Преемственность дошкольного образования. Доклад «Преемственность в реализации образовательных программ дошкольного и начального общего образования

Проблема преемственности дошкольного образования и образования, получаемого детьми в начальном звене школы, является "вечной" проблемой отечественного образования. Никто не оспаривает необходимость ее решения, но ясности нет. Подходя к рассмотрению, этой проблемы надо честно ответить на ряд вопросов: 1) что понимать под преемственностью (тождество методов, содержания или иное)? 2) кто будет отслеживать эту преемственность (кто такой большой специалист, чтобы успешно разбираться в тонкостях дошкольного образования и современных технологиях обучения младших школьников)? 3) в каких единицах измерять эту преемственность? И совсем уж кощунственный "детский вопрос" - а зачем нужна преемственность?

Современная начальная школа предъявляет такие требования к умственному развитию ребенка, поступающего в первый класс, которые напрямую связаны с качеством умственной деятельности, с наличием у будущего школьника не простого запаса представлений, именуемого "кругозором" и выражающегося в педагогическом требовании учета уровня общего интеллектуального развития. Ребенок должен быть готов к социальной позиции школьника. Последнее позволяет включить в число значимых факторов такие, как уровень сформированности коммуникативных умений, морально-волевую и эмоциональную готовность, не забывая о качестве высших психических функций (памяти, мышления и воображения). В связи с этим, и к преемственности дошкольного и школьного образования надо подходить с иных позиций, четко определяя основные понятия.

Что же понимать под термином преемственность? Одним из принципов дидактики является принцип последовательности или системности образования. В этом случае преемственность может быть истолкована как соблюдение научно-обоснованной последовательности в приобретении образования, раз уж оно непрерывное.

Есть ли такая преемственность в традиционной школе? Безусловно, есть. Школа прямо продолжает использовать тот опыт, который накоплен ребенком то ли благодаря, то ли вопреки дошкольному образованию. В этом случае школа эксплуатирует, и довольно долго, те психические качества личности, которые сложились в дошкольном детстве, и не гонится за развитием. Так, упор делается на заучивание, повторение, подражание учителю. И это получается, потому что центральной психической функцией, обеспечивающей развитие в дошкольном возрасте, является память. Она ведет за собой все прочие познавательные процессы дошкольника. Но в начальной школе развитие должно уже обеспечивать "новое мышление" - логическое или теоретическое. Конечно, и эта цель ставится, но ее трудно решить в рамках традиционного обучения.

  • 1) преемственность "предметная", когда, например, иностранный язык, изучавшийся на протяжении одного-двух лет в детском саду, продолжают изучать в первом классе на основе пройденного;
  • 2) преемственность технологическая, когда в образовательной программе ДОУ заложена педагогическая технология, которая не противоречит школьной и может обогащаться в последующем, не вызывая внутреннего протеста у маленького школьника, который почему-то должен забыть то, что он уже все "умел", что уже читает и считает, и вновь долго и упорно выводить крючочки и складывать и вычитать в пределах первого десятка. Если дошкольное образовательное учреждение (ДОУ) работает по инновационной программе, для технологической преемственности создаются более благоприятные условия, поскольку учителя могут переориентироваться на более высокие цели с учетом иных возможностей выпускников ДОУ.

Кто будет отслеживать преемственность кроме зам. директора по начальной школе? Этим может заниматься школьный практический психолог. Для этого ему необходимо иметь опыт изучения психики дошкольника и младшего школьника, знать программы ДОУ и начальной школы и главное - вести психокоррекционную работу, помогая детям справиться с нормальными трудностями этого периода детства.

Очень важно администрации школы организовать сотрудничество с психологом и воспитателями ДОУ, которые могут со своей стороны дать очень ценную информацию об индивидуальных особенностях личности каждого своего выпускника. Изучение психолого-педагогической литературы позволяет утверждать, что более высокий эффект в этом плане связан с реализацией принципов развивающего обучения. Так, средние показатели уровня интеллектуального развития у нынешних шестилеток - из инновационных ДОУ существенно выше тех, что демонстрируют дети, приходящие на психологическую диагностику из других ДОУ с традиционной программой. Это, в частности, позволяет реализовывать бесконфликтно педагогическую технологию системы Л.В.Занкова и получать хорошие результаты в обучении практически всех выпускников ДОУ с программой "Развитие".

Что же делать с теми классами, которые формируются из детей, посещавших ДОУ с традиционной программой?

Наблюдения показывают: одна из главных причин сложной адаптации к школе (и, соответственно, трудностей в решении проблем преемственности) состоит в резкой смене стиля общения взрослых с ребенком. Свойственные учителям авторитаризм, назидательная позиция ("Так надо", "Ты должен"), негативные оценки подавляют инициативу детей, рождает у них неуверенность в себе. Поэтому первоклассники теряют интерес к учению, становятся тревожными, что отрицательно сказывается на психике. Кроме того, ведущим видом деятельности детей 6 лет остается игра. Поэтому в первом классе необходимы особые приемы и методы, способствующие постепенному формированию навыков учебной деятельности. И этому важно научить педагогов. Желательно, чтобы шестилетки обучались на базе детских садов, поскольку только здесь можно обеспечить психоэмоциональный комфорт ребенка, его потребностей в полноценном питании, сне, интересном отдыхе и т.д. Не менее важно, что именно в детском саду есть возможность равномерно распределить нагрузку на ребенка в течение дня, обеспечить индивидуальный подход к каждому. К сожалению, в последнее время их все чаще переводят в обычную начальную школу.

