Вторичная занятость студентов. Возможности вторичной занятости студентов вузов

- 39.39 Кб

Министерство образования и науки Российской Федерации

НАУЧНО-ИСЛЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО

Социологический факультет

Кафедра Прикладной социологии

Контрольная работа

По дисциплине: «Методика и техника социологического исследования»


На тему: «Вторичная занятость студентов»

Выполнил: студент 2 курса, 231 группы

заочного отделения, специальности

«Прикладная информатика в социологии»

Емельянов Антон Владимирович

Проверил: _______________________
______________________________ __
______________________________ __
______________________________ __

САРАТОВ 2011

Введение 3

1. Теоретико-методологические основы анализа феномена «работающего студента». 5

2. Разработка анкеты для социологического исследования по проблеме вторичной занятости студентов 9

Список использованной литературы. 15

    Введение

Живя в условиях рыночной экономики в российском обществе, мы можем отметить существенные изменения в динамике общественных отношений во всех сферах жизни общества. Значительные изменения коснулись и сферы занятости молодежи. Но перед этим небольшой комментарий.

Американские студенты подрабатывают в «McDonalds». За океаном будущий юрист считает себя счастливчиком, если ему на лето удается устроиться регистратором в адвокатскую контору.

В странах СНГ весь позапрошлый век и почти все прошлое столетие работающие студенты считались мучениками. В советское время те, кто совмещал труд с учебой, приобретали специальность практически только на вечерних отделениях вузов. Сейчас ситуация значительно изменилась. Многие студенты все чаще совмещают учебу с работой. Вот некоторые результаты исследований среди студентов различных стран мира.

По результатам «Euro Student Survey 2000» 54% ирландских студентов-очников подрабатывают в среднем 14 часов в неделю при средней ставке 5 евро в час. Всероссийское исследование, проведенное в 2000 году, показало, что в среднем 39% студентов работают, причем, процент работающих студентов зависит от профиля ВУЗа и специальности (от 88,9% в вузах политического, правового и управленческого профиля до 10% в вузах военного профиля). Интересен тот факт, что в МГУ по результатам исследования работает и учится 59% студентов, в то время как в университете штата Иллинойс (UIUC) подрабатывает 65% опрошенных студентов.

Представленные данные дают нам возможность говорить о распространенности вторичной занятости среди студентов, а поэтому на наш взгляд возникает необходимость более детального изучения данного явления.

Целью данной контрольной работы является рассмотрение и изучение феномена «работающего студента».

Указанная выше цель будет достигнута при реализации следующих задач:

  • Рассмотрение теоретико-методологических проблем анализа феномена «работающего студента».
  • Рассмотрение и разработка технологии использования метода анкетирования для изучения феномена «работающего студента».

Таким образом, наша работа состоит из двух частей: теоретико-методологической, в которой мы дадим некие теоретико- методологические предпосылки нашей темы (рассмотрим такие базовые категории как, рынок труда, занятость, вторичная занятость, а также рассмотрим основные мотивации и сферы трудовой занятости «работающих студентов») и так называемой прикладной части нашего вопроса, в которой я предложу свой варианты анкеты для осуществления исследования методом анкетирования в изучении феномена «работающего студента».

  1. Теоретико-методологические основы анализа феномена «работающего студента».

Анализ проблем занятости - обширная область, притягивающая внимание таких дисциплин как социология труда и индустриальная социология, трудовые отношения и социология профессий. Проблемами занятости "ведает" и особый раздел экономической теории - экономика труда ("labor economics").

Итак, дадим базовые категории, раскрывающие феномен «работающего студента».

Отношения занятости выражают те условия, на которых происходит создание рабочих мест и распределение работников по рабочим местам. Эти отношения включают в себя следующий набор основных элементов:

  • поиск работы и рабочей силы;
  • порядок найма и высвобождения работников;
  • условия и содержание труда;
  • установление уровня его оплаты и формы сопутствующих льгот;
  • обучение и подготовка кадров вне производства и на рабочих местах;
  • горизонтальная и вертикальная профессиональная мобильность (перемещение и продвижение).

Сфера оплачиваемой занятости характеризуется понятием "рынок труда". Он охватывает всех работников и претендующих на рабочие места в рамках определенной территории, отрасли или группы профессий. Исключение составляют категории вне рынка труда, а именно:

  • занятые в домашнем натуральном хозяйстве;
  • занятые благотворительной работой без оплаты труда;
  • занятые в государственных мобилизационных структурах (солдаты срочной службы, заключенные);
  • учащиеся дневных отделений вузов.

Важно подчеркнуть, что занятость не просто выражает состояние соответствия предложения труда и спроса на труд. Это совокупность действий, связанных с формированием способов вовлечения трудоспособных групп населения в хозяйственную деятельность. Сфера занятости, следовательно, может быть представлена как плоскость столкновения действий нанимателей и нанимающихся 1 .

Существуют и противоположные точки зрения относительно занятости, которые трактуют занятость как участие населения в трудовой деятельности, включая учебу , службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми 2 .

Безусловно, трактовать обучение в ВУЗе как трудовую деятельность довольно сложно, тем не менее, мы можем утверждать, что студенты, обучающиеся на дневном отделении ВУЗа, не принадлежат к сфере оплачиваемой занятости, т.е. не являются субъектом рынка занятости.

Рассматривая же ситуацию, когда учащийся ВУЗа начинает работать, в этом случае необходимо говорить о состоянии экономической маргинальности , в которое переходит студент. Эта ситуация становиться характерна для него в том смысле, что он находиться на стыке двух сфер: образовательной и рынка оплачиваемой занятости - рынка труда.

В различных публикациях и исследованиях мы встречаемся с понятием «вторич ная занятость » при исследовании проблем работающих студентов. В данном случае «вторичная занятость» понимается как дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время 3 . Где собственно под занятостью понимается обучение в ВУЗе.

Рассмотрев, две предложенные точки зрения относительно положения студента в сфере занятости при собственно обучении, мы можем сделать вывод о том, что, начиная работать, студент делает попытку включения в сферу отношений рынка труда. Тем не менее, возникает ситуация, когда наряду с трудовыми отношениями, остаются отношения касающиеся сферы образования. В данном случае мы можем говорить о состоянии маргинальности (о чем мы уже упоминали раньше), а поэтому возникает необходимость рассмотрения причин, сущности и следствия феномена работающего студента.

Выделим основные причины и цели занятости среди студенчества.

Герчиков В.И. автор работы «Феномен работающего студента», говорит о том, что по результатам опроса экспертов (в качестве экспертов выступали преподаватели и администрация вузов, работодатели, руководители региональных органов управления, служб занятости и рекрутерских фирм), первое место в структуре целей занятости, и с подавляющим отрывом от других, занимает «необходимость заработать себе на жизнь и на получение образования» ; на втором месте забота студента о своем послевузовском трудоустройстве (варианты: а - получить реальный опыт работы в определенной сфере деятельности и развиваться далее в этой сфере; б - получить некий формальный опыт, чтобы было что написать в "резюме" и тем повысить шансы на получение работы в другой фирме; в - познакомиться за время учебы в вузе с несколькими видами работ, испытать себя в них и выбрать ту работу, которая более всего подходит на роль постоянной); а далее располагаются: стремление не отстать от друзей, которые в большинстве своем работают; желание чем-то занять свое время и голову, недогруженные в процессе учебы; присущее молодости стремление заняться чем-то новым, отличным от порядком уже надоевшей учебы 4 .

