Цветовое зрение. Основы цветового восприятия

В процессе исторического развития животных организмов выработалась способность с помощью зрения воспринимать направление, форму, движение, цвет предметов и их удаленность от глаза. Бинокулярное зрение (двумя глазами) позволяет определять расстояние до предметов и видеть предметы не в плоскости, а в пространстве (стереоскопически). Зрение для человека является наиболее важным из основных пяти чувств. Известно, что через глаза мы воспринимаем около 80 % всей информации о внешнем мире.

Цвет – это ощущение, которое возникает в органах зрения человека при воздействии на них света. Органы зрения имеют сложную анатомическую систему и включают не только сами глаза, но и зрительный центр головного мозга. Таким образом, процесс восприятия цвета имеет не только физиологическую, но и психическую природу.

4.1. Анатомия и физиология органов зрения

Органы зрения

В процессе зрительного восприятия участвуют: глаз, зрительный нерв и зрительный центр головного мозга. Подобно фотокамере, глаз отображает предметы. Зрительный центр мозга воспринимает это отображение. Более чем любое другое чувство, зрение помогает нам ориентироваться, быстро получать информацию об окружающей нас обстановке. Участие в процессе зрения трех органов свидетельствует о тесной связи физиологических и психических процессов при любом цветовом восприятии.

Наиболее важными для нашего рассмотрения частями глаза являются: роговица, радужная оболочка, хрусталик, сетчатка со светочувствительными зрительными клетками, периферические концы которых называются палочками и колбочками, и, наконец, зрительный нерв, идущий к зрительным центрам полушарий головного мозга.

Роговица прозрачна и пропускает свет во внутреннее ядро глаза.

Радужная оболочка играет роль диафрагмы, регулирующей количество света, поступающего в глаз, благодаря чему зрачок (круглое отверстие в радужной оболочке) при сильном свете суживается, а при слабом расширяется. Но радужная оболочка реагирует не только на различия в яркости.

Хрусталик является светопреломляющей средой глазного яблока. Он отбрасывает на сетчатую оболочку обратное, уменьшенное изображение поля обзора.

В сетчатой оболочке , или сетчатке, находятся мельчайшие окончания волокон зрительного нерва, светочувствительные зрительные клетки, палочки и колбочки, расположенные очень близко друг от друга.

Зрение, которое осуществляется в основном или исключительно при помощи палочек, называется сумеречным зрением . Оно не позволяет различать хроматические цвета, а различает лишь оттенки серого. Зрение, в котором участвуют в основном или исключительно колбочки, называется дневным зрением . Дневное зрение дает возможность видеть все цвета. Колбочки и палочки содержат в себе некую жидкость, так называемый зрительный пурпур. По выходе из глаза пучки нервных волокон формируются в зрительный нерв, по которому световые раздражения передаются в зрительный центр головного мозга. В центральной части сетчатой оболочки находится так называемое желтое пятно . Это место наибольшей остроты зрения и восприимчивости к цвету. В месте выхода зрительного нерва из сетчатки светочувствительные элементы отсутствуют, вследствие чего это место не дает зрительного ощущения и поэтому называется слепым пятном .

Зрительные нервы – это пучки волокон, служащих для передачи раздражений.

Световые раздражения, падающие на рецептор, заложенный в сетчатке, превращаются в нервные импульсы, которые благодаря слабым биоэлектрическим токам проходят по проводящим путям от рецептора света до коры головного мозга, где воспринимаются в виде зрительных ощущений.

Зрительный центр головного мозга: головной мозг состоит из двух полушарий и из целого ряда полей, выполняющих определенные функции. То, что мы видим или слышим, может удерживаться зрительной или слуховой памятью.

Процесс зрительного восприятия: зрительное восприятие (видение) является функцией нашего зрения. Благодаря цветовой дифференциации поля зрения мы различаем окружающие нас предметы, воспринимаем их расположение в пространстве, их облик и форму.

Цветовое зрение– это способность зрительного анализатора реагировать на изменения длины волны света и формировать ощущение цвета. Свет – электромагнитное излучение, имеющее различные длины волн (от коротковолновых фиолетовых 400 нм до длинноволновых красных 700 нм). Способность видеть объекты объясняется с отражением света от их поверхности.
Главные характеристики светового стимула – частота (обратная длине волны), которая определяющая окраску стимула, и интенсивность, определяющая яркость.
При смешении всех цветов получается белый цвет (от предмета отражены все длины волн), если же предмет поглощает все длины волн, то он кажтся черным.
Ощущение цвета зависит от освещенности,при снижении освещенности сначала перестают различаться красные цвета, а познее всех – синие.
Теории цветового зрения
1. Трехкомпонентная теория Ломоносова – Юнга – Лазарева-Гельмгольца. В сетчатке есть три типа колбочек, которые поглощают три длины волны – красную, синюю и зеленую. Возбуждение этих трех типов колбочек приводит к ощущению различных цветов и оттенков. Приравномерном возбуждении видится белый цвет.
Даже одна колбочка может поглощать лучи с разной длиной волны, что обусловлено наличием в этих клетках разных пигментов, чувствительных к волнам света разной длины.
2. Теория оппонентных (контрастных) цветов Э.Геринга. В других клетках сетчатки и в структурах головного мозга есть процессы восприятия противоположных цветов: синий – желтый, красный – зеленый, а также черный – белый. Эта теория справедлива для ганглиозных клеток сетчатки и подкорковых и корковых областей, где действуют цвето-оппонентные рецептивные поля с центром и периферией. На разных уровнях ЦНС есть также цвето-оппонентные нейроны, возбуждающиеся при действии на глаз одной части спектра, и тормозящиеся при действии другой.
Нарушения цветового зрения
Полная цветовая слепота (ахроматия) – когда люди вообще не различают цветов и видят все в оттенках серого, встречается очень редко. В таком случае в колбочках вместо пигмента йодопсина содержится родопсин (палочковый пигмент). Помимо отсутствия цветового восприятия у таких больных резко нарушена световая адаптация, снижена острота зрения.
Часто встречается частичная цветовая слепота – неразличение какого-либо одного цвета. Такими нарушениями чаще страдают мужчины (8–10%), чем женщины (0,5%). Это объясняется дефектом в гене, отвечающим за восприятие красной и зеленой части спектра. Этот ген находится в Х-хромосоме и отвечает за выработку пигмента, чувствительного к этим частям спектра. У женщин пара Х-хромосом, а у мужчин - XY. У мужчин дефект в единственной X-хромосоме не компенсируется, так как «запасной» X-хромосомы нет. У женщин появление врожденной цветовой аномалии возможно лишь в том случае, когда в обеих хромосомах окажутся дефектные гены, что случается очень редко.
Виды нарушений цветового зрения:
Протанопия (дальтонизм) – не воспринимается красный цвет. Протанопы воспринимают красный цвет как черный, серый, коричневый, иногда зеленый.
Дейтеранопия – не воспринимается зеленый цвет и его оттенки.
Тританопия – не воспринимается синий цвет. Тританопы не различают синий и желтый цвета.
С точки зрения трехкомпонентной теории, каждый из видов цветовых аномалий соответствует отсутствию одного из трех пигментов в колбочках из-за нарушенного его синтеза.
При восприятии некоторых цветов возможны такие явления, как одновременный и последовательный цветовой контраст.
Одновременный цветовой контраст проявляется при рассматривании одних цветов на фоне других. Так, если рассматривать серый цвет на красном фоне, то он кажется зеленоватым, а если на синем фоне, то желтоватым.
Последовательный цветовой контраст заключается в изменении цветового ощущения при переводе взгляда с окрашенного объекта на белый фон. Если долго смотреть на красную поверхность, а потом перевести взгляд на белую, то она будет казаться зеленоватой.
Причинами такого рода явлений считаются процессы, происходящие как на уровне рецепторного аппарата, так и в других нейронных структурах сетчатки. В основе лежит взаимное торможение клеток, относящихся к разным рецептивным полям сетчатки и разным проекциям в коре.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 29. Механизмы цветового зрения.:

