Кафедра Общественного здоровья и здравоохранения с курсом Социальной работы Тема: Укрепление здоровья населения современные проблемы профилактики. Социально

137. Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Вопросы профилактики в законодательных документах.

138. Цель и задачи профилактики. Уровни и виды профилактики. Стадии профилактики. Критерии оценки эффективности профилактики.

139. Факторы риска и «антириска», определение факторов риска. Классификация факторов риска и их практическое значение.

140. Стратегии профилактики. Профилактический скрининг населения: определение, цель, виды.

141. Образ жизни, влияние образа жизни на индивидуальное и общественное здоровье. Здоровый образ жизни.

Блок 6. Важнейшие неинфекционные и инфекционные заболевания

Как медико-социальная проблема.

142. Болезни системы кровообращения как медико-социальная проблема в РФ и за рубежом. Первичная и общая заболеваемость, смертность, возрастно-половая и региональные особенности: уровень, динамика, структура. Временная нетрудоспособность, инвалидность.

143. Факторы риска болезней системы кровообращения, популяционная стратегия профилактики и стратегия высокого риска.

144. Организация медицинской помощи при болезнях системы кровообращения. Реабилитация больных.

145. Злокачественные новообразования как медико-социальная проблема в РФ и за рубежом. Первичная заболеваемость и распространенность, смертность, возрастно-половые региональные особенности: уровень, динамика, структура.



146. Факторы риска злокачественных новообразований и их профилактика. Совершенствование борьбы с онкологическими заболеваниями (эпидемиологические исследования).

147. Онкологический регистр. Диспансеризация групп повышенного риска и онкологических больных.

148. Туберкулез как медико-социальная проблема: заболеваемость, инвалидность, смертность.

149. Причины роста туберкулеза в РФ, влияние социально-экономических факторов на заболеваемость. Региональные особенности распространенности туберкулеза.

150. Система мероприятий по борьбе с туберкулезом. Противотуберкулёзный диспансер, его функции.

151. Профилактика туберкулёза. Программа ВОЗ и Федеральная программа по борьбе с туберкулезом в России.

152. Нервно-психические заболевания как медико-социальная проблема. Первичная заболеваемость и распространенность, смертность, возрастно-половые особенности: уровень, динамика и структура.

153. Алкоголизм, наркомания и токсикомания как медико-социальная проблема. Динамика распространения, возрастно-половые особенности, медицинские и социальные последствия. Организация борьбы с алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией в РФ.

154. Травматизм как медико-социальная проблема, виды травматизма. Уровень, структура и динамика травматизма.

155. Временная нетрудоспособность, инвалидность и смертность при травмах и отравлениях. Профилактика травматизма.

156. Организация травматологической помощи в РФ. Расследование производственных травм.

157. Детский травматизм: виды, уровень, структура, динамика и возрастно-половые особенности. Профилактика детского травматизма.

Блок 7. Основы планирования, маркетинга, управления, экономики

И финансирования здравоохранения

158. Планирование здравоохранения: основные методы планирования, задачи, виды планов.

159. Основы маркетинга в здравоохранении. Маркетинговые исследования. Бизнес-план.

160. Экономика здравоохранения: определение, цели, задачи. Виды эффективности здравоохранения.

161. Методы экономического анализа деятельности ЛПУ, методики оценки экономической эффективности здравоохранения.

162. Финансирование здравоохранения в условиях бюджетно-страховой медицины. Источники финансирования. Использование бюджетных средств.

163. Финансирование здравоохранения в условиях медицинского страхования. Роль Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

164. Бюджет и смета ЛПУ.

165. Платные медицинские услуги. Ценообразование в здравоохранении и виды цен на медицинские услуги.

166. Менеджмент (управление) в здравоохранении: цели, принципы и механизмы управления.

167. Стандартизация в здравоохранении. Виды стандартов.

Блок 8. Здравоохранение в зарубежных странах.

ПРОФИЛАКТИКА.

Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья людей, их творческого долголетия, устранение причин заболеваний, в т.ч. улучшение условий труда, быта и отдыха населения, охраны окружающей среды.

Уровни профилактики : первичная, 2-ая, 3-тнчная. Основные задачи гиг воспитания населения : I. внедрение массы мед и гиг знаний; 2. привитие населению навыков по охране здоровья. 3. воспитание у людей чувства ответственности за личное и общественное здоровье. 4. привлечение населения к активному участию в гиг воспитании населения. 5. Пропаганда ЗОЖ, как фактора здоровья населения. Основные цели гиг воспитания населения : I. повышение уровня сан культуры населения. 2. Сохранение и укрепление здоровья повышение работоспособности, долголетия, воспитание здоровой семьи. Р проведении работы до гиг воспитанию принимает участие : персонал мед учреждений - прямая служебная обязанность.

Первичная профилактика: Первичная П. - система социальных, медицинских, гигиенических и воспитательных мер, направленных на предотвращение заболеваний путем устранения причин и условий их возникновения и развития, а также на повышение устойчивости организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей природной, производственной и бытовой среды. В отличие от вторичной П., нацеленной на раннее выявление заболевания, предупреждение рецидивов, прогрессировать болезненного процесса и возможных его осложнений, целью первичной П. является сохранение здоровья, предотвращение воздействия вредных факторов природной и социальной среды, способных вызывать патологические изменения в организме. Вторичная: сохранение здоровья здоровым, эффективная вторичная П. неинфекционных болезней включает и меры первичной П. Это положение лишний раз свидетельствует о единстве профилактической деятельности в области охраны здоровья, и в этой связи, несмотря на различие первоначальных целей, первичная и вторичная П. могут рассматриваться как две стадии единого профилактического процесса, призванного обеспечить высокий уровень общественного и индивидуального здоровья, а также выполнение основной экономической функции здравоохранения - сохранения и приумножения трудовых ресурсов общества на основе предупреждения заболеваемости и инвалидности. Эта стадийность достаточно четко выражена в целях и направленности каждой из упомянутых форм профилактической деятельности в отношении сохранения трудовых ресурсов: меры первичной П. предназначены для предупреждения заболеваемости, вторичная П. направлена на предотвращение инвалидности и развития тяжелых форм заболевания, при которых трудоспособность либо утрачивается, либо существенно ограничивается. Третичная профилактика: предупреждение рецидивов заболевания, снижение показателей ЗВУТ, увеличение продолжительности жизни, предупреждение утяжеления заболеваний.

Индивидуальная и общественная профилактика. Индивидуальная П. включает меры по предупреждению болезней, сохранению и укреплению здоровья, которые осуществляет сам человек, и практически сводится к соблюдению норм здорового образа жизни , к личной гигиене, гигиене брачных и семейных отношений гигиене одежды, обуви, рациональному литанию и питьевому режиму, гигиеническому воспитанию подрастающего поколения (Грудной ребенок, Ясельный возраст, Дошкольный возраст, Школьный возраст, Подростковыйвозраст). рациональному режиму труда и отдыха, активному занятию физической культурой (Закливание, Зарядка, Спорт, Физическая культура) и др.

Общественная П. включает систему социальных, экономических, законодательных. воспитательных, санитарно-технических, саннтарно-гигиенических, противоэпидемических н медицинских мероприятий, планомерно проводимых государственными институтами и общественными организациями с целью обеспечения всестороннего развития физических и духовных сил граждан, устранения факторов, вредно действующих на здоровье населения. Меры общественной П. направлены на обеспечение высокого уровня общественного здоровья, искоренение причин порождающих болезни, создание оптимальных условий коллективной жизни, включая условия труда, отдыха, материальное обеспечение, жилищно-бытовые условия, расширение ассортимента продуктов питания и товаров народного потребления, а также развитие здравоохранения, образования и культуры, физической культуры. Эффективность мер общественной П. во многом зависит от сознательного отношения граждан к охране своего здоровья и здоровья других, от активного участия населения в осуществлении профилактических мероприятий, от того, насколько полно каждый гражданин использует предоставляемые ему обществом возможности для укрепления и сохранения здоровья.

