Здоровые зубы - залог стройной фигуры

Консультация для родителей

«Здоровые зубы - залог здоровья.»

Предупредить заболевание зубов помогает правильный уход за ротовой полостью.

Кариес зубов - это патологический процесс, при котором происходит очаговая деминерализация и размягчение твёрдых тканей зубов с последующим образованием дефекта в виде полости, появляющийся после прорезывания зубов.

Больше всего кариес поражает зубы у детей. Преждевременное разрушение молочных и постоянных зубов ведёт к неправильному формированию зубочелюстной системы и может привести к возникновению хронических очагов инфекции, которые в свою очередь, могут стать причиной такие грозных заболеваний у детей, как ревматизм и патологическое изменение сердечно- сосудистой системы. Что нужно делать, чтобы сохранить зубы белоснежными и здоровыми? Даже трёхлетний малыш уверенно ответит: регулярно чистить зубки! Ещё следует своевременно посещать стоматолога и есть поменьще сладкого.

Родители играют важную роль в сохранении зубов ребёнка. Именно они начинают первый уход за полостью рта ребёнка. Очень важно поддерживать у ребёнка желание ухаживать за зубами.

Детские зубы занимают определённое пространство во рту и рано утраченный зуб может привести к тому, что сменяющий его постоянный зуб вырастит кривой. В возрасте от 6 до 12-13 лет на место детским зубам приходят постоянные.Поскольку процесс смены зубов идёт постепенно,поддержание чистоты всех зубов имеет важное значение.Инфицированные молочные зубы, могут стать причиной раннего заболевания постоянных зубов. Кроме того, более крупные постоянные зубы вырастают рядом с более мелкими, в результате возникает много неровностей и участков,где могут скапливаться остатки пищи. Поэтому важно, чтобы дети чистили зубы 2 раза в день, с использованием фторосодержащей зубной пасты. Родителям следует контролировать как ребёнок чистит зубы, помогает ему чистить те участки зубов, которые он пропустил.

Существуют следующие правила которые необходимо соблюдать:

Зубы надо чистить2 раза в день -утром и перед сном.

Процедура чистки зубов должна занимать 2 минуты, особенное внимание уделяйте жевательным поверхностям зубов и задним зубам, где полости образуются раньше всего.

Используйте маленькую(как горошина)капельку детской фторосодержащей зубной пасты.

Следить чтобы ребёнок выплёвывал остатки зубной пасты и тщательно полоскал рот.

Не разрешайте детям пользоваться чужими зубными щётками.

Зубы ребёнку надо чистить щётками с очень мягкой щетиной, которая специально разработана для детей.

Убедитесь что вы выбираете размер щётки с учётом возраста вашего ребёнка.

Меняйте зубную щётку ребёнка каждые три месяца или ранее, если на щётке появились признаки износа.

Грамотно организованный приём пищи, с тщательным подбором соответствующих продуктов, является основой белоснежной улыбки ваших сыновей и дочерей в будущем.

Первый аспект правильного питания -его регулярность и отсутствие перекусов. Следующее условие-наличие в рационе питания продуктов, богатых веществами, необходимыми для здорового состояния эмали и ткани зубов. К таким относятся: сырые овощи, фрукты, свежевыжатые соки;

Злаковые продукты -хлеб, овсяное и другое не сладкое печенье, разнообразные каши;

Молоко и его производные -сметана, творог, йогурт, сыр;

Мясо-говядина, нежирная свинина, птица.

Не следует злоупотреблять соусами, приправами, кондитерскими изделиями.

Ни в коем случае не давайте ребёнку только мягкую пищу: каши, булки и т.д.

Лучше,если каждый приём пищи ребёнок заканчивать твёрдой пищей:яблоком,морковкой,твёрдой корочкой хлеба,что послужит очищением зубов от мягкого налёта,но и будет способствовать формированию правильного прикуса.

Белоснежная, блестящая улыбка всегда привлекала внимание и восхищала. Человек, зубы которого сияют, вызывает желание общаться с ним. Но здоровые зубы – это не только красота, но и залог здоровья. Потому что проблемы с зубами, всегда отражаются на организме человека. Нужно заботиться о гигиене рта и чистоте зубов постоянно.

Если у вас проблемы с зубами, то вам стоит сходить к врачу и пройти обследование на болезни сосудов, анемию, болезни сердца, почек, пищеварения или дыхания.

Итак, здоровые зубы залог здоровья .

Но какая связь между сердцем и зубами, спросите вы?

