Роль медицины в современном обществе. Роль врача в обществе. Врачи о врачебных ошибках

В современном обществе большинство людей в той или иной степени сталкивается с медициной и различными средствами лечения заболеваний. С первых попыток лечения человек использовал для этих целей огромное количество разнообразных средств, поиск которых никогда не прерывался. Одни из них исчезли из арсенала медицины как малоэффективные и были заменены более совершенными, другие, как оказывающие на организм вместе с положительным и отрицательное воздействие, третьи сохранились до наших дней. Растения же применяются человеком на протяжении всей истории его развития.

Использование растений для лечения вообще широко распространено в животном мире. Описаны многочисленные случаи самоизлечения животных при поедании различных трав и растений. Некоторые из этих наблюдений явилась ценными для человека. Так, в древних арабских рукописях рассказывается о том, как эфиопские пастухи обратили внимание на коз, начинавших оживленно прыгать и резвиться после поедания листьев кофейного кустарника. В результате проверки этого наблюдения было установлено возбуждающее действие не только листьев, но и бобов кофе. В настоящее время напиток кофе получил столь широкое распространение и популярность, что нет необходимости останавливаться на достоинствах (и недостатках) его использования.

Левзея сафлоровидная, применяемая в настоящее время в медицине как общеукрепляющее и тонизирующее средство, среди народов Сибири называется еще и маральим корнем. Охотники неоднократно наблюдали, как уставшие от погони олени поедают стебли и корни левзеи, после чего убегают. В дальневосточной тайге Приморья косули и другие дикие животные охотно едят жесткие листья кустарника элеутерококка. Такое необычное поведение вызвало предположение, что живoтныe лечатся. Действительно, тщательное изучение элеутерококка, проведенное, в частности, И.И. Брехманом, привело к обнаружению у него выраженных тонизирующих и адаптогенныx свойств. Бурятские охотники утверждают, что раненые олени охотно поедают красную гвоздику, в результате чего у них очень быстро прекращается кровотечение из ран. Как кровоостанавливающее средство гвоздика до сих пор применяется в народной медицине.

Дикие и домашние животные поедают растения, обладающие антигельминтными свойствами, например, полынь. В Бурятии для излечения овец от гельминтов их периодически выгоняют на пастбище, где растет туган-цыган. В Закавказье утверждают, что гималайские медведи с той же целью поедают цветки рододендрона. По-видимому, такое лечение и описал замечательный советский писатель-натуралист Н.И. Сладков: "Жует медведь цветы с отвращением, оттопыривая губы, давится, плюется, но глотает". Как человек открывал целебные свойства растений, мы, естественно, точно установить не можем. Несомненно, что путь к познанию лечебных трав был долгим и трудным.

Формирование человека как вида началось в лесу среди растений, которые в первую очередь привлекали к себе внимание людей. Главной пищей для первобытного человека являлись плоды, стебли, корни и корневища травянистых растений. Вместе с пищевыми растениями обнаруживались и лекарственные. Такие открытия были случайными. В результате многократного повторения лечебного действия отдельных растений человек стал понимать связь между наступившим облегчением страдания и применением какого-либо средства. Он запоминал полезные действия растений и при необходимости пользовался ими. "По всей вероятности, все питательные, возбудительные и целебные свойства самых невзрачных растений каждой страны впервые были открыты дикарями, которые были к тому подвигнуты крайней необходимостью, прошли через бесчисленное множество подобных опытов, а приобретенные на практике познания передавали друг другу и потомству изустно", - писал Чарльз Роберт Дарвин (1809 - 1882). Полученные сведения о лекарственных или токсических свойствах растений передавались от поколения к поколению и на протяжении многих веков накапливались в народе, слагаясь в опыт народной медицины.

Несомненно, что лекарственные растения явились первыми лечебными средствами, которые сознательно стал применять человек. В первобытном обществе искусством врачевания, по-видимому, владело все взрослое население, в связи с чем становится понятным, почему Иван Петрович Павлов (1849 -1936) в работе по истории медицины писал о врачах: "Их деятельность - ровесница первого человека... было бы несправедливо считать историю медицины с письменного его периода".

Изучая историю применения лекарственных растений, известный специалист в этой области Нина Георгиевна Ковалева сделала удивительно точный вывод о том, ..... что первый лекарь на земле был фитотерапевт. И быть практически только фитотерапевтом человеку пришлось в течение сотен лет, так как животная пища еще долго оставалась лишь случайным дополнением к растительной, а поэтому он и не мог достоверно обнаружить ее целебные свойства. Даже в период появления письменности, как свидетельствуют обнаруженные записи, большинство лекарственных средств имело растительное происхождение.

"Лечение растениями не является надуманным, изобретенным способом лечения. Успешное применение растений с лечебной целью - закономерный процесс, непосредственно вытекающий из условий развития человеческого организма. Поэтому не только первобытный человек, и но и заболевшее животное, которых вел инстинкт самосохранения, находили среди окружающей природы нужное растение, расплачиваясь иногда жизнью за неудачные поиски", - пишет Н. Г. Ковалева.

Сбор растений, приготовление лекарств и лечение заболевших требовало много времени, знаний и опыта. Поэтому по мере развития общества информация медицинского характера сосредоточивалась у определенных лиц. В древности это были, как правило, служители религиозных культов - шаманы, жрецы и т.п., позднее появилась профессия врача. Однако сведения о полезных свойствах целебных растений используются не только научной медициной, они и сейчас живут в народе, передаваясь от поколения к поколению. И знания о том, что прекрасным средством, останавливающим кровотечение из небольшого пореза, является подорожник, а при "куриной слепоте" нужно есть морковь, что слива и чернослив послабляют, а черемуха закрепляет и многое другое, мы получаем раньше, как правило, не от врача, а от своих близких. Научная и народная медицина не противоречат, а взаимно дополняют и обогащают друг друга.

