Жд катастрофы ссср. Столкновение в Челябинской области под Ашой. Трагедии нового тысячелетия

Железнодорожный транспорт, по мнению общественности, считается наименее опасным. Большинство пассажиров отдали бы предпочтение именно ему, если вопрос длительности путешествия не считать основным. Хотя по статистике травматизм при авиаперевозках все же меньше. Все знают, что трагические аварии с поездами возможны, но все надеются, что с ними этого не произойдет. А тем временем неутешительное «первенство» среди всех пассажиров принадлежит

Аварии на железной дороге

Перевозки этим связаны с высокой концентрацией грузового или пассажиропотока. Чтобы обеспечить эффективность доставок, приходится уплотнять графики, увеличивать количество вагонов в составах. Это приводит к дополнительным нагрузкам на железнодорожные пути, полотно под ними, несущие конструкции. Увеличивается износ составов, локомотивов, регулирующего и диспетчерского оборудования. Нагрузки на управляющий и обслуживающий персонал железной дороги также растут. Все берется во внимание, вроде бы происходит с соблюдением нормативов, но аварии с поездами все-таки случаются.

У каждого крушения своя история, причины, последствия. Сход состава с рельсов, повлекший его опрокидывание, редко обходится без человеческих жертв. Травм и увечий избежать невозможно. Это связано с конструктивными особенностями вагонов, принципами размещения в них пассажиров, их отношением к возможности возникновения ситуаций, которые могут представлять угрозу жизни и здоровью. В то же время трудно представить, как можно эффективно повысить безопасность пассажиров. Сход состава с рельсов и опрокидывание вагона - это аварии, подготовиться к которым невозможно. Единственно верное решение - комплекс мероприятий для снижения рисов их возникновения.

Технические причины

Как выясняется, расписать на бумаге это проще, чем воплотить. Одна из основных причин - это техническое состояние железнодорожных путей. Не секрет, что основная масса их была проложена несколько десятилетий назад. С тех пор увеличились скорости и нагрузки. Но менять пути под новые условия или прокладывать новые нет возможности. Это связано с серьезными затратами. В лучшем случае проводится частичная замена полотна на участках с наиболее выраженным износом.

То же самое можно сказать и о Техника также изнашивается, происходит неизбежно. Поэтому аварии с поездами неизбежны, но нужно стараться их не допускать. Но как? Если без замены изношенной детали двигателя состав не тронется, то с выработкой на колесных парах он еще поездит. Такой подход отчасти оправдан - не останавливать же массово перевозки. Приходится уделять больше времени осмотрам и дополнительному техническому обслуживанию. Но от этого вагоны не становятся новее.

Человеческий фактор

Аварии и крушения по этим причинам не поддаются прогнозированию. Но одно дело, если крушение пассажирского поезда связано с объективными причинами. Человеческий организм - хоть и гибкая система, но он не железный. Проблемы со здоровьем могут быть и у диспетчера, и у машиниста. Не всякий медицинский осмотр может выявить эти риски.

Другой вопрос, когда причиной крушения является недобросовестное выполнение служебных обязанностей, халатность, грубое нарушение правил безопасности. Особенно показательны случаи, когда при расследовании причин аварий вскрываются факты пребывания на рабочем месте лиц в состоянии опьянения.

Как оправдать действия машиниста, пытающегося наверстать время опоздания в пути увеличением скорости на опасном участке? А ситуация, когда при наведении порядка в кабине уборщица смогла случайно привести в движение стоящий «под парами» локомотив и при этом на нем не оказалось ни одного специалиста, чтобы остановить его?

Гонки машинистов поездов за право первым въехать на станцию и игнорирование запрещающего сигнала семафора - верх цинизма по отношению к пассажирам. Неподготовленность поездных бригад к устранению последствий пожара и частый некомплект средств для их тушения может иметь печальные последствия даже без факта крушения поезда. Вышеперечисленные ситуации - это далеко не полный перечень халатного отношения к служебным обязанностям на объектах транспорта с повышенным риском для жизни.

Фатальные аварии: крушения поездов

Трудно сравнивать тяжесть последствий катастроф, если при этом были человеческие жертвы и большое число травмированных пассажиров. Но, чтобы понять, какую опасность представляет авария на железной дороге, нужно помнить хотя бы о некоторых из них. Так, авария в Красноярском крае 1958 года случилась при столкновении двух грузовых поездов, перевозивших нефтепродукты в цистернах. Причина - неисправность семафора. На параллельном пути тогда стоял Пожар после взрыва привел к смерти более 60 человек.

Ростовская область, 1987 год. Тогда перед станцией не смог сбавить ход, а после и экстренно затормозить локомотив грузового поезда. Были нарушены правила техники безопасности, как результат - столкновение со стоящим возле перрона пассажирским составом. Итог крушения: более 100 человек погибли и еще большее количество получили серьезные травмы.

Уфа, 1989 год. Утечка на магистральном трубопроводе привела к взрыву облака его испарений. Это произошло в непосредственной близости от путей, по которым в то время проходили два пассажирских состава. Крупнейшая в СССР катастрофа тогда унесла жизни почти 600 человек.

Аварии с поездами в сновидениях

Как ни странно, человеческий мозг даже в отсутствие упоминаний о железнодорожных путешествиях в некоторых случаях способен воспроизводить их в подсознании. Причем, как утверждают исследователи, сновидения с крушениями поездов могут носить и предупреждающий характер. Пока нет возможности ни подтвердить, ни опровергнуть, что такие видения могут носить пророческий характер. Однако есть смысл хотя бы задуматься о причинах их возникновения.

Авария на железной дороге, увиденная во сне, может символизировать о необходимости соблюдать осторожность и быть готовым к любым неожиданным ситуациям. В первую очередь, как утверждают специалисты, это касается финансовых вопросов. Если в видениях человек оказывается в эпицентре катастрофы, но при этом все складывается благополучно - есть предпосылки в реальной жизни выбраться из серьезной ситуации без существенного урона. Если избежать ущерба все же не удалось - такой сон может предупреждать о легкомыслии и неосмотрительных поступках, которые, скорее всего, заранее обречены на провал.

К огромному сожалению, железнодорожных катастроф очень много и случаются они гораздо чаще, чем авиационные. Мы решили привести список самых страшных катастроф на железной дороге за всю историю.

Филадельфийская железнодорожная катастрофа

Произошла 15 июля 1815 года в графстве Дарем (Англия), когда из-за взрыва паровоза погибло 16 (по другим данным 13) человек. Первый в мире зафиксированный взрыв котла, а также первая в мире железнодорожная катастрофа.


" Механический путешественник "


Филадельфийская железнодорожная катастрофа является первой в мире

Катастрофа произошла во время демонстрации паровоза «Механический путешественник», созданного под руководством инженера Уильяма Брунтона. На предыдущих испытаниях паровоз развивал скорость около 4 км/ч. Поезд развивал небольшую скорость и для того, чтобы впечатлить публику создатели решили увеличить ее за счет повышения давления в баке котла. В результате последовавшего взрыва погибло 16 человек. Среди погибших в основном был рабочий персонал, но зацепило также и несколько сторонних наблюдателей. В некоторых источниках эта катастрофа не считается железнодорожной, так как произошла она не на магистральной дороге, а на специальном полигоне, предназначенном для испытаний. Как бы там ни было, Филадельфийская железнодорожная катастрофа осталась в истории на первом месте по количеству погибших от взрыва парового котла.

Катастрофа на мосту через Ферт-оф-Тей

Вечером 28 декабря 1879 года в 19:15 из-за штормовых ветров произошло обрушение центральных пролётов моста. Первый мост через Ферт-оф-Тей был спроектирован известным инженером Томасом Баучем, который за него был посвящён в рыцари. Первый локомотив прошёл по мосту 22 сентября 1877 и после завершения в начале 1878 года мост через Тей стал самым длинным в мире. Для регулярного движения мост был открыт 1 июня 1878 года.


Проходивший по нему в тот момент поезд, на котором ехали 75 человек, оказался в ледяной воде реки Тэй. Все пассажиры погибли. Катастрофа вызвала широчайший резонанс во всей стране и в сообществе инженеров.


Фотография моста после катастрофы

Последующее разбирательство выявило, что конструкция моста не могла вынести сильных ветров. Паровоз утонувшего поезда был поднят и возвращён в эксплуатацию. Бауч не пережил случившегося и после расследования умер 30 октября 1880 года.