Практическое осуществление общественной П. требует законодательных мер, постоянных и значительных материальных затрат, а также совместных действий всех звеньев государственного аппарата, медицинских учреждений, предприятий промышленности, строительства, транспорта, агропромышленного комплекса и т.д.

Задачи: 1. организация и проведение научнообоснованных мероприятий по проф-ке (воспитание, население, знаниях 2. анализ причннно-следстввенных связей м/у здоровьем населения, его ОЖ и сан культурой, уровнем мед помощи, экологич ситуация. 3. осущ информационного обеспечения специальстов и разл групп населения АО вопросам охраны здоровья. 4. организация, контроль и анализ деятельности отделений, кабинетов мед профилактики ЛПУ. 5. Обеспечение конс-оздоровнт и реабилитац деятельности по вопросам сохранения и укрепления здоровья населения.

ОБРАЗ ЖИЗНИ

Образ жизни - ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени не бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолиэаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

Пропаганда ЗОЖ и гиг воспитанию населения

Организация пропаганды.

Методы пропаганды ЗОЖ н гиг воспитания населения: комбинированные, наглядный метод пропаганды, метод устной пропаганды (метод слышимого слова), метод печатной пропаганды (метод видимого слова), изобразительный метод. Средства метода устной пропаганды (лекция, беседа, вечер вопросов и ответов, радио). Средства метода печатной пропаганды: (книга, брошюра,памятка, листовка, лозунг, сан бюллетень, статьи в журнале, окно сатиры). Средства наглядного метода : натуральные об-ьекты. плоскостные средства, объемные средства. Плоскостные средства наглядного метода пропаганды : диаграммы, таблицы, фото, слайды, плакаты. К объемным средствам наглядного метода пропаганды : макет, муляж, модель. Виды плакатов : агитационный (минимум текста, максимум рисунков), пропагандистский (наоборот) Средства комбинированного метода пропаг : телевидиние, кинофильм, театр, эстрада, выставка. Работу по пропаг ЗОЖ и гиг воспитанию населения в мед учреждении проводит руководитель мед учреждения.

1. Профилактика как одно из приоритетных направлений охраны здоровья населения. Здоровье населения обусловлено комплексным воздействием факторов, определяющих образ жизни ч/ка и состояния среды его обитания- атмосф. воздуха, воды почвы, уровня благосостояния общества и др. Факторы,потенциально опасные для здоровья ч/ка и способствующие возникновению заболеваний называются факторами риска (Социально-экономич-е; Соц.-гигиенич-е; Соц.-биологич-е; Эколого-гигиенич-е; Медико-организационные). Выявление факт. риска и проф-ка хрон.болезней способствует сохранению здоровья и повышению качества жизни популяции.С учетом этого важнейщей задачей органов гос.власти яв-ся разработка комплекса мер, направленных на коррекцию и устранение факторов риска их возникновения. Мед.проф-ка-комплекс проф-х мер,реализуемый через систему з/о.Бывает Индивидуальное т.е.проведение проф.мер.с отдельными лицами; Государственная-охватывает большие группы населения; Коллективная-с группами лиц со сходными факторами риска и Семейная.Первичная проф-ка-комплекс мед-х и немед-х меропр.направленных на предупр.появл.тех или иных заболев-й и отклонений в состоянии здоровья.(снижение влияния вредных факторов окр.среды на орг/м ч/ка; формиров.здорвого образа жизни; предупреждение проф.обусловл.заболев-й,несчастных случаев,а также случаев смертности в трудоспособ.возрасте; проведение иммунопроф-ки.Вторичная- комплекс мед-х,социал-х,сан.гигиенич-х,психолог-х и иных мер,направл-х на раннее выявление заб-ний,а также предупреждение их обострений,осложнений и хронизацию(целевое сан.гиг.обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам,связанным с конкретным заболев-м; проведение мед.осмотров с целью выявления заболеваний на ранних стадиях развития; проведение курсов проф-го лечения).Третичная(реабилитация)- комплекс мед-х,психолог-х,педагог-х,социал-х меропр.направл.на восстановление нарушенных физиолог-х,соц.функций орг/ма,качества жизни и трудоспособности больных и инвалидов.Это достигается развитием сети центров восстановительной медицины и реабилитации,а также санаторно-курортных учреждений.

