Головной мозг человека

Мозг человека весит приблизительно от 1020 до 1970 г. Мозг мужчин весит немного больше, чем мозг прекрасной половины человечества. Несмотря на то, что мозг абсолютно не чувствителен к боли, он состоит из великого множества нервных клеток, которые связаны между собой. Головной мозг состоит из существенных пяти отделов – переднего мозга (левого и правого полушария), основного продолговатого, заднего (мост и мозжечок), среднего и промежуточного мозга. Все эти отделы объединяются в три большие части: два полушария большого мозга, активный мозжечок и главенствующий ствол мозга.

Самые важные полушария большого мозга

Левое и правое полушария – это как два абсолютно разных полюса. Одно полушарие (левое) специализируется на логическом и абстрактном мышлении. Второе полушарие (правое) занимается конкретным и образным мышлением. Ученые доказали, что человек, у которого преобладает в работе левое полушарие, обладает более оптимистичным жизненным настроем и всегда хорошим настроением. На большие полушария приходится около 70% от всей мозговой массы. Левое и правое полушарие состоит из лобной, височной, теменной и затылочной частей. В лобной части происходят процессы, отвечающие за двигательную активность. Теменная зона отвечает за телесные ощущения. Височные части – это зоны мозга, которые отвечают за слух, речь и память, ну а затылочная часть отвечает за зрение.

Мозжечок, без полноценной работы которого никуда

Мозжечок – не менее значимая часть головного мозга, благодаря работе которой человек может отлично себя чувствовать, находясь в вертикальном состоянии. Мозжечок располагается под затылочными долями левого и правого полушарий. Мозжечок помогает человеку сформировать все навыки, которые необходимы для полноценной повседневной жизни. Так, основные функции мозжечка состоят в безупречной координации движений и важнейшем распределении мышечного тонуса. Весит мозжечок приблизительно 120-150 г.

Ствол мозга. В чем задача?

Мозговой ствол является непосредственным продолжением спинного мозга. Выглядит ствол мозга как протяженное образование. В эту часть входит продолговатый мозг, варолиев мост, а также средний мозг. В эту зону также многие ученые включают мозжечок, ретикулярную формацию, и гипоталамус. Ствол мозга контролирует непроизвольное поведение (кашель, чихание и другие процессы), а также поведение, которое находится под произвольным контролем (дыхание, сон, прием пищи и так далее).

Прежде чем начинать обстоятельно обсуждать проблемы развития интеллекта, давайте взглянем на собственный мозг.

Головной мозг человека представляет собой 1,1 – 1,4 кг нервных клеток, особую массу розового цвета. Нервные клетки представлены в основном нейронами, которые в реальности обладают серым цветом, и белыми глиальными клетками. Розовый цвет мозгу придают присутствующие там кровеносные сосуды. Мозг можно сравнить с большим грецким орехом, который поместили в черепную коробку. Череп представляется нам большой единой твердой костью. Но в действительности, в его состав входят 23 отдельные кости, которые очень плотно соединяются между собой. Место соединения представляет собой зигзагообразный шов. Кости черепа новорожденного примыкают не так плотно, и это, в свою очередь, дает возможность голове расти. Постепенно кости срастаются между собой. 8 расположенных в верхней части головы костей формируют крепкую черепную коробку. Она и защищает головной мозг, который находится внутри нее.

Головной мозг соединяется со спинным мозгом. Спинной мозг представляет собой довольно объемный пучок, состоящий из нервных клеток: этакий белый шнур диаметром около 1 см. Он расположен внутри всего позвоночного столба. В состав спинного мозга входит 31 – 33 сегмента. Нервные клетки, размещенные повсеместно в нашем теле, напрямую связаны со спинным мозгом, который представляет полученную от них информацию в головной мозг.

Головной и спинной мозг составляют центральную нервную систему человека.

Головной мозг «одет» тремя оболочками. Около черепа расположена твердая оболочка, основой которой является соединительная ткань. Далее следует паутинная оболочка, плотно обволакивающая мозг. Завершает все сосудистая оболочка, в точности копирующая каждую бороздку головного мозга. Пространственный промежуток между паутинной и сосудистой оболочками заполнен прозрачной спинномозговой жидкостью. Эта система исполняет роль своеобразного амортизатора.

В результате многочисленных исследований мозга и его функций ученые-физиологи разделили его на множество участков, присвоив каждому определенное название.

