Психологическое здоровье учителей. Психологическое здоровье учителя

В последнее время особо остро проявилась проблема нервного перенапряжения, усталости, раздражительности и др. различных проявлений стрессов у педагогов.

Стресс – общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. Стресс получил название болезни 20 - 21 века

Рассмотрим основные признаки стресса:

    физические (бессонница, боли в груди, в животе, в спине, головные боли, головокружение, тики, хроническая усталость, частые простуды и т.д.);

    эмоциональные (излишняя агрессивность, повышенная возбудимость, депрессия, импульсивное поведение, нарушения памяти и концентрации внимания, ночные кошмары, раздражительность и т.д.);

    поведенческие (постоянный поиск у себя различных заболеваний, потеря интереса к своему внешнему облику, притопывание ногой или постукивание пальцем, усиленное курение и т.д.);

Многие из перечисленных выше состояний вначале являются незначительными раздражителями, но со временем усиливаются и под действием стресса могут привести к серьёзным заболеваниям.

Практически любая ситуация в педагогической деятельности может стать потенциальным источником стресса. Насколько напряжённой она будет и повлечёт за собой серьёзные стрессовые симптомы, зависит от нашего восприятия.

Рассмотрим стрессовые ситуации:

    неорганизованность и как следствие неправильное распределение времени, нехватка его для выполнения каких – то дел, спешка;

    конфликт с директором или коллегами;

    недостаточная квалификация;

    чувство перегруженности работой, переутомляемость;

    слишком высокая ответственность.

Группу риска наиболее стрессовых ситуаций составляют три профессиональные сферы – это здравоохранение, правоохранительные органы и образование.

Психологический дискомфорт учителя имеет большое значение для его здоровья – физического, психического, профессионального.

Психологический дискомфорт возникает при:

    физическая и психологическая напряженность труда, постоянное оценивание со стороны различных людей;

    высокий уровень ответственности;

    тенденция агрессивного отношения со стороны родителей и учащихся.

Работа с людьми, а с детьми в особенности, требует больших эмоциональных затрат.

Здесь имеются в виду не только физиологические факторы, связанные с условиями труда: гиподинамия, повышенная нагрузка на зрительный, слуховой и голосовой аппараты и т.д. Речь идет прежде всего о психологических и организационных трудностях: необходимость быть все время «в форме», невозможность выбора учащихся, отсутствие эмоциональной разрядки, большое количество контактов в течение рабочего дня и др.

Каждый специалист на пути к профессионализму проходит ряд этапов (этап адаптации, самоактуализации и творческого преобразования). Каждый из этих этапов сопряжен с определенными проблемами профессионального становления педагогов. На этапе адаптации к своей профессии возникают, как правило, трудности методического, психологического или социального характера.

Этап самоактуализации в профессии связан с кризисами компетентности, с состоянием дискомфорта, тревожности, страха перед решениями новых задач, несоответствием своего профессионального уровня уровню ожиданий окружающих.

Эмоциональные ресурсы человека, оказавшего в такой ситуации, могут постепенно истощаться, и тогда организм и психика вырабатывают различные механизмы защиты. К сожалению, под влиянием больших нагрузок и требований, предъявляемых профессией, учитель зачастую не использует психологические знания на практике. Страдают дети, попадая в неблагоприятную нервозную среду, страдает и педагог, расплачивающийся за все психосоматическими и нервно-психическими заболеваниями.

Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей, т.к. главным инструментом учителя выступает его психологическое взаимодействие с ребенком, а личность учителя является главным фактором труда учителя, определяющим профессиональную позицию педагогической деятельности и педагогического общения.

Эффективным средством сохранения психологического здоровья педагогов является использование способов саморегуляции, рефлексии, восстановления. Это своего рода техники безопасности для специалистов, имеющих многочисленные и интенсивные контакты с людьми в ходе своей профессиональной деятельности.

Чтобы защитить себя от стрессов, надо научиться управлять стрессом, расслабляться, снимать напряжение. Необходимо научиться распознавать в себе признаки стресса и его симптомы. И тогда, действуя правильно, можно предупредить возникновение заболевания. Мы сегодня познакомимся с полезными психологическими, терапевтическими, релаксационными упражнениями из опыта работы нашей школы, которые, помогут вам, уважаемые педагоги поддерживать хорошую психологическую форму, преодолевать стрессовые ситуации, расслабляться, положительно настраиваться на профессиональную деятельность.

    Ослабить педагогический стресс можно, если:

    Не прекращать самообразования, совершенствовать свои профессиональные навыки.

    Планировать периоды для отдыха, хотя бы кратковременные.

    Быть в курсе новых идей. Использование одних и тех же материалов из года в год неизбежно ведёт к скуке и опустошению.

    В каждой стрессовой ситуации стараться найти что-то позитивное. Представлять себе положительные результаты происходящего, не зацикливаясь на отрицательных.

Конечно, несчастья близких, общественные катастрофы, неудачи в работе, собственные промахи не могут не расстраивать человека.

Большая мудрость содержится в изречении: «Господи, дай мне силы изменить то, что я могу изменить, терпение - принять то, что я не могу изменить, и ум - отличать одно от другого» .

Э.Б. Попкова, педагог-психолог, МБОУ «ЦДК», г. Новоуральск

Статья основана на семилетнем опыте работы по проблеме психологии здоровья педагогов. В работе приведены исследования состояния психологического здоровьяпедагогов. Акцент сделан на практической деятельности психологов по сохранению и укреплению здоровья педагогов. Представлены некоторые результаты по эффективности проведенной работы.

This report is the product of the seven-year experience of work on the issues of the teachers , health psychology. It includes the research of the condition of the teachers , psychological health. The main focus has been made on the practical activity of psychologists aimed at preserving and improving the teachers , health. There are some efficiency results of the work.