Психологи, причисляющие себя к сторонникам личностного подхода к обучению, в том числе И.С.Якиманская и др., подчеркивают особую значимость индивидуального подхода к ребенку и требуют построения совершенно иной, практически новой системы образования, начиная с первого этапа обучения (начальной школы).

Что же еще мешает шестилетнему дошкольнику быть по-настоящему готовым к школе?

Во-первых, как отмечалось еще в первые годы существования классов шестилеток, каждый "лишний" месяц, в особенности для мальчиков, существенным образом влияет не только на психофизиологические характеристики, но и на показатели интеллектуального развития.

Во-вторых, некоторая "недозрелость" психических новообразований проявляется в нестабильных сочетаниях, что приводит к тому, что "сколько шестилетних детей - столько и проблем". Так, детей могут буквально "натаскивать" родители и даже репетиторы не только на соответствующие знания, умения, навыки, но и "разучивать" ответы на вопросы тестов.

В-третьих, нельзя без конца усложнять процедуры тестирования. Ряд тестов могут представляться малоценными, поскольку ориентированы на "вчерашний день" дошкольника, а не на выявление глубины зоны ближайшего развития интеллекта шестилеток.

В-четвертых, известный отечественный психолог П.Я.Гальперин предупреждал о том, что сформированное по изолированной от практики дошкольника программе логическое мышление не выступает фактом развития. Дети могут воспроизводить не только то, что требуется запомнить, но и выполнять некоторые логические операции, тут же "попадая впросак" при выполнении заданий на классификацию или сравнение однородных объектов. Проблема усугубляется также угрозой перегрузки, поскольку растет количество детей ослабленных и часто болеющих. Отрицательно влияют и чисто социальные причины.

Весьма важно выяснить возможности "гибкого реагирования" психолога и определить те основные методологические принципы, на которых должна базироваться современная программа образовательного учреждения. Иначе требования психолога не будут приняты к исполнению воспитателями ДОУ или учителями начальной школы. Если уж дети оказались "условно-зрелыми", надо вводить специальный корректирующий учебный предмет, обеспечивать технологическую сторону преемственности, по сути, в течение уже первого года обучения школьного типа.

Современные дошкольные программы (например, "Радуга", "Развитие", "Детство") ориентированы прежде всего на воспитание и всестороннее развитие ребенка, а также формирование навыков учебной деятельности в игре, экспериментировании, наблюдении и т.д. В программах начальной школы главной целью является обучение детей конкретным навыкам (письму, чтению и т.д.), накопление знаний по определенным темам. Предполагается, что вопросы воспитания учащихся решаются опосредованно, только через учебный материал и только в урочное время. Вероятно, это тоже является причиной возникающих проблем в преемственности и адаптации детей к школе.

Таким образом, чтобы обеспечить преемственность, нужно:

  • 1. скоординировать содержание программ детского сада и школы и создать единые технологии (для воспитателей вводить не искаженные научные знания, но учитывающие возрастные возможности детей, а для учителей - основанные на учете психологических особенностей детей 6-7 лет). Предварительно этим методикам необходимо научить будущих педагогов.
  • 2. в организационном плане преемственность эффективнее осуществляется в рамках комплекса единого учреждения типа "школа -детский сад" (один педагогический коллектив выбирает наиболее подходящие программы). В рамках одного учреждения намного легче продумать единые формы урочной и внеурочной работы педагогов с детьми 5-8 лет с учетом их возрастных, а также индивидуальных особенностей.

Итак, преемственность должна строиться:

  • *на учете возрастных и психологических особенностей детей 5-8 лет;
  • *на единых целях воспитания и обучения детей;
  • *на единстве требований взрослых (педагогов, психологов, родителей), согласующихся с выбранной образовательной программой;
  • *на обеспечении школ и детских садов наглядными пособиями, методическими разработками для педагогов, детей и родителей.

Кроме того, в средних и высших учебных заведениях больше внимания должно уделяться психологическим вопросам преемственности.

Особую актуальность в настоящее время приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Почему? Потому, что сначала дети должны будут адаптироваться к новым условиям, так как психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не так уж велика. А потом начинается полноценная подготовка ребенка к школе, затрагивающая эмоциональное, познавательное, художественное и физическое развитие. Следовательно, можно сделать выводы, что основаниями преемственности между детским садом и школой являются:

Развитие любознательности;

Развитие способностей ребенка самостоятельно решать творческие задачи;

Формирование творческого воображения;

Развитие коммуникативности.

На основе анализа педагогической деятельности процесс преемственности можно рассматривать с двух сторон:

1) на дошкольной ступени образования сокращается самоценность дошкольного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешного школьного обучения;

2) школа как преемник дошкольной ступени образования подхватывает достижения ребенка-дошкольника и организует свою педагогическую практику, развивая накопленный им потенциал.

