Распространенность употребления психоактивных веществ в молодежной среде. Анализ употребления психоактивных веществ у детей и подростков

Автор: Скрынник Ксения Александровна, педагог-психолог
Место работы: ГКОУ РО детский дом №3 г.Таганрога

Современное общество характеризуется увеличением числа лиц, употребляющих различные виды наркотиков, что ведет к росту числа правонарушений. Особенно серьезной является опасность быстрого возрастания числа несовершеннолетних, употребляющих наркотические и токсические средства.
По статистике 32% подростков прибегают к наркотикам как к способам избегания стрессов. 28% подростков впервые пробуют наркотики (без особого на то желания) под воздействием авторитетных для них лиц, т.е. в результате стороннего внушения. 39.5% подростков пробуют наркотики из любопытства.
Наркотики оказывают угнетающие действия на все органы и ткани, а особенно на центральную нервную систему.
Становление, формирование наркомании характеризуется развитием следующих признаков: психической, физической зависимости и толерантности.
Психическая зависимость – это осознаваемая или неосознаваемая потребность в употреблении наркотика для снятия психического напряжения и достижения состояния психического комфорта.
Физическая зависимость – состояние, при котором в ответ на отмену наркотика развивается абстинентный синдром. Возникает лишь при наличии психической зависимости.
Толерантность – это способность переносить токсические дозы наркотика, устойчивость к наркотику. Повышение толерантности проявляется в том, что первоначальные дозы наркотика не вызывают прежней эйфории, опьянения или иного желаемого эффекта.
Наиболее часто первичная наркотизация вызвана возрастными особенностями психологии подростков: стремление утвердиться через «особое», «интересное» времяпрепровождение – необычное и рискованное. Основными мотивами при этом являются: любопытство, подражание лидерам, подчинение, иногда протест против норм взрослого поведения. Происходит это обычно при отсутствии подлинных, эмоционально-окрашенных интересов, духовных ценностей, навыков организации досуга, четких позитивных социальных установок. Такие личностные и поведенческие особенности как раз свойственны подросткам, относящимся к «группе риска». Именно среди них могут быть выявлены подростки с определенной готовностью к наркотизации.

Факторы, способствующие возникновению наркомании:

1. Социальные:
- дети из социально неблагополучных семей, условия воспитания в семье (конфликтные взаимодействия родителей, отсутствие внимания, контроля и авторитета взрослых);
- неблагоприятное окружение и общественная необустроенность (районы, характеризуемые высоким уровнем преступности и т.п.);
- неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе;
- влияние неформальной группы сверстников;
- отчуждение и подростковое бунтарство (у подростка нет желания ходить в школу, чувствует себя «не таким как все», посторонним и в результате возникает протест);
- приобщение к наркотикам в раннем возрасте;
- терпимость общественного мнения к пьянству, наркомании, токсикомании.
2. Психологические:
- психологическая и социальная незрелость подростков, инфантильность, недостаточное усвоение общественных норм поведения, постоянная избыточная зависимость от других, готовность следовать за отрицательными лидерами, в том числе готовность к криминальному поведению;
- рост числа детей, неспособных адаптироваться к условиям социума;
- низкая устойчивость к психическим перегрузкам, стрессам – сниженная приспособленность к сложным ситуациям, непереносимость конфликтов;
- выраженная напряженность, тревожность, неуверенность в себе, низкая самооценка, трудности в сфере общения;
- импульсивность, в частности, со стремлением к получению удовольствия, новых ощущений (приятных и неприятных), как можно быстрее и любым путем.
3. Биологические:
- наследование детьми из неблагополучных семей психических и биологических особенностей, способствующих развитию вредных привычек – употреблению наркотиков, спиртных напитков, табакокурения;
- пограничные нервно-психические расстройства, умственная отсталость.

Последствия, которые влечет за собой наркомания:

Высокая смертность, вызванная передозировками препаратов, несчастными случаями в состоянии наркотического опьянения, различными заболеваниями, частыми самоубийствами среди наркоманов;
- выраженные медицинские и социальные последствия употребления наркотиков: психические расстройства в виде острых и хронических психозов, выраженные изменения личности вплоть до ее распада, слабоумие, неспособность к работе и т.д.;

Криминогенное поведение наркоманов, обусловленное изменением их личности; наркоманы совершают преступления, как с целью приобретения наркотиков, так и в связи с тяжелыми расстройствами психической деятельности (психозами), развившимися в результате их употребления.
Необходимо учитывать также, что в последнее время наркоманы используют все новые вещества, изменяющие психическое состояние. Так, увеличилось число случаев немедицинского употребления различных лечебных препаратов, в том числе нередко в сочетании с алкоголем, а также некоторых препаратах бытовой химии.
Более частыми становятся бытовые и групповые формы употребления подростками психоактивных веществ. Группы создаются обычно «неформальными лидерами», нередко взрослыми, имеющими опыт употребления наркотиков, доступ к источникам их получения.
Наркотические средства и психотропные вещества разделяются на 3 группы:
1. Наркотики успокаивающего, обезболивающего и снотворного действия – опий, морфин, героин, ноксирон (глютатемид), сильнодействующие снотворные (барбамил, этаминал натрия и др.).
2. Вещества возбуждающего действия – кофеин, фанамин и др.
3. Вещества, вызывающие галлюцинации – гашиш, кокаин, ЛСД, мескалин и др.

Картина наркотического опьянения различна, в зависимости от принятого вещества.
При опьянении наркотиками первой группы отмечается бледность, сухость кожи лица и тела, зрачки резко сужены, пульс учащен, внешне такой человек вял, расслаблен, настроение у него благодушное.
Если наркоман принял опий, морфин или кодеин, то на коже лица, шеи, груди могут быть видны следы «расчесов». При введении наркотиков через шприц видны следы уколов в вены в различных частях тела. У застарелых наркоманов подкожные вены слабо просматриваются, имеют белесый цвет, на ощупь жесткие, вдоль них имеются рубцы от бывших в прошлом воспалений в местах уколов.
При опьянении снотворными, также входящими в состав первой группы, лицо становится красное, потное. Опьяневший сонлив, сплевывает или слюна стекает с уголков губ, глаза блестят, зрачки расширены, походка пошатывающаяся, пальцы вытянутых рук сильно дрожат. Речь смазанная, слова неотчетливые, одурманенный не договаривает их. При этом сначала он бывает возбужден и легко становится злобным, грубым, циничным.
При окончании опьянения возникает вялость, чувство разбитости, раздражительность.
При опьянении веществами второй группы, ведущими симптомами являются состояния возбуждения, повышенного настроения, нервозности, громкий смех, быстрая размашистая походка, преувеличенная жестикуляция. При этом лицо краснеет, глаза блестят, темп речи ускорен, ответы быстры, легко срываются нецензурные выражения.
По окончании опьянения развивается чувство усталости, ощущение разбитости, повышенной сонливости, сниженное настроение. В этом состоянии возможны попытки самоубийства.
При опьянении веществами третьей группы лицо бледное, кожа сухая, глаза блестят, зрачки расширены, склеры покрасневшие. У кокаинистов зрачки расширены, на лице резко выделяется бледность кожи спинки и крыльев носа.
Накурившиеся гашиша кажутся вялыми, сонливыми, слегка оглушенными. Такое состояние может внезапно сменяться беспричинным вызовом веселья, смеха или наоборот, появляется мимика тревоги, страха с внезапными движениями в сторону, подражанием движениям стоящих рядом людей. В эти моменты наркоман испытывает приятные (или неприятные) «видения», сознание его одурманено, контакт с ним затруднен.
Состояние людей, принявших ЛСД, больше всего, напоминает картину острого психоза, с наплывными зрительными и слуховыми галлюцинациями и контакту они недоступны.
Кроме перечисленных, существует еще один вид наркомании – смешанная или полинаркомания . О полинаркомании говорят в тех случаях, когда наркоман принимает два или более наркотических вещества.
Абстинентные явления («ломка») развиваются у привычных наркоманов спустя 5-12 часов после прекращения действия наркотика, они несколько напоминают состояние сильного похмелья при алкоголизме. Проявляется это в чувстве недомогания, вялости, разбитости, потливости, ознобе, болях во всем теле, тоскливом и, в тоже время, злобно-агрессивном настроении. В это время наркоманом владеет только одно желание – скорее принять очередную дозу наркотика. Большинство преступлений совершается наркоманами именно в этом состоянии. Если все же он не сможет достать наркотик, физическое и психическое состояние наркомана ухудшается: пропадает аппетит, возникает бессонница, рвота, понос, судороги, усиливаются боли в мышцах, суставах – крайне тягостное состояние, которое наркоманы называют «ломка». В это время могут возникнуть галлюцинарно-бредовые переживания. Явления абстиненции продолжаются до 10-15 дней, а затем постепенно идут на убыль. Оказание специализированной медицинской помощи смягчает течение абстиненции, но все же оно не может устранить ее полностью. Абстиненция бывает наиболее выражена при употреблении препаратов опия, морфина, кодеина, героина и их производных. При употреблении гашиша, снотворных она бывает слабее, но также тяжело переносимая.
Следует обращать внимание на следующие подозрительные в плане употребления психоактивных средств признаки в поведении и внешнем облике ребенка.

