Урок обществознания на тему "Социальная структура и социальные отношения" (11 класс). Урок на тему «Социальная структура и социальные отношения

Социальная структура общества

Социальная структура – это по сути строение общества, подразумевающее некоторый порядок, уклад. С точки зрения структурного функционализма выделяются позиции занимаемые людьми в общественной жизни (пример: многоквартирный дом, жильцы переезжают, а дом остается). Упорядоченность идет за счет упорядоченности различных статусов. Здесь есть другой подход – категориальный, где исходный элемент большие группы людей, объединенные по сходству каких-либо значимых социальных признаков – месту в системе общественного производства, уровню дохода, наличию собственности, полу, возрасту. Интегрировал эти понятия П. Сорокин (несмотря на то что конкретные люди, из которых состоит университет, армия и т.д., со временем меняется институционально. Точно также семья, ком. Компания – это тоже соц. структура)

Соц. структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимодействий между членами группы или общества. Соц. структуры консервативны, но подвержены динамическим изменениям.

Соц. структура – это как бы готовая, но постоянно обновляющаяся конва при всей действительности нашей жизни в обществе.

Углубляет понятие соц. структуры соц. стратификация (стратификация – это социальный слой людей имеющих одинаковые доходы, власть, образование и престиж). Оно используется в социологии для описания системы неравенства между группами. Итак, разнообразие ролей, статусов приводит к различиям в конкретном обществе. Места, которые занимают люди в обществе, различаются в зависимости от занимаемого статуса (спортивный, генерал) в соответствии с которыми каждый индивид вступает в отношения с другими. Совокупность статусов составляет структуру общества.

Социальные связи и социальные отношения

Термин «социальные связи» обозначает совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей для достижения поставленных ими целей и задач. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.

В социальной связи выделяются: субъекты связи (двое или тысячи людей); предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Выделяются следующие виды социальной связи.

  • 1. Социальный контакт – процесс установления социальной связи, начальный этап взаимодействия между индивидами и социальными группами. Формы социального контакта: пространственные контакты, контакты заинтересованности, контакты обмена, совместная деятельность, равная обоюдная или асимметричная активность (социальное влияние, сотрудничество, манипуляция, конфликт).
  • 2. Социальное взаимодействие – способ осуществления социальных связей, отношений в системе, предполагающей не менее двух субъектов, сам процесс взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. Это систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Вариантами социального взаимодействия могут выступать социальные отношения, социальные институты и соц. общности.
  • 3. Социальные отношения – это отношения между людьми и группами людей, занимающими разное положение в обществе. Это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер. Признаки социального отношения (по М. Веберу):
  • 1. степень отношения одного индивида к другому;
  • 2. наличие предполагаемого участниками эмпирического смысла;
  • 3. наличие взаимной соотнесенности поведения сторон (дружба, любовь, уважение);
  • 4. преходящий или длительный характер, основанный на возможности того, что существует повторяемость поведения, соответствующего смыслу данного отношения;
  • 5. содержание социального отношения может изменяться;
  • 6. смысловое содержание отношения, ориентированного на длительный срок, может быть сформулировано в принципах и нормах поведения, следования которым стороны ждут от своих партнеров и на которые они, в свою очередь, ориентируют свое поведение;
  • 7. содержание социального отношения может быть сформулировано по взаимному согласию участвующими в нем сторонами или группами. Социальные отношения возникают в том случае, когда существующие между людьми социальные взаимодействия несут в себе некоторую ценность для их участников или приводят к возникновению ценности – такому свойству общественного предмета, которое способно удовлетворить определенную потребность социального субъекта (индивида, группы, общества).

В структуру социального отношения входят:

  • 1) «катектическая ориентация» – возможность поддержания баланса «удовлетворения – неудовлетворения» интересов личности.
  • 2) когнитивная (познавательная) ориентация – избирательное отношение индивида к другим индивидам на основании имеющегося у него знания элементарных законов логики или опыта наблюдения;
  • 3) ценностная ориентация – оценочный аспект мотивационной деятельности индивида.

Существует следующая типология социальных отношений. По субъекту выделяются индивидуальные (личностные), межличн., внутригрупповые, межгрупповые, международные. По объекту различаются экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые. По модальности (характеру взаимосвязей между индивидами и их группами) различаются отношения сотрудничества, взаимопомощи, соперничества, конфликта, субординации. По наличию или отсутствию элементов формализации и стандартизации отношения делятся на официальные и неофициальные. Различаются также отношения воображаемые и реальные, мыслимые и немыслимые, осознанные и неосознанные, отчетливо выраженные и смутные (расплывчатые), простые и сложные, сходства и различия, равенства и неравенства.