Катастрофе 1879 года посвящено самое знаменитое стихотворение «худшего поэта мира» Уильяма Макгонаголла

О! Злополучный мост через реку Тэй!
На этом я завершаю повесть скорбей,
Объявивши миру просто и без затей,
Что опоры несущие не рухнули бы, ей-ей,
Как я доподлинно слышал от толковых людей,
Когда б с обеих сторон опирались на контрфорсы,
И немало толковых людей солидарны в этом вопросе.
Ибо которые строят дома надёжно,
Тем умереть до срока никак не можно.

Катастрофа около Дровнино

6 августа 1952 года — в 2 часа ночи около станции Дровнино (Московская область ) из-за наезда на лошадь потерпел крушение пассажирский поезд. Погибло 109 человек.

Крушение поезда в Дровнино стало крупнейшим на тот момент в СССР


Примерно за 15 минут до происшествия, на подъезде к станции Уваровка, на паровозе Л № 438 перегорела прожекторная лампа. Локомотивная бригада продолжила движение, и при входе на станцию Дровнино на скорости 50 км/час паровоз столкнулся с лошадью, вышедшей на пути. Из-за отсутствия освещения машинист увидел животное только за 50 метров.


Паровоз сошел с рельсов, вагоны наползали друг на друга, кренились и падали с насыпи. Разбит и поврежден 31 вагон, из-за неоптимального расположения тяжелых и легких вагонов в составе возникло два очага нагромождения — в средней и хвостовой частях состава.

Погибшие похоронены в братской могиле на кладбище деревни Дровнино.

К ответственности привлечены: начальник Можайской дистанции пути Варызгин, дорожный мастер 4-го околотка Зеленов (формулировка: «За плохую охрану пути и невнимание к нарушениям порядка выпаса скота в полосе отвода «), а также председатель колхоза им. Свердлова Ковальков.

Крушение поездов у станции Harrow & Wealdstone в черте Лондона

8 октября 1952 года — Крушение поездов у станции Harrow & Wealdstone в черте Лондона произошло столкновение двух поездов (экспресс нагнал пригородный поезд стоящий перед платформой ).


Место аварии

Спустя 30 минут в завал возникший при крушении врезался третий поезд-экспресс со скоростью примерно 80 км/ч. Погибших: 112 человек, пострадавших: 340 человек.

Катастрофа на станции Користовка

6 ноября 1986 года на станции Користовка Одесской железной дороги произошло крушение пассажирских поездов № 635 Кривой Рог — Киев и № 38 Киев — Донецк. В результате крушения оказались повреждены локомотивы обоих поездов, разбиты несколько пассажирских вагонов. Погибли 44 человека, ранены 100 человек, из них 27 тяжело.


По официальной версии, машинист поезда № 635 и его помощник заснули на рабочих местах, проигнорировали запрещающий сигнал семафора и лоб в лоб столкнулись с поездом № 38. В ходе следствия они полностью признали свою вину и получили 15 и 12 лет лишения свободы. Помимо этого, суд предписал взыскать с них за материальный ущерб 348 тысяч 645 рублей в равных долях.

Катастрофа на станции Користовка в 1986-м унесла жизни 44 человек

Есть и другая версия — в крушении поездов и гибели людей виновата дежурная по станции Користовка. Якобы она, зная, что поезд № 38 опаздывает, решила принять поезд № 635. В то же время 38-й поезд догнал расписание и въезжал на станцию по тому же пути с другой стороны. Запрещающего сигнала не было. После столкновения дежурная по станции пыталась броситься с моста, но её удержали — она была матерью троих детей. Счётчик переключений сигналов сбросили, а крайними сделали локомотивную бригаду 635-го поезда.

Железнодорожная катастрофа под Уфой


Железнодорожная катастрофа под Уфой — крупнейшая в истории России


Из-за аварии на трубопроводе при прохождении двух встречных поездов произошло возгорание топливовоздушной смеси, скопившейся в низине, в результате чего произошел мощнейший взрыв, разбросавший составы, как спичечные коробки. Результатом трагедии стал гигантский пожар, который убил 645 человек и сотни сделал инвалидами. Во время крушения погибло около 200 детей. Сила взрыва была сравнима с мощностью взрыва атомной бомбы в Хиросиме. Столб пламени был виден за сотню километров.

Шри-Ланка, 2004 год. 1750 погибших

26 декабря 2004 года произошло самое масштабное крушение поезда в истории железнодорожного транспорта. Оно произошло по вине печально известного цунами, который обрушился на побережье Шри-Ланки.


Самое крупное железнодорожное крушение в истории было в Шри-Ланке


В момент, когда пассажирский поезд стоял, ожидая зелёного сигнала семафора у деревушки Пералия, с океана на берег обрушилась гигантская волна цунами, которая смела с железнодорожных путей огромный состав, находившийся в 10 метрах от берега. 80-тонный тепловоз был отброшен на 50 метров, а 30-тонные вагоны разбросало по окрестностям. Два вагона унесло в океан. Лишь на третий день спасатели смогли подобраться к поезду. В катастрофе из 1900 человек, находившихся в поезде, выжили не более 150.

Оригинал взят у schnause в 25 лет.4 июня 1989 г.Катастрофа в Челябинске.

4 июня 2014 года исполняется 25 лет, как произошла чудовищная по масштабам и по жертвам катастрофа на железнодорожном транспорте. Катастрофа на перегоне Аша — Улу Теляк — крупнейшая в истории России и СССР катастрофа, произошедшая 4 июня 1989 года в 11 км от города Аша. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошёл мощный взрыв неограниченного облака топливо-воздушной смеси, образовавшейся в результате аварии на проходящем рядом трубопроводе «Сибирь-Урал-Поволжье». Погибли 575 человек (по другим данным 645), ранены более 600.

Катастрофа считается самой крупной в истории СССР и России.

В поездах № 211 Новосибирск-Адлер (20 вагонов) и № 212 Адлер-Новосибирск (18 вагонов) находилось 1284 пассажира, из них 383 ребёнка и 86 человек поездных и локомотивных бригад.

Поезд из Новосибирска в ту ночь опаздывал по техническим причинам, а встречный состав незадолго до трагедии остановился на промежуточной станции для срочной высадки - у женщины прямо в вагоне начались роды.

Значительные пассажиры, следовавшие в Адлер, уже предвкушали тихий отдых на море. Им навстречу ехали те, кто, наоборот, уже возвращался с отпуска. Взрыв, прогремевший среди ночи, эксперты дают оценку как эквивалент взрыва трехсот тонн тротила. По неофициальным данным, мощность взрыва в Улу-Теляке была приблизительно такой же, как в Хиросиме - около 12 килотонн.

Взрыв уничтожил 38 вагонов и два электровоза. 11 вагонов ударной волной были сброшено с путей, из них 7 полностью сгорели Оставшиеся 26 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. В радиусе трех км вокруг эпицентра были повалены вековые деревья.

Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га. Позже следствие выяснит, что первопричиной утечки газа и взрыва стала некачественная сварка газопровода. В итоге — нарушение герметичности швов. Газ - тяжелее воздуха, а в этом месте большая низина. Образовалась взрывоопасная смесь и поезда входили уже в полностью загазованную зону, где для мощного взрыва было довольно маленькой искры.

В ходе эксплуатации в период с 1985 по 1989 г. на продуктопроводе произошло 50 крупных аварий и отказов, не приведших, однако, к человеческим жертвам. После аварии под Уфой продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.

Воспоминания очевидца.

4 июня 1989. Было очень жарко в эти дни. Погода была солнечная и воздух был теплым. На улице стояла 30 градусная жара. У меня родители работали на железной дороге и 7 июня мы с Мамой поехали на поезде «памяти» с ст. Уфа до о.п. 1710 км. Уже к тому времени вывезли раненых и погибших, уже наладили железнодорожное сообщение, но что я увидел через 2 часа после отправления…Я уже не забуду никогда! За несколько километров до эпицентра взрыва не было ни чего. Все обгорело! Где когда то был лес, трава, кустарники, сейчас было все покрыто пеплом. Это как напалм, который выжег все, ничего не оставив в замен. Повсюду валялись искореженные вагоны, на чудом уцелевших деревьях были фрагменты матрасов и простыней. Так же были везде разбросаны фрагменты человеческих тел…и это запах, на улице стояла жара и трупный запах был повсюду. И слезы, горе, горе, горе…

Взрыв большого объёма газа, распределённого в пространстве, имел характер объёмного взрыва. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. По другим оценкам, мощность объёмного взрыва могла доходить до 10 килотонн ТНТ, что сравнимо с мощностью ядерного взрыва в Хиросиме (12,5 килотонн). Сила взрыва была такова, что ударной волной выбило стекла в городе Аша, расположенном более чем в 10 км от места происшествия. Столб пламени был виден более чем за 100 км. Разрушено 350 метров железнодорожных путей, 17 километров воздушных линий связи. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

Официальная версия утверждает, что утечка газа из продуктопровода стала возможной из-за повреждений, нанесённых ему ковшом экскаватора при его строительстве в октябре 1985 года, за четыре года до катастрофы. Утечка началась за 40 минут до взрыва.