После шейного участка спинного мозга начинается отдел, который был назван стволовой частью мозга. Собственно, этот отдел и считается началом головного мозга. Стволовая часть состоит из продолговатого мозга, варолиева моста, мозжечка и среднего мозга.

Продолговатый мозг отвечает за немаловажные регуляторные функции головного мозга. Именно здесь находятся центры, которые регулируют кровяное давление, ритм сердца, процессы дыхания и глотания. Интересно то, что многими процессами можно управлять совершенно сознательно. Для примера возьмем функцию дыхания. На бессознательном уровне этот процесс контролируется продолговатым мозгом. Но стоит нам задуматься о том, как мы дышим, мы сами начинаем сознательно регулировать эту функцию организма. Мы можем начать дышать глубже или чаще, задержать дыхание. Стоит заметить, что задержка дыхания возможна лишь минуты на две. Затем человека просто заставит сделать вдох система, которая регулирует дыхание. Хотя ловцы жемчуга в Японии и другие ныряльщики без водолазного снаряжения способны задерживать дыхание более 5 мин. Но для этого необходимо долго тренироваться.

Многие знают, что левое и правое полушария мозга управляют противоположными половинами тела:

правая часть находится под контролем левой половины головного мозга, и наоборот.

Варолиев мост, бесцветный пучок из нервных волокон длиною 2,5 см, является продолжением продолговатого мозга. Именно здесь проходят нервные пути, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным. Отсюда идут лицевые и слуховые нервы. Кроме того, варолиев мост тесно связан с мозжечком.

Средний мозг, также имеющий длину около 2,5 см, держит под контролем немаловажные рефлекторные процессы, а именно реакцию зрачка на силу света.

Мозжечок (или маленький мозг) располагается в затылочной части головного мозга и занимает немного больше 10% от его совокупного объема. Он принимает участие в регулировании тех движений тела, которые совершаются рефлекторно.

Мозжечок позволяет нам принимать пищу, прыгать через скакалку, идти в определенном направлении.

В этом ему содействуют базальные ганглии – анатомически обособленные скопления нервных клеток, волокон и сопровождающей их ткани, которые передают информацию от мозжечка и обратно, а также помогают координировать сложные движения.

Стоит сказать о том, что акулы, а также некоторые птицы и рыбы имеют в своем распоряжении хорошо развитый мозжечок. Он помогает пеликану схватить из воды рыбу, лишь слегка коснувшись поверхности воды, а соколу – схватить свою добычу прямо в воздухе. Когда футболист проводит мяч в обход полузащитника, а фигурист выполняет тройной тулуп, они не подозревают о том, что за это должны благодарить свой мозжечок.

В состав лимбической системы, расположенной на самом верху мозгового ствола, входят: миндалина, мозолистое тело, свод, гиппокамп, маммилярное тело, обонятельная луковица, подмозолистая извилина и некоторые ядра таламуса и гипоталамуса. Уже на ранних этапах эволюции у человека присутствовала лимбическая система. Многие ученые дали ей название «древний мозг млекопитающих».

Когда вы испытываете блаженство, гнев, обожание, любовь, волнение и иное – этот результат работы лимбической системы организма. Стимулом для работы этой системы является состояние человека: вы радуетесь чему-то приятному или, наоборот, чем-то раздражены. Но иногда недостаток каких-либо веществ, оказывающих влияние на работу головного мозга, может привести к различным негативным последствиям: дефицит, например серотонина приводит к депрессивным состояниям.

Кора больших полушарий похожа на большой шлем, который покрывает остальные части головного мозга. Продольная борозда разделяет кору полушарий на две равные части: правое и левое полушария головного мозга. В каждом полушарии выделяют несколько долей.

1. Лобная отвечает за усвоение навыков общественного поведения, а также за такие черты характера, как любознательность и страсть к планированию.

2. Теменная трактует информацию, которую получает от определенных органов чувств (кроме органов обоняния).

3. Затылочная обрабатывает зрительную информацию, которая поступает от органов зрения. Здесь информация о величине, конфигурации, окраске, расстоянии, поверхности, ходе расшифровывается. В итоге с помощью полученной информации формируется цельный образ.

4. Височная обрабатывает информацию, поступающую от органов слуха.

В 1861 г. французский врач П. Брока. принял пациента, который не мог говорить. После смерти пациента Брока занимался исследованием его головного мозга.

В итоге ученый выявил поврежденный участок в левой лобной доле и пришел к заключению, что данный участок контролировал речевые навыки. В настоящее время эту область называют зоной Брока.


По какой причине речевой аппарат человека может утратить свои функции?