Уход за зубами и регулярная чистка помогут предотвратить различные заболевания. Это профилактическое средство сердечных заболеваний. Потому что во рту и на зубах – много разных микробов, их нужно убирать. Если плохо ухаживать за зубами, то микробы, которые на них находятся, могут, через десны, проникнуть в организм и кровеносную систему. Это может нарушить кровообращение. Повышается риск инфаркта.

Кариес, тоже плохо влияет на сердце, потому что это инфекция, которая находится в полости рта. У людей с кариесом часто бывают ангины, потому что микробы переходят на миндалины. А в свою очередь ангина оказывает негативное влияние на работу сердца.

Если ваша улыбка не так идеальна, как хотелось бы, зубы разрушаются или же их просто нет, то очень скоро может возникнуть гастрит, колит, дискомфорт брюшной полости.

Очень часто в ротовую полость попадают вирусы и микробы. Но если постоянно чистить зубы и язык, полоскать рот, это будет способствовать уничтожению вирусов.

Люди, которые плохо ухаживают за зубами и ротовой полостью чаще болеют простудными и вирусными заболеваниями. Частыми у них могут быть бронхиты, синусит, тонзиллит и пневмония.

Диабет

Было замечено, что чаще всего диабетом болеют люди с проблемами зубов. Инфекции зубов и десен, попадают в поджелудочную железу и нарушают обмен углеводов.

Зубы у беременной

Так же здоровье зубов влияет на беременность. Во время беременности иммунитет заметно ослабевает, обмен минеральных веществ нарушается. Зубы могут разрушаться и вредить ребенку.

Стоматологи уверенны, что правильно ухаживают за зубами единицы. Потому что зубы нужно чистить утром и вечером по 3-5 минут. Но, если вы хотите, что бы ваши зубы были здоровыми еще долго, соблюдайте следующие указания:

  • После каждого приема, прополощите рот водой, пожуйте жвачку или сыр пару минут.
  • Чистите зубы утром и вечером, не забывая про десны и язык.
  • Используйте зубные нити для удаления остатков пищи.
  • Не забывайте посещать стоматолога, ходите к нему раз в полгода.
  • Иногда стоит менять щетку, а не пользоваться годами старой.

Ни для кого не секрет, что привлекательным человека делает множество черт, к числу которых можно отнести открытую белоснежную улыбку. С человеком, который искренне улыбается, демонстрируя здоровые зубы, приятно вести беседу.

Но здоровые зубы не только позволяют нам красиво выглядеть. Вдобавок к этому они приносят немалую пользу и нашему организму. Следует знать, что зубы являются частью зубного органа в теле человека, и в случае, если они начинают болеть, начинают хуже выглядеть, то это сказывается и на состоянии организма человека.

Если же обеспечить регулярный уход за полостью рта, то мы сохраним свои зубы здоровыми и сумеем избежать большинства болезней, что поможет нам прожить значительно дольше.

Немного прописных истин

На протяжении всей жизни зубы показывают, каким здоровьем обладает человек. И это истинная правда, так как наш организм немало предпринимает усилий для того, чтобы сохранить наши зубы ровными, белоснежными, с ровным цветом и прочной эмалью, чтобы мы могли демонстрировать окружающим свою улыбку.

Если в полости рта возникают проблемы, то это явный признак того, что у вас развиты болезни сердца, анемия, имеются трудности с почками, пищеварением либо дыханием.

Сердце и зубы – в чем связь

Если вы будете регулярно чистить зубы и ухаживать за всей полостью рта, то сможете избавиться от большинства проблем со здоровьем. В первую очередь это касается профилактики сердечных заболеваний.

Рот и зубы — место обитания бесчисленного множества разных микробов, среди которых достаточно имеется таких, которые приносят не пользу, а вред нашему организму.

Если недостаточно регулярно ухаживать за полостью рта, то это позволит перебраться микробам в сосуды десен, через которые они смогут проникнуть и в общую систему кровообращения. Все это приводит к поражению стенок артерий, развитию воспалительных процессов и их утолщению, в результате происходит нарушение кровообращения, тем более, если речь идет о коронарных артериях.


Возникают благоприятные условия для проявления инфаркта миокарда. В случае если вы ограничиваетесь чисткой зубов раз в день, то тем самым на 70% повышаете вероятность развития у вас болезней сердца.