По другой версии причиной аварии явилось коррозионное воздействие на внешнюю часть трубы электрических токов утечки, так называемых «блуждающих токов» железной дороги. За 2-3 недели до взрыва образовался микро свищ, затем, в результате охлаждения трубы в месте расширения газа появилась разраставшаяся в длину трещина. Жидкий конденсат пропитывал почву на глубине траншеи, не выходя наружу, и постепенно спускался вниз по откосу к железной дороге.

При встрече двух поездов, вероятно в результате торможения, возникла искра, которая послужила причиной детонации газа. Но скорее всего причиной детонации газа явилась случайная искра из-под пантографа одного из локомотивов.

Вот уже прошло 22 года с того момента, когда случилась эта чудовищная катастрофа под Улу-Теляком. Погибли более 600 человек. А сколько людей остались калеками? Многие так и остались без вести пропавшими. Реальных виновников этой катастрофы так и не нашли. Суд длился более 6 лет, наказали только «стрелочников» Ведь можно было избежать этой трагедии, если не безалаберность и халатность с которой столкнулись, мы тогда. Машинисты передавали, что есть сильный запах газа, но меры так и не предприняли. Мы не должны забывать о этой трагедии, о боли которую пережили люди… До сих пор ежедневно нас оповещают то об одном, то о другом печальном происшествии. Там, где волею случая прервались более 600 жизней. Для их родных и близких это место на земле Башкортостана - 1710-й километр по железной дороге…

В дополнении привожу выдержки из советских газет, которые писали о катастрофе в то время:

От ЦК КПСС, Верховного Совета СССР, Совета Министров СССР 3 июня в 23 часа 14 минут по московскому времени на продуктопроводе сжиженного газа, в непосредственной близости от участка железной дороги Челябинск - Уфа, в результате аварии возникла утечка газа. При прохождении двух встречных пассажирских поездов назначением Новосибирск-Адлер и Адлер - Новосибирск произошел взрыв большой силы и возгорание. Имеются многочисленные жертвы.

Примерно в 23 часа 10 минут московского времени один из машинистов передал по рации: вошли в полосу сильной загазованности. После этого связь оборвалась… Как мы сейчас знаем, после этого произошел взрыв. Сила его была такой, что на центральной усадьбе колхоза «Красный восход» вылетели все стекла. А это за несколько километров от эпицентра взрыва. Мы видели также тяжеленную колесную пару, которая очутилась в одно мгновенье в лесу на расстоянии более пятисот метров от железной дороги. Рельсы скрутило в немыслимые петли. А что же тогда говорить о людях. Погибло очень много людей. От некоторых вообще осталась лишь кучка пепла. Трудно об этом писать, но в составе поезда, шедшего в Адлер, были два вагона с детьми, ехавшими в пионерский лагерь. Большинство из них сгорело.

Катастрофа на Транссибе.

Вот что рассказали корреспонденту «Известий» в Министерстве путей сообщения: Трубопровод, на котором произошла катастрофа, проходит примерно в километре от магистрали Уфа - Челябинск (Куйбышевская железная дорога). В момент взрыва и возникшего из-за него пожара пассажирские составы 211 (Новосибирск-Адлер) и 212 (Адлер - Новосибирск) шли навстречу друг другу. Удар взрывной волны и пламени выбросил с колеи четырнадцать вагонов, разрушил контактную сеть, повредил линии связи и железнодорожное полотно на протяжении нескольких сот метров. Огонь перебросился на поезда, за несколько часов пожар удалось потушить. По предварительным данным взрыв произошел из-за разрыва трубопровода Западная Сибирь - Урал неподалеку от железнодорожной станции Аша. По нему перегоняется сырье для химических заводов Куйбышева. Челябинска. Башкирии… Длина его составляет 1860 километров. По мнению специалистов, которые работают сейчас на месте аварии, в данном участке происходила утечка сжиженного газа пропан-бутан. Здесь продуктопровод идет по горной местности. В течение определенного времени газ накапливался в двух глубоких ложбинах и по неизвестным пока причинам взорвался. Фронт взметнувшегося пламени был примерно полтора-два километра. Потушить огонь непосредственно на продуктопроводе удалось лишь после того, как выгорел весь углеводород, собравшийся в месте разрыва. Выяснилось, что еще задолго до взрыва жители близлежащих населенных пунктов почувствовали в воздухе сильный запах газа. Он распространялся примерно на расстояние от 4 до 8 километров. Такие сообщения поступали от населения в районе 21 часа по местному времени, а трагедия, как известно, произошла позднее. Однако вместо поиска и ликвидации утечки кто-то (пока идет выяснение) добавил давление в трубопроводе и газ продолжался растекаться по ложбинам.

Взрыв в летнюю ночь.

Газ в результате утечки постепенно накапливался в лощине, концентрация его возрастала. Специалисты полагают, что проходившие поочередно грузовые и пассажирские составы мощным потоком воздуха прокладывали безопасный для себя «коридор», и беда отодвигалась. По такой версии она, возможно, отодвинулась бы и на этот раз, поскольку поезда «Новосибирск - Адлер» и «Адлер - Новосибирск» согласно железнодорожному расписанию не должны были встретиться на данном участке. Но по трагической случайности в поезде, следовавшем в Адлер, у одной из женщин начались преждевременные роды. Находившееся среди пассажиров врачи оказали ей первую помощь, На ближайшей станции поезд был задержан на 15 минут, чтобы передать мать и дитя вызванной «скорой помощи». И когда произошла роковая встреча на загазованном участке, «эффект коридора» не сработал. Для воспламенения взрывоопасной смеси было достаточно крохотной искорки из-под колес, выброшенной в окно тлеющей сигареты, зажженной спички.

В правительственной комиссии 6 июня в Уфе состоялось заседание правительственной комиссии, которую возглавляет заместитель Председателя Совета Министров СССР Г.Г.Ведерников. Министр здравоохранения РСФСР А.И.Потапов доложил, комиссии о неотложных мероприятиях по оказанию помощи пострадавшим в результате катастрофы на железной дороге. Он сообщил, что на 7 часов утра 6 июня в медучреждениях Уфы находилось 503 человека из числа раненых, в том числе 115 детей, в тяжелом состоянии находятся 299 человек. В медучреждениях Челябинска - 149 пострадавших, в том числе 40 детей в тяжелом состоянии находятся 299 человек. Как было сообщено на заседании, по предварительным данным в обоих поездах находилось в момент катастрофы около 1200 человек. Более точную цифру назвать пока трудно, ввиду того, что неизвестно число ехавших в поездах детей до пятилетнего возраста, на которых, согласно действующему положению, не приобретались железнодорожные билеты и возможных пассажиров, также не приобретавших билетов.

До момента катастрофы поезда № 211 и № 212 никогда не встречались в этой точке. Опоздание поезда № 212 по техническим причинам и остановка поезда № 211 на промежуточной станции для высадки женщины, у которой начались роды, привели эти два пассажирских состава к роковому месту одновременно.

Так звучит холодная новостная сводка.

Погода стояла безветренная. Газ, вытекавший наверху, заполнил всю низину. Машинист товарного поезда, незадолго до взрыва проследовавший 1710-й километр, передал по связи, что в этом месте сильная загазованность. Ему обещали разобраться…

На перегоне Аша - Улу-Теляк у Змеиной горки скорые почти разминулись, но раздался страшный взрыв, следом еще один. Пламенем заполнило все вокруг. Сам воздух стал пламенем. По инерции поезда выкатились из зоны интенсивного горения. Хвостовые вагоны обоих поездов выбросило из колеи. У прицепного “нулевого” вагона взрывной волной оторвало крышу, тех, кто лежал на верхних полках, - выбросило на насыпь.

Часы, найденные на пепелище, показывали 1.10 местного времени.

