Финансовый механизм. Занятия на пилоне - эффективная спортивная нагрузка

«Элементы комбинаторики» - Правило. Что такое комбинаторика? Записать формулу для нахождения числа перестановок? Отгадай ребусы. Что такое перестановки? Число сочетаний из n элементов по k обозначают (читается: «С из n по k»). Что такое размещения? Сколько существует способов выбора учащихся для работы на пришкольном участке?

«Спорт художественная гимнастика» - Художественная гимнастика, как и спортивная, пик своей популярности уже пережила. К спортивным видам гимнастики относятся: спортивная, художественная, акробатическая. Или приобщиться к физкультуре. Правда сейчас художественная гимнастика вроде как трансформируется в аэробику и фитнес. Отбор почти как в хореографическое училище, если не строже.

«Пальчиковая гимнастика» - Пальчиковая гимнастика с элементами логоритмики. Пескотерапия (sand-plau). Коза. Граненый карандаш. Бельевые разно- цветные прищепки. Птичка. Зайчик. Расскажи стихи руками. Логопедическая Щетка «Ежик». Песочная грамота Письмена на песке Песочная грамматика. Пальчиковая гимнастика. Теневой театр. Катушка из-под ниток.

«Периодическая система химических элементов» - Расположить элементы в порядке возрастания металлических свойств. Станция теоретическая «Менделеевская викторина». 6-7 верных ответов – «4» балла. 5 верных ответов – «3» балла. Дмитрий Иванович Менделеев 1834-1907. 9-8 верных ответов – «5» баллов. 4. Сколько энергетических уровней в атоме серы? Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название стране.

«Элементы статистики» - С целью проверки успеваемости по математике каждому из 50 учеников было предложено по 20 задач. Основные понятия. Зарегистрировав продолжительность работы 65 электронных ламп, получили следующие результаты: Таблица статистических данных. Для вычисления числа интерваловрекомендуется формула Стерджерса r ? 1+3,322 lg n Длина интервала вычисляется по формуле: h = (xmax-xmin)/r.

«Художественная гимнастика» - П.Ф.Лесгафта. Художественная гимнастика. А.Вагановой Николай Ивановский. Ленинград 1935 год. Россия – родина художественной гимнастики. судейство Три группы судей оценивают различные элементы упражнения. соревнования Упражнения в художественной гимнастике выполняются не на снарядах, а со снарядами. Художественная гимнастика – гармоничное сочетание искусства и спорта.

Главными действующими целями на рынке являются спрос и предложение, их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.

Цены являются важнейшим инструментом рынка так как они обеспечивают его участников необходимой информацией, на основе которой принимается решение об увеличении или сокращении производства того или иного товара. В соответствии с этой информацией происходит движение потоков капиталов и труда из одной отрасли в другую.

Свободный (конкурентный) рынок — это саморегулирующаяся система, которая достигает результатов и поддерживает своё равновесие самопроизвольно, без вмешательства внешних сил.

Признаки свободного рынка:
  • Неограниченное число участников конкуренции.
  • Признак, свободный доступ и выход с рынка.
  • Абсолютная мобильность всех ресурсов.
  • Наличие поной информации (через цены).
  • Абсолютная однородность продукции.
  • Не один участник конкуренции не может влиять на решение других.
Функции свободного рынка:
  • Является регулятором экономики.
  • Является средством обеспечения народно-хозяйственных связей.
  • Является орудием информации (через цены)
  • Обеспечивает оптимизацию народного хозяйства.
  • Обеспечивает санацию народного хозяйства.

Конъюнктура рынка

Экономическое положение производителей и потребителей, продавцов и покупателей зависит от рыночной конъюнктуры, которая изменяется под влиянием многочисленных факторов.

— это совокупность складывающихся на рынке в каждый момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг.

Инфраструктура рынка

Инфраструктура рынка — это совокупность институтов, систем, служб, предприятий, опосредствующих движение товаров и услуг, обслуживающих рынок и обеспечивающих его нормальное функционирование.

Инфраструктура рынка включает в себя такие элементы как:
  • биржи
    • торговые
    • валютные;
  • аукционы, ярмарки;
  • предприятия оптовой и розничной торговли;
  • , страховые компании, фонды;
  • биржи труда;
  • информационные центры;
  • юридические конторы;
  • рекламные агентства;
  • аудиторские и консалтинговые фирмы и др.

Все эти элементы очень тесно связны друг с другом. Если они находятся в равновесии, то вся экономика также находится в . И наоборот, дестабилизация хотя бы одного из элементов негативно отражается на всей рыночной экономике в целом.

Структура рынка

Структура рынка — это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка.

Можно выделить следующие критерии для классификации структуры рынка:
  • Структра рынка по объектам рыночных отношений
  • Структура рынка по субъектам рынка
    • рынок покупателей
    • рынок продавцов
  • Структура рынка по географическому положению
    • местный
    • национальный
    • мировой
  • Структура рынка по степени ограничения конкуренции
  • Структура рынка по отраслям
    • автомобильный
    • нефтяной
  • Структура рынка по характеру продаж
    • оптовый
    • розничный
  • Структура рынка по соответствию действующему законодательств
    • легальный
    • нелегальный
    • "черный" рынок

Функции рынка

Информационная функция

Рынок дает объективную информацию об изменяющихся экономических условиях:
  • кол-во произведенной продукции
  • ассортимент
  • качество

Посредническая фукнция

Рынок позволяет экономическим агентам обмениваться результатами своей экономической деятельности. Рынок дает возможность определить, насколько эффективна и взаимовыгодна та или ина я систем отношений между конкретными участниками общественного производства.

Ценообразующая функция

Рынок устанавливает ценностные эквиваленты для обмена продуктов. При этом рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмеряет затраты и результаты, выявляет ценность товара посредством определения не только количества затраченного труда, но и количества пользы, которую несет товар для общества.

Регулирующая функция

Возникает баланс между производителем и потребителем, между продавцом и покупателем.

Стимулирующая функция

Рынок побуждает производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получению достаточной прибыли; стимулирует научно-технический прогресс и на его основе повышает эффективность функционирования всей экономики.

Предприятия, не сумевшие решить проблемы совершенствования, разоряются и погибают из-за , освобождая место для более эффективных. В результате этого постепенно повышается уровень устойчивости всей экономики в целом.