  1. 50. Анатомия и физиология зрительного анализатора. Оптическая система глаза. Рефракция. Цветовое зрение. Механизм зрительного восприятия. Глазодвигательные механизмы зрения.
  2. 20. Возможности метода цветовых ассоциаций в психодиагностике межличностных отношений – методика «Цветовой тест отношений» А.Эткинда.
  3. Текст в современной лингвистической науке. Механизмы формирования текста с точки зрения коммуникативного синтаксиса.
  4. № 46 Аккомодация: формулировка понятия, определяющие критерии, механизм осуществления, возрастные особенности, методы исследования. Значение аккомодации для зрения.
  5. 24. Понятие о гигиене и охране зрения. Офтальмо-гигиенические реко­мендации по организации учебного процесса лиц с нарушениями зрения.
  6. 18. 0собенности развития двигательной сферы при нарушениях зрения. Физическое воспитание ребенка с нарушением зрения.

Цветовое зрение (синонимы: цветоощущение, цветоразличение, хроматопсия) - способность человека различать цвет видимых объектов.

В основе цветового восприятия лежит свойство света вызывать определенное зрительное ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Видимая часть спектра светового излучения образована волнами различной длины, которые воспринимаются глазом в виде семи основных цветов, выделяемых в зависимости от длины волны света в три группы. Длинноволновое световое излучение вызывает ощущение красного и оранжевого цвета, средневолновое - желтого и зеленого, коротковолновое - голубого, синего и фиолетового. Цвета разделяют на хроматические и ахроматические. Хроматические цвета обладают тремя основными качествами: цветовым тоном, который зависит от длины волны светового излучения; насыщенностью, зависящей от доли основного цветового тона и примесей других цветовых тонов; яркостью цвета, т.е. степенью близости его к белому цвету. Различное сочетание этих качеств дает большое разнообразие оттенков хроматического цвета. Ахроматические цвета (белый, серый, черный) различаются лишь яркостью. При смешении двух спектральных цветов с разной длиной волны образуется результирующий цвет. Каждый из спектральных цветов имеет дополнительный цвет, при смешении с которым образуется ахроматический цвет - белый или серый. Многообразие цветовых тонов и оттенков может быть получено оптическим смешением всего трех основных цветов - красного, зеленого и синего. Количество цветов и их оттенков, воспринимаемых глазом человека, необычайно велико и составляет несколько тысяч.

Цвет оказывает воздействие на общее психофизиологическое состояние человека и в известной мере влияет на его трудоспособность. Наиболее благоприятное влияние на зрение оказывают малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желто-зелено-голубые), так называемые оптимальные цвета. Для цветовой сигнализации используют, наоборот, насыщенные (предохранительные) цвета.

Физиология Ц. з. недостаточно изучена. Из предложенных гипотез и теорий наибольшее распространение получила трехкомпонентная теория, основные положения которой впервые были высказаны М.В. Ломоносовым в 1756 г., а в дальнейшем развиты Юнгом (Т. Young, 1802) и Гельмгольцем (Н. L.F. Helmholtz, 1866) и подтверждены данными современных морфофизиологических и электрофизиологических исследований. Согласно этой теории в сетчатке глаза имеется три вида воспринимающих рецепторов, расположенных в колбочковом аппарате сетчатки, каждый из которых возбуждается преимущественно одним из основных цветов - красным, зеленым или синим, однако в определенной степени реагирует и на другие цвета. Изолированное возбуждение одного вида рецепторов вызывает ощущение основного цвета. При равном раздражении всех трех видов рецепторов возникает ощущение белого цвета. В глазу происходит первичный анализ спектра излучения рассматриваемых предметов с раздельной оценкой участия в них красной, зеленой и синей областей спектра. В коре головного мозга происходит окончательный анализ и синтез светового воздействия. В соответствии с трехкомпонентной теорией Ц. з. нормальное цветоощущение называется нормальной трихромазией, и лица с нормальным Ц. з. - нормальными трихроматами.

Одной из характеристик цветового зрения является порог цветоощущения - способность глаза воспринимать цветовой раздражитель определенной яркости. На восприятие цвета оказывает влияние сила цветового раздражителя и цветовой контраст. Для цветоразличения имеет значение яркость окружающего фона. Черный фон усиливает яркость цветных полей, но в то же время несколько ослабляет цвет. На цветовосприятие объектов существенно влияет также цветность окружающего фона. Фигуры одного и того же цвета на желтом и синем фоне выглядят по-разному (явление одновременного цветового контраста). Последовательный цветовой контраст проявляется в видении дополнительного цвета после воздействия на глаз основного. Например, после рассматривания зеленого абажура лампы белая бумага вначале кажется красноватой. При длительном воздействии цвета на глаз отмечается снижение цветовой чувствительности сетчатки (цветовое утомление) вплоть до такого состояния, когда два разных цвета воспринимаются как одинаковые. Это явление наблюдается у лиц с нормальным Ц. з. и является физиологическим,

однако при поражении желтого пятна сетчатки, невритах и атрофии зрительного нерва явления цветового утомления наступают быстрее.