Ключевые слова: психологическое здоровье, психическое здоровье, стресс, профессиональная компетентность.

The key words are : the psychological health, the psychic health, stress, the professional competence.

В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психологического здоровья педагога стала особенно острой. В соответствии с положениями Концепции федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения перед современной школой стоят задачи по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться. В связи с этим повышаются требования со стороны общества к личности педагога, его роли в учебном процессе.

Педагогу необходимо овладеть компетентностью, связанной не только с ориентацией в информационных потоках, но и в пространстве человеческих отношений, составляющих её основу. Современная школа ждет учителя, сочетающего в себе и дидактическое мастерство, и мастерство педагогического общения. Специфика педагогического труда заключается в том, что педагог берет на себя ответственность за качество и результат межличностного общения с учениками. Взгляды идеалы учителя не только непосредственно влияют на собственный выбор способов поведения, но и накладывают отпечаток на умы детей, формируя «менталитет» класса, что, в , влияет на иерархию их жизненных ценностей.

В теории педагогического образования совокупность профессиональных требований к учителю называется по-разному: «квалификационная характеристика», «профессиограмма личности», «профессиональная готовность», «профессиональная компетентность». Анализ литературы по данной теме показывает что, несмотря на различия терминологии, авторы сходятся во мнении о наличии в структуре компетентности трех компонентов или уровней (теоретического, практического, личностного). Многими авторами как ведущий определяется личностный уровень.

В психологии личностный уровень неразрывно связан с понятием «психологическое здоровье». Психологическое здоровье (термин Дубровиной И.В.) - это «духовное благополучие человека, выступающее условием гармоничного развития, творческой активности и самореализации личности, гарантом ее целостности и сохранности как меры воздействия человека на человека и на самого себя, осознания ценности собственного бытия». Психологическое здоровье определяет характер и направленность личностной активности: будет ли эта активность направлена на позитивное саморазвитие либо на саморазрушение себя или другого человека.

Следует разграничивать понятия «психическое здоровье» и «психологическое здоровье». Психологическое здоровье выступает как высший уровень психического здоровья, психическое здоровье создает фундамент для психологического здоровья. По меткому выражению Б.С. Братуся «человек может быть психически здоров, но личностно болен».

В каком состоянии психологическое здоровье находится у педагогов ?

Для изучения состояния психологического здоровья педагогов специалистами муниципального бюджетного образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центра диагностики и консультирования» (МБОУ «ЦДК») было проведено исследование среди учителей одной из школ Новоуральского городского округа. В обследовании участвовало 54 человека, педагоги, имеющие разный опыт педагогической деятельности, преподающие разные предметы.

Изучались три основных фактора, влияющих на состояние психологического здоровья: личностный, коммуникативный, организационный.

Под организационным фактором понимается уровень социального развития профессионального коллектива: сплоченность, мобильность, наличие позитивных перспектив развития, эмоциональный климат.

Под личностным фактором понимается уровень психологической культуры в вопросах регулирования своего психоэмоционального состояния, ответственность в вопросах здоровья, способность к позитивному самовосприятию, к активности в настоящем моменте .

Под коммуникативным фактором понимается способность педагогов осуществлять эффективные коммуникации, способность к пониманию и принятию другого, умение выбирать конструктивную стратегию и тактику в решении конфликтных ситуаций.

Для диагностики личностного компонента мы использовали тест Субботиной Л.Ю. «Справитесь ли вы со стрессом?» .

Цели диагностики.


  1. Определить общий уровень психологической культуры педагогов, проявляющийся в умениях справляться со стрессовыми ситуациями.

  2. Выявить уровень развития личной ответственности за происходящие с ними события.

  3. Выявить меру активности педагогов, т.е. умение жить в настоящем моменте.

  4. Определить способности субъектов ставить жизненные цели и планировать.

  5. Исследовать, насколько педагоги способны к позитивному самопринятию.

  6. Выявить умения понимать и принимать другого человека.
Результаты исследования. Самый высокий показатель в вопросе: «Имеете ли вы твердые убеждения и цели в жизни?» 80% педагогов ответили утвердительно.

Между тем, более 70% педагогов не умеют планировать свои расходы, рационально организовывать свое время, полноценно спать, заниматься спортом, вовремя обедать и т.д. Положительно можно оценить тот факт, что практически никто (95%) в данном коллективе не курит и не увлекается спиртным.

34 % педагогов активны в настоящем моменте, готовы к изменениям, принимают жизнь во всех ее проявлениях:


  • они находят время для отдыха (60%);

  • у них много друзей и знакомых (80%);

  • они делятся с ними наболевшими проблемами и вопросами (60%);

  • рассказывают о своих делах коллегам (50%).
Однако, педагоги практически не позволяют себе ходить в театр и в кино (95%), поспать днем (53%). Это же говорит о том, что учителя не всегда позитивно принимают себя, свои интересы.

  • 46% педагогов можно назвать целеустремленными людьми, которые осмысливают индивидуальное бытие, понимают значение своей жизни и деятельности.

  • 51% педагогов способны к пониманию и принятию другого человека:

    • у 59% учителей достаточно спокойно протекает семейная жизнь;

    • у 80% много друзей и знакомых;

    • практически все учителя (96%) имеют друга, готового помочь в любую трудную минуту, что говорит о том, что и сами учителя способны всегда придти на помощь.
Анализ результатов диагностики свидетельствует о противоречивом отношении к себе , своей судьбе: педагоги осмысленно относятся к своей жизни, деятельности, умеют видеть перспективу, ставят цели, имеют твердые убеждения, но между тем показывают достаточно низкий уровень ответственности за то, что с ними происходит сегодня, пассивны в использовании и осознании способов саморегуляции своих состояний. Это говорит о низкой психологической культуре педагогов. Об этом свидетельствуют и общие результаты тестирования:

  • 47 человек (76%) с трудом справляются со стрессовыми ситуациями;

  • 2 человека (4%) не способны самостоятельно выходить из стрессовых ситуаций им требуется помощь специалистов и медицины;

  • 10 человек (18%) справляются со стрессом самостоятельно.
Для исследования коммуникативного компонента мы использовали Опросник К. Томаса «Стратегии и тактики поведения в конфликтной ситуации» .