Сферы трудовой деятельности, в которых студенты находят себе работу, чрезвычайно разнообразны. Их можно, с некоторыми допущениями, объединить в две группы:

1) Деятельность преимущественно интеллектуального содержания, предполагающая определенную квалификацию и, вероятно, более близкая будущей профессиональной деятельности студента, даже если она не совпадает в точности с профилем вузовской специализации: финансы, аудит, производство, программирование, связь, журналистика, маркетинг, здравоохранение, образование, наука, репетиторство, социологические обследования;

2) неквалифицированная деятельность в сфере обслуживания и т. п.: торговля, посредничество, общественное питание, досуг, ремонт, секретарская работа, курьерская работа, охрана, автосервис, работа гувернантками, погрузка- разгрузка 5 .

  1. Разработка анкеты для социологического исследования по проблеме вторичной занятости студентов

    Данное анкетирование рассчитано на ~53 человека и должно проводиться среди студентов, обучающихся в VII корпусе Саратовского Государственного Универститета.

    Текст анкеты:

УВАЖАЕМЫЙ СТУДЕНТ!

Предлагаю тебе ответить на вопросы анкеты. При ответе на вопросы анкеты необходимо отметить наиболее подходящий, на твой взгляд, вариант ответа (например, обвести кружком цифру ответа) или написать ответ словами или цифрами, где это указано.

Я полностью гарантирую конфиденциальность данного анкетирования. Результаты данного исследования будут использованы только в обобщенном виде.

Спасибо за твое время!

1. Ваш пол?

1.Парень 2.Девушка

2. Ваш возраст? (укажи полное число лет цифрами) ____________

3. Ваш курс?

1 2 3 4 5

4. Ваша специальность?

    1. Социология

    2. ГМУ

    3. ОРМ

    4. ПИвС

    5. Регионоведение

5. Получаете ли Вы стипендию?

    1. Да, получаю обычную стипендию

    2. Да, получаю повышенную стипендию

    3. Нет, не получаю стипендии

6. Удовлетворены ли Вы размером получаемой стипендии? 2. Разработка анкеты для социологического исследования по проблеме вторичной занятости студентов 9
Список использованной литературы. 15

УДК 331.5.024.5

ДИНАМИКА И ФАКТОРЫ ВТОРИЧНОЙ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

Перова Маргарита Борисовна,

Вологодский государственный университет, профессор кафедры экономической теории, учета и анализа, доктор экономических наук, профессор, г. Вологда, Россия. E-mail: [email protected]

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы вторичной занятости населения в динамике с 1993 г. Показаны масштабы и структура вторичной занятости населения по полу, возрасту, уровню образования, социально-профессиональному статусу. Анализируются причины вторичной занятости. Определены зависимости вторичной занятости от объективных и субъективных

факторов.

Ключевые понятия: вторичная занятость, масштабы, структура, моделирование.

О наличии социально-экономической напряженности в обществе свидетельствует большая доля населения, имеющего дополнительную работу (доходное занятие). Поиск дополнительных доходов, с целью улучшения материального положения семьи, представляет собой положительную поведенческую реакцию населения, позволяющую снизить напряженность в обществе. Дополнительные доходы можно получить, имея вторичную занятость в формальном и неформальном секторах экономики. Выращивание сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве также позволяет повысить уровень благосостояния семьи.

Под вторичной занятостью понимается наличие дополнительной работы (доходного занятия) у лиц, имеющих основную работу. Обычно вторичная занятость приносит работнику дополнительный доход.

Существуют две концепции вторичной занятости:

согласно статистической методологии, к дополнительной относится работа, выполняемая помимо основной работы (работа по контракту, совместительство, случайная, разовая работа и пр.) . Тогда заработки неработающих категорий населения не относятся к вторичным или дополнительным;

в соответствии с методологией ВЦИОМ социологическая трактовка дополнительной работы охватывает вторичную занятость работающего населения и занятость неработающего населения (пенсионеры, безработные, учащиеся, занятые в домашнем хозяйстве) .

Оценить масштабы вторичной занятости по данным официальной статистики достаточно трудно, поскольку она не учитывает неформальную занятость работников, т.е. занятость работников, не оформленную официально. В связи с этим, вторичная занятость оценивается по результатам социологических опросов населения.

Проблемы вторичной занятости неоднократно рассматривались в научной литературе , однако изучение дополнительной занятости в различные периоды времени позволяет отслеживать изменения в социально-экономической системе общества. В советский период вторичная занятость была связана в значительной степени с совместительством, со сверхурочными работами. В период перестройки работа в нескольких местах стала нормой, что позволяло увеличивать доходы и снижать риск, вызванный изменением

условий жизнедеятельности общества. Результаты социологических исследований свидетельствовали, что возрастало количество источников средств существования населения, изменялись их характеристики. Значительную часть дополнительных доходов население получало, работая на втором или даже на третьем месте работы. Например, в Нижегородской области в 1989 г. два источника средств существования имели 16% жителей, через 10 лет как минимум два источника доходов указывали 48% работающих. Расширялись скрытые виды деятельности от торговли «с рук» без соответствующего разрешения до организации преступных групп; 0,3% опрошенных работающих основным местом работы указывали деятельность в области неформальной занятости .

В данной статье анализируется информация о дополнительных доходах населения, полученная в результате социологических опросов всего взрослого населения, под дополнительной работой понимается деятельность граждан, связанная с дополнительной занятостью, помимо основного

места работы, и деятельность неработающих слоев населения, приносящая дополнительный доход. Понятие дополнительной работы охватывает совместительство любого рода, другую работу по контракту или случайную, разовую работу. При этом не учитывается работа на нескольких предприятиях в случае, предусмотренном родом

деятельности по основному месту работы (командировки, выполнение работ по направлению предприятия и т.п.), работа для собственных нужд (ремонт и строительство жилья, ремонт обуви и пр.), в т.ч. работа в личном подсобном хозяйстве, на садовом участке для удовлетворения собственных нужд, а не для продажи на сторону.

На рисунке 1 показана динамика доли населения, имеющего дополнительную работу или занятие, приносящее дополнительный доход (от регулярной работы до нерегулярных приработков), по данным мониторинга социально-экономических перемен (Вестник) с 1993 г.1 Особенно примечательны 1995-1996 гг., когда регулярную дополнительную работу или нерегулярные приработки имели 17% населения. В последующие годы этот показатель был ниже. Все же, в 2013 г. 2,6% населения в среднем по году имели регулярную дополнительную работу и 5,5% населения - случайные приработки, приносящие дополнительный доход. Все годы вторичная занятость в большей степени заключалась в нерегулярных (случайных) приработках, они составляли

две трети, а регулярная дополнительная работа - треть от всех видов вторичной занятости, приносящей доход.

В целом регулярную дополнительную работу или приработки, приносящие доход, в большей степени имели мужчины. При этом регулярную дополнительную работу в равной степени имели как мужчины,

I о -I-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,-,- 1ЭЭ2 1994 1ЭЭ0 1998 2000 2002 2004 2006 2003 2010 2012 2014

Рис. 1. Доля населения, имеющего дополнительную работу или занятие, приносящее дополнительный доход

1 Социологическое исследование «Мониторинг социально-экономических перемен (Вестник)»// Единый архив экономических и социальных данных [Электронный ресурс]. URL: http://sophist.hse.ru/ db/oprosy.shtml?ts=98&en=0.

