияние на восприятие человека, особенности женского восприятия, возрастного фактора, принадлежности воспринимающего к определенной этнической группе, интеллектуального уровня, профессиональной направленности. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности.

    При восприятии активизируются следы прошлого опыта. Поэтому один и тот же предмет может по-разному восприниматься различными людьми. Иначе гаворя, потерпевший, свидетель, подозреваемый, обвиняемый могут давать совершенно различное описание увиденного ранее события или по-разному описывать признаки объекта. Иногда, следователь допрашивает несколько человек, которые в последующем будут опознающими, сталкивается с таким явлением, когда каждый из допрошенных по-разному описывает одного и того же человека, подлежащего опознанию.

    Так, В.И. Громов справедливо считал, что даже при соблюдении требования о подробном и точном выяснении личности преступника на первом допросе потерпевшего бывают необъяснимые на первый взгляд странности, которые заставляют иногда усомниться в достоверности опознания со стороны того или иного свидетеля, давшего правильное, подробное и ясное показание при предъявлении ему обвиняемого. Дело в том, что лицо, виденное нами в одном помещении, в том или другом костюме, при одном освещении, В ТОЙ или другой позе, кажется нам совершено не похожим на себя, когда мы видим его в другом помещении, в другой одежде, при другом освещении или когда он держит себя иначе, чем ранее, или принял другую позу, сделал другие движения и т.д. Разница впечатлений, получаемых от одного и того же субъекта, в зависимости от обстановки, среди которой мы видим этого субъекта, иногда может заставить следователя произвести акт предъявления личности для опознания на месте преступления, в той же самой обстановке, при таком же освещении, как это было во время совершения преступления.

    Опознаваемый субъект предъявляется в числе не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам. Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами порядка опознания. (Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.)

    в УПК РФ ч.8 ст. 193. заложена возможность предъявления для опознания лиц по решению следователя в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым, в целях обеспечения безопасности последнего. В большинстве случаев основной причиной отказа свидетелей и потерпевших участвовать в предъявлении для опознания бывает страх за свою безопасность и безопасность своих родных и близких. На сегодняшний день в качестве одного из вариантов для проведения такого рода следственного действия может применяться специально оборудованное помещение, загороженное стеклом с односторонним зеркальным отражением, за которым и располагаются предъявленные для опознания лица, а опознающий находиться по другую сторону стекла.

    Выемка - изъятие у отдельных граждан, а также предприятий, учреждений и организаций заранее известных документов и предметов, имеющих значение для уголовного дела.

    Выемка как самостоятельное следственное действие во многом сходна с обыском. Но выемка имеет и свои специфические психологические характеристики , проистекающие из процессуальных особенностей этого следственного действия.

    В психологическом аспекте выемка по сравнению с обыском в меньшей мере носит поисковый характер. При выемке, как правило, нет необходимости в поисковых действиях, а при противодействии выемка может быть произведена принудительно. Если же подлежащие выемке предметы или документы заинтересованными лицами не только не выдаются следователю (под различными предлогами), но и преднамеренно скрываются, то вместо выемки производится обыск.

    Следует отметить, что проблемность как одна из психологических характеристик выемки также носит иной (чем при обыске) характер. При обыске проблему составляют сами объекты, подлежащие изъятию: у следователя, как правило, имеются о них весьма неполные данные к моменту производства обыска и места их нахождения (сокрытия).

    При выемке собственно проблему составляет предварительное (до начала производства выемки) определение предмета, документа, подлежащих изъятию. Следователю нередко нужно решить, какой именно (какие) из числа многих предметов, документов, с которыми он ознакомляется, осматривает, является искомым.

    В случае, если речь идет о почтово-телеграфной корреспонденции, следователю необходимо решить вопрос о том, следует ли ограничиться производством следственного действия (наложением ареста на корреспонденцию и ее осмотром) или произвести также и следственное действие (выемку).