Значит, цель дошкольного образовательного учреждения - это общее развитие ребенка, соответствующее его потенциальным возможностям. А цель начального образования - это продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности. Следует помнить, что цели начального шко.;1ьй"4Го образования не совпадают с целями дошкольного, потому что в дошкольном учреждении основное внимание уделяется укреплению здоровья, психическому и физическому развитию ребенка, становлению его как личности, то в начальной школе основным становится формирование навыков чтения, письма, счета, школьного типа поведения. Но в дошкольном учреждении, так и в школе должна быть общая цель становления личности ребенка: развитие его компетентности, креативности, самостоятельности, ответственности, свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки. В Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года четко выделены социальные требования к школе, которая «должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, отличающиеся развитым чувством ответственности за судьбу страны». Особую значимость для формирования социально ориентированного поведения первоклассников приобретают подготовительные школы, центры развития детей предшкольного возраста. Понятие социально ориентированная подготовка характеризуется через совместную деятельность взрослого и ребенка. Из личного опыта я могу с уверенностью подтвердить, что подготовка проходит эффективнее в процессе совместной социальной ориентированной игровой деятельности педагога и группы детей. Социально ориентированная подготовка проявляется в следующих функциях:

1) передача социального опыта педагога ученикам;

2) создание условия для адаптации личности к определенным образцам поведения;

3) изменение поведения детей в соответствии со школьными нормами и требованиями;

4) снятие психологического и социального напряжения (игры обеспечивают разрядку агрессивных импульсов, негативного эмоционального возбуждения).

Названные функции социально ориентированной подготовки на практике реализуются в процессе социализации личности. Социально ориентированная подготовка ребенка предшкольного возраста к обучению в начальной школе состоит из следующих компонентов: интеллектуального, ценностно-смыслового, общекультурного, информационного, рефлексивного и коммуникативного. Социально ориентированный подход к подготовке детей шестилетнего возраста к начальному обучению может реализоваться посредством занятий «Играем в школу», содержание которых призвано помочь детям войти в мир знаний, овладеть творческими способами решения научных и жизненных проблем, построить собственный мир ценностей и личностных смыслов. Например: занятие проводится в группе, состоящей из 12 человек. Оно состоит из трех частей, которые соотносятся по времени 1:2:1. Первая часть должна настроить ребенка на работу, создать положительный мотивационный фон для всего занятия. В основном это игры на восприятие, создание проблемной ситуации или на внимание. Вторая часть направлена на достижение основных задач. Это творческие и сюжетные игры, тренинги или беседы. В заключительной части занятия выполняется коллективная работа или игра, развивающая творческие способности. На каждом занятии обязательно должны присутствовать родители.

Социально ориентированная подготовка как средство социализации детей предшкольного возраста позволяет расширить их социальный кругозор, создать атмосферу для построения глубинного общения между будущими участниками учебного процесса и разрешения возможных социальных проблем и конфликтов. Это период социально-психологической адаптации ребенка к предстоящим новым условиям - учебе в школе.

Проблема преемственности школы и дошкольного образовательного учреждения всегда занимала и занимает видное место в истории педагогического образования. Мы знаем, что вопросами преемственности занимались многие педагоги и ученые. Исследования продолжаются и на современном этапе. Специалисты выделяют три направления подготовки детей дошкольного возраста к школе, обеспечивающих преемственность:

Всестороннее воспитание и развитие;

Формирование психологической готовности к обучению в 1 -ом классе;

Формирование учебной мотивации.

Всестороннее воспитание и развитие ребенка-дошкольника является фундаментом преемственности. В психологическую подготовку к школе включается и формирование начал учебной деятельности. Формирование учебной мотивации -это предметная подготовка. К старшему дошкольному возрасту дети овладевают разнообразными предметными знаниями, которые затем продолжают усваиваться на уроках математики, родного языка, письма, в процессе изучения предметов эстетического цикла. Говоря о преемственности между школьной и дошкольной ступенями образования, следует остановиться на формах реализации этой работы. На мой взгляд, в дошкольном учреждении целесообразно проводить с детьми беседы о школе, организовывать сюжетно-ролевые игры, в процессе которых дети смогут представить себя учениками или оказаться на месте учителя, знакомить детей с художественными произведениями со школьной тематикой, приглашать в гости учителей, которые в свою очередь могут организовать для дошкольников экскурсию по школе, в которой им предстоит учиться. Преемственность начальной школы и дошкольного учреждения в целом возможна только при заинтересованности всех сторон и наличии тесного контакта между педагогами этих ступеней образования.