Признаки употребления наркотических, психотропных и иных психоактивных веществ:

· снижение интереса к учебе, успеваемости, спорту, прогулы занятий;
· увеличение потребности в деньгах, пропажа денег и вещей из дома;
· проявления лживости, уклонение от бесед под надуманными предлогами;
· подросток поменял компанию, у него появились друзья, о которых он не желает рассказывать, старается не упоминать даже их имен;
· ребенок возвращается с улицы неадекватно веселый или, наоборот заторможенным, появились периоды немотивированной раздражительности или агрессивности;
· неустойчивость внимания, ухудшение памяти, нарушения мышления, бредовые высказывания;
· приходит домой с запахом алкоголя, либо от одежды, волос исходит запах ацетона, от пальцев – запах жженого пластика;
· на одежде появились пятна клея;
· на руках появились царапины, следы незначительных ожогов, следы от уколов в проекции вен на предплечьях, тыльной стороне кистей, синяки; подросток старается носить одежду с длинным рукавом, даже если это не по сезону;
· имеется раздражение кожи в области носогубного треугольника;
· при возвращении домой у ребенка зрачки глаз резко расширены, либо сужены до точек, «невидящий взгляд»;
· «красные» склеры (расширенные сосуды конъюнктивы глаз);
· при взгляде в стороны глазные яблоки совершают маятникообразные движения;
· имеется нарушение тонких координационных движений;
· изменен темп речи (замедленная или ускоренная), речь нечленораздельная;
· беспричинное снижение или значительное усиление аппетита, жалобы на металлический привкус во рту;
· в вещах ребенка появились пакетики, спичечные коробки с измельченной смесью или таблетками, шприцы, ацетон, куски бинта или марли, пропитанные жидкостью с коричневатым оттенком, закопченные ложки, наперстки.
В случае выявления вышеперечисленных признаков необходимо срочно проконсультировать несовершеннолетнего у врача психиатра-нарколога. Определить, какое именно психоактивное вещество употребляет несовершеннолетний, может только специалист.

Последствия курения марихуаны:

Употребление – нарушение памяти, снижение внимания, восприятия и способности мышления. Замедление рефлексов и уменьшение двигательной активности.
Систематическое употребление – развитие заболеваний дыхательной системы, рак легких и развитие злокачественных опухолей мозга, поражение иммунной системы и развитие импотенции.
Последствия употребления экстази
Употребление – искаженное восприятие действительности, галлюцинации, сильное обезвоживание организма, тошнота, судороги, апатия и депрессия.
Систематическое употребление – разрушение печени, почек, импотенция, расстройства психики, сердечно-сосудистая недостаточность.
Последствия употребления героина
Употребление – искаженное восприятие действительности, головокружение, усиленное мочевыделения, тошнота, рвота, потоотделение, неадекватное восприятие речи, на лице «маска клоуна».
Систематическое употребление – рубцевание и сжатие вен в результате инъекций, заболевание печени и почек, физический и психологический износ организма.
Передозировка – низкое артериальное давление, медленный и нарушенный ритм сердцебиения, низкая температура тела, глубокий сон, ступор (обездвиженность), кома, смерть.
Последствия употребления кокаина
Употребление – искаженное восприятие действительности, беспокойство, усиленное сердцебиение, потеря аппетита, повышенная активность и утомляемость, нервная дрожь, тошнота, рвота, повышение температуры тела.
Систематическое употребление – чрезмерная нервозность, частая необоснованная смена настроений, галлюцинации, импотенция, сердечная аритмия, боль в груди.
Передозировка – бред, учащенное нарушенное поверхностное дыхание, потеря сознания, смерть.

Последствия употребления метамфетаминов

Употребление – частое головокружение, сухость во рту, частое мочеиспускание, понос, галлюцинации, обмороки, лихорадка.
Систематическое употребление – хронические проблемы со сном, беспокойство и напряженность, высокое артериальное давление, сыпь, паранойя, бредовые синдромы.
Передозировка – жар, кома, кровоизлияние в мозг, смерть.

Статистические исследования, проведенные за последние десятилетия на территории Российской Федерации, отмечают значительный рост числа подростков, употребляющих психоактивные вещества. При этом возраст начала потребления снизился в среднем на 2,5 – 3 года. Так, если верить статистики, 13,1% подростков и молодежи употребляют наркотические вещества. Из них 80,8% потребляют алкоголь, а 49,5% – страдают табакокурением.

Глобальное увеличение уровня наркотизации в Российской федерации, по мнению ряда исследователей, связано с приобщением российской молодежи к распространенным в мире модным культуральным течениям, стрессогенностью социальной, психологической и экономической ситуации в стране, а также ухудшением состояния здоровья подростков.

Наркотик является веществом, влияющим на мысли, чувства и поведение человека. В обыденной жизни к наркотикам относят и психоактивные вещества .

Следует отметить, что психоактивным веществом называется любое вещество, которое при введении в организм человека может воспринимать его восприятие окружающего, настроение, способность к познанию, поведение и двигательные функции. То есть, помимо наркотиков, это еще и алкоголь, табак или никотин, кофеин, летучие растворители и лекарственные психотропные средства, прочее .

Как и любые наркотики, употребление психоактивных веществ вызывает привыкание, то есть психическую (потребность в постоянном приеме наркотика и других веществ с целью получения приятных ощущений и избавления от дискомфорта) и физическую зависимость (проявляется в интенсивных физических расстройствах при прекращении поступления данного вещества в организм) .

Одним из факторов риска употребления наркотических веществ является подростковый возраст.

С целью изучения отношения современных подростков к употреблению психоактивных веществ было проведено анкетирование.

Экспериментальной базой стали учащиеся 10-11 классов МОУ г. Джанкоя Республики Крым «Межшкольный учебно-производственный комбинат». Всего в исследовании приняло участие 159 человек.

Были получены следующие результаты.

Отвечая на вопрос «Что такое наркомания?», 62,6% старшеклассников ответили, что это болезнь, 51,3% – вредная привычка, 25,2% – удел слабовольных, 13,1% – образ жизни, 3,4% – мода, которая пройдет (Рисунок 1).

Рисунок 1. Наркомания глазами подростков

Таким образом, большинство подростков понимает, что наркомания это отрицательное явление в жизни человека и, что, заболев однажды, избавиться от него будет достаточно сложно.

Но несмотря, на негативное отношение к данному явлению, были указаны следующие причины, по которым современная молодежь начинает употреблять алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества: желание следовать традиции компании – 61,7%; из-за невозможности решения своих личных проблем – 38,2%; потребность в самоутверждении - 26,9%;убежденность в том, что это не причинит вреда их здоровью – 21,7%; из-за скуки – 13%; затруднились ответить – 6,9% (Рисунок 2).

Рисунок 2. Причины употребления психоактивных веществ (мнение подростков)

То есть, можно говорить о том, что основной причиной употребления психоактивеых веществ в подростковой среде является желание принадлежать к определенной группе сверстников, не отделяться от них, быть похожими, заслужить авторитет и уважение. Также психоактивные вещества рассматриваются как средство решения проблем личного характера.

Среди последствий употребления психоактивных веществ подростки отметили: потеря доверительных отношений с родителями – 41,7%; физической зависимости – 48,7%; нарушению закона – 36,5%; нежеланию учиться и работать – 20,8%; потере друзей – 18,3%; денежными проблемами – 34,8%; наркотик – решение всех проблем – 3,6%; ничего плохого в жизни не происходит – 3,6% (Рисунок 3).

Рисунок 3. Последствия употребления психоактивных веществ

Как мы видим, подростки осознают всю тяжесть употребления психоактивных веществ.

Следует отметить достаточно высокую осведомленность подростков о характере развития зависимости от психоактивных веществ. Так, 39,1% считает, что зависимость развивается после первого приема, 36,5% – после нескольких, 6,1% – после длительного употребления и 7,8% – затруднились ответить (Рисунок 4).

Рисунок 4. Осведомленность подростков о характере развития зависимости от психоактивных веществ

Риск развития зависимости от психоактивных веществ старшеклассники оценили следующим образом (Таблица 1).

Таблица 1. Риск развития зависимости от психоактивных веществ

К лицам, употребляющим наркотики 40% опрошенных подростков относятся сочувствующие, 32,2% – осуждающе, 22,6% – безразлично.

78,3% подростка считают возможным отказаться от употребления наркотика, тогда как 21,7% уверены, что не всегда можно сказать «нет».

На вопрос «Как Вы оцениваете курение девушек и юношей?» получены следующие ответы:

40,8% опрошенных считают курение юношей возможным в некоторых случаях, 26,9% – совершенно недопустимым, 22,6% – обычным делом, в котором нет ничего особенного.

Понятие "психоактивные вещества", их классификация. Причины возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте. Причины и мотивы употребления наркотических веществ. Психические и поведенческие расстройства при употреблении психоактивных веществ.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Психоактивные вещества
    • 1.1 Понятие «психоактивные вещества»
    • 1.2 Классификация ПАВ
  • 2. Причины возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте
  • 3.Психические и поведенческие расстройства при употреблении ПАВ
  • Выводы
  • Заключение
  • Литература

Введение

Злоупотребление психоактивными веществами, интенсивный рост заболеваемости наркоманией среди детей и подростков является одной из наиболее актуальных проблем нашего времени. Для регионов Российской Федерации данная проблемаявляется представляющей серьезную угрозу здоровью населения, экономике страны, социальной сфере и правопорядку.