Серьезную угрозу для сердца представляют зубы, где имеются признаки развития кариеса: без лечения они обеспечат проникновение в полость рта хронической инфекции. Нередки случаи, когда люди с подобными проблемами заболевают ангиной: это происходит вследствие распространения микробов из кариозных полостей на миндалины.

Одним из возможных негативных последствий ангины может выступать нарушение работы сердца и возникновение проблем с суставами. Если человек часто болеет ангиной, то это может привести к развитию ревматизма, повреждению суставов (артрит), а помимо этого микробно-аллергическому поражению сердца (порок).


Гастрит и улыбка

В случае, если вы не можете похвастаться идеальной улыбкой, у вас присутствуют разрушающиеся зубы либо вам приходилось обращаться к врачу за их удалением — вы рискуете столкнуться с проблемами пищеварения. Это приведет к тому, что вам придется лечить гастриты, колиты, а также дискомфорт в животе.

Основной причиной этого является нарушение пережевывания пищи, тем самым зубы не могут правильно выполнять свою функцию. Если в желудок и кишечник поступает не до конца пережеванная пища, то это приводит к раздражению и напряжению данных органов, а также нарушению деятельности ферментов. Не решить данную проблему и с помощью имплантантов, которые не в состоянии стать адекватной альтернативой зубам: во время пережевывания пищи зубы создают давление, сила которого составляет порядка 100-120 кг на 1 кв. см площади. Сила, создаваемая больным зубом либо коронкой, куда меньше и равна около 20-50 килограммов.

Зубы и простуда


Нередки случаи, когда в полость рта проникают болезнетворные вирусы и микробы. Создать невыносимые условия для их существования можно лишь, проводя регулярную чистку зубов и языка, полоская их специальными растворами и применяя зубную нить — в этом случае выделяемые слюна и секрет здоровой слизистой будут оказывать на них негативное воздействие, вызывая их гибель.

Если не уделять должного внимания зубам, то это может выразиться в ослаблении иммунитета, что приведет к учащению случаев заболевания простудой и проявления гнойных инфекций. Наряду с этим человека часто будут беспокоить бронхиты и пневмонии, а также хронические формы тонзиллита и синусита.


Диабет и улыбка

В результате наблюдений стоматологи пришли к выводу, что люди с нездоровыми зубами более подвержены диабету, поскольку наличие инфекции в зоне десен и зубов спустя время вызывает поражение поджелудочной железы, а также нарушение обмена углеводов.

Естественно, о работе данного механизма имеется недостаточно сведений, однако можно быть уверенным, что здоровье полости рта непосредственным образом отражается на предрасположенности к диабету.

Зубы и беременность

Помимо этого врачи смогли установить и следующую зависимость: здоровье зубов непосредственным образом отражается на протекании беременности. Наличие очага хронической инфекции, представленного кариозными полостями, всегда приводило к негативным последствиям. На состоянии беременных это проявляется куда сильнее.

В период беременности наблюдается физиологическое ослабление иммунитета, нарушение обмена минералов. Помимо разрушения зубов это может негативным образом сказаться на здоровье малыша. Наихудший вариант — проникновение инфекции из полости рта через кровь к ребенку, что приводит к поражению плаценты и выкидышу.


Как сохранить зубы здоровыми

Увы, но, по словам стоматологов, сегодня даже многие взрослые плохо себе представляют, как правильно ухаживать за зубами. Что уж тогда говорить про детей. Отнюдь не многие обладают достаточным терпением, чтобы каждый день утром и вечером находить 3-5 минут на чистку зубов.

Если вы хотите обеспечить здоровье своим зубам, чтобы они радовали своей белизной на протяжении многих лет, то вам необходимо следовать следующим правилам:

  • Приучите себя завершать каждую трапезу и перекус полосканием рта водой, также полезно пожевать кусочек сыра либо жвачку, причем выполнять данные процедуры следует в течение нескольких минут;
  • Каждое утро и каждый вечер регулярно чистите зубы, выделяя на это не менее 3 минут, удаляйте весь скопившийся налет со щек, десен и языка;
  • Непременно используйте зубные флоссы — нити, с помощью которых удаляют остатки пищи между зубами;
  • Не следует отказываться от использования ополаскивателей для рта, в первую очередь они необходимы тем, у кого имеются проблемы с деснами;
  • Регулярно посещайте стоматолога — это необходимо делать 2 раза в год вне зависимости от того, беспокоят вас зубы или нет.