В современной образовательной ситуации сложилось несколько позиций в понимании преемственности программ детского сада и начальной школы. Первый подход понимает преемственность как организацию в детском образовательном учреждении процесса подготовки ребенка к школе. Педагоги ориентируются на содержание программы начального образования и школьные технологии обучения. Обучение дошкольников при таком подходе определяется не законами развития ребенка, а содержанием образовательной системы последующего звена. Второй подход связан с идеями самоценности дошкольного детства. Предполагается построение обучения в «зоне ближайшего развития» ребенка, однако объем этой «зоны», ее границы весьма неопределенны и могут широко варьировать как в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, так и в зависимости от возможностей взрослых, работающих с ним. Быть уверенным, что эти возможности совпадают, невозможно, а попытка подчинить игру решению дидактических задач грозит разрушением игры, как подлинной детской самодеятельности и средства самовыражения, что может принести серьезный ущерб развитию дошкольника. Третий подход определяется необходимостью самоактуализации личности в свободной познавательной деятельности, обеспечивающей саморазвитие, проявление индивидуальных способностей и формирование умения учиться как ведущего новообразования. Сформированность умения учиться предполагает желание учиться, самоорганизацию, самоконтроль, анализ и рефлексию, умение планировать свою деятельность. Умение учиться самостоятельно предполагает не владение определенным объемом знаний и умений, раз и навсегда выученных и освоенных, а умение доучиваться, переучиваться, самостоятельно осваивать новые образовательные области, используя имеющиеся учебные умения. И еще важную роль, на мой взгляд, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя. Воспитатель в детском саду - это вторая мама, которая может, если необходимо, пожурить и приласкать ребенка: обнять малыша, погладить по головке, что-то нежное прошептать на ушко. И ребенок тянется к своему воспитателю, как цветок к солнцу. Но вот сегодняшний дошкольник пришел в школу, и его встретил учитель. Все сразу изменилось: ученик должен соблюдать дистанцию между собой и учителем. Здесь складываются другие отношения, школьная жизнь контрастна жизни в детском саду. Поэтому и адаптация ученика к школе более затяжная, чем к детскому саду.

Выводы: в настоящее время особую актуальность приобрела проблема определения общих принципов преемственности между ступенями образования. Это связано с возникшим многовариативным образовательным пространством дошкольного и начального общего образования. В отличие от школьного образования, которое строится в предметной логике, дошкольное образование призвано обеспечить создание фундамента развития ребенка - формирование базовой культуры его личности, что позволит ему в дальнейшем овладеть разными областями знаний. Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций. Значит, работа с родителями потребует от педагогов умения по-новому подойти к родителям, внушить им доверие и уважение к системе дошкольного образования.

Список литературы:

1. Журнал «Начальная школа» №2, 2008 год. О.А.Соломенникова, Н.А.Баранникова «Преемственность в работе начальной школы и дошкольного учреждения».

2. Журнал «Начальная школа» №2, 2008 год. Н.А. Леонова «Изучение мотивационной сферы младших школьников».

3. Журнал «Начальная школа» №5, 2008 год. С.В.Степанов «Младший школьник: проблемы воспитания в семье и образовательном учреждении».

4. Чекалина А.А. Гендерная психология. М., 2006.

В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований ив работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на разных образовательных ступенях. Одна из наиболее важных и болезненных проблем – преемственность между дошкольным периодом и школой. Показательно, что поступление ребенка в школу все чаще называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причем как для самого ребенка, так и для его семьи. И очень важно осознание этой проблемы прежде всего педагогами дошкольных учреждений и школ. Грамотный подход к этой ситуации поможет не только детям, но и их родителям. Ведь именно родители, не до конца понимающие суть проблемы, зачастую вносят отрицательные ноты.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. С другой – школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Но это в идеальном варианте. Конечно, есть дошкольные учреждения и школы, которые работают по программам непрерывного образования и добились определенных успехов в решении проблемы преемственности. Но далеко не все педагоги стараются решать эти задачи. Зачастую вся работа сводится к тому, чтобы подготовить ребенка к обучению в школе. Особенно у нас, на периферии.

Школа, где я работаю, принимает детей в 1 класс из трех детских садов. Нельзя сказать, что совсем не налажена работа по преемственности. Каждый учитель начальных классов проводит определенную работу с будущими первоклассниками и их родителями за год до поступления в школу. На родительских собраниях педагоги знакомят родителей с программами обучения, со школьными требованиями, отвечают на вопросы родителей. Кроме того, учителя знакомятся с программами детских садов, посещают занятия в подготовительной группе. Последнее требует особого разговора. Часто воспитатели приглашают учителей на занятия в детском саду с определенной целью: показать, что занятия практически не отличаются от школьных уроков. Я была просто поражена, когда при посещении занятия в д/с «Березка» увидела обыкновенный школьный урок. Урок хороший, развивающий. Но это был школьный урок. Дети даже получили оценки. Работает ли этот воспитатель по преемственности? Она считает, что отдает этому все свои силы, и у этих детей проблем с обучением в школе не будет. Но практика показала, что эти дети уже после первого месяца обучения в школе выразили свое нежелание учиться. Оказывается, программа первого класса частично пройдена в детском саду, причем обрывками, без всякой последовательности. Дети требовали оценки, а родители – домашние задания уже с сентября, мотивируя тем, что уже сложился определенный ритм работы. Очевидно, ни воспитатель, ни родители не задумывались о непомерных нагрузках, ни о здоровье ребятишек.

Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Полноценная подготовка ребенка ко школе предполагает решение широкого круга задач, связанных с укреплением его здоровья, эмоционально-личностным, познавательным и художественным развитием, формированием коммуникативных навыков. Основы преемственности должны быть заложены в стандарты дошкольного образования. Основные задачи дошкольного образования можно обозначить следующим образом:

– охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
– развитие любознательности, стремление к расширению знаний;
– формирование и развитие основных познавательных процессов (внимания, воображения, памяти, мышления, речи);
– формирование коммуникативных умений, произвольности поведения, доброжелательности, умения взаимодействовать с педагогами и сверстниками;
– развитие инициативности, самостоятельности, активности;
– формирование отдельных приемов учебно-познавательной деятельности (умение ориентироваться в задании, осуществлять самоконтроль).

