Социальная структура, социальные отношения. Тест на тему "социальные отношения"

Вариант 1

Часть А

А1. Элементом социальной структуры общества является

1) сословие 2) партия 3) предприятие 4) армия

А2. Почти треть президентов США — выходцы из бедных или средних семей. Этот пример - проявление

А3. Верны ли следующие суждения о сущности социального контроля?

А. Социальный контроль — это особый механизм пол держания общественного порядка.

Б. Нормы и санкции — это элементы социального контроля

А4. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

А5. Экономическая дифференциация проявляется в

1) сращивание политической власти и крупного капитала

2) выделении богатых, бедных и средних слоев общества

3) появлении у отдельных групп новых источников дохода.

4) создании новых производств

А6. Эстетические нормы

1) закрепляются в государственном законодательстве

2) обеспечиваются силой государственного принуждения

3) основаны на вере в сверхъестественные силы

4) закрепляют представление о прекрасном и безобразном

А7. Что характеризует традиционную (патриархальную) семью?

1) главенствующее положение отца семейства 2) возрастание роли женщины в семье

3) взаимное уважение между супругами 4) активное участие женщин в общественном производстве

А 8. Социальная группа, члены которой обладают правами и обя-занностями, передающимися по наследству

1) нация 2) сословие 3) класс 4) номенклатура

А9. Чем отличаются нравственные нормы от правовых?

1) нравственные нормы возникли позже правовых норм

2) правовые нормы не существуют в писаной форме

3) нравственные нормы отражают представления о добре и зле

4) нравственные нормы устанавливаются и поддерживаются государством

А10. Одним из условий возникновения нации является

1) развитие экономических и культурных связей между близкими народами

2) рост уровня образованности населения

3) повышение рождаемости

4) образование правового государства

А11. Дети, молодежь, мужчины — это социальные общности, выделяемые по

1) территориальному признаку 2) этническому признаку 3) демографическому признаку

4) профессиональному признаку

А12. Отклоняющееся поведение всегда

1) наносит ущерб обществу 2) причиняет вред личности 3) нарушает нормы права

4) не соответствует социальным нормам

Часть В

В1 Запишите слово, пропущенное в схеме:

Ответ: ______________________________

В2 . Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух относятся к понятию «социальный институт». Найдите и укажите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

Религия, государство, образование, абитуриенты, семья, производство, друзья.

Часть С

Контрольная работа по теме «Социальная структура, социальные отношения»

Вариант 2

А1. Отношение к собственности, величина доходов, фактор поль-зования властью — это признаки

1) этноса 2) нации 3) расы 4) класса

А2. Установленные в обществе правила, образцы ожидаемого поведения людей называются

1) социальным статусом 2) социальной мобильностью 3) социальной нормой 4) социальным порядком

А3. Выберите правильное утверждение

1) в истории общества существовали разные виды семьи

2) семейные отношения нормами права не регулируются

3) современная семья включает всех родственников

4) семейные отношения нормами морали не регулируются

А4. К малой социальной группе можно отнести

1) верующих России 2) людей либеральных взглядов 3) женщин Москвы 4) бригаду рабочих

А5. Восходящей вертикальной социальной мобильности относит-ся

1) повышение по службе 2) занятие предпринимательской деятельностью 3) понижение по службе

4) выход на пенсию

А6. Отклоняющееся поведение всегда нарушает

1) правовые нормы 2) моральные нормы 3) социальные нормы 4) обычаи и традиции

А7. Один из признаков нации —

1) наличие конституции 2) общность исторического пути 3) единое гражданство 4) общность идеологии

А8. Среди богатых людей Древнего Рима (II—I вв. до н.э.) часто встречались бывшие рабы. Это пример проявления

1) горизонтальной социальной мобильности 2) вертикальной социальной мобильности

3) социальной стратификации 4) социальной адаптации

А9. Силой государства обеспечиваются нормы

1) моральные 2) правовые 3) эстетические 4) религиозные

А10. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, чле-ны которой связаны общностью быта и взаимной ответствен-ностью, — это

1) род 2) сословие 3) семья 4) элита

А11. Цивилизованный подход к решению национальных проблем предусматривает

1) отказ от национального насилия во всех его формах

2) оказание военной помощи сепаратистам

3) курс на ослабление многонациональных государств

4) поддержку всех форм борьбы народов за самоопреде-ление

А12. Сын оказывает материальную помощь проживающей вместе с ним матери, которая получает пенсию по инвалидности. В этом проявляется функция семьи

1) экономическая 2) досуговая 3) эмоционально-психологическая 4) социально-статусная

Часть В

В1. Запишите слово, пропущенное в схеме

Ответ: _________________________

В2. Ниже приведён перечень социальных групп. Все они, за исключением двух, образованы по конфессиональному признаку. Найдите и укажите термины, «выпадающие» из этого ряда и относящиеся к другому понятию.

Православные, ревизионисты, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

В3. Найдите в приведенном ниже списке то, что относится к явлению «субкультура» и обведите цифры, под которыми они указаны и запишите в порядке возрастания.

1) принадлежность к определенной социальной группе

2) совокупность норм и ценностей преступного слоя общества

3) неизменность ценностных ориентаций её носителя на протяжении всей жизни

4) связь с традиционной национальной культурой

5) адресованность самым различным слоям населения

Ответ _____________

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов,

«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной _______ (1) (т.е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ________ (2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и соци-альных ________ (3). В-третьих, способствуют _______ (4)

за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают________ (5) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы - ожидания и нормы-________ (6) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных _______ (7), например, уголовных или административных».

Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставит на место пробелов. Слова в списке даны в именительном падеже. Помнив что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пробелов Выбирайте последовательно одно слово, за другим, мысленно заполняя словами каждый пробел.

А) санкция Г) идеал Ж) правило К) развитие

Б) группы Д) контроль З) управление

В) интеграция Е) эталон И) стабильность

Обратите внимание на то, что пропуски пронумерованы. В дан-ной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каж-дым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

Часть С

С1. Прочитайте текст и выполните задания:

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель-ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука-жите три причины.

С2 Выберите одно любое высказывание и напишите эссе.

1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность - национализм». (И.Н. Шевелев)

4 « Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

7. « Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).

8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

9 «Масса - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)

Контрольная работа по теме «Социальная структура, социальные отношения»

Вариант 3

А1 . Одно из проявлений социального неравенства — различие в

1) доходах 2) способностях 3) темпераменте 4) духовных запросах

А2. Верны ли следующие суждения?

А. В социальных нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, ме-ждународных договорах, политических принципах, мо-ральных нормах.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

А3. К функциям семьи относится

1) социализация личности 2) определение минимального размера оплаты труда

3) установление системы школьного образования 4) определение размеров коммунальных платежей

А4. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (тер-риториальному) признаку, относится

1) народность 2) нация 3) горожане 4) класс

А5. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются -

1) обычаями 2) моральными нормами 3) эстетическими нормами 4) традициями

А6. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

А. Методы внешнего контроля, используемые слишком часто, могут тормозить развитие самоконтроля.

