Разработка урока-исследования: "Социальная структура. Социальные отношения". Социальные отношения - конспект

    Пирогов Сергей Иванович

    МОАУ «СОШ №10» г. Бузулук Оренбургской области

    Учитель истории и обществознания

Методическая разработка урока по обществознанию

в 11 классе «Социальные отношения».

Ц ель урока: формирование навыков выполнения заданий части А, В, С Единого государственного эк замена ходе урока учащиеся самостоятельно выполняют задания по карточкам, закрепляют навыки работы с учебным текстом , ответы в тестовых заданиях сверяют по методу взаимопроверки ).

Задачи:

    Образовательная : повторить, обобщить и закрепить знания учащихся о формировании социальных групп, их классификации; закрепить навыки работы с учебным текстом;

    Развивающая : сформировать умения анализировать поступки людей в соответствии с их социальной ролью

    Воспитательная : привить культуру межличностных отношений

Ход урока.

    Организационный момент. (2 мин.)

Наш урок я хочу начать вот с такой притчи:

"Три человека тащат тяжелые камни в город. Пот катится со всех троих.

Одного спросили:

Что ты делаешь?

Тащу в город эту проклятую ношу.

Второго спросили:

Что ты делаешь?

Зарабатываю на хлеб себе и семье, - бодро ответил он.

Третий на тот же вопрос ответил, улыбаясь:

Строю замечательный храм, который простоит века на радость людям".

(Ну а мораль этой притчи такова: нужно работать так, чтобы работа доставляла радость и вам и окружающим; на уроке нужно осознавать необходимость получаемых знаний, которые пригодятся вам при сдаче экзаменов, либо в течение дальнейшей жизни и тогда задания не покажутся такими трудными ).

Ребята, сегодня у нас итоговый урок по теме «Социальные отношения» и я желаю нам всем очень плодотворно поработать на этом уроке.

    Выполнение заданий.

Разминка «Умный листок»

По трем колонкам с последней парты передают лист бумаги, на котором каждый ученик должен написать одно понятие из темы «Социальные отношения». Выигрывает колонка, справившаяся быстрее и точнее остальных.

Мы вспомнили термины из нашей большой темы, а как вы думаете ребята, какова цель сегодняшнего урока? (Вспомнить значение этих терминов, закрепить знания по данной теме и продолжить формировать навыки выполнения заданий ЕГЭ).

Итак, начнем с самого трудного, с части С.

1.Работа с текстом. (Задания С1-С4 ) – (10мин.) :

Прочитайте текст и выполните задания.

Принадлежность к группе

В социальной психологии под группой понимается двое или более индивидов, имеющих общие цели и устойчивые отношения, а также в определенной степени взаимозависимых друг от друга и воспринимающих себя как часть этой группы... На одном конце шкалы находятся группы, состоящие из людей, которые работают вместе в течение многих лет. Очевидно, что они удовлетворяют всем условиям определения. На другом конце находятся люди, имеющие лишь кратковременные взаимоотношения друг с другом...

Люди объединяются в социальные группы по разным причинам. Прежде всего, группы помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности. Это трудно различимые, но очень важные потребности: представьте себе жизнь в полной социальной изоляции! Поначалу вы бы не возражали против этого, но в конце концов почувствовали бы себя ужасно одинокими.

Группы помогают в достижении целей, которые мы не смогли бы осуществить в одиночку. Сотрудничая с другими, мы способны выполнить задачи, с которыми одному человеку не справиться... Принадлежность к группе часто обеспечивает нас знаниями и информацией, которые в противном случае были бы для нас недоступны...

Наконец, групповое членство способствует формированию позитивной социальной идентичности, которая становится частью "Я - концепции". И чем больше число престижных групп с ограниченным доступом, к которым человек смог присоединиться, тем больше укрепляется его "Я-концепция".

Р. Бэрон (американский психолог)

Ребята, обратите внимание на памятки по работе с текстом, которые лежат перед вами, используйте их в своей работе.

Памятка для работы с текстом (С1 – С4).

    Внимательно прочитайте текст. Помните: ответ или подсказка содержится в тексте.

    Соотнесите текст с изученным курсом. Это поможет опереться на уже известную информацию.

    Определите основную идею.

    Отвечайте на вопросы по порядку («от простого к сложному»)Ответ на первый вопрос может послужить основой для следующего.

    Читайте вопрос вдумчиво, стремясь уяснить задание полностью.

    Отвечайте точно на поставленный вопрос.

    Не упустите из виду, на что требует опираться при ответе: текст, личный опыт, материал курса.

    Давайте ответ чёткий, ясный, логически связанный.

    Не останавливайтесь на какой-либо части задания, избегайте неполных ответов.

    Не прибегайте к излишним обобщениям и интерпретации авторского текста там, где этого не требует задание.

    Сформулировав ответ, проверьте его правильность. Для этого вернитесь к тексту и найдите в нём ключевые слова и фразы, которые подтверждают ваши выводы.

Группа 1 – составить план текста (разбить текст на смысловые части и придумать им заголовки).

Группа 2 - С1. Назовите признаки социальной группы, указанные в тексте.

С2. Выделите указанные автором причины объединения людей в группы. Назовите три причины.

Группа 3 - СЗ. Проанализируйте с точки зрения наличия или отсутствия основных признаков социальной группы такую группу, как пассажиры одного авиарейса. Конкретизируйте один из своих выводов.

С4. Как вы понимаете выдвинутое автором положение о роли группы в формировании "Я-концепции" (образа «Я»)? Ответьте на этот вопрос, используя свои знания из курса обществоведения.

Ответы: С1

Признаки соц. группы:

Наличие общей цели;

Наличие устойчивых отношений;

Взаимозависимость людей друг от друга;

Осознание людьми принадлежности к одной группе.