    Иную психологическую окраску имеет и возможная при производстве выемки конфликтная ситуация. Если при выемке подлежащие изъятию предметы или документы выдаются добровольно, то производство выемки завершается тем, что следователь изымает их. В том же случае, если подлежащие изъятию объекты добровольно не выдаются, следователю нужно приложить усилия, направленные на предотвращение развития конфликтной ситуации, и принять меры к дальнейшему производству указанного следственного действия.

    Для правильного применения методов психологического воздействия - внушения и убеждения - следователю необходимо выяснить истоки негативного отношения данного лица к требованию о добровольной выдаче объекта, подлежащего изъятию при выемке. Иногда отказ в добровольной выдаче объекта объясняется не «виновным» отношением лица к данному объекту, а боязнью разглашения обстоятельств его интимной жизни, нежеланием причинить неприятность родственнику, знакомому, соседу или сослуживцу. Для преодоления такого негативного отношения в подобных случаях следователь может обратить особое внимание данного лица на производимое предупреждение понятых, специалистов и других граждан, присутствующих при выемке, об ответственности за разглашение выявленных при выемке обстоятельств интимной жизни лица, занимающего данное помещение, или иных лиц. Следователь должен также разъяснить, что он имеет право произвести выемку принудительно, а действия данного лица - противоправны.

    Основным психологическим фактором выемки является психологическое воздействие на подозреваемого и обвиняемого, так как последним становится известно, какие изобличающие их документы поступают в распоряжение следователя. В ряде случаев получение следователем изобличающих преступника документов является основным актом предварительного следствия. Однако при этом, так же как и при обыске, осуществляется рефлексивное мышление, вырабатывается соответствующая линия дальнейшего поведения.
    Результаты выемки влияют и на психологию деятельности следователя, и на всю тактику предварительного следствия.

    Антонян Ю.М., Еникеев М.И., Эминов В.Е.
    ПСИХОЛОГИЯ ПРЕСТУПНИКА И РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ.


    Глава VI. Психология отдельных следственных действий

    Глава2. Психология предъявления для опознания

    Предъявление для опознания - следственное действие, состоящее в предъявлении различных лиц и материальных объектов для их идентификации (установления тождества). Опознание - процесс и результат отнесения предъявленного объекта к ранее сформированному психическому образу. Образ текущего восприятия сравнивается с образом, хранящимся в памяти. Объектами опознания могут быть люди (они опознаются по признакам внешности, функциональным признакам, особенностям голоса и речи), трупы и части трупов, животные, различные предметы, документы, помещения, участки местности. Для опознания предъявляются натуральные объекты или их изображения с целью установления их индивидуального, а иногда и группового тождества.

    Субъектами опознания могут быть свидетели, потерпевшие, подозреваемые и обвиняемые. Опознание не проводится, если у опознающего имеются психические или физиологические недостатки или у опознаваемого объекта отсутствуют опознавательные признаки. В качестве понятых не могут быть приглашены лица, знакомые с опознаваемыми.

    До начала опознания опознающий допрашивается об обстоятельствах, в которых он наблюдал соответствующее лицо или предмет, о признаках и особенностях, по которым он может опознать данный объект. После свободного рассказа опознающему задаются уточняющие вопросы. При подготовке к опознанию людей опознающему задаются вопросы по системе “словесного портрета”: пол, рост, телосложение, особенности строения головы, волосы (густота, длина, волнистость, цвет, стрижка), лицо (узкое, широкое, средней ширины, овальное, круглое, прямоугольное, квадратное, треугольное, прямое, выпуклое, вогнутое, худое, полное, средней полноты, цвет кожи, лоб, брови, глаза, нос, рот, губы, подбородок, особые приметы) и др. Выясняются функциональные признаки опознания: осанка, походка, жестикуляция, особенности речи и голоса. Определяются манеры поведения. Описываются одежда (от головного убора до обуви), предметы, которыми постоянно пользуется опознаваемый (очки, трость, трубка и т. п.).