Таким образом, цель должна состоять в пробуждении живой мысли ребенка, интереса к жизни, желания познавать, умения получать информацию и анализировать ее. И конечно, образование в дошкольном учреждении не должно копировать школьную жизнь.

Целью же начального образования должно явиться продолжение всестороннего общего развития детей наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике. Это предусматривает:

– введение в педагогический процесс разных видов детского творчества (игр, драматургии, художественного моделирования, экспериментирования, словесного творчества, танцевальных и музыкальных импровизаций);
– обогащение содержания уроков эстетического цикла; приобщение детей к национальной художественной культуре;
– создание в школе развивающей предметной среды;
– широкое использование игровых приемов, особенно в первый год обучения в школе.

Такой подход к работе приводит к тому, что обучение в 1 классе начинается учителем не с нуля. Идет углубление знаний, полученных в дошкольном учреждении. Кроме того, в организации работы по преемственности, считаю, огромную роль играет сама личность. Это личность воспитателя и личность учителя. Очень хорошо, если эти люди просто знают друг друга, общаются, интересуются работой друг друга. Не секрет. Что воспитатель в детском саду – это вторая мама. Она может и приласкать, и пожурить ребенка. Малыш тянется к этому человеку, доверяет ему. И вот ребенок пришел в школу. Очень важно, чтобы не было большого контраста в отношении к ребенку со стороны учителя. Нужно стремиться к тому, чтобы малыш увидел в педагоге старшего товарища, который поможет решать трудности и порадуется успехам ребенка. Учитель начальных классов должен быть человеком доброго характера.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.

Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с «моим» детским садом «Березка». Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной группы и составление плана работы на предстоящий год. А далее – работа по плану: родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий, экскурсия малышей в школу и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями. Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.

Однажды моя первоклассница похвасталась, что они с мамой уже учатся по учебнику математики за 2 класс. И показала тетрадь, где «красовались» оценки за работу: редкие «4» соседствовали с «3» и даже с «2». Значит, ребенок уже настроен на посредственную учебу, хотя в школе не получил еще ни одной оценки.

Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму-разуму!..» А еще в нашем поселке родители любят такую «страшилку»: «Будешь плохо учиться, отдадим тебя в Киселевскую школу» (коррекционная школа, где учатся олигофрены). О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую успешность ребенка.

Итак, наряду с работой, о которой сказано выше, я решила больше внимания уделить именно работе с родителями будущих первоклассников. Задумала организовать для них работу клуба «Первоклашка», где особое внимание уделить знакомству с семьями своих будущих учеников и корректировке их поведения относительно учебного процесса. План работы клуба, который представляю ниже, рассчитан на два года. Первый год – подготовка родителей к обучению ребенка, второй год – помощь первокласснику. Какие же задачи нужно решить в процессе занятий в клубе?

  1. Познакомить родителей с физиологическими и психологическими особенностями детей переходного периода.
  2. Научить понимать и чувствовать своего ребенка.
  3. Помочь родителям в налаживании добрых отношений со своим ребенком.
  4. Предостеречь от ошибок в воспитании детей.
  5. Помочь родителям в преодолении трудностей первого года обучения их ребенка.

Встречи в клубе проводятся один раз в два месяца в школе. Приглашаются все желающие. Напоминание о встрече – через местную газету и через объявление в детских садах.

План работы клуба «Первоклашка»

Занятие 1. Физиология и психология шестилеток

Вопросы для обсуждения.

  1. Знакомство с родителями.
  2. Ознакомление с планом работы, поправки.
  3. Сообщение по теме «Физиологические и психологические особенности шестилеток».
  4. Ответы на вопросы родителей.

Занятие 2. Накануне учебного года

Вопросы для обсуждения.

  1. Если ребенок рвется в школу.
  2. А если он в школу не хочет?
  3. Признаки готовности к обучению.
  4. Существуют ли психологические противопоказания к обучению?

Занятие 3. Адаптация ребенка

Вопросы для обсуждения.

  1. Признаки успешной адаптации.
  2. Что надо знать родителям?
  3. Не навреди!

Занятие 4. Первый раз в первый класс

Вопросы для обсуждения.

  1. Ночь накануне 1 сентября.
  2. Нужно ли устраивать в этот день праздник?
  3. Водить или не водить? Встречать или не встречать?
  4. Кто должен делать домашние задания?

Занятие 5. Какая она, школа?

Вопросы для обсуждения.

  1. Первая учительница. Кто она для тебя?
  2. Взаимоотношения со школьными друзьями.
  3. Что важнее: урок или перемена?

Занятие 6. Новые программы

Вопросы для обсуждения.

  1. Нас в свое время учили не так.
  2. Анализ школьных программ.
  3. Ошибки и их исправления.
  4. Несколько слов о чтении.

Занятие 7. Мой ребенок

Вопросы для обсуждения.

  1. Медлительные дети.
  2. Неусидчивые дети.
  3. Что можно узнать по школьной тетради?
  4. Причины школьной неуспеваемости.
  5. Дети с ослабленным здоровьем.