Ответы: С2

Причины объединения людей в группы:

Помогают удовлетворить важные психологические или социальные проблемы, например, потребности во внимании и любви, переживании чувства принадлежности;

Помогают в достижении ряда целей;

Обеспечивают информацией.

Ответы: С3 (Пассажиры одного авиарейса)

1) Для данной группы характерна общность цели - благополучно добраться до места назначения.

2) Может иметь место взаимозависимость. Например, если кто-то встал в проходе, другие не смогут пройти.

3) Может иметь место взаимодействие. Оно не носит устойчивого характера: после завершения полета оно прекращается.

4) Как правило, пассажиры не воспринимают себя как часть единой группы.

Ответы: С4

"Я-концепция" - совокупность представлений человека о самом себе. Войдя в престижную группу, человек переносит ее значимость на себя. В результате вхождение в престижную группу повышает самооценку человека.

2.Работа с понятиями (Задание С5) – (7 мин.). Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие "социальный статус"? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальном статусе.

Мы выполним это задание немного по-другому: Объединитесь в группы по 4-5 человек, каждой группе дан набор слов. Ваша задача - составить из них определение обществоведческого термина. Необходимо использовать все предложенные слова, изменяя их падеж.

1.Процесс, и, с, в, роли, нормы, освоение, функционирование, индивид, цель, социальные, усвоение, социальные, успешное, социализация, общество.

2.Социальная, их, или, в, перемещение, группы, индивиды, социальная, структура, общество, изменение, мобильность, статусы.

3.Нормы, в, между, общество, правила, поведение, установленные, регулирующие, социальные, отношения, люди.

4.Стратификация, по, и, на, уровень, объем, разделение, образование, группы, власть, общество, различные, социальные, доход, социальная, престиж.

5.Общество, в, со, в, и, соответствие, социальный, положение, человек, пол, которое, он, свой, возраст, статус, происхождение, занимает, профессия.

6.Малая, общность, основанная, на, и, и, кровное, родство, взаимная, социальная, ответственность, быт, брак, группа, семья.

Ответ (на экране):

1.Социализация – процесс освоения социальных ролей и усвоения социальных норм индивидом с целью успешного функционирования в обществе.

2.Социальная мобильность – перемещение групп или индивидов в социальной структуре общества, изменение их статусов.

3.Социальные нормы – установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми.

4.Социальная стратификация – разделение общества на различные социальные группы по уровню дохода, образования, объему власти, привилегий и престижа.

5.Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает в соответствии со своим возрастом, полом, происхождением и профессией.

6.Семья – это малая социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, взаимной ответственности и общности быта.

3.З адание-задача, требующее анализа представленной информации . (Задания С-7) – (7 мин.):

1) В конце 19 века в России многие крестьяне, разоряясь, переезжали в город и устраивались на неквалифицированные работы на заводы и фабрики. Жизнь в городе была для них неуютной, поскольку они, перестав быть крестьянами, по сути, так и не стали горожанами, рабочими.

К какому типу социальных групп можно отнести данных людей?

Назовите два признака, которыми обладает эта социальная группа.

Ответ: 1)этих людей можно отнести к маргиналам(занимают промежуточное положение между устойчивыми слоями) – безработные, инвалиды, лица без места жительства, без определённого рода занятий; переехали в город, но не переняли городского образа жизни.

2)признаки: миграция в новую чужую среду; незавершенность социального перемещения, потеря прежнего статуса, а новый еще не приобретен.

2) В одном из первых сводов законов Киевской Руси - "Русской Правде"- предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле.

Сделайте три возможных вывода о социальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.

Ответ: 1)в обществе времен Киевской Руси порядок регулируется с помощью правовых норм (свод законов «Русская Правда»)

2)общество делилось на слои (названы категории – тиун, смерд, холоп)

3)существовало неравенство социальных групп (жизнь холопа ценилась во много раз дешевле жизни тиуна)

3) После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия.

Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет?

Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?

Ответ: 1)это проявление восходящей вертикальной социальной мобильности.

2)сыграли в это роль факторы: окончание колледжа, повышение квалификации, выгодный брак

3)это лифты (каналы) социальной мобильности.

4.Выполнение заданий части В – (6 мин.).

Из части В мы возьмём для сегодняшнего урока только задание В 5, в которое с этого года внесены изменения. Общее количество приведенных в условии задания суждений увеличивается с четырех до пяти. Вы должны распределить их по трем, вместо прежних двух, группам: суждения-факты, суждения-оценки и теоретические утверждения.

Задания на экране, написать ответ на доске (по одному человеку от группы).

1 вариант

B5.

(А) Все больше и больше людей в мире пользуются мобильными телефонами: они не только звонят или отвечают на звонки, но и переписываются с помощью SMS сообщений. (Б) Привычка общаться с помощью коротких простых текстов может привести к тому, что человек разучится разговаривать по душам, вникать в интонации собеседника и сочувствовать ему. (В) В ряде стран Европы десяткам пользователей телефонов поставлен диагноз – «SMS-зависимость». (Г) Зависимость – это состояние человека, при котором данное действие становится не осознанным и необходимым. (Д) Специалисты отделения вредных привычек одной из клиник зафиксировали, что люди, страдающие этим заболеванием, могут писать SMS сообщения по семь и более часов в день.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.
3) характер теоретических утверждений
Каким образом будем определять? Фактический характер имеют суждения, представляющие собой описание уже произошедших событий, установленных и доказанных.

Оценочные суждения включают в себя мнение автора, в них звучит сомнение, или описываемые события еще не произошли.

Теоретическое утверждение представляет собой разъяснение какого-либо термина или явления общественной жизни.
Ответы: 12131

2 вариант

В.5. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) В столице состоялся очередной Международный фестиваль дизайна, декоративно-прикладного искусства и народно-художественных промыслов. (Б) Сегодня декоративное искусство включает в себя различные искусства, служащие для украшения произведений архитектуры и садово-паркового искусства. (В) В этом году фестиваль получил злободневную направленность и стал более современным. (Г) Уровень представленных работ существенно возрос. (Д) Существовавший ранее разрыв между «медальными» проектами и всеми остальными нельзя было считать приемлемым. Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений.