По статистике ФСКН, в России около 18 млн. человек хотя бы раз пробовали наркотики. Одной из самых уязвимых возрастных групп являются подростки. На 2013 год средний возраст употребления ПАВ среди подростков приходится на 12,4 лет среди мальчиков и 12,9 лет среди девочек Данная статистика приведена с учетом однократного употребления ПАВ. .

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза, связанных с кардинальными преобразованиями в сфере сознания, деятельности и системы взаимоотношений индивида. Этот этап характеризуется бурным ростом человека, формированием организма в процессе полового созревания, что оказывает заметное влияние на психофизиологические особенности подростка .

В пубертатный период у детей очень неустойчивая психика, нередко снижается самооценка, возникает непонимание и конфликты с близкими людьми. В употреблении ПАВ ребенок видит способ уйти от стрессовых ситуаций, проблем в школе, конфликтов в семье, со сверстниками и т.д. Подростки хотят быть самостоятельными, взрослыми и независимыми. Именно поэтому они особенно сильно подвержены риску наркомании.

Употребление ПАВ приводит к изменениям не только во всех аспектах жизни подростка, но и в его психофизическом состоянии. Впоследствии злоупотребления ПАВ могут проявиться поведенческие и психические расстройства.

Объектом этой курсовой работы являются дети возрастом 12- 16 лет, предметом - поведенческие и психические расстройства, вызванные употреблением ПАВ.

Цель работы - теоретический анализ психических и поведенческих расстройств у подростков употребляющих ПАВ.

Для достижения цели требуется выполнение следующих задач:

1. Дать определение ПАВ и рассмотреть их классификацию.

2. Изучить основные психологические характеристики подросткового возраста.

3. Выявить причины и факторы, влияющие наупотребление ПАВ подростками.

4. Определить психические и поведенческие расстройства у подростков употребляющих ПАВ.

психоактивный вещество подростковый девиантный

1. Психоактивные вещества

1.1 Понятие «психоактивные вещества»

Психоактивные вещества - собирательный термин. Он включает медицинскую характеристику любого веществаили смесиестественного, или искусственного происхождения, заключающуюся "в их особом воздействии на ЦНС, способности стимулировать психическую деятельность, вызывать эйфорию, галлюцинацию, возбуждение, седативный, снотворный эффекты», доходя до измененного состояния мышления.

Психотропные вещества -- средства, которые вызывают патологическое привыкание, оказывают стимулирующее или депрессивное воздействие на ЦНС, вызывают галлюцинации или нарушения моторной функции, мышления, поведения, восприятия, настроения». Психотропные препараты применяются для лечения ряда психических заболеваний. Некоторые из этих средств, так же как и наркотики, могут вызывать привыкание и пристрастие и использоваться в немедицинских целях.

Наркотики -- это вещества, включенные в список Постоянного комитета по контролю за наркотиками, который утвержден Минздравом Российской Федерации.

Таким образом, к наркомании относятся только те случаи немедицинского употребления веществ или лекарственных средств, которые в установленном порядке отнесены к наркотическим средствам.

Наркотическое вещество включает в себя три критерия:

Медицинский;

Социальный;

Юридический, или правовой.

Медицинский критерий наркотического вещества состоит в том, что употребляемое вещество приводит к специфическому воздействию на центральную нервную систему (галлюциногенное, стимулирующее, седативное и др.).

Социальный критерий -- заключается в следующем: немедицинское применение наркотических веществ приобретает массовый характер, что становится социально опасным (рост преступности, несчастные случаи и самоубийства, тяжелые проблемы с собственным здоровьем и здоровьем будущего потомства, уменьшение продолжительности жизни, проституция, распространение ВИЧ-инфекции, гепатита С и др.).

Юридический, или правовой критерий-- характеризуется тем, что определенные уполномоченные инстанции должны признать данное вещество наркотическим и включить его в список наркотических препаратов.

1.2 Классификация ПАВ

Классификации ПАВ формируются в зависимости от происхождения токсикантов,психических расстройств, возникающих при употреблении веществ конкретной группы,нейромедиаторныхсистем, на которые действуют токсиканты, жесткости государственного контроля над оборотом ПАВ, особенностей химической структуры и по иным критериям .

1.Распределение ПАВ в зависимости от их происхождения

ПАВ естественного происхождения:

Опиаты - алкалоиды опийного мака Papaversomniferum (морфин, кодеин, тебаин, орипавин, лауданозин и др.).

Производные конопли, марихуана, гашиш.

Кокаин, алкалоид растения коки - кустарника, культивируемого горных районах Южной Америки. Основные формы - кокаин-гидрохлорид и кокаин-основание "крэк" и "спидболл" - смесь кокаина и героина.

Мескалинвыделен из бутонов мексиканского кактуса.

Галлюциногены псилоцин и псилоцибин обнаружены в грибах семейства Strophariaceas. .

Из листьев кустарника ката эдулисавыделены катинон и катин. Катинон обладает психостимулирующей активностью.

Неэлектролиты: этанол и другие спирты, углеводороды (алифатического и ароматического рядов).

Никотин, кофеин, эфедрин. Алкалоиды белены, дурмана, белладонны, мухомора.

a. Синтетические ПАВ - наиболее многочисленная группа токсикантов. Она непрерывно пополняется новыми наркотиками, которые могут отсутствовать в соответствующих списках международного контроля. В нее входят:

ОпиоидыОпиоиды (т.е. напоминающие опиаты) - агонисты опиоидных рецепторов. . Фентанил, карфентанил, суфентанил, лофентанил, 3-метил-фентанил ("белый китаец"), промедол, трамал, метадон, бупренорфин и др.

Стимуляторы. Амфетамин (фенамин), декстроамфетамин, метамфетамин, сиднокарб, бемитил, мазиндол и др.

Синтетические ПАВ с галлюциногенной активностью. Фенциклидин и родственные соединения теноциклидин (ТСР), ролициклидин (РНР), этициклидин, кетамин и др. Галлюциногенной активностью обладают также антагонисты центральных холинорецепторовциклодолЦиклодол используется при лечении паркинсонизма и при купировании экстрапирамидных расстройств в процессе лечения нейролептиками. , 3-хинуклидинил бензилат, дитран.

Препараты смешанного действия. Метилендиокси-производные амфетамина - синтетические наркотические средства, обладающие коммуникативной активностью. В больших дозах - стимулирующий и галлюциногенный эффект. Наркотики дискотек.

Неэлектролиты: этанол и другие спирты, углеводороды (алифатического и ароматического рядов), галогенированные углеводороды.

b. Полусинтетические психоактивные вещества:

При ацетилировании алкалоидов опия образуются полусинтетические опиаты диацетилморфин (героин), 6-моноацетилморфин, ацетилкодеин.

Психостимуляторэфедрон("Джэф") получают кустарным способом посредством окисления эфедрина в инкубационной среде, содержащей соединения марганца.

На основе лизергиновой кислоты, выделенной из спорыньи и обладающей галлюциногенной активностью, получены ее полусинтетические дериваты диэтиламид, морфолид, этиламид. Наиболее известное соединение - диэтиламид лизергиновой кислоты - LSD.

Неэлектролиты .

2. Распределение психоактивных веществ в зависимости от психических расстройств, вызываемых ими

В настоящее время основой для подобной классификации ПАВ является

Международная классификация болезней десятого пересмотра (МКБ-10) и совокупность обобщенных нозологических форм, включающих зависимость от различных веществ.

Нозологические формы и соответствующие имПАВ включены в разделы F10-F19.

F10 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением алкоголя.

F11 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением опиатов и опиоидов.

F12 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением каннабиноидов.

F13 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением седативных и снотворных веществ.

F14 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением кокаина.

F15 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением других стимуляторов, включая кофеин.

F16 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением галлюциногенов.

F17 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением табака.

F18 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением летучих углеводородов.

F19 - психические расстройства и расстройства поведения, связанные с сочетанным употреблением наркотиков и других психоактивных веществ.

Возможно разделить ПАВ в зависимости от преобладания того или иного психического расстройства, развивающегося при интоксикации :

Эйфоригены, (каннабиноиды, опиаты и опиоиды и др.).

Галлюциногены (иллюзиогены): ДЛК, псилоцин, псилоцибин, буфотенин, мескалин и др.

Делириогены: 3-хинуклидинил бензилат (боевое отравляющее вещество BZ), скополамин, циклодол, дитран, фенциклидин и др.

Данная классификация не может охватить все психические изменения, вызываемые психоактивными веществами: антидепрессивное действие, седативное, активирующее, нормотимическое и другие.

3.Классификация психоактивных веществ в зависимости от нейромедиаторныхсистем, на которые они действуют.

Модуляторы опиоидергическихнейромедиаторных систем - опиаты и опиоиды.

Модуляторы катехоламинергических и серотонинергических систем - психостимуляторы, метилендиокси-производные амфетамина, производные лизергиновой кислоты, псилоцин, псилоцибин, мескалин, кофеин.

Модуляторы эндоканнабиноидных систем - каннабиноиды.

Модуляторы ГАМК-ергических систем - барбитураты, 1,4-бензодиазепины, оксибутират натрия.

Модуляторы глутаматергических систем - фенциклидин, кетамин.

Модуляторы холинергическихнейромедиаторных систем - вещества с мускариноподобной активностью, никотин, антагонисты центральных холинорецепторов.

Токсиканты с политропной активностью - этанол, летучие растворители.

Следует заметить, что способность конкретного ПАВ модулировать ту или инуюсистему достаточно условна.