V. Укрепление здоровья населения. Современные проблемы профилактики.

2.Образ жизни. Одним из важнейших компонентов первичной профилактики является формирование здорового образа жизни (ЗОЖ), который включает в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека,уровень его культуры и гигиенических навыков, позволяющие сохранять и укреплять здоровья, поддерживать оптимальное качество жизни, Важнейшими направлениями формирования ЗОЖ являются:- пропоганда факторов, способствующих сохранению здоровья:личная гигиена,гигиена труда,отдыха,питания,физкультура,гигиена половой жизни,мед.соц-я активность,гигиена окр.среды и др.-пропаганда мер по профилактике факторов,пагубно влияющих на здоровье: избыточного потребления пищи при недостаточной физической нагрузке,злоупотребления спиртными напитками, употребления наркотиков,курение табака,соблюдения некоторых этнических обрядов и привычек и т.д. ее4 тт т г ниппер мпм

Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 106 Апашкина Н. В.

«Здоровье даром не даётся, за него надо бороться».

В истории человечества люди всегда стремились к сохранению своего здоровья, к выполнению своих биологических и социальных предназначений. Отношению к своему здоровью принципиально менялось уже в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. В своё время Абу Али ибн-Сина (980-1037) в «Каноне врачебной науки» указывал как на наиболее эффективный путь к долголетию – сохранения здоровья, а не лечение болезней. Жизнь в 21 век ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Продолжает снижаться ожидаемая продолжительность жизни, падает рождаемость, остаются высокими показатели общей смертности и связанная с ними естественная убыль населения. Отмечается рост общей заболеваемости взрослого населения, в последнее время значительно возросла заболеваемость туберкулёзом, болезнями, передаваемыми половым путём, в то же время в стране увеличилось количество курящего населения. Угрожающее состояние здоровья населения привело к угрозе национальной безопасности России, её будущего. Долгие десятилетия в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Как следствие предыдущего положения, в стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации мало внимания обращают на формирование гармонично развитого – физически и духовно – человека. Для сравнения, у американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у российских – девятое. А ведь формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом здоровья в зрелом возрасте.

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие. Даже субъективные блага – качества ума, души, темперамента – при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья», - писал философ Артур Шопенгауер.

Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма и форму жизнедеятельности человека, которая обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворённость состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность. Основными показателями здоровья, интегрально отражающими его различные стороны, являются: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем; резистентность организма к различным неблагоприятным факторам; наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития. Ни по одному из указанных параметров здоровье россиян нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей болезненности и смертности. Сложившая ситуация во многом является следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространённости вредных привычек (курение, наркомания, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая двигательная активность), ухудшение состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами общества в целом. Укрепление здоровья – процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Основными элементами системы укрепления здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого. Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создаёт свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного и социального здоровья. Каждый человек заинтересован в своём благополучии и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). ЗОЖ – это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на его здоровье, и выбор алгоритмов поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, и постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта и возвратных особенностей. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

В настоящее время, в связи с резкой обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всём мире. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически все органы и системы организма. Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста происходит в результате:

    повышения тонуса центральной нервной системы;

    улучшения свойств нервных процессов – силы процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности;

    усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

    увеличения общего объёма циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержанием гемоглобина;

    развития мышечной системы;

    совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;

    улучшения кровообращения мышечных волокон;

    развития адаптационных способностей организма;

    утолщения костной ткани, её большей прочности, большей подвижности суставов;

    нормализации обмена веществ в организме;

    совершенствования регуляции функций организма;

    профилактика гиподинамии;

    избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;

    улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность.