так и женщины, например, в 1998 г. 3,7% и мужчин, и 3,7% женщин имели дополнительную работу, а в 2012 г. - соответственно 2,8% мужчин и 2,5% женщин (рис. 2). Случайные приработки, приносящие дополнительный доход, в большей степени свойственны мужчинам, например, в 1998 г. приработки имели 15,1% мужчин и 7,7% женщин, в 2012 г. соответственно 8,7% мужчин и 3,7% женщин.

Возрастная структура населения, имеющего вторичную занятость, приведена на рисунке 3. Для всех возрастных групп

населения свойственно наличие как регулярной дополнительной работы, так и приработков, при различном их соотношении. У молодежи в возрасте 18-25 лет преобладают случайные приработки, что имеет свое объяснение: в этом возрасте заметна доля студентов среди ищущих источники дополнительных доходов, а они не могут работать полный рабочий день. Работники в возрасте 26-35 лет уже, как правило, завершили образование и имеют достаточный уровень квалификации, для них характерно стремление к само-

Рис. 2. Структура по полу населения, имеющего работу или занятие, приносящее дополнительный доход

Рис. 3. Структура по возрасту населения, имеющего работу или занятие, приносящее дополнительный доход

утверждению и самореализации, высокая самоотдача по основному месту работы. В наиболее продуктивном возрасте (36-45 лет) доля работников, имеющих вторичную занятость, возрастает. Возраст работников 46-55 лет характеризуется снижением продуктивности, уменьшаются возможности дополнительной работы, но все еще достаточно сил для случайных приработков. У населения раннего пенсионного возраста (56-65 лет) снижаются возможности как регулярной дополнительной работы, так и приработков. Еще меньше таких возможностей у населения в более старшем возрасте. Увеличивается доля населения, получающего доходы от продажи продуктов, выращенных на дачном участке (в личном подсобном хозяйстве).

Вторичная занятость свойственна более квалифицированным работникам, работникам с более высоким профессиональным статусом. Среди имеющих регулярную дополнительную работу 42% - это работники с высшим и незаконченным высшим образованием и треть (33%) составляют работники со средним специальным образованием. Менее всего среди них работников, не имеющих среднего образования (13%), к ним относятся трудящиеся с начальным, неполным средним образованием и начальным профессиональным на базе неполного среднего. Работники с начальным образованием практически не имеют дополнительной работы и только 1% из них имеют случайные приработки. Среди имеющих случайные приработки самая большая доля также приходится на работников с высшим и незаконченным высшим образованием (33%) и средним специальным (26%).

Неодинаково вовлечены во вторичную занятость работники, имеющие разный социально-профессиональный статус. В структуре вовлеченных во вторичную занятость как среди имеющих дополнительную работу, так и случайные приработки, более распространены специалисты (25%), квалифицированные рабочие (16%), служащие (14%), безработные (11%).

Однако внутри группы работников определенного социально-профессионального статуса картина насколько иная. Имеют вторичную занятость среди безработных -22% из них, среди руководителей и учащихся - 14%, среди специалистов - 12%, среди рабочих (квалифицированных и неквалифицированных) - 10%.

В качестве основной причины вторичной занятости указывается стремление

повысить размер доходов, когда уровень оплаты труда по основному месту работы не удовлетворяет потребности работника. Вторичная занятость позволяет повысить уровень жизни работника и его семьи. Скрытая безработица, работа неполный рабочий день, вынужденные отпуска (отпуска без сохранения заработной платы) приводят к снижению оплаты труда. Задолженность по выплате заработной платы способствует нарастанию напряженности в коллективе, повышению протестного потенциала. Все это подталкивает население к поиску других источников дохода. Дифференциация общества по уровню материального благосостояния также усиливает мотивацию в повышении уровня собственных доходов.

Учитывая выдвигаемые причины вторичной занятости, можно построить уравнения регрессии доли населения, имеющего вторичную занятость, от показателей, отражающих эти причины. Априорно в качестве факторных признаков принимаются следующие показатели: ВВП на душу населения по паритету покупательной способности (в постоянных международных долл. 2011 г.); конечное потребление домашних хозяйств на душу населения в постоянных ценах 2005 г.; среднегодовой доход на душу населения в неизменных ценах 2005 г.; заработная плата в текущих долл. США; доля населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума; соотношение среднедушевых денежных доходов населения с величиной прожиточного минимума; коэффициент фондов; уровень общей безработицы; численность работников, перед которыми имеется задолженность по заработной плате. Кроме того, принимая во внимание, что анализируются ряды динамики, в качестве факторного признака учитывается также фактор времени.

В результате корреляционно-регрессионного анализа установлены следующие значимые факторные признаки (х), которые имеют наиболее тесную связь с вторичной занятостью населения, т.е. влияющие на долю населения, имеющего вторичную занятость (у):

Численность работников, перед которыми имеется задолженность по заработной плате (х):

у=4,929х 01534 Н=0,85;

при увеличении на 1% численности работников, перед которыми имеется задолженность по заработной плате, доля на-

селения, имеющего вторичную занятость, возрастает на 0,15%;

Среднегодовой доход на душу населения в неизменных ценах 2005 г., долл. США (х2):

у=206,462х-0-348 /1=0,79;

при увеличении на 1% среднегодового дохода на душу населения в неизменных ценах 2005 г. доля населения, имеющего вторичную занятость, уменьшается на 0,35%;

ВВП на душу населения по паритету покупательной способности, в постоянных международных долл. 2011 г., тыс. долл. (х)

у=51,973х3-0522 1=0,76;

при увеличении на 1% размера ВВП по паритету покупательной способности в международных долларах доля населения, имеющего вторичную занятость, уменьшается на 0,52%;

Конечное потребление домашних хозяйств на душу населения в постоянных ценах 2005 г., тыс. долл. США (х4):

у=16,258х4-0,339 1=0,74;

при увеличении на 1% конечного потребления домашних хозяйств на душу населения в постоянных ценах 2005 г. доля населения, имеющего вторичную занятость, уменьшается на 0,34%;

Уровень общей безработицы, %

у=7,397 г°,099х5°,340 Я=0,66;

при увеличении на 1% уровня общей безработицы доля населения, имеющего вторичную занятость, увеличивается на 0,34%.

Остальные факторные признаки оказывают меньшее влияние на результативный признак. Фактор времени значим только в одном уравнении регрессии. Приведенные уравнения регрессии и их параметры имеют хорошее качество, уравнения в целом и их параметры значимы, что подтверждают стандартные ошибки, критерии Фишера и Стьюдента. Прогнозируя факторные признаки в этих уравнениях, можно прогнозировать уровень вторичной занятости.

Это объективные факторные признаки. Кроме объективных причин, можно выделить субъективные, например, степень удовлетворенности жизнью, оценка собственного материального положения,

оценка экономической ситуации в стране и т.п.

Экономическая и политическая ситуация в стране оказывает влияние на настроения населения. Отмечается высокая корреляция между настроением населения (z) и долей населения, вовлеченного во вторичную занятость:

у=z°,687 1=0,99;

при увеличении на 1% доли населения, испытывающего напряжение, раздражение, страх и тоску доля населения, имеющего дополнительную работу или случайные приработки, возрастает на 0,69%.