Наркогенныйпотенциал психоактивного вещества определяется скоростью формирования зависимости, ее выраженностью, прогнозом заболевания и иными факторами.

"Легкие" наркотики- каннабиноиды, "экстази" и др.

"Тяжелые" наркотики - опиаты, опиоиды, психостимуляторы.

При проведении сравнительного анализа психоактивных веществ по наркогенномупотенциалу должны учитываться различные критерии:

Минимальное количество экспозиций к токсиканту, необходимое для формирования признаков зависимости (физической и/или психической);

Учет соотношения "доза - эффект", то есть способность конкретного вещества вызывать зависимость в минимальных дозах. Критерий может использоваться преимущественно для оценки аддиктивного потенциала сходных по химической структуре наркотиков;

Учет числа формирующихся синдромов (психической зависимости, синдром измененной реактивности, синдром физической зависимости) в процессе хронической наркотизации данным агентом;

Интенсивность проявлений основных синдромов формирующейся зависимости, в частности, выраженность синдрома отмены.

Понятно, что тяжесть и прогредиентностьаддиктивной патологии выше прииспользовании "тяжелых" наркотиков, однако "легкие" наркотики чаще становятся первой ступенькой для прогрессирования болезни .

Эта классификация соответствует степени жесткости контроля, необходимости соблюдения определенных мер при транспортировке, хранении, использовании ПАВ. В соответствии с постановлением Правительства № 681, наркотические средства и психотропные вещества распределены на три группы в зависимости от жесткости мер контроля .

I. Cписок наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

II. Списокнаркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

III. Списокпсихотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.

Существует группа товаров, содержащих ПАВ, оборот которых не контролируется .

6. Классификация ПАВ в зависимости от степени их опасности

Группа специалистов Бристольского университета (Великобритания), руководимая профессором Д.Наттом, предложила распределить ПАВ по степени их опасности на основании следующих критериев :

Вред для здоровья потребителя (последствия острых или хронических воздействий токсикантом, в том числе смертельные передозировки, изменения органов и систем, осложнения, связанные с использованием внутривенного способа наркотизации, и пр.);

Риск формирования синдрома зависимости (наркогенная активность ПАВ, способность вызывать синдром психической зависимости, синдром отмены и пр.);

Социальные опасности.

Таким образом в ходе работы выяснилось, что ПАВ -веществаили смесиестественного, или искусственного происхождения, заключающуюся в их особом воздействии на ЦНС.

Существует несколько классификаций психоактивных веществ:

1. Распределение ПАВ в зависимости от их происхождения: естественного, синтетического и полусинтечиские.

2. Распределение ПАВ в зависимости от психическихрасстройств, вызываемых ими.

3. Классификация ПАВ в зависимости от нейромедиаторных систем, на которые они действуют.

4. Классификация, учитывающая наркогенный потенциал ПАВ.

5. Классификация в зависимости от мер контроля над оборотом ПАВ.

6. Классификация ПАВ в зависимости от степени их опасности.

2. Причины возникновения девиантного поведения в подростковом возрасте

2.1 Основные психологические характеристики подросткового возраста

Подростковый возраст (отрочество) -- период онтогенеза (от 10-11 до 16 лет), соответствующий началу перехода от детства к юности.

Подростковый возраст относится к числу критических периодов онтогенеза. В этот период для подростка характерным является чувство «взрослости», которое проявляется как субъективное переживание готовности подростка быть полноправным членом коллектива взрослых, выражающееся в стремлении к самостоятельности, желании показать свою «взрослость», добиваться чтобы старшие уважали достоинства его личности, считались с его мнением.

Переоценка своих возросших возможностей определяет стремление подростков к известной независимости и самостоятельности, болезненное самолюбие и обидчивость, повышенную критичность по отношению к взрослым. Также происходит развитие самосознания и самооценки, интереса к себе как к личности, к своим возможностям и способностям. Центральным фактором физического развития в подростковом возрасте является половое созревание, которое оказывает существенное влияние на работу внутренних органов. Появляются половое влечение (часто неосознанное) и связанные с ним новые переживания и мысли .

В трудах Д. И. Фельдштейна представлена система взглядов, позволяющих создать целостную картину ключевых аспектов развития подростков. В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека. .

Д. И. Фельдштейн и И. С. Кон отмечают, что подросток стремится быть и считаться взрослым. Он всячески протестует, когда его мелочно контролируют, наказывают, требуют послушания, подчинения, не считаясь с его желаниями, интересами. Ошибочное представление, будто подросток еще маленький ребенок, не способный к проявлению собственной инициативы, ставит того в зависимое положение, исключает возможность сотрудничества с ним .

Л. С. Выгодский отмечал еще два новообразования возраста -- это развитие рефлексии и на ее основе самосознания. Развитие рефлексии у подростка не ограничивается только внутренними изменениями самой личности, в связи с возникновением самосознания для подростка становится возможным и неизмеримо более глубокое и широкое понимание других людей .

Для этого сложного периода показательны такие негативные проявления, как дисгармоничность личности, свертывание и изменение установившихся интересов ребенка, протестующий характер его поведения по отношению к взрослым. Но этот возраст отличается и массой положительных факторов -- возрастает самостоятельность ребенка, более многообразными и содержательными становятся все отношения с другими детьми и взрослыми, значительно расширяется и существенно изменяется сфера его деятельности, развивается ответственное отношение к себе и к другим людям .

Выступая как важный этап становления личности, подростковый возраст представляет вместе с тем не единовременный акт, а сложный этап в процессе личностного развития, отличающийся равноуровневыми характеристиками социального созревания .

«Зоной ближайшего развития», которая помогает определить завтрашний день ребенка, служит идейный смысл социально одобряемой деятельности, удовлетворяющей основные потребности подростка установкой на общество .

Отношения с товарищами находятся в центре жизни подростка, во многом определяя все остальные стороны его поведения и деятельности. Л. И. Божовичотмечает, что у подростков, привлекательность занятий и интересы в основном определяются возможностью широкого общения со сверстниками. Для подростка важно быть со сверстниками, и, занимать среди них удовлетворяющее его положение .

Неблагополучие в отношениях с одноклассниками, отсутствие близких товарищей, друга или разрушение дружбы порождают тяжелые переживания, расцениваются как личная драма. Самая неприятная для подростка ситуация -- это искреннее осуждение коллектива, товарищей, а самое тяжелое наказание -- открытый или негласный бойкот, нежелание общаться. Переживание одиночества тяжело и невыносимо для подростка .

Общение со взрослыми насыщено проблемами. Первый источник этих проблем -- непонимание взрослыми внутреннего мира подростка, их ложные представления о его переживаниях, мотивах тех или иных поступков, стремлениях, ценностях и т. п. .

Второе -- и родители и учителя подростков в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того быстрого, интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении подросткового возраста, всеми силами пытаются сохранить «детские» формы контроля .

Психологи отмечают еще одну, чрезвычайно важную, с психологической точки зрения характеристику конфликтов подростков с взрослыми. Виновником конфликта всегда признается подросток. Подобную самообвиняющую некоторые авторы называют «психологическим смирением», связывая ее с принятием навязываемых им формальных отношений «послушания», ломка позиции «психологического смирения» чаще всего приводит к «психологическому бунтарству» .

Особенности протекания и проявления подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития подростков, его положением в мире взрослых. Социальный статус подростка мало чем отличается от детского. Все подростки -- школьники и находятся на иждивении родителей или государства. Их основная деятельность -- учеба. Психологически этот возраст крайне противоречив, он характеризуется максимальными диспропорциями в уровне и темпах развития.

Длительность подросткового периода часто зависит от конкретных условий воспитания детей, от того, насколько велик разрыв в нормах и требованиях, предъявляемых к ребенку и взрослому.

2.2 Причины и мотивы употребления наркотических веществ

Девиантное поведение имеет сложную природу и обусловлено разнообразными воздействующими факторами, такими как экономические, социальные, демографические, культурологические и др.

По мнению Е.Н.Пашковой и В.П.Михайловой, факторы отклоняющегося поведения можно сгруппировать в три кластера:

1. биологические факторы - это неблагоприятные физиологические или анатомические особенности организма ребенка (нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, повреждения нервной системы, телесные дефекты, дефекты речи и др.);

2. психологические факторы - это психопатологии или акцентуации характера. Данные отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обуславливающих неадекватные реакции подростка;

3. социально-психологические факторы. Они выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, в их основе - игнорирование половозрастных и индивидуальных особенностей детей, приводящее к нарушениям процесса социализации .

Исследователями выделяются следующие внутренние, психологические факторы, которые могут приводить к совершению преступлений несовершеннолетними:

Потребность в престиже, в самоуважении;

Потребность в риске;

Наличие так называемых искусственных потребностей;

Эмоциональная неустойчивость;

Агрессивность;

Наличие акцентуации характера (к «группе риска» относят гипертимную, истероидную, шизоидную и эмоционально-лабильную акцентуации);

Отклонения в психическом развитии;

Низкое самоуважение;

Неадекватная самооценка и др. .

Основу внутренних побудительных сил к употреблению ПАВ составляет:

1. действие механизма поиска впечатлений на фоне неразвитости сферы потребностей;

2. подражание взрослым или сверстникам;

3. искажение процесса социализации;

4. потребность в саморегуляции внутреннего состояния, особенно в психотравмирующей ситуации;

5. нарушения в эмоциональной или познавательной сферах;

6. недостаток в научных знаниях о здоровом образе жизни, об алкоголе, табаке, наркотиках, их свойствах, последствиях их употребления для личности и общества;

7. семейные проблемы.