Регулярные физические нагрузки приводят организм в состояние тренированности, в основе которого лежит процесс адаптации, т.е. приспособление функций разных органов к новым условиям их деятельности. Приспособляемость координируется центральной нервной системой. Её тонус под влиянием систематических занятий повышается, улучшается подвижность нервных процессов, их сила, уравновешенность, совершенствуется регуляция всех функций организма. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают важные положительные изменения в сердечно-сосудистой системе: благоприятные морфологические сдвиги, экономизацию работы в покое и при умеренной нагрузке, расширение функциональных возможностей. Сердечная мышца увеличивается, становится более сильной и работоспособной: нормализуется артериальное давление. Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста. Физические упражнения в среднем возрасте используются в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения. В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических заболеваний и возможных осложнений. Таким образом, физическая культура, в единстве с нормами ЗОЖ, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию её саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни.

Здоровье – бесценное состояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнить наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм ЗОЖ. Так вот, давайте ещё раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления и сохранения здоровья.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Трудно переоценить значение личностных качеств педагога в результативности воспитательно-образовательного процесса. Издавна педагоги отмечали, что в воспитании всё дело в том, кто является воспитателем. Ещё К.Д. Ушинский указывал на то, что без личного, непосредственного влияния воспитателя на воспитаника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Совершенно очевидно, что педагог, оказывающий сильное влияние на формировании личности воспитаника, должен быть здоров. В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению. Приобретение профессиональной позиции, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, уменьшает авторитарный характер педагогического труда и отчасти обеспечивает сохранение здоровья самого педагога.Поэтому здоровьесберегающая деятельность педагога имеет обобщённый характер и создаёт возможность сохранить и укрепить как здоровье детей, так и собственное здоровье.

Для сохранения и укрепления здоровья детей, а также их родителей и учителей в нашей школе № 106 города Самара построена система работы по формированию у детей и взрослого населения осознаного отношения к своему здоровью. Традиционно ежегодно проводится «День здоровья», в котором принимают участие дети, родители и учителя. На «Дне здоровья» проводятся спортивные этафеты, конкурсная программа о правильном и рациональном питании, где принимают участие дети и взрослые. Систематическое проведение «Дня здоровья» играет большую роль в воспитании у детей и взрослых потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями. Совместная со взрослыми деятельность укрепляет и сплачивает всех в формировании осознанного отношения к своему здоровью. Также при учреждении функционирует тренажёрный зал с высококвалифицированным профессиональным преподавателем. В тренажёрном зале занимаются дети, учителя и родители

Профилактика - составная часть медицины, система мер по предупреждению болезней, сохранению здоровья, увеличению продолжительности жизни.

Виды профилактики:

а) индивидуальная - включает рациональный режим и гигиеническое поведение человека

б) общественная - система государственных, общественных и медицинских мероприятий по охране общественного здоровья

По состоянию здоровья различают:

1. Первичную профилактику - система мер наступательного характера, направленных на устранение условий и причин, вызывающих заболевание. Ее задачи: активизация защитных сил организма, предупреждение отрицательных воздействий факторов риска на здоровье человека.

2. Вторичную профилактику - комплекс медицинских мероприятий оборонительного характера, направленных на раннее выявление заболеваний, предупреждение рецидивов, прогрессирование патологического процесса.

3. Третичная профилактика - элемент вторичной, реабилитация больных, инвалидов, которые утратили возможность полноценной жизнедеятельности.

Принципы профилактики:

1) непрерывность профилактических мероприятий (на протяжении всей жизни, начиная еще в антенатальном периоде)

2) дифференцированный характер профилактических мероприятий

3) массовость профилактики

4) научность профилактики

5) комплексность профилактических мер (участие в профилактике лечебных учреждений, органов власти, общественных организаций, населения)

Уровни профилактики:

а) государственный – законодательные меры, направленные на повышение материального положения людей, их культурного уровня

б) общественный (трудового коллектива) – создание оптимального микроклимата в коллективе, адекватных условий труда.