Преимущества и недостатки рыночного механизма

Преимущества рыночного механизма

Не являясь идеальным, рыночный механизм, тем не менее, обладает рядом преимуществ, присущих только ему:
  • Эффективное распределение ресурсов, смягчающее .
  • Возможность успешного функционирования при наличии весьма ограниченной информации (иногда достаточными считаются сведения об уровне цены и издержках).
  • Гибкость, высокая адаптивность к меняющимся условиям, быстрая корректировка неравновесия.
  • Оптимальное использование достижений (стремясь получить максимальную прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывая новые товары, вводя в производство новейшие технологии).
  • Регулирование и координация деятельности людей без принуждения, то есть свобода выбора и действий экономических субъектов.
  • Способность к удовлетворению разнообразных потребностей людей, повышению качества товаров и услуг.

Недостатки рыночного механизма

  • Не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов.
  • Не имеет экономического механизма защиты окружающей среды (необходимы законодательные акты).
  • Не создает стимулов для производства товаров и услуг коллективного пользования (образование, здравоохранение, оборона).
  • Не обеспечивает , не гарантирует право на труд и доход, не перераспределяет доход в пользу необеспеченных.
  • не обеспечивает фундаментальные исследования в науке.
  • Не обеспечивает стабильного экономического развития (циклические подъемы, и т.д.)

Все это предопределяет необходимость государственного вмешательства, которое дополняло бы рыночный механизм, но не вело его к деформации.

Рынки в национальной экономике

Общенациональные рынки: понятие, виды, принципы организации

Общенациональный рынок — это экономическая структура, которая обеспечивает эффективное взаимодействие потребителей и производителей.

Общенациональный рынок отличается следующими характерными свойствами:
  • процедура обмена основывается на основных экономических закономерностях;
  • процесс взаимодействия потребителей и производителей находит свое выражение в спросе и предложении;
  • является средством эффективного взаимодействия потребителей и производителей.

Для нормального функционирования рынка процесс движения благ регламентируется нормативно-правовыми актами, что создает его правовое поле.

В структуру общенационального рынка входят следующие рынки:

  • , включающий в себя процесс обращения ресурсов, необходимых для производства благ. Товаром здесь выступают ресурсы производства, а ценообразование на них происходит в результате взаимодействия спроса и предложения;
  • , включающий в себя обращение специфического товара — капитала, цена за который определяется процентом за использование денег;
  • . Его основу составляют свободные взаимоотношения между работником и нанимателем, а предметом купли-продажи становится труд. Цена на него устанавливается в результате взаимодействия спроса и предложения на него. Предложение — это предложение людей, которые желают трудиться. А спрос — это потребность в сотрудниках определенной квалификации и профессии;
  • Рынок потребительских благ , представляющий собой процесс взаимодействия между производителем и потребителем по поводу блага — результата хозяйственной деятельности.

Они представляют четыре основных элемента национального рынка — экономические ресурсы, капитал, труд и потребление, функциональное взаимодействие которых и определяет специфику национального рынка.

Объектом рынка является благо — товары и услуги, которые входят в предмет обращения на рынке.

Сущность национального рынка связана с его конкретными качественными и количественными характеристиками.

Основными количественными характеристиками рынка являются:

  • количество производителей на рынке;
  • количество потребителей на рынке;
  • распределение позиций между производителями;
  • степень концентрации рынка, т. е. объем осуществляемых на нем сделок по покупке и продаже благ.

Основными качественными характеристиками рынка являются:

  • возможность выхода на рынок новых производителей;
  • количество препятствий для выхода на рынок новых производителей;
  • уровень конкуренции на рынке;
  • степень подверженности внешним факторам;
  • наличие и степень взаимодействия с другими рынками, например международными.

Взаимодействие совокупности качественных и количественных характеристик определяет вид рынка.

В зависимости от конкретных условий каждый из национальных рынков может существовать как:

Полиполия - это рынок совершенной конкуренции. Большое количество производителей и потребителей одного вида блага позволяет оперативно реагировать на изменение цены.

Для функционирования этого вида рынка обязательным условием является свобода поведения всех производителей и потребителей, которые обладают всей информацией о состоянии рынка. Он не подвержен внешнему регулированию и действует свободно, основываясь только на взаимодействии большого количества независимых производителей и потребителей. Существование подобного рынка на практике невозможно, так как на рынке не может быть абсолютно свободных производителей и потребителей, а информация практически никогда не является доступной всем;

— это рынок, на котором действует только один производитель определенного блага и множество потребителей. Производитель, занимающий монопольное положение на рынке, предлагает уникальное благо, которое не может быть заменено другим, и устанавливает цену на него самостоятельно;

Монополистическая конкуренция - это рынок, на котором действует несколько крупных производителей однородного блага. Это благо по своей сути однородно, но каждый монополист представляет его с отличительными, уникальными для него особенностями — сегмент продукции. Каждый монополист обладает необходимой экономической властью, чтобы самостоятельно устанавливать ценовую политику на производимое им благо, но она ограничена до той степени, когда потребитель вынужден будет перейти на использование товара-заменителя. В этих условиях деятельность монополиста направлена на усиление степени индивидуальности предлагаемого им блага (например, с помощью, определенной торговой марки, бренда, знака);

— это рынок, на котором несколько производителей однородного по своему составу блага принимают соглашение о выработке единой ценовой политики и объемов предложения. На нем существует тенденция к стабильности ценовой политики, а выход на него новым производителям либо затруднен, либо невозможен.

Структура общенационального рынка неоднородна, в нее входит большое количество более мелких рынков. Обычно они специализируются на обращении определенного экономического ресурса или блага. Взаимодействие этих рынков национальной экономики и составляет суть общенационального рынка, определяет его динамику и темп развития.