3) характер теоретических утверждений

Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Ответы:13222.

3 вариант.

Ответы: 12332

5.Тест, взаимопроверка. (Часть А) – (12 мин.)

1 вариант

    Социальная дифференциация проявляется в:

    утрате обществом стабильности;

    разделении общества на группы, занимающие разное социальное положение;

    отсутствие льгот и привилегий для отдельных социальных групп;

    укрепление позиций финансовой олигархии.

    В марксисткой теории главным признаком классовой принадлежности является:

    размер получаемого дохода;

    характер деятельности;

    форма получаемого дохода;

    отношения к собственности на средства производства.

    К нисходящей социальной мобильности относится:

    переход с военной службы на гражданскую;

    переезд из города в сельскую местность;

    переход с руководящей должности на рядовую работу;

    переход с государственного предприятия на частное.

    Маргиналы – это

    социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

    опустившиеся на «дно» общества выходцы из разных классов;

    малооплачиваемый пролетариат;

    разорившиеся буржуа.

5. Происходящий во многих странах рост среднего класса:

1. уменьшает социальную дифференциацию , делает общество более стабильным;

2. ведет к застою, препятствует социальной мобильности;

3. подрывает позиции высших слоев общества;

4. усиливает социальное неравенство.

6. К основным признакам патриархальной семьи не относится:

1. главенствующее положение отца семейства;

2. ограничение роли женщины функциями матери и хозяйки дома;

3. беспрекословное подчинение младших старшим;

4. обязательное отделение повзрослевших детей от родителей.

7 . К разновидностям этноса не относится:

1. племя;

2. класс;

3. народность;

4. нация.

8. Условием разрешения национального конфликта является:

1. предоставление компактно проживающим национальным меньшинствам широкой автономии и самоуправления;

2. переход к рыночным методам ведения хозяйства;

4. насильственное переселение народа в другие районы.

9 . Социальный статус личности определяется:

1. мировоззрением;

2. партийной принадлежностью;

3. социальным происхождением;

4. религиозными взглядами.

10

1. повышения собственного социального статуса;

2. более высокий уровень жизни в будущем;

3. возможность бесплатно получить определенный минимум медицинских услуг;

4. равную с другими долю общественного богатства.

2 вариант.

    Социальная дифференциация означает:

    разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение;

    превращение среднего класса в наиболее многочисленную общественную группу;

    усиление социального контроля над различными общественными группами;

    появление новых политических партий.

    Согласно распределительной теории А. Смита к классам не относятся:

    собственники земли;

    работники непроизводственной сферы;

    владельцы капитала;

    рабочие.

    Социальная мобильность – это

    переход людей из одной социальной группы в другую;

    возможность путешествовать по стране и за ее пределами;

    быстрые социальные перемены;

    равенство возможностей для всех членов общества.

4. Повышение статуса индивида внутри социальной группы представляет собой пример: 1. вертикальной социальной мобильности;

2. горизонтальной социальной мобильности;

3. социальной мобильности, только если имело место смена индивидом территории проживания или работы;

4. не имеющий отношения к социальной мобильности.

5 . К среднему классу не относятся:

1. мелкие и средние буржуа;

2. материально обеспеченные представители интеллигенции;

3. неквалифицированные рабочие;

4. управленцы среднего звена.

6. «Социальная роль» -

1. степень влияния личности в социальной группе или в обществе;

2. совокупность усвоенных и выполняемых человеком социальных функций и соответствующих им образцов поведения;

3. положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением;

4. оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.

7 . Нация как элемент социальной структуры общества:

1. относится к числу социально-классовых общностей;

2. относится к числу социально-демографических общностей;

3. относится к числу социально-этнических общностей;

4. не относится к числу социальных общностей.

8 . Род и племя как типы этнических общностей в наибольшей степени соответствуют:

1. капитализму;

2. феодализму;

3. рабовладельческому строю;

4. первобытнообщинному строю.

9 . Определение, какого понятия приведено ниже? «Оценка обществом или социальной группой общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми.»

2. престиж;

3. статус;

4. социальная роль.

10 . Цивилизованное общество призвано гарантировать человеку:

1. равную с другими долю общественного богатства;

2. процветание и успех в профессиональной деятельности;

3. жизненное долголетие;

4. возможность получить среднее образование.

Взаимопроверка (поменяйтесь тетрадями, возьмите простой карандаш)

Ответы на экран: Вариант 1. 1-2, 2-4, 3-3, 4-1, 5-1, 6-4, 7-2, 8-1, 9-3, 10-3

Вариант 2. 1-1, 2-2, 3-1, 4-1, 5-3,6-2,7-3,8-4,9-2,10-4

9-10 баллов – «5»

6-8 баллов – «4»

4-5 баллов – «3»

3.Домашнее задание. (2 мин.) Перед вами лежит памятка «Алгоритм написания эссе». Опираясь на эту памятку, дома написать эссе

"Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это".

Р. Эмерсон. (американский поэт и философ 19 века)

Алгоритм написания эссе:

1. Внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе.

2. Выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям:

а) интересна вам;

б) вы в целом поняли смысл этого высказывания;

в) по данной теме есть что сказать (знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.)

3. Определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами).

4. Набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания, используя черновик. Если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер.

5. Для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, из литературы.

6. Еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву - знание современного законодательства и т.д.).

7. Подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.).

8. Распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности. Это будет ваш условный план.

9. Придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.).

10. Изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили.

11. Сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Речь идет о социальном статусе личности, о способах его достижения, о признании личности обществом. Р. Эмерсон полагает, что социальный статус, соответствующий человеку, обязательно будет признан обществом. Ваше дело - принять эту позицию или не согласиться с ней. В любом случае вы должны использовать ключевые для данной темы социологические термины, найти примеры, подтверждающие вашу мысль, и аргументировать ими высказанную позицию.