На взаимоотношения медицины и общества существуют две противоположные точки зрения. Сторонники первой считают, что косное общественное мнение тормозит прогресс медицины. Сторонники второй убеждены, что развитие медицины нарушает гармоничное единство природы и человека, является основной причиной ослабления человечества в целом и даже может привести его к вырождению. В самом деле, с одной стороны, люди стали здоровее - увеличилась продолжительность жизни, современный человек по сравнению с древними предками крупнее, крепче. А с другой - лекарства и вакцины «отучили» организм самостоятельно бороться с болезнями. Однако медицина и общество не противостоят друг другу, находясь в сложном взаимодействии. Медицина вольно или невольно влияет на общество, изменяя его. От соблюдения медицинских норм в разных сферах деятельности людей зависят жизнь и здоровье каждого, и общество заинтересованно их учитывать. Нужно сказать и о гуманизирующем влиянии медицины. Достаточно вспомнить, сколько усилий понадобилось приложить врачам, чтобы объяснить обществу, казалось бы, очевидные вещи: ВИЧ-инфицированные люди не должны быть изгоями, психические расстройства - болезни, а не пороки, и они требуют лечения, а не наказания. Однако и общество диктует медицине свои требования. Они тормозят ее развитие, но в разумных пределах - ведь результат любого процесса, если он протекает бесконтрольно, непредсказуем, а порой трагичен. Развитие гинекологии поставило задачу ограничения абортов. Успехи реаниматологии поставили перед обществом и врачами вопрос, до каких пор нужно продолжать оживление уже неспособного к жизни организма. Достижения генетической медицины вызвали споры о той грани, которую не должны переступать ученые в экспериментах с клонированием. Под давлением общественности врачи уже в XX в. начали с особой строгостью подходить к внедрению в лечебную практику новых лекарственных препаратов. В результате появились законы «медицины доказательств», которым теперь следуют медики всего мира. Повышение ценности человеческой жизни повлияло на современную медицинскую этику, привело к законодательному закреплению прав пациента. На протяжении долгого времени на ряд важнейших видов медицинских занятий накладывались религиозные и светские запреты. Такие запреты прежде всего относились к изучению внутреннего строения человеческого тела - анатомии. Долгие века врачам не разрешали проводить вскрытие трупов. Герофила (Древняя Греция, конец IV- первая половина III в. до н.э.), который нарушал это табу, сограждане презирали, окрестили «мясником» и не раз хотели изгнать из города. А ведь именно Герафилу принадлежат серьезные открытия в области анатомии, он изобрел немало способов хирургического лечения болезней. Многие ученые пострадали, пытаясь преодолеть непонимание общества. Запрет на вскрытие тела человека остался в средневековом прошлом. Но есть много других примеров, когда врачам приходилось (и до сих пор приходится) сталкиваться с боязнью нового, непониманием их идей. Под обстрел общественного мнения попали первые попытки переливать кровь, пересаживать органы, делать профилактические прививки и операции на головном мозге, осуществлять искусственное оплодотворение. Медицина продолжит свое развитие, и, как сотни лет назад, каждый ее новый шаг будет давать повод скептикам сомневаться в правильности выбранного пути. Однако стратегия разумного сдерживания во многих отношениях полезна для любой науки, а для медицины - особенно. В современном мире таким тормозом служат законы, которые устанавливают правила использования достижений науки. Государственные законы сегодня помогают разрешить многие споры между обществом и Церковью, с одной стороны, и медициной - с другой. Общество сомневается в моральной допустимости абортов. Создается закон, где сказано, кому и когда аборт разрешен, а когда его делать категорически нельзя. Людей волнует проблема эвтаназии. Законодательство Нидерландов оговаривает условия, при которых эвтаназия возможна. В России и многих других странах «добровольная смерть» запрещена законом. Общество вновь разделилось: оно не в силах однозначно решить эти и многие другие проблемы этики. Да и сами врачи часто не знают точно «что такое хоро-шо и что такое плохо». Развитие медицинских технологий ставит перед медициной все новые этические проблемы, которые нелегко разрешить. Поиск правильных решений, выработка новых критериев этичности - большая постоянная работа, и ее необходимо делать, потому что иначе научный прогресс может незаметно для нас самих обернуться регрессом человечности.

Перед социологией медицины, организацией и экономикой здравоохранения как научной дисциплиной и практикой, для научного обоснования и внедрения форм, методов, путей и мех-мов реформ здравоохранения стоят сложные задачи, охватывающие 2 уровня социально-экономических и правовых ориентиров: 1)Макроуровень, предполагающий универсальные законы политического и социально-экономического устройства общества, генеральные принципы осуществления уставной деятельности мед предприятий, фирм, АО в существующей экономической системе. Указанный уровень отражает способы и методы влияния на экономическую ситуацию, регламентирует организационно-правовой каркас системы здравоохранения и его межсекторальные связи, сегментирует внутренние и внешние регуляторы, движущие силы рынка мед услуг, его субъектов и объектов; 2) Микроуровень (практический), на котором реализуются конкретные закономерности, связанные с осуществлением мед деятельности; финансирование работодателей, работников, вопросы собственности, основы заработной платы, инвестиционной и инноваци-онной политике предприятия, особенности мед труда и пр.