    При допросе, предваряющем опознание, необходимо также выяснить место, время и условия наблюдения опознаваемого объекта опознаваемым лицом, кто еще мог видеть опознаваемое лицо. Выясняется психическое состояние опознающего во время наблюдения за объектом, его заинтересованность в исходе дела.

    Опознание может быть симультанным - мгновенным, одномоментным и сукцессивным - поэтапным, развернутым во времени оно может быть перцептивным (узнавание) и концептуальным (отнесение объекта к определенному классу объектов).

    Опознание объектов - сложный комплекс психической деятельности человека. Опознание связано со способностью человека выделять в различных объектах их устойчивые особенности - признаки. (В криминалистике эти устойчивые свойства объектов называются идентификационными признаками.) Яркая наглядная выраженность отличительного признака конкретного объекта называется приметой. Примета выступает в качестве устойчивого индивидуально опознавательного сигнала. Если же объект не имеет примет, он опознается по совокупности других устойчивых признаков.

    Признаки - информационные сигналы, посредством которых люди ориентируются в сложной предметной среде, отличают один объект от другого. Идентификация - установление наличия тождества или его отсутствия в сравниваемых объектах - основной механизм криминалистического опознания. Различается идентификация по психической модели (узнавание), по материально зафиксированным отображениям следов объекта и идентификация целого по частям.

    Идентифицируется все, что обладает дискретностью (целостной совокупностью признаков). Различаются общие и частные идентификационные признаки. Общие признаки характеризуют категориальную определенность объекта, его родовую принадлежность. Частные признаки характеризуют индивидуально-отличительные особенности объекта. По ним можно узнать, определить и описать конкретный объект. Каждый реальный объект обладает устойчивой совокупностью признаков. Однако признаки могут быть существенными и несущественными, собственными и случайными. Существенный признак - признак, который принадлежит предмету при всех условиях, без которого предмет не может существовать, который отличает конкретный предмет от всех других предметов. Собственный признак - признак, присущий предмету, но не являющийся существенным.

    Индивидуальный процесс опознания зависит от сформированности перцептивных эталонов, от того, какие опознавательные ориентиры использует данный субъект, насколько структурно организована его перцептивная деятельность. От общей направленности личности, ее психического развития зависит то, какие опознавательные признаки объекта она принимает в качестве существенных, устойчивых. Сличение сопоставляемых образов требует развитости аналитических качеств. Процесс опознания зависит от прочности хранящегося в памяти эталонного образа, от условий его актуализации. Чем менее психически, интеллектуально развита личность, чем ниже ее общекультурный уровень, тем больше вероятность ложного, ошибочного опознания, тем выше вероятность опознания по несущественным, второстепенным признакам.

    При формировании эталонного образа различные его признаки могут вступить в определенные сочетания. При восприятии же опознаваемого объекта эти признаки могут выступить в ином сочетании, что может затруднить процесс опознания?.

    Для опознания конкретного лица существенное значение имеют условия его первоначального восприятия, психическое состояние наблюдателя, избирательная направленность и обстановка восприятия. Воспринимая человека, люди выделяют прежде всего те его качества, особенности, которые наиболее значимы в данной ситуации или которые контрастируют с окружающей обстановкой, не соответствуют социальным ожиданиям Восприятие человека человеком зависит от статусной оценки, различных “ореолов”, шаблонных интерпретаций. В оценках и описаниях других людей индивиды исходят из “Я-образа”, непроизвольно соотносят их с собственными качествами. Низкорослые люди переоценивают рост высоких, высокие - преуменьшают рост низкорослых. Худощавые преувеличивают полноту телосложения людей средней упитанности, а толстяки считают последних худощавыми. На оценку физических качеств индивида влияют фон восприятия, качества взаимодействующих с ним людей. Впечатление о фигуре человека в значительной мере зависит от покроя одежды. Показания о цвете различных предметов часто бывают ошибочными. Большие расхождения возможны в определении возраста человека (особенно лиц среднего и старшего возраста).