Начиная с самых примитивных отношений еще во время первобытнообщинного строя, когда целью людей было выживание, и до сегодняшнего дня человеческие связи претерпели ряд изменений. Часть из них исчезли вовсе, например рабство. Другие видоизменились. Но общество - это по-прежнему сложная социальная структура. И внутри него - это взаимодействие различных классов, каст и прослоек.

Социальная структура

Это понятие связано с совокупностью всех форм отношений и взаимосвязей, которые образуются между различными элементами общества: от небольших групп и ячеек до социальных институтов и общностей. Она состоит из частей, которые взаимодействуют как единый многомерный организм, который можно разделить на 2 подгруппы:

  1. Состав общества. Это все виды компонентов, которые его наполняют: от отдельных индивидуумов и до социальных общностей. Они могут представлять собой как малочисленные, так и крупные структуры, находящиеся на разных позициях по отношению друг к другу.
  2. Социальные институты - это совокупная взаимосвязь всех организаций, влияющих либо отвечающих за управление обществом. К ним относятся как политические институты, например партии, парламенты и государство в целом, так и экономические.

Социальная структура и социальные отношения внутри каждого вида института состоят из организаций и групп, которые наполняют конкретные люди, входящие в определенные слои общества. При этом представители этих структур, например президент страны или члены парламента, могут меняться после очередных перевыборов. Одновременно сам «скелет» президентско-парламентского института остается неизменным.

В идеале, при действительно демократическом строе социальная структура, социальные отношения, социальные институты равны в своих правах и между собой. Но, как показывает жизнь, часто один из них несколько доминирует над другими. Например, статус у директора фирмы значительно выше, чем у менеджера, а у того есть свои преимущества перед рядовыми работниками. И так во всех социальных структурах.

Элементы социальной структуры

Социальная структура - это так называемый скелет любого общества, в состав которого входят различного уровня классы, касты, группы, институты и ячейки, наполненные людьми. Подобное деление указывает на различия в отношениях между людьми в них и разделение на главенствующие и второстепенные части.

Группа - это относительно небольшая социальная структура, и социальные отношения в ней строятся на взаимодействии людей, создавших некую политическую, экономическую, творческую или другую связь друг с другом. Классы - это крупные объединения индивидуумов. Они могут разделяться по праву происхождения (высший свет, титулованные особы), экономическому признаку (богатые, средний класс или бедняки), социальным слоям (рабочие, фермеры, интеллигенция, творческий бомонд). У каждого класса есть свои правила поведения, кодекс чести, психологические собирательные портреты и свои ценности.

Страта - это группа людей, условно объединенных по уровню доходов, профессиям или другим признакам. Например, творческая элита (бомонд) объединяет художников, музыкантов, артистов и т. д., которые достигли профессионализма, успеха и признания в своей профессии. Касты - это группы, состоящие из людей, придерживающихся одинаковых взглядов, ведущих традиционную жизнь и заключающих браки внутри нее. Сохранились в некоторых странах, например в Индии или религиозных общинах. Таковы основные элементы структуры социальных отношений.

Понятие социальной общности

Так называются группы людей, разные по своей численности, но объединенные общей трудовой деятельностью, социальными признаками или одинаковым экономическим положением. структура напрямую зависят от наполняющих частей. А те, в свою очередь, - от индивидуумов, входящих в них. Например, один и тот же человек может:

  • Представлять собой гражданина определенного государства.
  • Принадлежать к определенной этнической группе.
  • Быть жителем определенной части страны.
  • Объединяться с другими людьми по принадлежности к определенной профессии: медиками, учителями, политиками.
  • Входить в определенную экономическую прослойку (средний класс, бедняк, магнат).
  • Являться одновременно членом таких малых ячеек и групп, как семья, рабочий коллектив, круг друзей и других.

Все индивидуумы, входящие в общность, создают из нее целостную систему, которая находится в постоянном развитии и взаимодействует с другими социальными объектами.

Формы социальной структуры общества

Существующие ныне общности обладают разнообразием форм и типов. Например, существует следующая классификация:

  1. По количеству индивидуумов: от нескольких человек до миллионов.
  2. По длительности существования и развития: от нескольких часов (например, какой-нибудь комитет) до многих тысячелетий.
  3. По своим основным отличиям: территориальные, этнические, профессиональные и другие.

Отношения внутри нее напрямую зависят от групп, его наполняющих: как больших, так и малых. Взаимосвязь людей в этих группах определяется тем, что именно их объединяет. Например, это могут быть общие ценности.