Ф-и медицины:

Медико-социальная (увеличения прод-ти жизни)

Научно-исследовательская (научные технологии, нов методы лечения)

Аксиологическая (формирование ценностных ориентаций в обществе)

Прогностическая (моделирование структуры заболеваний, предупреждение эпидемий и пандемий)

Просветительская и педагогическая (просвещение населения о болезнях, ЗОЖ)

Один из наиболее любимых Еленой Ивановной философов и писателей Фридрих Ницше в своем произведении "Человеческое, слишком человеческое..." так отмечал главенствующее значение врачебной профессии в культуре человечества: "В настоящее время ни одно призвание не дает возможности достигнуть такого высокого положения, как призвание врача. Но высшее духовное образование врача не ограничивается теперь знанием лучших, новейших методов лечения, навыком и умением делать те быстрые заключения о причинах и влияниях, которые создают славу диагноста: нет, врач должен, кроме того, обладать умением говорить, применяясь к положению пациента, убедить его, тронуть его сердце; он должен обладать мужеством, один вид которого прогонял бы малодушие, - этого червяка, грызущего каждого больного; ловкость дипломата в посредничестве между больными, которым для выздоровления необходимы радости, и теми, которые, в видах своего здоровья, должны и могут доставлять радость другим; проницательность сыщика и следователя, чтобы разгадывать тайны души, не выдавая их, - словом, хороший врач должен в совершенстве владеть приемами искусства всех других профессий. Являясь в таком всеоружии, врач в состоянии сделаться благодетелем всего общества, увеличивая количество добрых дел, духовную радость и производительность ума, удерживая от дурных мыслей, злых намерений, плутовства (отвратительным источником которых так часто бывает брюшная полость), освобождая от так называемых душевных мук и угрызений совести и способствуя восстановлению духовной и физической аристократии (помогая или препятствуя заключению браков). Только таким образом он из медика сделается спасителем общества".

В полном соответствии с древними традициями Восточной Медицины, в Учении Живой Этики врачу отводится совершенно особое место среди ученых и практиков, работа которых связана с людьми. Врач представляется своего рода целителем душ и тел, причем не просто "психотерапевтом", но и в самом прямом смысле духовником , труд которого помогает облагораживать людей: "Вы писали сегодня о физических лекарствах, но для толп даже бочки самого драгоценного вещества будут бесполезны. Можно просить всех врачей мира начать миссию одухотворения сердца. Каждый врач имеет доступ в разные дома. Он видит разные поколения, слова его принимаются со вниманием. Он так легко может среди физических советов прибавить самые ценные наставления. Он имеет право узнать все подробности нравственных условий дома. Он может дать совет, который заставит подумать поверх действий желудка, приказать может, ибо за ним стоит страх смерти. Врач - самое священное лицо в доме, где больной. Человечество озаботилось достаточным количеством болезней - значит, врач может дать много ценных предупреждений..." (Мир Огненный, II, 217).

Поле деятельности врача в доме больного расширяется от необходимости подать совет о переустройстве быта до изменения образа поведения и отношения к труду и к родным людям. Лишь в последние десятилетия вследствие общеизвестных деформаций во врачебном образовании и практике поликлинических врачей в нашей стране заметно снизился престиж врачебной профессии. Во все же времена врач считался главнейшим из специалистов , ибо от его действий зависела сама жизнь пациента. В данном же случае значение врача в жизни человека еще более углубляется, хотя, разумеется, для достижения такого высокого профессионализма одних лишь знаний и умений мало. Необходимо еще стать высоконравственным, духовно утвердившимся человеком: "Врачи могут быть истинными помощниками человечества в восхождении духа. Разум врача должен усиливаться сердцем. Невозможно, чтобы врач был невежественным отрицателем. Не может врач не быть психологом и не может он пренебрегать чудесной психической энергией..." (Аум, 3).

В древности врач был не только высоконравственным и глубоко знающим свой предмет специалистом. Врачи путем специальной йогической тренировки приобретали паранормальные (хотя и совершенно естественные для высокоразвитого человека) экстрасенсорные способности, которые помогали им точно поставить диагноз и избрать необходимую схему лечения в полном соответствии с индивидуальностью заболевшего.

Это не означает, что в прошлом все врачи были похожи на Вольфа Мессинга или Розу Кулешову. Однако овладение психическими паранормальными способностями вменялось наряду с обретением высокой наблюдательности и развитой памяти каждому врачевателю в профессиональную обязанность, и в развитой степени (в зависимости от таланта и усердия в тренировках) этими способностями владели очень многие медики. В трактате "Чжуд-ши", содержащем основные положения индо-тибетской медицины, есть специальный раздел, целиком посвященный йогическому психоэнерготренингу врача, целью которого и являлось развитие высших способностей человеческого восприятия . Соответствующие разделы, называемые "Даосской Йогой", имелись и в трактатах китайских медиков.

Современной психологии самосовершенствования известна одна из врожденных способностей, называемая "врачевательной". Она заключается в повышенной природной способности сопереживать другому человеку. Это сопереживание происходит не только на субъективно-психическом, но и на сугубо физиологическом уровне восприятия. Обладающий такой способностью человек буквально ощущает все, что чувствует, переживает и даже мыслит осматриваемый им пациент ("со-чувствует" ему).

В прошлые века опытные наставники определяли среди претендентов на звание врачевателя именно таких одаренных людей и направленно (посредством использования упражнений Йоги и целевого программирующего внушения) развивали в них эту уникальную способность. Впоследствии (после развития и освоения) умение "контактировать" с телом и душой пациента успешно заменяло врачам и рентгеноскопию, и биохимические анализы крови, и другие инструментальные и лабораторные методы обследования пациента.