Нарушения Ц. з. могут быть врожденными и приобретенными. Врожденные расстройства цветового зрения наблюдаются чаще у мужчин. Они, как правило, стабильны и проявляются понижением чувствительности преимущественно к красному или зеленому цвету. В группу лиц с начальными нарушениями цветового зрения относят и тех, кто различает все главные цвета спектра, но имеет пониженную цветовую чувствительность, т.е. повышенные пороги цветоощущения. Согласно классификации Криса - Нагеля, все врожденные расстройства Ц. з. включают три вида нарушений; аномальную трихромазию, дихромазию и монохромазию. При аномальной трихромазии, которая встречается наиболее часто, наблюдается ослабление восприятия основных цветов: красного - протаномалия, зеленого - дейтераномалия, синего - тританомалия. Дихромазия характеризуется более глубоким нарушением Ц. з., при котором полностью отсутствует восприятие одного из трех цветив: красного (протанопия), зеленого (дейтеранопия) или синего (тританопия). Монохромазия (ахромазия, ахроматопсия) означает отсутствие цветового зрения или цветовую слепоту, при которой сохраняется лишь черно-белое восприятие. Все врожденные расстройства Ц. з. принято называть дальтонизмом, по имени английского ученого Дальтона (J. Dalton), страдавшего нарушением восприятия красного цвета и описавшего это явление. Врожденные нарушения Ц. з. не сопровождаются расстройством других зрительных функций и выявляются лишь при специальном исследовании.

Приобретенные расстройства Ц. з. встречаются при заболеваниях сетчатки, зрительного нерва или ц.н.с.; они могут наблюдаться в одном или обоих глазах, обычно сопровождаются нарушением восприятия трех основных цветов сочетаются с другими расстройствами зрительных функций. Приобретенные расстройства Ц. з. могут проявляться также в виде ксантопсии , эритропсии и цианопсии (восприятие предметов в синем цвете, наблюдающееся после удаления хрусталика при катаракте).

В отличие от врожденных нарушений, имеющих постоянный характер, приобретенные расстройства Ц. з. исчезают с устранением их причины.

Исследование Ц. з. проводят преимущественно лицам, профессия которых требует нормального цветоощущения, например занятых на транспорте, в некоторых отраслях промышленности, военнослужащих отдельных родов войск. С этой целью применяют две группы методов - пигментные с использованием цветных (пигментных) таблиц и различных тест-объектов, например кусочков картона разного цвета, и спектральные (с помощью аномалоскопов). Принцип исследования по таблицам основан на различении среди фоновых кружочков одного цвета цифр или фигур, составленных из кружков той же яркости, но другого цвета. Лица с расстройством Ц. з., различающие в отличие от трихроматов, объекты только по яркости, не могут определить предъявляемые им фигурные или цифровые изображения (рис. ). Из цветных таблиц наибольшее распространение получили полихроматические таблицы Рабкина, основная группа которых предназначена для дифференциальной диагностики форм и степени врожденных расстройств Ц. з. и отличия их от приобретенных. Существует также контрольная группа таблиц - для уточнения диагноза в сложных случаях.

При выявлении нарушений Ц. з. используют также стооттеночный тест Фарнсуорта - Мензелла, основанный на плохом различении цвета протанопами, дейтеранопами и тританопами в определенных участках цветового круга. От испытуемого требуется расположить в порядке оттенков ряд кусочков картона разного цвета в виде цветового круга; при нарушении Ц. з. кусочки картона располагаются неправильно, т.е. не в том порядке, в каком они должны следовать друг за другом. Тест обладает высокой чувствительностью и дает информацию о типе нарушения цветового зрения. Используется также упрощенный тест, в котором используют всего 15 цветных тест-объектов.

Более тонким методом диагностики расстройств Ц. з. является аномалоскопия - исследование с помощью специального прибора аномалоскопа. Принцип работы прибора основан на трехкомпонентности Ц. з. Сущность метода заключается в уравнении цвета двухцветных тестовых полей,


О разделе

Этот раздел содержит статьи, посвященные феноменам или версиям, которые так или иначе могут быть интересны или полезны исследователям необъясненного.
Статьи разделены по категориям:
Информационные. Содержат полезную для исследователей информацию из различных областей знаний.
Аналитические. Включают аналитику накопленной информации о версиях или феноменах, а также описания результатов проведенных экспериментов.
Технические. Аккумулируют информацию о технических решениях, которые могут найти применение в сфере изучения необъясненных фактов.
Методики. Содержат описания методик, применяемых участниками группы при расследовании фактов и исследовании феноменов.
Медиа. Содержат информацию об отражении феноменов в индустрии развлечений: фильмах, мультфильмах, играх и т.п.
Известные заблуждения. Разоблачения известных необъясненных фактов, собранные в том числе из сторонних источников.

Тип статьи:

Информационные

Особенности восприятия человека. Зрение

Человек не может видеть в полной темноте. Для того, чтобы человек увидел предмет, необходимо, чтобы свет отразился от предмета и попал на сетчатку глаза. Источники света могут быть естественные (огонь, Солнце) и искусственные (различные лампы). Но что представляет собой свет?

Согласно современным научным представлениям, свет представляет собой электромагнитные волны определенного (достаточно высокого) диапазона частот. Эта теория берет свое начало от Гюйгенса и подтверждается многими опытами (в частности, опытом Т. Юнга). При этом в природе света в полной мере проявляется карпускулярно-волновой дуализм , что во многом определяет его свойства: при распространении свет ведет себя как волна, при излучении или поглощении – как частица (фотон). Таким образом, световые эффекты, происходящие при распространении света (интерференция , дифракция и т.п.), описываются уравнениями Максвелла , а эффекты, проявляющиеся при его поглощении и излучении (фотоэффект , эффект Комптона) – уравнениями квантовой теории поля .