Провалы рынка

К провалам рынка относятся:

  • естественные монополии — одна фирма удовлетворяет весь спрос на продукцию, так как, чем больше она производит, тем ниже ее средние издержки. К естественным монополиям относят железные дороги, энергетическую систему страны, метрополитен и т.д. Усиление конкуренции, т.е. появление других фирм-производителей, снижает эффективность использования ограниченных ресурсов, так как новым фирмам в ходе конкурентной борьбы пришлось бы прокладывать параллельные коммуникации;
  • информационная асимметрия проявляется в том, что один экономический агент обладает большей информацией о каком-либо предмете или явлении, чем его партнер. В этом случае он оказывается в более выигрышном положении и может извлечь из него сверхприбыль. Информационная асимметрия особенно сильно проявляется в таких отраслях, как образование и здравоохранение, так как человек не в состоянии оценить заранее квалификацию учителя или врача. При свободном рынке (без вмешательства государства) такая ситуация привела бы к ухудшению качества образования и медицинских услуг, и, следовательно, снизила бы благосостояние общества;
  • — ситуация, когда действия какого-либо экономического агента сказываются на третьих лицах, не имеющих отношения к данному экономическому агенту. Примером негативного внешнего эффекта может послужить загрязнение окружающей среды производственным предприятием, громкая музыка у соседей и т.п. В то же время бывают и позитивные внешние эффекты, например, расположение пасеки рядом с плодовым садом (пчелы опыляют цветы, увеличивая урожайность и количество меда). Поскольку при свободном рынке производитель не интересуется создаваемыми им внешними эффектами, и в большинстве случаев они наносят вред, государство должно взять на себя контроль за ними;
  • — блага, которыми пользуются все члены общества без исключения, а их объем и качество не зависят от количества потребителей. К таким благам относятся национальная оборона, свод законов, правопорядок, система здравоохранения и т.д. Рынок не в состоянии производить такие блага, поскольку он не может обеспечить оплату этих благ (так как никого невозможно исключить из пользования этим благом). Государство, собирая , в состоянии обеспечить финансирование общественных благ.
18 07 2015

“Everything in the future online is going to look like a multiplayer game”. Eric Schmidt, Google CEO

Эта статья основана на материалах популярного Gamification проекта Coursera, а также книге Кевина Вербаха и Дэна Хантера «Вовлекай и властвуй. Игровое мышление на службе бизнеса » (оригинальное название «For the Win: How Game Thinking Can Revolutionize Your Business») .

По статья заметка является коллекцией заметок, которые я делала во время просмотра лекций. Написана она очень простым языком, так как конспект я писала прежде всего для себя, а потом уже решила его отредактировать и опубликовать на блоге.

Геймификация (игрофокация) в образовании и бизнесе пока не так популярна в России, как, например, в США, но, думаю, интерес к этой теме в ближайшие годы будет расти.

Так как материала очень много, я решила разбить его на несколько статей. Это — первая часть, в ближайшее время появятся вторая и третья.

Что такое геймификация?

Люди изобретали различные игры на протяжении всей своей истории. Каждый из нас когда-то был по-настоящему увлечен какой-то игрой. Кто-то футболом, кто-то шахматами, кто-то Монополией, а кто-то World of Warcraft или FarmVille. Игры обладают огромной силой, и заставляют нас испытывать самые разные чувства. Мы увлекаемся процессом игры, ощущаем причастность к команде и удовлетворение от достигнутого результата.

Существуют принципы, на которых построены игры, и приемы, делающие их увлекательным. Эти принципы и приемы можно применять не только в играх, но и других сферах , таких как маркетинг, управление персоналом, здравоохранение, защита окружающей среды и обучение.

Хорошо сконструированная игра — это сложный и многогранный инструмент, способный существенно влиять на нашу мотивацию.

В этом и заключается суть новой бизнес-практики, называемой геймификацией (игрофикацией). Мы берем элементы игры и подходы, используемые в конструировании видео-игр, и применяем их в неигровых ситуациях .

Термин геймификация (игрофокация) появился не так давно, и часто вызывает недопонимание. Геймификацию часто путают с другими понятиями, так или иначе связанными с играми. Прежде чем мы рассмотрим, что геймификация на самом деле из себя представляет, давайте для начале проясним, чем она НЕ является.

  • Это не погружение в трехмерный виртуальный мир, наподобие Second Life.
  • Это не игры во время работы или учебы.
  • Это не использование игр в бизнес-контексте, как, например, в рамках проекта McDonald"s Monopoly.
  • Это не различные симуляторы, которые используются при подготовке пилотов, врачей и военных специалистов (все то, что в последнее время часто объединяют под термином serious games).
  • Геймификация используется не только для маркетинга и привлечения новых клиентов.
  • Это не теория игр (раздел прикладной математики, занимающийся изучением оптимальных стратегий в играх).
  • Если Вы уже что-то читала по теме, то наверняка сталкивались с аббревиатурой PBLs, которая расшифровывается как points (очки, баллы), badges (бейджи, значки, награды), leaderboars (таблицы лидеров, лидербоарды). Геймификация не ограничивается внедрением этих элементов, и более того, совсем необязательно их включает.
  • Геймификация не обязательно применяется в цифровом формате. Так, если мы работаем с детьми, то в качестве бейджей вполне могут выступать реальные медали или нашивки на одежду.
  • Геймификация сама по себе не может быть ключом к успеху. Это не более чем вспомогательный элемент. Так, Ваше приложение не будут использовать только для того, чтобы оказаться на первом месте в таблице лидеров. Его будут используют в первую очередь потому, что оно чем-то полезно, а геймификация — это просто инструмент, позволяющий усилить мотивацию и вовлеченность.
Зачем использовать геймификацию?

Почему сотни миллионов людей по всему миру тратят сотни миллиардов часов каждый месяц, играя в игры при помощи компьютеров, игровых консолей, мобильных телефонов и планшетов? Почему компьютерными играми увлечены не только подростки, но и взрослые, хорошо образованные и состоявшиеся люди, которые, казалось бы, не должны тратить время на такую ерунду?

Ответ очень прост: потому что эти игры умело сконструированы. Они учитывают психологические особенности участников, в их создание вложен колоссальный труд и опыт разработчиков.

Успешное внедрение геймификации может быть непростой задачей, так как требует знаний в очень разных областях. Так, если мы используем геймификацию в бизнес-сфере, то это потребует как понимания принципов конструирования игр, так и умения управлять бизнес-процессами. Если в обучении, то, соответственно, понимания механизмов создания игр и опыта составления учебных курсов. Найти специалиста, обладающего всеми необходимыми компетенциями, может быть непростой задачей. Но такая ситуация имеет и свои плюсы, так как оставляет место для экспериментов и новых идей.

Главное в процессе геймификации — это не сосредотачиваться на внешних, поверхностных атрибутах игры, таких как PBLs (points, badges, leaderboards), и не упустить из виду более важных аспектов, лежащих в ее основе.

Необходимость в применении геймификации возникла в силу того, что старые мотивационные схемы часто не работают. Метод кнута и пряника эффективен далеко не всегда. Денежное вознаграждение, статус и страх наказания действуют, но только до определенного предела. Мир вокруг нас стремительно меняется, постоянно появляются новые возможности, и люди часто ведут себя совсем не так, как ожидается, если исходить из основных существующих на данный момент концепций менеджмента и маркетинга. Возможно, стоит опробовать новые схемы?