Давно доказано, что творческие люди и левши имеют «руководителя» в виде правого полушария головного мозга, а логики и правши – левого. Именно кора доминантного полушария содержит центры управления речью.

Именно они несут ответственность за то, как воспринимается и воспроизводится человеком устная и письменная речь. Когда мы объясняемся, функционирует высокоорганизованная система, которая состоит из черепно-мозговых нервов и управляет «разговорными» мышцами.

К примеру, для того чтобы сказать «ой», нужна слаженная работа приблизительно 80 мышц. Если какая-нибудь болезнь коснулась речевых центров в коре головного мозга, начинает активно развиваться афазия - расстройство речи. Если развивается сенсорная афазия, человек прекращает ориентироваться в чужой устной и письменной речи. Но при этом он сохраняет способность к произношению отдельных фраз. Однако целиком и полностью держать под контролем свою речь он не может, и проявляется это в неимоверной говорливости, так называемой словесной окрошке. Моторная афазия характеризуется немотой или речевыми затруднениями. При этом ограничивается словарный запас, при общении человек тяжело подбирает необходимые слова. Такие же затруднения появляются и при письме. Тем не менее осмысление собственных и чужих фраз остается. И наконец, еще одна форма афазии – амнестическая, когда человек не может вспомнить названия предметов или вещей. В 1871 г. врач-невролог из Германии К Вернике наблюдал пациентов, которые отвечали на поставленные вопросы бессмысленным набором звуков. Это было вызвано повреждением зоны, которая находилась вблизи зоны Брока. И заболевание, и участок мозга назвали именем Вернике. Таким образом:

1) мозг контролирует движения тела, мысли и различные чувства человека;

2) ствол головного мозга, мозжечок, лимбическую систему и кору больших полушарий можно считать основными составляющими головного мозга;

3) мозжечок отвечает за правильность движений;

4) эмоции находятся под контролем лимбической системы.


Нейроны - клетки, которые передают информацию по всему телу.

Глиальные клетки - клетки, обеспечивающие поддержку, защиту и питание нейронов.

Продолговатый мозг - часть ствола головного мозга, которая внизу переходит в спинной мозг, а вверху – в варолиев мост.

Варолиев мост служит мостом для обмена информацией и командами между спинным и головным мозгом.

Средний мозг - расположен на вершине ствола головного мозга.

Нейробиолог - ученый, который занимается исследованиями мозга.


Мозг: цифровые данные

Масса человеческого мозга составляет всего 2% от массы тела.

Как мы уже говорили, мыслительный орган взрослых людей для полноценной деятельности затрачивает примерно 20% всей энергии, которую организм человека получает вместе с продуктами питания. Орган мысли годовалого ребенка затрачивает около 60-70% той энергии, которую получает его организм. Кроме того, в мозг человека поступает 15% кислорода, который вдыхает человек.

Самая большая загадка для ученых - не безграничность космоса или образование Земли, а человеческий мозг. Его возможности превышают способности любого современного компьютера. Мышление, прогнозирование и планирование, эмоции и чувства, наконец, сознание — все эти присущие человеку процессы, так или иначе, протекают в пределах небольшого пространства черепной коробки. Работа человеческого мозга и ее изучение связаны гораздо сильнее, чем любые другие объекты и способы исследования. В данном случае они практически совпадают. Мозг человека изучается при помощи мозга человека. Возможность понять протекающие в голове процессы фактически зависит от способностей «мыслительной машины» познавать саму себя.

Структура

Сегодня довольно много известно о строении головного мозга. Он состоит из двух полушарий, напоминающих половинки грецкого ореха, покрытых тонкой серой оболочкой. Это кора больших полушарий. Каждая из половинок условно поделена на несколько долей. Самые древние в эволюционном плане отделы мозга, лимбическая система и ствол, находятся под мозолистым телом, соединяющим два полушария.

Человеческий мозг состоит из клеток нескольких разновидностей. Большая часть из них — это глиальные клетки. Они выполняют функцию соединения остальных элементов в единое целое, а также принимают участие в усилении и синхронизации электрической активности. Примерно десятая часть клеток мозга — это нейроны различных форм. Они передают и принимают электрические импульсы при помощи отростков: длинных аксонов, транслирующих информацию от тела нейрона дальше, и коротких дендритов, принимающих сигнал от других клеток. Соприкасающиеся аксоны и дендриты образуют синапсы, места передачи информации. Длинный отросток выделяет в полость синапса нейромедиатор, химическое вещество, влияющее на работу клетки, оно попадает на дендрит и приводит к торможению или возбуждению нейрона. Сигнал передается по всем связанным клеткам. В результате очень быстро возбуждается или тормозится работа большого числа нейронов.