Признаки социальных отношений

В своей повседневной жизни люди постоянно взаимодействуют между собой, не осознавая, что даже минутное общение влияет на развитие общества в целом. При этом контакты могут возникать как на бытовом или профессиональном уровне между отдельными индивидуумами или их группами, так и между государствами или народами. В социологии нет единого названия этой высшей формы социального поведения лиц и их взаимодействия. Поэтому для нее придумали название «общественные отношения».

В понятие «структура социальных отношений» входит связь между классами, этническими группами, национальными объединениями, групповыми или партийными альянсами, отношения между людьми на любых уровнях (от дружеских и семейных до профессиональных, экономических или политических связей).

Любая сфера жизни общества строится на тех точках соприкосновения, которые создают в них каждые отдельные индивидуумы при сближении друг с другом. Социальные отношения - это взаимосвязь между людьми, образованная не только на межличностных контактах, но и на единстве экономических, политических или профессиональных взглядов на развитие общества.

Понятие социального института

Социальная структура и социальные отношения в ней формируются на основе социальных институтов, которые ее наполняют и обеспечивают ее единство. Поговорим об этом подробней. В широком понятии социальный институт - это устойчивый, живой и постоянно развивающийся организм, в котором осуществляется совместная деятельность людей. А в узком смысле это та система ценностей, норм и связей, которая обязана удовлетворять потребности как общества в целом, так и его отдельных групп или людей.

Виды социальных институтов

По мере развития общества, социальная структура и ее институты постоянно менялись, оставляя только те связи, которые приносят помощь и обеспечивают его стабильность. К общественным институтам относятся:

  • Семья, которая представляет институт родственных связей.
  • Государство - самая крупная политическая структура общества. Она обязана обеспечивать безопасность и процветание ее граждан.
  • Образование. Относится к социальному институту культуры, основной целью которого является не только образовательный и воспитательный процесс, но и преобразование личности в полноценного гражданина страны.
  • В основе церковного института лежит объединение людей по единству вероисповедания.
  • Институт науки занимается объединением людей, производящих знания в любой научной сфере.
  • Институт права - это совокупность всех норм и отношений. Они гарантируют людям их свободы и обязанности.

Все перечисленные институты входят в состав социальной структуры общества.

Структура социально-экономических отношений

Одним из видов социальных отношений являются экономические связи. В основе любого общества лежат социально-экономические отношения, структура которых делится на международные (торговля, инвестиции, перемещение капиталов и другое между государствами) и социальные (имущественное право, юридические связи и другие). определяются формами собственности и основываются на том, как люди производят, распределяют, обменивают или потребляют разного вида блага и услуги.

Урок обществознания в 11­м классе на тему "Социальная структура общества»
Цели:
 Образовательная: разъяснить учащимся сущность социальной структуры общества, виды
социальных групп, современное понимание социальной стратификации, её влияние на образ
жизни, доходы, социальное положение человека; причины социального неравенства;


Развивающая: сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их
социальной ролью, социальную структуру любого общества;
Воспитательная: привить культуру межличностных отношений.
Тип урока: Урок изучения нового учебного материала
Форма урока: лекция с элементами беседы.
Оборудование: учебник “Обществознание”.
План урока.
1. Организационный момент. Знакомство учащихся с планом урока.
2. Социальная структура. Социальные группы.
3. Социальная стратификация и дифференциация.
4. Критерии социального неравенства.
5. Бедные слои общества. Средний и высший класс.
6. Социальная мобильность.
7. Группы со специфическим статусом.
8. Решение упражнений и творческих задач(используется материал с диска)
9. Подведение итогов и выставление оценок.
10. Домашнее задание.
В ходе лекции используется материал с электронного учебника “Обществознание”.
Словарная работа проводится с использованием электронных словарей.
1. Социальная структура – устойчивые, упорядоченные отношения между различными
социальными группами.
Социальная группа – любая совокупность индивидов, объединённых общим интересом.
Социальные группы подразделяются:
1) по численности (большие и малые) .
Малые – семья, бригада рабочих, учащиеся 11 “Г”. Большие – нации, российские пенсионеры.
2) по способу организации и регулирования взаимодействия (формальные и неформальные) .
Формальные – партии.
Неформальные – по интересам.
3) по определению статуса члена общества (статусные группы – классы, слои) .
Далее записываем в тетради схему “Социальные группы” (материал с электронного учебника
“Обществознание”) .
2. Дифференциация – расслоение, выраженное в делении общества на низшие, средние и высшие
слои (классы) . Различают экономическую, политическую и профессиональную дифференциацию.
Стратификация (страта – слой) – это расслоение общества на группы, занимающие разное
положение в обществе.