Сравнив степенные уравнения между собой, можно видеть, что большая ответная реакция населения в виде вторичной занятости характерна для настроений населения, нежели для объективных факторных признаков.

В настоящее время вторичная занятость остается за рамками государственного регулирования, но она нуждается в управлении. С одной стороны, вторичная занятость приводит к интенсификации использования рабочей силы, что отрицательно сказывается на состоянии здоровья работников, содействует снижению качества рабочей силы. Более того, в ситуации, когда работник стремится занять не одно, а два-три рабочих места, вторичная занятость способствует росту безработицы. С другой стороны, она представляет собой способ социальной адаптации населения к изменяющимся экономическим условиям, способствует лучшей реализации потенциальных возможностей работников. В связи с этим необходимо поддерживать уровень вторичной занятости на оптимальном уровне в сложившихся социально-экономических условиях. При этом простое запрещение совместительства может привести к увеличению неформальной занятости. Поэтому более эффективным представляется использование косвенных методов регулирования вторичной занятости, способствующих повышению доходов населения, например, государственная организация таких форм временной занятости, где чаще проявляется вторичная занятость, организация общественных работ и т.п. Кроме того, можно влиять на уровень вторичной занятости, воздействуя на настроения населения, усиливая позитивную составляющую настроений.

1. Варшавская, Е. Вторичная занятость: неоднозначность явления [Текст] / Е. Варшавская // Человек и труд. 1998. № 9. С. 53-56.

2. Кулькова, И. Объем дополнительной занятости как показатель трудовой активности работников [Текст] / И. Кулькова // Проблемы современной экономики. 2008. №1(25). С. 265-269.

3. Методологические положения по статистике [Текст]. Вып.1. Госкомстат России. M. 1996. 674 с.

4. Методология. Социологический мониторинг экономических и социальных перемен в России [Текст] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. 1993. №1. С. 3-9.

5. Ярыгина, Т. Дополнительные доходы и неформальная экономика: их место в социальной политике России [Текст] / Т. Ярыгина // Неформальная экономика. Россия и мир. Под ред. Теодора Шанина. М.: Логос. 1999. С. 94-110.

1. Varshavskaya E. (1998) Chelovek i trud, no. 9, pp. 53-56 .

2. Kul"kova I. (2008) Problemy sovremennoj ehkonomiki, no.1, pp. 265-269 .

3. Metodologicheskie polozheniya po statistike (1996). Vyp.1, Goskomstat Rossii. Moscow, 674 p. .

4. Metodologiya. Sociologicheskij monitoring ehkonomicheskih i social"nyh peremen v Rossii (1993) Monitoring obshchestvennogo mneniya: ehkonomicheskie i social"nye peremeny, no.1, pp. 3-9 .

5. Yarygina T. (1999) Dopolnitel"nye dohody i neformal"naya ehkonomika: ih mesto v social"noj politike Rossii // Neformal"naya ehkonomika. Rossiya i mir / Pod red. Teodora SHanina. Moscow, Logos, pp. 94-110 .

DYNAMICS AND FACTORS OF SECONDARY EMPLOYMENT OF POPULATION

Perova Margarita Borisovna,

Vologda State University, Professor of the Department Chair of Economic Theory, Accounting and Analysis, Doctor of Economics, Professor, Vologda, Russia. E-mail: [email protected]

The article considers the aspects of secondary employment of population in the dynamics from 1993. The author shows the scales and structure of secondary employment according to the sex, age, level of education and social professional status. Dependence of secondary employment on objective and subjective factors is defined.

В данном параграфе рассматриваются различные исследования, направленные на изучение трудоустройства студентов, совмещающих работу с учебой. Цель изучения - выявить отношение и мотивы студентов к работе через интерпретативный подход изучения трудоустройства, выявить, где преимущественно трудятся студенты, и как это влияет на учёбу.

Актуальной проблемой учащейся молодежи является нечетко сформированное своё профессиональное определение. Учась уже на определенном факультете, студент может не до конца понимать, чем он будет заниматься в будущем. Это может быть обусловлено разносторонними интересами личности, отсюда непонимание, чем конкретно он хочет заниматься, либо же наоборот, вопрос выбора места работы - в интересной для индивида определенной профессиональной и даже может быть незнакомой сфере, либо выбор работы по специальности.

«В процессе изучения занятости молодежи было опрошено 384 респондента, в том числе 240 студентов. В первую очередь было выявлено отношение респондентов к работе по совместительству. В представленной общей выборке лишь 15 % полагают, что человек не должен быть привязан к одной занятости и совместительство поможет открывать новые перспективы. Для двух трети участников опроса это лишь источник дополнительного заработка, студенты придерживаются такого же мнения. Каждый четвертый опрошенный (из них 14 % студенты) считает, что подобное совмещение мешает добросовестно выполнять работу на основной занятости (в данном случае учёба), но в то же время 28% студентов уверены, что работа по совместительству с учёбой открывает новые перспективы. Таким образом, есть основания полагать, что молодежь, в том числе и студенты, в большей степени благосклонно относятся к совмещению учебы и работы».

Также в приведенном опросе было выяснено, какая временная работа могла бы устроить студентов. Были получены следующие ответы: «Готовы работать исключительно по специальности 11 % студентов; «Ориентированы на работу, связанную с дополнительным образованием, увлечениями» - 46 % студентов; «Согласны на временную, но хорошо оплачиваемую работу» - 43%; а на любую временную работу согласных среди студентов вообще нет.

В конечном итоге опрос позволил выявить, что 28% опрошенных студентов готовы работать постоянно. Связывают пойти на временную работу с финансовой нуждой 29 %. А два-три раза в год готовы трудиться 15% студентов. Розеватов Г.А., Букин В.П. Нестандартная занятость в современных условиях: молодежный аспект // Вестник Поволжской Академии Государственной службы им. П.А. Столыпина. 2007, № 13

В 2006 и 2011 гг. Социологическим центром мониторинга, развития и диагностики социального развития Южного федерального университета (г. Ростов-на-Дону) было проведено социологическое исследование на тему «Социализация и воспитание студенческой молодежи вузов Ростовской области». Метод квотированного анкетирования охватил в 2006 году 2236 студентов 1-5 курсов обучения 11 вузов Ростовской области, а в 2011 году выборка составила уже более 4000 студентов. Мосиенко О.С. Анализ вторичной занятости студентов южного федерального университета (по материалам социологических исследований в 2006 и 2011 гг.) // Общество: социология, психология, педагогика. 2011, №4

В ходе проведенных исследований были затронуты вопросы вторичной занятости студентов, то есть временного или постоянного трудоустройства.

В 2006 году 52,1 % студентов Южного федерального университета имели эпизодическую, временную или постоянную работу, а в 2011 году 46,6 % . Не имели никакой подработки вообще 47,9 % в 2006 г. и 53,3 % в 2011 г.