Упрощенно, глаз человека представляет собой радиоприемник, способный принимать электромагнитные волны определенного (оптического) диапазона частот. Первичными источниками этих волн являются тела, их излучающие (солнце, лампы и т.п.), вторичными – тела, отражающие волны первичных источников. Свет от источников попадает в глаз и делает их видимыми человеку. Таким образом, если тело является прозрачным для волн видимого диапазона частот (воздух, вода, стекло и т.п.), то оно не может быть зарегистрировано глазом. При этом глаз, как и любой другой радиоприемник, «настроен» на определенный диапазон радиочастот (в случае глаза это диапазон от 400 до 790 терагерц), и не воспринимает волны, имеющие более высокие (ультрафиолетовые) или низкие (инфракрасные) частоты. Эта «настройка» проявляется во всем строении глаза – начиная от хрусталика и стекловидного тела, прозрачных именно в этом диапазоне частот, и заканчивая величиной фоторецепторов, которые в данной аналогии подобны антеннам радиоприемников и имеют размеры, обеспечивающие максимально эффективный прием радиоволн именно этого диапазона.

Все это в совокупности определяет диапазон частот, в котором видит человек. Он называется диапазоном видимого излучения.

Видимое излучение - электромагнитные волны, воспринимаемые человеческим глазом, которые занимают участок спектра с длиной волны приблизительно от 380 (фиолетовый) до 740 нм (красный). Такие волны занимают частотный диапазон от 400 до 790 терагерц. Электромагнитное излучение с такими частотами также называется видимым светом, или просто светом (в узком смысле этого слова). Наибольшую чувствительность к свету человеческий глаз имеет в области 555 нм (540 ТГц), в зелёной части спектра.

Белый свет, разделённый призмой на цвета спектра

При разложении луча белого цвета в призме образуется спектр, в котором излучения разных длин волн преломляются под разным углом. Цвета, входящие в спектр, то есть такие цвета, которые могут быть получены световыми волнами одной длины (или очень узким диапазоном), называются спектральными цветами. Основные спектральные цвета (имеющие собственное название), а также характеристики излучения этих цветов, представлены в таблице:

Чем человек видит

Благодаря зрению мы получаем 90% информации об окружающем мире, поэтому глаз - один из важнейших органов чувств.
Глаз можно назвать сложным оптическим прибором. Его основная задача - "передать" правильное изображение зрительному нерву.

Строение глаза человека

Роговица - прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. В ней отсутствуют кровеносные сосуды, она имеет большую преломляющую силу. Входит в оптическую систему глаза. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза - склерой.

Передняя камера глаза - это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.

Радужка - по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой - значит, в ней мало пигментных клеток, если карий - много). Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.

Зрачок - отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.

Хрусталик - "естественная линза" глаза. Он прозрачен, эластичен - может менять свою форму, почти мгновенно "наводя фокус", за счет чего человек видит хорошо и вблизи, и вдали. Располагается в капсуле, удерживается ресничным пояском. Хрусталик, как и роговица, входит в оптическую систему глаза. Прозрачность хрусталика глаза человека превосходна - пропускается большая часть света с длинами волн между 450 и 1400 нм. Свет с длиной волны выше720 нм не воспринимается. Хрусталик глаза человека почти бесцветен при рождении, но приобретает желтоватый цвет с возрастом. Это предохраняет сетчатку глаза от воздействия ультрафиолетовых лучей.

Стекловидное тело - гелеобразная прозрачная субстанция, расположенная в заднем отделе глаза. Стекловидное тело поддерживает форму глазного яблока, участвует во внутриглазном обмене веществ. Входит в оптическую систему глаза.

Сетчатка - состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.

Склера - непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.

Сосудистая оболочка - выстилает задний отдел склеры, к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка ответственна за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно сигнализирующие о каких-либо неполадках.

Зрительный нерв - при помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.

Человек не рождается с уже развитым органом зрения: в первые месяцы жизни происходит формирование мозга и зрения, и примерно к 9 месяцам они способны почти моментально обрабатывать поступающую зрительную информацию. Для того чтобы видеть, необходим свет.

Световая чувствительность человеческого глаза

Способность глаза воспринимать свет и распознавать различной степени его яркости называется светоощущением, а способность приспосабливаться к разной яркости освещения - адаптацией глаза; световая чувствительность оценивается величиной порога светового раздражителя.
Человек с хорошим зрением способен разглядеть ночью свет от свечи на расстоянии нескольких километров. Максимальная световая чувствительность достигается после достаточно длительной темновой адаптации. Её определяют под действием светового потока в телесном угле 50° при длине волны 500 нм (максимум чувствительности глаза). В этих условиях пороговая энергия света около 10−9 эрг/с, что эквивалентно потоку нескольких квантов оптического диапазона в секунду через зрачок.
Вклад зрачка в регулировку чувствительности глаза крайне незначителен. Весь диапазон яркостей, которые наш зрительный механизм способен воспринять, огромен: от 10−6 кд м² для глаза, полностью адаптированного к темноте, до 106 кд м² для глаза, полностью адаптированного к свету Механизм такого широкого диапазона чувствительности кроется в разложении и восстановлении фоточувствительных пигментов в фоторецепторах сетчатки - колбочках и палочках.
В глазу человека содержатся два типа светочувствительных клеток (рецепторов): высоко чувствительные палочки, отвечающие за сумеречное (ночное) зрение, и менее чувствительные колбочки, отвечающие за цветное зрение.

Нормализованные графики светочувствительности колбочек человеческого глаза S, M, L. Пунктиром показана сумеречная, «чёрно-белая» восприимчивость палочек.

В сетчатке глаза человека есть три вида колбочек, максимумы чувствительности которых приходятся на красный, зелёный и синий участки спектра. Распределение типов колбочек в сетчатке неравномерно: «синие» колбочки находятся ближе к периферии, в то время как «красные» и «зеленые» распределены случайным образом. Соответствие типов колбочек трём «основным» цветам обеспечивает распознавание тысяч цветов и оттенков. Кривые спектральной чувствительности трёх видов колбочек частично перекрываются, что способствует явлению метамерии. Очень сильный свет возбуждает все 3 типа рецепторов, и потому воспринимается, как излучение слепяще-белого цвета.

Равномерное раздражение всех трёх элементов, соответствующее средневзвешенному дневному свету, также вызывает ощущение белого цвета.

За цветовое зрение человека отвечают гены, кодирующие светочувствительные белки опсины. По мнению сторонников трёхкомпонентной теории, наличие трёх разных белков, реагирующих на разные длины волн, является достаточным для цветового восприятия.

У большинства млекопитающих таких генов только два, поэтому они имеют черно-белое зрение.

Чувствительный к красному свету опсин кодируется у человека геном OPN1LW.
Другие опсины человека кодируют гены OPN1MW, OPN1MW2 и OPN1SW, первые два из них кодируют белки, чувствительные к свету со средними длинами волны, а третий отвечает за опсин, чувствительный к коротковолновой части спектра.