Гигантскую вспышку видели за десятки километров

До сих пор загадка этой страшной катастрофы волнует и астрологов, и ученых, и экспертов. Как получилось, что два опаздывавших поезда-близнеца Новосибирск-Адлер и Адлер-Новосибирск встретились в опасном месте, где дал течь продуктопровод? Почему возникла искра? Почему в пекло попали поезда, наиболее забитые людьми летом, а не, например, товарняки? И почему газ взорвался за километр от места утечки? До сих пор доподлинно не известно количество погибших - в вагонах в советские времена, когда на билетах не проставляли фамилий, могло быть огромное количество «зайцев», ехавших на благословенный юг и возвращавшихся обратно.

В небо взметнулось пламя, стало светло, как днем, мы подумали, сбросили атомную бомбу, — говорит участковый Иглинского ОВД, житель поселка Красный Восход Анатолий Безруков. — Помчались к пожарищу на машинах, на тракторах. Техника на крутой склон подняться не могла. Стали карабкаться на косогор — кругом сосны стоят, как обгоревшие спички. Внизу увидели рваный металл, упавшие столбы, мачты электропередачи, куски тел… Одна женщина висела на березе со вспоротым животом. По склону из огненного месива полз, кашляя, старик. Сколько лет прошло, а он у меня так и стоит перед глазами. Тогда я увидел, что человек горит, как газ, синим пламенем.

В час ночи на подмогу сельчанам подоспели подростки, возвращавшиеся с дискотеки в селе Казаяк. Сами еще дети среди шипящего металла помогали наравне со взрослыми.

Старались вынести детей в первую очередь, - рассказывает житель села Казаяк Рамиль Хабибуллин. - Взрослых просто оттаскивали от огня. А они стонут, плачут, просят укрыть чем-нибудь. А чем укроешь? С себя одежду снимали.

Раненые в шоковом состоянии расползлись в буреломе, искали их по стонам и крикам.

Брали человека за руки, за ноги, а в руках оставалась его кожа… — рассказывал водитель “Урала” Виктор Титлин, житель поселка Красный Восход. — Всю ночь, до утра, возили пострадавших в больницу в Ашу.

Водитель на совхозном автобусе Марат Шарифуллин три рейса сделал, а потом кричать стал: “Не поеду больше, привожу одни трупы!” По дороге дети кричали, просили пить, обгоревшая кожа прилипала к сиденьям, многие не переживали дороги.

Машины в гору не поднимались, приходилось раненых на себе выносить, - рассказывает житель поселка Красный Восход Марат Юсупов. - Несли на рубашках, одеялах, чехлах от сидений. Помню одного парня из поселка Майский, он, здоровый такой, человек тридцать вынес. Весь в крови, но не останавливался.

Три рейса на электровозе с ранеными людьми сделал Сергей Столяров. На станции Улу-Теляк он, машинист с двухмесячным стажем, пропустил 212-й скорый, отправился на товарняке вслед за ним. Через несколько километров увидел огромное пламя. Отцепив цистерны с нефтью, стал медленно подъезжать к опрокинутым вагонам. На насыпи змеями вились сорванные взрывной волной провода контактной сети. Забрав в кабину обожженных людей Столяров двинулся к разъезду, вернулся на место катастрофы уже с прицепленной платформой. Поднимал на руки детей, женщин, ставших беспомощными мужчин и грузил, грузил… Домой вернулся — рубашка колом стояла от запекшейся чужой крови.

Пришла вся поселковая техника, везли на тракторах, - вспоминал председатель колхоза «Красный Восход» Сергей Космаков. - Раненых отправляли в сельский интернат, там их дети перевязывали…

Специализированная помощь пришла много позже — через полтора-два часа.

В 1.45 на пульт поступил звонок, что под Улу-Теляком горит вагон, — рассказывает Михаил Калинин, старший врач смены “Скорой помощи” города Уфы. — Через десять минут уточнили: выгорел весь состав. Сняли с линии все дежурные машины “скорой помощи”, оснастили их противогазами. Куда ехать — никто не знал, Улу-Теляк в 90 км от Уфы. Машины шли просто на факел…

Вышли из машины на пепелище, первое, что видим, — кукла и оторванная нога… — рассказывал врач “Скорой помощи” Валерий Дмитриев. — Сколько пришлось обезболивающих уколов сделать — уму не постижимо. Когда с ранеными ребятишками тронулись в путь, ко мне подбежала женщина с девочкой на руках: “Доктор, возьмите. У малышки погибли и мать, и отец”. Мест в машине не было, я посадил девочку к себе на колени. Она была закутана по самый подбородок в простынку, головка ее была вся обожжена, волосики свернулись в запекшиеся кольца — как у барашка, и пахла она, как жареный барашек… До сих пор этой девчушки забыть не могу. По дороге она рассказала мне, что зовут ее Жанна, и что ей три года. У меня тогда дочке было столько же лет. Сейчас Жанне должно быть уже 21, совсем невеста…

Жанну, которую вывозил из зоны поражения врач «Скорой помощи» Валерий Дмитриев, мы нашли. В книге памяти. Ахмадеевой Жанне Флоридовне 1986 года рождения не суждено было стать невестой. В трехлетнем возрасте она умерла в Детской республиканской больнице Уфы.

Деревья валило, как в вакууме

На месте трагедии остро пахло трупным запахом. Вагоны, почему-то ржавого цвета, лежали в нескольких метрах от путей, причудливо сплющенные и изогнутые. Даже трудно представить, какая температура могла заставить так извиваться железо. Удивительно, что в этом пожаре, на земле, превратившейся в кокс, там где вырывались с корнем электроопоры и шпалы, еще могли остаться живы люди!

Военные потом определили: мощность взрыва составила 20 мегатонн, что соответствует половине атомной бомбы, которую американцы сбросили на Хиросиму, — рассказывал председатель сельского совета “Красный восход” Сергей Космаков. — Мы прибежали на место взрыва — деревья падали, как в вакууме, — в центр взрыва. Ударная волна была такой силы, что в радиусе 12 километров во всех домах выбило стекла. Куски от вагонов мы находили на расстоянии шести километров от эпицентра взрыва.

Больных привозили на самосвалах, на грузовиках вповалку: живых, в беспамятстве, уже мертвых… — вспоминает врач-реаниматолог Владислав Загребенко. — Грузили в темноте. Сортировали по принципу военной медицины. Тяжело раненных — со ста процентами ожогов — на траву. Тут уже не до обезболивания, это закон: если одному будешь помогать, то потеряешь двадцать. Когда в больнице пошли по этажам, ощущение было, что мы на войне. В палатах, в коридорах, в холле лежали черные люди с сильнейшими ожогами. Я такого никогда не видел, хоть и работал в реанимации.

В Челябинске в злополучный поезд сели ребята из 107-й школы, отправлявшиеся в Молдавию, работать в трудовом лагере на виноградниках.

Интересно, что завуч школы Татьяна Викторовна Филатова, еще до отправки побежала к начальнику вокзала убеждать, что по технике безопасности вагон с детьми должны поставить в начало состава. Не убедила… Их “нулевой” вагон прицепили в самый конец.

Утром мы узнали, что от нашего прицепного вагона осталась одна платформа, — говорит директор 107-й школы Челябинска Ирина Константинова. — Из 54 человек выжили 9. Завуч — Татьяна Викторовна лежала на нижней полке со своим 5-летним сыном. Так и погибли вдвоем. Не нашли ни нашего военрука Юрия Герасимовича Тулупова, ни любимую учительницу ребят Ирину Михайловну Стрельникову. Одного старшеклассника опознали только по часам, другого по сеточке, в которую родители положили продукты ему в дорогу.

Сердце защемило, когда прибыл поезд с родственниками пострадавших, — говорил Анатолий Безруков. — Они всматривались с надеждой в смятые, как бумажки, вагоны. Пожилые женщины ползали с целлофановыми пакетами в руках, надеясь найти хоть что-то оставшееся от своих родных.

После того, как раненных увезли обгоревшие и искореженные куски тел - руки, ноги, плечи собирали по всему лесу, снимали с деревьев и складывали на носилки. К вечеру, когда подошли рефрижераторы, таких носилок, заполненных человеческими останками, набралось около 20. Но и вечером солдаты гражданской обороны продолжали резаками извлекать из вагонов вплавленные в железо остатки плоти. В отдельную кучу складывали вещи, найденные в округе - детские игрушки и книжки, сумки и чемоданы, кофточки и брюки, почему-то целые и невредимые, даже не опаленные.

Салават Абдулин, отец погибшей старшеклассницы Ирины, нашел на пепелище ее заколку для волос, которую сам отремонтировал перед поездкой, ее рубашку.