Что касается распределения ответов студентов на тот же вопрос в соответствии с курсом их обучения, то здесь: в 2006 году 39,4 % первокурсников 60% пятикурсников, а в 2011 году 8,6% первокурсников и 42% пятикурсников имеют постоянную или временную работу По данным исследования вторичной занятости студентов южного федерального университета. . Это может быть объяснено тем, что студенты к окончанию учебы более серьезно задумываются о будущем трудоустройстве, поэтому, еще находясь в стенах учебного заведения, начинают искать работу и накапливать первичный трудовой опыт. Важно и то, что к пятому курсу увеличивается число потребностей, а карманных денег и стипендии не хватает. Также к пятому курсу студенты начинают вступать в брак, а семьи нужно обеспечивать, поэтому работа становится острой необходимостью. Плюс если учитывать тот факт, что основная часть студентов в любом вузе в основном учится на коммерческой основе, то за обучение нужно платить. И нередко истоки этого идут из желания получить независимость студентов от родителей, когда человек решает жить самостоятельно, на собственно заработанные средства.

Большинство студентов заняты в работе, которая не связана с их специальностью. По данным исследования Мосиенко О.С. Анализ вторичной занятости студентов южного федерального университета (по материалам социологических исследований в 2006 и 2011 гг.) // Общество: социология, психология, педагогика. 2011, №4, 2006 и 2011 гг. самым распространенным местом труда по совместительству стала работа, связанная с участием реализации товаров, это 31.2 % и 24,6 % соответственно годам. Далее идут преимущественно физический и обслуживающий труд, интеллектуальная работа - в них задействовано приблизительно одинаковое число студентов - 20 %. По числу занятых в работе по своей специальности в 2006 г. составило 16,5% студентов от общего числа студентов, совмещающих учебу с работой, в 2011 г. этот показатель вырос до 23%. Если рассмотреть анализ студентов по курсам обучения, то работой по специальности и интеллектуальной работой обладают в большей степени студенты старших курсов, а особенно выпускники (20 % в 2006 г. и 33% в 2011 г.). А занимаются физическим и обслуживающим трудом в основном студенты на начальном этапе обучения в вузе: 15,4 % первокурсников в 2006 г. и 30 % в 2011 г. Лидирующее место занимает торговая сфера у учащихся всех курсов, так как это самая востребованная и повсеместная область занятости, которая не предъявляет особых критериев при устройстве на работу: гибкий график, сравнительно достойная заработная плата, необязательность городской прописки, и т.д.

Анализируя ответы на вопрос: «как Вам удается сочетать работу и учёбу?» , можно сделать вывод, что чем старше студенты, тем им легче сочетать работу и учёбу. Это доказывается цифрами: в 2006 г. более 80% пятикурсников и 64,3 % первокурсников и в 2011 г. чуть более 50% первокурсников и вновь, более 80% пятикурсников легче совмещают трудовую занятость и учебную деятельность. Вероятно, что у студентов-выпускников больше свободного времени благодаря тому, что на написание выпускной квалификационной работы дается целый семестр, поэтому возможно сочетание работы и учебы без ущерба учебному и научному процессу.

Следующее рассматриваемое исследование носит название «Учебный процесс: проблемы трудовой занятости студентов», оно осуществлялось в 2004 году. Его автор - Елисеева Е.Н., объектом исследования являлась совокупность студентов 2, 3-го и 4-го курсов очной формы обучения специальности «Государственное и муниципальное управление». Всего был обследован 131 студент, что составило 73,6 % от их общего числа. Основной метод исследования - опрос (анкетирование) студентов факультета управления.

В ходе исследования изучались следующие вопросы: структура трудовой занятости студентов, их мотивация к труду, влияние трудовой занятости студентов на их успеваемость в вузе. Елисеева Е.Н. Проблемы трудовой занятости студентов // Вестник Челябинского университетата.. - 2006. - № 4. - С. 123

Структура трудовой занятости. В процессе исследования мнения студентов о необходимости трудоустройства в процессе обучения разделились: 15,3 % считают, что трудоустройство необходимо, 49,6% отмечают, что оно не обязательно, а 35 % думают, что студентам не нужно трудоустраиваться.

Среди опрошенных студентов (71 % девушек, 29 % юношей) были выделены три группы: работающие студенты - 26,7%; студенты, которые хотели бы работать -64,1 %; студенты, которые не нуждаются в работе - 9,2 %.

На вопрос о способе поиска работы, большинство работающих студентов (62,9%) ответили, что трудоустроились с помощью родственников, друзей и знакомых. Часть студентов (17,1 %) нашли работу путем прямого обращения к работодателю, другие (11,4 %) воспользовались услугами СМИ, а Интернет использовали 2,9 % респондентов.

Доли работающих студентов на 2-м и 3-м курсе примерно равны, а на 4-м курсе этот показатель увеличился в 2,2 раза. Причем следует обратить внимание на характер занятости студентов: на младших курсах преобладает подрабатывание, а на старших - постоянная работа. Днем работает значительная доля студентов - 57,1 %, по вечерам - 48,6 %, а 28,6 % - по ночам (некоторые выбирали по два варианта, например и днем, и вечером).

Сферы деятельности, в которых находят себе работу студенты, различны: по получаемой специальности (в органах государственной и муниципальной власти) работают всего 2,9 %, в коммерческих организациях - 77,1 %, на государственных предприятиях и в организациях -11,4 % и др.

Кем работают студенты, и чем они занимаются? Спектр представленных респондентами профессий достаточно широк: менеджер (10,2 %); продавец-консультант (8%); бухгалтер, предприниматель и строитель (по 5,1 % каждый); гораздо реже были названы такие профессии, как секретарь, администратор, водитель, официант, няня, агент по подписке и т.д. Елисеева Е.Н. Проблемы трудовой занятости студентов // Вестник Челябинского университетата.. - 2006. - № 4. - С. 125

Итак, только четвертая часть студентов совмещают работу с учебой, хотя желающих работать значительно больше. Доля студентов, имеющих работу, увеличивается на старших курсах и связана в основном с коммерческой деятельностью, а не с получаемой специальностью. График работы студентов чаще всего не связан с расписанием занятий.

Мотивация к труду. Анализ данных о мотивах занятости работающих студентов показал, что на первом месте стоит необходимость обеспечить свое содержание - это отметили 65,7 % опрошенных, на втором месте - желание получить опыт работы - 48,6 %, на третьем - возможность установления контактов, которые могут пригодиться в будущем, - 40 %.

При этом допускалась возможность отметить несколько причин.

Что касается материальной обеспеченности опрошенных, то студентов, отметивших высокий уровень материальной обеспеченности всего 1,6%, и работающих среди них нет; со средним уровнем обеспеченности (84,7%) работают 19,1 % студентов; с низким уровнем обеспеченности (13,7 %) имеют работу 7,6 %.

Итак, основными мотивами трудовой занятости студентов являются обеспечение собственного содержания, получение опыта работы и установление профессиональных контактов. Среди студентов со средним уровнем обеспеченности работает каждый четвертый, а с низким уровнем доходов - каждый второй.

Также в ходе исследования было выяснено, как влияет трудовая занятость студентов на их успеваемость в вузе. По мнению 57,2 % работающих студентов, занятость никак не повлияла на успеваемость, а 37,2 % отметили, что успеваемость ухудшилась в связи с их трудовой деятельностью.

Проанализировав все три исследования, можно сделать общие выводы.