в) семейный

г) индивидуальный – каждый в ответе за свое здоровье.

Направления профилактики :

1) поведенческое

2) санитарно-гигиеническое

3) функционально-биологическое

4) лечебно-оздоровительное

Современные проблемы профилактики:

1) должна быть направлена не только на охрану здоровья, но главным образом на укрепление здоровья, на охрану здоровья здоровых людей. Формула здоровья - здоровье зависит от:

а) образа жизни (50%);

б) состояния окружающей среды (20%);

в) генетических факторов (20%);

г) лечебных мер, медицины (10%)

Саналогия - наука о здоровье здоровых.

2) активное участие населения в профилактике

3) усиление общественной направленности профилактики

Причины, требующие усиления профилактики на современном этапе:

1) изменяется тип патологии: с эпидемического (инфекции) на неэпидемический

2) неблагоприятное течение вирусной патологии

3) неблагоприятные тенденции динамики демографических процессов

4) ухудшается физическое и нервно-психическое здоровье населения (особенно детского).

ВОЗ: "Здоровье нации - в чреве беременных женщин"; "Больные родители не могут родить здорового ребенка"; "Каждые последующие поколения более больные, чем предыдущие".

5) повышение агрессивности окружающей среды

Образ жизни (ВОЗ) - совокупность принимаемых человеком решений, воздействующих на его здоровье. Образ жизни характеризует жизнь в целом, основан на взаимодействии условий жизни и особенностей индивидуального поведения, определяется социально-культурными факторами и личностными характеристиками.

    Национальные программы профилактики. Роль их в укреплении здоровья населения.

Наиболее оптимальной формой комплексной работы являются национальные программы профилактики.

Комплексная национальная программа профилактики принята Советом Министров, она основана на мерах по преодолению факторов риска, формированию здорового образа жизни. Финансирование программ профилактики идет за счет бюджета здравоохранения.

Программы делятся на: а) территориальные б) отраслевые

Требования к программам:

а) определение темы программы;

б) определение ее конечной цели;

в) постановка задач программы;

г) контроль за выполнением программы.

Структура программы:

1) Мероприятия по охране окружающей среды – здоровье и окружающая среда:

2) Производство, условия труда и здоровье человека;

3) Образ жизни и здоровье человека;

4) Повышение качества и эффективности медицинской помощи населению и совершенствование управления.

Сейчас реализуется 14 программ профилактики:

1. Государственная программа (ГП) РБ "О преодолении последствий катастрофы на ЧАЭС".

2. Президентская программа "Дети Беларуси" (до 2005 г.)

3. ГП "Укрепление материально-технической базы учреждений ЗО РБ"

4. ГП "Туберкулез"

5. ГП "Профилактика ВИЧ-инфекции"

6. ГП "Здоровье народа"

7. ГП по преодолению инвалидности и реабилитации инвалидов

8. ГП национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма

9. ГП комплексных мер преодоления злоупотребления наркотическими веществами и их незаконному обороту

10. ГП по формированию здорового образа жизни (ЗОЖ).

11. ГП демографической безопасности РБ

12. ГП "Сахарный диабет"

13. ГП "Кардиология"

14. ГП "Онкология"

Роль национальных программ профилактики в укреплении здоровья населения - национальные программы позволяют:

1) подходить к решению проблем профилактики с использованием не только ресурсов здравоохранения, но и ресурсов, возможностей других ведомств и министерств

2) организовать взаимодействие специалистов на международном уровне

3) привлечь к участию в программе общественные организации и население в целом

    Гигиеническое обучение и воспитание, определение, основные принципы. Методы и средства гигиенического обучения и воспитания.

мероприятий, направленных на повышение уровня санитарно-гигиенической культуры населения с целью сохранения и укрепления его здоровья, повышения работоспособности и продолжительности жизни.

ГОВ основано на данных медицинских, психологических, социальных и экономических наук.