Во время учебы в школе и вузе мы все получали оценки. Оценки — это механизм, с помощью которого учителя определяют уровень знаний и мотивируют учащихся на достижение новых целей, и, если подумать, они имеют много общего с очками в компьютерной игре. На работе мы переходим с одной должности на другую, более высокую, по мере того, как накапливаем опыт и знания, подобно тому, как в игре мы переходим с одного уровня на другой, более сложный. Работа и образование — это, в огромной степени, игры. Так почему бы не сделать эти игры более интересными?

Игровые элементы могут существенно усилить мотивацию. Причем денежное вознаграждение не всегда является необходимым, так как игра сама по себе является вознаграждением. Так, когда люди играют в видео-игры, они могут потратить огромное количество ресурсов на то, чтобы заполучить виртуальные объекты, которые не имеют реальной стоимости, не говоря уже о том, что в некоторых случаях для приобретения этих объектов приходится тратить реальные деньги.

Примеры использования геймификации в бизнесе.

Миллионы людей ежедневно используют Microsoft Windows и Microsoft Office. Это программное обеспечение разрабатывается сотнями специалистов, подвергается многочисленным модификациям в течение многих лет, и локализуется для всех основных языков мира. В таких сложных системах неизбежно возникают ошибки. Их выявлением занимаются тестировщики, задачей которых в данном случае является просмотреть на предмет ошибок каждое диалоговое окно на каждом языке. Работа выполняется “вручную”, так как автоматизированные системы недостаточно эффективны. Проблема здесь не только в огромном объеме работы, но и в том, что работа эта крайне скучная и монотонная. Даже такой компании как Microsoft не просто найти достаточное количество людей для тестирования своей продукции. Сложности возникают даже с поиском специалистов, тестирующих ПО на английском языке, не говоря уже о таких редких языках, как словенский или урду.

Одной из команд тестировщиков руководил Рос Смит (Ross Smith), который нашел нестандартный подход к решению проблемы, превратив процесс тестирования ПО в увлекательную игру, получившую название Language Quality Game.

В этой игре в свободное от работы (!) время приняли участие тысячи сотрудников Microsoft по всему миру. Они получали очки за каждую найденную ошибку (показавшееся им некорректным употребление языка), а их результаты занимали определенное место в таблице лидеров (чем больше набранных очков, тем выше место в таблице). Для того, чтобы убедиться в том, что игроки не просто “прощелкали” страницы не глядя, а действительно пытались найти неточности, организаторы игры добавили небольшое количество намеренных ошибок и явно неправильных переводов. Система подсчета баллов отслеживала результаты как отдельных игроков, так и регионов.

Игра способствовала появлению соревновательного духа. Сотрудники хотели победить. Они также хотели, чтобы победил их язык. В итоге 4.500 участников просмотрели более полумиллиона диалоговых окон Windows 7, сообщили о 6.700 неточностях, в результате чего были внесены сотни существенных исправлений. Они не только сделали то, что не входило в их должностные обязанности, но и нашли процесс поиска ошибок увлекательным и затягивающим.


Хорошей фотографии Роса Смита я не нашла, сделала скрин из вот этого выступления:

Скриншоты сделала с этой странички . Честно говоря, не уверена, что они относятся именно к описанному в статье проекту, а не к одному из похожих, но, в любом случае, принцип тот же.

Что такое внутренняя геймификация.

Проект Роса Смита Language Quality Game — это пример внутренней геймификации, то есть применения геймификации внутри организации с целью увеличения продуктивности работы.

У внутренней геймификации есть две характерные черты. Во-первых, игроки уже являются частью устоявшегося сообщества, в данном случае фирмы. Сотрудники компании могут быть очень разными людьми, с сильно различающимися возможностями и интересами. Но они регулярно взаимодействуют друг с другом, разделяют корпоративную культуру организации, хотят получить повышение, и достичь определенного статуса. Language Quality Game была успешной потому, что сотрудники отделений Microsoft хотели обыграть своих коллег из других регионов, и потому, что все они были объединены одной глобальной целью — создать лучшую операционную систему.

Во-вторых, мотивационная составляющая геймификции должна взаимодействовать с существующими в компании методами управления и схемами поощрения. Language Quality Game была эффективной потому, что игроки не были наняты компанией в качестве тестировщиков. Они участвовали в игре не потому, что от это влияло на их заработную плату, а потому что получали удовольствие от самого процесса игры.

Что такое внешняя геймификация.

Внешняя геймификация связана с взаимодействием с существующими клиентами и привлечением новых, то есть обычно она применяется с маркетинговыми целями. Геймификация в данном случае является способом повышения лояльности клиентов, что в результате должно привести к росту прибыли.

Примером использования внешней геймификации является Record Searchlight, ежедневная газета выходящая в городе Реддинг (Redding) в Калифорнии. Любое печатное издание сталкивается с большими трудностями в силу того, что читатели все больше и больше предпочитают электронные издания. Они узнают новости из блогов, и находят статьи по необходимым темам в Сети, что приводит к уменьшению числа подписчиков и снижению доходов от рекламы.

Менеджмент Record Searchlight решили создать вебсайт (содержащий рекламу), целью которого было не просто привлечь читателей, а мотивировать их активно взаимодействовать со статьями, и рекомендовать материалы друзьям.

Они внедрили систему бейджей (значков), которые читатели могли получить за качественные комментарии к онлайн-статьям. Бейдж представлял из себя иконку, которая отражалась в профиле пользователя, достигшего необходимых результатов (оставившего определенное число комментариев). Одной из целей внедрения бейджей было удержать пользователей на сайте.

Через 3 месяца объем комментариев увеличился на 10%, а время, проведенное пользователем на сайте, увеличилось на 25% на каждую сессию. Другой целью было повышение качества дискуссий на сайте. Так как читатели поддерживали хорошие комментарии других читателей, то бейджи позволили уменьшить количество оскорбительных и сомнительных высказываний, что позволило уменьшить затраты на модерацию.

Что такое геймификация, изменяющая поведение.

В материалах курса использовался термин behaviour-change gamification. Перевожу дословно, потому что не могу придумать подходящего эквивалента. Под изменением поведения здесь подразумевается формирование новых привычек и социальных норм. Геймификация в данном случае направлена на популяризацию здорового образа жизни, распространение информации о рациональном использовании природных ресурсов, и овладение новыми полезными навыками, такими как финансовая грамотность.