Социальное неравенство – социальные условия, при которых люди имеют различный доступ к
социальным благам. Социальное неравенство возникло со времён появления первых государств.
3. Критерии социального неравенства:
А) К.Маркс: важнейший критерий – обладание человеком собственности и уровень доходов;
Б) М.Вебер: принадлежность субъекта к политическим партиям и власти;
В) П.Сорокин: главная причина неравенства – неравномерное распределение прав, обязанностей,
привилегий в обществе.
Считается, что основой стратификационной системы является естественной социальное
неравенство людей. Проблема социальной стратификации является весьма острой и
дискуссионной в социологии. Этой проблемой занимались многие учёные, среди них К. Маркс, М.
Вебер, П. Сорокин и другие. В процессе исследования они выделили критерии социальной
стратификации: доход, образование, власть, престиж. Рассматривая исторические формы
стратификации можно выделить закрытое общество с низкой социальной мобильностью и
социальной структурой – сословия, касты, рабство. И открытое общество с высокой социальной
мобильностью и классовой структурой общества. Таким образом, общество воспроизводит,
организует социальное неравенство по нескольким основаниям: уровню богатства, социального
престижа, обладания политической властью и т.д. Можно так же сделать вывод: все эти виды
иерархии имеют значение для общества, так как позволяют регулировать как воспроизводство
социальных связей, так и направлять личные устремления людей на приобретение значимых для
общества статусов. Таким образом и происходит развитие общества.
Социальное неравенство
Замкнутая социальная группа, обладающая своими правами и
обязанностями, передающимися по наследству
Эгалитаризм
Стратификация
Страта
Рабство
Каста
Сословие
Социальная структура
общества
Далее разбираем текст.
Социальная группа, членством в которой человек обязан
исключительно рождению
Экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения
людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью
неравенства
Условия, при которых люди имеют неравный доступ к таким
социальным благам, как деньги, богатство, власть
Утопическая теория, сводящаяся к переделу и уравнению частной
собственности на основе индивидуального хозяйства
Разделение общества на слои ­ страты
Большая группа людей, отличающихся по своему положению в
социальной иерархии общества
Внутреннее устройство общества, упорядоченное определенными
нормами.
“Неравенство”– Н. Смелзер – современный американский социолог, вице­президент
Международной социологической ассоциации.
Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в
существенных отношениях независимыми. Первый компонент – имущественное неравенство.
Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не
работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений,
недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных
классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и
приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй
компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют
неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят
только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет

важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства...
Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой
группы) .
Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей
сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы
проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже
вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль
политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти
в обществе.
Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 283–284.
Вопросы и задания
1. Какие аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть
каждого компонента неравенства в социальной структуре.
2. В чем, по­вашему мнению, причина социального неравенства – в способностях, богатстве
или статусе?
Бедность – это ситуация, при которой у человека систематически не хватает средств, чтобы
удовлетворить свои потребности. Различают абсолютную и относительную бедность(определения
этих понятий учащиеся смотрят в электронном словаре) .
Черта бедности – минимальный уровень жизни, необходимый человеку чтобы выжить. В России это
называется прожиточный минимум.
Средний и высший класс (материал с диска используется).
Социальная мобильность – это переход человека из одной социальной группы в другую; это
изменение индивидом или группой социального статуса, места, места, занимаемого в социальной
структуре общества. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность.
Горизонтальная мобильность – переход человека в группу, расположенную на том же социальном
уровне, что и прежняя (повторный брак, смена гражданства, переход из 11 “А” в 11 “Б”, переход на
новое место работы, но на ту же должность) .
Вертикальная мобильность – перемещение индивида из одной социальной группы в другую,
разные по уровню.
Вертикальная мобильность бывает двух видов – восходящая и нисходящая. Примеры восходящей
мобильности – бухгалтер стал главным бухгалтером, рядовой – офицером. Нисходящая
мобильность – офицера разжаловали в рядовые, инженер – стал мастером на заводе.
Примеры горизонтальной и вертикальной мобильности приводят учащиеся.
Вопрос к учащимся: какие события могут привести к крупным социальным перемещениям?
Как перейти из одной социальной группы в другую? Выслушав ответы учащихся, учитель приводит
точку зрения П.Сорокина: для этого служат армия, школа, церковь (так называемые социальные
лифты) . Ребята, как вы думаете, в наше время, что может служить социальным лифтом?
Группы со специфическим статусом:
1. маргиналы (занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями) –
безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий;
переехали в город, но не переняли городского образа жизни.
2.
с противоправным поведением (осуждённые, представители уголовного мира) .
3. люмпены (лохмотья в переводе с французского) – бродяги, нищие, бомжи. Их называют
деклассированные элементы. Деклассирование – процесс, в результате которого человек
утрачивает связь со своим классом, морально опускается.
Вопрос к учащимся: ребята, приведите примеры массовой маргинализации общества из истории.
Творческие задания.