Занятие 8. Плохое поведение

Вопросы для обсуждения.

  1. Кто такие нарушители дисциплины?
  2. Агрессивность и ее причины.
  3. Лживость маленьких граждан.
  4. О случаях воровства (по необходимости).
  5. Шумный класс.

Занятие 9. Итоги работы

  1. Тест для родителей «Насколько хорошо я знаю своего ребенка?»
  2. Встреча со школьным психологом.

Используемая литература :

  1. Журнал «Начальная школа».
  2. «Мир детства», библиотека для родителей. М., «Педагогика», 2009.
  3. Е.Н.Коренева «Ох уж эти первоклашки». Ярославль «Академия, К».
  4. Е.Н.Коренева «Эти загадочные малыши». Ярославль «Академия, К».
  5. Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе».

«Преемственность дошкольного и начального общего образования в условиях введения ФГОС »

«Чтобы изменить общество,

нужно воспитать другого

человека, человека, умеющего

жить в современном мире,

ориентироваться в любой

жизненной ситуации»

Э ́ рих Зелигманн Фромм

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребёнка.

«Школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определённую стадию развития, проделанную ребёнком»,-

писал Л. С. Выготский

Введение ФГОС к структуре дошкольной программы и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов начального школьного образования – важный этап преемственности детского сада и школы.

Задача ФГОС – учить детей самостоятельно учиться

Ключевой стратегический приоритет непрерывного образования: формирование умения учиться .

Преемственность -непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Советский философский словарь

В концепции содержания непрерывного образования
преемственность рассматривается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребенка.

Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка.

Педагогический процесс - целостная система, следовательно, преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализоваться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т.д.

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот стратегический документ раскрывает перспективу развития дошкольного - начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; определены психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно. Концепция провозглашает отказ от диктата начальной ступени школьного образования по отношению к дошкольному, утверждает индивидуализацию и дифференциацию образования, создание такой образовательно-развивающей среды, где каждый ребенок чувствует себя комфортно и может развиваться в соответствии со своими возрастными особенностями.

Несомненно, преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая сохраняет ценность дошкольного детства, формирует личностные качества ребенка, а главное, сохраняет радость детства. Преемственность с точки зрения детского сада- это ориентация на требования школы, формирование тех знаний, умений и навыков, которые необходимы для дальнейшего обучения.

С другой – преемственность с позиции школы- это опора на те знания, умения и навыки, которые имеются у ребёнка на момент начала обучения; это подразумевает организацию работы с учётом дошкольного понятийного и операционного уровня развития ребёнка.

школа как преемник подхватывает достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал.

СОВМЕСТНАЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ

Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию предметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а наличием или отсутствием у него определенных знаний по учебным предметам. Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять.

В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.

Что такое деятельностный подход?

Обучать деятельности в воспитательном смысле – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения, помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Поэтому ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью, - любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Между тем, надо помнить, что преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Важно обеспечить сохранение самоценности дошкольного возраста, когда закладываются важнейшие черты будущей личности.

Следует формировать социальные умения и навыки будущего школьника, необходимые для благополучной адаптации к школе.

Необходимо стремится к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования

Поэтому задачами преемственности детского сада и школы являются:

Развитие любознательности;

Развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

Формирование творческого воображения, направленного на интеллектуальное и личностное развитие ребёнка;

Развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Цель преемственности: -создание успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

Обеспечение системы непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

Создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

Каждый ребенок идет в первый класс с надеждой на позитив. Все зависит от того, насколько ребенок был психологически подготовлен к школе. Психологическая готовность - это такое состояние ребенка, которое позволяет ему овладевать новыми знаниями, принимать новые требования и чувствовать себя успешным в общении с учителями и одноклассниками.

«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский

Школа, где я работаю, принимает детей в 1 класс из детского сада. Работа по преемственности налажена на хорошем уровне.

Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагога друг о друге, что приведет их к взаимодействию и разработке совместных рекомендаций и действий. Значит, работа с родителями должна требовать от педагогов такой постановки вопроса, чтобы родители доверяли образовательному учреждению и уважали систему школьного образования. Необходимо уважать родительскую общественность, уметь работать с ней.

Каждый раз, начиная работать с выпускным классом начальной школы, я задумываюсь о будущих первоклашках. Начинается работа с «моей» группой детского сада. Для начала – это встреча с воспитателями подготовительной группы и составление плана работы на предстоящий год.

А далее – работа по плану: родительские собрания, встречи с детьми, посещение занятий, экскурсия малышей в школу и т. д., т. е., обычная работа, которую можно назвать знакомством с детьми и их родителями. Именно этот вид деятельности я считала работой по преемственности, пока не поняла, что этого недостаточно. Не смотря на то, что целый год общалась с детьми, уровень адаптации первоклассников был не на высоте. К концу первого месяца обучения он составлял около 40%. Даже к концу первого года обучения в классе оставались дезадаптанты. Проанализировав ситуацию, пришла к выводу, что нужно усилить работу с родителями будущих первоклассников. Именно родители, не желая того, «отбивают охоту» учиться у своих детей.