В качестве примера можно привести компанию Keas Health Management, которая ставит цель мотивировать людей вести здоровый образ жизни. Keas была основана Адамом Босвортом (Adam Bosworth), работавшем ранее в Microsoft, BEA Systems и Google. Сначала компания занималась тем, что представляла пользователям исчерпывающую информацию о состоянии здоровья, полагая, что если люди наглядно увидят, как их питание и физическая нагрузка влияют на здоровье, они скорректируют свое поведение. Но это не сработало. Какой бы исчерпывающей и убедительной ни была представленная информация, люди не могли искоренить старые привычки.

Тогда компания сменила стратегию. Сначала они представили информацию в форме тестов, которые проверяли осведомленность о состоянии здоровья. Затем включили тесты в командную игру, которая имела уровни, стратегию и таблицу лидеров. Компания не была уверена в успехе. В конце концов, кто любит опросы и тесты? Но, на всякий случай, они составили большое количество вопросов. Их должно было хватить на те 12 недель, что длится программа. Пользователи прошли все тесты за неделю.

После чего компания продолжала развиваться в этом направлении. Превращение заботы о здоровье в игру дало возможность многим людям успешно изменить поведение и выработать новые, здоровые привычки. Так, сотрудники одной из больниц, которые принимали участие в программе Keas, потеряли (все вместе) более 1200 фунтов, при этом 64% участников отметили, что продуктивность их работы увеличилась.

Системы, которые внедрили Microsoft, Record Searchlight и Keas, на первый взгляд имеют, мало общего, так как они разработаны для функционирования в очень непохожих контекстах. Но все они являются примерами геймификации и применения игрового мышления для решения деловых и социально-значимых задач.

Какое определение можно дать термину геймификация?

Компании применяли игровое мышление для решения бизнес-задач в течение долгого времени, но не использовали возможности геймификации максимально. Термин геймификация появился в 2003 году, но стал широко употребляться только в 2010 году. Хотя многие авторитетные журналы называют геймификацию новой популярной тенденцией в ведении бизнеса, термин часто трактуют по-разному.

В этой статье под геймификацией понимается использование игровых элементов и приемов, применяемых в конструировании игр, в неигровых контекстах. В этом определении есть три важных момента:

1) игровые элементы,

2) приемы для конструирования игр,

3) неигровые контексты (ситуации).

Давайте рассмотрим каждый из них подробнее.

Любая игра конструируется из отдельных частей, которые можно назвать элементами игры. Элементы — это набор инструментов, с помощью которых можно построить игру. Так, шашки включают в себя такие элементы, как фишки (шашки), особенности взаимодействия между шашками, такие как передвижение шашек по диагонали и возможность “есть” шашки соперника, и правила, согласно которым шашки, дошедшие до последнего ряда, становятся дамками. Таким образом, элементы игры включают в себя и предметы, и особенности их взаимодействия, и набор правил.

В Language Quality Game элементами игры являлись соревнование между подразделениями компании в различных странах и таблицы лидеров, позволяющие сравнить результаты участников.

Подобно тому, как из деталей конструктора Lego мы можем собрать различные предметы, мы можем что-то сконструировать из различных элементов игры нечто новое. Можем сделать новую игру, а можем объединить элементы игры и создать что-то, что на самом деле игрой не является. Если мы берем части игры и внедряем их в бизнес-практики, например, ставим тестировщикам задачу найти ошибки в локализации ПО, то мы внедряем геймификацию, целью которой является увеличение производительности труда.

Важный момент. Геймификация не подразумевает создание полноценной игры. Мы просто используем отдельные элементы игры, что дает нам больше гибкости. Когда мы играем в шашки, мы не можем изменять элементы игры — иначе это будут уже не шашки. С геймификацией дело обстоит по-другому. Когда мы разрабатываем геймифицированную систему, наша задача как раз и состоит в том, чтобы изменять игровые элементы таким образом, чтобы они помогали нам достичь поставленных задач.

Геймификация использует приемы , характерные для создания видео-игр, но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы внедрить систему начисления баллов на сайт, это же просто кусочек кода. Хотите, чтобы Ваши клиенты посещали сайт чаще? Тогда просто начисляйте им по 100 баллов каждый раз, когда они заходят. А еще можно добавить таблицу лидеров для отслеживания результатов! Но это пример неверного подхода к геймификации. В чем смысл получения баллов? Возможно, некоторым пользователям возможность набрать высокий балл или занять верхнюю строчку в рейтинге покажется заманчивой, но их хватит ненадолго. Новые пользователи могут отказаться участвовать в зарабатывании баллов, так как увидят, что результаты лидеров достижимы с большим трудом. Не говоря уже о том, что большинству пользователей баллы просто неинтересны.

Даже у тех компаний, которые применяют геймификацию успешно, случаются неудачи. Так, компания Record Searchlight успешно применяла внешнюю гемификацию, чтобы привлечь и удержать читателей. Но, в какой-то момент, редакторы увлеклись, и внедрили специальный бейдж для тех, кто подписывался на рекламную рассылку. Идея оказалась неудачной, пользователей раздражали рекламные письма, и количество подписчиков сократилось.

Как определить, какие элементы игры когда лучше использовать? Геймификация — это не только список возможных компонентов и пошаговая инструкция по их применению. Это немного науки, немного искусства и очень много опыта, полученного методом проб и ошибок. Конструирование игр — непростая задача. Даже успешные компании, такие как Electronic Arts и Sony, тратили десятки миллионов долларов на разработку игр, которые провалились в продаже. Но, если мы не будем использовать накопленный другими опыт и проверенные временем приемы, то шансы на удачу будут невелики.

Третий элемент определения — это неигровые контексты (ситуации). Во всех ситуациях использования геймификации, внутренней, внешней или изменяющей поведение, необходимо достигнуть неигровых целей. Команда Росса Смита не убивала толпы зомби, они просматривали диалоговые окна, чтобы найти ошибки в переводе. Но, каким-то невероятным образом, эта деятельность казалась им игрой.

Почему стоит применять геймификацию?

Есть три причины: вовлеченность, эксперимент и результат.


Вовлеченность.
Геймификация — это способ разработать системы, которые могут мотивировать людей. Все, что способно привлечь новых клиентов и удержать существующих, или вдохновлять сотрудников эффективно решать задачи, стоит попробовать.