Среди традиционных причин, обусловливающих проблему девиантного поведения, в психологии вычленяются следующие:

1. сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и заканчивая психической перестройкой;

2. пограничность и неопределенность социального поведения и положение;

3. противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля, основанные на соблюдении внешних форм и послушания, уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сложились и не окрепли.

Социальными факторами, способствующими девиантному поведению, считаются следующие: школьные трудности, травматические жизненные события, влияние девиантной группы. При этом, одним из важнейших факторов девиантного поведения являются девиантные сверстники.

В результате проведенных в последние годы исследований определён и основной личностно-психологический фактор, обусловливающий предрасположенность людей к употреблению ПАВ, - это деформации в их мотивационной и смысловой сфере.

Деформации в мотивационной сфере выражаются в том, что у человека вытесняются базовые потребности в саморазвитии, самопознании, самоопределении и доминирующими становятся ложные мотивы в «острых ощущениях негативного свойства». А деформации в смысловой сфере проявляются в противопоставлении ценностей, которые у нормального человека гармонично связаны между собой. Деформации в побудительнойсфере, в свою очередь, отрицательно сказываются на личностном развитии, социальном поведении, отношении к собственному здоровью и находят свое выражение в самовредительстве и вредительстве другим людям.

Низкий уровень самоуважения проявляется в том, что, не найдя признания в привычной для себя среде, подросток пытается в антисоциальных группах повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе.

Анализ биологической роли эндогенных ПАВ в жизнедеятельности человека указывает на значимость оптимального уровня этих веществ для нормального функционирования организма и регуляции психики. На этой основе сформулирован биологический механизм формирования предрасположенности к потреблению ПАВ: в результате преобладания в рационе подростков быстро окисляемых углеводов и выраженного дефицита растительных белков, натуральных витаминов, клетчатки и сырья для брожения происходит резкое снижение уровня эндогенных ПАВ; это в свою очередь приводит к неадекватным для растущего организма гипер- и гипогликемическим колебаниям, провоцирующим значительные психические изменения, что побуждает к асоциальным поступками, в том числе, к приему наркотических веществ .

Устоявшимся в психологической и медицинской литературе являются понятия «акцентуации характера», «психопатии - социопатии», которые обозначают поступки и реакции личности неболезненной природы. Как правило, эти аномалии характера происходят по причиненегативных воспитательных воздействий .

Специальные исследования обнаруживают поверхность, холодность чувств внутри семьи. На первый взгляд можно отметитьсильную привязанность к членам своей семьи, обычно к матери. Но это особая связь, симбиотическая, которая определяется не столько любовью, сколько неспособностью к самостоятельности.

Эмоциональная недостаточность, как и трудности понимания ситуаций и их последствий, определяет неспособность кэмпатии, восприятия чувств других, сопереживания, в связи с чем нравственные нормы и нравственные чувства усваиваются не в полном объеме, различения добра и зла неудовлетворительны.

Волевая недостаточность проявляется в отсутствии цели, неспособности к последовательным плановым действиям, что должно быть сформировано к 10 - 12 годам жизни, в недисциплинированности, неспособности подавлять желания.

При малой мозговой недостаточности (или ММД), как правило, страдает и сфера влечений. Возникают такие патологические побуждения, как упорное воровство, страсть к поджогам, раннее курение, потребление опьяняющих средств, ранняя половая жизнь, в том числе извращенная с целью заработка, бродяжничество, попрошайничество.

Девиантные формы поведения, базируясь на индивидуально-психологических стереотипах, имеют зависимость от внешних условий, ситуативных моментов, которые способны либо провоцировать, либо блокировать неадекватные формы поведения.

Подавляющее большинство исследователей девиантного поведения подростков отмечают, что им свойственна недисциплинированность, наблюдается недостаточное развитие познавательных качеств: памяти, внимания, абстрактного мышления, что часто ведёт к нелогичности мышления.

Исследование и описание специфических для наркоманов периода взросления черт личности и поведения имеют особую важность, так как позволяют отделить индивидуально-психологические характеристики молодого человека от сформированных наркоманским образом жизни.

Аспектам личностной динамики при наркомании посвящено много исследований, которые позволяют создать обобщенный психологический портрет наркомана периода взросления:

Слабый или смешанный тип высшей нервной деятельности;

Гипотимный или эмотивный тип реагирования.

3. Характеристика - пассивность, мягкость характера, уступчивость, развитое чувство вины; добродушие и кротость, совестливость, высокая моральность, верность; высокая чувствительность к средовым воздействиям, нерешительность, боязливость, застенчивость, склонность перекладывать принятие решений, тревожность, мнительность, настроение в значительной мере зависит от отношения окружающих к нему, впечатлительность, склонность к глубокой привязанности, интровертированность, пессимистичность, необщительность, склонность к фантазированию, поиск признания, стремление к сотрудничеству; лживость, капризность, скрытая повышенная страсть к самодемонстрации и склонность к драматизации имеющихся проблем, стремление потакать своим слабостям.

Обобщение характеристик создает образ человека, лишенного азарта экзистенциального творчества.

Структуре личности наркомана свойственны:

Сниженная интегративная функция «Я», мотивационная и эмоциональная неустойчивость, эмоциональная незрелость;

Аффилиативная ведущая потребность, т.е. поиск покровителя;

Высокий уровень мотивации избегания неуспеха;

Ярко выраженные пассивно-страдательная позиция, сильное «Супер-эго»;

Отсутствие потребности в признании;

Выраженное стремление прятать душевные и сексуальные переживания;

Пассивно-зависимый стиль межличностного поведения;

Выраженное стремление уйти от конфронтации с жестким противостоянием сильных личностей в мир идеальных отношений, в мир фантазий, приспособиться к коллективу, а также к отречению и деструкции своего «Я»;

Стиль мышления, сочетающий в себе вербально-аналитические и художественные наклонности; в стрессе происходит блокировка и нерешительность;

Защитные механизмы: вытеснение или навязчивость, отказ от самореализации.

В силу ослабленного самоконтроля и нарушения сбалансированности противоположностей у наркоманов наблюдается болезненная деформация влечений, которая выражается в сужении спектра их проявления и заостренных характеристиках: высокая тревожность, болезненно выраженная инертность превращается в алчность, агрессивность проявляется вспышками разрушительной враждебности, интроверсия трансформируется в аутичность, пассивность -- в мазохизм, пессимистичность преобразуется в депрессию, мнительность и сензитивность -- в ипохондричность, эмотивность -- в импульсивное поведение. Это свидетельствует о том, что наркоманы по сути дела находятся в состоянии дезадаптации .

У наркоманов снижены способности к рефлексии, анализу и самоанализу. Сочетание противоречивой структуры потребностей, мотивационной неустойчивости с бессознательными механизмами защиты свидетельствует о невротическом характере.Отношения наркоманов с людьми не своего круга и родителями носят конфликтный характер, а их потребности в достижении, автономии и любви фрустрированы. Они не верят в собственные силы и не удовлетворены собой.

Таким образом, подростковый возраст -- период выбора самостоятельного образа жизни и собственных ценностей, период негативистическогоотношения к словесному воздействию и отрицания принятых критериев, авторитетов. В этот период чрезвычайно возрастает значение микросреды, товарищей, чувство возрастного коллективизма. Влияние «своей группы», стремление не отстать от сверстников, определенная мода, любопытство и зачастую гипертрофированное желание получить удовольствие, «вкусить запретный плод», скука, при которой подросток готов пойти на любое безрассудство -- вот главнейшие причины приобщения молодых людей к наркотикам. При этом следует подчеркнуть издержки родительского влияния, когда два поколения не могут воздействовать друг на друга, найти общий язык.

3. Психические и поведенческие расстройства при употреблении ПАВ

Девиантное поведение, которое выражается в употреблении и злоупотреблении ПАВ, вызывающими состояния измененной психической деятельности, психическую и физиологическую зависимость от них, является одним из самых распространенных видов отклоняющегося поведения. Сутью такого поведения становятся значительное изменение иерархии ценностей человека, уход в иллюзорно - компенсаторную деятельность и личностной деформации .

Психические и поведенческие расстройства вследствие употребления ПАВ -- расстройства, возникающие в результате употребления алкоголя, опиоидов, каннабиноидов, седативных или снотворных веществ, кокаина, других стимуляторов, включая кофеин, употребления галлюциногенов, табака, летучих растворителей, а также в результате сочетанного употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Все многообразие психических и поведенческих расстройств, возникающих вследствие употребления ПАВ, можно разделить на:

Синдром зависимости;

Состояние отмены (абстиненция);

Употребление с вредными последствиями;

Острую интоксикацию;

Психотическое расстройство;

Амнестический синдром;

Резидуальное психотическое расстройство.

Синдром зависимости характеризуется:

Выраженной потребностью принять ПАВ;

Нарушением способности контролировать начало, окончание и дозировку вещества;

Физиологическим состоянием отмены;

Признаками толерантности;

Прогрессирующим забыванием альтернативных интересов;

Продолжением употребления несмотря на, очевидные вредные последствия .

В рамках состояния отмены, возникающего в течении суток после окончания приема ПАВ, доминирующими становятся вегетативные нарушения, а также тревожные, фобические, астенические и депрессивные расстройства. Возможно проявление делириозного расстройства сознания.