Б. Совесть является одним из механизмов самоконтроля.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

А7. Верны ли следующие суждения? Межнациональное сотрудничество способствует

А. Развитию национальной культуры

Б. Преодолению национальной ограниченности

1) верно только А 2) верно только Б 3) верно и А, и Б 4) оба суждения неверны

А8. Тот факт, что представители разных социальных слоев полу-чают неодинаковые доходы, отражает дифференциацию

1) экономическую 2) политическую 3) профессиональную 4) демографическую

1) следование моде 2) конформизм 3) преступление 4) коллекционирование марок

А10. Демократическая (партнерская) семья, в отличие от патриархальной (традиционной), характеризуется

1) совместным проживанием как минимум трех поколений

2) справедливым разделением домашних обязанностей

3) экономической зависимостью женщины от мужчины

4) главенствующей ролью мужчины в семье

А12. Семья в отличие от других малых групп характеризуется

1) высокой политической активностью 2) общностью быта 3) общими увлечениями

4) профессиональным ростом

Часть В

В 1. Запишите слово пропущенное в схеме

Ответ: ________________________

В2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «социальная норма». Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию.

Социальный контроль, санкция, отклоняющееся поведение, социальная структура, самоконтроль.

Ответ _____________________________

В3. Найдите в приведенном ниже списке проявления экономической функции семьи и выпишите цифры, под которыми они указаны в порядке возрастания.

1) обучение детей трудовым навыкам 2) материальная поддержка близких

3) распределение домашнего труда 4) наделение наследственным статусом

5) организация досуга 6) семейное предпринимательство

В4. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1)В исследовании приняли участие 1503 юноши и девушки старше 18 лет. (2)Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3)Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4)На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер Б) характер оценочных суждений В) характер теоретических утверждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

В5. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

«Наличие существенных психологических_______ (1) между мужчинами и женщинами само по себе ни у кого не вызыва-ет сомнений. Однако эмпирические данные на этот счет, несмо-тря на огромное число _______ (2), недостаточны и часто про-тиворечивы. На восприятие полов существенно влияют распространенные ________(3). Женщины в представлениях мужчин, а нередко и самих женщин, должны в первую очередь успешно исполнять традиционно приписываемую им_______(4) «домашней хозяйки», «хранительницы домашнего очага» и т. п. Мужчинам же следует заниматься профессиональ-ным трудом, который гарантирует им высокий социальный _________(5) и позволяет обеспечивать уровень и качество жиз-ни их семей. На деле же полоролевое разделение ________ (6) потеряло былую жесткость, взаимоотношения мужчин и жен-щин в семье и на производстве стали в принципе равными».

Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые не-обходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в имени-тельном падеже единственном числе. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем вам необходимо выбрать.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск.

А) исследование Б) различие В) труд Г) общение Д) учение Е) стереотип Ж) роль 3) статус И) группа

Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

Часть С

С1. Прочитайте текст и выполните задания:

Семейные структуры распадаются во всем мире. Частота разводов растет и в развитом и в слаборазвитом мире, так же как и число домохозяйств, возглавляемых женщинами.

Семейным ценностям угрожают не правительственные программы, мешающие образованию семей (хотя есть и такие программы), и не передачи средств массовой информации, принижающие семью (хотя есть такие передачи); им угрожает сама экономическая система. Эта система попросту не позволяет семьям существовать на старый лад, с отцом, доставляющим большую часть заработков, и с матерью, выполняющей большую часть работы по воспитанию детей. Семьи среднего класса с одним кормильцем больше нет.

Социальные отношения не определяются экономикой - в одно и то же время может быть много возможностей, — но каковы бы ни были эти отношения, они должны быть совместимы с экономической действитель-ностью. Традиционные семейные отношения не таковы. Вследствие этого семья как учреждение находится в процессе изменения и подвергается давлению. Дело здесь не в «формировании характера», а в упрямом экономическом эгоизме или, точнее, в нежелании подчинить собственный интерес интересу семьи. Экономическая действительность заставила пересмотреть основные вопросы организации семьи.

2. Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия?

3. Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, ука-жите три причины.

С2 Выберите одно любое высказывание и напишите эссе.

1 «Человек - это существо, которое устремляется навстречу будущему и сознает, что оно себя проектирует в будущее» (Ж.П. Сартр).

2 «Проповедовать мораль легко, обосновать ее трудно» (А. Шопенгауэр).

3 «Отсутствие чувства национального достоинства так же отвратительно, как и другая крайность - национализм». (И.Н. Шевелев)

4 « Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий)

5 «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность отстаивают» (А.Г.Асмолов)

6. «Становление достигаемого статуса осуществляется через собственный талант, выбор или активность каждого индивида». (М.Янг).

7. « Маргинальность - это результат конфликта с общественными нормами» (А.Фаржо).

8. «Каждый хочет быть исключением из правил, и из этого правила нет исключения» (М.Форбс)

9 «Масса - это множество людей без особых достоинств.» (Х.Ортега-и-Гасет).

10. Человек делает то, что он есть, и становится тем, что он делает». (Р.Музиль)

ЕГЭ. Социальные отношения 2

1. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, всту­пать в брак. Это пример проявления социального (-ой)

А) стабильности; Б) мобильности; В) неравенства; Г) эволюции.

2. Восходящую вертикальную социальную мобиль­ность иллюстрирует пример

А) актер перешел из одного областного театра в другой

Б) баскетбольный тренер перешел из одной команды выс­шего дивизиона в другую

В) начальник цеха получил приглашение занять долж­ность главного конструктора завода;

Г) лейтенант был разжалован в прапорщики.

3. Многие римские императоры являлись выходца­ми из простых солдат. Данный факт - пример проявления

А) социальной стратификации; Б) социального статуса;

В) горизонтальной социальной мобильности

Г) вертикальной социальной мобильности

4. Окончив институт, М. пришел работать в школу учителем. Через 15 лет его назначили на должность ди­ректора этого учебного заведения. Данный факт является примером:

А) горизонтальной социальной мобильности; Б) социальной стратификации
В) социализации; Г) вертикальной социальной мобильности

5. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А. В процессе социальной мобильности происходит пере­мещение людей в рамках социальных страт.

Б. В процессе социальной мобильности происходит изме­нение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

6. Что из перечисленного относится к приобретённому социальному статусу:

А) пол (мужской или женский); Б) профессия;

В) национальность; Г) социальное происхождение.

7. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности:

А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

А) верно только А Б) верно только Б

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

8. Любая социальная группа характеризуется:

А) малочисленностью состава; Б) родственными связями;

В) неформальным контролем за поведением;

Г) общностью социального статуса.

9. Социальные нормы

А) неизменны на протяжении всей истории человечества

Б) одинаковы для всех обществ

В) неукоснительно выполняются всеми членами общества

Г) распространяются на всех членов общества.

10. Элементом социальной структуры общества является:

А) сословие; Б) партия; В) предприятие; Г) армия.

11. Древнейшей социальной нормой, выработанной человечеством, является

А) мораль; Б) традиция; В) вежливость; Г) табу

12. Для всех социальных норм характерен следующий признак

А) закрепление в нормативных актах; Б) выражение общественного мнения

В) обеспечение принудительной силой государства

Г) выполнение роли регулятора поведения людей.

13. Социальной группой, члены которой обладают правами и обязанностями, передающимися по наследству, является:

А) нация; Б) сословие; В) класс; Г) номенклатура.

14. Мера, принимаемая против стороны, которая нарушила правила поведения, называется:

А) презумпцией; Б) санкцией; В) девиацией; Г) фикцией

15. Установите соответствие:

Социальные группы критерии

А) мужчины 1) демографический

Б) племена 2) этнический

В) народности

Г) дети

16. К социальным нормам НЕ относится

А) обязанность заботиться о престарелых родителях

Б) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение

В) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству

Г) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора.

17. Какой статус личности характеризуется национальной принадлежностью, социальным происхождением?

А) правовой статус личности; Б) политический статус личности;

В) предписанный социальный статус личности;

Г) достигаемый социальный статус личности.