Помимо этого следует помнить о том, что правильная гигиена начинается с правильной зубной щетки. Подойдите с большой ответственностью к ее выбору, старайтесь как можно чаще их менять. Только при соблюдении этих условий вы сможете сохранить свои зубы целыми и невредимыми, обеспечить им привлекательный вид и здоровье и, таким образом, сохранить свое здоровье на протяжении многих лет.

Сборник стихов. Том 1

«Дентилюкс». Здоровые зубы – залог здоровья нации

Составитель Григорий Флейшер


ISBN 978-5-4485-4286-2

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

«За зубами нужно следить с раннего детства, в этом случае дети вырастают здоровыми, весёлыми, красивыми и получают больше шансов в жизни».

Джордж Истман.

Данная монография включает сборник стихов для детей про зубы, зубную щётку и другие органы полости рта различных авторов. Сборник направлен на пропаганду и агитацию авторской методики «Дентилюкс» для улучшения состояния полости рта, рациональной индивидуальной (групповой и коллективной) гигиены полости рта, обучения чистки зубов детей и подростков и здоровому образу жизни подрастающего поколения. Считается, что основные заболевания полости рта (кариес зубов и воспалительные заболевания пародонта) управляемы и во многих случаях могут быть предупреждены.

Цель проекта «Дентилюкс. Здоровые зубы – залог здоровья нации»:

дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья;

выработать на основе полученных знаний необходимые гигиенические навыки и привычки.

Однако эти заболевания относятся к числу наиболее распространённых болезней детского населения нашей страны. Известно также, что здоровье детей во многом зависит от участия родителей в воспитании рациональных гигиенических навыков. В связи с тем, что информированность населения с течением времени может изменяться, правомерно предположить, что может измениться как уровень санитарной культуры, так и степень ответственности родителей в отношении обучения рациональной чистки зубов и проведения профилактики основных стоматологических заболеваний у детей. Существенную помощь во внедрении первичной стоматологической профилактики у детей могут сыграть их родители. Выработка у родителей убеждения в необходимости соблюдения правил здорового образа жизни их детей на основе стихотворений, а также освоения современных методов их предупреждения и поддерживания организма в здоровом состоянии является целью санитарно-просветительной работы среди родителей. Значимость навыка чистки зубов детей с самого раннего возраста огромна, так как навыки по индивидуальной гигиене полости рта относятся к тем, которые лучше всего усваиваются в раннем детском возрасте. Причём подобные навыки дети чаще всего приобретают, копируя взрослых. Если в семье отсутствуют правильные представления и навыки по гигиене полости рта, то не следует ожидать, что у детей они будут иными, чем у родителей. Мало кто из детей любит чистить зубы. Обычно мальчики и девочки начинают протестовать, только увидев щётку. Не нужно настаивать, а тем более заставлять чистить зубы против воли маленьких «нехочух». Лучше всего показать личный пример, а также превратить чистку зубов в увлекательную игру: например, сделайте щётку любимой игрушке ребенка и пусть малыш сам почистит ей зубки, или поиграйте в «говорящую щётку», которая будет просить разрешения у малыша заглянуть в гости к его зубкам. Вы можете посмотреть мультфильмы или книжки, где дети и даже животные чистят зубы или самостоятельно сочинить историю. А также можете читать стихи, чтобы чистить зубы стало весело!

В современной литературе для молодых родителей описывается не одна методика обучения ребенка навыкам ухода за своим телом. Несмотря на это, мамы и папы маленьких детишек весьма часто задаются вопросом: когда начинать приучать малыша чистить зубы?

Чтобы найти правильный ответ, нужно немного углубиться в физиологию. Вспомните своих детишек в возрасте одного года и оцените их сообразительность и самостоятельность в этот период. Молодая мама, сидя на скамеечке по соседству, постоянно жаловалась мне, что ее полуторагодовалый сын плохо управляет ложкой. На самом деле, у маленьких ребятишек еще не совсем хорошо развита координация движений. Но держать в руках ложку и управлять ей они ведь уже могут без помощи взрослых! Поэтому такому взрослому крохе вполне можно доверить серьезный инструмент – зубную щетку.

Пусть сначала это будет для него лишь развлечение, зато ближе к полутора годам он научится чистить зубки, как мама и папа. Если малыш не умеет пользоваться щеткой в возрасте полутора лет, то нужно как можно скорее начать приучать его ухаживать за полостью рта, иначе проблем со здоровьем будет не избежать.