Под употребление с вредными последствиями понимаются вторичные психические расстройства в виде депрессии, эпилептических пароксизмов, а также соматической симптоматики.

При острой интоксикации психические и поведенческие расстройства проявляются расстройствами сознания, дезорганизацией деятельности, агрессивностью, возможно возникновение патологического опьянения.

Психотические расстройства, возникающие при употреблении ПАВ в течении месяца, проявляются в виде галлюцинаторных, параноидных симптомокомплексав, шизофреноподобной, депрессивной и маниакальной симптоматики.

Амнестический синдром (синдром Карсакова) характерезуется хроническим нарушением памяти в виде фиксационной амнезии и парамнезиями.

Резидуальное психотическое расстройство возникает на поздних этапах болезни - алкоголизма или наркомании. Оно характеризуется стойкими изменениями личности, психозами.

Последствием употребления наркотических веществ не всегда является наркомания, но уже разовый прием наркотика может привести к трагическим последствиям. Опьянение такими высокотоксичными препаратами, как ЛНДВ, грубо нарушающих нейрохимический метаболизм, снижающими дыхание нервных тканей, можно уподобить временному удушению. Прием галлюциногенов, психодизлептиков предопределяет вероятность несчастных случаев. Стимуляторы и героин могут вызвать остановку сердца или дыхания. Курение одной сигареты с гашишем по кругу в группе приводит к общим болезням, передаваемым слюной, а парентеральное введение любого наркотика, учитывая сегодняшнюю высокую вирусную заболеваемость, чревато появлением гепатита и ВИЧ-инфекции.

Первыми симптомами потребления наркотических препаратов являются расстройства поведения. Если исключить случаи, предопределяемые опьянением, то эти расстройства поведения, по сути -- уход ребенка от прежних отношений, занятий и распорядка дня.

Следующим по временирасстройством поведения является конфликтность. Вначале конфликтность есть проявление защиты своего нового образа жизни. В дальнейшем по мере развития эмоциональных и нравственных изменений конфликтность становится агрессивной, явно беспричинной в ситуации аффективных колебаний или вполне понятной в случаях требования денег и т.п.

Наряду с ослаблением прежних интересов появляются биологические признаки начавшейся интоксикации. Общая их характеристика может быть определена как дисхроноз -- нарушение биологических ритмов.

Дисхроноз -- достаточно серьезное расстройство, которое нередко можно наблюдать как неспецифическое начало любого заболевания, особенно с вовлечением ЦНС.

Эмоциональная сфера, насколько можно судить на основании психиатрических и психологических последствий, меняется прежде других психических функций.Эмоциональное снижение проявляется в обедненности эмоций, очерствении, чему удивляются родные и близкие, и подтверждается усилением или учащением бывших ранее истерических реакций.

Отстранение, отчуждение от родных проявляется все нагляднее по мере усугубления эмоциональной неуравновешенности, которая вообще присуща пубертату. У злоупотребляющих нарушена экспрессивно-импрессивнаясоставляющая эмоциональной сферы. Они не способны оценить эмоциональное состояние других по мимике и жестам.

Обязательным фоном потребления опьяняющих веществ является дистимия. Среди расстройств настроения обращают на себя внимание гипертимия и паратимия. Наряду с признанным выражением дистимии как печали, грусти, возникают периоды необъяснимого подъема настроения, неадекватные эмоциональные реакции. Настроение, не соответствующее ситуации, -- паратимия, парадоксальная эмоциональность -- дает основание подозревать эндогенное расстройство.

У лиц, злоупотребляющих наркотиком, отмечается весь "комплекс депрессии". Депрессии разной степени выраженности особенно характерны при употреблении опиатов. В легкой степени это может выглядеть как астения, астеноабулический синдром. Выраженные, наглядные депрессии типичны для одной из форм опиизма -- героинизма. В этих случаях депрессивный синдром не только сопровождает острые постинтоксикационные состояния и выход из абстиненции, но возникает спонтанно на фоне даже длительного воздержания.

Наркоманические депрессии отличаются от эндогенных и депрессий истощения. "Стрелка виновности" никогда не бывает направлена на себя. Указания на "виновных" вообще крайне редки, и если бывают, то направлены "вовне", чаще на ситуацию, чем на личности.

Тревожные реакции, тревожно-депрессивный синдром характерны для злоупотребляющих стимуляторами. При приеме кокаина нередки и в интоксикации, и по выходе из нее параноидные переживания (обычно преследования, особого отношения и т.п.), сопровождаемые не только предметным страхом, но и беспредметной генерализированной тревогой.

Частота появления дисфории зависит от степени помрачения сознания в опьянении, вызываемого принимаемым препаратом. При употреблении наркотиков более глубокое помрачение сознания в интоксикации, дисфории по выходе из опьянения и в ремиссии. Психоорганический дефект в результате потребления свойственны прежде всего ЛНДВ,циклодолу, снотворным, азиатскому гашишу, кустарно обработанному эфедрину, в меньшей степени транквилизаторам и в наименьшей -- опиатам..

Дисфории крайне тяжелы для больного. В ремиссии они практически приводят рецидиву. Субъективно тяжелые дисфории крайне опасны и для окружающих. Взрывы гнева, стремление к разрушению, агрессии -- весомая составляющая преступности тех, кто принимает наркотики.

Дисфории наркоманов легко отличаются от депрессий тем, что с развитием подавленного настроения в депрессии исчезает обычная для наркоманов агрессивная злоба.

Наркотическое воздействие в период формирования психики проявляется не только ухудшением способностей и приостановкой развития. Подростковый период в онтогенезеимеет свои этапы импринтинга отдельных функций -- этап формирования аффективной, интеллектуальной, волевой сфер, и формирования системы межличностных, социальных отношений. Исключение какого-либо этапа, его искажение под действием наркотизации в последующем маловосполнимо и требует очень больших медико-педагогических усилий, психологического и социального тренинга.

Основными дефектами являются прежде всего: эмоциональная, а не рациональная мотивация поведения, подражательность действий, недостаточность чувственного и интеллектуального контроля в отношениях и поведении, легкая внушаемость, безответственность. Примечательна склонность к игровой деятельности.

Также при наркотизации происходит поражение организма. В данной работе интерес представляетцеребропатия, выраженная тем больше, чемглубже помрачение сознания в интоксикации, вызванной принимаемым наркотическим средством. Головная боль, метеочувствительность, нарушение сна, дисфории с приступами гнева или плаксивости, затруднения осмысления, слабость сосредоточения и запоминания выражены в течение 1--1,5 мес после прекращения злоупотребления. При церебропатиях после злоупотребления ЛНДВ и кустарным эфедрином вероятно поражение ЦНС, в частности черепных нервов. Системные, органные нарушения при злоупотреблении наркотиками разнообразны и неспецифичны. Употребление, например, ЛНДВ, закономерно вызывает дегенеративные изменения мозговой ткани и гепатоз. Часто появляются хронические бронхопневмонии при ингаляциях и других наркотиков -- кокаина, героина. Злоупотребление, особенно героином, приводит к нарушению специфического и неспецифического иммунитета. И у подростков-наркоманов в связи с этим возникают подкожные абсцессы, микробные и грибковые поражения кожи.

К истерическим реакциям можно относить и аггравацию сенесто-патических ощущений, что выглядит как конверсионная симптоматика.

Сенестопатии, гиперпатии присущи всем формам наркотической интоксикации и у детей, и у взрослых. Они также относятся к расстройствам чувственной сферы. При обрыве систематического приема наркотика эти ощущения становятся мучительными. Болевые ощущения абстинентного синдрома не ограничены поперечнополосатой мускулатурой конечностей и гладкой -- кишечника..

Интеллектуальное снижение начинается с утраты познавательных интересов. Слабеют личные наклонности, и поведение начинает соответствовать интересам группы. Эта пассивность отражает не только обеднение внутренней жизни, но и интеллектуальную вялость.

Возможности активного внимания смещаются в сторону наркотической деятельности. В повседневности внимание рассеяно, не концентрируется, что производит впечатление ухудшения памяти еще до того, как оно возникнет. Интеллектуальное снижение заметно не только при решении предлагаемых задач-тестов, но и в ошибочных оценках повседневной ситуации, например, при конфликтах в отделении, с родственниками и т.п.

Подростки производят впечатление больных олигофренией: знания, приобретенные в начальной школе, забыты, упрощена фразовая речь. Отсутствие предвидения резко противоречит обязательным для здорового подростка планам-мечтаниям, устремлениям в будущее, о чем злоупотребляющий подросток рассказать не может. Не удается выявить социальных, профессиональных целей, представлений о будущей жизни вообще, каких-либо смысловых интересов сегодняшнего или завтрашнего дня. Ухудшение памяти и осмысления особенно быстро наступает при употреблении ЛНДВ, азиатского гашиша, кетамина, снотворных средств. При этом и интеллект, и память ухудшаются по органическому типу: диффузное ослабление интеллекта и утрата памяти по закону Рибо. Мы наблюдали при злоупотреблении ЛНДВ и азиатским гашишем мнестические расстройства в форме корсаковского синдрома.

Аффективные реакции у подростков лишены разнообразия и оттенков, стереотипны. Эксплозивная психопатизация подростка проявляется клишированными аффективными реакциями на раздражители неодинаковой силы разного источника.

Обеднена также картина апатоабулического синдрома. Подросток с апатико-абулическими изменениями личности проводит дни в изоляции и неподвижности, слушает музыку, часами лежит в постели. В беседе не заинтересован, отвечает односложно, ни на одну тему не удается вызвать спонтанных высказываний.