Цели исследования.


  1. Определить предпочитаемые способы решения конфликтов педагогами .

  2. Выявить проблемные зоны в решении конфликтных ситуаций.

  3. Выявить уровень конфликтной компетентности данного педагогического коллектива.
Результаты исследования.

  • 35,8% педагогов предпочитают компромиссные пути решения конфликтов;

  • 30,2% - основывают свои отношения на подчинении, предпочитают авторитарное указывание;

  • 6,9% - избегают острых конфликтных ситуаций, уходят от проблемы;

  • 3,8% - чаще используют уступчивость, либеральность;

  • лишь 18,2% - выбирают сотрудничество, как самый оптимальный путь решения проблем.
По мнению специалистов, для оптимизации своего поведения в конфликте рекомендуется использовать все пять тактик - противоборства, сотрудничества, компромисса, избегания и уступки – в зависимости от конкретных условий. В диагностике определяется так называемая «золотая дорожка дипломатии», указывающая на мудрость и мастерство в решении спорных вопросов.

Стратегия и тактика поведения в конфликте, выбираемые педагогом, влияют на формирование стиля педагогического общения. К. Левин, экспериментально сравнивая отношение к работе и поведение детей при разных стилях руководства, отмечал, что при авторитарном стиле формируются враждебные отношения между членами группы, возникает нежелание работать; при либеральном – нет удовлетворения от работы; при демократическом – возникает душевность, дружелюбность в обращении , повышается способность к творчеству, оригинальность решений, гордость и коллективизм, ответственность. .

По нашим данным в исследуемом педагогическом коллективе только 23,2% учителей продемонстрировали свои результаты в рамках демократического стиля работы.

Такие данные свидетельствуют об актуальности проведения мероприятий по повышению конфликтной компетентности как составляющей психологического здоровья педагогов.

Для изучения организационного фактора т.е. на каком социальном уровне развития группы находится данный педагогический коллектив, использовалась методика Чернышева А.С. «Схема психолого-педагогической характеристики группы» .

Цели диагностики.


  1. Определение психологического климата.

  2. Исследование уровня развития педагогической группы как коллектива.
Результаты исследования.

  • Психологический климат определен в зоне благоприятного развития;

  • 62,5% определяют, что развитие коллектива находится в стадии кооперации (символически «мерцающий маяк»), т.е. в коллективе преобладают в построении деловых связей компромиссные отношения, позволяющие решать конфликтные ситуации в цивилизованных формах путем взаимных договоров и уступок;

  • 15,6% определяют, что развитие педагогической группы находится в стадии коллектива (символически «горящий факел»), т.е. педагогический коллектив является сплоченной группой с едиными целями и задачами; преобладает демократический стиль управления, предполагающий взаимоуважающее сотрудничество в решении конфликтных ситуаций;

  • 18,8% определяют, что развитие педагогической группы находится в стадии ассоциации (символически «мягкая глина»), т.е. целевое или предметно-направленное взаимодействие между педагогами характеризуется непостоянством: одна часть группы стремится к взаимодействию, вторая - уклоняется от активного участия; преобладает авторитарное указывание;

  • 3,1% определяет, что педагогическая группа находится в стадии диффузии (символически «песчаная россыпь»), что характеризуется уклонением от сотрудничества даже в тех случаях, когда ситуация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников для достижения общих целей.
Таким образом, у большинства участников коллектива можно отметить такие признаки совместной деятельности как:

  • целенаправленность (стремление к единой цели);

  • мотивированность (заинтересованные и действенные отношения);

  • целостность (внутреннее единство всех субъектов коллектива).
Однако достигается такой уровень развития коллектива путем компромиссных решений, что предполагает поиск средних позиций, когда интересы обеих сторон полностью не раскрываются. Стратегии компромисса могут быть объединены собирательным понятием «диалог», что предполагает тенденцию к сотрудничеству, проявляющуюся в данном коллективе и переход его на более высокий уровень развития.

Таким образом, данные исследования трех основных факторов, влияющих на состояние психологического здоровья, позволяют нам сделать следующие выводы.

1. Данная педагогическая исследуемая группа находится на достаточно высоком уровне социального развития, что несомненно положительно влияет на атмосферу в коллективе, т.е. организационно группа достаточно сплочена, мобильна и обладает положительными перспективами. Это свидетельствует о положительном влиянии организационного фактора .

2. Педагоги имеют достаточно низкий уровень психологической культуры в вопросах регулирования своего психоэмоционального состояния, часто безответственны в вопросах здоровья, не всегда способны к позитивному самовосприятию, к активности в настоящем моменте. Что свидетельствует о неустойчивости к стрессам и об отрицательном влиянии личностного фактора.

3. Учителя бесспорно обладают умениями и опытом в осуществлении эффективных коммуникаций, способны к пониманию и принятию другого , но в решении конфликтных ситуаций не всегда выбирают конструктивную стратегию и тактику, т.е. коммуникативный компонент представлен в недостаточной степени.