В списках живых дочери не было, — будет вспоминать он позже. — Три дня мы искали ее в больницах. Никаких следов. А потом пошли с женой по холодильникам… Была там одна девочка. По возрасту похожа на нашу дочь. Головы не было. Черная, как сковородка. Думал, по ногам узнаю, она у меня танцевала, балерина была, но ног тоже не было…

На одного ребенка претендовали сразу две матери

А в Уфе, Челябинске, Новосибирске, Самаре срочно освобождались места в стационарах. Чтобы вывести раненых из больниц Аши и Иглино в Уфу, задействовали вертолетное училище. Машины садились в центре города в парке Гафури за цирком — это место в Уфе и по сей день называют “вертолетной площадкой”. Машины взлетали каждые три минуты. К 11 утра все пострадавшие были доставлены в городские больницы.

— Первый больной поступил к нам в 6 часов 58 минут, — рассказывал заведующий ожоговым центром города Уфы Радик Медыхатович Зинатуллин. — С восьми утра до обеда — пошел массовый поток пострадавших. Ожоги были глубокие, практически у всех — ожоги верхних дыхательных путей. У половины пострадавших было обожжено более 70% тела. Наш центр только открылся, в запасе было достаточно и антибиотиков, и препаратов крови, и фибринной пленки, которую накладывают на обожженную поверхность. К обеду приехали бригады врачей из Ленинграда и Москвы.

Среди пострадавших было много детей. Помню, у одного мальчика было две матери, каждая из которых была уверена, что на кроватке — ее сыночек…

Американские врачи, как узнали, прилетели из Штатов, сделав обход, сказали: “Выживет не больше 40 процентов”. Как при ядерном взрыве, когда главной травмой бывает именно ожог. Половину из тех, кого они считали обреченными, мы вытащили. Я помню десантника из Чебаркуля — Эдика Аширова, ювелира по профессии. Американцы сказали, что его надо перевести на наркотики и все. Мол, все равно не жилец. А мы его спасли! Он выписался одним из последних, в сентябре.

В штабах в эти дни царила невыносимая обстановка. Женщины цеплялись за малейшую надежду и подолгу не отходили от списков, там же падая в обморок.

Прибывшие из Днепропетровска на второй день после трагедии отец и молодая девчонка в отличие от других родственников, светились счастьем. Они приехали к сыну и мужу, в молодой семье - двое малышей.

Нам не нужны списки, - отмахиваются. - Мы знаем, что он выжил. В «Правде» написали на первой странице, он детей спасал. Знаем, что лежит в 21-й больнице.

Действительно, молодой офицер Андрей Донцов, возвращавшийся домой, прославился, когда вытаскивал из горящих вагонов детей. Но в публикации было указано, что у героя - 98% ожогов.

Жена и отец переминаются с ноги на ногу, им хочется быстрее покинуть скорбный штаб, где рыдают люди.

Забирайте, в морге, - сообщает телефон 21-й больницы.

Надя Шугаева, доярка из Новосибирской области вдруг начинает истерически смеяться.

Нашла, нашла!

Пытаются вымученно улыбнуться сопровождающие. Нашла отца и брата, сестру и малолетнего племянника. Нашла… в списках погибших.

За катастрофу ответили стрелочники.

Когда ветер еще носил пепел заживо сгоревших, к месту катастрофы пригнали мощнейшую технику. Опасаясь эпидемии из-за незахороненных фрагментов тел, размазанных по земле и начавших разлагаться, выжженную низину в 200 гектаров поспешили сровнять с землей.

За смерть человек, за страшные ожоги и увечья более тысячи человек ответили строители.

С самого начала следствие вышло на очень важные персоны: на руководителей отраслевого проектного института, утвердивших проект с нарушениями. Было предъявлено обвинение и заместителю министра нефтяной промышленности Донгаряну, который своим указанием ввиду экономии средств отменил телеметрию — приборы, которые контролируют работу всей магистрали. Был вертолет, который облетал всю трассу, его отменили, был линейный обходчик — убрали и обходчика.

26 декабря 1992 года состоялся суд. Выяснилось, что утечка газа из путепровода произошла из-за трещины, нанесенной ему за четыре года до катастрофы, в октябре 1985 года, ковшом экскаватора при строительных работах. Продуктопровод был засыпан с механическими повреждениями. Дело отправили на дорасследование.

Шесть лет спустя Верховный суд Башкирии вынес приговор - всем подсудимым по два года в колонии-поселении. На скамье подсудимых оказались начальник участка, прораб, мастера, строители. “Стрелочники”.

В морге работали афганцы.

Самую тяжелую работу взяли на себя воины-интернационалисты. Афганцы вызвались помогать спецслужбам там, где не выдерживали даже видавшие всякое врачи. Трупы погибших не помещались в уфимском морге на Цветочной и человеческие останки складировались в машинах рефрижераторах. Учитывая, что на улице стояла невозможная жара, запах вокруг импровизированных ледников был невыносимый, а мухи слетались со всей округи. Эта работа требовала от добровольцев выносливости и физической силы, все прибывавших погибших требовалось размещать на спешно сколоченных полках, навешивать бирки, сортировать. Многие не выдерживали, содрогаясь в рвотных судорогах.

Родственники, обезумевшие от горя, искавшие своих детей, ничего вокруг не замечали, пристально вглядываясь в обугленные фрагменты тел. Мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди, вели дикие диалоги:

Это не наша Леночка? - говорили они, столпившись вокруг черного куска мяса.

Нет, у нашей Леночки на ручках складочки были…

Как родители умудрялись опознать родное тело, для окружающих оставалось загадкой.

Для того, чтобы не травмировать родственников и уберечь их от посещения морга, в штабы привезли страшные фотоальбомы, разместив на страницах снимки с разных ракурсов фрагментов неопознанных тел. В этом ужасном сборнике смерти имелись страницы со штампом - «опознаны». Однако многие все-таки ехали в рефрижераторы, надеясь, что фотографии лгут. И на парней, недавно пришедших с настоящей войны, обрушивались страдания, которых они не видали, воюя с душманами. Зачастую парни оказывали первую медицинскую помощь тем, кто падал в обморок и оказывался на грани безумия от горя, или с бесстрастными лицами помогали переворачивать родным обугленные тела.

Мертвых не оживишь, отчаяние пришло, когда начали прибывать живые, - говорили потом афганцы, рассказывая о самых тяжелых переживаниях.

Счастливчики находились сами

Были и курьезные случаи.

Утром в сельсовет пришел мужчина с новосибирского поезда, с портфелем, в костюме, в галстуке — ни одной царапинки, — рассказывал участковый Анатолий Безруков. — А как выбрался из вспыхнувшего поезда — не помнит. Ночь в лесу в беспамятстве проплутал.

Являлись отставшие от поезда и в штабы.

Ищете меня? - поинтересовался парень, заглянувший в скорбное место на железнодорожном вокзале.

Зачем нам вас искать? - удивились там, но заученно заглянули в списки.

Есть! - обрадовался молодой человек, найдя свою фамилию в столбике пропавших без вести.

Александр Кузнецов загулял за несколько часов до трагедии. Вышел пива попить, а как ушел злополучный поезд не помнит. Провел на полустанке сутки, и лишь отрезвев, узнал о случившемся. Добрался до Уфы, сообщить, что живой. Мама юноши в это время методично обходила морги, мечтая найти хоть что-то от сыночка, чтобы похоронить. Домой мать и сын уехали вместе.

На месте взрыва отказывала субординация

Солдатам, работавшим на путях, выдавали по 100 граммов спирта. Трудно представить сколько им пришлось перелопатить металла и обгоревшей человеческой плоти. 11 вагонов было сброшено с пути, 7 из них полностью сгорело. Люди работали ожесточенно, не обращая внимания на жару, зловоние и витающий в этом клейком сиропе почти физический ужас смерти.

Ты что, ох…ел? - кричит молодой солдатик с автогеном пожилому мужчине в форме.

Генерал-полковник ГО осторожно поднимает ногу с человеческой челюсти.

Извините, - растерянно бормочет он и скрывается в штабе, находящемся в ближайшей палатке.

В это эпизоде все противоречивые эмоции, которые испытывали присутствующие: и злость на человеческую слабость перед стихией, и смущение - тихую радость, что собирают не их останки и ужас, перемешанный с отупением - когда смерти очень много - она уже не вызывает бурного отчаяния.