По мере длительности злоупотребления нарастает криминальность. Условиями противоправного поведения служат нравственные искажения, эмоциональные расстройства и интеллектуальное снижение.

Прежде всего -- это агрессивность. Психодизлептики вызывают страх, идеи преследования, другого содержания бредовые восприятия и оценку обстановки, и опьяневший, если не убегает, то нападает, защищаясь. Менее опасно опьянение такими препаратами, как ЛНДВ, кетамин и др., при котором выражены гиподинамия, расслабленность, препятствующие активным действиям.

Среди причин преждевременной смерти наркоманов, кроме обострения хронической бронхопневмонии следует назвать смерть от поражения сердечно-сосудистой системы. Обычно это токсические миокардиодистрофии, частые у злоупотребляющих стимуляторами нарушения ритма, вызывающие остановку сердца. Опийные производные вызывают расстройства системы свертывания крови; тромбоз и эмболия характерны на высоте интоксикации.

Последствия употребления наркотически действующих веществ детьми и подростками, за исключением благополучных исходов, которые не следует считать многочисленными, представлены с психиатрической точки зрения душевным ущербом, предопределяющим социальное неблагополучие будущего.

Таким образом, среди психических расстройств при состояниях интоксикации выделяют расстройства сознания, когнитивных функций, восприятия, эмоций, поведения.

Прием любого психоактивного вещества приводит к нарушению сознания различного типа и глубины: от сужения до различной степени помрачения.

Нарушения мышления определяются видом психоактивного вещества и его дозой. Наиболее характерна кататимность мышления, снижение способности управлять активным вниманием, нарушение концентрации внимания, объективное снижение качества мышления, возможны бредовые идеи.

Расстройства восприятия выражаются обострением, избирательностью, снижением и преобладают в зрительном, слуховом, тактильном и проприочувствительном анализаторе. Вкусовые и обонятельные нарушения встречаются редко .

Эмоциональные нарушения в состоянии острой интоксикации характеризуются протопатичностью эмоциональных переживаний, глубинностью, что коррелирует с уровнем сознания. Наряду с этим каждому психоактивному средству свойственна специфическая структура эйфории .

Выводы

Психоактивные вещества - вещества или смеси естественного, полусинтетического и синтетического происхождения, которые производят особое воздействие на ЦНС и стимулируют психическую деятельность.

Классификации ПАВ формируются в зависимости от происхождения токсикантов, психических расстройств, возникающих при употреблении веществ конкретной группы, нейромедиаторных систем, на которые действуют токсиканты, жесткости государственного контроля над оборотом ПАВ, особенностей химической структуры и по иным критериям.

Подростковый возраст - важный период онтогенеза. Он насыщен множеством перестроек в жизни ребенка.

Формирование аддиктивного поведения в подростковом возрасте зависит от множества факторов: социальные, экономические, культурологических и т. д.. Большое значение имеют отношения в семье и воспитательный процесс.

Среди психических расстройств при состояниях интоксикации выделяют расстройства сознания, когнитивных функций, восприятия, эмоций, поведения.

Заключение

Подростковый возраст - значимый этап становления самосознания личности под влиянием комплексных ситуационных и психологических факторов. При отсутствии поддержки, любви, условий для индивидуализации и позитивной реализации своих новых возможностей самоутверждение подростка может принимать уродливые формы, приводить к неблагоприятным реакциям, в том числе и к аддиктивному поведению.

Уже разовый прием наркотика может привести к трагическим последствиям. Опьянение такими высокотоксичными препаратами, как ЛНДВ, грубо нарушающих нейрохимический метаболизм, снижающими дыхание нервных тканей, можно уподобить временному удушению. Прием галлюциногенов, психодизлептиков предопределяет вероятность несчастных случаев. Стимуляторы могут вызвать остановку сердца или дыхания, этот же исход возможен и при приеме героина. Курение одной сигареты с гашишем по кругу в группе приводит к общим болезням, передаваемым слюной, а парентеральное введение любого наркотика, учитывая сегодняшнюю высокую вирусную заболеваемость, чревато появлением гепатита и ВИЧ-инфекции. Первыми симптомами потребления наркотических препаратов являются расстройства поведения. Если исключить случаи, предопределяемые опьянением, то эти расстройства поведения, по сути -- уход ребенка от прежних отношений, занятий и распорядка дня.

К сожалению, не всегда или не сразу близкие замечают такую перемену. Когда замечают, пытаются объяснить происходящее трудностями переходного возраста или принимают объяснения ребенка, к тому времени научившегося лгать.

В заключении хочется отметить, что в настоящее время проблема распространения наркомании среди подростков - одна из острейших проблем современного российского общества.

Л итература

1. Биомедицинский журнал «Medline.ru»/ТОМ 8, СТ. 56, 622-636 с. // октябрь 2007 г./ «Современные классификации психоактивных веществ», А. И. Головко.

2. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В., Янышева В.А., Железнова А.К., «Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты», Монография, Тула, 2007.

3. Возрастная и педагогическая психология/ Под ред. А. В. Петровского. -- М.: Просвещение, 1973.

4. Выготский Л. С. Педология подростка//Психология подростка/ Под ред. Ю. И. Фролова. -- М.: ?Роспедагентство?, 1997. -- С. 232--286.

5. Диссертация: «Социально-психологические качества подростков как условие их социальной реадаптации», кандидат психологических наук Кузнецова Д.А., 2011.

6. Ермолаева М. В.Психология развития: Методическое пособие для студентов заочной и дистанционной форм обучения. -- 2-е изд.-- М.:МПСИ; Воронеж: НПО?МОДЭК?, 2003. - С. 206 - 250.

7. Куценко С.А., Саватеев Н.В. // Фармакология и токсикология -1989. -Т. 52. -№ 1. -С. 118 - 123.

8. Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практическое руководство. - М.: МЕДпресс, 2001.

9. МКБ - 10, Всемирная организация здравоохранения, Женева, 1995.

10. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. -- М.: ?Роспедагентство?, 1996.

...

Подобные документы

    Семья как институт социализации. Основные стили семейного воспитания. Психологическая деформация семьи как главный фактор девиантного поведения подростков. Причины употребления психоактивных веществ. Особенности девиантного поведения детей и подростков.

    курсовая работа , добавлен 22.10.2012

    Теоретические аспекты проблемы подросткового возраста: новообразование личности, кризисы, мотивы вранья, поведенческие реакции, а также психические расстройства. Проблема и влияние психосоматических расстройств у подростков в практике современной школы.

    курсовая работа , добавлен 14.11.2008

    Особенности развития подростков, употребляющих психоактивные вещества. Исследование оценочного компонента установки учащихся по отношению к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Программа работы психолога по профилактике аддиктивного поведения.

    курсовая работа , добавлен 31.10.2014

    Нервно-психические расстройства в детском возрасте и риски их возникновения. Сущность возрастных кризисов. Синдромы расстройства сознания. Психопатии, патологические состояния различной этиологии и патогенеза, объединяемые по доминирующему признаку.

    контрольная работа , добавлен 27.10.2009

    Психические и поведенческие последствия от пережитых экстремальных, кризисных и чрезвычайных ситуаций. Описание регрессии, инерции, аффективных реакций как основных типов преодолевающего поведения. Примеры клинической динамики адаптивного расстройства.

    реферат , добавлен 10.03.2011

    Наркомания и терроризм как формы девиантного поведения. Классификация психоактивных веществ: алкоголь, табак, летучие растворители, седативные и снотворные средства, психостимуляторы. Этапы аддитивного поведения подростка и признаки синдрома зависимости.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2012

    Аспекты взаимодействия тела и психики. психические особенности у подростков. Психосоматические расстройства у подростков. Психосоматическое заболевание является свойством человеческого организма как системы. Долговременная память как часть эмоциональной.

    контрольная работа , добавлен 03.12.2008

    Теоретический анализ возможностей рисуночных методик при работе в группе с подростками зависимыми от психоактивных веществ. Изучение понятия "зависимость". Отличительные черты подросткового возраста. Групповая психотерапевтическая программа реабилитации.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2010

    Исследование проблемы зависимости от психоактивных веществ как актуальной общественной проблемы города Лесосибирска. Разработка комплекса психологической реабилитации пациентов наркологического цента. Роль членов семьи в психологической реабилитации.

    статья , добавлен 18.07.2013

    Понятие девиантного поведения подростков. Причины и формы девиаций в подростковом возрасте. Девиантное поведение и явление дезадаптации. Коррекция и профилактика девиантного поведения подростков. Организация коррекционной и профилактической работы.

Социологи, медики, психологи, представители правопорядка, осуществляя прогноз развития наркомании в среде детей и подростков на ближайшие три-пять лет, отмечают динамику ее роста и усиление следующей тенденции: дальнейшее омоложение контингента, употребляющего наркотические, сильнодействующие и психотропные вещества.

Называются и причины этого явления. К ним в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности и социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку, который ориентирован на «раскручивание» потребительского спроса нашей молодежи.

Наиболее значимыми причинами для употребления психотропных веществ являются социальные трудности в семье, школе, в условиях неорганизованного свободного времени. Употребление любого психотропного вещества вначале нельзя назвать приятным - тошнота, рвота, головокружение, бледность, плохое общее самочувствие. Однако предлагающими "старшими товарищами" это расценивается как необходимый элемент приобщения к избранникам. После второго - третьего употребления влечения еще нет, но каждый раз организм реагирует раздражительностью, плохим сном и аппетитом, нарушениями обычных социальных правил. Школьник пропускает занятия, становится недисциплинированным, замкнутым и угрюмым .