В исследовании Г.А. Розеватова и В.П.Букина было выявлено, что 28% студентов готовы работать постоянно. О вопросе выборе работы, то тут лишь 11 % студентов согласны работать по специальности, основная часть хотела бы совмещать учебу с работой по дополнительному образованию или увлечению. Связывают решение пойти на эту форму работы с нуждой в деньгах 29 % опрошенных.

Социологический центр мониторинга выявил, что примерно 50% студентов имели эпизодическую или постоянную работу, причем к окончанию обучения число работающих студентов растет. В основном их деятельность связана с работой по специальности, в отличие от студентов младших курсов, и в 2011 таких было почти четверть, тем самым выпускники начинали накапливать свой профессиональный опыт. Самым распространенным местом труда по совместительству стала работа, связанная с участием реализации товаров - это 24,6 %, а на втором месте обслуживающий и физический труд - 20 %. О вопросе совмещения работы и учебы, то здесь можно сделать вывод, что чем старше студенты, тем им легче сочетать работу и учёбу.

Исследование Елисеевой Е.И. показало, что 15% студентов считают трудоустройство необходимым. Четверть опрошенных совмещало учебу с работой. Большинство студентов работают со средним и низким уровнем обеспеченности. В поиске работы больше половины студентов прибегло к помощи родственников и друзей, остальная часть либо напрямую обращаются к работодателям, либо ищут через СМИ или Интернет. Доли работающих студентов на 4 курсе выше в 2,2 раза, чем на 2 и 3 курсах. По получаемой специальности работают всего 2,9 % опрошенных, на первом месте стоит трудоустройство в коммерческих организациях. Основным мотивом занятости является получение денег, следом идут опыт работы и установление полезных контактов в будущем. Вторичная занятость больше половины учащихся не повлияла на успеваемость, ухудшилась учеба почти у 40 %.

Одной из характерных особенностей российского рынка труда к началу 90-х гг. стало развитие вторичной занятости, юридически подкрепленное снятием ряда запретов и ограничений на совместительство. Вторичная занятость - дополнительная работа, основанная на временной или постоянной добровольной трудовой деятельности в свободное от основной работы время.

Понятие «вторичная занятость» хорошо знакомо большинству россиян с советских времен, хотя именно в этот период возможности вторичной занятости и совместительства были ограничены законодательством. Все запреты фактически перестали действовать в уже конце 80-х годов XX столетия, кода глубочайший кризис советского планового хозяйства сильно «ударил» по доходам большинства граждан Российской Федерации.

Для многих единственным выходом из создавшегося бедственного положения стал поиск одного или нескольких дополнительных мест работы. Вполне справедливо, что дополнительная занятость рассматривались главным образом как одна из составляющих более широкого процесса адаптации населения к новым экономическим условиям .

Однако применительно к молодежи такой подход к явлению вторичной занятости будет не совсем верным. Большая часть молодежи уже родилась и социализировалась в период рыночной экономики, что само по себе заставляет пересматривать значение термина «адаптация». Практический интерес представляет собой изучение вторичной занятости молодежи как одного их процессов социализации и становления молодых людей как полноценных функционеров общества. Нашей задачей был анализ влияния дополнительной занятости на формирование качественных трудовых ресурсов.

Существует две концепции дополнительной или вторичной занятости. Первая ‑ статистическая, согласно которой к дополнительной работе относится работа, выполняемая помимо и параллельно с основной. Термин «вторичная занятость» интерпретируется аналогичным образом. Согласно этому пониманию, заработки неработающих категорий населения (студентов или пенсионеров) не могут быть отнесены к дополнительным или вторичным.

При втором подходе – социологическом – дополнительная работа подразумевается как «вторичная занятость работающего населения и занятость категорий населения, которые определяют свое основное занятие как «пенсионер», «безработный», «учащийся», «занятый в домашнем хозяйстве». В своем исследовании мы придерживаемся именно этого подхода, исследуя дополнительную занятость в различных группах молодежи, а именно, среди студентов г. Твери.

Исследования мотивации занятости российских граждан свидетельствуют, что включенность во вторичную занятость направлена в первую очередь на увеличение личного материального дохода. Вторым мотивом дополнительной занятости является реализация собственного трудового и культурного потенциала .

Рассмотрим масштабы и структуру вторичной занятости. Весьма затруднительно дать точную оценку масштабов вторичной занятости, так как официальная статистика, располагающая данными о работающих по совместительству и по контрактам, не учитывает многочисленную категорию населения, имеющую дополнительную работу вне формальных организаций и не связанную с какой-либо регистрацией.

Усложнение форм хозяйственной деятельности расширило возможности дополнительного приложения труда. Снятие запретов увеличило возможности работать по совместительству и по контрактам. Возросли возможности иметь дополнительные занятия как внутри предприятий и организации, так и вне их, но по их заказам, контрактам с ними.

Широкое использование на промышленных предприятиях в последние годы неполной занятости увеличивает возможности выполнения второй работы. Более всего расширилась сфера неформальной вторичной занятости, преимущественно за счет разного вида обслуживания. Эта сфера включает уличную торговлю, ремонтные и строительные работы, шитье одежды, уборку помещений и т.д., а также такие услуги, как посредничество. В гораздо меньшей степени она охватывает производство товаров.

Возросшая потребность во вторичной занятости удовлетворяется далеко не в полной мере. Возможности получения второй работы зависят от социального статуса работника: чем он выше, тем они больше. Кроме того, имеют значение и половозрастные характеристики. Во вторичную занятость чаще вовлечены представители наиболее конкурентоспособных групп на рынке труда: мужчины, люди молодого и среднего возраста, имеющие образование не ниже среднего, руководители и специалисты, жители больших городов, работники массовых профессий. Если же рассматривать приработки, имеющие случайный или временный характер, то здесь впереди военнослужащие и неквалифицированные работники. Именно они, а также специалисты более всего вовлечены во вторичную занятость .

Рассмотрим мотивы вторичной занятости. Подавляющее большинство (80-90% опрошенных в 2011 г.) стремились к дополнительной работе с целью повышения дохода. По данным Института сравнительных исследований трудовых отношений, доля доходов от дополнительной работы в семейном бюджете составляет около 20%.

При этом почти 45% опрошенных не исключали возможности перехода в будущем на вторую работу как на основную. Среди них преобладали занятые в частном секторе (47%), молодежь до 30 лет (36%), руководители (34%), жители Москвы и Санкт-Петербурга (соответственно 34 и 19%). Именно в этих группах больше всего тех, для кого вторичная занятость - источник не только дополнительных доходов, но и новых возможностей, в частности, изменить свой трудовой и социальный статус. На такой мотив указали почти 20% опрошенных.

В то же время большинство опрошенных вторая работа, нередко обеспечивающая больше доходов, чем основная, удерживала на основном рабочем месте. Такой своеобразный эффект замещения, заставляющий больше трудиться на дополнительной работе, сохраняя основную, характерен для различных категорий населения, например для пожилых людей, для лиц с образованием ниже среднего и для специалистов, для жителей больших и малых городов.

По-видимому, особенно отчетливо этот эффект проявляется для тех работников, которые, не имея возможности материально обеспечить себя и свою семью на основной работе, все же не желают отказаться от своей специальности. Деквалификация в большинстве случаев ожидала бы их в случае перехода к дополнительному занятию как к основному.

Из опросов видно, что лишь 1/3 вторично занятых трудится по той же профессии и специальности, что и на основной работе; 2/5 опрошенных указали, что дополнительная работа вообще не требует профессиональной подготовки, 1/4 из них была вынуждена прирабатывать по другой профессии, чем на основной работе .