Пока малышу не исполнится 1 год, родителям придется очень строго следить за состоянием его зубов. Мамам нужно выполнять следующие рекомендации:

Марлевый тампон. С рождения до 6 месяцев необходимо протирать десны и язычок стерильным марлевым тампоном, смоченным в прохладной кипяченой воде. Такая процедура обеспечивает поддержание ротовой полости в чистоте и стимулирует правильный рост зубов.

Силиконовая щетка. Помните правило: «Первый зубик – первая щетка». Наконец, все бессонные ночи, мази на десны и постоянная температура позади. Как только у ребенка прорезался зуб, купите ему специальную детскую щеточку из силикона. Взрослый надевает ее на палец и чистит малышу ротик утром и вечером без использования зубной пасты. Нельзя забывать о протирании слизистых марлевым тампоном. С появлением в домашнем арсенале силиконовой щетки достаточно делать это раз в сутки.

Детская щетка . Когда малыш начнет кушать твердую пищу, можно купить настоящую зубную щетку. Только родителям все равно пока придется самим чистить ротик ребенку до завтрака и перед сном.

Обучение детей любым навыкам может вызвать затруднения. Согласно собственным наблюдениям, дети разного возраста значительно отличаются по функциональным показателям интеллекта, памяти, речи, моторики мелких мышц кисти. Дети с трёх до 4-5 лет усваивают информацию и навыки по принципу эмоционального восприятия: «нравится – не нравится», «хочу – не хочу». К 6-7 годам примерно у 70% появляется функциональная зрелость для усвоения знаний и навыков в форме школьного обучения. Но значение мотивации на основе эмоционального восприятия («красиво – не красиво», «нравится – не нравится», «боюсь – не боюсь») остаётся высоким. В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами «ты должен». В этот возрастной период дети способны в воображении проигрывать предстоящую ситуацию, у них накапливается достаточно представлений, на основе которых позже будут строиться обобщения. Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Воспитатель должен объяснить, почему и что «мы сейчас должны». На пятом году жизни словарный запас значительно обогащается. В этом возрасте дети обучаются счету в пределах пяти, умению сравнивать величину предметов, определять пространственное расположение предметов относительно себя (спереди, сзади, слева, справа, вверху, внизу). Поэтому при обучении следует широко использовать жизненные ситуации. Дети этого возраста очень инициативны, излишне поспешны в ответах на вопросы. Они очень реагируют на похвалу и очень огорчаются при высказывании недовольства их ответами или поведением. Девочки и мальчики в пять лет предпочитают общаться со сверстниками своего пола. В системе межличностных отношений мальчики занимают менее благополучное положение, чем девочки. Данный факт необходимо учитывать при организации коллективных игр. При выборе сюжета коллективной игры, в которой требуется обязательное участие мальчиков и девочек, важно опираться на симпатии и тех и других. Дети старше шести лет активны, достаточно дисциплинированы, демонстрируют признаки волевых качеств. Несколько возрастает их способность к концентрации внимания на занятии. Таким детям свойственны забота о младших, стремление обучать их, проявлять по отношению к ним покровительство. Этим детям полезно поручать объяснение правил гигиены полости рта младшим детям с соответствующей помощью. Педагогам и воспитателям нужно показать рациональные методы гигиены полости рта, научить правильному проведению гигиенических мероприятий, познакомить с современными средствами профилактики. Одной из задач для детей дошкольного возраста является формирование у них отношения к средствам индивидуальной гигиены полости рта, как к обязательному компоненту окружающей обстановки. Особое значение это приобретает в процессе стоматологического просвещения детей младшего возраста, когда ведения стоматологического просвещения ограничены словарным запасом у них и отсутствием абстрактно-логического компонента мыслительного процесса.

СВЕТЛАНА ПАНТЕЛЕЕВА
Конспект непосредственно образовательной деятельности: «Здоровые зубы - залог здоровья»

«Здоровые зубы – здоровый организм »

Программное содержание : познакомить детей с правилами ухода за зубами; дать представление о факторах, способствующих возникновению и развитию кариеса; объяснить необходимость постоянного ухода за ними; научить детей технике правильной чистки зубов; расширить представления детей о профессии – стоматолог. Развивать связную речь, внимание, память, общую и мелкую моторику. Воспитывать желание иметь красивые и здоровые зубы .

Предварительная работа : познавательная деятельность с оздоровительной направленностью , дыхательные и двигательные упражнения, дидактические игры, знакомство с внешним и внутренним строением тела человека, с возможностями его организма, чтение художественной литературы.

Словарная работа : активизировать в речи детей слова : эмаль, кариес, стоматолог, зубная щётка.