На месте трагедии путейцы обнаружили огромные суммы денег и ценные вещи. Все они были сданы государству, включая сберкнижку на 10 тысяч рублей. А через два дня выяснилось, что за мародерство арестован ашинский подросток. Троим удалось скрыться. Они, пока остальные спасали живых, срывали с мертвых вместе с обгоревшими пальцами и ушами золотые украшения. Если бы подонка не закрыли под серьезной охраной в Иглино, возмущенные местные жители разорвали бы его в клочья. Молодые менты разводили руками:

Знали бы, что преступника защищать придется…

Челябинск потерял хоккейную надежду.

Сто седьмая школа Челябинска потеряла под Уфой 45 человек, спортивный клуб “Трактор” — юношескую команду хоккеистов, двукратных чемпионов страны.

Лишь вратарь Боря Тортунов вынужден был остаться дома: бабушка сломала руку.

Из десяти хоккеистов — чемпионов Союза среди сборных регионов — выжил лишь один Александр Сычев, впоследствии игравший за клуб «Мечел». Гордость команды — нападающего Артема Масалова, защитников Сережу Генергарда, Андрея Кулаженкина, вратаря Олега Девятова вообще не нашли. Дольше всех из обожженных ребят, пять дней, прожил самый младший из хоккейной команды — Андрей Шевченко. 15 июня он отметил бы свое шестнадцатилетие.

— Мы с мужем успели его увидеть, — рассказывает мама Андрея Наталья Антоновна. — Нашли его по спискам в реанимации 21-й больницы Уфы. — Он лежал, как мумия, — весь в бинтах, лицо серо-коричневое, шея вся распухшая. В самолете, когда мы его везли в Москву, он все спрашивал: “Где ребята?” В 13-й больнице — филиале института им. Вишневского мы хотели его окрестить, но не успели. Через катетер три раза ввели ему врачи святую водичку… Ушел он от нас в день Вознесения Господня — тихо умер, без сознания.

Клуб “Трактор” через год после трагедии организовал турнир, посвященный памяти погибших хоккеистов, который стал традиционным. Вратарь погибшей команды “Трактор-73” Борис Тортунов, оставшийся тогда из-за бабушки дома, стал двукратным чемпионом страны и Кубка Европы. По его инициативе воспитанники школы “Трактор” собрали деньги на призы участникам турнира, которые по традиции вручают матери и отцы погибших ребят.

Взрывом были разрушены 37 вагонов и два электровоза, из которых 7 вагонов сгорели полностью, 26 - выгорели изнутри, Ударной волной было оторвано и сброшено с путей 11 вагонов. По официальным данным на месте аварии было обнаружено 258 трупов, 806 человек получили ожоги и травмы различной степени тяжести, из них 317 умерло в больницах. Всего погибло 575 человек, травмировано - 623.

ТАСС-ДОСЬЕ. 11 августа 2017 года в Египте в районе г. Александрия пассажирский состав, направлявшийся в Каир, на полном ходу врезался в остановившийся из-за поломки поезд, следовавший по маршруту Порт-Саид - Александрия.

По данным минздрава Египта, в столкновении погиб 41 человек, еще 132 пострадали.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о крупных железнодорожных катастрофах, которые произошли в различных странах мира.

3 января 1944 года под г. Леон (Испания) во время столкновения двух поездов в тоннеле погибли около 500 человек.

6 августа 1952 года на станции Дровнино на Западной железной дороге в Можайском районе Московской области шедший на большой скорости поезд столкнулся с лошадью, в результате чего поезд сошел с рельсов. Погибли 109 человек.

8 октября 1952 года в черте Лондона (Великобритания) столкнулись два поезда, а спустя 30 минут в них врезался третий поезд. Погибли 112 человек, пострадали 340 человек.

6 июня 1981 года близ г. Патна в штате Бихар (Индия) ураганным ветром с моста в реку Багмати были опрокинуты семь вагонов пассажирского поезда. Погибли более 800 человек.

7 августа 1987 года в Ростовской области (СССР) электровоз грузового поезда, разогнавшись на спуске до 140 км/час, врезался в задние вагоны пассажирского поезда "Ростов-на-Дону - Москва". Погибли 106 человек, ранения получили 114, материальный ущерб составил свыше 1,5 млн рублей. В ходе следствия выяснилось, что крушение произошло из-за неисправности тормозной системы в составе грузового поезда.

3 июня 1989 года около Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов на находящемся рядом трубопроводе в результате аварии произошел взрыв. Погибли 575 человек, ранения получили более 600.

15 января 1989 года близ г. Дакка (Бангладеш) в результате столкновения пассажирских поездов 135 человек погибли, более тысячи получили ранения.

3 января 1990 года близ г. Суккур (Пакистан) при столкновении пассажирского и товарного поездов 307 человек погибли, 430 получили ранения.

16 апреля 1990 года в штате Бихар (Индия) из-за пожара в пассажирском поезде погибли около 100 человек.

9 июня 1991 года свыше 100 человек погибли и около 250 получили ранения в результате железнодорожной катастрофы на юге Пакистана.

6 сентября 1991 года близ города Пуэнт-Нуар (Конго) в результате столкновения товарного поезда с пассажирским погибли более 100 человек, десятки получили ранения.

22 сентября 1994 года в провинции Уила (Ангола) в результате крушения товарного состава, на платформах которого находилось много людей, погибли 300 человек и 147 получили ранения.

21 августа 1995 года в штате Уттар-Прадеш (Индия) при столкновении пассажирских поездов погибли около 350 человек и свыше 400 получили ранения.

3 марта 1997 года в провинции Пенджаб (Пакистан) в железнодорожной катастрофе погибли 128 человек.

29 апреля 1997 года на станции Жунцзявань в провинции Хунань (Китай) в результате столкновения пассажирских поездов 100 человек погибли, около 300 получили ранения.

3 июня 1998 года в федеральной земле Нижняя Саксония, близ г. Эшеде (Германия), легковой автомобиль, пробив заграждение, упал с моста на железнодорожные пути. Шедший со скоростью 200 км/час поезд, в котором находились более 700 пассажиров, сошел с рельсов и врезался в опору другого моста. В результате мост обрушился, и его обломки упали на вагоны пассажирского состава. Погибли более 100 человек.

26 ноября 1998 года в штате Пенджаб (Индия) в результате железнодорожной катастрофы 108 человек погибли, 230 получили ранения.

2 августа 1999 года на станции Гайсал в штате Западная Бенгалия (Индия) в результате столкновения пассажирского экспресса со стоявшим у перрона поездом погибли 280 человек.

20 февраля 2002 года в результате пожара в пассажирском поезде Каир - Луксор (Египет) погибли 373 человека, 74 человека получили ранения и ожоги. Причиной случившегося стало короткое замыкание в электропроводке состава. Это самая масштабная катастрофа в истории железнодорожного транспорта Египта.

25 мая 2002 года в г. Моамба (Мозамбик) потерпел крушение поезд, состоявший из пассажирских и товарных вагонов. Погибли более 200 человек, 400 получили различные травмы.

24 июня 2002 года в Танзании в результате столкновения пассажирского и товарного поездов 281 человек погиб и около 900 получили ранения. Причиной катастрофы стал отказ тормозов пассажирского поезда.

9 сентября 2002 года в штате Бихар (Индия) пассажирский экспресс сошел с рельсов и упал с моста в реку. Погибли не менее 150 человек, более 200 человек получили ранения.

18 февраля 2004 года близ г. Нишапур (Иран) при столкновении грузовых составов взорвались цистерны с бензином. В результате пожара около 400 человек погибли и 460 получили ранения.

22 апреля 2004 года на станции Ренчхон (КНДР) произошло столкновение поездов, один из которых перевозил нефть, другой - сжиженный газ. Катастрофа привела к сильному взрыву, в результате которого погибли 170 человек, ранения получили около 1300 человек.

26 декабря 2004 года в районе селения Пералия (Шри-Ланка) произошла железнодорожная катастрофа, в которой погибли около 2 тыс. человек. Причиной трагедии стало землетрясение и цунами. Эта катастрофа считается крупнейшей в истории железнодорожного транспорта.

25 апреля 2005 года в г. Амагасаки, префектура Хиого, о. Хонсю (Япония) сошли с рельсов пять из семи вагонов скоростной электрички. Первый вагон поезда на большой скорости врезался в 9-этажный жилой дом. Погибли 108 человек, ранения получили более 450.

13 июля 2005 года на станции Готки в провинции Синд (Пакистан) поезд врезался в стоящий на путях состав. Сошедшие с рельсов вагоны перекрыли соседний путь, где их протаранил проходивший мимо экспресс. Погибли около 300 человек, более тысячи получили ранения.