Таким образом, многие аспекты психологического здоровья педагогов остаются проблемными зонами и требуют своего осмысления и решения. По мнению автора, способствует повышению профессиональной компетентности и сохранению психологического здоровья разработанный в МБОУ «ЦДК» семинар – практикум «Психологическое здоровье как составляющая профессиональной компетентности педагога»

Данный практико-ориентированный семинар разработан на основании программы «Пять шагов выхода из стресса» Н.Самоукиной. .

В семинаре-практикуме реализовано гармоничное сочетание разных форм работы: информационно-теоретического блока, диалогов с аудиторией, диагностики, деловой игры, что позволяет эффективно включать всех присутствующих в активное обсуждение проблемы . Кроме семинара педагогам предлагается тренинговая программа «Пять шагов», рассчитанная на 5 дней практической работы. Таким образом, создана комплексная, глубоко продуманная система работы над психологическим здоровьем педагогов.

В период с 2006-2013 год прошли обучение по программе семинара 310 человек, среди участвовавших в работе: директора школ, завучи, преподаватели, психологи, социальные педагоги.

Впервые семинар был проведен в рамках городского августовского Педагогического форума. Деятельность по проблеме психологического здоровья осуществлялась с коллективами 13 школ и пяти дошкольных ОУ.

Для исследования эффективности проведенной работы использовалось анкетирование участников.

Психологическое здоровье личности учителя. Зрелость личности учителя. Психологическое время и психовозрастной статус как показатели здоровья и зрелости личности педагога. Психосоматизация и девиации личности учителя. Психологическая устойчивость учителя.

Психологическое здоровье личности учителя

Профессию учителя правомерно отнести к профессиям «группы риска». Суть в том, что, работая с людьми, будут ли это дети, их родители, взрослые (студенты) и другие субъекты образовательного процесса, педагогу необходимо сохранять, поддерживать и укреплять свое соматическое и психическое здоровье. Это в свою очередь будет позитивно сказываться как на самих субъектах образовательного процесса, так и на его качестве и эффективности.

Говоря о здоровье, хочется привести тезис В.Е. Каган, который указывал на то, что «исчерпывающая характеристика здоровья подобна горизонту, но каждый человек представляет себе, что такое здоровье, и способен, так или иначе, соотнести с этим представлением свое актуальное состояние» .

В словаре русского языка слово здоровье означает «правильная, нормальная деятельность организма; то или иное состояние организма» .

Здоровье - состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и постоянно меняющимися условиями среды .

Здоровье - «физическое и психическое состояние целостности, интеграции, стабильного функционирования всех органов и развития внутренних процессов, способствующих жизнедеятельности человека» .

Душевно здоровый человек - это тот, кто живет по любви, разуму и вере, кто уважает жизнь - как собственную, так и своего ближнего .

Здоровье - это баланс между различными аспектами личности (субличностями) человека (Р. Ассаджиоли) .

Здоровье - это баланс между потребностями индивида и общества, который поддерживается постоянными усилиями (С. Фрайберг) .

Здоровье - это процесс жизни личности, в котором сбалансированы рефлексивные, эмоциональные, интеллектуальные, коммуникативные и поведенческие аспекты (Н.Г. Гаранян, А.Б. Холмогорова) .

Как указывает Т.И. Чиркова , неоднозначность термина «психологическое здоровье» обусловлена тем, что в нем «как бы связаны» две практики: медицинская и психологическая. При этом важно то, что и в том и другом случае в трактовке термина «здоровье» содержится два подхода:

Первый - здоровье как отсутствие болезни.

Второй - здоровье как присутствие таких качеств, как «полнота жизненных проявлений», «душевное и физическое благополучие»,

«естественность состояния организма, характеризующая его уравновешенность с внешней средой», «состояние оптимальной жизнедеятельности субъекта», «наличие предпосылок и условий всесторонней и долговременной активности в сфере социальной практики», «количественно-качественная характеристика жизнедеятельности человека» и др. .

Показатель психологического здоровья, по мнению А.В. Толстых - «это направленность всех видов и форм активности человека на позитивное, творческое взаимодействие с миром, причем не только адекватно уравновешивающее его с окружающей средой (гомеостатическое приспособление), но прежде всего - творчески созидательное» [цит. по: 2].

Здоровый человек есть тот, кто при строго определенных общих жизненных условиях максимально выполняет строго определенную работу, дает жизнеспособное потомство и может в известных границах приспособиться к новым условиям жизни [цит. по: 2].

Здоровый человек есть тот, кто способен сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных потоков сенсорной, вербальной и структурной информации [цит. по: 2].

  • 1. Медицинская оценка здоровья. Находит свое выражение в клиническом диагнозе - психиатрическом для нервно-психического или поведенческого расстройства, и соматическом - для физического заболевания.
  • 2. Субъективная личностная репрезентация своего физического и (или) психического состояния, интегрально выраженная в самооценке здоровья.
  • 3. Восприятие личностью адекватности своего функционирования в главных социальных ролях, оцениваемое по уровню удовлетворенности и целостно проявляющееся в общей удовлетворенности жизнью (субъективном благополучии, счастье, позитивном аффекте).

Слово «счастье» - самое бессодержательное и ничего не значащее из человеческих слов. Никакого критерия и мерила счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного человека со счастьем другого (Н.А. Бердяев).

В качестве составляющих благополучия Л.В. Куликов описывает следующие:

  • социальное благополучие - удовлетворенность личности своим социальным статусом, межличностными отношениями;
  • духовное благополучие - ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Это также возможность принимать те или иные высшие ценности и свободно им следовать, переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством. Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни;
  • витальное (телесное) благополучие - хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус;
  • психологическое благополучие (душевный комфорт) - слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия.
  • 4. Адаптация человека к социальному окружению, которая может включать самооценочные показатели, но обычно определяется по объективируемым оценкам со стороны других людей, входящих в его ближайшее социальное окружение. Также используется изучение уровня адаптации, изучение конкретных случаев.