Оценки работы учащихся на уроке. (1 мин.) Урок окончен. Спасибо за внимание, за работу.

Социальная структура общества

Социальная структура – это по сути строение общества, подразумевающее некоторый порядок, уклад. С точки зрения структурного функционализма выделяются позиции занимаемые людьми в общественной жизни (пример: многоквартирный дом, жильцы переезжают, а дом остается). Упорядоченность идет за счет упорядоченности различных статусов. Здесь есть другой подход – категориальный, где исходный элемент большие группы людей, объединенные по сходству каких-либо значимых социальных признаков – месту в системе общественного производства, уровню дохода, наличию собственности, полу, возрасту. Интегрировал эти понятия П. Сорокин (несмотря на то что конкретные люди, из которых состоит университет, армия и т.д., со временем меняется институционально. Точно также семья, ком. Компания – это тоже соц. структура)

Соц. структура предполагает наличие постоянных и упорядоченных взаимодействий между членами группы или общества. Соц. структуры консервативны, но подвержены динамическим изменениям.

Соц. структура – это как бы готовая, но постоянно обновляющаяся конва при всей действительности нашей жизни в обществе.

Углубляет понятие соц. структуры соц. стратификация (стратификация – это социальный слой людей имеющих одинаковые доходы, власть, образование и престиж). Оно используется в социологии для описания системы неравенства между группами. Итак, разнообразие ролей, статусов приводит к различиям в конкретном обществе. Места, которые занимают люди в обществе, различаются в зависимости от занимаемого статуса (спортивный, генерал) в соответствии с которыми каждый индивид вступает в отношения с другими. Совокупность статусов составляет структуру общества.

Социальные связи и социальные отношения

Термин «социальные связи» обозначает совокупность факторов, обусловливающих совместную деятельность людей для достижения поставленных ими целей и задач. Социальная связь – это зависимость людей, реализованная через социальное действие, осуществляемое с ориентацией на других людей, с ожиданием соответствующего ответного действия партнера.

В социальной связи выделяются: субъекты связи (двое или тысячи людей); предмет связи (по поводу чего осуществляется связь); механизм регулирования взаимоотношений.

Прекращение связи может происходить при изменении или утрате предмета связи или если участники связи не согласны с принципами ее регулирования. Выделяются следующие виды социальной связи.

  • 1. Социальный контакт – процесс установления социальной связи, начальный этап взаимодействия между индивидами и социальными группами. Формы социального контакта: пространственные контакты, контакты заинтересованности, контакты обмена, совместная деятельность, равная обоюдная или асимметричная активность (социальное влияние, сотрудничество, манипуляция, конфликт).
  • 2. Социальное взаимодействие – способ осуществления социальных связей, отношений в системе, предполагающей не менее двух субъектов, сам процесс взаимодействия, а также условия и факторы его реализации. Это систематические, регулярные действия партнеров, направленные друг на друга, имеющие цель вызвать вполне определенную ответную реакцию со стороны партнера, причем ответная реакция порождает новую реакцию воздействующего. Вариантами социального взаимодействия могут выступать социальные отношения, социальные институты и соц. общности.
  • 3. Социальные отношения – это отношения между людьми и группами людей, занимающими разное положение в обществе. Это устойчивая система взаимодействия между партнерами, имеющая самовозобновляющийся характер. Признаки социального отношения (по М. Веберу):
  • 1. степень отношения одного индивида к другому;
  • 2. наличие предполагаемого участниками эмпирического смысла;
  • 3. наличие взаимной соотнесенности поведения сторон (дружба, любовь, уважение);
  • 4. преходящий или длительный характер, основанный на возможности того, что существует повторяемость поведения, соответствующего смыслу данного отношения;
  • 5. содержание социального отношения может изменяться;
  • 6. смысловое содержание отношения, ориентированного на длительный срок, может быть сформулировано в принципах и нормах поведения, следования которым стороны ждут от своих партнеров и на которые они, в свою очередь, ориентируют свое поведение;
  • 7. содержание социального отношения может быть сформулировано по взаимному согласию участвующими в нем сторонами или группами. Социальные отношения возникают в том случае, когда существующие между людьми социальные взаимодействия несут в себе некоторую ценность для их участников или приводят к возникновению ценности – такому свойству общественного предмета, которое способно удовлетворить определенную потребность социального субъекта (индивида, группы, общества).

В структуру социального отношения входят:

  • 1) «катектическая ориентация» – возможность поддержания баланса «удовлетворения – неудовлетворения» интересов личности.
  • 2) когнитивная (познавательная) ориентация – избирательное отношение индивида к другим индивидам на основании имеющегося у него знания элементарных законов логики или опыта наблюдения;
  • 3) ценностная ориентация – оценочный аспект мотивационной деятельности индивида.

Существует следующая типология социальных отношений. По субъекту выделяются индивидуальные (личностные), межличн., внутригрупповые, межгрупповые, международные. По объекту различаются экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые. По модальности (характеру взаимосвязей между индивидами и их группами) различаются отношения сотрудничества, взаимопомощи, соперничества, конфликта, субординации. По наличию или отсутствию элементов формализации и стандартизации отношения делятся на официальные и неофициальные. Различаются также отношения воображаемые и реальные, мыслимые и немыслимые, осознанные и неосознанные, отчетливо выраженные и смутные (расплывчатые), простые и сложные, сходства и различия, равенства и неравенства.

Социальная структура - это совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение общества.

Основные элементы структуры: статусы, роли, социальные группы – составляющие горизонтальной линии соц. структуры; слои (страты) и классы, входящие в социальную стратификацию – составляющие вертикальную линию. Страта – социальный слой людей, имеющих схожие признаки по доходам, власти, образованию и престижу

Статус - социальное положение человека в обществе. Он включает несколько ролей. Каждой роли предписан круг прав и обязанностей, определяющихся социальными нормами. Таким образом, статус указывает на место, а роль - на способ поведения.