    Описание признаков опознаваемого на предваряющем допросе - сложный и трудоемкий процесс, требующий методической помощи. Кроме формулировок “словесного портрета, могут быть использованы различные средства наглядности (рисунки, фотоснимки, диапозитивы, система “Айденти-Кит” - составление портрета путем выбора различных форм частей лица).

    Наиболее информативными признаками облика человека являются особенности его лица. Описывая человека, люди чаще всего называют форму лица, цвет глаз, форму и величину носа, лба, конфигурацию бровей, губ, подбородка. Наиболее значительными и преимущественно запоминающимися являются следующие признаки физического облика человека: рост, цвет волос и глаз, форма и величина носа, конфигурация губ. Совокупность этих признаков составляет опорную базу опознания человека по внешности. Нередко фиксируются элементы внешнего оформления - одежда, прическа, украшения. Лучше запоминаются такие особенности внешнего облика индивида, которые выступают как отклонение от нормы.

    Облик человека воспринимается комплексно - в единый образ сливаются его рост, фигура, осанка, черты лица, голос, речь, мимика и жестикуляция. Мимика и жестикуляция как показатели психического состояния человека всегда служат объектом внимания. Индивидуально выразительна походка человека - сложный двигательный (локомоционный) навык человека, отличающийся стереотипными компонентами:

    длина шага, ритм, пластичность, скорость и другие особенности. Походка может указывать на принадлежность человека к определенной социальной группе (походка солдата, моряка, танцовщика, старого человека). Составной элемент походки - осанка человека во время движения - соотношение положения корпуса и головы, звуковые эффекты шагов.

    Опознаваемый субъект предъявляется в числе не менее трех человек, по возможности сходных по внешним признакам. Предъявляемые для опознания лица не должны существенно отличаться по возрасту, росту, телосложению, форме отдельных частей лица, цвету волос и прическе. Все предъявляемые наряду с опознаваемым лица должны быть ознакомлены с правилами порядка опознания. (Если опознающий является малолетним, опознание лучше провести в привычной для него обстановке. Если опознающему не исполнилось 14 лет, то при его подготовке к опознанию присутствует педагог или психолог.)

    При предъявлении лица для опознания по признакам внешности опознаваемому предлагается занять любое место в группе предъявляемых лиц. Опознаваемый занимает выбранное им место в отсутствие опознающего. Приглашенному опознающему после установления его личности разъясняются его права и обязанности. Затем опознающему задаются следующие вопросы: “Опознаете ли Вы кого-нибудь из предъявленных Вам граждан? Если опознаете, то укажите на это лицо рукой и объясните, по каким признакам Вы его опознали, когда и при каких обстоятельствах ранее его видели?” (Следует иметь в виду, что в положении стоя и в движении проявляется большее количество опознавательных признаков.) При положительном ответе опознающего следователь выясняет признаки, по которым было проведено опознание. При отрицательном - выясняется, вызван ли ответ плохим запоминанием признаков опознаваемого, т. е. трудностями опознания, либо опознающий твердо уверен, что опознаваемого нет среди предъявленных лиц.

    Опознание личности может проводиться и по устной речи - голосовым и индивидуально речевым особенностям (акценту, диалекту, фонетическим и словарным особенностям). Опознающий подробно допрашивается об обстоятельствах, при которых он слышал речь опознаваемого, о речевых особенностях, по которым предполагается его опознание. В соседней из двух смежных комнат следователь при открытых дверях, но находясь вне зоны видимости для опознающего, поочередно беседует с предъявляемыми для опознания лицами и дает им для чтения вслух заранее подготовленный текст, содержащий те слова, по которым может быть осуществлено опознание. После этого следователь предлагает опознающему сообщить, каким по счету в порядке очередности отвечал человек, которого он опознал, и если да, то по каким речевым признакам. Весь ход опознания по устной речи фиксируется с использованием звукозаписи.

    При невозможности предъявления лица к опознанию его опознание может быть проведено по фотокарточке, которая предъявляется одновременно с фотокарточками других лиц в количестве не менее трех. При этом соблюдаются все вышерассмотренные требования.