Адаптация - приспособление строения организма, его органов и клеток к условием среды, направленное на сохранение гомеостаза (биология); приспособление органов чувств к спецификам воздействующих стимулов для их лучшего восприятия и предохранения рецепторов от перегрузки. Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды, а также результат этого приспособления. Имеет два типа: активный и пассивный. Активный тип - активное воздействие на социальную среду; пассивный - пассивное принятие целей и ценностных ориентаций группы .

5. Самооценка здоровья - используется для получения данных о физическом (соматическом) здоровье индивида. Ее адекватность как измерительного инструмента характеризуется по совпадению с клиническими суждениями врача.

На основании отмеченного выше правомерно сделать вывод о том, что в понятии здоровье заложены «объективные и субъективные» компоненты личности педагога. Объективные аспекты здоровья - то, что можно измерить, то, что поддается внешнему наблюдателю. Субъективная составляющая представляет собой «внутреннюю картину здоровья», в которой «здоровье и болезнь не противо-, а сопоставлены так, что понятие болезни характеризует не количественный, а качественный аспект здоровья, и внутренняя картина болезни предстает как частный случай внутренней картины здоровья» .

Согласно В.А. Ананьеву, внутренняя картина здоровья - это «совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс его эмоциональных переживаний, ощущений и поведенческих реакций» . Внутренняя картина здоровья представляет собой:

  • самосознание и самопознание человеком себя в условиях здоровья;
  • определенное психофизиологическое пространство, где человек способен оценить свои биологические, социально-психологические и духовные возможности;
  • знание своих возможностей и умение пользоваться истинными резервами и нераскрытыми в себе самом потенциалами.

Мотивация - это совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, определяющих поведение субъекта; совокупность мотивов; побуждение, вызывающее активность субъекта и определяющее ее направленность; система процессов, отвечающих за побуждение к деятельности и ее поддержание на необходимом субъекту уровне .

К факторам мотивации здорового стиля жизни относят:

  • 1) знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему;
  • 2) желание быть «хозяином» своей жизни, вера в то, что здоровое поведение даст положительные результаты;
  • 3) положительное отношение к жизни - взгляд на жизнь как на «праздник», которым нужно наслаждаться;
  • 4) развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин, наслаждаться всем лучшим, что может предложить жизнь. Здоровый стиль жизни невозможен без формирования внутренней картины здоровья предполагающего.
  • 1. Осознание и идентификацию собственного внутреннего динамического состояния гомеостаза, отождествление себя с образом здорового психосоматического целого.
  • 2. Осознание появляющихся признаков любого стойкого нарушения гомеостаза, т.е. индикацию в себе индикаторов предболезни, предвестников отклоняющегося состояния в динамическом процессе здоровья .

В контексте данной работы будем придерживаться позиции

В.А. Ананьева , согласно которой, здоровье - динамическое равновесие функций всех внутренних органов и их адекватного реагирования на влияние окружающей среды. Нарушение равновесия, неадекватная реакция организма на факторы внешней среды представляют собой болезнь. Человек является «носителем» здоровья. Здоровье - процесс максимальной естественной продолжительности жизни при высоком ее качестве, оптимальной трудоспособности и социальной активности.

Придерживаясь позиции В.А. Ананьева, считаем, что здоровый образ жизни можно и, на наш взгляд, нужно раскрыть через развитие антропологического идеала . Для этого необходимо раскрытие потенциалов (компетенций личности) человека : потенциал разума, потенциал воли, потенциал чувств, потенциал тела, общественный потенциал, креативный потенциал, духовный потенциал.

  • 1. Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья). Это способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться; умение приобретать знания и воплощать их в жизнь. Основная задача человека состоит в том, чтобы не страдать от собственных знаний, а учиться приспосабливать этот инструмент для собственного совершенствования и совершенствования других.
  • 2. Потенциал воли (личностный аспект здоровья). Это способность человека к самореализации; умение ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.

Воля - это способность человека действовать в направлении поставленной цели, преодолевая те или иные (внутренние или внешние) препятствия.

Отсутствие цели, равно как и достижение ее могут выступать в качестве факторов риска в развитии депрессивных состояний. «В жизни есть две трагедии: это поставить цель и не осуществить ее, и поставить цель и осуществить ее» (О. Уайлд).

  • 3. Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья). Эмоциональная компетентность - это способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно соглашаться с чувствами других. Способность элиминировать (исключить) чувства вины, страха, неуверенности в себе - особое качество зрелой личности (В.А. Ананьев).
  • 4. Потенциал тела (физический аспект здоровья). Это способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство своей личности. Здоровая телесность - это спонтанное, естественное телесное поведение, устойчивость тела, целостность восприятия тела, способность к получению сексуального удовольствия, принятие собственного тела. Этот потенциал включает алиментарную компетентность, сексуальную компетентность:
    • алиментарная компетентность - ориентация в выборе режима, форм, содержания питания на собственные телесные предпочтения, а не навязанные массмедиа модные диеты; это знание потребностей собственного тела;
    • сексуальная компетентность - это совершенствование себя в области сексуальных знаний и умений.