    Пирогов Сергей Иванович

    МОАУ «СОШ №10» г. Бузулук Оренбургской области

    Учитель истории и обществознания

Методическая разработка урока по обществознанию

в 11 классе «Социальные отношения».

Ц ель урока: формирование навыков выполнения заданий части А, В, С Единого государственного эк замена ходе урока учащиеся самостоятельно выполняют задания по карточкам, закрепляют навыки работы с учебным текстом , ответы в тестовых заданиях сверяют по методу взаимопроверки ).

Задачи:

    Образовательная : повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о формировании социальных групп, их классификации; закрепить навыки работы с учебным текстом;

    Развивающая : сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их социальной ролью

    Воспитательная : привить культуру межличностных отношений

Ход урока.

    Организационный момент. (2 мин.)

Наш урок я хочу начать вот с такой притчи:

"Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих.

Одного спросили:

Что ты делаешь?

Тащу в город эту проклятую ношу.

Второго спросили:

Что ты делаешь?

Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:

Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям".

(Ну а мораль этой притчи такова: нужно работать так, чтобы работа доставляла радость и вам и окружающим; на уроке нужно осознавать необходимость получаемых знаний, которые пригодятся вам при сдаче экзаменов, либо в течение дальнейшей жизни и тогда задания не покажутся такими трудными ).

Ребята, сегодня у нас итоговый урок по теме «Социальные отношения» и я желаю нам всем очень плодотворно поработать на этом уроке.

    Выполнение заданий.

Разминка «Умный листок»

По трем колонкам с последней парты передают лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно понятие из темы «Социальные отношения». Выигрывает колонка, справившаяся быстрее и точнее остальных.

Мы вспомнили термины из нашей большой темы, а как вы думаете ребята, какова цель сегодняшнего урока? (Вспомнить значение этих терминов, закрепить знания по данной теме и продолжить формировать навыки выполнения заданий ЕГЭ).

Итак, начнем с самого трудного, с части С.

1.Работа с текстом. (Задания С1-С4 ) – (10мин.) :

Прочитайте текст и выполните задания.

Принадлежность к группе

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью "Я - концепции". И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его "Я-концепция".

Р. Бэрон (американский психолог)

Ребята, обратите внимание на памятки по работе с текстом, которые лежат перед вами, используйте их в своей работе.

Памятка для работы с текстом (С1 – С4).

    Внимательно прочитайте текст. Помните: ответ или подсказка содержится в тексте.

    Соотнесите текст с изученным курсом. Это поможет опереться на уже известную информацию.

    Определите основную идею.

    Отвечайте на вопросы по порядку («от простого к сложному»)Ответ на первый вопрос может послужить основой для следующего.

    Читайте вопрос вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

    Отвечайте точно на поставленный вопрос.

    Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал курса.

    Давайте ответ чёткий, ясный, логически связанный.

    Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.

    Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

    Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нём ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Группа 1 – составить план текста (разбить текст на смысловые части и придумать им заголовки).

Группа 2 - С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

Группа 3 - СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании "Я-концепции" (образа «Я»)? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.

Ответы: С1

Признаки соц. группы:

Наличие общей цели;

Наличие устойчивых отношений;

Взаимозависимость людей друг от друга;

Осознание людьми принадлежности к одной группе.

Ответы: С2

Причины объединения людей в группы:

Помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности;

Помогают в достижении ряда целей;

Обеспечивают информацией.

Ответы: С3 (Пассажиры одного авиарейса)

1) Для данной группы характерна общность цели - благополучно добраться до места назначения.

2) Может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти.

3) Может иметь место взаимодействие. Оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается.

4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.

Ответы: С4

"Я-концепция" - совокупность представлений человека о самом себе. Войдя в престижную группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную группу повышает самооценку человека.

2.Работа с понятиями (Задание С5) – (7 мин.). Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "социальный статус"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном статусе.

Мы выполним это задание немного по-другому: Объединитесь в группы по 4-5 человек, каждой группе дан набор слов. Ваша задача - составить из них определение обществоведческого термина. Необходимо использовать все предложенные слова, изменяя их падеж.