Причина здесь проста. Игры активизируют выработку дофамина, “гормона удовольствия”, предлагая нам радость от одобрения и побед. Значит, создавая геймифицированную систему, мы можем превратить процесс выполнения задачи в удовольствие. Главное здесь не сосредоточиться целиком и полностью на удовольствии от процесса, и не опираться исключительно на примитивные механизмы, так как все это элементы внешней мотивации. Можно создать внутреннюю мотивацию, то есть сделать так, чтобы выполнение задач стало значимым само по себе.

Так, при помощи геймификации возможно мотивировать людей регулярно заниматься спортом, есть здоровую пищу, рационально использовать природные ресурсы. Можно сплотить сотрудников компании, или выполнить задачу, требующую коллективных усилий. Например, изучать снимки NASA для того, чтобы найти новые планеты, которые не могут обнаружить автоматизированные системы.

Эксперимент. Совершенствоваться в игре — значит экспериментировать. Вы знаете, что когда-нибудь неизбежно потерпите поражение, но также знаете, что Вы всегда сможете начать заново, поэтому возможность поражения не пугает. В большинстве видео-игр Вы можете выиграть, но не можете проиграть окончательно. Поэтому, если игра сбалансирована, не слишком сложная и не слишком простая, то игроки всегда стремятся улучшить свои результаты, и постоянно находят новые, часто самые неожиданные, способы решения задач. Такой подход очень важен в современной бизнес-среде, где инновации играют ключевую роль.

Спасибо, стало гораздо понятнее.

Криминалистика – специальная юридическая наука прикладного характера. Ее социальное назначение заключается в содействии деятельности органов дознания, предварительного следствия, суда, криминалистической экспертизы.

Криминалистика – наука, исследующая закономерности преступных деяний, механизм их отражения в источниках информации и разрабатывающая средства и методы деятельности по раскрытию, расследованию и предупреждению всех видов преступлений с целью обеспечения надлежащего применения материальных и процессуальных правовых норм.

Предмет криминалистики – закономерности механизма преступления, закономерности сбора, исследования и оценки доказательств, познание которых оказывает влияние на расследование и предотвращение преступлений.

Понятие объекта криминалистики состоит из двух частей: преступной деятельности и деятельности правоохранительных органов по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений.

Механизм преступления – система, включающая в себя такие элементы, как: субъект преступления, его отношение к деянию, предмет преступления и способ совершения. Элементы механизма преступления взаимосвязаны. Они отражают следы преступления, сообщают информацию о субъектах преступления и способах его совершения. Преступление неизбежно отражается в окружающей среде, появление информации носит закономерный характер. На процесс отражения влияют различные факторы: время совершения преступного деяния, погодные условия, физическое и душевное состояние лица и т. д.

Общие задачи криминалистики:

1) раскрытие преступлений – установление фактических обстоятельств совершения преступления, а также лица, совершившего его;

2) расследование преступлений – деятельность по собиранию, исследованию, оценке доказательств и использованию их с целью установления истины;

3) предупреждение преступлений – установление причин и условий совершения преступлений и проведение профилактических мер, предотвращающих совершение новых деяний. Общие задачи криминалистики предполагают существование ряда частных задач, раскрывающих внутреннюю структуру и методологию криминалистики.

К специальным задачам криминалистики относят:

1) выявление и исследование общих закономерностей совершения преступлений и деятельности по их расследованию;

2) разработку и совершенствование методов и средств практической деятельности по раскрытию и расследованию преступлений;

3) разработку технико-криминалистического обеспечения расследования преступлений с использованием знаний естественных, технических и гуманитарных наук;

4) совершенствование организационных основ расследования.

2. Система криминалистики

Криминалистика представляет собой систему, состоящую из частей и разделов, характеризующуюся наличием внутренних связей между элементами.

Система современной российской криминалистики включает четыре структурных элемента, таких как:

1) теория и методология криминалистики. Содержат разделы, раскрывающие основные теоретические концепции, методологические аспекты объекта и предмета криминалистики, понятийный аппарат, категории, термины; основы криминалистического планирования, профилактики, прогнозирования, диагностики, истории криминалистики.

Методы раскрытия и расследования обусловлены криминалистическими особенностями преступлений, а именно способом, обстановкой совершения преступления, личностными особенностями преступников. Теоретические и методологические основы конкретизируются и развиваются в остальных частях криминалистики;

2) криминалистическая техника – раздел науки криминалистики, изучающий закономерности образования следовой информации и разрабатывающий технические приемы, средства, методы ее обнаружения, фиксации, изъятия, исследования и использования полученных результатов в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений. Изучаются механизмы материальных взаимодействий во время преступной деятельности разных видов, разрабатываются средства и способы их выявления и исследования при расследовании на основе той информации, которая содержится в следах;

3) криминалистическая тактика – система научных положений и рекомендаций по организации, планированию предварительного и судебного следствия, определение линии поведения лиц, осуществляющих доказывание, выработка приемов проведения процессуальных, в частности следственных, действий, таких как следственный осмотр места происшествия, следственный эксперимент, допрос либо совокупность следственных действий и тактических операций;

4) криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений – совокупность рекомендаций по организации и осуществлению расследования, предотвращению преступлений и отдельных видов преступлений. Разрабатываются научные положения и основанные на них методические указания по расследованию и предотвращению убийств, разбоев, краж, изнасилований и т. д.

Цель – обеспечение следователя необходимыми знаниями и разработанными методами раскрытия, расследования и предупреждения отдельных видов преступлений в разных следственных ситуациях.

Все разделы криминалистики взаимосвязаны. Теория и методология криминалистики являются основой криминалистической методики, техники и тактики. Тактические приемы оказывают воздействие на применение приемов и средств криминалистической техники.

3. Понятие и система криминалистической техники

Криминалистическая техника – раздел науки криминалистики, изучающий закономерности образования следовой информации и разрабатывающий технические приемы, средства, методы ее обнаружения, фиксации, изъятия, исследования и использования полученных результатов в целях раскрытия, расследования и предупреждения преступлений.

Обнаружение – выявление видимых, маловидимых или невидимых следов преступлений с помощью специальных поисковых технических средств. Фиксация следов преступления – их закрепление на следоносителе, изготовление слепков, фотоснимков, применение видеозаписи, описание следов преступлений в протоколе следственного действия. Изъятие – упаковка следов преступления и иных объектов, их процессуальное оформление и приобщение к уголовному делу. Криминалистическая техника включает систему общих положений, которые базируются на диалектической философии, данных естественных, технических и гуманитарных наук.