29 октября 2005 года близ населенного пункта Валукоду в штате Андхра-Прадеш (Индия) сошли с рельсов и обрушились с моста локомотив и семь вагонов пассажирского поезда. Погибли 200 человек, около 100 получили ранения. Катастрофа произошла в условиях сильнейшего наводнения.

1 августа 2007 года в Демократической Республике Конго более 160 человек погибли в результате железнодорожной катастрофы в провинции Касаи в центральной части страны.

10 июля 2011 года в Индии в 120 км от города Лакхнау, административного центра штата Уттар-Прадеш, произошло крушение пассажирского поезда. Машинист включил аварийное торможение, чтобы не врезаться в стадо коров, пересекавших железнодорожные пути. В результате с рельсов сошли 12 вагонов и локомотив поезда. 80 человек погибли, более 350 получили ранения.

6 июля 2013 года в Лак-Межантике (Канада) сошел с рельсов состав из 72 цистерн с нефтью, который следовал из США на нефтеперерабатывающий завод в Квебеке. В результате катастрофы начался пожар, в котором погибли 47 жителей города, 30 человек, считавшихся ранее пропавшими без вести, признаны погибшими. 2 тыс. жителей близлежащих районов города были эвакуированы. Пожаром было уничтожено свыше 40 зданий. Общая сумма ущерба превысила $200 млн.

24 июля 2013 года в Сантьяго-де-Компостела (административный центр Галисии, Испания) потерпел крушение поезд, следовавший из Мадрида в Ферроль. Погибли 80 человек, ранения различной степени тяжести получили 178 человек. Машинист поезда взял вину на себя, признав, что превысил скорость на повороте.

22 апреля 2014 года в провинция Катанга Демократической республики Конго сошли с рельсов 15 вагонов товарного поезда с сотнями нелегальных пассажиров. Погибли 48 человек, около 150 были ранены. Причиной крушения стало превышение безопасной скорости из-за неполадки двигателя одного из двух локомотивов.

20 марта 2015 года в Индии локомотив и два вагона пассажирского поезда, следовавшего по маршруту Дехрадун - Варанаси, сошли с рельсов на станции Бахраван в округе Рай-Барели (штат Уттар-Прадеш). Погибли 58 человек, более 150 человек пострадали. По информации Министерства железных дорог Индии, катастрофа произошла из-за того, что поезд проехал на запрещающий сигнал светофора.

4 августа 2015 года при крушении двух пассажирских поездов на мосту через реку Мачак в районе г. Харда (штат Мадхья-Прадеш, Индия) погибли по меньшей мере 32 человека, пять пропали без вести и свыше 40 человек получили ранения. Конструкции железнодорожного моста были подмыты в результате наводнения и не выдержали веса двух составов, следовавших в противоположных направлениях. Основной причиной гибели людей стало поражение электрическим током.

12 июля 2016 года между населенными пунктами Корато и Андрия в окрестностях г. Бари (область Апулия, Италия) на одноколейной железнодорожной линии произошло лобовое столкновение двух пассажирских поездов. В результате погибли 23 человека и свыше 50 человек пострадали.

21 октября 2016 года пассажирский поезд, следовавший из столицы Камеруна Яунде в крупнейший город страны, Дуалу, сошел с рельсов в 120 км западнее станции отправления. В результате погибли не менее 79 человек и еще свыше 550 человек получили ранения разной степени тяжести. Большое количество жертв и пострадавших было вызвано переполненностью поезда (рассчитанный на 600 пассажиров состав перевозил более 1 тыс. 300 человек).

20 ноября 2016 года в 100 км южнее г. Канпур (штат Уттар-Прадеш, Индия), в районе городка Пухрайан, сошли с рельсов 14 вагонов пассажирского поезда, следовавшего по маршруту Индор - Патна. В результате погиб 151 человек и еще порядка 200 человек пострадали. По предварительным данным, причиной катастрофы стало повреждение рельса.

25 ноября 2016 года близ железнодорожной станции Хафт Хан (Иран) пассажирский поезд, следовавший из Тебриза в Мешхед, остановился по неустановленной причине, после чего в него врезался другой пассажирский состав. В результате пять вагонов сошли с рельсов, два вагона загорелись. Погибли не менее 36 человек, еще около 70 человек пострадали.

21 января 2017 года в Индии скоростной пассажирский поезд-экспресс Hirakhand, следовавший из Джагдалпура в Бхубанешвар, сошел с рельсов близ станции Кунеру (округ Визианагарам, штат Андхра-Прадеш). Опрокинулись тепловоз и девять вагонов. В результате катастрофы и возникшей в вагонах давки погиб 41 человек и 68 получили ранения.

Железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного по показателям безопасности движения.

Причины железнодорожных катастроф

Наиболее распространённые причины происшествий на железнодорожном транспорте:
- естественный физический износ технических средств;
- нарушение правил эксплуатации;
- усложнение технологий;
- увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств;
- рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов, несоблюдение населением правил безопасности.

Лидирующее положение, порядка 25%, в числе основных причин катастроф на железнодорожном транспорте, занимают сходы с рельсов.
Около 25% крушений и аварии на железной дороге вызываются наездами поездов на автомобильный и гужевой транспорт, дрезины, велосипедистов. Чаще всего это происходит на железнодорожных переездах.

Нарушения в системе управления железнодорожным движением приводят к выезду состава на занятый путь и столкновению. Причиной этого может быть нарушение порядка маневренных работ на станционных путях.
Причиной многих чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте являются взрывы и пожары.

Хронология катастроф

12 июня 1965 года на перегоне Новинка-Чаща под Ленинградом произошло очень крупное крушение. Начальник станции по ошибке выпустил составы навстречу друг другу, машинисты увидели друг друга только за 11 секунд до столкновения.

1 февраля 1988 года на перегоне „Приволжье - Филино" под Ярославлем произошло крушение грузового поезда, который перевозил сильнодействующие ядовитые вещества (СДЯВ). С рельсов сошли 7 вагонов, в том числе 3 цистерны с гептилом (СДЯВ первого класса токсичности). Причина крушения - разблокирование стрелки из-за падения на неё разрушенного буфера. В результате образовался очаг химического заражения площадью свыше 5 тысяч квадратных метров. Под угрозой поражения оказались 3 тысячи человек. На восстановительные работы потребовалось почти 18 суток.

4 июня 1988 года в 9 часов 32 минуты на станции "Арзамас-1" Горьковской железной дороги взорвались три вагона грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, с 118 тоннами промышленных взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. Погиб 91 человек, в том числе 17 детей, были ранены 840. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, железнодорожный вокзал и станционные постройки, близлежащие жилые дома. Правительственная комиссия причины взрыва не установила.

В том же году на станции Бологое произошло крушение пассажирского поезда. Погибли 31 человек, были ранены 182. 16 августа 1988 года скоростной пассажирский поезд №159 "Аврора" сообщением Ленинград-Москва потерпел крушение на перегоне Березайка - Поплавенец. При крушении все 15 вагонов поезда сошли с рельсов. В опрокинувшемся вагоне ресторане возник пожар, который распространился на другие вагоны.

4 октября 1988 года в 4.30 утра на перегоне Свердловск - Сортировочный произошёл взрыв. В воздух взлетели два состава с углем и взрывчаткой. Только по официальным данным, погибли шесть человек: четверо на месте аварии, двое — уже в больнице. Тысячи получили тяжелые травмы; самая частая — осколочные ранения глаз и лица. Сотни семей лишились крыши над головой.

3 июня 1989 года произошла крупнейшая железнодорожная катастрофа: при прохождении двух встречных поездов на перегоне Улу-Теляк - Казаяк (Башкортостан). Причина - взрыв скопившейся вблизи и на железнодорожном полотне углеводородно-воздушной смеси. Энергия взрыва была эквивалентна взрыву 250-300 тонн тротила. В его эпицентре оказались два пассажирских поезда: Новосибирск — Адлер и Адлер — Новосибирск. Были сброшены с путей 11 вагонов, из них 7 сгорели полностью, 26 вагонов выгорели как изнутри, так и снаружи. Погибли, по разным данным, 575 или 645 человек.

В ноябре 1989 года на станции Рудный Мурманского отделения Октябрьской железной дороги из-за халатности диспетчера произошло столкновение двух грузовых локомотивов. Одна локомотивная бригада погибла, члены другой получили различные травмы.