1.Процесс, и, с, в, роли, нормы, освоение, функционирование, индивид, цель, социальные, усвоение, социальные, успешное, социализация, общество.

2.Социальная, их, или, в, перемещение, группы, индивиды, социальная, структура, общество, изменение, мобильность, статусы.

3.Нормы, в, между, общество, правила, поведение, установленные, регулирующие, социальные, отношения, люди.

4.Стратификация, по, и, на, уровень, объем, разделение, образование, группы, власть, общество, различные, социальные, доход, социальная, престиж.

5.Общество, в, со, в, и, соответствие, социальный, положение, человек, пол, которое, он, свой, возраст, статус, происхождение, занимает, профессия.

6.Малая, общность, основанная, на, и, и, кровное, родство, взаимная, социальная, ответственность, быт, брак, группа, семья.

Ответ (на экране):

1.Социализация – процесс освоения социальных ролей и усвоения социальных норм индивидом с целью успешного функционирования в обществе.

2.Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статусов.

3.Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

4.Социальная стратификация – разделение общества на различные социальные группы по уровню дохода, образования, объему власти, привилегий и престижа.

5.Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением и профессией.

6.Семья – это малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, взаимной ответственности и общности быта.

3.З адание-задача, требующее анализа представленной информации . (Задания С-7) – (7 мин.):

1) В конце 19 века в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Жизнь в городе была для них неуютной, поскольку они, перестав быть крестьянами, по сути, так и не стали горожанами, рабочими.

К какому типу социальных групп можно отнести данных людей?

Назовите два признака, которыми обладает эта социальная группа.

Ответ: 1)этих людей можно отнести к маргиналам(занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями) – безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий; переехали в город, но не переняли городского образа жизни.

2)признаки: миграция в новую чужую среду; незавершенность социального перемещения, потеря прежнего статуса, а новый еще не приобретен.

2) В одном из первых сводов законов Киевской Руси - "Русской Правде"- предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле.

Сделайте три возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.

Ответ: 1)в обществе времен Киевской Руси порядок регулируется с помощью правовых норм (свод законов «Русская Правда»)

2)общество делилось на слои (названы категории – тиун, смерд, холоп)

3)существовало неравенство социальных групп (жизнь холопа ценилась во много раз дешевле жизни тиуна)

3) После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет?

Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Ответ: 1)это проявление восходящей вертикальной социальной мобильности.

2)сыграли в это роль факторы: окончание колледжа, повышение квалификации, выгодный брак

3)это лифты (каналы) социальной мобильности.

4.Выполнение заданий части В – (6 мин.).

Из части В мы возьмём для сегодняшнего урока только задание В 5, в которое с этого года внесены изменения. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Вы должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки и теоретические утверждения.

Задания на экране, написать ответ на доске (по одному человеку от группы).

1 вариант

B5.

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (Г) Зависимость – это состояние человека, при котором данное действие становится не осознанным и необходимым. (Д) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.
3) характер теоретических утверждений
Каким образом будем определять? Фактический характер имеют суждения, представляющие собой описание уже произошедших событий, установленных и доказанных.

Оценочные суждения включают в себя мнение автора, в них звучит сомнение, или описываемые события еще не произошли.

Теоретическое утверждение представляет собой разъяснение какого-либо термина или явления общественной жизни.
Ответы: 12131

2 вариант

В.5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б) Сегодня декоративное искусство включает в себя различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства. (В) В этом году фестиваль получил злободневную направленность и стал более современным. (Г) Уровень представленных работ существенно возрос. (Д) Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым. Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответы:13222.

3 вариант.

Ответы: 12332

5.Тест, взаимопроверка. (Часть А) – (12 мин.)

1 вариант

    Социальная дифференциация проявляется в:

    утрате обществом стабильности;

    разделении общества на группы, занимающие разное социальное положение;

    отсутствие льгот и привилегий для отдельных социальных групп;

    укрепление позиций финансовой олигархии.

    В марксисткой теории главным признаком классовой принадлежности является:

    размер получаемого дохода;

    характер деятельности;

    форма получаемого дохода;

    отношения к собственности на средства производства.

    К нисходящей социальной мобильности относится:

    переход с военной службы на гражданскую;

    переезд из города в сельскую местность;

    переход с руководящей должности на рядовую работу;

    переход с государственного предприятия на частное.

    Маргиналы – это

    социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

    опустившиеся на «дно» общества выходцы из разных классов;

    малооплачиваемый пролетариат;

    разорившиеся буржуа.