Социальное положение - обобщенная характеристика, охватывающая профессию, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства человека.

Под социальной группой принято понимать любую совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям. Таковыми являются пол, возраст, национальность, раса, профессия, место жительства, доход, власть, образование и некоторые другие. Социальная группа - своеобразный посредник между отдельным человеком и обществом в целом. Но группа - это еще и та среда, где возникают и развиваются коллективные процессы.

Социальные статусы связаны между собой социальными и межличностными отношениями. Статус, особенно высокий, накладывает на его носителя определенные обязательства - совокупность ограничений, касающихся прежде всего поведения.

Общество придумало внешние знаки отличия, позволяющие разграничивать обладателей различных статусов. Функцию статусных символов выполняют также жилье, язык, жесты, манеры поведения. У каждого сословия, класса, народа они разные. Статусные символы выполняют самое разнообразное предназначение. В формальных организациях, например в армии, они служат показателем вознаграждения (повышение в звании), необходимости выполнения служебных обязанностей (отдание чести старшему по званию); крометого, они маркируют род войск. Статусные символы, права, обязанности и роль создают статусный образ, или имидж.

ИМИДЖ - совокупность представлений, сложившихся в общественном мнении о том, как должен вести себя человек в соответствии со своим статусом, как должны соотноситься между собой права и обязанности в данном статусе.

Манера, или способ поведения, в связи со своим статусом называется социальной ролью.

Виды социальной мобильности : горизонтальная и вертикальная

Взаимодействие - это любое поведение индивида либо группы индивидов, имеющих значение для других индивидов и групп индивидов или общества в целом в данный момент и в будущем.



Механизм социального взаимодействия включает: индивидов, совершающих те или иные действия; изменения во внешнем мире, вызванные этими действиями; влияние этих изменений на других индивидов; обратную реакцию индивидов, на которых было оказано воздействие.

Взаимодействие приводит к установлению социальных отношений . Социальные отношения - это относительно устойчивые связи между индивидами (вследствие чего они институционализируются в социальные группы) и социальными группами как постоянными носителями качественно различных видов деятельности, различающимися по социальным статусам и ролям в общественных структурах.

Типы социальных отношений

По субъекту (носителю) социальных отношений последние подразделяются на следующие типы: индивидуальные (личностные); межличностные; внутригрупповые; межгрупповые; международные.

По объекту социальных отношений можно классифицировать как экономические, политические, социокультурные, религиозные, семейно-бытовые.

По характеру взаимосвязей между индивидами и их группами, социальные отношения подразделяются на отношения: 1)сотрудничества; 2)взаимопомощи; 3)соперничества; 4)конфликта; 5)субординации (начальник-подчиненный).

Начиная с самых примитивных отношений еще во время первобытнообщинного строя, когда целью людей было выживание, и до сегодняшнего дня человеческие связи претерпели ряд изменений. Часть из них исчезли вовсе, например рабство. Другие видоизменились. Но общество - это по-прежнему сложная социальная структура. И внутри него - это взаимодействие различных классов, каст и прослоек.

Социальная структура

Это понятие связано с совокупностью всех форм отношений и взаимосвязей, которые образуются между различными элементами общества: от небольших групп и ячеек до социальных институтов и общностей. Она состоит из частей, которые взаимодействуют как единый многомерный организм, который можно разделить на 2 подгруппы:

  1. Состав общества. Это все виды компонентов, которые его наполняют: от отдельных индивидуумов и до социальных общностей. Они могут представлять собой как малочисленные, так и крупные структуры, находящиеся на разных позициях по отношению друг к другу.
  2. Социальные институты - это совокупная взаимосвязь всех организаций, влияющих либо отвечающих за управление обществом. К ним относятся как политические институты, например партии, парламенты и государство в целом, так и экономические.

Социальная структура и социальные отношения внутри каждого вида института состоят из организаций и групп, которые наполняют конкретные люди, входящие в определенные слои общества. При этом представители этих структур, например президент страны или члены парламента, могут меняться после очередных перевыборов. Одновременно сам «скелет» президентско-парламентского института остается неизменным.

В идеале, при действительно демократическом строе социальная структура, социальные отношения, социальные институты равны в своих правах и между собой. Но, как показывает жизнь, часто один из них несколько доминирует над другими. Например, статус у директора фирмы значительно выше, чем у менеджера, а у того есть свои преимущества перед рядовыми работниками. И так во всех социальных структурах.

Элементы социальной структуры

Социальная структура - это так называемый скелет любого общества, в состав которого входят различного уровня классы, касты, группы, институты и ячейки, наполненные людьми. Подобное деление указывает на различия в отношениях между людьми в них и разделение на главенствующие и второстепенные части.

Группа - это относительно небольшая социальная структура, и социальные отношения в ней строятся на взаимодействии людей, создавших некую политическую, экономическую, творческую или другую связь друг с другом. Классы - это крупные объединения индивидуумов. Они могут разделяться по праву происхождения (высший свет, титулованные особы), экономическому признаку (богатые, средний класс или бедняки), социальным слоям (рабочие, фермеры, интеллигенция, творческий бомонд). У каждого класса есть свои правила поведения, кодекс чести, психологические собирательные портреты и свои ценности.

Страта - это группа людей, условно объединенных по уровню доходов, профессиям или другим признакам. Например, творческая элита (бомонд) объединяет художников, музыкантов, артистов и т. д., которые достигли профессионализма, успеха и признания в своей профессии. Касты - это группы, состоящие из людей, придерживающихся одинаковых взглядов, ведущих традиционную жизнь и заключающих браки внутри нее. Сохранились в некоторых странах, например в Индии или религиозных общинах. Таковы основные элементы структуры социальных отношений.