18. Эстетические нормы

А) закреплены в официальных документах

Б) обеспечены силой государственного принуждения

В) отражают представления о прекрасном, и безобразном

Г) представлены религиозными запретами и предписаниями

19. Найдите в приведённом списке признаки социального статуса (В):

А) профессия; Б) пол; В) цвет глаз; Г) следования требованиям моды;

Д) уважение к родителям; Е) семейное положение.

20. Предписания снимать пальто и шляпу при посе­щении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы

А) этикета; Б) морали; В) права; Г) религии.

21. Социальная стратификация – это:

А) наличие в обществе различных сфер;

Б) разделение общества на социальные группы;

В) поддержка малообеспеченных групп населения;

Г) повышение социального статуса.

22. Преступное поведение; нарушающее формальные нормы, называется

А) конформистским; Б) девиантным; В) неформальным; Г) делинкветным

23. Раскройте на трёх примерах многообразие критериев выделения социальных групп: ______________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. Новаторство является формой

А) негативного отклоняющегося поведения

Б) позитивного отклоняющегося поведения

В) неправомерного поведения

Г) неотклоняющегося поведения

25. Запишите слово, пропущенное в ряду:

Виды этносов: род, племя, народность, _______________

26. Все термины, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика», вычеркните лишнее.

Ассимиляция, расизм, дискриминация, стратификация, этническая чистка.

27. Соотнесите

Признаки социальных норм

А) закреплены в принимаемых государственными органами актах

Б) обеспечены общественным мнением

В) основаны на понимании добра и зла

Г) обеспечены государственным принуждением

Д) обязательно имеют формальную определённость

Типы социальных норм

1) мораль 2) право.

28. Отметьте в списке причины групповой социальной мобильности

А) социальное происхождение; Б) социальная революция;

В) смена политического режима; Г) уровень образования;

Д) гражданская война;

Е) социальный статус семьи.

29. Определите, какие положения носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений.

1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей.

2) Социальная роль – это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения.

3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса.

4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

30. Социальные нормы, отражающие представления людей о добре и зле, называются:

А) обычаями; Б) моральными нормами; В) эстетическими нормами;

Г) традициями.

31. Заполните пропуски:

«Понятия «______________» 1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время всё чаще используется в этнографии, социологии и политологии термин «этнос» (что точнее). Существуют три типа этноса. Для ________ 2) главное основание единения людей в одну ______________ 3) – кровнородственные связи и общее _______________ 4). С возникновением государства появляются _______________ 5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазно-экономических отношений формируются __________________ 6) – этносоциальный организм, объединённый связями культурного, языкового, исторического, территориально-политического характера и имеющих по словам английского историка Хоскинга, «единое чувство судьбы».

А) происхождение; Б) племя; В) общность; Г) нация

Д) народ; Е) народность; Ж) национальность; З) раса;

И) диаспора.

32. Политическую дифференциацию общества характеризует:

А) различие доходов населения;

Б) различие уровня жизни населения;

В) деление общества на управляющих и управляемых;

Г) выделение в обществе различных групп по роду их деятельности.

33. Составьте план развёрнутого ответа по теме «Семья как социальный институт»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

34. В Средние века сын крестьянина не имел возможности получить такое же образование, как сын дворянина. Это пример

А) социальных взглядов; Б) социального неравенства;

В) социальной адаптации; Г) социальной мобильности.

35. Элементом механизма самоконтроля НЕ является

А) общественное мнение; Б) индивидуальное сознание; В) совесть;

Г) коммуникация

36. Верны ли следующие суждения о молодежи?

А. Для молодежи характерен публичный отказ от сущес­твующей идеологии.

В. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей.

А) верно только А Б) верно только Б

В) верны оба суждения Г) оба суждения неверны

37. Признак этнической социальной общности

А) сословное деление; Б) единое гражданство; В) язык и культура;

Г) религия и мораль

38. Силой государства обеспечиваются нормы:

А) моральные; Б) правовые; В) эстетические; Г) религиозные.

Ключи к тесту ЕГЭ. Социальные отношения 2.

    В 2 В

    Г 4 Г

    А 6 Б

    А 8 Г

    Г 10 А

11 Г 12 Г

13 Б 14 Б

15 1221 16 В

17 В 18 В

19 АБЕ

20 А

21 Б

22 Г

23 В ранних человеческих коллективах можно выделить группы по половому признаку (мужчины и женщины), возрасту (дети, подростки, взрослые), занятиям (охотники, собиратели…). Позже это выльется в разделение по профессиональному признаку (рабочие, торговцы, банкиры, земледельцы), имуществу, национальности …

    Нация

    Стратификация

    21122

    АААБ

    ДБВ АЕГ

    1) Понятие семьи.

2) Типы семей:

А) патриархальная семья;

Б) партнёрская (демократическая) семья;

В) нуклеарная (двупоколенная – родители и дети) семья;

Г) многопоколенная семья;

Д) многодетные семьи…

      Жизненные циклы семьи (можно расписать подробно (Кравченко, 8 кл.)

4) Роль семьи в современном обществе (функции):

А) репродуктивная функция и как она реализуется в современных условиях;

Б) семья как средство психологической и эмоциональной защиты человека;

В) семья как хозяйственная ячейка общества;

Г) влияние семьи на процесс социализации личности.

5) Права и обязанности членов семьи.

6) Переживает ли кризис институт семьи?

Тест по теме «Социальные отношения»

Часть А.

1. Молодежь, женщины, пенсионеры - это социальные общности…

А) территориальные

Б) демографические

В) этнонациональные

Г) профессиональные

2. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, - это…

А) социальная роль

Б) социальный статус

В) семейное положение

Г) социальная стратификация

3. Критерием выделения страт может быть:

А) уровень дохода

Б) отношение к религии

В) отношение к политической идеологии

Г) уровень развития личных способностей.

4. Социальная роль это -

А) степень признания достоинств личности

Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности

В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих

Г) социальное перемещение индивида

5. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

6. Глубинная причина социальных конфликтов:

А) несовпадение характера

Б) различные воззрения социальных групп

В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.

7. С социальной сущностью человека связана потребность:

А) приспосабливаться к условиям природной среды

Б) заботиться о своем потомстве

В) обеспечивать безопасные условия жизни

Г) получить признание в обществе

8. Социальная стратификация - это …

А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой

Б) совместная деятельность людей в различных группах

В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей

Г) система признаков социального расслоения, неравенства

9. Приобретенным является статус-

А) сын

Б) русский

В) флегматик

Г) учитель

10. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними - это…

А) политика общества

Б) структура общества

В) характер общества

11. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Социальная мобильность - это совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статусов.

Б) Социальная мобильность - это предписания, требования и установленные образцы, которым должно соответствовать поведение людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

12. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей - это…

А) внутренний социальный контроль

Б) внешний социальный контроль

В) самоконтроль

Г) социальные санкции

13. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.

А) влияние общественного мнения

Б) принуждение

В) регламентация социальных институтов

Г) групповое давление

14. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства - это..

А) маргиналы

Б) люмпены

В) сословие

Г) социальный класс

15. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А) Социальный контроль - это совокупность всех норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.

Б) Социальный контроль - это особый механизм поддержания общественного порядка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

16. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение - это отклонение от того образца, который предписывает норма.

Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы обществ, социальных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

17. Нации и народности - это…

А) исторические типы общества

Б) этнические общности

В) демографические группы

Г) поселенческие группы

18. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?

А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.

Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.

В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция - быть не таким, как все.

Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

19. Верны ли следующие суждения о социализации?

А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах, происходящих в общественной жизни.

Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично-групповых свойств и качеств человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

20. Верны ли суждения о девиантном поведении?

А) Новаторство является проявлением девиантного поведения.

Б) Девиантное поведение всегда дестабилизирует общество, способствует возникновению конфликтов, войн.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

Часть В.

В1 . Назовите науку:

А) о социальных отношениях

Б) изучает социальную структуру

В) рассматривает социальное неравенство

Г) анализирует социальную адаптацию индивида

Ответ: социология.

В2 . Общность людей, для которой характерны следующие признаки:

А) единство языка и культуры

Б) единый экономический механизм

В) хозяйственная сплоченность

Г) общность исторического пути

Ответ: нация.

В3 . Установите соответствие между понятиями и их определениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Определения

Понятия

А) социальные функции, выполняемые человеком в соответствии с его социальным статусом

1) социальная мобильность

Б) перемещения из одной социальной группы в другую

2) социальная дифференциация

В) руководящее начало, требование, образец

3) социальная роль

Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение

4) социальная норма

Запишите полученную последовательность.

Ответ:

А - 3

Б - 1

В - 4

Г - 2

В4 . Задание с подстановкой слова.

Люди, которые утратили свое прежнее положение и не приобрели нового; они теряют привычные социальные связи, оказываются как бы различными культурами, социальными группами и системами; не освободившись от прежних социальных влияний, они начинают испытывать новые - порою прямо противоположные.

Ответ: маргиналы.

В5 . Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «отклоняющееся поведение».

Девиация, деликвентность, наркомания, гениальность, асоциальность, способность, аномия, преступность .

Найдите и укажите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другому понятию

Ответ: способность.

В6 . Установите соответствие между социальными лифтами и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго.

ПРИМЕРЫ

СОЦИАЛЬНЫЕ ЛИФТЫ

1. Молодая учительница, проработав пять лет в школе, подала заявление об аттестации на высшую категорию. Основанием для этого стала её победа в конкурсе «Учитель года».

А) брак

2. Менеджер, поступивший на работу после окончания учебного заведения, женился на дочери директора фирмы и получил значительное повышение по службе.

Б) профессиональная деятельность

3. После окончания престижного учебного заведения молодой специалист был приглашен на работу в очень известную фирму по продаже компьютеров.

В) образование

4. Врач, проводивший на протяжении ряда лет исследования лечения болезни, собрал материал и защитил кандидатскую диссертацию.

Ответ: 1 - Б

2 - А

3 - В

4 - Б

В7. Ниже приведен перечень социальных групп. Все они, за исключением одной, образованы по конфесиальному признаку. Найдите и укажите социальную группу, выпадающую из ряда, образованную по другому признаку.

Православные, мусульмане, протестанты, консерваторы, католики.

Ответ: консерваторы.

В8. Прочитайте текст и вставьте недостающие слова, которые указаны ниже.

«Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой статус___________(1). Это явление получило название социальной_______________(2). Социологи различают несколько её типов. Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют ________________(3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т.е. _____________(4). ___________(5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера - в современном и т.д.. Каналами мобильности выступают социальные _______________(6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т.д.»

Каждое слово может быть использовано только один раз.

А) миграция

Б) мобильность

В) горизонтальная

Г) институт

Д) статус

Е) вертикальная

Ж) группа

З) стратификация

И) маргинализация

Ответ:

В9 . Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) Социологи определяют социальную роль, как поведение субъекта, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Принято считать, что социальная роль - это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Социальную роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений

Полученные данные внесите в таблицу.

Ответ:

В10.

Часть С

С1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о социальных группах в обществе.

С2. По мнению ученых, семья наряду с другими функциями выполняет функцию поддержки физического здоровья родителей и детей. Назовите и проиллюстрируйте примерами три проявления этой функции.

Предварительный просмотр:

Тест по теме «Политика»

Часть А.

1. Что из указанного непосредственно связано с понятием «власть»?

А) самопознание;

В) социализация;

Г) урбанизация.

2. Носителем политической власти в государстве являются

А) общество потребителей;

Б) парламент;

В) коллегия адвокатов;

Г) администрация предприятия.

3. Государство в отличие от партии

А) является политической организацией;

Б) имеет право издавать законы;

В) разрабатывает политику;

Г) имеет органы управления и руководства.

4. Правительство страны ограничило ввоз иностранных товаров. К каким сферам общественной жизни относится данный факт:

А) экономической и социальной;

Б) социальной и духовной;

В) экономической и духовной;

Г) политической и экономической.

5. Какое утверждение раскрывает одно из проявлений национальной политики в демократическом обществе?

А) государство предоставляет человеку возможность самому определять национальную принадлежность.

Б) государство не препятствует деятельности организаций, провозглашающих превосходство одних этносов над другим.

В) государство предоставляет возможность получить высшее образование только представителям национальных меньшинств.

Г) государство вводит особый налог для тех, кто не исповедует религию большинства.

6. Особая роль государства в политической системе общества состоит в том, что оно

А) обладает исключительным правом издавать законы;

Б) стоит на защите прав интересов граждан;

В) имеет политического лидера и правящую партию;

Г) разрабатывает политическую идеологию.

7. Парламент страны П. формируется из представителей основных политических партий, которые смогли преодолеть 7% избирательный порог. Подберите из приведенных ниже признаков ещё один, характерный для избирательной системы страны П.

А) депутаты представляют весь спектр существующих в стране партий.

Б) места в парламенте распределяются в соответствии с количеством голосов избирателей, которое партия получила на выборах.

Г) политические партии не играют существенной роли при выдвижении кандидатов.

8. Понятия «пропорциональная», «мажоритарная», «смешанная» относятся к характеристике системы

А) политической;

Б) избирательной;

В) партийной;

Г) экономической.

9. В нормативную подсистему политической системы входят:

А) политические институты и организации;

Б) отношения между социальными группами;

В) государственные учреждения;

Г) законы, регулирующие жизнь общества.

10. Тоталитарное государство характеризуется следующим из перечисленных признаков:

А) в СМИ представлен широкий спектр политических взглядов;

Б) массовая агитация и пропаганда осуществляется единственной в стране партией;

В) деятельность оппозиционных сил регламентирована законами;

Г) полномочия главы государства ограничены представительными органами власти.

11. Любое государство характеризуется:

А) политическим плюрализмом;

Б) господством административно-командных методов управления;

В) деятельностью по поддержанию общественного порядка и стабильностью;

Г) подчинением закону самого государства, его органов и должностных лиц.

12. Показателем политического плюрализма является:

А) наличие политической оппозиции;

Б) партийное руководство всеми сферами общества;

В) выборность органов власти;

Г) наличие политической системы.

13. Верховенство и полнота государственной власти внутри страны и её независимость во внешней политике - это

А) политический режим;

Б) форма правления;

В) форма административного устройства;

Г) государственный суверенитет.

14. Политическую сферу общества характеризуют следующие понятия

(укажите правильное сочетание)

А. Власть

Б) Политический режим

В) Маргиналы

Г) Этнос

1) АБ

2) БВ

3) ВГ

4) все перечисленные.

15. Сущность любой политической партии выражается в следующем:

А) образование по классовому признаку;

Б) наличие программы и устава;

В) цель создания - борьба за государственную власть;

Г) наличие индивидуального фиксированного членства.

16. Страна, где формой правления является полупрезидентская республика

А) Франция

Б) США

В) Италия

Г) Нидерланды

17. Проникновение государства во все сферы общественной жизни характерно для политического режима:

А) правового

В) тоталитарного

Г) теократического.