Главным для врачевателя прошлого являлось владение в совершенстве наукой о душевных свойствах и психических процессах человека: "Ни в одной врачебной школе не преподается психология. Такой предмет вообще не существует. Слово "психология" связывается с педагогикой, но не с познанием качеств психической энергии. Невозможно допустить, чтобы врачебное образование могло обойти такой основной предмет. Познавание психической энергии позволяет явить внимание к лекарствам. Насколько меньше потребуется лекарств, когда врачи смогут применять психическое лечение. Условия помощи психической энергией обновит все явления жизни. Не будем отделять высшее понятие бытия от врачебной помощи. Сколько древних источников указывают, что священнослужители были и врачами. Так подчеркивалось, что врач имеет авторитет, иначе он будет ходить в хвосте болезней, не имея возможности предотвратить их..." (Община, 234).

Высокий авторитет врача в прошлые века позволял его советам доходить до умов и сердец пациентов. Только таким образом и можно было заниматься истинной профилактикой заболеваний. Иначе какая же помощь может упредить развитие болезни, если люди не принимают (вследствие недоверия к врачам и из-за собственной низкой культуры) рекомендации медиков и не изменяют собственные пагубные привычки и вредные условия жизни! Только священностью положения врача можно объяснить такое пристальное внимание, которое уделялось в древних медицинских трактатах именно профилактике болезней, вопросам оздоровления быта и всего образа жизни, вопросам ведения естественного порядка труда и отдыха в "следовании ритмам и состояниям Природы". И авторитет высоконравственного и прекрасно владеющего своей специальностью медика для введения такой профилактики был обязателен.

Знание прикладной психологии крайне важно и даже обязательно для врача еще и потому, что организм человека под направленным психологическим воздействием способен выделять целые "наборы" особенных собственных феноменально активных и направленно действующих веществ, которые наиболее естественны для его функционирования и по качеству, и по дозировке. Такие "внутренние лекарства" способны физиологически приводить ткани и органы к целительным перестройкам в соответствии с задачей лечения, передаваемой медиком пациенту при психологическом воздействии. Организм, оказывается, очень внимательно слушает голос врача, его мысль и настроение, разумеется, если врач сумел "понравиться" организму и "войти с ним в контакт".

Гипнотерапевт Кашпировский А.М. усердно пропагандировал идею возможности выработки организмом человека, находящегося под психологическим влиянием врача, таких внутренних биологически активных веществ, своего рода "собственных лекарств", которые, в частности, способны "растворять" даже рубцовую ткань, до сих пор считавшуюся практически неизменяемой даже под действием мощных химиотерапевтических и ферментных препаратов. Те же идеи вот уже три десятка лет успешно развиваются в США. Даже выделен новый раздел экспериментальной медицины - психоэндокринная нейроиммунология, приверженцы которой занимаются поисками путей активации организма человека и стимуляции выработки необходимых для исцеления биологически активных веществ внутреннего происхождения посредством применения различных психологических методов влияния, в том числе используется трансцендентальная медитация, аутотренинг, активное программирование, нейролингвистическое программирование или старый добрый гипноз.

Крайне интересен в этой связи опыт работы американского специалиста по психологическому воздействию Карла Синглтона. В многочисленных популярных и научных книгах, выходящих из-под его пера и сразу становящихся бестселлерами, этот врачеватель делится собственным опытом создания им специальных групп психологической активизации скрытых резервов самоисцеления у онкологических больных. Влияние психотерапии, проводящейся, разумеется, по специально разработанной для различных типов больных программе, таково, что действие всех "классических" методов лечения раковых заболеваний (химиотерапия, хирургия, лучевая терапия) значительно усиливается, их эффективность увеличивается за счет создания в группах пациентов особенно положительного эмоционального фона, выработки установки на исцеление и генерации непоколебимой веры в успех проводимого лечения.

Наряду с обычным облучением, химиотерапией и хирургическим вмешательством доктор Синглтон использует также технику психического расслабления и технику визуализации - умения видеть "на закрытых глазах" воображаемые картины процессов, происходящих в это время в организме. Вот как описывается метод Синглтона в книге Дж.Мишлава "Корни сознания".

"Пациента просят медитировать по 15 минут в одно и то же время 3 раза в день - утром после пробуждения, днем около полудня и ночью перед самым отходом ко сну. Первые несколько минут медитации идут на то, чтобы войти в состояние расслабления: лишь полностью расслабившись, пациент может визуализировать спокойный пейзаж. Далее следует основная часть работы с мысленными образами. Прежде всего, пациент "настраивается" на раковую опухоль и созерцает ее "оком своего ума". После этого он представляет предположительную картину работы его собственного иммунного механизма, устраняющего мертвые и умирающие клетки. Пациента просят визуализировать армию лейкоцитов, которые толпятся около раковой опухоли, унося злокачественные клетки, ослабленные или погибшие в результате облучения. Затем пациент представляет, как лейкоциты разрушают злокачественные клетки, после чего остатки последних "вымываются" из организма. В завершение медитации пациент визуализирует себя самого совершенно здоровым и счастливым".

Помимо применения техники визуализации, пациента знакомят с общими принципами работы иммунного механизма, показывают ему фотографии других пациентов, которые исцелились полностью с помощью метода доктора Синглтона. Изучив истории болезней 152 пациентов, доктор обнаружил, что почти у половины из них наступило полное излечение, обычные методы лечения с использованием метода психической мобилизации дали лучшие результаты, чем без такого сочетания. Разумеется, лечение принесло наибольшую пользу тем, кто был наиболее оптимистично настроен и полнее, глубже вовлекался в целостный лечебный процесс. У пациентов этой же группы были значительно ослаблены негативные побочные эффекты, вызываемые обычно применением лучевой терапии.