Понятие социальной общности

Так называются группы людей, разные по своей численности, но объединенные общей трудовой деятельностью, социальными признаками или одинаковым экономическим положением. структура напрямую зависят от наполняющих частей. А те, в свою очередь, - от индивидуумов, входящих в них. Например, один и тот же человек может:

  • Представлять собой гражданина определенного государства.
  • Принадлежать к определенной этнической группе.
  • Быть жителем определенной части страны.
  • Объединяться с другими людьми по принадлежности к определенной профессии: медиками, учителями, политиками.
  • Входить в определенную экономическую прослойку (средний класс, бедняк, магнат).
  • Являться одновременно членом таких малых ячеек и групп, как семья, рабочий коллектив, круг друзей и других.

Все индивидуумы, входящие в общность, создают из нее целостную систему, которая находится в постоянном развитии и взаимодействует с другими социальными объектами.

Формы социальной структуры общества

Существующие ныне общности обладают разнообразием форм и типов. Например, существует следующая классификация:

  1. По количеству индивидуумов: от нескольких человек до миллионов.
  2. По длительности существования и развития: от нескольких часов (например, какой-нибудь комитет) до многих тысячелетий.
  3. По своим основным отличиям: территориальные, этнические, профессиональные и другие.

Отношения внутри нее напрямую зависят от групп, его наполняющих: как больших, так и малых. Взаимосвязь людей в этих группах определяется тем, что именно их объединяет. Например, это могут быть общие ценности.

Признаки социальных отношений

В своей повседневной жизни люди постоянно взаимодействуют между собой, не осознавая, что даже минутное общение влияет на развитие общества в целом. При этом контакты могут возникать как на бытовом или профессиональном уровне между отдельными индивидуумами или их группами, так и между государствами или народами. В социологии нет единого названия этой высшей формы социального поведения лиц и их взаимодействия. Поэтому для нее придумали название «общественные отношения».

В понятие «структура социальных отношений» входит связь между классами, этническими группами, национальными объединениями, групповыми или партийными альянсами, отношения между людьми на любых уровнях (от дружеских и семейных до профессиональных, экономических или политических связей).

Любая сфера жизни общества строится на тех точках соприкосновения, которые создают в них каждые отдельные индивидуумы при сближении друг с другом. Социальные отношения - это взаимосвязь между людьми, образованная не только на межличностных контактах, но и на единстве экономических, политических или профессиональных взглядов на развитие общества.

Понятие социального института

Социальная структура и социальные отношения в ней формируются на основе социальных институтов, которые ее наполняют и обеспечивают ее единство. Поговорим об этом подробней. В широком понятии социальный институт - это устойчивый, живой и постоянно развивающийся организм, в котором осуществляется совместная деятельность людей. А в узком смысле это та система ценностей, норм и связей, которая обязана удовлетворять потребности как общества в целом, так и его отдельных групп или людей.

Виды социальных институтов

По мере развития общества, социальная структура и ее институты постоянно менялись, оставляя только те связи, которые приносят помощь и обеспечивают его стабильность. К общественным институтам относятся:

  • Семья, которая представляет институт родственных связей.
  • Государство - самая крупная политическая структура общества. Она обязана обеспечивать безопасность и процветание ее граждан.
  • Образование. Относится к социальному институту культуры, основной целью которого является не только образовательный и воспитательный процесс, но и преобразование личности в полноценного гражданина страны.
  • В основе церковного института лежит объединение людей по единству вероисповедания.
  • Институт науки занимается объединением людей, производящих знания в любой научной сфере.
  • Институт права - это совокупность всех норм и отношений. Они гарантируют людям их свободы и обязанности.

Все перечисленные институты входят в состав социальной структуры общества.

Структура социально-экономических отношений

Одним из видов социальных отношений являются экономические связи. В основе любого общества лежат социально-экономические отношения, структура которых делится на международные (торговля, инвестиции, перемещение капиталов и другое между государствами) и социальные (имущественное право, юридические связи и другие). определяются формами собственности и основываются на том, как люди производят, распределяют, обменивают или потребляют разного вида блага и услуги.

Разработка урока-исследования:

"Социальная структура. Социальные отношения" (2 часа)

Цели урока:

    содействовать формированию знаний о процессах, идущих в сфере социальных отношений.

    способствовать развитию исследовательских навыков при работе с документами, умению анализировать материал, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

Задачи урока:

    рассмотреть различные социальные структуры общества;

    определить тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе;

    обсудить проблему соотношения “социальное неравенство” и “социальная несправедливость”

Тип урока: урок изучения нового материала и первоначальное его закрепление.

Форма проведения урока: урок – исследование с элементами дискуссии.

План изучения нового материала:

1. Основные социальные группы. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

а/ причины социальных изменений;
б/ социальная мобильность и “социальные лифты”

4. Тенденции развития социальных отношений в современном российском обществе. Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить.

Ход урока

Вступительное слово учителя: Мотивация к восприятию нового материала.

“Свобода, равенство, братство!” Великий лозунг Великой французской революции, ознаменовавшей вступление человечества в новую социальную эпоху. Неотъемлемым качеством этого мира должно было стать равенство людей. Французский маркиз всем отличался от французского крестьянина: правами, обязанностями, образом жизни. Неравенство людей и стремилась уничтожить революция. Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

Ранжирую ответы учащихся, сообщаю цели урока, обращаю внимание учеников на подготовленные к их работе листы самоконтроля, базовые понятия, документы. /Инструментарий урока/

Базовые понятия по теме “Социальное развитие общества”

    Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.

    Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (пол, возраст, национальность, раса, профессия, власть, доход и др.)

    Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемое нормами, традициями, обычаями и направленными на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

    Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.

    Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования, объеме власти.

    Социальные нормы – совокупность правил, формально или неформально принятых в группе или обществе.

    Социальная мобильность – совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменений своего статуса.