Субъектами применения криминалистической техники являются следователи, оперативные работники, эксперты-криминалисты. Применение криминалистической техники в следственных действиях должно отвечать требованиям закона.

Основные отрасли криминалистической техники:

1) криминалистическая фотография и видеозапись;

2) криминалистическое исследование следов (трасология);

3) криминалистическое оружиеведение. Включает такие разделы, как:

а) судебная баллистика, изучающая огнестрельное оружие, боеприпасы, следы применения огнестрельного оружия;

б) взрывотехника;

в) криминалистическое исследование холодного оружия;

4) криминалистическое исследование документов;

5) криминалистическая учение о внешних признаках человека (габитоскопия);

6) судебная фоноскопия – идентификация личности по голосу, определяется подлинность либо фальсификация носителя;

7) судебная одорология – идентификация человека по запаховым следам;

8) судебная микрология – идентификация объектов по микроследам;

9) криминалистическое исследование материалов, веществ, изделий;

10) криминалистическая регистрация.

Методы криминалистической техники:

1) физические (оптические методы);

2) химические (методы качественного анализа);

3) физико-химические;

4) ботанические;

5) физиологические;

6) математические (статистические методы).

Криминалистическая техника разрешает ряд задач, таких как:

1) обнаружение, фиксация, изъятие материальных следов преступления;

2) установление условий и причин действия, которое повлекло образование следов;

3) установление тождества объектов (идентификация).

4. Понятие и научные основы криминалистической идентификации

Криминалистическая идентификация представляет собой отрасль криминалистической техники. Это одна из наиболее разработанных теорий криминалистики, широко применяемых на практике в деятельности правоохранительных органов.

Криминалистическая идентификация – сравнительное исследование объекта, связанного с расследуемым событием, с целью разрешения вопроса о его тождестве с самим собой и последующего установления характера связи с расследуемым событием данного искомого объекта. Объекты, участвующие в процессе идентификации, подразделяют на идентифицируемые, тождество которых предполагается установить, и идентифицирующие, с помощью которых устанавливается тождество. В процессе идентификации используется система идентификационных признаков. Идентификационный признак представляет собой свойства идентифицируемого объекта, которые отобразились в его следе и могут быть использованы для сравнения и разрешения вопроса о тождестве.

Идентификационный признак должен соответствовать следующим условиям:

1) существенности;

2) выраженности признака;

3) относительной устойчивости признака, несмотря на неизбежно происходящие изменения.

Теория идентификации базируется на следующих основных положениях:

1) любой объект материального мира обладает индивидуальностью, неповторимостью;

2) любой объект отражает окружающий мир. Всегда возможна идентификация объекта по его следам, т. е. установление индивидуального тождества объекта.

В процессе исследования важно различать следующие категории:

1) искомый объект – объект, фактически оставивший следы;

2) проверяемый объект – тот, который мог оставить обнаруженные следы.

Свойства проверяемого объекта устанавливаются по образцам, специально полученным для идентификации отображениям проверяемого объекта. Существенный признак следа искомого объекта – его связь с расследуемым событием. Существенный признак образцов – их точно установленное в процессе расследования происхождение от конкретных лиц или предметов.

Стадии идентификации:

1) раздельное исследование – установление идентификационных свойств, сравниваемых объектов;

2) сравнительное исследование – последовательное сравнение общих и частных признаков проверяемого и искомого объектов;

3) оценка результатов сравнения – обработка полученных результатов сопоставления;

4) формулирование вывода о тождестве или различии объектов.

Криминалистическая идентификация – средство, способствующее установлению истины в уголовном судопроизводстве.

5. Криминалистическая диагностика

– фактическое направление криминалистического познания.

Криминалистическая диагностика представляет собой научно разработанную систему задач и методов распознания и объяснения сути, свойств, состояний и других особенностей объектов, явлений, процессов, связанных с преступлениями, с целью их раскрытия, расследования и предупреждения. Диагностирование имеет много общего с процессом криминалистической идентификации. Диагностика также основана на изучении признаков объектов независимо оттого, изучают сам объект или его отображение. Однако диагностика и идентификация различаются по целям своего исследования и методическим приемам. Диагностика в первую очередь направлена на установление механизма образования следов и условия их возникновения. Процесс диагностирования основывается на такой закономерности материального процесса, как постоянная повторяемость, что оказывает влияние на возникновение стабильного отражения. Диагностические исследования позволяют выяснить последовательность образования следов и установить очередность действий преступника.

Задачи криминалистической диагностики: выявление, изучение, объяснение и распознание свойств и состояний объекта. Криминалистическая диагностика способствует установлению объективной истины. Диагностические задачи решаются с помощью методов сравнения, аналогии, моделирования, экспериментирования и др. В теории криминалистической диагностики выделяют диагностируемые и диагностирующие, искомые и проверяемые объекты. Диагностируемое – то, что необходимо распознать (свойство, состояние, механизм). Диагностирующее представляет собой материальный след (признак) события преступления, отображающий вовне распознаваемые черты, особенности и механизм. Искомые объекты – свойства, состояния и механизм, которые необходимо распознать. Проверяемые объекты – источники информации о распознаваемых объектах. Этапы диагностирования:

1) определение цели;

2) изучение объектов;

3) анализ диагностических признаков;

4) сравнение полученных данных;

5) оценка результатов.

По результатам диагностических исследований формулируются выводы. Вывод может содержать вероятный ход события в данных условиях, объяснение возникновения следов при определенных обстоятельствах, реальное существование факта или причинную связь между фактами.

Виды криминалистической диагностики:

1) следственная диагностика. Объясняет свойства, состояния совершения преступления, субъектов преступления, криминальные и криминалистические ситуации;

2) судебная диагностика. Предполагает возможность повторного диагностирования предметов исследования на предварительном следствии;

3) экспертная диагностика.

6. Формы использования специальных познаний в уголовном судопроизводстве

При расследовании преступления установление важных для дела фактов возможно путем их непосредственного восприятия либо посредством специального исследования и детального изучения свойств и качеств. Эффективность раскрытия и расследования преступлений зависит от использования в уголовном процессе естественно-научных, технических и других специальных познаний. Специальные познания представляют собой знания, приобретенные во время получения специального образования или в процессе практической работы по конкретной специальности. Цель применения специальных познаний при расследовании преступлений заключается в обнаружении и оценке признаков, содержащих информацию о подлежащих установлению фактах. Специальные знания применяются следователем, специалистом, экспертом, но имеют различные процессуальные формы.