В марте 1992 года на разъезде Подсосенка участка "Великие Луки - Ржев” Октябрьской железной дороги пассажирский поезд столкнулся со встречным грузовым составом. В итоге 43 человека погибли, 108 получили травмы.

1 марта 1993 года в Московской области при крушении товарного поезда опрокинулась цистерна со стиролом - ядовитым веществом, пары которого сильно раздражают слизистые оболочки. Произошла утечка стирола. Пострадали 39 человек, из которых 11 погибли.

3 марта 1992 года на Октябрьской железной дороге скорый пассажирский поезд № 4 Рига-Москва на выходных стрелках разъезда Подсосенки столкнулся с грузовым поездом встречного направления. 41 человек погиб, 16 получили тяжкие телесные повреждения. Обе локомотивные бригады были смертельно травмированы. Крушение произошло из-за проезда запрещающего сигнала локомотивной бригадой пассажирского поезда Рига-Москва.

19 ноября 1993 года в Архангельской области на перегоне Кизема - Лойга произошел наезд дрезины на хвостовой вагон грузового поезда. Из 25 человек, находившихся в дрезине, 24 были травмированы, один скончался.

28 апреля 1994 года в 180 километрах юго-восточнее Уфы (Башкирия) произошла железнодорожная катастрофа: на узкоколейке произошло столкновение двух грузовых поездов. В результате столкновения погибли два человека. Причина - нарушение начальником станции правил эксплуатации железнодорожного транспорта, допустившего следование поезда на красный светофор.

11 августа 1994 года в 115 километрах от Белгорода на перегоне Тополи - Уразово Южной железной дороги произошла железнодорожная катастрофа. От товарного поезда, следовавшего из Украины, оторвались и опрокинулись на параллельный путь несколько хвостовых вагонов, в них врезался встречный электропоезд. 20 человек погибли, 52 были ранены.

9 февраля 1995 года пассажирский поезд Москва - Киев из-за неисправности электровоза совершил вынужденную остановку на перегоне Сухиничи - Живодовка Московской железной дороги. Состав покатился вниз и столкнулся с локомотивом поезда Москва - Хмельницкий. В результате удара четверо пассажиров последнего вагона погибли на месте аварии, 11 пассажиров получили ранения разной степени тяжести.

20 июля 1995 года на железной дороге вблизи Сергача Нижегородской области на Горьковской железной дороге столкнулись два встречных поезда: почтово-товарный и грузовой. Три цистерны со сжиженным газом взорвались. Погибли шесть человек, 20 были ранены.

8 августа 1995 года в Краснодарском крае на перегоне Тихорецк - Кавказская Северо-Кавказской железной дороги товарный сборный состав, не доезжая двух километров до станции Кавказская, потерпел крушение. 16 вагонов сошли с рельсов и перевернулись, четыре цистерны с перекисью водорода и две с бензином загорелись. Два с половиной километра железнодорожного пути оказались выведенными из строя.

11 февраля 1996 года в подмосковном Волоколамске на железнодорожном переезде у станции Бухолово электричка столкнулась с автобусом, который перевозил группу школьников. Двое детей погибли, пятеро школьников и водитель автобуса были доставлены в реанимацию.

31 мая 1996 года на перегоне Литвиново - Тальменка Кемеровской железной дороги от грузового поезда отцепились четыре вагона-цементовоза и выкатились в район станции, где в них врезалась переполненная электричка. 100 человек было ранено, 17 погибли.

8 июля 1998 года крупная катастрофа произошла в Подмосковье. В районе станции Бекасово-1 щебнеочистительная машина проскочила на запрещающий сигнал семафора. Не пропустив электричку, она врезалась в состав. Машину отбросило на противоположную линию, под колеса встречного поезда. Погибли 3 человека. Если бы авария произошла не в 7 часов утра, жертв было бы гораздо больше.

4 апреля 1999 года в районе станции Воеводское (Мордовия) на 642-м километре Куйбышевской железной дороги сошел с рельсов товарный поезд Сызрань-Рузаевка. Авария произошла из-за износа железнодорожного полотна. Под откос пошли 12 вагонов, груженных легковыми автомобилями ВАЗ, две платформы и вагон-теплушка перевернулись. Были повреждены около 250 метров полотна и 150 метров контактной линии.

26 января 2000 года произошло столкновение пассажирского и товарного поездов на перегоне Торбино - Мстинский мост Октябрьской железной дороги. В результате аварии погиб помощник машиниста, три человека ранены.

9 декабря 2001 года на станции Гонжа Забайкальской железной дороги в Амурской области столкнулись товарные составы. При ударе четыре хвостовых вагона первого поезда сошли с рельсов. В результате катастрофы погибли два человека.

25 сентября 2001 года на перегоне Мечетенская - Атаман в 130 километрах юго-восточнее Ростова-на-Дону сошли с рельсов шесть вагонов и локомотив пассажирского поезда № 191 Ростов-Баку. Причина аварии - отсутствие 25 метров рельсов пути, снятых неизвестными злоумышленниками.

1 апреля 2002 года вблизи Ярославского вокзала в Москве произошло столкновение пассажирского поезда Москва - Хабаровск с маневровым тепловозом. При ударе у тепловоза оторвало колесную пару. За медицинской помощью обратились 22 человека.

11 ноября 2002 года на Балтийском вокзале Санкт-Петербурга электропоезд выходил после ремонта из депо для обкатки. Из-за неисправности тормозной системы два вагона состава выехали с путей под шатровую часть вокзала, где находились пассажиры. Четыре человека погибли, девять были ранены.

5 декабря 2003 года в пассажирском поезде Кисловодск - Минеральные Воды, который находился вблизи центрального вокзала города Ессентуки (Ставропольский край), сработало начиненное металлическими предметами взрывное устройство мощностью, равной 30 килограммам тротила. Погибли 47 человек, травмы различной степени тяжести получили более 180 человек.

18 декабря 2003 года на 86 километре железнодорожного перегона Ищерская - Стодеревская Северокавказской железной дороги (Наурский район Чечни) под локомотивом грузового состава № 2503 сработало взрывное устройство. Жертв не было.

24 декабря 2003 года на железнодорожном перегоне Тулун - Утай (Иркутская область) поезд Владивосток-Новосибирск столкнулся с оказавшимся на переезде грузовым автомобилем КамАЗ. Погибли три человека.

12 июня 2005 года на 153-м километре железной дороги на участке Узуново - Богатищево произошел подрыв поезда Грозный - Москва. С рельсов сошли четыре вагона. За медицинской помощью обратились 42 человека, пятеро из которых были госпитализированы. По заключению ФСБ, сработало безоболочное взрывное устройство мощностью три килограмма в тротиловом эквиваленте.

15 июня 2005 года на перегоне Зубцово - Арестово сошёл с рельсов железнодорожный состав с мазутом, 10 цистерн перевернулись и разгерметизировались, до 300 тонн мазута вылились на землю, из них около 2 тонн попали в реку Гостюшку - приток реки Вазузы, которая впадает в реку Волгу.

11 июля 2007 в Амурской области на перегоне между станциями Уруша и Сгибеево Могочинского отделения Забайкальской железной дороги во время движения товарного поезда от состава оторвались 12 хвостовых вагонов и перевернулись. Было разрушено 300 метров железнодорожного полотна, повреждена опора линии электропередачи. Жертв не было.

13 августа 2007 года на перегоне Бурга - Малая Вишера Октябрьской железной дороги, при проследовании скоростного поезда № 166 "Невский Экспресс", произошла авария. Её причиной стал подрыв железнодорожного полотна самодельным взрывным устройством мощностью 8-9 килограммов в тротиловом эквиваленте. В результате взрыва с рельсов сошли электровоз и все 12 вагонов. Травмы получили 60 человек.

27 ноября 2009 года около 22 часов неподалеку от населенного пункта Ерзовка, на 285-м километре участка Октябрьской железной дороги, под локомотивом поезда "Невский экспресс" прогремел взрыв. В момент крушения в поезде находился 661 пассажир. Первые вагоны по инерции на большой скорости проскочили под взрывом, последние три практически были смяты взрывной волной. В этих вагонах находились в тот момент порядка 200 человек. Раненых и выживших эвакуировали по воздуху вертолетами МЧС в больницы близлежащих населенных пунктов.

На 29 ноября известно о 25 погибших, ещё 26 числятся пропавшими без вести. Список потерпевших, поступивших в больницы Москвы, Петербурга, Новгородской и Тверской областей, содержит 104 фамилии.