    Маргинал – человек, покинувший одну культуру, страну, сословие, класс, группу и не приобщившийся к ценностям и образу жизни другой.

    Каналы или “лифты” мобильности – пути и механизмы, позволяющие подниматься наверх.

I. Учитель. На первый взгляд и сегодня нет равенства, люди не схожи своим образом жизни, благосостоянием, образованием. В то же время есть принципиальное отличие между неравенством во французском обществе времен Людовика XVI и современной Францией. Двести лет прошли не зря.

Равенство нельзя понимать как “одинаковость” всех людей. Во все времена были люди старые и молодые, сильные и слабые, здоровые и больные, толстые и тонкие, брюнеты и блондины, мужчины и женщины. Такое неравенство (объективное) неустранимо, и все попытки сделать людей похожими кончались провалом.

В то же время, в современных демократических странах все граждане равноправны, т.е. равны перед законом, хотя различных социальных несправедливостей в законодательстве разных стран много. Путь к равноправию очень медленный, извилистый, но человечество продвинулось по нему довольно далеко.

Работаем с базовыми понятиями №1,2

Существует два основных подхода к выделению этих групп. Первый – деление общества на противостоящие друг другу конфликтные группы – классы. Само понятие “класс” впервые зафиксировано в английском словаре XVII века, но в дальнейшем это понятие стали связывать с именем создателя новой общественной теории К.Марксом. В.И.Ленин, продолжая развивать эту теорию, дает в работе “Великий почин” определение классов.

Учащиеся работают с фрагментами документов, отвечают на вопросы к документам.

Сравните два исторических документа и ответьте на вопросы:

1) Фрагмент работы К.Маркса и Ф.Энгельса “Манифест Коммунистической партии

“Истории всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. Свободный и раб, патриций и плебей, помещик и крепостной, мастер и подмастерье, короче, угнетающий и угнетаемый находились в вечном антагонизме друг к другу, вели непрерывную, то скрытую, то явную борьбу, всегда кончавшуюся революционным переустройством всего общественного здания или общей гибелью борющихся классов…” /Работа вышла в свет в 1848г/

2) Фрагмент работы В.И.Ленина “Великий почин”

Классы – это большие группы людей, которые различаются:

    по месту в исторически определенной системе общественного производства;

    по отношению к средствам производства;

    по роли в общественной организации труда;

    а также по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают…” /Работа была написана В.И.Лениным в 1919 г.

Вопросы к документам:

    Что объединяет эти документы?

    Выделите понятия, содержащиеся в документах.

    На основе чего, по мнению Маркса, происходит противоречие, антагонизм? Что лежит в основе неравенства людей?

Другая теория социальной структуры общества связана с именем немецкого обществоведа М.Вебера, одного из основоположников социологии. Вебер говорил о классе, как о социальной группе людей, обладающих сходными “возможностями” жизни. Чем определяются жизненные шансы? Как и Маркс, Вебер видел в собственности важный классификационный признак, но отнюдь не единственный и не определяющий.

Работаем над определением “страта” и анализируем документ № 3.

“с 40 –х гг XX в. в США выделяют шесть страт, каждый из которых объединяет людей с одинаковым рангом “престижности”

    Верхушка высшего класса. Это элита общества, “пропуском” в нее служат унаследованное богатство и социальная известность семьи. Эти люди не выставляют свое богатство напоказ, но тратят деньги, не испытывая стеснения. Они составляют менее 1% населения.

    Высший класс. В него входят профессионалы в сфере экономики (менеджеры, финансовые консультанты), лица свободных профессий (известные спортсмены, актеры, художники) и бизнесмены, получающие чрезвычайно высокий доход. Они не унаследовали свое положение в обществе, а заняли его благодаря личным усилиям. Для их потребления характерна демонстративность, подчеркивающая статус. Именно эти люди покупают самые большие дома, самые роскошные автомобили и иные символы престижного потребления. В составе населения таких людей 2 -5%

    Верхушка среднего класса. Это люди, активно и успешно делающие карьеру в бизнесе, науке, политике, областях высоко – профессиональной деятельности. Очень требовательно относятся к качеству своей жизни, образованию детей, активно участвуют в культурной жизни, гражданских делах. Составляют около 15 % населения.

    Низший средний класс. Это типичные американцы, пример добросовестности, верности нормам и стандартам, “американскому образу жизни”. К этому слою относятся рядовые служащие, мелкие предприниматели. Фермеры, имеющие возможность нанять работников, инженерно – технические служащие предприятий, средний медицинский персонал, учителя. Они предпочитают жить в “приличном” районе, желательно в собственном доме. Доля этого класса в численности населения США – 35-40%

    Верхушка низшего класса. К ней относятся мелкие служащие и “люди, работающие в касках” - строители, квалифицированные и полуквалифицированные рабочие предприятий. Они, как правило, имеют общее среднее образование и профессиональные навыки. Труд их лишен творчества, жизнь довольно однообразна. Проживают в небольших домах или квартирах в непристижных районах города. Составляют 30% населения.

    Низший класс. Неквалифицированные рабочие, люди, живущие на пособия, случайные заработки, сезонные рабочие на сельскохозяйственных предприятиях. Проживают в “трущобных” районах, многие из них имеют проблемы с законом. Основную часть доходов тратят на питание. Их доля – 15%.

Задание. Определите, какие критерии положены в основу выделения этих групп.

Можно ли утверждать, что социальная стратификация возникла вместе с зарождением человеческого общества?

Для закрепления изученных вопросов составляем сравнительную таблицу.

II. Обсуждаем проблему соотношения “социального неравенства” и “социальной несправедливости”.

Учитель: Вспомните сказки различных народов мира. В сказочном мире всегда торжествует справедливость, но какая? Честный и трудолюбивый, благородный и храбрый, в конце концов все получит, а трусливый, коварный, жестокий все потеряет. При этом от самого человека зависит, каким ему быть – плохим или хорошим. Этот принцип был известен очень давно, еще в Древнем Риме. Справедливость проявляется в воздаянии каждому по заслугам. Гуманисты создали утопическое правило “каждому столько, сколько другому” Как же этот спор разрешается в реальной государственной практике?