Проанализируем характер вторичной занятости. К наиболее распространенным профессиям в сфере вторичной занятости в 2011 г. относились (в порядке убывания): уборщицы, охранники, прислуга в гостиницах; продавцы в магазинах; преподаватели, учителя, репетиторы; торговые посредники; продавцы в киосках, торговых палатках; менеджеры в магазинах, торговых фирмах; плотники и столяры; бухгалтеры; парикмахеры, массажисты, косметологи; врачи.

Таким образом, эта профессиональная структура отражает ранее отмеченную тенденцию к наиболее широкому распространению дополнительных занятий среди тех работников, которые связаны с оказанием услуг (включая торговлю) в большей степени, чем на основной работе.

Таким образом, с одной стороны, значительная часть рабочих мест вторичной занятости характеризуется низким качеством, не требует высокой квалификации и развитых профессиональных навыков. С другой стороны, высокий квалификационный уровень, приобретенный чаще всего по месту основной работы, расширяет возможности для вторичной занятости. В общем же можно прийти к выводу, что занятость на дополнительной работе связана для значительной части вторично занятых со снижением профессионального и квалификационного уровня.

Как видно из изложенного, вторичная занятость выполняет несколько важных для рынка труда функций :

Для работников она является источником значительной части доходов, позволяющим продолжать работу на основном месте даже при относительно низких размерах заработной платы;

Для руководителей предприятий вторичная занятость работников - способ сохранения основного ядра коллектива;

Для государства вторичная занятость - своеобразный амортизатор социальной напряженности.

Особенностью студенческого рынка труда является низкая конкурентоспособность студентов по сравнению со старшими возрастными группами. Эта проблема не так актуальна для тех, чей возраст приближается к 30-ти, однако очень остро стоит перед подростками и молодежью студенческого возраста.

На сегодняшний день на рынке труда для них практически не представлены вакансии. К тому же законодательство Российской Федерации требует от работодателя соблюдения строгих норм и правил по отношению к работающим подросткам, что зачастую препятствует их трудоустройству по причине «невыгодности» для работодателя.

При невозможности предложить себя в качестве квалифицированной и опытной рабочей силы ведущим мотивом вторичной занятости студентов, и в особенности подростков, является материальное обеспечение собственных интересов или поддержка семьи, а о приобретении трудовых навыков в большинстве случаев подрабатывающая молодежь не думает.

Тем не менее, дополнительная работа, независимо от целей, способствует приобретению профессиональных и коммуникативных навыков, пусть даже и в минимальном объеме. Именно поэтому, как уже отмечалось выше, одной из задач нашего исследования было выявление степени влияния опыта дополнительной занятости на формирование качественных трудовых ресурсов, отвечающих требованиям рынка .

Под такими ресурсами мы подразумеваем молодежь с высокими жизненными притязаниями, относящуюся к работе как к возможности реализации собственного творческого потенциала и источнику доходов для достижения поставленных перед собой целей. Наличие профессионально-статусных амбиций (желаемая в будущем должность и достаточный уровень образования) являются значимым стимулом для индивидуального развития, что и определяет в конечном итоге позицию студентов как социальной группы на рынке труда.

В самом общем виде можно выделить два вида вторичной занятости студентов: временная занятость, носящая «разовый» или «периодический» характер, и постоянная дополнительная работа.

Проведенные в России исследования структуры вторичной занятости россиян демонстрируют значительное превалирование временной работы над постоянной дополнительной. Согласно этим исследованиям, в 1999 г., например, среди всех дополнительных заработков случайные составляли около 75%, в то время как постоянные ‑ 25%.

Результаты исследования показали практически аналогичную структуру занятости студентов Тверской области. Около 80% всех дополнительных заработков составляют случайные приработки, и около 20% - постоянные. Именно поэтому при анализе вторичной занятости мы в большинстве случаев используем суммарный показатель дополнительной работы, который включает в себя оба вида вторичной занятости.

Динамика социально-демографического портрета подрабатывающей молодежи свидетельствуют не только об изменении активности в подработках различных социально-демографических групп, но главным образом отражают структурные изменения самого рынка вторичной занятости (меняющиеся требования к работникам, увеличение или уменьшение мест вторичной занятости для определенных категорий молодежи и т.д.) .

Студенты по сравнению с жителями среднего возраста не обладают достаточным уровнем квалификации, однако более квалифицированы по сравнению с подростками. С одной стороны, растущая активность, вероятно, свидетельствует о возросшем количестве предложений неквалифицированного и низкоквалифицированного труда, который могут выполнять эти группы. С другой, стремление как можно быстрее после окончания учебного заведения получить рабочее место заставляет студентов повышать свою конкурентноспособность на рынке труда уже в период обучения, развивая профессиональные и коммуникативные навыки на рынке вторичной занятости.

Онлайн-опрос российских студентов, который портал Career.ru провел 18–26 апреля 2012 года показал, что нынешней стипендией довольны всего 3% студентов, а маленькой ее считает 91%. По мнению респондентов, достойная стипендия должна быть не меньше 7950 рублей в месяц. В Москве - 8900 рублей. В регионах согласны на 5600 рублей .

Недостающие деньги 72% студентов берут у родителей, 66% зарабатывают сами. Прожить на стипендию умудряется только 1%. 70% респондентов заявили, что вся стипендия у них уходит на оплату транспорта, у 68% - на еду.

Таким образом, на вовлеченность во вторичную занятость влияют макроэкономические, социально-демографические факторы и внутреннее ощущение необходимости самостоятельных заработков.


Похожая информация.


В современной экономике отмечается многообразие факторов, влияющих на состояние рынка труда и усиливающих его флексибилизацию. Приспособляемость к изменяющимся социально-экономическим условиям проявляется, в частности, в существовании множества организационно-правовых форм занятости, различающихся нормами правового регулирования, продолжительностью и режимом рабочего времени, регулярностью трудовой деятельности, местом выполнения работы. Одной из таких форм является вторичная занятость.

Под термином «вторичная занятость» понимается деятельность граждан, связанная с дополнительной работой, помимо основного места работы. Это может быть совместительство, работа по контракту, случайная, разовая работа и т.д. Не относят к таковой работу на нескольких предприятиях, если это связано с основным местом работы, а так же выполнение работ на приусадебном участке, ремонт жилья, изготовление одежды или обуви для собственных нужд .

Данные социологических обследований показывают, что уровень вторичной занятости в России выше, чем в большинстве развитых стран, за исключением Италии, где, по некоторым оценкам, до 30% валового внутреннего продукта производится в «неформальном» секторе, тесно связанном с вторичной занятостью. В нашей стране уровень вторичной занятости сопоставим с развивающимися странами, но в отличие от них в России неформально занятые могут получать высокие доходы. По оценкам социологов, численность неформально занятых в России составляет 25 миллионов человек (более 30% экономически активного населения), при этом вторичнозанятые составляют значительную долю (21%) в неформальном секторе экономики .

Вторичная занятость населения – специфический социально-экономический процесс, отражающий изменение экономического поведения людей, трансформацию экономического мышления в соответствии с реальной хозяйственной практикой. Это одна из форм адаптации субъектов в условиях нестабильности, позволяющая в той или иной мере реализовать свои трудовые способности для достижения социально- экономических целей.