Методы и приёмы : беседа, рассказ воспитателя, чтение, поощрение, загадки, воспитание навыков ухода за собственным телом, использование наглядности, показ действий.

Оборудование : схема стадии разрушения зубов, макет зубов, зеркала и теннисные шарики на каждого ребёнка, предметные картинки для дидактической игры, средства ТСО, ополаскиватель для дёсен, детская зубная щётка, зубная паста, стаканчик, алгоритм чистки зубов на каждого ребёнка.

Интеграция областей : ОО «Познание» , ОО «Коммуникация» , ОО «Чтение художественной литературы» , ОО «Здоровье » , ОО «Социализация» , ОО «Безопасность» .

Дети заходят в группу за воспитателем и встают произвольно.

Воспитатель : Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся .

Дети : Здравствуйте.

Воспитатель : Ребята, а давайте ещё раз скажем это чудесное слово «Здравствуйте!» (дети ещё раз здороваются с гостями ) . Вы почувствовали, как поднялось настроение у всех нас. Дело в том, что слово «Здравствуйте!» особенное, когда мы говорим его, то не только приветствуем кого-то, но и желаем ему здоровья . Это слово обладает оздоровительной силой . Ребята, я хочу вам загадать загадки, послушайте :

Стоят два кола,

На кольях бочка,

На бочке кочка,

А на кочке дремучий лес. (ЧЕЛОВЕК) .

Горшочек учён,

Семь дырочек в нём. (ГОЛОВА) .

Красные двери в моей пещере,

Белые звери сидят у дверей,

И мясо, и хлеб – всю добычу мою,

Я с радостью белым зверям отдаю.

Как вы думаете, о чём эта загадка? (ответы детей) .

Умницы! Правильно! Вот сегодня мы с вами и поговорим о зубах. А сейчас давайте присядем на ковёр и я вам расскажу одну сказку, а потом вы мне расскажите, о чём же эта сказка. Слушаем внимательно.

Жили-были зубки. Жили они, не тужили во рту у мальчика Ванечки. Сначала они жили хорошо, были они белые, красивые и здоровые . Только очень недолго они радовались. Плохой им хозяин достался, просто неряха. Он их почти совсем не чистил. Ванечка вообще очень не любил умываться. Грустили зубки и обижались на Ванечку. Печальная жизнь у них настала, и заболели они от расстройства.

Мы слышали, - сказали передние зубы , - что если хозяин зубы не чистит , то они могут обидеться и уйти от него совсем.

Как так? – не поверил Ванечка. – Куда уйти? А как же я конфеты есть буду? А яблоки как грызть? Не может быть!

И он побежал к старой мудрой бабушке. Бабушка была старенькая и много всего знала.

Бабуля, - спросил Ванечка, - а, правда, что зубки могут обидеться и уйти?

Конечно правда, - сказала бабушка. – Зубки всегда обижаются, если их не чистят. Они начинают болеть и выпадать.

Выпадать? – удивился Ванечка. – Это как?

- А так : выпрыгивают изо рта и убегают искать другого хозяина.

Задумался Ванечка, а потом и спрашивает :

Бабуля, а как же я? Я ведь не могу без зубов!

Тогда тебе надо с ними помириться.

Да, - закричали зубки, - давай мириться, давай. Почисти нас, и мы не будем больше на тебя обижаться. Только не забывай, мы любим, мыться утром и вечером.

Хорошо, - обрадовался Ванечка .

С тех пор они больше не ссорились и жили дружно.

Так о чём же, эта сказка? (ответы детей)

Воспитатель показывает гипсовые челюсти или картинку зубов.

Так выглядят здоровые зубы . Давайте рассмотрим свои зубки в зеркало (воспитатель приглашает пройти детям к столам, рассматривают) .

Воспитатель : Сколько зубов у человека? (ответы детей) .

У взрослого человека 32 зуба. Сначала у маленьких вырастают молочные зубы . У них нет корней, и поэтому они легко выпадают. Но на их месте вырастают постоянные зубы . Для чего зубы нужны ? (ответы детей) . Замечательно! Зубы выполняют очень важную работу, они пережёвывают пищу.

А теперь давайте сделаем зарядку для язычка.

Артикуляционная гимнастика.

Наши детки рано встали, (рот приоткрыт в улыбке,

Чистить зубки побежали «почистить» языком за нижними

Вправо – влево, вправо – влево и верхними зубами 4 – 5 раз)

Чистим зубки мы умело.