Приказ ГОВ, 1992 г.:

1) за организацию всей работы ГОВ ответственен главрач ЛПУ

2) каждый лечебник на приеме должен проводить профработу

3) в школе введены в биологию 6 часов материала по данному направлению

Объекты ГОВ : общество в целом, семья, отдельная личность.

Цели ГОВ : создать умонастроение, направленное на охрану здоровья; воспитать у людей стремление к ЗОЖ; определить отношение к повседневному поведению.

Основные принципы работы по ГОВ:

Научность

Актуальность тематики

Настроенность на конкретную аудиторию

Массовость работы

Доступность для аудитории.

Методы и средства формирования ЗОЖ:

1. устная пропаганда

а) индивидуальное воздействие - беседы, инструктаж, консультация, телефонная консультация, личная корреспонденция

б) воздействие на группу лиц - лекция, беседа, групповая дискуссия, беседа за круглым столом, викторина, курсовое обучение

2. печатная пропаганда - брошюра, буклет, журнал, бюллетень, календарь, листок, памятка, стенгазета

3. наглядная пропаганда

а) плоскостные - плакат, рисунок, схема, чертеж, диаграмма, фотография, диафильм, слайд

б) объемные - муляж, макет, скульптура, манекен, натуральные (макро- и микро)

4. комбинированная - телевидение, радио, кино, музей, стационарная выставка

Требования к санбюллетеню: а) лист ватмана б) монотема в) 2 компонента: рисунок и текст; текст сформирован так, чтобы пациент увидел картинку, смог и захотел дочитать до конца

Требования к лекции : а) монотема б) продолжительность 40-45 мин в) актуальность г) настроенность на аудиторию д) 100% владение материалом е) быть готовым перейти на другой вариант общения с аудиторией.

    Планирование семьи. Определение. Современные проблемы. Медицинские организации службы планирования семьи в РБ.

Планирование семьи - комплекс медико-социальных мероприятий, направленных на снижение заболеваемости, смертности, сохранение здоровья населения в целях рождения здоровых и желанных детей.

Принципы планирования:

Предупреждение нежелательной беременности у женщин до 19 лет и после 35-40 лет

Соблюдение интервалов между родами 2,0-2,5 года

Предупреждение абортов у женщин из группы риска (в 2001 г. в РБ вышло постановление о перечне медицинских показаний для прерывания беременности (15 показаний) + перечень социальных показаний (10 показаний)

Гигиена полового воспитания подростков

Добрачное консультирование

Широкое внедрение в практику современных методов контрацепции с целью улучшения планирования беременности

Учреждения, занимающиеся планированием семьи:

1. Женская консультация

2. Медико-генетическая консультация

3. Консультация брак и семья

4. РНПЦ "Мать и детя"

Современные проблемы планирования семьи:

1) снижение рождаемости до уровня малодетности (в семье чаще 1-2 ребенка, что не обеспечивает простого воспроизводства населения)

2) опасные прерывания беременностей (особенно первой), приводящие в дальнейшем к бесплодию, невынашиванию беременности, воспалительным процессам (после аборта осложнения при берменности и родах встречаются в 3 раза чаще), увеличению частоты онкологии (аборт у женщин 20-24-х летнего возраста увеличивает частоту развития рака молочной железы в 2 раза).

3) несоблюдение должного интервала в 2,0-2,5 г. между родами (дети, рожденные с интервалом между беременностями в 1 год, умирают в 2 раза чаще, чем дети, рожденные с интервалом в 2 и более года)

4) раннее начало половой жизни (прямая зависимость между ранним началом половой жизни до 19 лет, особенно с многими партнерами, и заболеваемостью раком шейки матки).

Цели службы планирования:

Подготовка врачебного и среднего медицинского персонала по вопросам планирования семьи

Направленное гигиеническое воспитание по вопросам планирования семьи

Укрепление состояния здоровья населения, лечение заболеваний, решение вопросов и проблем

Задачи службы планирования:

Профилактика нежелательной беременности, лечение бесплодия и венерических заболеваний

Предупреждение ранних и поздних родов

Обеспечение оптимальных интервалов между родами