5. Происходящий во многих странах рост среднего класса:

1. уменьшает социальную дифференциацию , делает общество более стабильным;

2. ведет к застою, препятствует социальной мобильности;

3. подрывает позиции высших слоев общества;

4. усиливает социальное неравенство.

6. К основным признакам патриархальной семьи не относится:

1. главенствующее положение отца семейства;

2. ограничение роли женщины функциями матери и хозяйки дома;

3. беспрекословное подчинение младших старшим;

4. обязательное отделение повзрослевших детей от родителей.

7 . К разновидностям этноса не относится:

1. племя;

2. класс;

3. народность;

4. нация.

8. Условием разрешения национального конфликта является:

1. предоставление компактно проживающим национальным меньшинствам широкой автономии и самоуправления;

2. переход к рыночным методам ведения хозяйства;

4. насильственное переселение народа в другие районы.

9 . Социальный статус личности определяется:

1. мировоззрением;

2. партийной принадлежностью;

3. социальным происхождением;

4. религиозными взглядами.

10

1. повышения собственного социального статуса;

2. более высокий уровень жизни в будущем;

3. возможность бесплатно получить определенный минимум медицинских услуг;

4. равную с другими долю общественного богатства.

2 вариант.

    Социальная дифференциация означает:

    разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение;

    превращение среднего класса в наиболее многочисленную общественную группу;

    усиление социального контроля над различными общественными группами;

    появление новых политических партий.

    Согласно распределительной теории А. Смита к классам не относятся:

    собственники земли;

    работники непроизводственной сферы;

    владельцы капитала;

    рабочие.

    Социальная мобильность – это

    переход людей из одной социальной группы в другую;

    возможность путешествовать по стране и за ее пределами;

    быстрые социальные перемены;

    равенство возможностей для всех членов общества.

4. Повышение статуса индивида внутри социальной группы представляет собой пример: 1. вертикальной социальной мобильности;

2. горизонтальной социальной мобильности;

3. социальной мобильности, только если имело место смена индивидом территории проживания или работы;

4. не имеющий отношения к социальной мобильности.

5 . К среднему классу не относятся:

1. мелкие и средние буржуа;

2. материально обеспеченные представители интеллигенции;

3. неквалифицированные рабочие;

4. управленцы среднего звена.

6. «Социальная роль» -

1. степень влияния личности в социальной группе или в обществе;

2. совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения;

3. положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением;

4. оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

7 . Нация как элемент социальной структуры общества:

1. относится к числу социально-классовых общностей;

2. относится к числу социально-демографических общностей;

3. относится к числу социально-этнических общностей;

4. не относится к числу социальных общностей.

8 . Род и племя как типы этнических общностей в наибольшей степени соответствуют:

1. капитализму;

2. феодализму;

3. рабовладельческому строю;

4. первобытнообщинному строю.

9 . Определение, какого понятия приведено ниже? «Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.»

2. престиж;

3. статус;

4. социальная роль.

10 . Цивилизованное общество призвано гарантировать человеку:

1. равную с другими долю общественного богатства;

2. процветание и успех в профессиональной деятельности;

3. жизненное долголетие;

4. возможность получить среднее образование.

Взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш)

Ответы на экран: Вариант 1. 1-2, 2-4, 3-3, 4-1, 5-1, 6-4, 7-2, 8-1, 9-3, 10-3

Вариант 2. 1-1, 2-2, 3-1, 4-1, 5-3,6-2,7-3,8-4,9-2,10-4

9-10 баллов – «5»

6-8 баллов – «4»

4-5 баллов – «3»

3.Домашнее задание. (2 мин.) Перед вами лежит памятка «Алгоритм написания эссе». Опираясь на эту памятку, дома написать эссе

"Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это".

Р. Эмерсон. (американский поэт и философ 19 века)

Алгоритм написания эссе:

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.)

3. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

5. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, из литературы.

6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - знание современного законодательства и т.д.).

7. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

8. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

9. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).

10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

11. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку, обязательно будет признан обществом. Ваше дело - принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае вы должны использовать ключевые для данной темы социологические термины, найти примеры, подтверждающие вашу мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

Оценки работы учащихся на уроке. (1 мин.) Урок окончен. Спасибо за внимание, за работу.

§1. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Цели и задачи: 1) познакомить с тремя видами социальной стратификации, социальной мобильностью, показать, какие социальные «лифты» способствуют социальным перемещениям человека, выявить тенденции в развитии социальных отношений для различных групп; 2) развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи; участвовать в дискуссии, работать с документами; 3) формировать отношение к проблемам социального неравенства.

Оборудование: схемы, пакет документов.

Тип уроков: вводный урок.