Некоторые особенности развития

Человеческий мозг, как и любой другой орган тела, проходит определенные стадии своего формирования. Ребенок появляется на свет, так сказать, не в полной боевой готовности: процесс развития мозга на этом не завершается. Наиболее активные его отделы в этот период находятся в древних структурах, отвечающих за рефлексы и инстинкты. Кора функционирует хуже, поскольку состоит из большого числа незрелых нейронов. С возрастом человеческий головной мозг утрачивает часть из этих клеток, зато приобретает множество прочных и упорядоченных связей между оставшимися. Погибают «лишние» нейроны, не нашедшие себе места в образовавшихся структурах. На сколько работает человеческий мозг, по-видимому, зависит от качества связей, а не от количества клеток.

Распространенный миф

Понимание особенностей развития головного мозга помогает определить несоответствие реальности некоторых привычных представлений о работе этого органа. Бытует мнение, что человеческий мозг работает на процентов 90-95 меньше, чем может, то есть используется примерно его десятая часть, а остальная таинственно дремлет. Если перечитать вышеизложенное, становится понятно, что не использующиеся нейроны не могут долго существовать — они погибают. Скорее всего, подобная ошибка — результат бытовавших некоторое время назад представлений, что работают только те нейроны, которые передают импульс. Однако в единицу времени в подобном состоянии находится лишь некоторые клетки, связанные с необходимыми сейчас человеку действиями: движением, речью, мышлением. Спустя несколько минут или часов им на смену приходят другие, ранее «молчавшие».

Таким образом, в течение определенного времени в работе тела участвует весь мозг, сначала одними своими частями, затем другими. Одновременная активация всех нейронов, которая подразумевает столь желанную многими 100% работу мозга, может привести к своеобразному короткому замыканию: человек будет галлюцинировать, испытывать боль и все возможные ощущения, содрогаться всем телом.

Связи

Получается, нельзя говорить, что какая-то часть мозга не работает. Однако способности человеческого мозга используются, действительно, не полностью. Дело, правда, не в «спящих» нейронах, а в количестве и качестве связей между клетками. Любое повторяющееся действие, ощущение или мысль закрепляются на уровне нейронов. Чем больше повторений, тем прочнее связь. Соответственно, более полноценное использование мозга предполагает построение новых связей. На этом построено обучение. Детский мозг еще не имеет стойких связей, они формируются и закрепляются в процессе знакомства ребенка с миром. С возрастом внести изменения в сложившуюся структуру становится все сложнее, поэтому дети легче обучаются. Тем не менее, при желании развить способности человеческого мозга можно в любом возрасте.

Невероятно, но факт

Способность образовывать новые связи и переобучаться дает поразительные результаты. Известны случаи, когда она преодолевала все грани возможного. Человеческий мозг — структура нелинейная. Со всей определенностью в нем нельзя выделить зоны, которые выполняют одну конкретную функцию и никакую больше. Более того, при необходимости части головного мозга могут брать на себя «обязанности» травмированных зон.

Так произошло с Говардом Рокетом, в результате инсульта обреченным на инвалидное кресло. Он не пожелал сдаваться и с помощью ряда упражнений пытался разрабатывать парализованные руку и ногу. В результате каждодневного упорного труда через 12 лет он смог не только нормально ходить, но и танцевать. Его головной мозг очень медленно и постепенно перенастроился таким образом, чтобы непострадавшие его части смогли выполнять функции, необходимые для нормального движения.

Паранормальные способности

Пластичность головного мозга - не единственная его особенность, поражающая ученых. Нейробиологи не обходят своим вниманием и такие явления, как телепатия или ясновидение. В лабораториях ставятся эксперименты, призванные доказать или опровергнуть возможность таких способностей. Исследования американских и английских ученых дают интересные результаты, позволяющие предположить, что их существование - не миф. Однако окончательного решения нейробиологи пока не вынесли: для официальной науки по-прежнему есть определенные грани возможного, человеческий мозг через них переступить, как считается, не может.

Работа над собой

В детстве по мере отмирания не нашедших себе «места» нейронов исчезает способность помнить все и сразу. Так называемая эйдетическая память встречается у малышей достаточно часто, у взрослых — это крайне редкий феномен. Однако человеческий мозг представляет собой орган и, как любая другая часть тела, он поддается тренировке. А значит, можно и память улучшить, и интеллект подтянуть, и творческое мышление развить. Важно только помнить, что развитие человеческого мозга — дело не одного дня. Тренировки должны быть регулярными независимо от поставленных целей.