Согласно В.А. Ананьеву быть сексуально здоровым значит:

  • быть способным к наслаждению и контролю сексуального и детородного поведения в соответствии с нормами социальной и личной этики;
  • быть свободным от страха, чувства стыда и вины, ложных представлений и других факторов, подавляющих сексуальную реакцию и нарушающих сексуальные взаимоотношения;
  • не иметь органических расстройств, заболеваний и «недостаточностей», мешающих осуществлению сексуальных и детородных функций.
  • 5. Общественный потенциал (социальный аспект здоровья). Социальная компетентность определяется:
    • способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям;
    • стремление постоянно повышать уровень культуры общения, социального интеллекта, коммуникативной компетентности;
    • обретение чувства принадлежности ко всему человечеству.
  • 6. Креативный потенциал (творческий аспект здоровья). Способность человека к созидающей активности, умение творчески самовыражаться в жизни, выходя за рамки ограничивающих стандартных знаний. Креативная компетентность предполагает:
    • способность нестандартно мыслить и решать любые жизненные задачи, посредством развитого доверия к творческой части своей личности;
    • учиться генерировать оригинальные идеи, не боясь «опрокидывать» установленные кем-то границы, придавать завершенный вид продуктам своего мышления.
  • 7. Духовный потенциал (духовный аспект здоровья). Духовная компетентность - это способность развивать духовную природу человека, выражать и воплощать высшие ценности - делать добро, отстаивать справедливость, а не декларировать эти добродетели. Духовность напоминает росток, который у многих завален «хламом социальной премудрости» .

Подводя итог, обратим внимание на то, что, по мнению В.А. Ананьева, хорошее общее состояние здоровья - это «всегда гармоничное равновесие физиологических, психических и социальных аспектов человеческой личности. Здоровье означает целостность личности» .

Однако, говоря о психологическом здоровье, уместнее употреблять термин здоровая (зрелая) личность , так как по определению психо и логос не могут описывать здоровье. Описанию характеристик зрелой личности будет посвящен следующий параграф.

Педагогическая деятельность входит в группу профессий с большим присутствием факторов психической напряженности. Она изобилует множеством не только положительных, но и отрицательных эмоций при общении педагогов с учащимися. Это обусловлено и тем, что в основном педагогические коллективы женские, в связи с чем в них наблюдаются повышенная эмоциональная возбудимость, заражение эмоциями друг от друга, в том числе и отрицательными. Кроме того, психический склад людей, избравших педагогическую профессию - слабая нервная система, низкая эмоциональная устойчивость, склонность к чувству вины, тревожность, низкая стрессоустойчивость, - способствует возникновению у них психосоматических заболеваний.

Динамика изменений интегральных характеристик личности учителей с разным стажем работы в школе такова: в первые 10-15 лет работы происходит рост показателей компетентности, направленности, гибкости, затем тенденция меняется на противоположную: для учителей со стажем работы 15-20 лет и более характерно резкое снижение всех показателей. Период стагнации определяется снижением показателя степени социальной адаптации у трети учителей до уровня больных неврозами. Поэтому одной из центральных задач системы образования является сохранение профессионального здоровья учителя.
Митина Л. М., 2008. С. 31.

По данным Г. А. Виноградовой (1999), 97% учителей независимо от возраста страдают различными психосоматическими заболеваниями. Среди них «лидируют» гипертония и гипотония (два человека из каждых трех), неврозы, остеохондроз (каждый второй) и язва желудка (один из пятнадцати). Пик заболеваний приходится на возраст до 30 лет.

Возникновение этих заболеваний приводит к изменениям в психике, поведении и сказывается на эффективности педагогической деятельности. Например, психические нарушения, связанные с гипертонической болезнью (нарушения памяти, колебания настроения, утомляемость), могут приводить к затруднениям во взаимоотношениях и конфликтам с учащимися, их родителями, коллегами по работе.

Как выявил Р. М. Хусаинов (2006), более 80% учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают постоянный страх перед возможными неприятностями. При этом в зависимости от возраста проявляется определенная специфика в негативных переживаниях.

Учителя в возрасте 31-40 лет остро ощущают неудовлетворенность, часто жалуются на усталость. В возрасте 41-50 лет учителя остро воспринимают ежедневные издержки профессии, глубоко переживают разочарования от результатов деятельности, долго не могут отойти от них. Нарастает ощущение, что другие счастливее их. У учителей старше 50 лет самая высокая тревожность.

Высокое качество педагогической работы достигается, как правило, путем увеличения рабочего времени. При такой интенсификации труда более всего перегружены лучшие учителя, достигшие мастерства в своем деле. В своей работе учитель должен выполнять более ста функциональных обязанностей. Педагогическая деятельность тесно связана с коммуникативными перегрузками. Только с учениками разного возраста учитель говорит по 6-10 часов в сутки. За 45 минут трудового времени учитель в среднем предъявляет более ста требований учащимся. Исследования показали зависимость влияния коммуникативных перегрузок учителей от их возраста и стажа. Так, среди учителей со стажем до 3 лет от перегрузок страдает 8,3%, а со стажем более 18 лет - в три раза больше - 24,2%. Образующийся дефицит энергоресурсов приводит к срыву адаптационных процессов личности и способствует появлению стойких состояний дезадаптации как в профессиональной деятельности, так и вне трудовой жизни. Учителя (73,6%) отмечают у себя нарушения в эмоциональной сфере, проявляющиеся в снижении настроения, раздражительности, тревожности, повышенной обидчивости; 91,1% педагогов отмечают наличие заболеваний или расстройств различных органов или систем организма. Более 80% учителей на этапе профессиональной зрелости испытывают страх перед возможными неприятностями.
Осницкий А. В., 2001. С. 539.