Поле зрения

Поле зрения - пространство, одновременно воспринимаемое глазом при неподвижном взоре и фиксированном положении головы. Оно имеет определенные границы, соответствующие переходу оптически деятельной части сетчатки в оптически слепую.
Поле зрения искусственно ограничивается выступающими частями лица - спинкой носа, верхним краем глазницы. Кроме того, его границы зависят от положения глазного яблока в глазнице. Кроме этого, в каждом глазу здорового человека существует область сетчатки, не чувствительная к свету, которая называется слепым пятном. Нервные волокна от рецепторов к слепому пятну идут поверх сетчатки и собираются в зрительный нерв, который проходит сквозь сетчатку на другую её сторону. Таким образом, в этом месте отсутствуют световые рецепторы.

На этом конфокальном микроснимке диск зрительного нерва показан черным, клетки, выстилающие кровеносные сосуды - красным, а содержимое сосудов - зеленым. Клетки сетчатки отобразились синими пятнами.

Слепые пятна в двух глазах находятся в разных местах (симметрично). Этот факт, а так же то, что мозг корректирует воспринимаемое изображение, объясняет почему при нормальном использовании обоих глаз они незаметны.

Чтобы наблюдать у себя слепое пятно, закройте правый глаз и левым глазом посмотрите на правый крестик, который обведён кружочком. Держите лицо и монитор вертикально. Не сводя взгляда с правого крестика, приближайте (или отдаляйте) лицо от монитора и одновременно следите за левым крестиком (не переводя на него взгляд). В определённый момент он исчезнет.

Этим способом можно также оценить приблизительный угловой размер слепого пятна.

Прием для обнаружения слепого пятна

Выделяют также парацентральные отделы поля зрения. В зависимости от участия в зрении одного или обоих глаз, различают монокулярное и бинокулярное поле зрения. В клинической практике обычно исследуют монокулярное поле зрения.

Бинокулярное и Стереоскопическое зрение

Зрительный анализатор человека в нормальных условиях обеспечивает бинокулярное зрение, то есть зрение двумя глазами с единым зрительным восприятием. Основным рефлекторным механизмом бинокулярного зрения является рефлекс слияния изображения - фузионный рефлекс (фузия), возникающий при одновременном раздражении функционально неодинаковых нервных элементов сетчатки обоих глаз. Вследствие этого возникает физиологическое двоение предметов, находящихся ближе или дальше фиксируемой точки (бинокулярная фокусировка). Физиологичное двоение (фокус) помогает оценивать удалённость предмета от глаз и создает ощущение рельефности, или стереоскопичности, зрения.

При зрении одним глазом восприятие глубины (рельефной удалённости) осуществляется гл. обр. благодаря вторичным вспомогательным признакам удаленности (видимая величина предмета, линейная и воздушная перспективы, загораживание одних предметов другими, аккомодация глаза и т. д..).

Проводящие пути зрительного анализатора
1 - Левая половина зрительного поля, 2 - Правая половина зрительного поля, 3 - Глаз, 4 - Сетчатка, 5 - Зрительные нервы, 6 - Глазодвигательный нерв, 7 - Хиазма, 8 - Зрительный тракт, 9 - Латеральное коленчатое тело, 10 - Верхние бугры четверохолмия, 11 - Неспецифический зрительный путь, 12 - Зрительная кора головного мозга.

Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему.

Изменение зрения с возрастом

Элементы сетчатки начинают формироваться на 6–10 неделе внутриутробного развития, окончательное морфологическое созревание происходит к 10–12 годам. В процессе развития организма существенно меняются цветоощущения ребенка. У новорожденного в сетчатке функционируют только палочки, обеспечивающие черно-белое зрение. Количество колбочек невелико и они еще не зрелы. Распознавание цветов в раннем возрасте зависит от яркости, а не от спектральной характеристики цвета. По мере созревания колбочек дети сначала различают желтый, потом зеленый, а затем красный цвета (уже с 3 месяцев удавалось выработать условные рефлексы на эти цвета). Полноценно колбочки начинают функционировать к концу 3 года жизни. В школьном возрасте различительная цветовая чувствительность глаза повышается. Максимального развития ощущение цвета достигает к 30 годам и затем постепенно снижается.

У новорожденного диаметр глазного яблока составляет 16 мм, а его масса – 3,0 г. Рост глазного яблока продолжается после рождения. Интенсивнее всего оно растет первые 5 лет жизни, менее интенсивно – до 9-12 лет. У новорожденных форма глазного яблока более шаровидная, чем у взрослых, в результате в 90 % случаев у них отмечается дальнозоркая рефракция.

Зрачок у новорожденных узкий. Из-за преобладания тонуса симпатических нервов, иннервирующих мышцы радужной оболочки, в 6–8 лет зрачки становятся широкими, что увеличивает риск солнечных ожогов сетчатки. В 8–10 лет зрачок сужается. В 12–13 лет быстрота и интенсивность зрачковой реакции на свет становятся такими же, как у взрослого человека.

У новорожденных и детей дошкольного возраста хрусталик более выпуклый и более эластичный, чем у взрослого, его преломляющая способность выше. Это позволяет ребенку четко видеть предмет на меньшем расстоянии от глаза, чем взрослому. И если у младенца он прозрачный и бесцветный, то у взрослого человека хрусталик имеет легкий желтоватый оттенок, интенсивность которого с возрастом может усиливаться. Это не отражается на остроте зрения, но может повлиять на восприятие синего и фиолетового цветов.

Сенсорные и моторные функции зрения развиваются одновременно. В первые дни после рождения движения глаз несинхронны, при неподвижности одного глаза можно наблюдать движение другого. Способность фиксировать взглядом предмет формируется в возрасте от 5 дней до 3–5 месяцев.

Реакция на форму предмета отмечается уже у 5-месячного ребенка. У дошкольников первую реакцию вызывает форма предмета, затем его размеры и уже в последнюю очередь – цвет.
Острота зрения с возрастом повышается, улучшается и стереоскопическое зрение. Стереоскопическое зрение к 17–22 годам достигает своего оптимального уровня, причем с 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Поле зрения интенсивно увеличивается. К 7 годам его размер составляет приблизительно 80 % от размера поля зрения взрослого.