Работа с документом № 4

“Справедливость и рынок” Об этом спорят!

Сторонник либеральной рыночной экономики Ф.Хайек считае, что выражение “социальная справедливость” в рыночной экономике вообще лишена смысла. Дело в том, что оно употребляется как синоним выражения “справедливое распределение”. Но в идеальной рыночной экономике никто ничего не распределяет, агенты рынка действуют исходя из своих интересов. Кроме того, в рыночной экономике (да и вообще в человеческом обществе) нет критериев, на основании которых можно было бы объективно судить об эффективности вклада каждого в “общий” результат. А если нет таких критериев, то нельзя говорить “О справедливом вознаграждении”

Начало рынка связано с отказом наших предков от групповых обязательств, т.е. заботы о соплеменниках. “Когда первые неолитические коммерсанты пересекали Ла – Манш на барках, нагруженных кремнием, чтобы, продав его, загрузиться вином и янтарем, то они при этом заботились не о том, как лучше обеспечить других, а о том, как больше заработать”, - пишет Хайек. Тем не менее, есть класс людей, который подвержен большому риску в условиях рынка – больные, сироты, нищие, инвалиды и др. Гарантировать им прожиточный минимум “на уровне, ниже которого не позволяет пасть чувство человеческого достоинства” - необходимая задача общества, так как “систему, не желающую заботиться о немощных, будут сотрясать волны народного негодования”

Вместе с тем в этом случае речь идет не об установлении “социальной справедливости”, а об ограничениях, вынужденно накладываемых на экономику и приводящих к снижению эффективности рынка и уменьшению общего результата

Высказывание учащимися собственных суждений по проблеме.

III. Учитель.

Причины социальных изменений. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение – излюбленный сюжет народных сказок: хитромудрый нищий вдруг становится богачом, бедный принц – королем, Золушка выходит замуж за принца, повысив свой статус. Однако человеческая история складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших социальных групп. НТР, войны, революции - все это приводит к смене социального положения в обществе групп.

Работа с базовыми понятиями: социальная мобильность (вертикальная и горизонтальная), маргинал, каналы или “лифты” мобильности. Приводим исторические примеры.

Тесты на закрепление материала.

1. Что входит в понятие социальной структуры общества:

    классовый состав общества;

    социально – профессиональная структура населения;

    демографический состав населения;

    все указанное выше?

2. Что из перечисленного ниже определяется понятием социальной общности (1), а что – социальной группы (2)?

    экологическое объединение;

    пенсионеры;

    молодежь;

    трудовой коллектив;

    городское население;

    ученики нашего класса;

    спортивная команда.

3. Изобразите графически вертикальную и горизонтальную мобильность по следующим позициям:

    изменение профессии: рабочий стал инженером;

    переезд из одного города в другой без изменения профессии;

    повышение квалификации в рамках одной профессии;

    понижение в должности.

4. Маргиналами называются:

    социальные группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями;

    опустившиеся на социальное “дно” выходцы из разных классов;

    представители малооплачиваемых слоев населения;

    разорившиеся предприниматели.

5. Переход людей из одной социальной группы в другую называется:

    социальным неравенством;

    социальной мобильностью;

    социализацией;

    социальной адаптацией.

Второй урок проводится в форме деловой игры “Общество, в котором мы живем. Общество, в котором нам хотелось бы жить”

Цель игры: выявить наиболее типичные ситуации, ведущие к нарушению связи личности и общества и государства; утверждать мысль о необходимости верховенства закона; развивать умение участвовать в дискуссии; обнаруживать и формулировать проблемы, вырабатывать совместные решения, использовать силу общественного мнения.

Воспитывать учащихся в духе уважения к правам личности, готовности к разрешению конфликтных ситуаций правовыми средствами.

Эпиграф к уроку: “Заговори, чтоб я тебя увидел” Сократ.

Прошу учеников высказать свои суждения по поводу мысли Сократа. Напоминаю детям правила дискуссии.

Организация игровой деятельности:

Игра состоит из трех частей.

Формирование небольших групп учащихся класса

Предварительная подготовка групп по материалам периодической печати, данным социологического опроса.

Обсуждение двух проблем: “Общество, в котором мы живем” и “общество, в котором нам хотелось бы жить”

Группы учащихся для деловой игры: “Предприниматели”, “Производители материальных благ”, “Интеллигенция””, “Пенсионеры”, “Группа риска”, “Правительство”

При подведении итогов игры их анализ показывает, что в результате дискуссии различные “социальные слои” пришли к сходным выводам. Общественные ожидания сводятся к следующему:

    демократическая, правовая основа;

    экономическая и политическая стабильность;

    высокий уровень образования, науки и культуры;

    сохранение генофонда нации;

    защита прав человека и права собственности;

    укрепление основ общественной нравственности;

    благоприятная экологическая среда;

    сохранение мира и укрепление национальной безопасности;

    искоренение преступности.

“Правительство” принимает решения по удовлетворению потребностей общества и интересов выделенных социальных групп. Они опираются на правовые документы, в первую очередь Конституцию Р.Ф.

Игра помогает понять учащимся проблемы общества, необходимость отказа от старых стереотипов мышления, перехода к плюрализму идеологий; перехода к гражданскому демократическому обществу; усовершенствованию демократического общества, его политического устройства; совершенствования законодательной базы.

Подведение итогов урока. Самооценка учащимися своей работы на уроке.

Рефлексия:

Мне было интересно (не интересно) на уроке, потому что…

Какой этап урока понравился и почему?

На каком этапе было труднее всего работать и почему?

Получили ли Вы удовлетворение от работы в группе?