У учителей со стажем работы 10-15 лет наблюдадаются невротизация, снижение эмпатии (она становится равной норме мужчин), усиливается доминантность, в результате чего они становятся авторитарщиками (Алексеева Е. Е., 2000). Рост эмоциональной напряженности на работе приводит к проблемам в воспитании собственных детей. Е. Е. Алексеева проанализировала систему воспитания собственных детей 136 педагогами-женщинами и обнаружила следующее: «Наиболее частым типом негармоничного воспитания является потворствующая геперпротекция, обусловленная воспитательной неуверенностью (уверенно воспитывают чужих детей и неуверенно своих!), а также предпочтение детских качеств (боязнь повзросления детей, когда с ними будет не сладить!), женских качеств, что способствует психическому инфантилизму и негативно отражается на развитии мальчиков. Педагоги-женщины требуют от детей вне зависимости от пола такого поведения, которое более естественно для девочек, а не для мальчиков» (С. 166). Действительно, оправдывается поговорка, что сапожник сам без сапог.

Сценарий студийного занятия

на тему: «Психологическое здоровье педагогов как необходимое условие психологического здоровья детей».

Оборудование: листы с набором пиктограмм, цветной картон, ножницы, клей, ватман, ноутбук, музыка релакс, карточки с заданиями, два мяча, мел, доска, «Памятки».

За несколько дней проведения студии провести среди педагогов анкетирование:

Уважаемый коллега!

В ближайшие дни приглашаю вас посетить студийное занятие, посвящённое психологическому здоровью учителя.

Для того, чтобы наша встреча была интересной и полезной для вас, ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов.

Спасибо!

Психолог школы.

Анкета педагога (Ф.И.О.) _____________________________ .

Ответьте на каждый вопрос, выбрав только один вариант ответа.

1.При выборе профессии учителя вами руководили:

а) семейная преемственность;

б) любовь к детям;

в) возможность максимально реализовать себя;

г) возможность сделать карьеру;

д) возможность реализовать собственные взгляды на образование;

е) желание быть учителем « с детства»;

ж) случайность;

з) другое: _______________________________________________________.

2.Проработав учителем __________ лет, я больше всего ценю в своей профессии:

а) возможность видеть результаты своего труда;

б) профессиональное общение;

в) необходимость и возможность приобретать новые знания;

г) режим работы (сокращённый рабочий день, длинный отпуск);

д) другое: ___________________________________________________.

3.Наиболее трудным для меня в моей работе является:

а) то, что результат моего труда зависит не только от меня, но и от других обстоятельств;

б) то, что приходится тратить на работу много своего личного времени;

в) необходимость постоянно сдерживать свои эмоции, профессиональная «нервность» труда учителя;

д) другое: _______________________________________________________.

I . Пролог.

Участникам предлагается продолжить высказывания:

«Для меня эта четверть была…»,

«Для моих учеников эта четверть была…».

Анализируя результаты этого упражнения, психолог фиксирует внимание на общности трудностей педагогов и учащихся (усталость, нехватка времени, перегрузки…).

II . Этюд.

Ведущий предлагает участникам два мяча различного цвета (например, красный и синий), которые передаются по кругу с разных сторон. Получивший красный мяч продолжает высказывание: «В последнее время на работе меня радовало…», вслед за ним получивший синий мяч продолжает высказывание: «В последнее время меня на работе огорчало…».

Ведущий фиксирует на доске высказывания участников, распределяя их по двум колонкам: положительные и отрицательные. (Вместо записи можно – груз на весах, причём чаши заполняются поочерёдно.) Ведущий обращает внимание участников на «неизбежность» негативных факторов в профессиональной деятельности учителя и необходимости сохранения физического и психологического здоровья педагога-профессионала. По завершении упражнения формируется тема студийного занятия.

III .Экспликация (информационно-формирующая часть).

Психолог знакомит участников с результатами анкетирования учителей.

Ответы учителей распределились следующим образом (в порядке убывания):

1.Мотив выбора профессии:

Желание быть учителем « с детства» - 7 человек;

Семейная преемственность -1 человек;

Любовь к детям - 1 человек;

Возможность максимально реализовать себя – 1 человек;

Случайность – 1 человек;

Другое: любовь к своему предмету – 1 человек;

Другое: возможность реализовать себя и в работе и в семейной жизни – 1 человек.

2.Наиболее привлекательные стороны профессии:

Возможность видеть результаты своего труда - 8 человек;

Профессиональное общение – 2 человека;

Режим работы (сокращённый рабочий день, длинный отпуск) – 2 человека;

Необходимость и возможность приобретать новые знания – 1 человек;

3.Наиболее трудные стороны профессии:

То, что результат моего труда зависит не только от меня, но и от других обстоятельств – 10 человек;

То, что приходится тратить на работу много своего личного времени -1 человек;

Необходимость постоянно сдерживать свои эмоции, профессиональная «нервность» труда учителя – 1 человек.

Далее психолог предлагает упражнение «Герб учителей» , закрепляющее позитивный образ видения профессии. Инструкция: каждый участник получает набор пиктограмм (Приложение 1), из которых необходимо выбрать три символа, ассоциирующиеся с профессией учителя. Затем участники объединяются в группы по 3-5 человек, задача которых – выбрать единый символ и придумать к нему девиз (значение может также иметь выбираемая группой форма и цвет герба). Каждая группа представляет свой герб, который наклеивается на лист ватмана. Анализируя гербы, ведущий обращает внимание на то, что большинство из них имеет форму щита. При этом он говорит о необходимости профессиональных защит человека, работающего в сфере взросло-детских коммуникаций, ещё раз напоминая тему студии. Подводя итог этой части студии, ведущий подчёркивает, что учитель должен владеть элементами саморегуляции и аутотренинга.

Следующая часть студии посвящена знакомству с прямыми и косвенными способами отреагирования в ситуации отклоняющегося поведения учащегося, которое рассматривается как условие сохранения психологического здоровья.

Для многих педагогов проблемой становится высокий уровень эмпатии, которая в подобных ситуациях приводит к эмоциональному взрыву и быстрому «сгоранию». Для решения этой проблемы очень важным является умение «сохранять состояние»: ничему не удивляться, сохранять эмоционально-волевые настрои (уважение к себе), уметь посмотреть на себя со стороны, не только слушать, но и слышать.