После 40 лет наблюдается падение уровня периферического зрения, то есть происходит сужение поля зрения и ухудшение бокового обзора.
Примерно после 50 лет сокращается выработка слезной жидкости, поэтому глаза увлажняются хуже, чем в более молодом возрасте. Чрезмерная сухость может выражаться в покраснении глаз, рези, слезотечении под действием ветра или яркого света. Это может не зависеть от обычных факторов (частые напряжения глаз или загрязненность воздуха).

С возрастом человеческий глаз начинает воспринимать окружающее более тускло, с понижением контрастности и яркости. Также может ухудшиться способность распознавать цветовые оттенки, особенно близкие в цветовой гамме. Это напрямую связано с сокращением количества клеток сетчатой оболочки, воспринимающих оттенки цвета, контрастность, яркость.

Некоторые возрастные нарушения зрения обусловлены пресбиопией, которая проявляется нечеткостью, размытостью картинки при попытке рассмотреть предметы, расположенные близко от глаз. Возможность фокусировки зрения на небольших предметах требует аккомодацию около 20 диоптрий (фокусировка на объекте в 50 мм от наблюдателя) у детей, до 10 диоптрий в возрасте 25 лет (100 мм) и уровни от 0,5 до 1 диоптрии в возрасте 60 лет (возможность фокусировки на предмете в 1-2 метрах). Считается, что это связано с ослаблением мышц, которые регулируют зрачок, при этом так же ухудшается реакция зрачков на попадающий в глаз световой поток. Поэтому возникают трудности с чтением при тусклом свете и увеличивается время адаптации при перепадах освещенности.

Так же с возрастом начинает быстрее возникать зрительное утомление и даже головные боли.

Восприятие цвета

Психология восприятия цвета - способность человека воспринимать, идентифицировать и называть цвета.

Ощущение цвета зависит от комплекса физиологических, психологических и культурно-социальных факторов. Первоначально исследования восприятия цвета проводились в рамках цветоведения; позже к проблеме подключились этнографы, социологи и психологи.

Зрительные рецепторы по праву считаются «частью мозга, вынесенной на поверхность тела». Неосознаваемая обработка и коррекция зрительного восприятия обеспечивает «правильность» зрения, и она же является причиной «ошибок» при оценке цвета в определенных условиях. Так, устранение «фоновой» засветки глаза (например, при разглядывании удаленных предметов через узкую трубку) существенно меняет восприятие цвета этих предметов.

Одновременное рассматривание одних и тех же несамосветящихся предметов или источников света несколькими наблюдателями с нормальным цветовым зрением, в одинаковых условиях рассматривания, позволяет установить однозначное соответствие между спектральным составом сравниваемых излучений и вызываемыми ими цветовыми ощущениями. На этом основаны цветовые измерения (колориметрия). Такое соответствие однозначно, но не взаимно-однозначно: одинаковые цветовые ощущения могут вызывать потоки излучений различного спектрального состава (метамерия).

Определений цвета, как физической величины, существует много. Но даже в лучших из них с колориметрической точки зрения часто опускается упоминание о том, что указанная (не взаимная) однозначность достигается лишь в стандартизованных условиях наблюдения, освещения и т. д., не учитывается изменение восприятия цвета при изменении интенсивности излучения того же спектрального состава (явление Бецольда - Брюкке), не принимается во внимание т. н. цветовая адаптация глаза и др. Поэтому многообразие цветовых ощущений, возникающих при реальных условиях освещения, вариациях угловых размеров сравниваемых по цвету элементов, их фиксации на разных участках сетчатки, разных психофизиологических состояниях наблюдателя и т. д., всегда богаче колориметрического цветового многообразия.

Например, в колориметрии одинаково определяются некоторые цвета (такие, как оранжевый или жёлтый), которые в повседневной жизни воспринимаются (в зависимости от светлоты) как бурый, «каштановый», коричневый, «шоколадный», «оливковый» и т. д. В одной из лучших попыток определения понятия Цвет, принадлежащей Эрвину Шрёдингеру, трудности снимаются простым отсутствием указаний на зависимость цветовых ощущений от многочисленных конкретных условий наблюдения. По Шредингеру, Цвет есть свойство спектрального состава излучений, общее всем излучениям, визуально не различимым для человека.

В силу природы глаза, свет, вызывающий ощущение одного и того же цвета (например белого), то есть одну и ту же степень возбуждения трёх зрительных рецепторов, может иметь разный спектральный состав. Человек в большинстве случаев не замечает данного эффекта, как бы «домысливая» цвет. Это происходит потому, что хотя цветовая температура разного освещения может совпадать, спектры отражённого одним и тем же пигментом естественного и искусственного света могут существенно отличаться и вызывать разное цветовое ощущение.

Человеческий глаз воспринимает множество различных оттенков, однако есть «запрещенные» цвета, недоступные для него. В качестве примера можно привести цвет, играющий и желтыми, и синими тонами одновременно. Так происходит потому, что восприятие цвета в глазе человека, как и многое другое в нашем организме, построено на принципе оппонентности. Сетчатка глаза имеет особые нейроны-оппоненты: некоторые из них активизируются, когда мы видим красный цвет, и они же подавляются зеленым цветом. То же самое происходит и с парой желтый-синий. Таким образом, цвета в парах красный-зеленый и синий-желтый оказывают противоположное воздействие на одни и те же нейроны. Когда источник излучает оба цвета из пары, их воздействие на нейрон компенсируется, и человек не может увидеть ни один из этих цветов. Мало того, человек не только не способен увидеть эти цвета в нормальных обстоятельствах, но и представить их.

Увидеть такие цвета можно только в рамках научного эксперимента. Например, ученые Хьюитт Крэйн и Томас Пьянтанида из Стенфордского института в Калифорнии создали специальные зрительные модели, в которых чередовались полосы «спорящих» оттенков, быстро сменяющих друг друга. Эти изображения, зафиксированные специальным прибором на уровне глаз человека, показывались десяткам добровольцев. После эксперимента люди утверждали, что в определенный момент границы между оттенками исчезали, сливаясь в один цвет, с которым раньше им никогда не приходилось сталкиваться.

Различия зрения человека и животных. Метамерия в фотографии

Человеческое зрение является трёхстимульным анализатором, то есть спектральные характеристики цвета выражаются всего в трех значениях. Если сравниваемые потоки излучения с разным спектральным составом производят на колбочки одинаковое действие, цвета воспринимаются как одинаковые.