Пополощем с вами ротик. (имитация полоскание рта)

Как чистюля котик.

Котик наш расчёску взял (слегка закусить язык зубами)

И причёсываться стал. (движения языком вперёд-назад)

Мы за ним не отстаём

Вместе делаем зарядку (выгнуть «спинку» и удержать под счёт до 5).

Молодцы! Возьмите салфетку и вытрите рот, отложите зеркало в сторону. А теперь поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика.

Плывёт зубная щетка,

Как по морю лодка,

Как по речке пароход,

По зубам она идет,

Вверх и вниз, туда - обратно .

Счистим мы налет и пятна.

Чтобы зубки не болели,

Чтоб как зимний снег белели.

Посмотрите, у вас на подносе лежат теннисные шарики, возьмите по одному шарику в руки. Попробуйте его на прочность : сожмите его, постучите им по столу. Вот такие же прочные у нас и зубы . Зубы покрыты эмалью . Она очень твёрдая. Но если за зубами плохо ухаживать, они начинают болеть. Больными они становятся, если ими грызть семечки и твёрдые орехи, перекусывать нитки, ковырять вилочкой в зубах, есть много конфет и шоколада, долго жевать жевательную резинку. А если долго не чистить зубы , на них появляется налёт. Из-за налёта меняется белый цвет зубов, они становятся жёлтыми. А это выглядит некрасиво. Потом может образоваться чёрный камень , который делает зубы хрупкими и больными . Налёт и чёрный камень – друзья кариеса. В зубе появляется трещинки, туда попадают микробы, зубик станет чернеть и разрушаться. (Воспитатель показывает детям плакат «Стадии разрушения зубов» ).

Такие зубы лечит специальный врач – стоматолог. Как называют врача, который лечит зубы ? (ответы детей) . Повтори, Вероника. Замечательно! Повтори, Катя. Умница! Повтори, Саша. Молодец! Он ставит на повреждённые зубы пломбу , это специальная смесь, которой он замажет отверстие в зубике, чтобы он больше не болел.

Ребята, а у нас никто не болен? (ответы детей) . Расскажите мне, что вы делаете, чтобы не заболеть? (ответы детей) . Какие вы молодцы, сколько всего делаете, чтобы не заболеть. А у меня есть друг и он заболел, а когда болеешь, то у тебя плохое настроение и нет сил.

А вы хотите быть весёлыми, бодрыми и сильными? Тогда давайте вместе сделаем зарядку. Кто зарядкой занимается, тот здоровья набирается .

Физкультминутка.

Рано утром на полянку друг за другом мы идём (ходьба с высоко поднятыми коленями)

И все дружно по порядку упражнения начнём (принять исходное положение : ноги вместе, руки вдоль туловища) .

У меня есть голова повороты головы

Направо-налево, направо-налево,

раз-два. наклоны головы.

Она сидит на крепкой шее, круговые повороты шеей.

Повертели-повертели.

Затем туловище идёт, руки на поясе,

Наклон назад, наклоны,

Наклон вперёд,

Поворот-поворот. повороты.

Умелые ручки есть у всех, рывки руками

Вверх-вниз, вверх-вниз, вверх-вниз

Ноги нам нужны, бег на месте,

чтоб бегать,

Прыгать, приседать, подскоки, приседания.

Вот какое наше тело!

С ним всё сделаешь на «пять» !

Слышится чей-то плач.

Воспитатель : Я слышу чей-то плач. Присаживайтесь на стульчики, а я пойду, посмотрю кто там. Ой, а вот и сам Дракоша к нам в гости пришёл. Здравствуй, что с тобой случилось? Зубы болят ? Разреши посмотреть? Всё понятно, у тебя кариес. Ты, наверное, не заботился о своих зубах?

Дракоша : Заботился. Я их конфетами и шоколадом кормил каждый день, семечками угощал, орехи щёлкал зубами. Нитки перегрызал зубами : раз – и готово! А если что-нибудь застряло в зубах, так я вилочкой поковыряю и всё в порядке. А ещё карандаши и чупа - чупс грызу и жвачку по 2 часа жую. Ой – ой – ой! Как зуб болит!

Воспитатель : Но ведь это вредно для зубов. А зубы ты чистишь ?

Дракоша : Зубки чистить не люблю,

Витамины я не пью,

Ем одни конфеты.

Очень вкусно это.

Я не умею чистить зубы .

Воспитатель : Ну, хорошо, сейчас тебя отведу к врачу, а когда вернешься, ребята тебе расскажут, как надо следить за своими зубами. Дракоша уходит.