Способы защиты:

1.Замещающее цветовидение – «внутренним» взором увидеть динамичные перемещения ярких цветовых пятен, орнаментов, геометрических фигур.

2.Формирование эмоционально-значимого образа – мысленное погружение в «уголок спокойствия»; для аудиалов это может быть воспоминание и «внутреннее» слушание любимой мелодии, для визуалов - представление приятного пейзажа, для кинестетиков - ощущение движения во время прогулки и т.д.

3.Слушание и остановка «волны раздражения» - умение «услышать» степень изменения личностной тревожности, попытаться понять её причины и применить способы остановки (например, внутренний приказ или инструкция).

4.Приём «зато я …» - при котором в ответ на высказанную претензию учитель выстраивает логическую цепочку («Да, это так, зато я умею, чувствую..»).

IV . Коррекция - практическая часть.

В практической части студии участники отрабатывают приобретённые навыки защиты. Для этого они вновь делятся на подгруппы и получают карточки с описанием типовой проблемной ситуации школьной жизни. На обратной стороне карточки – возможные варианты решения описанной проблемы. Может выбрать один из них или предложить своё решение.

Примеры заданий и вариантов решений.

3.Учащийся плюёт на пол…

V .Рефлексия.

Психолог задаёт вопрос, подводя итоги: «Почему разные учителя выбирают разные стили поведения в классе?». Анализируя ответы участников, он говорит, что многое зависит от того, каким человеком является учитель: чего он боится, во что верит и насколько он искренен перед самим собой. Есть очень ёмкое понятие, с помощью которого можно говорить обо всём этом. Это понятие самоценности, каковая есть у каждого из вас. Самоценность – это то, насколько вы считаете себя достойным уважения, внимания и любви окружающих, вне зависимости от тех результатов и успехов, которые в данный момент демонстрируете.

Далее можно зачитать цитату о самоценности Вирджинии Сатир: «Человек, чья самоценность высока, создаёт вокруг себя атмосферу человечности, ответственности, сострадания и любви. Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше от того, что он в нём существует. Он доверяет самому себе, он способен в трудную минуту просить о помощи у других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельные решения и совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей. Человек с высокой самоценностью внушает доверие и надежду. Он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идёт на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор».

В заключении участникам предлагается упражнение «Подарок» , направленное на оптимизацию межличностных отношений в коллективе педагогов, формирование команды единомышленников.

Инструкция: каждый участник жестами изображает предмет, который он хотел бы подарить своему соседу слева, а сосед должен угадать, что это такое.

В заключительном слове психолог благодарит всех участников и приглашает на следующую встречу, а также раздаёт «Памятки». (Приложение 2).

Приложение №1.

Приложение 2

Памятка.

I . Прямые и косвенные способы отреагирования в ситуации отклоняющегося поведения учащегося.

1.Прямые способы суждений – «ты прав», «ты не прав».

2.Оценочные суждения – «плохо», «хорошо».

3.Косвенные способы – встречный вопрос, «психологическое поглаживание», активное слушание, Я- сообщение, Ты-сообщение, «для многих детей твоего возраста характерно…», переключение на значимую деятельность, техника «стеклянного взгляда».

II . Умение «сохранять состояние» : ничему не удивляться, сохранять эмоционально-волевые настрои (уважение к себе), уметь посмотреть на себя со стороны, не только слушать, но и слышать.

Способы защиты:

1.Замещающее цветовидение – «внутренним» взором увидеть динамичные перемещения ярких цветовых пятен, орнаментов, геометрических фигур.

2.Формирование эмоционально-значимого образа – мысленное погружение в «уголок спокойствия»; для аудиалов это может быть воспоминание и «внутреннее» слушание любимой мелодии, для визуалов - представление приятного пейзажа, для кинестетиков - ощущение движения во время прогулки и т.д.

3.Слушание и остановка «волны раздражения» - умение «услышать» степень изменения личностной тревожности, попытаться понять её причины и применить способы остановки (например, внутренний приказ или инструкция).

4.Приём «зато я …» - при котором в ответ на высказанную претензию учитель выстраивает логическую цепочку («Да, это так, зато я умею, чувствую..»).

1.Учащийся ведёт себя демонстративно грубо…

Варианты решения:

2.Ребёнок со злостью отрывает листья от комнатного растения

Варианты решения:

3.Учащийся плюёт на пол…

Варианты решения:

4.Учащийся лжёт с целью оправдания своего плохого поступка…

Варианты решения:

1.Учащийся ведёт себя демонстративно грубо…

Оценочное суждение «хорошо».

2.Ребёнок со злостью отрывает листья от комнатного растения…

Косвенный способ «Я- сообщение» + прямой способ суждения «ты не прав».

Варианты решения: снизить эмоциональный накал, привести к психическому равновесию («Я могу тебя понять, но ведь не ты сажал этот цветок..», «Каждый человек сам отвечает за свои поступки…»).

3.Учащийся плюёт на пол…

Косвенный способ «Ты - сообщение» .

Варианты решения: снять ореол «героя-нарушителя» («У тебя, наверное, повышенное слюнотечение, не показаться ли тебе врачу…»).

4.Учащийся лжёт с целью оправдания своего плохого поступка…

Встречный вопрос.

Варианты решения: инициировать самосознание через встречные вопросы («Как ты сам думаешь, можно ли поверить тебе…»).

Литература:

1.Родионов В.А., Ступницкая М.А. «Взаимодействие психолога и педагога в учебном процессе». Академия развития: Академия Холдинг, 2001. (Серия: «Практическая психология в школе»).