В животном мире существуют четырёх- и даже пятистимульные цветовые анализаторы, поэтому цвета, воспринимаемые человеком одинаковыми, животным могут казаться разными. В частности, хищные птицы видят следы грызунов на тропинках к норам исключительно благодаря ультрафиолетовой люминесценции компонентов их мочи.
Похожая ситуация складывается и с системами регистрации изображений, как цифровыми, так и аналоговыми. Хотя в большинстве своём они являются трёхстимульными (три слоя эмульсии фотоплёнки, три типа ячеек матрицы цифрового фотоаппарата или сканера), их метамерия отлична от метамерии человеческого зрения. Поэтому цвета, воспринимаемые глазом как одинаковые, на фотографии могут получаться разными, и наоборот.

Источники

О. А. Антонова, Возрастная анатомия и физиология, Изд.: Высшее образование, 2006 г.

Лысова Н. Ф. Возрастная анатомия, физиология и школьная гигиена. Учеб. пособие / Н. Ф. Лысова, Р. И. Айзман, Я. Л. Завьялова, В.

Погодина А.Б., Газимов А.Х., Основы геронтологии и гериатрии. Учеб. Пособие, Ростов-на-Дону, Изд. Феникс, 2007 – 253 с.

Амблиопия возникает и наблюдается, главным образом, в детском возрасте. Однако в клинической практике с ней приходится сталкиваться у пациентов всех возрастных категорий.

В связи с этим, медико-социальная значимость данной патологии не вызывает сомнения.

Эффективность лечения амблиопии зависит от своевременного, как можно более раннего устранения причины ее возникновения (назначение адекватной коррекции аметропии и анизометропии очками, контактными линзами или хирургическими методами).

Дополнительно к этиологическому лечению амблиопии в настоящее время широко применяют систему комплексной терапии, направленной на стимуляцию функциональных возможностей амблиопичного глаза.

Входящие в комплексную методику способы лечения условно можно подразделить на основные и вспомогательные.

Основные направлены на повышение остроты зрения и исправление зрительной фиксации, в то время как вспомогательные создают условия для применения основных способов лечения или улучшают и закрепляют его результаты.

Многочисленные клинические исследования показали лучшие результаты в лечении амблиопии при комплексном применении нескольких методов различной стимуляции.

В таких условиях каждый из методов воздействует на какую-то одну сторону патологического процесса, а комплексное применение различных методов обеспечивает разностороннее влияние на зрительный анализатор и дает более высокий эффект расторможения и стимуляции функций амблиопичного глаза, выражающийся в повышении остроты зрения.

Успешность традиционного комплексного лечения амблиопии, по результатам разных авторов, составляет от 41,3 до 86,9%.

Целью консервативного лечения амблиопии является реализация резервных функциональных возможностей "обленившегося глаза" и достижение тем самым лучших визуальных результатов.

Для того чтобы "заставить" функционировать сетчатку в полную силу, существуют методы усиления нагрузки на амблиопичный глаз путем временного ослабления или исключения из работы парного глаза - окклюзия, пенализация или атропинизация.

Прямая окклюзия в виде выключения при косоглазии лучше видящего глаза для улучшения зрения косящего глаза была предложена впервые Buffon в 1743 г.

С косметической целью вместо окклюдоров возможно применение специальных контактных линз.

Прямую окклюзию проводят в индивидуальном режиме под контролем врача, так как возможно ухудшение зрительных функций лучше видящего глаза.

Эффективность ее колеблется от 30 до 93%.

Недостатками данного метода являются длительность лечения (от 1 года до 2,5 лет) и необходимость в длительном мидриазе.

Необходимо учитывать, что при амблиопии с неправильной фиксацией окклюзия лучшего глаза нередко закрепляет ее.

Пенализация, предложенная E. Pfandl в 1958 г., заключается в создании искусственной анизометропии с помощью полной коррекции амблиопичного глаза и гиперкоррекции и (или) атропинизации ведущего глаза.

Метод пенализации способствует повышению остроты зрения амблиопичного глаза, так как он подключается к активной деятельности и вместе с тем устраняет возможность снижения остроты зрения ведущего глаза, периодически принимающего участие в акте зрения.

Окклюзия, пенализация или атропинизация признаются основными методами лечения амблиопии, в том числе у детей школьного возраста.

Важным этапом в лечении амблиопии явилось создание плеоптики - раздражения сетчатки с применением аппаратов различного принципа действия.

A. Bangerter (1953), C. Cuppers (1956), Э.С. Аветисов (1968) предложили использовать адекватные световые раздражения сетчатки (фотостимуляцию) амблиопичного глаза: метод скотомизирования ложнофиксирующего участка сетчатки с последующей стимуляцией макулярной зоны по А. Бангертеру, метод последовательных образов по К. Кюпперсу и метод локального "слепящего" раздражения центральной ямки сетчатки по Э.С. Аветисову.

Метод А. Бангертера не получил широкого распространения, методы К. Кюпперса и Э.С. Аветисова в свое время были прогрессивными и широко применялись в практической работе.

Так, повышение остроты зрения от 0,3 до 1,0 по методу К. Кюпперса происходит в 37-58,9% случаев, по методу Э.С. Аветисова - в 18-50% случаев.

В настоящее время лечение лучами лазера занимает видное место среди других методов лечения амблиопии.

Низкоинтенсивное лазерное излучение оказывает стимулирующее воздействие на орган зрения, выражающееся в улучшении микроциркуляции в тканях, метаболических процессов, повышении активности ДНК, РНК, каталазы, оптимизации трофических процессов, повышении энергетических возможностей клеток и тканей, следствием чего является улучшение зрительных функций.

Лазерное воздействие производится красным монохроматическим импульсным и инфракрасным импульсным излучением.

Разработаны различные лазерные аппараты - сканеры медицинские офтальмологические СМ-4, СМ-5, офтальмологическая терапевтическая установка ОЛТУ.

Для лечения амблиопии применяются гелий-неоновый и аргоновый лазер.

Более эффективным считается гелий-неоновый лазер, под воздействием которого повышение остроты зрения наблюдается в 46,1% случаев.

Ряд авторов считает, что преимущество данного метода заключается в том, что в гелий-неоновом лазере используется монохроматический источник света с длиной волны 620-650 нм, к которому наиболее чувствителен колбочковый аппарат глаза.

Поскольку когерентный пучок лазерных лучей практически не дивергирует, обеспечивается строго локальное раздражение центральной ямки сетчатки и исключается рассеивание света внутри глаза.

Четкая спеклструктура создается на сетчатке независимо от состояния оптической системы глаза (при любых видах аметропии, помутнении сред глаза, узком и дислоцированном зрачке).