План уроков

  1. Социальная стратификация.
  2. Социальная стратификация по К. Марксу и М. Веберу.
  3. Социальная мобильность и социальные «лифты».
  4. Люмпены и маргиналы.
  5. Тенденции в развитии социальных отношений.

1. Социальная стратификация

Общество состоит из различных групп. Разделение же общества на группы называют социальной дифференциацией .

1. Во всех без исключения обществах, даже на стадии первобытного общества, наблюдается социальное расслоение, или социальная дифференциация. 2. На последующих этапах развития социальное расслоение усложнялось, становилось все более очевидным. 3. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к экономическим ресурсам. 4. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к политической власти. 5. Различия в группах выражаются в их неодинаковом доступе к образованию и другим социальным благам.)

Причины возникновения неравенства: 1. Различия во врожденных способностях. 2. Различия в отношении к труду. 3. Дискриминация на рынке труда. 4. Имущественные различия. 5. Удача и несчастья и др.)

В настоящее время большая группа людей, находящаяся на определенной позиции, получила название страта (слой), а совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев – социальная стратификация .

Принято различать следующие виды социальной стратификации:

  • экономическая стратификация (выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых, бедных и средних слоев населения);
  • политическая стратификация (деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу);
  • профессиональная стратификация (выделение в обществе различных групп по роду их деятельности, занятиям).

2. Социальная стратификация по К. Марксу, М. Веберу и с точки зрения других социологов

Социальная структура по К. Марксу : Главная форма социальной стратификации →

общественный класс.

Главный классообразующий признак → отношения

собственности на средства производства.

Вывод: Объективные, в первую очередь экономические, факторы определяют классовую стратификацию общества.

Социальная структура по М. Веберу

Тип стратификации, основанный на власти

Социальная стратификация с точки зрения современных социологов

Следовательно, анализируя различия стратификационного и классового подходов к анализу социальной структуры, мы можем выделить следующие критерии выделения социальных групп, которые используются в том или другом случае.

Страты различаются:

Классы различаются:

По уровню доходов;

Основным чертам образа жизни;

Включенности во властные
структуры;

Отношениям собственности;

Социальному престижу;

Самооценке своей позиции в обществе.

По месту в системе общественного производства;

Отношению к средствам производства;

Роли в общественной организации труда;

По способам и размерам получаемого богатства.

3. Социальная мобильность и социальные «лифты»

Люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Совокупность социальных перемещений людей в обществе называется социальная мобильность.

Социальная мобильность (лат. mobilis - подвижный) - перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статуса.

Классификация мобильности

Вертикальная – движение вверх (восходящая мобильность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в социальной иерархии.

Горизонтальная – географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном социально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

Индивидуальная – перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.

Групповая – перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Межпоколенная – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

Внутрипоколенная – изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

Организованная – перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государством: с согласия самих людей, или без их согласия.

Структурная – вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности, или социальными «лифтами».

К ним относятся: социальный статус семьи; получение образования; физические и умственные способности, внешние данные человека; получение воспитания; смена места жительства; армейская служба; вступление в брак.

На групповую мобильность оказывают воздействие социальные революции, иностранные интервенции, межгосударственные и гражданские войны, военные перевороты, смена политических режимов, создание империй и т. д.

4. Люмпены и маргиналы . Эти две группы населения как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества.

Люмпены - в переводе «лохмотья» (люди, опустившиеся на дно жизни)

Бродяги Нищие Бомжи

Питательная среда для экстремистских организаций

Маргинал - в переводе «находящийся на краю» → Группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями

Каналы маргинализации:

Миграции Войны Революции Стихийные бедствия

В чем опасность для общества?

Эти слои стремятся к «твердой руке»,

создают базу для антидемократических режимов

Исключения: нередко выходцы из этих групп предприимчивы

5. Тенденции в развитии социальных отношений

  • Социальная структура подвержена изменениям.
  • Наиболее устойчива социальная структура в существующих и поныне традиционных обществах.
  • Высокой социальной динамикой отличаются общества, вступившие в эпоху индустриализации и модернизации.
  • В странах Запада основной тенденцией является рост нового среднего класса, что делает общество более устойчивым в политическом отношении.
  • Сокращается промышленный рабочий класс.
  • Сокращается численность самостоятельных крестьян (фермеров).
  • Под влиянием НТР возрастает значение высококвалифицированного умственного труда.
  • Острой проблемой продолжает оставаться безработица.
  • Государство оказывает определенное регулирующее воздействие на социальные отношения.

Домашнее задание: §1, выполните задания.