Интересно, что и в книгах Учения Живой Этики подобные идеи выдвигались еще в 20-х гг. нашего столетия, причем значительно серьезнее была поставлена сама проблема - проблема связи внутренней "лаборатории" организма человека не только с его психическим состоянием, но даже с влиянием планетарной и космической энерго-информационной среды: "...Щедро наделены люди мощными веществами. Химическая лаборатория человека феноменальна. Поистине, можно сказать, - нигде не может быть сосредоточено столько сил, как в организме человеческом. Не случайно существовала теория, что человек может от всех болезней лечиться своими собственными выделениями. Также не забудем, что человеческий химизм является тончайшим, все находится под воздействием психической энергии, которая, в свою очередь, постоянно может обновляться в связи с пространственными токами... Силен яд человеческий и целебна психическая энергия... Неразрывны психические и химические воздействия..." (Надземное, 338).

В Восточной Медицине издревле было известно о возможности целенаправленной активизации способности организма человека к выделению целебных веществ под психологическим воздействием опытного врача. Поэтому-то психология в древности и была столь жизненно необходима врачам в их повседневной практике. Овладение же практической психологией требовало от самого врача высочайшего развития его психических качеств и нравственных достоинств.

Врачи прошедших веков старались развить в себе так называемый "пробный камень" - практическую интуицию, посредством которой они могли непосредственно ощущать состояния пациента: так они "догадывались" о необходимой схеме лечения (что, правда, вовсе не исключает необходимости глубокого знания предмета, но дополняет способности к размышлению интуитивными озарениями).

Врачи прошлого использовали развиваемую методами йогического психотренинга способность к внушению и таким образом воздействовали на пациента, приводя в действие его скрытые химические "лаборатории", что позволяло естественным образом решать многие лечебные задачи, фактически не прибегая к введению лекарств. Разумеется, внушение было важным, но далеко не единственным методом лечения. Однако именно установлению психологического, точнее, прямого психоэнергетического контакта медика с пациентом в древности придавалось первостепенное значение при определении прогноза лечения заболевания и возможности исцеления. Между прочим, и доктор Синглтон стремился отбирать в свои группы именно оптимистически настроенных больных , еще не потерявших веру в возможность реального исцеления и доверия к медицине и ее представителям. Он это делал с помощью психодиагностических тестов. Врачи прошлого при их наблюдательности и внутренней чуткости могли выбирать и "на глаз".

Что касается развития современной фармакологии и широкого распространения стандартных схем лечения, связанных с совершенствованием фармацевтической базы современной медицины и углублением знаний об интимных механизмах работы биохимических "машин" организма человека, в Учении Живой Этики сказано более чем определенно: "Могут спросить - будет уменьшаться число врачей при умножении готовых лекарств? Это было бы бедствием. Явление врачей повсеместно - если только понимать врача как высокообразованного друга человечества. Именно условно заготовленные лекарства вызовут заболевания, которые врач должен индивидуально лечить. Потребуется очень тонкое сочетание внушения с медикаментами. Не говорим о хирургии, ибо эта область не вызывает рассуждений, если она не превышает своего назначения. Хирург, производящий ненужную операцию, нередко подобен убийце. Потому и в этой области требуется истинное чувствознание (синоним сознательно управляемой интуиции - С.К.). Но еще сложнее положение врача при сочетании нескольких заболеваний, а такие случаи умножаются. Можно лечить одну болезнь и тем ухудшать другую. Многие местности до сих пор лишены разумной врачебной помощи. Из такого положения рождается явление понижения жизненности. Вырождение не есть измышление. Можно наблюдать повсюду признаки такого бедствия. Такое несчастье поражает не только современное поколение, но оно извращает будущее человечества. Нам закричат, что такой совет стар. Но почему же он не принимается до сих пор?" (Братство, 141).

Высокое призвание врача и его центральная, прямо скажем, роль в процессе исцеления пациента определяются тем, что врач не просто специалист, знакомый с медицинской наукой, но высокообразованный и высоконравственный помощник нуждающегося в нем человека, специалист, обладающий запасом "психической энергии", столь необходимой для всякого лечения, как его понимали основатели Учения Живой Этики.

И поэтому врач не может быть заменен ни компьютером, ни приборами, ни синтезируемыми в колбах химзаводов лекарствами. Но что же это такое - "психическая энергия", которой так много внимания уделяется практически во всех теориях и практических рекомендациях как Учения Живой Этики, так и в древних трактатах Восточной Медицины и целом?

Сложно представить,каково было бы состояние людей,без методов поддержания здоровья.

В самом деле,ведь хорошее самочувствие определяет характер,настроение и поведение человека.. Крепкий иммунитет,отсутствие хронических и тяжелых заболеваний позволят человеку чувствовать себя более увереннее и сильнее в психоэмоцианальном плане!

Далеко не секрет,что человек уверенный в себе,жизнерадостный - узнав, о тех или иных инфекционных процессах,протекающих у него в организме, начинать внушать себе неблагоприятный исход своей болезни,тем самым усложняя процесс лечения и увеличивая сроки госпитализации.Во избежание таких осложнений, в медицине существует термин "этико-деонтологическое обеспечение ".

В наши дни, можно с уверенностью сказать,что медицина идет в ногу с цивилизацией... Чем больше изобретений приносящих вред организму,тем больше методов лечения,причем для отдельных болезней(хронические болезни,лихорадка,псориаз и т.д), есть несколько методов лечения...