По мнению некоторых авторов, недостатком лазерной стимуляции является ее неадекватность естественному стимулу - световому излучению, поскольку лазерное излучение резко отличается по своим физическим характеристикам и мощности.

Вследствие этого не исключается возможность повреждающего воздействия лазерного излучения на фоторецепторы сетчатки.

Достигнутые в конце двадцатого века научно-технические успехи позволили создать современные высокоэффективные методы лечения амблиопии, направленные на растормаживание ретино-кортикальных связей.

Разработан и внедрен в практику ряд различных ретинальных стимуляторов, которые основаны на применении адекватных (световых, хроматических) зрительному анализатору стимулов-раздражителей.

Немаловажное значение в лечении амблиопии имеет цвето - и светостимуляция.

Одним из таких методов является селективная фотостимуляция (попеременная фотостимуляция глаз, цветоимпульсная терапия, структурированная цветоимпульсная макуло-стимуляция, цветотерапия, иридорефлексотерапия, психоэмоциональная коррекция и др.).

При воздействии на центральную область сетчатки фотоны света попадают на фоторецепторы (колбочки), стимулируя в них тонкие фотохимические процессы, которые активизируют работу всего зрительного анализатора от сенсорной сетчатки до центральных отделов в затылочной доле коры головного мозга.

После курса селективной фотостимуляции острота зрения повышается в 77,8% случаев.

Преимуществом данного метода лечения является его физиологичность, отсутствие противопоказаний и осложнений, возможность применения в любом возрасте, простота в эксплуатации.

Выявленные в ходе клинических исследований изменения контрастной чувствительности зрительного анализатора при амблиопии послужили толчком к разработке метода стимуляции посредством предъявления больному движущихся контрастных решеток различной пространственной частоты.

Эффективность данного метода составляет от 38,4 до 60,8%.

Они считают, что эти тренировки способствуют сокращению сроков лечения и повышению остроты зрения амблиопичного глаза в 40-76,9% случаев.

Большие надежды многие офтальмологи возлагают на терапевтические методики, основанные на реализации принципа биологической обратной связи.

Суть данного метода заключается в тренировке определенной функции с одновременным контролем и подачей пациенту сигналов о правильности или неправильности его действий.

Выявлена зависимость между формированием альфа-ритма и остротой зрения.

Разработанный метод направлен на обучение пациента управлению альфа-активностью головного мозга.

При этом над ним устанавливается контроль с помощью сигналов внешней обратной связи - включением и выключением изображения на экране монитора, т.е. используется зрительная обратная связь.

Согласно проведенным исследованиям, достоинствами данного метода являются отсутствие противопоказаний и осложнений, высокая результативность (повышение остроты зрения в 70-75% случаев) и стабильность достигнутого результата, технологичность, мотивированность и заинтересованность пациента, простота процедуры, в силу чего она может выполняться медицинской сестрой по назначенному врачом режиму лечения и при периодическом контроле с его стороны.

Современная компьютерная техника дает возможность развивать и совершенствовать подходы к лечению амблиопии.

Компьютерные программы повышают работоспособность дефектного отдела зрительного анализатора за счет осмысленного решения пациентом предъявляемых зрительных задач, они способствуют активации нейронов головного мозга и восстановлению межнейронных связей на всех уровнях зрительной системы.

Широкий арсенал компьютерной графики предоставляет огромные возможности для создания разнообразных лечебных программ, в которых обеспечивается автоматическое управление процессом, точная регистрация результатов.

Во всех компьютерных программах проведение лечебных процедур реализуется в игровой форме с активным участием пациента, что обеспечивает его заинтересованность и сокращает тем самым сроки лечения.

Возможность широко варьировать и дозировать воздействие, меняя настройки и размер стимула, позволяет индивидуально подобрать лечение.

Разработан и внедрен в практику целый ряд компьютерных программ, из которых самыми оптимальными для лечения амблиопии являются "Цветок", входящая в лечебно-диагностический комплекс "Академик" и программа "Плеоптика 2+", которая состоит из четырех программ: "Тир", "Льдинка", "Крестики", "Галактика".

Имеются сведения об успешном применении для лечения амблиопии жидкокристаллических очков.

В лечении амблиопии успешно применяют физиотерапевтические процедуры: чрескожную электростимуляцию и магнитостимуляцию сетчатки и зрительного нерва, магнитофорез и электрофорез спазмолитиков и сосудорасширяющих препаратов, воздействие на рефлексогенные зоны (рефлексотерапия), точечный массаж, вибростимуляцию.

Магнитное поле при магнитостимуляции воздействует на все отделы зрительного анализатора, приводя к увеличению амплитуды потенциала действия, микровязкости мембранных структур нервных клеток и транспорта ионов кальция через возбудимую мембрану.

Воздействие магнитного поля приводит к конформационным изменения гемоглобина с повышением его сродства к кислороду.

Кроме того, магнитное поле оказывает местное сосудорасширяющее действие, улучшая регионарную гемодинамику глаза.

Рефлексотерапия осуществляется в биологически активных зонах параорбитальной области.

Воздействие на точки акупунктуры может проводиться путем массажа, термических, электрических, электромагнитных и световых локальных воздействий источника инфракрасного и красного (теплового) излучения.

Вибростимуляция (вибромассаж) осуществляется с помощью офтальмологического вибротерапевтического аппарата, который производит через закрытые веки механические колебания глазного яблока с акустической частотой.

Положительный результат отмечается как субъективно, так и объективно.

Среди многочисленных методов лечения амблиопии широкое применение получил метод чрескожной электростимуляции проводящих путей зрительного анализатора, в основе которого лежит воздействие слабыми импульсами электрического тока на сенсорный и нервно-мышечный аппарат глаза.

Эффективность электростимуляции выражается в: повышении остроты зрения, расширении резервов аккомодации, расширении полей зрения, уменьшении абсолютных скотом, исчезновении относительных скотом, улучшении показателей электрочувствительности и электролабильности зрительной системы (физиологической активности клеток).

Электростимуляция способствует разрушению устойчивого патологического состояния и формирует новое состояние, приближенное к нормальному. Особенностью этой методики является индивидуальный подбор силы лечебного электрического тока.

После курса электростимуляции повышение остроты зрения при рефракционной амблиопии отмечено у 84,6% пациентов в среднем на 0,13±0,02.

Преимуществом электростимуляции является высокая эффективность, простота и удобство пользования аппаратом, а также отсутствие осложнений.