Непривычно

Новые связи образуются в тот момент, когда человек делает что-то не как обычно. Простейший пример: на работу можно добраться несколькими путями, но по привычке мы всегда выбираем один и тот же. Задача — выбирать каждый день новую дорогу. Это элементарное действие принесет плоды: мозг будет вынужден не только определять путь, но и регистрировать новые визуальные сигналы, идущие от неизвестных ранее улиц и домов.

В число подобных тренировок можно отнести и использование левой руки там, где привычна правая (и наоборот, для левшей). Писать, печатать, держать мышку так неудобно, зато, как показывают эксперименты, уже спустя месяц таких тренировок значительно усилится творческое мышление и фантазия.

Чтение

О пользе книг нам говорят с самого детства. И это не пустые слова: чтение способствует повышению активности мозга в противоположность просмотру телевизора. Книги помогают развиваться фантазии. Под стать им действуют кроссворды, ребусы, игры на логику, шахматы. Они стимулируют мышление, заставляют нас пользоваться теми возможностями головного мозга, которые обычно не востребованы.

Физические упражнения

На сколько работает человеческий мозг, на всю мощность или нет, зависит и от нагрузки на все тело. Доказано, что физические тренировки за счет обогащения крови кислородом положительно сказываются на активности мозга. Кроме того, удовольствие, которое получает тело в процессе регулярных упражнений, улучшает общее состояние и настроение.

Существует большое число способов повысить активность головного мозга. Среди них есть и специально разработанные, и крайне простые, к которым мы, сами того не зная, прибегаем каждый день. Главное — это последовательность и регулярность. Если сделать каждое упражнение по разу, существенного эффекта не последует. Ощущение дискомфорта, возникающее вначале - не повод бросать, а сигнал, что это упражнение заставляет мозг работать.

Кроме того, мозжечок также отвечает за регуляцию равновесия и мышечного тонуса, одновременно с этим работая и с мышечной памятью.

Интересной является также способность мозжечка адаптироваться к любым изменениям в восприятии информации, за максимально короткий срок. Подразумевается, что даже при нарушении зрения (эксперимент с инвертоскопом), человек всего за несколько дней адаптируется к новому состоянию и снова может координировать положение тела, опираясь на мозжечок.

Лобные доли

Лобные доли – это своего рода приборная панель человеческого тела. Она поддерживает его в вертикальном положении, давая возможность свободно передвигаться.

Кроме того, именно за счет лобных долей «рассчитывается» любознательность, инициативность, активность и самостоятельность человека в момент принятия любых решений.

Также одной из основных функций данного отдела является критическая самооценка . Таким образом, это делает лобные доли неким подобием совести, по крайней мере, в отношении социальных маркеров поведения. То есть, любые социальные девиации, которые являются неприемлемыми в обществе, не проходят контроль лобной доли, и, соответственно, не выполняются.

Любые травмы в этой части мозга чреваты:

  • нарушениями поведения;
  • сменами настроения;
  • общей неадекватностью;
  • бессмысленностью поступков.

Еще одна функция лобных долей – произвольные решения , и их планирование. Также освоение различных навыков и умений зависит именно от активности этого отдела. Доминантная доля данного отдела отвечает за освоение речи, и её дальнейший контроль. Не менее важным является и способность абстрактно мыслить.

Гипофиз

Гипофиз часто называют мозговым придатком. Его функции сводятся к выработке гормонов, отвечающих за половое созревание, развитие и функционирование в целом.

По сути, гипофиз является чем-то вроде химической лаборатории, в которой решается, каким именно вы станете в процессе взросления организма.

Координация

Координация , как навык ориентироваться в пространстве и не задевать предметы разными частями тела в случайном порядке, контролируется мозжечком.

Кроме того, мозжечок заведует такой функцией головного мозга, как кинетическая осведомленность – в целом, это высший уровень координации, позволяющий ориентироваться в окружающем пространстве, отмечая расстояние до предметов и рассчитывая возможности двигаться в свободных зонах.

Речь

Такой важной функцией, как речь, заведует сразу несколько отделов:

  • Доминантная часть лобной доли (вышеупомянутая), что отвечает за контроль над устной речью.
  • Височные доли отвечают за распознавание речи.