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Медицина в современном обществе

Всё убыстряющийся темп развития современного общества актуализирует проблему сохранения человека как вида. Решение этой проблемы во многом зависит от развития сверх адаптационных возможностей человека. Для этого необходимо не столько лечение болезней, сколько их предупреждение, т. е. профилактика заболеваний. Успешная профилактическая деятельность во многом зависит от отношения к здоровью населения, человека, заинтересованности государства в сохранении здоровья граждан как человеческого ресурса своего существования.

Таким образом, разрешения проблемы сохранения здоровья зависит от формирования отношения к здоровью как ценности, на индивидуальном, общественном и государственном уровнях.

Однако этого недостаточно. Активное взаимодействие природы и общества влияет на появление новых заболеваний, изменяет течения уже известных. Это обстоятельство ставит перед современной медициной ряд серьезных задач, которые относятся к системе медицинского знания.

Во-первых, современная медицина должна развивать фундаментальное знание о взаимосвязи человека, природы и общества, которая отражается на здоровье человека. Это знание необходимо для поддержания сверх адаптации человека в условиях его активного изменения среды обитания. Решая эту задачу, медицина столкнулась с проблемой интеграцией знания в условиях роста его дифференциации.

Вторая задача, которая стоит перед западной медициной это необходимость дополнить систему деятельности в экстремальной ситуации системой профилактики заболеваний и системы восстановления здоровья. Западная медицина прекрасно справляется в экстремальных ситуациях. По сути это институт быстрого реагирования. Но в человеческой жизни таких ситуаций бывает немного. Здоровье человека складывается из мелочей его обыденной жизни: что он есть, как он спит, как относится к себе, другим. По-этому не случайно такое пристальное отношение к профилактике здоровья. В связи с этим здоровье рассматривается как ресурс жизни человека, существования популяции. Такое отношение характерно для восточной медицины, которая преимущественно занимается корректировкой качества здоровья человека. Этим обусловлено внимание и изучение западными медиками восточных технологий, принципов врачевания. Отсюда проистекает и третья задача западной медицины.

Третья задача относится к развитию фундаментальной науки о здоровье человека. Такой фундаментальной науки, которая бы выстраивая систему знания о человеческом здоровье, осуществляла синтез разнообразных систем медицинского по принципу их практического эффекта. Для выполнения этой задачи необходимо актуализировать внимание общества к проблемам здоровья популяции, адаптировать различные принципы рассмотрения устройства мира и его взаимосвязей, отраженные в представлениях о человеке. Это необходимо для понимания разнообразных стратегий медицинской деятельности, которые осуществляются в разных медицинских системах. И только затем наступает период интеграции медицинского знания, как организации отношения между различными системами. В основе такого отношения в начале лежит принцип практической эффективности в оказании медицинской помощи. По мере развития интеграции систем медицинского знания всё больше уделяется внимание структуре знания и его связи с практической деятельностью в результате будет создана новая система знания о человеке.

Нельзя сказать, что эти задачи новы для медицины. И в древности перед врачом стояли те же задачи, решая которые он сохранял здоровье человека, населения.

Особенность решения данных задач в современном обществе заключается в том, что медики, особенно в России, лишены привилегированного отношения.

Кризис медицины отразился на качестве медицинских услуг, на развитие медицинского знания и в конечном итоге на уровне подготовки специалиста. Это отразилось на отношении населения к медицинскому сообществу в целом.

В связи с этим современная медицина, решая проблему сохранения и развития здоровья населения, человека организовывает профилактические меры по предупреждению заболеваний, развивает медицинское знание. Эффективная работа в этом направлении отразится на изменении отношения к современной западной медицине.

2. Способы и средства предотвращени я болезней и повышения здоровья

Любую болезнь легче предупредить, чем лечить. Думаю, что для людей, заботящихся о своем здоровье, этот тезис не нуждается в доказательствах.

Методы профилактики различных заболеваний можно разделить на две основные группы. Первая - это методы, направленные на общее укрепление организма, повышение иммунитета; сюда же можно отнести элементарные правила личной гигиены, соблюдение которых само по себе уже является способом профилактики очень многих болезней. Вторая - это методы, направленные на предотвращение конкретных заболеваний (на медицинском языке - специфические методы профилактики).

Специфическая профилактика, как правило, проводится по назначению и под контролем врача. В первую очередь это профилактические прививки, которые нам начинают ставить с первых дней жизни. Именно благодаря прививкам жители цивилизованных стран давно забыли о страшных эпидемиях оспы и чумы, выкашивавших в средние века целые города. Во взрослом возрасте можно делать прививки от гриппа, столбняка, клещевого энцефалита и многих других болезней.

Впрочем, в сферу компетенции врачей мы вторгаться не будем, а поговорим о тех профилактических методах, которые можно и нужно применять самостоятельно. Это соблюдение правил личной гигиены и неспецифические методы укрепления иммунной системы, повышения защитных способностей организма. Рассмотрим также "общедоступные" методы профилактики некоторых распространенных конкретных заболеваний.

Соблюдение правил личной гигиены само по себе уже является важнейшей профилактической мерой. Наверняка вы слышали выражения: "Чистота - залог здоровья" или "Дизентерия - болезнь грязных рук". Это не пустые слова. Соблюдение всем с детства известных гигиенических правил позволяет предотвратить появление многих и многих заболеваний.