Формы использования специальных познаний:

1) непосредственно следователем и судом, осуществляющим расследование и рассмотрение уголовного дела. Следователь должен быть подготовлен к рассмотрению общих вопросов и иметь достаточные знания для решения специальных задач. Следователь использует специальные знания при производстве следственных действий, например следственного эксперимента, предъявления для опознания, осмотра места происшествия. Фактические данные, установленные следователем и зафиксированные в протоколе следственного действия, получают силу доказательств;

2) путем получения справок и консультаций у сведущих лиц;

3) путем привлечения специалистов для участия в следственных действиях. Специалист – лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств и исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту и разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Специалист присутствует при проведении осмотра трупа, освидетельствовании, эксгумации;

4) путем ревизии;

5) путем экспертизы. Эксперт реализует свои знания путем проведения экспертизы. Заключение эксперта – источник судебных доказательств, а его выводы представляют собой доказательства.

Определяя форму применения специальных познаний, необходимо учитывать комплекс критериев: временной фактор, надежность достоверного установления факта, экономичность и существенность устанавливаемого факта. Если данный факт является доказательственным, тогда он может использоваться как аргумент в процессе последующего доказывания. Участие специалистов и экспертов в следственном действии существенно расширяет возможности применения специальных познаний.

7. Технико-криминалистические средства и методы обнаружения, фиксации и изъятия следов

При раскрытии и расследовании преступлений объекты, имеющие отношение к уголовному делу, должны быть обнаружены, зафиксированы и изъяты. На месте происшествия они подвергаются предварительному изучению с целью получения розыскной и доказательственной информации, которая способствует раскрытию преступления по горячим следам.

Обнаружение означает выявление видимых, маловидимых или невидимых следов преступления, а именно следов рук, ног, транспортных средств и т. д. Для этого используются специальные поисковые технические средства.

Фиксация следов преступления заключается в их закреплении на объекте – следоносителе, а также в изготовлении слепков, копий, фотоснимков с помощью специальных технических средств, слепочных масс, материалов и веществ. Фиксация предполагает описание следов преступления в протоколе следственного действия.

Изъятие следов преступления предполагает их упаковку, процессуальное оформление и приобщение к уголовному делу.

Действия по обнаружению, фиксации и изъятию следов преступления объединены понятием собирание доказательств. Выполнение данных действий должно отвечать требованиям действующего законодательства. Следы преступления должны быть обнаружены полностью, зафиксированы точно и наглядно с указанием местонахождения и описанием их индивидуализирующих признаков. Необходимо обеспечить сохранность следов преступлений для их дальнейшего восприятия судом и другими участниками процесса. Разнообразие следов преступлений обусловило множественность криминалистических средств и методов. Классификация технических средств:

1) по источникам происхождения технических средств выделяют физические, химические, медико-биологические средства;

2) по целевому назначению выделяют средства обнаружения и изъятия следов рук, ног, микрообъектов;

3) по качествен ному составу и состоянию объектов собирания различают сыпучие, газообразные, жидкие, твердые вещества.

К средствам обнаружения следов преступления относят следующие:

1) средства освещения – приборы, создающие искусственное освещение;

2) оптические приборы – приспособления, позволяющие увеличить диапазон чувствительности глаза;

3) поисковые приборы предназначены для обнаружения объектов;

4) химические вещества – реагенты, позволяющие обнаружить следы биологического происхождения.

К средствам фиксации следов преступлений относят следующие:

1) фотографические средства;

2) средства измерения. Служат для определения количественных характеристик и размеров приборов;

3) материалы для изготовления слепков, копий. Изъятие следов преступлений производится вместе с объектами, на которых они отображены. Если это невозможно, они изымаются без объекта.

8. Судебно-оперативная фотография. Ее понятие, значение и виды

Разновидностью криминалистической фотографии является судебно-оперативная фотография. Это запечатлевающая фотография, которая используется для осуществления общей фиксации объектов и их признаков. Результаты данной фотосъемки оформляются в виде фототаблиц, которые прилагаются к протоколам следственных действий или к материалам, отражающим результаты оперативно-разыскных мероприятий. Фотоснимки рассматриваются в качестве фотодокументов и могут иметь доказательственное значение.

Метод криминалистической фотографии – совокупность правил и рекомендаций по выбору фотографических средств, условий съемки и обработки фотоматериалов.

К методам судебно-оперативной фотографии относятся:

1) панорамная фотосъемка. Применяется в случае, когда невозможно сфотографировать объект полностью в силу его протяженности и больших размеров. Данный метод позволяет осуществлять последовательную съемку объекта на нескольких взаимосвязанных кадрах. Полученные фотографии объединяют в общий снимок – панораму. Панорамная фотосъемка может быть горизонтальной или вертикальной. Существует два способа панорамной фотосъемки:

а) круглая панорама – съемка объекта с одного места;

б) линейная панорама– предполагает перемещение фотоаппарата параллельно снимаемому объекту на небольшом расстоянии от него;

2) измерительная фотосъемка. Применяется при необходимости установления размера объектов и расстояния между ними. Метод измерительной съемки реализуется с использованием специальных масштабных линеек, лент, квадратов с обозначенными на них размерными величинами. Выбор вида масштаба обусловлен особенностями объекта и целями съемки;

3) метод крупномасштабной фотосъемки. Используется для фотосъемки отдельных частей, деталей, мелких предметов;

4) стереоскопическая съемка. Осуществляется малоформатными фотоаппаратами. Данный метод позволяет получить обзорные, детальные и узловые фотоснимки за счет получения объемного восприятия объекта. Данный фотоснимок позволяет определить форму, размеры и взаиморасположение зафиксированных на нем объектов;

5) репродукционная съемка. Необходима для получения плоских объектов, чертежей, картин. Как правило, данный вид фотосъемки применяется для получения фотокопий;

6) опознавательная фотосъемка. Применяется для фотографирования живых лиц и трупов. Фотоснимки используются в целях регистрации, розыска и предъявления для опознания. Опознавательная съемка лиц производится в фас и профиль, при этом человек должен быть без головного убора и очков. Опознавательная съемка трупа может производиться на месте его обнаружения или в морге после тщательного туалета. Снимки изготавливаются анфас, левый и правый профили.