В основном же, можно сказать, что за речь отвечает левое полушарие головного мозга, если не учитывать деление конечного мозга на различные доли и отделы.

Эмоции

Эмоциональное регулирование – это область, которой заведует гипоталамус, наряду с целым рядом других важнейших функций.

Собственно говоря, в гипоталамусе не создаются эмоции, но именно там производится влияние на эндокринную систему человека. Уже после того, как определенный набор гормонов был выработан, человек чувствует что-то, правда, промежуток между приказами гипоталамуса и выработкой гормонов может быть совершенно ничтожным.

Префронтальная кора

Функции префронтальной коры лежат в области мыслительной и моторной активности организма, что соотносится с будущими целями и планами.

К тому же префронтальная кора отыгрывает значительную роль при создании сложных мыслительных схем ,
планов и алгоритмов действий.

Главная особенность в том, что этот отдел мозга не «видит» разницы между регуляцией внутренних процессов организма и следованием социальным рамкам внешнего поведения.

Когда вы оказываетесь перед сложным выбором, который появился в основном за счет ваших же собственных противоречивых мыслей – благодарите за это префронтальную кору головного мозга. Именно там производится дифференциация и/или интеграция разнообразных понятий и объектов.

Также в этом отделе прогнозируется результат ваших действий , и проводится корректировка в сравнении с тем результатом, что вы хотите получить.

Таким образом, речь идет о волевом контроле, концентрации на предмете работы и эмоциональной регуляции. То есть – если вы постоянно отвлекаетесь во время работы, не можете сосредоточиться, значит, вывод, сделанный префронтальной корой , был неутешительным, и вы не сможете добиться желаемого результата именно этим путем.

Последняя на сегодняшний день доказанная функция префронтальной коры головного мозга – один из субстратов кратковременной памяти .

Память

Память – это очень широкое понятие, которое включает в себя описания высших психических функций, позволяющих воспроизводить ранее полученные знания, навыки и умения в необходимый момент. Ею обладают все высшие животные, однако, наиболее развита она, естественно, у человека.

Точно определить, какой именно отдел головного мозга отвечает за память (долговременную или кратковременную) практически невозможно. Физиологические исследования показывают, что зоны, ответственные за хранение воспоминаний, распределены по всей поверхности коры больших полушарий головного мозга.

Механизм же действия памяти таков – в мозгу происходит возбуждение определённой комбинации нейронов в строгой последовательности. Эти последовательности и комбинации называются нейросетями. Ранее же более распространенной была теория, что за воспоминания отвечают отдельные нейроны.

Заболевания головного мозга

Головной мозг – такой же орган, как и все прочие в человеческом организме, а значит также подвержен различным заболеваниям. Список же подобных болезней довольно обширен.

Рассматривать его будет проще, если разделить их на несколько групп:

  1. Вирусные заболевания . Наиболее распространенными из них являются вирусный энцефалит (слабость в мышцах, сильная сонливость, кома, спутанность мыслей и затрудненное мышление в целом), энцефаломиелит (повышенная температура, рвота, нарушение координации и моторики конечностей, головокружение, потери сознания), менингит (высокая температура, общая слабость, рвота) и т. д.
  2. Опухолевые заболевания . Их количество тоже довольно велико, пусть и не все из них являются злокачественными. Любая опухоль появляется как конечный этап сбоя в продуцировании клеток. Вместо обычной смерти и последующей замены, клетка начинает множиться, заполняя все свободное от здоровых тканей пространства. Симптомами опухолей считаются головные боли и судороги. Также наличие их легко определить по галлюцинациям от различных рецепторов, спутанности сознания и проблемам с речью.
  3. Нейродегенеративные заболевания . По общему определению это также нарушения в жизненном цикле клеток в разных частях головного мозга. Так, болезнь Альцгеймера описывают как нарушенную проводимость нервных клеток, что и приводит к потерям памяти. Болезнь Хантигтона, в свою очередь, является результатом атрофии коры головного мозга. Есть и другие варианты. Общая симптоматика такова – проблемы с памятью, мышлением, походкой и моторикой, наличие судорог, тремора, спазмов или болей. Также читайте нашу статью про .
  4. Сосудистые заболевания тоже довольно различны, хотя, по сути, сводятся к нарушениям в строении сосудов. Так, аневризма есть не более чем выпячиванием стенки определенного сосуда – что не делает её менее опасной. Атеросклероз – это сужение сосудов в головном мозге, а вот сосудистая деменция характеризуется полным их разрушением.