Воспитатель : А чтобы зубки не болели, мы будем дружить с зубной щёткой и зубной пастой. Длина головки щётки равняется ширине двух - трёх ваших зубов. Она должна иметь мягкую щетину и хранить её надо в специальном стаканчике или в футляре. Щётку меняют каждые 2 - 3 месяца.

И сейчас я вам покажу, как правильно чистить зубы .

(Показ с объяснением производится на макете) .

Практическая часть.

Кто покажет на макете, как правильно надо чистить зубы ? (показ ребёнком)

Отлично! Сейчас послушайте совет от «Здоровых зубиков » :

Есть сладкое один раз в день. После того, как вы поели сладкое, прополощите рот, или пожуйте 10 минут жевательную резинку.

Поласкайте рот после еды тёплой водой.

Полезно после завтрака, обеда и ужина съедать яблоко или морковь. Они помогают очистить зубы от мелких остатков пищи (зубного налёта) .

Вредно для зубов есть горячую или очень холодную пищу. Эмаль зубов разрушается сильнее.

Нельзя грызть твёрдые предметы, ковырять в зубах острыми предметами.

Нельзя грызть зубами орехи, открывать крышки бутылок.

Полезно для зубов есть творог, молоко, овсяную кашу, есть овощи и фрукты.

Обязательно ходить к стоматологу 2 раза в год (даже если не болят зубы )

Зубы чистить утром и вечером. Менять щётку каждые 2-3 месяца, и никому не давать пользоваться ею.

Хранить щётку в специальном стаканчике, щетинкой вверх. Тогда щетка быстро подсохнет, а это очень важно, так как микробы долго сохраняются на влажной щетке.

(можно выставить мнемотаблички)

Воспитатель : Я предлагаю вам поиграть в игру «Польза – вред» .

На полу размещены предметные картинки. Участники делятся на две команды и распределяют картинки на две группы : в одну – что полезно для сохранения зубов здоровыми , а в другую – что вредит зубам. Потом каждая команда обосновывает свой выбор.

Итог занятия. Появляется Дракоша.

Дракоша : Вот здорово ! Зуб совсем не болит. Этот доктор просто волшебник.

Воспитатель : Знаю, знаю, он снял налёт и чёрный камень с твоего зуба и положил пломбу. А чтобы такого больше не случилось, ты должен выполнять правила. Тогда тебе никакой кариес буде не страшен.

Дракоша : А какие это правила?

Воспитатель : Сейчас тебе дети расскажут. (Дети с помощью мнемотаблиц рассказывают правила ухода за зубами) .

Дракоша : Это совсем не трудные правила, их легко запомнить и выполнять.

Воспитатель : А чтобы ты и другие дети не забывали, что надо заботиться о своих зубах, послушайте стихотворение :

Дети читают стихи.

Поспеши себя избавить

От налёта на зубах.

Это так легко исправить,

Если щетка есть в руках.

Три минуты ровным счётом

Чисти сверху и с боков,

Изнутри борись с налётом,

Со злым врагом твоих зубов.

А закончена работа -

Полощи водой ты тёплой, и тогда

От противного налёта

Не останется следа.

Надо чистить каждый зуб,

Верхний зуб, нижний зуб,

Даже самый дальний зуб,

Очень важный зуб!

Как поел, почисти зубки.

Делай так два раза в сутки.

Предпочти конфетам фрукты,

Очень важные продукты.

Чтобы зуб не беспокоил,

Помни правило такое :

К стоматологу идем

В год два раза на прием

И тогда улыбки свет

Сохранишь на много лет! (все вместе)

Дракоша : Спасибо, вам друзья. Мне пора возвращаться к себе домой. (Прощается, уходит)

Воспитатель : Молодцы, дети, теперь мы будем с вами здоровыми и крепкими . Ведь если зубы будут всегда здоровыми , то и настроение будет хорошим. Вы всегда будете весёлыми и радостными. Если вы обнаружили на своем зубе даже маленькую дырочку, нужно скорее идти к врачу. Если зубы лечить своевременно , то и боли при лечении не будете совсем чувствовать. Вылечить зуб необходимо, а то можно совсем потерять его. А без зубов скверно : пищу пережёвывать плохо, и разговаривать трудно, да и улыбка малопривлекательная. И я хочу вам подарить схему «Как правильно чистить зубы » .

Но сначала, давайте скажем нашим гостям «До свидания!» .