    Результаты предъявления для опознания подвергаются следователем проверке и оценке - они могут оказаться ошибочными из-за умышленно ложного опознания или в силу добросовестного заблуждения. В случае возникновения у следователя обоснованных сомнений в способности опознающего правильно воспринимать и воспроизводить воспринятое назначается судебно-психологическая экспертиза.

    Опознание предметов также связано с психическими особенностями восприятия и запоминания их отличительных признаков. Мир вещей необозримо многообразен. В практике судопроизводства к опознанию предъявляются чаще всего предметы бытового обихода, орудия и инструменты трудовой деятельности, объекты непосредственного окружения человека.

    Наиболее общим групповым признаком предметов являются их форма, контур. Существует пространственный порог различения формы - минимальное расстояние, с которого данный объект может быть опознан, а также порог глубинного восприятия, ограничивающий пространственные пределы распознания рельефа, объема предмета. Оценки размеров предметов субъективны - зависят от глазомера индивида, его оценочных особенностей. Восприятие объектов в различных условиях может сопровождаться многообразными иллюзиями - ложными суждениями о подлинных свойствах объектов. Так, эффект иррадиации приводит к преувеличению размеров светлых и хорошо освещенных объектов. Все части большей фигуры кажутся крупнее, чем такие же части меньшей фигуры, верхняя часть фигуры переоценивается при определении ее размеров. Предметно заполненное пространство видится более протяженным. Очертания одних фигур воспринимаются неадекватно под влиянием фоновых очертаний. Целостность восприятия происходит даже при отсутствии отдельных частей объекта. Восприятие совокупности объектов (обстановки) зависит от позиции наблюдателя - размеры близко расположенных объектов переоцениваются.

    Восприятие местности. Местность воспринимается человеком как часть пространства, ограниченная определенными предметами. При изменении точки зрения опознание местности может быть затруднено. Идя по незнакомой местности, человек формирует психический образ своего маршрута (маршрут-карту), а наблюдая местность с неподвижной точки, - план-схему, выделяет опорные ориентиры будущего ее распознания. Ориентация в малознакомой местности осуществляется по наиболее заметным, броским ориентирам, по их соотношению. Внешняя граница воспринимаемого пространства на открытой местности ограничивается пороговым расстоянием пространственного различения предметов:

    Все воспринимаемые объекты “привязываются” к точке наблюдения. Субъективно оцениваются их удаленность и взаиморасположение, создается субъективная система отсчета, используются топографические представления. (Пространственная ориентация детей и подростков может быть неадекватной.) Знание особенностей восприятия местности, пространства необходимо для квалифицированного проведения допроса, предваряющего опознание местности, а также для квалифицированной проверки показаний на месте.

    Сложная психическая деятельность - словесное описание опознающим признаков объекта, который должен быть опознан, процесс опознания и принятия окончательного решения. Трудность описания не должна интерпретироваться как невозможность опознания. Узнавание - генетически более ранняя форма психической активности, чем воспроизведение, вспоминание. Воспринимая повторно объект опознания, индивид может вспомнить дополнительные его опознавательные признаки. Достоверность опознания не может быть поставлена под сомнение в связи с неполнотой предварительного описания объекта опознания. Индивидуальность объекта в некоторых случаях может определяться даже не по его отдельным признакам, а по комплексу признаков. Совокупность содержимого дамской сумочки может служить основанием для ее опознания.

    В практике судопроизводства возможно ложное и ошибочное опознание и неопознание. Неопознание может быть связано с тем, что при первичном восприятии объекта не были вычленены его опознавательные признаки, а также с забыванием этих признаков в напряженной обстановке судебного опознания. При судебном опознании необходимо учитывать возможность преднамеренной маскировки заинтересованным лицом своих опознавательных признаков. Изобличению этой уловки содействует внимательный анализ тактики его поведения.

    Ошибочное опознание в отличие от преднамеренно ложного может быть следствием различных воздействий на лицо. легко поддающееся внушению.