18. Свобода совести в демократическом государстве включает в себя (укажите правильное сочетание):

А) Право пропагандировать свои религиозные или антирелигиозные взгляды

Б) Свободу исповедовать любую религию

В) Обязательность получения духовного образования

Г) Запрещение исповедовать религию индивидуально.

1. АБВ

2. ВГ

3. АБ

4. все перечисленное.

19. Сущность лоббизма - это…

А) централизованная система власти

Б) процесс влияния групп интересов на органы власти

В) способ формирования элиты

Г) тип легитимной власти.

20. В Российской Федерации к ведению местных властей не относится вопрос о (об)…

А) федеративном устройстве и территории РФ

Б) использование природных ресурсов

В) налогообложение

Г) развитии культуры и образования.

Часть В.

В1 . Найдите в приведенном ниже списке функции политических партий в демократическом обществе и запишите буквы, под которыми они указаны.

А) разработка и принятие законов;

Б) выдвижение политических лидеров;

В) оппонирование правительству;

Г) контроль над денежной массой;

Д) формирование правоохранительных органов;

Е) представление определенных групп общества.

В2. Установите соответствие между политическими институтами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите выбранные цифры в бланк ответов.

Ответ 13312

В3 . Назовите общественное движение по признакам:

А) выступает против любых войн

Б) морально осуждает насилие

В) миротворческая направленность

Г) часто вступает в конфликт с интересами бюрократического государства.

Ответ: пацифизм (пацифистское)

В4. Найдите в приведенном ниже списке признаки, отличающие демократические выборы, и запишите цифры, под которыми они указаны.

2. наличие возрастного ценза;

3. доступность правдивой информации о кандидатах;

4. равноправие избирателей;

5. наличие альтернативных кандидатов;

6. регистрация избирателей на избирательных участках.

Ответ: 1345

В5. Форма государственного устройства, представляющая собой:

А) союзное государство

Б) государственные образования обладают юридически определённой политической самостоятельностью

В) государственные образования не являются государствами в собственном смысле слова, не обладают суверенитетом.

Ответ: федерация.

В6. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к характеристикам понятия «государство». Найдите два термина, выпадающих из общего ряда, и запишите цифры под которыми они указаны.

1) суверенитет, 2) политика, 3) политический режим,) 4) общество, 5) законотворчество, 6) искусство, 7) правовые нормы.

Ответ: 4,6.

В7. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

(1) На волне предвыборной компании на политической арене страны появилась новая партия, объединившая ряд общественных организаций и движений. (2) Основу программы партии составили требования расширения демократических прав и свобод, гарантии прав частных собственников. (3) Это можно рассматривать как новый шаг на пути развития демократии в нашей стране. (4) В то же время заметны негативные моменты увеличения числа демократических партий, что может усложнить выбор избирателей.

Определите, какие положения текста носят

А) фактический характер;

Запишите последовательность букв в бланк ответов.

Ответ ААББ

В8 . Установите соответствие между типами избирательных систем и их признаками:

Запишите выбранные буквы в бланк ответов.

Ответ ББАА

В9 .Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

«В словаре ______________(1) под политикой понимается особая разновидность деятельности, связанная с участием_________(2), политических партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства. Стержнем политической деятельности является деятельность, связанная с осуществлением, удержанием, противодействием___________(3). Политическая деятельность охватывает несколько сфер: государственное_______________(4), воздействие политических партий и движений на ход общественных процессов, принятие политических решений, политическое участие. Политическая сфера тесно связана с другими общественными сферами. Любое явление - и экономическое, и социальное, и культурное - может быть политически окрашенным, связанным с воздействием на власть. Политическая деятельность - деятельность в сфере политических, властных _____________(5).

В теории и на практике политическая деятельность часто ассоциируется с принуждением, насилием. Правомерность использования насилия часто обуславливается экстремальностью, жёсткостью протекания _____________(6)».

А) отношения;

Б) политология;

В) управление;

Г) политический процесс;

Д) развитие;

Е) общественные сферы;

Ж) социальные группы;

З) власть;

И) общественные движения.

Получившуюся последовательность букв внесите в бланк ответов.

Ответ бжзваг (бизваг)

Часть С.

С1. Выборы в представительные органы власти проводятся как в демократических странах, так и в странах с недемократическим режимами. Укажите три признака, позволяющие характеризовать выборы как подлинно демократические.

Ответ:

Альтернативность

Освещение в СМИ

Равенство всех участников

Регулярность проведения выборов

Всеобщий характер

Равенство - один избиратель - один голос

Общественный контроль за процедурой выборов.

С2. Укажите пять отличий политических партий от политических движений.

С3. Что называется политическими партиями? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте три предложения, используя в них названия разных политических партий современной России.

Ответ : На выборах в российскую Государственную Думу 7%-ый барьер преодолели четыре партии: «Единая Россия», КПРФ, «Справедливая Россия» и либерально-демократическая партия России. Партии либерального толка, не получив мест в палате российского парламента, оказались в политическом кризисе. Все политические партии имеют организованную структуры и являются одним из компонентов политической системы общества.

С4 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический абсентеизм (неучастие)»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию об абсентеизме.

Ответ: Политический абсентеизм - уклонение граждан от участия в политической жизни общества, проявляющееся, прежде всего, в отказе принимать участие в выборах.

Причиной абсентеизма может являться отсутствие на политической арене страны ярких политических лидеров и талантливых политиков.

Политический абсентеизм - существенная угроза демократическим ценностям и устоям, т.к. происходит отчуждение граждан от власти, участия в управлении государством.

С5 . Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «референдум»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о референдуме.

Ответ: Референдум - форма волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба.

Референдум является важнейшим институтом прямой демократии.

Референдум представляет собой непосредственное правотворчество народа.

Референдум - это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина.

Предварительный просмотр:

Тест к разделу «Экономика»

Часть А.

1.Экономика - это наука, изучающая:

а) как люди производят нужные им блага;

б) как происходит развитие личности под влиянием хозяйственных отношений;

в) как проектируются задания промышленных предприятий .

2. Экономика главным образом призвана:

а) делать богатых ещё богаче;

б) обеспечивать доходы предпринимателя;

в) удовлетворять общественные потребности .

3. Экономическая теория выделяет четыре основных ресурса, которые называются факторами производства. К ним относятся:

а) художественная литература;

б) труд;

в) лекарства;

г) капитал ;

д) образование;

е) предпринимательские способности;

ж) земля и её богатства.

4. В собственности гражданина РФ не может находиться:

а) земля;

б) жилой дом;

в) самолет;

г) космический корабль.

5. Определите, какие типы экономических систем существуют:

а) эффективная;

б) смешанная;

в) рыночная;

г) традиционная;

д) командная ;

е) экспортно-импортная.

6. Выделите признаки командной экономики:

а) земля и капитал находятся в собственности государства;

б) люди вправе свободно обмениваться продуктами своего труда;

в) план «спущен» сверху;

г) цены назначаются свыше;

д) цены формируют рынок;

е) не может быть конкуренции.

7. Понятие «экономика» первоначально означало:

а) управление сельским поместьем;

б) искусство ведения домашнего хозяйства;

в) натуральный обмен;

г) денежное обращение.

8. К экономической сфере жизни общества относятся понятия:

а) миграция сельского населения;

б) разделение труда;

в) социальная дифференциация.

9. Современная смешанная экономическая система - это главным образом сочетание:

а) традиционной и командной экономики;

б) традиционной и рыночной;

в) рыночной и командной экономики .