Наиболее распространенная классификация причин, влияющих на употребление наркотиков детьми и подростками, включает причины следующего характера: социально-экономического, конституционально-биологического, социального, индивидуально-психологического .

Социально-экономическая группа причин делится на две подгруппы: причины глобального характера и традиционные.

К причинам глобального характера относят интеграцию нашей страны в мировую рыночную систему со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Традиционные причины - это причины, свойственные только нашей стране, отдельным ее регионам, слоям и группам населения. Примером могут служить те группы населения, у которых разрушился весь жизненный уклад в связи с боевыми действиями в той местности, где они проживали, результатом чего явился их переход в разряд беженцев. Это влечет за собой появление дезадаптационного синдрома, который создает положительные предпосылки для наркотизации данной части населения. К традиционным причинам, повлиявшим на всплеск интереса к наркотикам в нашей стране, и в первую очередь, как мы уже отмечали, в молодежной среде, явился долгое время существовавший запретно-карательный механизм действия различных социальных институтов в отношении лиц, употреблявших наркотики.

К традиционным причинам можно отнести и сложившееся в нашей стране толерантное отношение среди населения к таким явлениям, как алкоголизм и табакокурение. Россия всегда считалась страной традиционного употребления алкоголя. В нашем обществе существует целый ряд культурных стереотипов употребления алкоголя (по поводу торжественных, радостных и печальных событий). Нельзя сказать, что каждый употребляющий алкоголь или курящий станет наркоманом. Но вероятность такого перехода значительно выше у данной категории, чем у тех, кто отрицательно относится к алкоголю и табакокурению .

К причинам конституционально-биологического характера обычно относят наследственную отягощенность психическими или наркологическими заболеваниями.

Социальные причины - это влияние на детей и подростков семейной обстановки, референтной группы, в целом социальной среды, в том числе огромное влияние средств массовой информации и успешность или неуспешность адаптации ребенка в образовательном учреждении.

К причинам индивидуально-психологического характера обычно относят:

Подражание более старшим подросткам или авторитетным сверстникам;

Попытки нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;

Стремление соответствовать значимой для подростка Группе сверстников;

Аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенную или заниженную самооценку, Повышенную конформность, неустойчивость характера);

«протестные» реакции («назло»), направленные против старших (родителей, педагогов);

Самодеструктивное поведение;

Любопытство;

Подчинение давлению и угрозам.

Факторы, связанные с большей склонностью к употреблению наркотиков, называются факторами риска, а те, которые связаны с пониженной склонностью к злоупотреблению наркотиками, называются защитными факторами .

Существует множество факторов риска злоупотребления наркотиками, каждый из которых представляет собой угрозу психологическому и социальному развитию человека и оказывает различное воздействие на него в зависимости от возрастной фазы. Влияющие на раннее развитие ребенка семейные факторы, возможно, являются наиболее опасными. Этими факторами могут быть:

Неблагоприятная семейная атмосфера, особенно если родители злоупотребляют медикаментами или страдают от психических заболеваний;

Неумелое воспитание, что особенно опасно для детей с трудным характером и неуравновешенным поведением;

Отсутствие взаимопонимания в семье и заботы к детям со стороны родителей.

Другие факторы риска связаны с взаимодействием детей с социальными объектами вне семьи (школа, сверстники и общество). Вот некоторые из этих факторов:

Неумеренно робкое или агрессивное поведение в классе;

Неудачное участие в школьных мероприятиях;

Неспособность справиться с общественными задачами;

Принадлежность к «отвергнутым» или к тем, кто находится в контакте с «отвергнутыми» детьми;

Позитивное отношение к поведению употребляющих ПАВ в школе, среди сверстников и в обществе.

Существует и группа защитных факторов, которые не всегда являются абсолютно противоположными факторам риска. Их влияние также неравномерно в процессе развития. Наиболее характерные защитные факторы включают:

Крепкие семейные узы;

Положение, когда родители следят за своими детьми, постоянно вовлечены в их жизнь и преподают им ясные правила поведения внутри семьи;

Успех в школьных мероприятиях;

Крепкая связь с социальными институтами - например, семьей, школой, религиозными общинами;

Соблюдение окружающими общепринятых норм в употреблении психоактивных веществ.

Другие факторы, такие, как доступность наркотиков, особенности торговли наркотиками и убеждение, что употребление наркотиков в общем не является неприемлемым, также влияют на количество молодых людей, которые начинают употреблять наркотики .

Широкое распространение наркомании во многом является следствием тех социальных условий, которые там существуют, а именно: безработица, неуверенность в завтрашнем дне, ежедневные стрессы, тяжелое нервно-психическое состояние, стремление получить допинг, создающий впечатление прилива сил, хотя бы на короткий промежуток времени уйти от окружающей действительности .

Существует много теорий, так или иначе объясняющих причины наркомании:

1.психоактивное вещество стало необходимым компонентом обмена веществ;

2.ряд психоактивных веществ не чужеродны организму, т.к. в малых дозах они продуцируются различными клетками и тканями (алкоголь, опиаты);

3. социальная психология в основе наркологической зависимости видит остатки архаического мышления и связанный с ним психологический настрой, создающий иллюзии защищенности и психологического комфорта. В современном виде это тосты за здоровье, успех, различные обряды по юбилеям, важным событиям, подсознательно адресованные к вере в неясные силы, которые могут защитить или обеспечить успех .

Особое значение в современных социальных условиях приобретает увлечение наркотиками детей и подростков. Нередко в "рядах" наркоманов оказываются дети в возрасте 12 -13 лет. Удел молодого поколения- неалкогольные психотропные вещества. К ним относятся ненаркотические лекарственные препараты (транквилизаторы, циклодол, эфедрин и др.), бытовая химия. Они легко доступны и дешевы.

Особую тревогу вызывает резкое “омоложение” контингента наркозависимых. Поэтому, важное значение представляет выявление склонности подростка к наркотической зависимости ее профилактика на той стадии, пока аддитивное поведение, проявляющееся в эпизодическом употреблении наркотических препаратов, не приняло форму болезни.

Таким образом, к причинам наркотической зависимости в первую очередь относят общее ухудшение социально-экономической обстановки в стране, рост безработицы среди молодежи, рост детской беспризорности, социального сиротства и значительное увеличение интереса международной наркомафии к российскому рынку. Также необходимо отметить, что, психологические особенности личности подростка - риск социальной дезадаптации, склонность к депрессии, возможность и характер суицида, алкоголизация являются риском начала употребления наркотических средств, что также является причиной склонности подростка к наркотической зависимости.

В последние годы в России употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Определенная часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковые группы. С целью формирования у подростков стойкой негативной установки по отношению к употреблению психоактивных веществ, как способу решения своих проблем или проведения досуга, ориентации на позитивные социальные и личные ценности через вовлечение обучающихся в работу по профилактике наркомании, специалисты центра «Планета любви» совместно с УФСКН России по Тамбовской области, провели для учащихся 8 классов МБОУ ООШ информационно - познавательный час «НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ». Вначале присутствующих поприветствовала главный специалист службы сопровождения подростков, склонных к правонарушениям, совершивших правонарушения и преступления, а также детей с алкогольной и наркотической зависимостями В.Ф.Никонова, затем слово предоставили следователю следственного отделения УФСКН России по Тамбовской области майору полиции Д.С.Кольцову, который, оперируя фактами, рассказал ребятам обстановку с ПАВ в городе Кирсанове и районе. Продолжила встречу социальный педагог С.П.Дарчик, она представила ребятам интересную игру «Коробочка», объяснив, что в коробочке находится «то, что нельзя» и предложила, чтобы она побывала в руках каждого. Ребята с энтузиазмом передавали коробочку, кто-то даже открыл её, когда она вернулась в руки к педагогу, Светлана Петровна сделала вывод, что так происходит и в жизни, когда подростки пробуют то, заведомо зная, что это нельзя и плохо, но любопытство берёт верх и может привести к необратимым последствиям. Затем состоялось обсуждение: «Что вы почувствовали, когда держали такую коробочку в руках? Далее педагог рассказала и про другие причины, когда подросток решает попробовать ПАВ: конфликты с родителями и учителями; скука; подражание сверстникам; желание уйти от проблем; поиск взаимопонимания, поддержка в компании сверстников. Продолжила встречу педагог-психолог С. П. Ермошина, она рассказала, что многие подростки считают, что в любой момент они смогут бросить прием ПАВ. Но неутешительная статистика показывает, что избавиться от этой новой привычки не так легко. Появляется зависимость. Светлана Петровна предложила ребятам упражнение «Гора жизни», где один участник изображал счастливого человека, стоящего на вершине горы, а его товарищи – всё то, что ему дорого, но постепенно вредные привычки забрали всё, что человек имел. После бурного обсуждения данного упражнения, участники вместе искали замену ПАВ. На листе бумаги с изображением дерева, надо было разместить плоды – альтернативу вредным привычкам, ребята называли многие интересные, полезные занятие и скоро это дерево было украшено. Далее слово предоставили инструктору по физической культуре Е.Ю.Наумовой, которая рассказала про влияние физических упражнений на организм человека и различные виды спорта. Закончилась встреча просмотром позитивного ролика.