Вторичная занятость на современном рынке труда не является абсолютно новым явлением для российского общества. В период административной экономики скрытыми формами занятости выступали совместительство, сверхурочные работы и т.д. Рыночные реформы, снявшие запреты на дополнительную деятельность, в сочетании с кризисными явлениями вызвали как существенное расширение вторичной занятости, так и увеличение ее социальной роли.

Главной причиной включения работников в сферу вторичной занятости является стремление к повышению своего дохода. Оно возникает в результате низкого уровня оплаты труда работника на его основном рабочем месте. Для современной России характерна недооценка труда, в том числе - специалистов среднего, а порой и высокого уровня квалификации. Как показывают данные таблицы, около 30% работающих получают низкую заработную плату. Доля бедных, то есть получающих зарплату ниже прожиточного минимума, за 2009-2013гг. сократилась незначительно, составляя почти 8% работающих по найму; причем устойчивой тенденции к сокращению их удельного веса в этот период не наблюдалось. В то же время 4-5 % занятых в России в последние годы работают более 48-ми часов в неделю, а среди мужчин - 6-7 %.

Таблица 1 Индикаторы достойного труда

Работающие бедные (работники, получающие зарплату ниже величины прожиточного минимума), %

Доля занятых с низким уровнем зарплаты (ниже 2/3 медианы почасового заработка),%

Неравенство в распределении доходов (коэффициент фондов)

Доля занятых с чрезмерной продолжительностью рабочих часов (более 48 часов в неделю),%

Составлено по данным Росстата.

Не решаясь на увольнение и поиск нового рабочего места, работники используют вторичную занятость как дополнительный способ получения дохода, чтобы обеспечить себе и своей семье приемлемые условия жизни. К тому же в периоды экономических спадов работодатели сокращают рабочий день или рабочую неделю, оплачивая труд в соответствии с выполненным объѐмом работ или с отработанным временем. Данные условия также стимулируют население к поиску дополнительной оплачиваемой работы .

Другой причиной вторичной занятости может стать стремление работников к повышению собственной конкурентоспособности на внешнем для основной квалификации рынке труда. Так, люди, находящиеся в секторе скрытой безработицы, не готовые к увольнению, в надежде на стабилизацию ситуации, ищут вторую работу, которая бы им помогла пережить тяжѐлое время. В условиях успешного сотрудничества с новой организацией смежная деятельность может трансформироваться в основную. В этом случае вторичная занятость выступает связующим звеном, обеспечивающим смену рабочего места без периода безработицы и длительной адаптации в новой организации.

Весомой причиной может являться и недостаточность вакансий, предложенных на рынке труда, не позволяющая реализовать в полной мере трудовой потенциал населения. Эта проблема особенно актуальна для молодѐжи. Оканчивая учебное заведение, молодые люди сталкиваются с несоответствием между желаемой и действительной работой. Неудовлетворенность выполняемыми функциями и заработком на основном месте работы побуждает молодых людей к поиску дополнительной работы, дающей возможность приобрести и реализовать профессиональные или коммуникативные навыки.

Ещё одна причина роста вторично занятого населения – это то, что данная деятельность фактически никак не регулируется законодательством и не облагается налогами. В Налоговом кодексе РФ были статьи, осуществляющие контроль над расходами граждан (86.1, 86.2 и 86.3), целью которых являлось установление соответствия крупных расходов физического лица его доходам. Контроль над расходами был введен в действие с 1 января 2000 года. Налоговый контроль осуществлялся посредством получения информации от организаций или уполномоченных лиц, производящих регистрацию имущества, регистрацию сделок и прав на него. Однако, по мнению кабинета министров, механизм государственного налогового контроля за расходами граждан фактически не работал, получаемая налоговыми органами информация не позволяла им знать реальные затраты физического лица на приобретение недвижимого имущества, что свидетельствует о неэффективности подобного механизма контроля. Более того, проведение этих контрольных мероприятий приводило еще и к дополнительным затратам бюджета. Учитывая такую ситуацию, Правительство предложило упразднить налоговый контроль за расходами физического лица по всем сделкам. В связи с этим статьи 86.1, 86.2 и 86.3 Налогового кодекса РФ согласно Федеральному закону от 07.07.2003 года N 104-ФЗ утратили силу. Авторы проекта хотели тем самым поддержать жилищное строительство и ипотечное кредитование в России. На деле же создались благоприятные условия для процветания неформальной занятости и лишения государственного бюджета части доходов.

Вторичная, как правило, неформальная, занятость является неотъемлемым элементом любого рынка труда и получает ту или иную распространенность в зависимости от общей социально-экономической ситуации в стране, уровня оплаты труда, законодательного регулирования занятости экономически активного населения. Роль неформальной занятости в России неоднозначна. Она в значительной степени поддерживает уровень жизни населения и снижает безработицу, являясь одним из элементов рыночного саморегулирования экономики.

В то же время следует отметить существенные проблемы, связанные с вторичной неформальной занятостью. В частности, экономическими издержками общества от неформальной занятости является недополучение социальных платежей и налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, что оборачивается нехваткой инвестиций и недофинансированием социальной сферы, что не позволяет существенно повысить социальные выплаты и оплату труда в бюджетной сфере. Проблемой также является снижение качества рабочей силы вследствие ее деквалификации, хищнической эксплуатации и отсутствия охраны труда; отток квалифицированных и высококвалифицированных специалистов (особенно из бюджетной сферы) в неформальный сектор, где можно больше заработать, пусть даже ценой снижения качественных параметров занятости.

Среди социальных проблем выделяют произвол работодателей и социальную незащищенность неформально занятых, многочисленные нарушения трудового законодательства по отношению к ним; ухудшение демографической ситуации, в частности, утрату здоровья, нехватку времени на нормальный отдых, семью и воспитание детей.

Полностью устранить вторичную занятость невозможно. Существенным средством ее сокращения является совершенствование механизма регулирования заработной платы, в частности повышение минимального размера оплаты труда до уровня не ниже прожиточного минимума, снижение степени ее дифференциации, не обусловленной объективными причинами (уровнем квалификации, общественной значимостью, условиями труда).

Следует увеличить число вакансий, способствующих формированию профессиональных и коммуникативных навыков молодёжи. Необходимо разработать на уровне законодательства определѐнные границы функционирования неформальной занятости, которые позволят контролировать еѐ, получать доходы в бюджеты государства в виде налогов, тем самым свести к минимуму ее издержки для национальной экономики.

Список литературы

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (ред. от 08.03.2015) (31 июля 1998 г.)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 N 154-ФЗ (ред. от 09.07.1999) (31 июля 1998 г.)

3. Вторичная занятость // Экономический словарь.

4. Барсукова С.Ю. Неформальная экономика: причины развития в зеркале мирового опыта. - Экономическая социология. 2013. Т.1. № 1.

5. Кубишин Е.С. Неформальная занятость населения России. - ЭКО, 2013, №2, с.160-176.

6. Политика доходов и заработной платы//Масштабы и роль неформальной занятости в России [Электронный ресурс] http://bibliotekar.ru/dohody-zarplata/182.htm

7. Российская экономика: прогнозы и тенденции / Центр анализа данных Государственного университета – Высшей школы экономики. 2002. № 3 (108).