10. Что характерно как для рыночной, так и для плановой экономики:

а) наличие свободной конкуренции;

б) многообразие и равноправие форм собственности;

в) государственное регулирование ценообразования;

г) производство товаров повседневного спроса.

11. Производство - это соединение трех факторов производства.

Выделите фактор, который не входит в их число:

а) природные ресурсы;

б) государство;

в) капитал;

г) труд.

12. Министерство приказало заводу « Сельхозмаш» выпустить дополнительно триста сеялок сверх намеченного плана. Определите, о каком виде предприятия идет в данном случае речь:

а) производственном кооперативе;

б) акционерном обществе;

в) унитарном предприятии.

13. Стоимость всех конечных товаров и услуг, производимых в как внутри страны, так и за её пределами:

а) производство;

б) валовый национальный продукт;

в) валовый внутренний продукт;

г) национальный доход.

14. Увеличение объема выпускаемой продукции за счет количественного изменения ресурсов, называется:

а) интенсивным;

б) экстенсивным;

в) рациональным;

г) производительным.

15. Экономический кризис - это

а) кардинальные изменения в структуре экономики;

б) долговременное увеличение реального ВВП;

в) чередование спадов и подъемов;

г) резкое падение производства.

16. Укажите вид безработицы, связанной с поиском и сменой места работы:

а) скрытая;

б) структурная;

в) фрикционная;

г) циклическая.

17. Понятие «конкуренция» означает:

а) соперничество на каком - либо поприще между производителями;

б) монополизм торговцев и производителей;

в) союз производителей и потребителей.

18. Закон спроса утверждает:

а) величина спроса определяется предложением;

б) спрос зависит от предложения;

в) величина спроса прямо пропорциональна цене товара;

г) чем выше цена товара, тем меньше на него спрос.

19. Налогом в РФ облагается следующий вид дохода:

а) пенсия;

б) стипендия;

в) пособие по безработице;

г) заработная плата.

20. К причинам, вызывающим инфляцию, относится:

а) исполнение государственного бюджета с профицитом;

б) расширение рынка труда;

в) рост дефицита государственного бюджета;

г) увеличение выпуска товаров.

21.Государственный бюджет страны отражает:

а) доходы граждан от предпринимательской деятельности;

б) расходы на государственное управление;

в) курсы иностранных валют;

г) уровень безработицы.

22. Конкуренция товаропроизводителей на рынке приводит к

а) относительному равновесию спроса и предложения;

б) постоянному снижению объемов производства;

в) увеличению расходов на природоохранную деятельность;

г) снижению налогов.

23. Постоянное обновление модельного ряда на рынке сотовых телефонов характеризует ситуацию на рынке

а) товаров и услуг;

б) потребительского кредита;

в) ценных бумаг;

г) сырья и материалов.

24.Что является источником доходов государственного бюджета:

а) пенсионный фонд;

б) внебюджетные фонды;

в) правоохранительные органы;

г) прямые и косвенные налоги.

25.К ценным бумагам не относятся :

а) чек;

б) вексель;

в) договор о купле-продаже квартиры;

г) акция.

26. Дефицит государственного бюджета:

а) снижение внешнего долга государства;

б) превышение государственных расходов над доходами;

в) сокращение объёмов денежной массы;

г) уменьшение числа налоговых поступлений.

27. Укажите, какое определение соответствует понятию «налоги»:

а) взносы в фонд реформы хозяйственной жизни;

б) обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц в определенном порядке ;

в) десятая часть доходов всех граждан, автоматически поступающая в бюджет государства.

28. Рынок регулирует экономику через механизм

а) налогообложения;

б ) свободных цен;

в) государственного планирования;

г) государственного заказа.

29. Укажите фактор, который не влияет на спрос потребителя:

а) цены на товар;

б) потребительский бюджет;

в) издержки производства товара;

г) мода.

30. Структурная безработица возникает в результате

а) технического прогресса;

б) инициативы работников;

в) роста спроса на трудовые ресурсы;

г) наступление определенного времени года (сезона).

31. При каких рыночных структурах существуют непреодолимые барьеры для вхождения на рынок?

а) при совершенной конкуренции, монополии и олигополии;

б) при монополии и олигополии ;

в) при монополистической конкуренции и олигополии;

г) при монополистической конкуренции и монополии.

32. В условиях монополии на рынке имеется:

а) один продавец и один покупатель;

б) один продавец и много покупателей;

в) много продавцов и один покупатель;

г) много продавцов и много покупателей.

Часть В.

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного характеризуют понятие «рынок»

Производитель, равновесная цена, спрос, дефицит, государственное распределение .

Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию.

  1. Найдите в приведенном ниже списке рычаги финансово-экономического регулирования рынка со стороны государства. Запишите буквы, под которыми они указаны.

а) предоставление кредитов для малого бизнеса;

б) принятие антимонопольного законодательства;

в) вручение государственных наград;

г) налоговая политика;

д) развитие системы экономического образования.

  1. Ниже приведен ряд терминов. Все они за исключением одного характеризуют понятие «измерители экономического роста».

ВВП, национальный доход, расчет на душу населения, количество налогов , инфляция.

Укажите термин относящийся к другому понятию.

  1. Найдите в приведенном ниже списке меры, способствующие снижению инфляции, запишите буквы под которыми они указаны.

а) увеличение расходов государства на социальные программы;

б ) девальвация национальной валюты;

в) изъятие «лишних» денег Центральным банком;

г) отказ от повышения зарплат и пенсий;

д) переход на натуральный обмен вместо денежного.

Признаки экономических систем

Типы экономических систем

А) цены на товары определяются соотношением спроса и предложения

1) командная экономика

Б) основные средства производства принадлежат государству

2) рыночная экономика

В) экономические пропорции устанавливаются централизовано

Г) развитие производства основывается на конкуренции производителей

Д) периодически возникает дефицит товаров

А - 2

Б - 1

В - 1

Г - 2

Д -1

« В современной экономике действует три основных ____________(1): производители экономического продукта, его_______________(2) и государство. Между ними происходит весьма интенсивный________________(3) товарами, ____________(4), денежными средствами, информацией. Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое ____________(5), защиту прав и интересов отдельных участников экономических__________________(6)».

А) регулирование Е) субъект

Б) обмен Ж) услуга

В) спрос З) объект

Г) потребитель И) отношение

Д) рынок

  1. Прочитайте текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предложенного списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«Международная торговля выгодна каждой стране, так как благодаря____________(1) расширяется выбор товаров и услуг, которые не производятся в стране. Иностранные фирмы, предлагают товары, аналогичные отечественным, увеличивают тем самым их______________(2), что ведет к снижению________________(3) на них. Другая важнейшая форма международных экономических отношений - движение ____________(4) и зарубежных инвестиций. Для успешного развития международных отношений необходим такой ________________(5) экономики, как валютный _______________(6)».

Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

  1. Иногда понятие человеческого капитала трактуется, как «имеющийся у каждого запас знаний, способностей и мотивацией». (2) Не менее поверхностное определение этого понятия мы находим в российской «Экономической энциклопедии». (3) Здесь человеческий капитал определяется как «особый вид капиталовложений, совокупность затрат на развитие воспроизводственного потенциала человека, повышение качества и улучшение функционирования рабочей силы». (4) В состав объектов человеческого капитала обычно включают знание общеобразовательного и специального характера, навыки, накопленный опыт.

Определите, какие положения носят

А) фактический характер

Б) характер оценочных суждений.

Запишите результаты в таблицу.