Часто от родителей будущих первоклассников можно слышать: «Вот пойдешь в школу, там тебя научат уму-разуму!..»

О какой мотивации может идти речь при таком отношении к ребенку? Такие дети боятся школы, не доверяют учителю. Адаптация идет медленно. Все это может вылиться в плохую успешность ребенка.

Итак, наряду с работой, о которой сказано выше, я решила больше внимания уделить именно работе с родителями будущих первоклассников.

В нашем учреждении проводятся совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

консультации с педагогами ДОУ и школы;

встречи родителей с будущими учителями;

дни открытых дверей;

анкетирование, тестирование и консультирование родителей

Вывод: Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Душою красивы и очень добры,
Талантом сильны вы и сердцем щедры.
Все ваши идеи, мечты о прекрасном,
Уроки, затеи не будут напрасны!
Вы к детям дорогу сумели найти,
Пусть ждут вас успехи на этом пути!

ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЕ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Ни один возраст не заканчивается

с наступлением следующего возраста»

(Э. Эриксон)

В условиях создания в Республике Казахстан системы непрерывного образования задача обеспечения строгой преемственности между отдельными звеньями или ступенями обучения и воспитания с учётом особенностей учебных заведений становится особо актуальной и требует исследования в различных её аспектах.

Вопросы обучения и воспитания детей дошкольного возраста неразрывно связаны со стратегией национального и политического развития нашей страны и являются неотъемлемой частью и одной из важнейших задач государственной политики. В Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы говорится, что «Повышение значения дошкольного воспитания и обучения относится к числу общемировых тенденций. Дети, посещающие детский сад, лучше усваивают знания на всех уровнях образования и являются более успешными в жизни.

В Законе РК «Об образовании» говорится, что общеобразовательные учебные программы дошкольного обучения и воспитания формируют у детей готовность к школе и предусматривают создание равных стартовых условий для освоения начального образования. О преемственности дошкольного образования и начальной ступени школьного образования много говорят в последнее время. Обсуждается отсутствие единых программ воспитания и обучения, несогласованность в содержании образовательных программ и требований детского сада и школы, несовершенства диагностики при переходе детей из детского сада в школу и т.д. Преемственность предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, которая отвечает требованиям школьного обучения, с другой - опору школы на знания, умения, навыки, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Исходя из реального социально-экономического состояния образования в Республике Казахстан, на первом году школьного обучения создаётся крайне сложная ситуация, когда в один и тот же класс поступают дети с различной подготовкой к школе. Шестилетние дети обучаются и воспитываются в неодинаковых условиях: часть детей - в детских садах, другая часть - в предшкольных классах школы в соответствии со школьными программами и, наконец, часть детей готовят к школе сами родители, опираясь на разные методики обучения. Это создаёт грубые нарушения преемственности. Что в свою очередь обостряет противоречия между требованиями школы и имеющимся уровнем подготовки шестилеток к обучению. Необходимым условием эффективности формирования личности ребенка является непрерывность, последовательность воспитательно-образовательного процесса. Механизмом обеспечения такой непрерывности является организация преемственности между всеми звеньями образования, в частности, между дошкольной организацией и начальной школой. Одной из задач учебно-воспитательной работы дошкольных организаций является качественная подготовка детей к школе. Школа постоянно повышает требования к интеллектуальному, в частности математическому, развитию детей. Это объясняется такими объективными причинами, как научно-технический прогресс, всеобщая компьютерная грамотность, увеличение потока информации, изменения, происходящие в нашем обществе, особенно в экономической жизни, совершенствование содержания и повышение значимости математического образования, переход на обучение в школе с шести лет.

Идеи преемственности содержания программ начального и дошкольного образования заложены авторами-разработчиками дошкольных базисных программ и авторами учебников для начальной школы.Результаты научных исследований и передового педагогического опыта убеждают в том, что эти требования закономерны и выполнение их возможно, если учебно-воспитательная работа в детском саду и школе будет представлять единый развивающийся процесс.

Еще К. Д. Ушинский обосновал мысль о взаимоотношениях «подготовительного обучения» и «методического обучения в школе». Он считал, что «Любое новое упражнение должно сочетаться с предыдущим, опираться на него и делать шаг вперед». На данное время в Казахстане программы предшкольной подготовки и первого класса не имеют строгой преемственности. В широких родительских кругах, к сожалению, считается, что счёт, сложение и вычитание чисел, и т.д. является залогом успешного обучения в школе.Это негативно отражается на подготовке и адаптации детей к новому социальному положению «ученика», создаёт трудности для учителей и родителей.

Современные инновации, происходящие в сфере образования Республики Казахстан, требуют переосмысления, понятия «преемственность в системе дошкольного и начального общего образования», разработки новых, современных подходов к решению проблемы и, в связи с этим, глубокого научного анализа взаимодействия данных образовательных учреждений по обеспечению преемственности. Проблемы преемственности между различными ступенями образования постоянно привлекают внимание. Это объясняется рядом причин:

Во-первых, организационно-педагогические условия, например, в дошкольных организациях и начальной школе имеют свои характерные особенности;

Во-вторых, содержательные аспекты требуют конкретного учёта в процессе обучения учащихся;

В-третьих, возрастные и индивидуальные особенности детей дошкольных организаций и начальной школы также ориентируют педагогов на учёт преемственности в организации учебно-воспитательного процесса.