Укрепление иммунитета - задача более сложная. Иммунная система защищает наш организм от различных чужеродных "вторжений", как внешних (вирусы, бактерии), так и внутренних (переродившиеся собственные клетки). Сильная, полноценно функционирующая иммунная система способна вовремя "заметить" почти любые неблагоприятные изменения в организме и справиться с ним. И человек остается здоровым даже в самой сложной обстановке, например, во время эпидемии. К сожалению, людей с действительно сильной иммунной системой, способной справиться с любыми "врагами", сейчас совсем немного, особенно среди жителей крупных городов.

Существуют различные методы стимулирования защитных сил организма, укрепления иммунной системы. Основными из них можно считать:

устранение неблагоприятных факторов, нарушающих работу иммунной системы;

правильное питание. Правильному питанию, как одной из важнейших составляющих здорового образа жизни, посвящен отдельный раздел на нашем сайте. Здесь же мы отдельно остановимся на правилах питания, особенно важных для укрепления иммунной системы;

закаливание;

психологический комфорт;

медикаментозные методы стимулирования иммунной системы. Несмотря на то, что огромное количество иммуностимулирующих препаратов продается в аптеках без рецепта, настоятельно рекомендуется применять их только по назначению и под контролем врача.

3. В чем состоит деятельность социальных работников, направленная на с охранение и укрепление здоровья

Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать обширные междисциплинарные знания -- медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные и др.

К задачам социальной работы в системе здравоохранения относятся: содействие пациенту в повышении его адаптационных ресурсов в обществе, более полном использовании его физиологического потенциала с учетом состояния здоровья; содействие в трудоустройстве, организации доврачебной медицинской помощи и ухода за больными; оказание необходимой социальной помощи умирающим; санитарно-гигиенические мероприятия; санитарное просвещение населения; санитарная помощь инвалидам в обеспечении их санитарным транспортом, различными приспособлениями для выполнения элементарных жизненных навыков.

Специфика социальной работы определяется состоянием здоровья (физического, психического) конкретного пациента, степенью нарушения его адаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления.

Социальная работа в медицине многообразна, что определяется многочисленностью социальных групп населения и различных патологических состояний, выраженностью нарушений функций организма, степенью утраты трудоспособности и работоспособности, а также ролью тех или иных социальных факторов в развитии заболеваний.

Социальная работа в медицине предназначена для создания и укрепления общественного и индивидуального здоровья, что объединяет ее с медицинской деятельностью. Однако методы, используемые ими, различны.

Так же как медицинская деятельность, направленная на профилактику заболевания, разделяется на первичную и вторичную, так и медико-социальную работу нередко разделяют на первичную и вторичную.

Первичная социальная работа подразумевает восстановление у населения необходимости соблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, достижение определенного уровня экономического развития общества.

Вторичная социальная работа предусматривает создание определенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба для здоровья лучше адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу, почувствовать себя личностью, а также решение целого ряда других социальных проблем (обеспеченность необходимыми жилищными условиями, транспортом, питанием, профессией, соответствующей состоянию здоровья, устранение вредных привычек -- курение, злоупотребление алкоголем и т.п.).

4. О сновные тенденции в сфере отношения человека к своему здоровью

Отношение к здоровью, по сути, интегрирует все психологические категории, в рамках которых анализируется понятие внутренней картины здоровья. Это и знания о здоровье, осознание и понимание роли здоровья в процессе жизнедеятельности человека, его влияния на социальные функции, эмоциональные и поведенческие реакции. Кроме того, категория «отношения» имеет богатую историю разработки, относительно четко определенное содержание, структуру, диктует известную логику анализа. Возможно использование опыта, накопленного при изучении самоотношений, а также отношений к другим объектам окружающей действительности.

Отношение к здоровью - один из центральных, но пока еще очень слабо разработанных вопросов психологии здоровья. Поиск ответа на него сводится, в сущности, к одному: как добиться того, чтобы здоровье стало ведущей, органичной потребностью человека на всем протяжении его жизненного пути, как помочь людям сформировать адекватное отношение к своему здоровью - glavsovet.ru. При этом точнее говорить о степени адекватности или неадекватности, так как в реальной жизни выделение диаметрально противоположных типов отношения к здоровью - адекватного и неадекватного - практически невозможно.

Эмпирически фиксируемыми критериями степени адекватности/неадекватности отношения к здоровью могут служить:

На когнитивном уровне - степень осведомленности или компетентности человека в области здоровья, знание основных факторов риска и антириска, понимание роли здоровья в обеспечении эффективности жизнедеятельности и долголетия;

На эмоциональном уровне - оптимальный уровень тревожности по отношению к здоровью, умение наслаждаться состоянием здоровья и радоваться ему;

На мотивационно-поведенческом уровне - высокая значимость здоровья в индивидуальной иерархии ценностей, степень сформированности мотивации на сохранение и укрепление здоровья, степень соответствия действий и поступков человека требованиям здорового образа жизни, а также нормативно предписанным требованиям медицины, санитарии и гигиены;

Соответствие самооценки индивида физическому, психическому и социальному состоянию своего здоровья.

Обобщая результаты экспериментальных исследований, следует отметить парадоксальный характер отношения к здоровью современного человека, т.е. несоответствие между потребностью человека в хорошем здоровье, с одной стороны, и его усилиями, направленными на сохранение и укрепление своего физического и психологического благополучия - с другой. По-видимому, истоки несоответствия кроются в том, что формированию адекватного отношения человека к собственному здоровью препятствует целый ряд уже обозначивших себя причин. На следующих вебстраницах мы попытаемся раскрыть их содержание.