  1. Найдите в приведенном списке функции центрального банка и запишите цифры под которыми они указаны.
  1. эмиссия денег
  2. кредитование населения и фирм
  3. лицензирование коммерческих банков
  4. пополнение золотого запаса страны
  5. контроль над объемом денежной массы
  1. Найдите в перечне виды предпринимательской деятельности, относящиеся к производственному предпринимательству, и укажите цифры, под которыми они указаны.
  1. строительство
  2. оптовая торговля
  3. розничная торговля
  4. страховая деятельность
  5. сельское хозяйство
  6. машиностроение
  7. металлургия
  8. консультирование в области юриспруденции
  9. банковская деятельность
  10. машиностроение
  1. Установите соответствие между типами экономических систем и их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Понятие

Определение

А) спрос

1) Количество товаров и услуг, которое продавцы имеют возможность и желание продать потребителям в определенном месте и в определенное время

Б) предложение

2) вид обязательных платежей в государственный или местный бюджет, который осуществляют юридические или физические лица

В) цена товара

3) товары и услуги, которые выбрал потребитель и за которые он готов платить

Г) налог

4) стоимость единицы товара, выраженная количеством денег, которые придется платить при покупке товара

А - 3

Б - 1

В - 4

Г - 2

Часть С.

  1. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие « государственный бюджет»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о государственном бюджете.
  1. Подтвердите тремя примерами необходимость участия государства в экономической жизни общества (необходимость государственного регулирования экономики).

Налоги, антимонопольное законодательство, расходы государства на образование, науку, здравоохранение, предоставление населению общественных благ и т. д.


Итоговый тест "Социальные отношения"

1.Внутреннее устройство общества традиционно называют

1) социальным институтом 2) социальной структурой

3) социальной мобильностью 4) социальным неравенством

2. верны ли суждения о структуре общества?

А. структура общества - это совокупность связей и отношений исключительно между большими социальными группами.

Б. общественное разделение труда обуславливает структуру общества.

3. верны ли суждения о социальной структуре общества?

А. Социальная структура характеризует внутреннее строение общества.

Б. социальная структура – это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

4. К социальным группам, выделяемым по поселенческому (территориальному) признаку, относится.

1) народность 2) нация 3) горожане 4) класс

5. Какой признак определяет принадлежность человека к социальной группе врачей

1) величина доходов 2) уровень образования

3) профессия 4) положение в обществе

6. К малым группам относится (-ятся)

1) научно-техническая интеллигенция мегаполиса

2) выпускники исторических факультетов университетов страны

3) государственная делегация на международном конгрессе

4) преподаватели высших учебных заведений страны

7. Верны ли суждения о социальных группах?

А. Численность группы определяет её формальный или неформальный характер.

Б. Формальные группы имеют чётко определённую структуру

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

8. В приведённом списке указаны черты сходства малых социальных групп с большими и отличия малых групп от больших. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

1) объединение людей 2) прямое взаимодействие

3) численный состав 4) сходный социально значимый признак

9. Ожидаемое поведение личности , связанное с её положением в обществе и типичное для данной общественной группы, называют

1) социальным престижем 2) социальным статусом

3) социальной структурой 4) социальной ролью

10. Общей социальной ролью ребёнка и взрослого является роль

1) избирателя 2) военнослужащего по контракту 3) заёмщика банка 4) члена семьи

11. После развода гражданин С. продолжал по выходным дням гулять со своими сыновьями в парке. Этот пример иллюстрирует особенности.

1) реализации социальной роли 2) выполнения социальной нормы

3) осуществления социальной политики 4) проявление социальной мобильности

12. Верны ли суждения о социальной роли?

А. Под социальной ролью человека понимают его положение в обществе.

Б. Ролевые требования человеку предъявляет общество.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

13. Положение человека в обществе, связанное с определёнными правами и обязанностями, традиционно обозначают понятием

1) социальный статус 2) социальная роль 3) социальная норма 4) социальная общность

14. Какую позицию статуса человек приобретает при рождении?

1) профессию 2) уровень доходов 3) образование 4) национальность

15. Какой статус является достигаемым (приобретаемым)?

1) мужчина 2) сын 3) муж 4) украинец

16. Верны ли суждения о социальном статусе?

А. Социальный статус характеризует место личности в системе социальных отношений.

Б. У одного человека может быть несколько социальных статусов.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

17. В приведённом списке указаны черты сходства приобретённого и предписанного статуса и отличия приобретённого статуса от предписанного. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую – порядковые номера черт отличия.

1) положение человека в обществе 2) совокупность прав и обязанностей

3) статус принадлежит от рождения 4) статус достигается в течение жизни

18. Что означает понятие "конфликт"?

1) расположение 2) развитие 3) столкновение 4) переворот

19. Что характеризует компромисс как способ разрешения конфликта?

1) привлечение третьей стороны для примирения участников

2) обращение к наделённому полномочиями органу за помощью

3) одностороннее использование власти или силы

4) решение проблемы через взаимные уступки

20. К политическим можно отнести конфликт между

1) наследниками спорного имущества

2) главой государства и оппозиционной партией

3) болельщиками разных футбольных клубов

4) представителями разных церквей по поводу святых мест

21. Социальный конфликт между администрацией предприятия и работниками по поводу выплаты зарплаты можно отнести к конфликту

1) межличностному 2) культурному) 3) экономическому 4) политическому

22. Верны ли суждения о социальных конфликтах ?

А, Социальные конфликты всегда оказывают негативное влияние на общество

Б. Поводом для конфликта может послужить даже незначительное происшествие

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

23. Верны ли суждения о социальных конфликтах?

А. Социальные конфликты в принципе неизбежны.

Б. В демократическом обществе существуют правовые средства разрешения социальных конфликтов.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

24. Верны ли суждения о социальном конфликте?

А. Конфликт – естественное закономерное явление общественной жизни.

Б. Одна из причин возникновения конфликтов –различие жизненных целей и установок людей, социальных групп.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

25. Ирина обиделась на свою подругу и не разговаривает с ней уже три дня. Это пример

1) межличностного конфликта 2) социальной борьбы

3) социальной роли 4) политического конфликта

26. Что отличает семью от других малых групп?

1) совместная деятельность 2) общие цели 3) общий быт 4) общие интересы

27. Для семьи любого типа характерно

1) совместное проживание нескольких поколения родственников

2) чёткое разделение мужских и женских обязанностей

3) возложение домашних обязанностей на женщину

4) влияние на формирование личности ребёнка

28. Данная группа отличается постоянством состава и небольшим числом участников, осуществляющих регулярное взаимодействие друг с другом. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод, что эта малая группа - семья?

1) участники группы имеют схожие политические взгляды

2) участники группы владеют пакетом акций предприятия

3) участники группы ведут совместное домашнее хозяйство

4) участники группы участники группы вместе трудятся.

29. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семьёй называют малую группу, основанную на отношениях между мужем и женой, родителями и детьми.

Б. Семью от других малых групп отличает общность интересов её членов.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

30. Верны ли следующие суждения о семье?

А. Семья регулирует поведение своих членов.

Б. Семья экономически поддерживает своих нетрудоспособных членов.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

31. Верны ли следующие суждения об этике семейных отношений?

А. Члены семьи несут исключительно юридические обязанности по отношению друг к другу.