Для развития современного ребёнка нужна мотивация к раскрытию внутренних ресурсов личности, выявление заложенных возможностей и способностей. Современные дети - это национальное достояние казахстанского общества. Чем раньше начинается развитие способностей, тем больше шансов на оптимальное их развитие. Проблема преемственности в образовании и воспитании детей в последние десятилетия превращались из бытового в научно-обоснованный процесс, учитывающий достижения в области педагогики, психологии, физиологии, методики и других науках. Последовательное решение задач формирования и развития личности ребёнка предусматривает в качестве одного из обязательных условий обучения непрерывность воспитательно-образовательного процесса, начиная с раннего возраста. Особое значение это приобретает на переходных этапах, в частности, при переходе из одного социального положения - выпускника детского сада в другое - ученика первого года школьного обучения. Непрерывность обучения может быть обеспечена оптимальной организацией преемственности между детским садом и школой, представляющей одну из сторон целостного формирования личности ребёнка. Понятие этого процесса невозможно осознать без понятия связи, взаимозависимости явлений.Общая цель непрерывного образования детей дошкольного и начального возраста:

Гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка, обеспечивающее сохранение его индивидуальности, адаптацию к изменяющейся социальной ситуации, готовность к активному взаимодействию с окружающим миром.
Непрерывность дошкольной и начальной образовательной программ предполагает достижение следующих приоритетных целей:

На дошкольной ступени

физическое развитие ребёнка, психологические и умственные способности

способности

развитие познавательной активности, коммуникативности и уверенности в себе

личностно-ориентированное взаимодействие педагога с ребёнком

формирование игровой деятельности как важнейшего фактора развития ребёнка

создание образовательной среды, способствующей развитию ребёнка

познавательное развитие и социализация, соответствующие возрастным возможностям ребенка.

На ступени начальной школы

освоение разных форм взаимодействия с окружающим миром.

готовность к образованию в начальном звене школы

направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития.

Преемственность в системе образования имеет большое значение для эффективного решения задач воспитания и обучения подрастающего поколения. Особую актуальность проблема преемственности приобретает на современном этапе реформирования образования, когда выдвигаются высокие требования к построению, прежде всего, самого фундамента образования - его начального звена, от качества которого в значительной степени может зависеть содержание обучения, воспитание и развитие на последующих его этапах. Преемственность является одним из принципов непрерывного образования, в педагогике рассматривается как ступень поэтапной конкретизации его содержания и раскрывает на соответствующем этапе иерархической последовательности его сущность. Принцип преемственности относится к числу основополагающих принципов организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении и начальной ступени школы. Образовательный процесс на этапе перехода от дошкольного к начальному общему образованию должен обеспечить плавный, естественный переход от одной ступени к другой и поступательное движение на основе ранее достигнутого. В системе дошкольного образования преемственность рассматривается в качестве одного из принципов обучения и воспитания. Это дает возможность установить и практически реализовать единую целостную систему педагогических влияний. Становление такой системы основывается на понимании развития ребенка как единого непрерывного процесса с качественным своеобразием каждого звена, каждого следующего этапа, являющегося органическим продолжением предыдущего.Ключевым моментом преемственности является определение готовности ребенка к началу систематического школьного обучения. Анализ педагогического опыта позволяет говорить о преемственности как о двустороннем процессе. В этом случае на дошкольной ступени образования формируются фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности обучения школьного типа. В то же время школа, как восприемник дошкольной ступени, не строит свою работу с "нуля", а "подхватывает" достижения ребенка-дошкольника и развивает накопленный им потенциал

Из небольшого опыта работы в нашей школе нельзя сказать что совсем не налажена работа по преемственности. Я как воспитатель предшкольных классов провожу определенную работу как с учениками так и с родителями: обсуждаем вопросы на различные темы, например «Физиологические и психологические особенности шестилеток», Признаки готовности к обучению. , тестирования, индикаторы развития ребенка, анкетирования, посещение мероприятии прощание с букварем, и т.д. Кроме того, учителя начальных классов знакомятся с программамойпредшколы, и по мере возможности посещают занятия в предшколе.

Таким образом, одним из главных факторов, обеспечивающих эффективность образования, является преемственность и непрерывность в обучении. Эти факторы предполагают разработку и принятие единой системы целей и содержания образования на всем протяжении обучения от детского сада до окончания всех ступеней школьного обучения. Необходимо создать условия, обеспечивающие формирование готовности ребенка к школе.

Литература:

    Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. – Астана. – 2010. – 63 с.

    Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 г. № 319 // Казахстанская правда. – 2007. – 15 августа.

    Развитие системы общего среднего образования в современном мире: Учебное пособие / Сост. Абылкасымова А.Е., Ушуров Е.А., Омарова Р.С. – Алматы: НИЦ «Ғылым», 2003. – 112 с.

4. Рысбекова Ж.К. Педагогические проблемы подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе: автореф. … канд. Пед. наук:.13.00.01. – Алматы, 1997.– 25 с.

5. Люблинская А.А. Преемственность в работе детского сада и школы // Начальная школа. – 1956. - № 8. – С. 23-27.