5 . О сновные направления социальной политики государства в с охранении и укреплении здоровья

Сохранение и укрепление здоровья трудящихся - одна из важнейших функций государства, составляющих основу государственной социальной политики. Государственная социальная политика по охране и восстановлению здоровья работающего населения - система мер,

направленных на создание благоприятных условий жизнедеятельности, минимизацию воздействия вредных и неблагоприятных факторов, сохранение и укрепление физического и психического здоровья работников, профилактику заболеваний, увеличение продолжительности активной жизни и трудоспособности, достижение оптимального качества жизни, эффективности производственной деятельности.

Реализация государственной социальной политики по охране и восстановлению здоровья работающего населения предполагает осуществление комплекса мер:

политических, экономических, технологических, правовых, организационных, социальных, научных, медицинских, санитарно-гигиенических и противоэпидемических

Основные задачи

совершенствование профилактической направленности

совершенствование лечебно-диагностического процесса и реабилитации

совершенствование правового и организационно-управленческого аспекта

совершенствование информационного обеспечения и подготовки кадров

совершенствование научно-методического обеспечения всех субъектов, участвующих в процессе охраны здоровья работающих.

здоровье социальный политика

6 . Понятия генотип и мутация

Наследственная основа организма, совокупность всех его генов, всех наследственных факторов организма.

Изменение наследственных свойств организма.

7. Факторы, влияющие на физическое развитие человека

Физическое развитие человека - это процесс формирования личности, который происходит под влиянием различных факторов. Они делятся, на: эндогенные (относятся к внутренней среде) и экзогенные (к среде обитания).

К эндогенным факторам относят: генетические факторы, которые могут являться носителями наследственных заболеваний и иметь влияние на процесс роста, развития.

К экзогенным факторам относятся: климатические показатели, природные факторы, район проживания, водные ресурсы, экология.

К социальным факторам относят: факторы питания, уровень образования, положение ребёнка в семье, доступность медицинской помощи.

Под двигательной активностью понимается сумма всех движений, производимых человеком в процессе своей жизнедеятельности. Это эффективное средство сохранения и укрепления здоровья, гармонического развития личности, профилактики заболеваний. Непременной составляющей двигательной активности являются регулярные занятия физической культурой и спортом.

Двигательная активность благотворно влияет на становление и развитие всех функций центральной нервной системы: силу, подвижность и уравновешенность нервных процессов. Систематические тренировки делают мышцы более сильными, а организм в целом более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения. Во время мышечной работы увеличивается частота дыхания, углубляется вдох, усиливается выдох, улучшается вентиляционная способность легких. Интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний. Умение четко, грамотно и экономно выполнять движения позволяет организму хорошо приспосабливаться к любому виду трудовой деятельное ти. Постоянные физические упражнения способствуют увеличению массы скелетной мускулатуры, укреплению суставов, связок, росту и развитию костей. У крепкого, закаленного человека увеличиваются умственная и физическая работоспособность и сопротивляемость к различным заболеваниям. Любая работа мышц тренирует и эндокринную систему, что способствует более гармоничному и полноценному развитию организма. Люди, выполняющие необходимый объем двигательной активности, лучше выглядят, здоровее психически, менее подвержены стрессу и напряжению, лучше спят, у них меньше проблем со здоровьем.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Определение здоровья. Социальная медицина и управление здравоохранением как врачебная специальность и наука о здоровье населения. Социальные и биологические факторы здоровья. Здоровье как показатель эффективности медико-профилактической деятельности.

    реферат , добавлен 30.01.2008

    Социальная политика – деятельность государства для ослабления дифференциации доходов, смягчения противоречий между участниками рыночной экономики, предотвращения социальных конфликтов на экономической основе. Социальная ситуация в Томской области.

    реферат , добавлен 30.03.2008

    Социальная политика как целенаправленная деятельность государства по реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе и предоставления ему социальных гарантий. Основные механизмы социальной политики Санкт-Петербурга.

    курсовая работа , добавлен 12.07.2012

    Понятие ресурсов, потенциала и баланса здоровья. Система социальных показателей здоровья. Оценка численности населения Белгородской области. Анализ демографических, социальных, психологических факторов и факторов образа жизни, влияющих на здоровье людей.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2015

    Исторические и методологические предпосылки возникновения социологии здоровья. Сохранение репродуктивного здоровья девушки – будущей матери. Теоретические подходы к вопросу социологии здоровья. Факторы, влияющие на репродуктивное здоровье молодёжи.

    курсовая работа , добавлен 28.07.2010

    Конституционное провозглашение равенства мужчин и женщин. Влияние гендерных стереотипов на роль женской части населения в современном обществе. Характеристика важнейших функций женщин в семье. Основные факторы, влияющие на состояние здоровья женщины.

    реферат , добавлен 13.03.2012

    Основные направления и задачи социальной политики в Российской Федерации. Создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Правовая защита социальных интересов различных групп населения. Политика государства в сфере труда.

    контрольная работа , добавлен 23.11.2014

    Состояние здоровья населения России, его оценка по демографическим, социально-экономическим, медицинским аспектам и по специальным опросам. Понятие здоровья как системы, его виды. Государственный и федеральный уровень поддержки здоровья населения.

    реферат , добавлен 22.01.2012

    Основные задачи и цели социальной политики. Социальная защита в сфере занятости населения. Социальная политика в области заработной платы, в сфере образования, здравоохранения. Жилищная политика. Совершенствование социальной политики государства.

    курсовая работа , добавлен 16.01.2009

    Роль Министерства здравоохранения Российской Федерации в формировании системы охраны здоровья. Характеристика организации медицинского обслуживания населения в Ставропольском крае. Социальная защищенность граждан государства: возможности и потребности.