Б. Взаимная привязанность и забота – этическая основа семейных отношений.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

32. Исторически сложившуюся общность людей, одной из стадий , развития которой являются народности, обозначают понятием

1) этнос 2) сословие 3) каста 4) класс

33. Племена и народности относят к

1) историческим типам общества 2) демографическим группам

3) этническим общностям 4) социальным стратам

34. Общность культуры и быта, традиций и обычаев относят к характерным признакам

1) партии 2) этноса 3) класса 4) сословия

35. По итогам переписи населения было установлено , что большая часть жителей города –буряты. Это определяет их принадлежность к общности

1) конфессиональной 2) демографической 3) территориальной 4) этнической

36. Верны ли следующие суждения об этносе?

А. Этносы отличаются друг от друга численностью, уровнем общественного развития.

Б. Этносы отличаются друг от друга языком, культурой.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

37. Возникновению нации как формы этноса способствует

1) определённый уровень образования населения

2) развитие экономических связей между народностями

3) укрепление позиций церкви

4) образование правового государства

38. Верны ли следующие суждения о нации как форме этноса?

А. Развитие экономических связей внутри народности привело к их превращению в нации.

Б. Нации возникли в результате "перемешивания" различных племён и народностей.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

39.. Найдите в приведённом списке признаки нации как формы этноса.

1) федеративное устройство 2) общность территории 3) единое гражданство

4) общность языка 5) национальное самосознание 6) общие черты психологии

40. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

А. К условиям успешного межнационального сотрудничества относят ограничение прав этнического меньшинства.

Б. От решения межнациональных проблем, в значительной мере завися спокойствие и благополучие людей, судьба страны.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

41. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

А. Межнациональный конфликт может возникнуть, в том случае, если представителей малых народов ограничат вправе развивать национальную культуру.

Б. К условиям успешного предотвращения межнациональных конфликтов в современном обществе относят создание национально однородных государств.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

42. Верны ли следующие суждения о межнациональных конфликтах?

А. Межнациональный конфликт может возникнуть в том случае, если государство не будет гарантировать защиту интересов малых народов.

Б. Компактное расселение людей одной национальности в пределах многонационального государства – условие успешного предотвращения межнациональных конфликтов в современном обществе.

1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Международная организация проводила в странах Z и Y опрос совершеннолетних граждан. Им задавали вопрос: "В чём вы видите основную причину межнациональных конфликтов?"

Полученные результаты (в % от числа отвечающих) представлены в таблице.

Мнение

% выбравших это мнение

Страна Z

Страна Y

Насилие и принуждение

Нежелание понимать друг друга

Ущемление прав и свобод

Не задумываюсь

43. Найдите в приведённом списке выводы , которые можно сделать на основе таблицы,.

1)Насилие и принуждение называют основной причиной больше жителей страны Z, чем страны Y.

2) Нежелание понимать друг друга как основную причину отмечают примерно одинаковый процент опрошенных обеих стран

3) Ущемление прав и свобод считают основной причиной более половины жителей страны Y.

4) В обеих странах наименьший процент опрошенных демонстрирует отсутствие интересов к данной проблеме.

5) Ущемление прав и свобод считают основной причиной больше всего опрошенных страны Z.

44. Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации.

1) Жители обеих стран не придерживаются гуманистических принципов в области национальных отношений.

2) Жители страны Y, в отличие от жителей страны Z, в большей степени стремятся к мирному урегулированию спорных проблем.

3) Жители страны Z стремятся обрести национальную независимость.

4) Межнациональные конфликты неизбежны.

5) Правительствам обеих стран стоит уделить больше внимания защите прав человека.

Ответы

1. Какой из приведенных примеров иллюстрирует восходящую вертикальную социальную мобильность?
А) актер перешел из одного областного театра в другой
Б) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую
В) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода;+
Г) лейтенант был разжалован в прапорщики.

2. Молодежь, женщины, пенсионеры – это какие социальные общности?
А) территориальные
Б) демографические+
В) этнонациональные
Г) профессиональные

3. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?
А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.
Б. В процессе социальной мобильности происходит изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.
1) верно только А +
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

4. в чем заключается глубинная причина социальных конфликтов?
А) несовпадение характера
Б) различные воззрения социальных групп
В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.+

5. Что из перечисленного относится к приобретённому социальному статусу:
А) пол (мужской или женский);
Б) профессия;+
В) национальность;
Г) социальное происхождение.

6. Что понимается под «совокупностью социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей»?
А) внутренний социальный контроль
Б) внешний социальный контроль+
В) самоконтроль
Г) социальные санкции

7. Правильны ли ниже перечисленные суждения о социальной мобильности:
А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.
Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.
1) верно только А +
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны

8. Чем характеризуется любая социальная группа?
А) малочисленностью состава;
Б) родственными связями;
В) неформальным контролем за поведением;
Г) общностью социального статуса.+

9. Что такое совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними?
А) политика общества
Б) структура общества+
В) характер общества

10. Какое утверждение характеризует социальные нормы?
А) неизменны на протяжении всей истории человечества
Б) одинаковы для всех обществ
В) неукоснительно выполняются всеми членами общества
Г) распространяются на всех членов общества.+

11. Что такое нации и народности?
А) исторические типы общества
Б) этнические общности+
В) демографические группы
Г) поселенческие группы

12. Какой из перечисленных признаков является характерным для всех социальных норм?
А) закрепление в нормативных актах;
Б) выражение общественного мнения
В) обеспечение принудительной силой государства
Г) выполнение роли регулятора поведения людей.+

13. Какой из данных статусов является приобретенным?
А) сын
Б) русский
В) флегматик
Г) учитель+

14. Как называется мера, которая принимается против стороны, нарушившей правила поведения?
А) презумпцией;
Б) санкцией; +
В) девиацией;
Г) фикцией

15. Установите соответствие:
Социальные группы критерии
А) мужчины
Б) племена
В) народности
Г) дети
1) демографический
2) этнический
Ответ: 1221

16. Что не относится к социальным нормам?
А) обязанность заботиться о престарелых родителях
Б) обязанность здороваться, когда человек входит в помещение
В) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству+
Г) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора.

17. Что может быть критерием выделения страт?
А) уровень дохода+
Б) отношение к религии
В) отношение к политической идеологии
Г) уровень развития личных способностей.

18. Что делают эстетические нормы?
А) закреплены в официальных документах
Б) обеспечены силой государственного принуждения
В) отражают представления о прекрасном, и безобразном+
Г) представлены религиозными запретами и предписаниями

19. Отметьте в ниже приведённом списке признаки социального статуса (В):
А) профессия; +
Б) пол; +
В) цвет глаз;
Г) следования требованиям моды;
Д) уважение к родителям;
Е) семейное положение.+

20. Что такое социальная стратификация?
А) наличие в обществе различных сфер;
Б) разделение общества на социальные группы;+
В) поддержка малообеспеченных групп населения;
Г) повышение социального статуса.

21. Что такое социальная роль?
А) степень признания достоинств личности
Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности
В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих+
Г) социальное перемещение индивида

22. Как называется преступное поведение; нарушающее формальные нормы?
А) конформистским;
Б) девиантным;
В) неформальным;
Г) делинкветным+

23. Формой чего является новаторство?
А) негативного отклоняющегося поведения
Б) позитивного отклоняющегося поведения+
В) неправомерного поведения
Г) неотклоняющегося поведения

24. Что такое положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением?
А) социальная роль
Б) социальный статус+
В) семейное положение
Г) социальная стратификация

25. Что не является элементом механизма самоконтроля?
А) общественное мнение;
Б) индивидуальное сознание;
В) совесть;
Г) коммуникация+

26. Какое из данных суждений верное?
А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.
Б. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей.
1) верно только А
2) верно только Б+
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны