Как формируется зрение у новорожденных. Развитие зрения у новорожденных детей

Зрительный аппарат у детей начинает формироваться задолго до рождения. Будут патологии у ребенка, или нет, во многом зависит от того, какой образ жизни вела будущая мама, болела ли она чем-то во время беременности, и какие наследственные заболевания есть у родителей. После рождения зрение продолжает развиваться в течение первых лет жизни и особенно активно в первые несколько месяцев.

Органы зрения начинают формироваться одновременно с нервной системой в эмбриональный период на 3 неделе внутриутробного развития (5 акушерская неделя). Прошло около недели с момента имплантации зародыша к стенке матки, активно формируется плацента. Это время очень опасно для будущего малыша: критический период будет длиться до конца 12 акушерской недели. До этого происходит закладка всех органов, а также зрительного аппарата. Поэтому будущая мама должна быть аккуратной и особенно разборчива в том, что она ест и принимает.

Эмбрион очень уязвим к вредным факторам. Любой из них может привести к серьезным нарушениям органов зрения и даже гибели плода:

  • Инфекционные заболевания будущей мамы;
  • Нарушение функций эндокринной системы во время беременности;
  • Прием алкогольных напитков и курение на любом сроке;
  • Неправильное питание (фастфуды, газировки, продукты с обилием пищевых добавок);
  • Нехватка витамина А (внутриутробное развитие слепоты);
  • Лечение аспирином (повышается риск гибели плода при приеме препарата на поздних сроках, на ранних становится причиной рождения маловесного ребенка, высока вероятность врожденных патологий органов зрения);
  • Злоупотребление препаратами для снижения сахара в крови, входящие в группу сульфаниламидов (риск развития врожденной катаракты, недоразвития оптического нерва).

Важно! При беременности нельзя принимать почти все лекарства. Список разрешенных средств, особенно в первом триместре, настолько мал, что лучше просто не болеть. В это время противопоказаны даже многие лекарственные травы и народные методы лечения. Поэтому, если у вас заболела голова, или появились другие симптомы, обратитесь к врачу, предупредив его о вашем положении. Он расскажет, какие препараты можно принимать при беременности на данном сроке.

Особенности строения органа зрения у новорожденного

Ребенок рождается с большими глазами: несмотря на небольшое тело, размер глазного яблока составляет две трети от взрослого глаза. Роговица – естественная линза глаза, развивается медленно. У младенцев она толще, чем у взрослых. Ее прозрачность обусловлена отсутствием кровеносных сосудов в ней. Поэтому свет может проникать сквозь роговую оболочку беспрепятственно. Однако в первые дни жизни роговица может быть мутной. Это бывает из-за отека глаз, полученного во время продвижения головы по родовым путям. Но если мутность держится дольше недели, следует показать новорожденного врачу.

Хрусталик – линза, которая, сжимаясь и расправляясь, помогает рассматривать одинаково хорошо предметы на близких и дальних расстояниях. Если у взрослых он вытянут и приплюснут, словно чечевичное зерно, то у новорожденного хрусталик имеет форму почти идеального шара. Его диаметр составляет всего 6 мм. В течение первого года жизни он увеличится до 7,1 мм.

Степень проникновения света регулирует радужная оболочка. Ее цвет обусловлен количеством пигмента, который с возрастом может увеличиваться или уменьшаться. Если пигмента много – глаза темные (карие), если среднее количество – зеленые, а если мало – голубые. Радужка увеличивает или уменьшает зрачок, реагируя на свет.

Сетчатка глаза продолжает формирование. На ней пока отсутствует желтое пятно, макула еще недоразвита. Именно поэтому зрение новорожденных имеет такую особенность: видеть мир в серых красках.

Это интересно! Выяснено, что младенцы после рождения видят только наличие или отсутствие света. Структура картины перед глазами пока усваивается зрительными центрами головного мозга плохо. Этим и обусловлена особенность мигательного рефлекса новорожденных: если водить предметом перед глазами, даже резко, то малыш не моргнет. Рефлекс сработает, только если посветить в глаза светом.

Что видит малыш сразу после рождения

Прежде чем вы увидите малыша, его осмотрит неонатолог на предмет редких врожденных заболеваний зрительных и других органов, а также пороков развития. Чтобы не начался воспалительный процесс, врач в каждый глаз новорожденного закапает противомикробные капли. И только потом вы познакомитесь со своим чадом.

Зрение у новорожденных в сотни раз хуже, чем у взрослого. Это связано с незрелостью зрительного аппарата. Особенности:

  • Ребенок видит предметы, находящиеся на большом расстоянии (дальнозоркость новорожденных);
  • Изображение не перевернуто, как часто считают в народе, но оно сильно размыто;
  • Картина мира воспринимается новорожденным малышом в серых тонах, так как сетчатка глаза еще не сформирована.

Пусть мир для младенца в первые часы жизни не так прекрасен, глаза еще не могут фокусироваться на конкретном предмете, ребенок предпочитает смотреть на мамино лицо. Во время зрительного контакта малыш запоминает мамины черты, и впоследствии будет узнавать ее среди других людей.

Совет! Не меняйте кардинально внешний вид после рождения ребенка. Он может не узнать маму и беспокоиться. Не рекомендуется одевать косынку. Замечено, что малыши теряют интерес к людям в головных уборах: им нравится рассматривать пряди волос.

Развитие зрения в первый месяц жизни

Во время кормления маме хочется, чтобы ребенок смотрел на нее. Но малыш пока не умеет фокусировать взгляд на близко расположенных от глаз объектах. Поэтому он кушает либо с закрытыми глазами, либо смотрит по сторонам. Его внимание привлекают яркие и крупные предметы: люстра, телевизор, гирлянды, игрушки. Но не все игрушки привлекают внимание: это могут сделать только темные. Светлые тона воспринимаются как светло-серые оттенки. Зато темные пятна на их фоне – яркий акцент.

Совет! Детские принято оформлять в мягких цветовых гаммах. Но в первый месяц жизни ребенок не оценит ваших стараний. Ему будет куда интересней рассматривать узоры на обоях с черными фигурами на белом фоне.

Иногда вы можете наблюдать, как один глаз отклоняется в сторону. В первый месяц жизни ребенка это нормально, так как мышцы, управляющими движением глазного яблока, еще недоразвиты, как и зрительный нерв. Но если отклонение глаза серьезное, или слишком частое, или наблюдается спустя несколько месяцев после рождения, это повод обратиться к врачу.

Совет! Не выключайте свет в комнате, если он вам нужен, а малыш спит. Вы можете во время сна смотреть телевизор и слушать музыку. Они не помешают ребенку. Дело в том, что зрение и слух новорожденного таковы, что реагируют только на яркий свет и громкие звуки. Приглушенный источник света + монотонная музыка или разговор нисколько не потревожат спящего младенца на первом месяце жизни.

Изменения, происходящие в 2-3 месяца

На втором и третьем месяце жизни ребенка происходит интенсивное формирование сетчатой оболочки глаза. Поэтому зрение новорожденного претерпевает значительные изменения: малыш начинает видеть мир в ярких красках. Теперь кроме серых оттенков и черного цвета он различает почти все цвета радуги: красный, оранжевый, желтый и зеленый. Правда часть спектра, от голубого до фиолетового, ему пока недоступна, так как зрительное восприятие этих цветов пока не сформировано. Сетчатка улавливает только длинные световые волны.

Ребенок начинает различать формы предметов. Но пока он видит только двухмерное изображение (длина, ширина). Глубина картинки пока остается недоступной. Малышу интересны все яркие предметы, он фокусирует на них взгляд и пытается дотянуться. Движение глаз становится координированным, поэтому он наблюдает за движением предметов, привлекших его внимание.

Совет! В этом возрасте детская комната должна быть оформлена ярко, чтобы был стимул рассматривать все вокруг. Над кроваткой желательно повесить игрушку-карусель. Зрительному развитию способствует положение, лежа на животе. Только не выкладывайте малыша на животик сразу после кормления – он срыгнет. Когда ходите по комнате с ребенком на руках, обращайте его внимание на яркие предметы и называйте их. Слух у новорожденных к этому времени уже координируется с взглядом.

От 4 до 6 месяцев: движения и зрение координированы

К первой половине года происходит значительное совершенствование зрения у новорожденных детей. В этот короткий период уже сформировалась макула. Так называют центральную зону сетчатой оболочки глаза, которая отвечает за остроту зрения. К этому времени также существенно развились зрительные центры головного мозга. Ребенок видит четко, он начинает запоминать каждую мелочь внешнего вида мамы. Он рассматривает мимику лица и понимает, когда мама радуется, а когда злится – и малыш показывает эмоции в ответ (улыбается, «говорит», плачет).

Зрение уже позволяет рассматривать предметы вблизи. Самым важным объектом изучения становятся собственные руки и ноги: они постоянно лезут в рот. Аккуратно состригите ноготки, иначе ребенок может поцарапать сам себя. Также внимание малыша привлекают яркие игрушки и предметы одежды: стоит до них дотянуться, как они тут же отправляются в рот.

Важно! В 6 месяцев новорожденный впервые должен обследовать у глазного врача. Необходимо убедиться в том, что оба глаза видят хорошо, их работа согласована, и нет никаких предпосылок для ограничений в развитии зрительного аппарата. Если ребенок родился недоношенным, обязательно сообщите об этом врачу, потому что у таких детей высок риск ретинопатии, врожденной глаукомы или катаракты.

От 7 до 12 месяцев: пространственное зрение

Если зрение у новорожденного плоское, то, начиная со второй половины первого года жизни, оно становится объемным. Теперь малыш активно изучает пространство: он начинает ползать и делает первые шаги: сначала возле опоры, а затем самостоятельно, без поддержки. Координация движения и их согласованность со зрением уже хорошие: если ребенка заинтересовал какой-либо предмет, он схватит его и не промахнется.

Теперь ваше чадо отличает формы предметов: он видит разницу между кубиком и мячиком. Для развития пространственного зрения и мышления важно, чтобы у малыша были такие игрушки, как кубики и пирамидка.

Внимание! Это один из самых сложных периодов для родителей, так как ребенок берет все, что пожелает. Он не видит потенциальных угроз и может схватить, сжать рукой или даже потянуть в рот острые предметы. Поэтому будьте постоянно на чеку, а лучше никогда не оставляйте в зоне доступа опасные предметы.

Зрительный аппарат у детей от года

От 1 года до 2 лет продолжает развиваться согласованность движений руки и глаз. Теперь ребенок не только наблюдает, за тем как рисует взрослый, но и пробует держать карандаш самостоятельно и рисует первые «каляки-маляки». В этот период малыш начинает разбираться в значениях жестов: «нельзя», «привет», «пока».

Если цветовое зрение у детей до года еще плохо развито, то к 3-4 годам оно уже достаточно сформировано. Поэтому в первые 2 года научите отличать только главные цвета: цвета радуги, а также белый, черный и коричневый. А в 3-4 года можно уже учить отличать различные оттенки: светлые и темные. Цветовосприятие становится как у взрослых в 4-5 лет.

Болезни глаз новорожденных

Иногда случается, что в период внутриутробного развития на плод действуют повреждающие факторы. Они могут затронуть зрительный аппарат. В результате он формируется медленными темпами, или развиваются патологии. У новорожденных может быть:

  • Врожденная катаракта , характеризующаяся помутнением хрусталика. Зрение при этом снижается, а зрачок становится не черным, а серым. К сожалению, вылечить такой хрусталик нельзя. Но его можно удалить. А исправить его недостаток можно с помощью специальных линз. Современная медицина также предлагает установку искусственного хрусталика.
  • Врожденная глаукома , или повышенное давление внутриглазной жидкости изнутри. В результате растягиваются глазные оболочки, яблоко становится больше. Роговица становится мутной, а оптический нерв сдавливается и со временем перестает работать, вслед за этим ухудшается зрение. В зависимости от того, насколько превышено давление, новорожденному показано либо консервативное лечение специальными каплями, либо операция на глазах.
  • Ретинопатия недоношенных . Сетчатка глаза перестает нормально расти, в ней развивается патологическая сосудистая сетка, а также фиброзная ткань. Рубцевание приводит к отслоению сетчатой оболочки. В результате зрение существенно падает, либо развивается слепота. Ретинопатия поддается лечению лазером или хирургическим методом.
  • Косоглазие . Характеризуется отклонением глаз от фиксации на одной точки, они смотрят в разные стороны. В первые месяцы жизни это нормально. Но если это не прекращается, отклонение слишком сильное или частое, то стоит провериться у офтальмолога.
  • Нистагм – непроизвольное движение глазами, особенно, из стороны в сторону. Также взгляд может двигаться по вертикали или по кругу. Болезнь поддается коррекции.
  • Птоз – опущение верхнего века. Это происходит, если не развились мышцы, поднимающие веко, или нерв, регулирующий работу этих мышц. До 3-7 лет приходится корректировать проблему путем фиксации века лейкопластырем. В противном случае свет не попадает в глаза. После этого возраста птоз лечится оперативным методом.

Причины для беспокойства

В рамках планового обследования врач обязательно проверит зрение новорожденного. Но в этом вы можете помочь, сообщив о возможных нарушениях. Поводы для беспокойства:

  1. Малыш не следит за движущимися предметами после 3-4 месяцев жизни;
  2. Глаза постоянно бегают и не могут остановиться в одной точке;
  3. Глаза двигаются слишком свободно в различных направлениях, один или два глаза закатываются;
  4. Зрачки кажутся серыми или беловатыми;
  5. Глаза постоянно слезятся.

Зрение у новорожденных, как и другие органы чувств, недостаточно развито. Но в этот период малышу важно совсем другое: нежная забота и тактильный контакт с мамой. Потребность в познании мира появляется значительно позже. И к этому времени зрение уже будет достаточно развито, чтобы изучать предметы не только на ощупь, но и путем осматривания. Берегите себя во время беременности и будьте настороже после рождения ребенка. Это поможет предотвратить врожденные болезни зрительного аппарата или заметить и вылечить их на ранних этапах.

Глаза ребенка начинают развиваться еще в утробе матери, на третьей неделе беременности. Активное формирование зрительного аппарата продолжается в течение нескольких лет после рождения. В этот период важно обращать внимание на зрение ребенка, знать стадии его развития, регулярно посещать окулиста для проверки. Расскажем об этом подробнее.

Правильно формирование зрительного аппарата имеет важное значение для полноценного психического развития малыша, ведь глаза связаны с другими органами чувств. При плохом зрении ребенок будет отставать в учебе, испытает трудности с активными занятиями (спорт, подвижные игры), поэтому хорошее зрение не только помогает познавать окружающий мир, но и способствует полноценному развитию ребенка.
Устранить большинство проблем со зрением можно в раннем детском возрасте: чем позже будет выявлена патология, тем трудней она поддается корректировке и лечению. Очень важно в начальный период жизни малыша держать этот аспект под контролем. Родители новорожденных детей должны знать основные этапы формирования зрительного аппарата ребенка.

Зрение у новорожденных детей в первые дни жизни

Как видит малыш в первые дни своей жизни? Конечно же, совсем не так, как взрослый. Дело в том, что глазное яблоко у него еще имеет приплюснутую форму и продолжает активный рост, сетчатка полностью не сформирована, а желтое пятно, отвечающее за остроту центрального зрения, и вовсе отсутствует. Младенец пока не способен видеть четко и объемно, сосредотачивать взгляд на предметах, оценивать зрительные образы. А какие функции ему доступны?

Сразу после рождения на малыша обрушивается огромное количество зрительных стимулов: из темноты он попадает в яркий окружающий мир. Но зрение новорожденных в первые дни жизни еще очень несовершенное. Дети в это время имеют младенческое косоглазие, которое должно пройти через определенное время (об этом мы поговорим ниже). Глаза ребенка смотрят немного в разных направлениях или сведены к носу, так как цилиарные мышцы еще слабые и их движения не согласованы.
В первые дни жизни младенцы воспринимают черно-белое изображение, а цвета для них пока еще неразличимы. Первый цвет, который ребенок начинает отличать — красный, так как он имеет самую длинную в спектре длину волны 620-780 нм. Поэтому первые игрушки и погремушки рекомендуют покупать именно красного цвета.
Не рекомендуется также полностью выключать свет в комнате, где спит малыш. Лучше оставить работающий светильник. Ребенок, проснувшись, начнет искать глазами источник света, что, во-первых, успокоит его, а во-вторых, будет способствовать развитию глазодвигательных мышц.

Как меняется зрение у детей до года?

Итак, какие этапы формирования проходит зрительный аппарат ребенка? Что способен и должен различать малыш, на что реагировать, как меняется зрение новорожденных детей по месяцам?

  • 1 месяц: куда же он смотрит?

В этом возрасте малыш способен различить свет и тень, очертания крупных предметов на расстоянии не более 30 см. Мудрая природа задумала так, что в начальные дни своей жизни ребенок более четко видит самое главное — лицо мамы, ее улыбку, именно на этом расстоянии оно находится во время кормления. Все остальное для него пока не имеет значения. На более далеком расстоянии предметы для него выглядят размытыми, так как острота зрения еще не сформирована. В этот период рекомендуется чаще брать ребенка на руки в минуты его бодрствования, разговаривать с ним. Важно проверить, как зрачок реагирует на свет. Это сделает офтальмолог во время первого посещения.

  • 2-3 месяца: жизнь в ярких красках

В первые 2-3 месяца жизни световая чувствительность сетчатки возрастет почти в пять раз и зрительный аппарат активно формируется. Укрепляются глазодвигательные мышцы. Кроха уже более уверенно фиксирует взгляд на горизонтально движущемся предмете (игрушке, человеке) и поворачивает за ним голову, но вертикальное перемещение ему еще трудно уловить. Он более четко различает очертания предметов, но пока что они видны в двух измерениях: длина и ширина.
Мир при этом начинает наполняться все более разнообразными красочными оттенками. В этом возрасте новорожденные дети уже различают красный и зеленый. Холодные (синие, голубые) оттенки станут доступны позже, поскольку в сетчатке меньше фоторецепторов, улавливающих коротковолновую часть спектра. Над кроваткой повесьте мобиль на расстоянии 40-50 см — он хорошо помогает укреплять цилиарные мышцы, так как малыш следит за предметами, двигая глазам. Рекомендуется также носить ребенка по квартире, показывать предметы и называть их. Кроха также распознает лица близких людей, которые видит постоянно.

  • 4-6 месяцев: хватай, а то убежит!

С трех месяцев жизни до полугода зрение у детей продолжает активно развиваться. Происходит формирование макулы — зоны сетчатки, отвечающей за центральное зрение, зрительных центров в коре головного мозга. Ребенок уже совершенно четко различает лица родителей, черты лица, мимику. Самое увлекательное занятие для него в этот период — игра с собственными руками и ножками. Кроме того, вместе со зрительной функцией развивается и хватательный рефлекс, так как малышу интересно исследовать хорошо видимый предмет.
4-6 месяцев — важный период, родителям нужно быть особо внимательными. К этому времени должно пройти младенческое косоглазие, так как глазодвигательные мышцы работают уже достаточно хорошо. Если же этого не произошло, то нужно срочно посетить офтальмолога и провести тщательное обследование. Кроме того, в этот же период врач должен исследовать состояние органов зрения и окончательно убедиться, что нет помех для их дальнейшего развития (врожденной глаукомы, ретинопатия недоношенных и других).

  • 7-12 месяцев: освоение пространства

Это период развития двигательной деятельности: малыш активно ползает, перемещается в ходунках, пытается совершить первые самостоятельные шаги, держась за мебель. Он начинает понимать разницу в форме предметов (например, отличает кубик и кольца), нанизывает кольца на ось пирамидки, словом, буйно познает предметы и расстояния (аспект оценки расстояния бинокулярного зрения). В этот период следует быть особенно внимательным, так как ребенок причиняет себе много травм, хватая все подряд и пытаясь засунуть в рот, а также падая с дивана или кровати.

Бинокулярное зрение новорожденных детей

Бинокулярность — свойство зрения, при котором изображение на обоих сетчатках соединяется в одну объемную картинку. Бинокулярное зрение также помогает определять форму предметов, расстояние до них или между ними. При его отсутствии по какой-либо причине у ребенка развиваются патологии: косоглазие, амблиопия, близорукость и другие.
В период до года происходит активное освоение ближнего пространства — важный этап развития бинокулярного зрения. В два-три месяца младенец еще видит предметы в двух измерениях (ширина и высота), но осязание помогает ему дополнять их объемом (прибавляя глубину). Ребенок получает первое представление об объемности предметов.
На 4-5 месяце жизни развивается хватательный рефлекс, при этом направление движения определяется верно, а вот с оценкой расстояния до предмета еще существуют трудности. Также малыш не способен оценить объем в полной мере: он пытается схватить ручками солнечные блики или движущиеся тени.
После полугода начинается освоение дальнего пространства. Осязательный рефлекс заменяет активное ползание, а после 10 месяцев — ходьба. При этом ребенок учится оценивать расстояния до объекта, к которому он движется, наступает понимание того, что с края кровати можно упасть.
Бинокулярное зрение у новорожденных детей сразу после появления на свет еще отсутствует из-за несформированного полностью глазного аппарата. А вот в 6-8 недель он уже должен уметь фиксировать глаза на предмете, в 3-4 месяца это должно стать нормой. Родителям стоит обратить на это особое внимание.

Цветное зрение на первом году жизни

Цветное зрение формируется благодаря колбочкам — специальным цветовым рецепторам в глазах. Они воспринимают волны спектра определенной длины, а мозг интерпретирует эти сигналы. Клетки мозга младенцев начинают преобразовывать эти сигналы примерно к двум месяцам. Сначала дети способны воспринимать красный, желтый, ярко-зеленый цвета — те, что обладают более длинной волной. Лишь позже к полугоду, младенец отличает синий цвет. Расстройства, связанные с отсутствием цветного зрения, выявить можно лишь тогда, когда малыш научится понимать значения слов и сможет показать пальчиком, где красный, а где зеленый цвет. Вообще у детей до года существует четыре категории цвета: красный, желтый, синий, зеленый. Такие оттенки, как розовый или фиолетовый, они начинают понимать с развитием речи.

Что нужно делать, чтобы помочь правильному формированию зрения у новорожденных?

В период активного формирования зрительного аппарата до года жизни ребенка следует правильно оформить его детскую комнатку. Не стоит клеить слишком пестрые обои. Лучше на нейтральном фоне расположить яркие предметы разных цветов и размера, из разных материалов. Это могут быть и покупные игрушки, и самодельные, либо какой-то бытовой предмет, важно, чтобы он не причинил ребенку вреда. Исследуя различные по форме и материалу объекты, малыш формирует стереоскопическое зрение, свое представление об окружающем мире.
Не следует также заваливать кроху множеством игрушек одновременно. Пусть их будет несколько, а когда он станет утрачивать к ним интерес, замените на другие. При множестве предметов ребенок будет хватать то один, то другой, не исследуя досконально и постоянно отвлекаясь.

Как определить нарушения в развитии зрения у новорожденных?

Самый первый осмотр глазок малыша проводится еще в роддоме на предмет врожденных заболеваний, затем необходимо проводить профилактические осмотры в 1 месяц, 3 месяца, полгода и год. При этом в процессе роста следует обращать внимание на определенные факторы.

  • зрачки разного диаметра;
  • не сужаются зрачки при ярком свете;
  • ребенок не фиксирует взгляд на предмете после 2 месяцев;
  • после 3 месяцев не проходит косоглазие;
  • частое слезотечение или мутный зрачок.

Всё это причины для срочного внепланового посещения окулиста, они могут быть признаками опасных патологий. Если в семье имеются наследственные глазные заболевания или мама перенесла какую-либо серьезную болезнь во время беременности, то в этом случае нужно проявлять особую внимательность. Некоторые заболевания родители распознать не в силах, например, ретинобластому (опухоль сетчатки), а когда почувствуют неладное, может быть уже поздно.

Ранняя профилактика правильного развития зрительного аппарата у детей

Формирование глаз малыша начинается задолго до его рождения. 3-12 неделя — самый важный период внутриутробного развития, в это время происходит закладка самых важных жизненных органов и систем, и маленький человечек очень восприимчив к разрушающим действиям. Инфекционное заболевание матери, курение, алкоголь, прием опасных лекарственных препаратов, вредное питание могут привести к неблагоприятным последствиям. Нарушения в формировании органов зрения могут быть вызваны недостатком витамина А (слепота), избыточным введением сахароснижающих препаратов (недоразвитие зрительного нерва, врожденная катаракта). Даже прием аспирина может спровоцировать глазные патологии. Будущим мамам нужно быть особенно внимательным к своему здоровью.

Зрение — волшебный дар, данный нам природой. Берегите своего ребенка, внимательно следите за его развитием, регулярно посещайте офтальмолога , чтобы не получить проблем, которые не всегда удается решить.

Зрение — самый информативный и в тоже время самый хрупкий внешний анализатор. Именно при помощи глаз человек получает большую часть информации об окружающем мире. Зрительные центры связаны и оказывают сильное влияние практически на все жизненно важные структуры головного мозга (зрение участвует в пищеварительной, двигательной, вестибулярной, половой и др. видах деятельности организма). Особенно важным в становлении и развитии зрения является первый год жизни, когда глаза и детский организм в целом легко подвержен различным вредным влияниям как внутренних, так и внешних факторов.

Если в этом возрасте произошло поражение зрительного органа, то у ребенка развиваются нарушения координации движений, младенец испытывает страх перед окружающим миром, что часто приводит к значительному отставанию в развитии ребенка, так как остальные органы чувств не в состоянии полноценно компенсировать дефицит информации.

В первый год зрение ребенка развивается очень интенсивно. Практически полная слепота новорожденного младенца (ненаправленное световосприятие) за несколько месяцев перерастает в способность анализировать предметы и их движение, оценивать и сравнивать предметы по их различным, в том числе цветовым, характеристикам. Поэтому особенно важно для родителей понимать основные принципы развития зрения у детей первого года жизни и знать о ранних признаках появления патологии глаз.

Развитие зрительной системы

В развитии органа зрения существует несколько периодов. Самый важный из них — это закладка и внутриутробное формирование. На этом этапе действие повреждающих факторов может привести к катастрофическим последствиям (аномалиям развития — гипоплазиям зрительных нервов, врожденной катаракте, глаукоме; воспалениям оболочек глаза; и т.д.). Следующий период — от рождения до 1 года. В это время активно развиваются участки зрительной коры головного мозга, получающие информацию об окружающем мире. Тренируется одновременное движение глаз, формируется визуальный контроль движения рук, заполняется «библиотека » зрительных образов. Если на этом этапе возникают ограничение поступления света к сетчатке (нарушение прозрачности оптических сред глаза), нарушение фокусировки предметов (наличие близорукости или высокой степени дальнозоркости) или ухудшение восприятия зрительных образов (поражение зрительных нервов, зрительных центров головного мозга), то зрение может остановиться на начальном этапе развития и не сформироваться до нормального уровня.

Сразу после рождения ребенок способен воспринимать только наличие или отсутствие источника света. В первые месяцы жизни перед ребенком, как из тумана, проявляются различные объекты окружающего мира. Сначала младенец только фиксирует взгляд на крупных предметах (первый месяц), затем пытается прослеживать их перемещение в пространстве — изучает проходящих мимо родителей, следит за движущимися игрушками (3 -4 месяц). Не следует в этом возрасте подвешивать игрушки непосредственно перед глазами — расположите их по сторонам от ребенка или на ногами. В 6 месяцев острота зрения ребенка позволяет ему наблюдать за мелкими объектами, визуально узнавать «своих », хватать и бросать игрушки, познавая при этом трехмерность пространства. Поместите погремушки и «шуршалки » в районе движения рук ребенка для облегчения их захвата.

Годовалый малыш уже собирает «мелкий мусор» на полу, активно двигается к яркой игрушке. Используйте для привлечения внимания удаленные предметы. Получая мощные зрительные стимулы, малыш начинает стремиться к заинтересовавшим его объектам, совершает попытки встать на ноги и делает свои первые шаги. Только к 6-7 годам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека (по специальным таблицам называет 10-ую строчку).

Родительский контроль

Уже в роддоме при визуальном осмотре новорожденного можно выявить признаки некоторых врожденных заболеваний глаз. Катаракта — помутнение хрусталика, которое проявляется сероватым свечением вместо черного зрачка. Лечение чаще всего — хирургическое — удаление мутного хрусталика. Длительное существование помехи при прохождении света внутрь глаза приведет к существенной задержке развития зрения (обскурационной амбиопии). После такой операции ребенок носит специальные очки или контактную линзу, заменяющие хрусталик. В последнее время распространена методика ранней имплантации искусственного хрусталика. Некоторые виды полупрозрачных катаракт не оперируют в раннем детстве. В таких случаях проводят периодические курсы стимулирующего лечения (воздействие на глаз световым и лазерным излучением, электрическим и магнитным полем, занятия на специальных компьютерных программах) и проводят отсроченное хирургическое вмешательство в более взрослом возрасте.

Сходные с катарактой внешние проявления могут выявляться при более опасном заболевании — ретинобластоме (опухоль сетчатки). В ранних стадиях на опухоль можно воздействовать с помощью специальных лучевых аппликаторов — пластинок с нанесенным на них радиоактивным веществом. Они подшиваются непосредственно к склере в месте проекции опухоли, тень которой определяют во время операции, просвечивая склеру диафаноскопом (прибором , похожим на фонарь). Радиоактивный материал аппликатора разрушает опухоль сквозь склеру. На поздних стадиях, когда возникает опасность распространения опухоли за пределы глаза, путь только один — удаление пораженного глаза.

Врожденная глаукома — заболевание глаз, которое характеризуется повышением внутриглазного давления из-за врожденных нарушений системы образования и оттока внутриглазной жидкости. В результате глаз ребенка растягивается и увеличивается в размерах, выдвигаясь вперед (вплоть до ограничения полного смыкания век). Также при глаукоме может отмечаться помутнение роговицы (бельмо ). Поскольку это заболевание связано с структурными изменениями некоторых отделов глаза, то лечение, в основном, хирургическое. Цель операции — обеспечение нормального оттока внутриглазной жидкости из полости глаза. Если к моменту операции не затронуты роговица и зрительный нерв, то возможно сохранение и развитие полноценного зрения.

Воспалительные заболевания (конъюнктивит — воспаление наружной оболочки глаз, покрывающей заднюю поверхность век и переднюю поверхность глазного яблока до роговицы, дакриоцистит — воспаление слезного мешка, увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза, и др.). Основными признаками этой группы глазных болезней являются покраснение глаза, слезотечение, отек век и конъюнктивы, обильные выделения из глаз. Средства и методы лечения в таких случаях должен определять только офтальмолог, поскольку неправильное лечение может вызвать усугубление воспаления и осложнение процесса. Необоснованно назначенные антибиотики не редко приводят к аллергизации слизистой оболочки глаза, а длительное их использование — нарушает жизнедеятельность нормальной бактериальной флоры.

У детей первых месяцев жизни могут появляться слизистые выделения из глаз, похожие на гной. Возникает закупорка слезоотводящей системы. Часто, чтобы справиться с банальным «гноением глаз», достаточно обычных гигиенических процедур в виде промывания и массажа области слезных канальцев. Сначала с помощью ватного диска, смоченного кипяченой водой, удалите с поверхности глаза слизистые пленки и корки. Затем мизинцем проведите несколько массажных движений внутреннего угла глаза по направлению к носу. После этого налейте во внутренний угол глаза лужицу кипяченой воды (ребенок должен лежать на спине) и постарайтесь заставить ребенка поморгать. При моргании происходит активное промывание носо-слезных канальцев, что способствует улучшению оттока слезной жидкости. По необходимости повторяйте эту процедуру после каждого сна, когда отток слезы блокируется плотным сжатием век.

При воспалительных заболеваниях глаз не следует закапывать в них грудное молоко — это прекрасная питательная среда для вредоносных микроорганизмов, к тому же жир, содержащийся в молоке, нарушает отток слезы.

К наиболее частым внешним проявлениям патологии глаз, которые можно выявить при неспециализированном осмотре новорожденного, относятся так же:

  • нистагм — подергивание глаз в горизонтальном или вертикальном направлении, из-за чего у ребенка отсутствует фиксация взгляда и не формируется четкого зрения (то есть глаз не может зафиксироваться на предмете и поэтому видит его детали «размытыми »). Причиной могут стать как различные заболевания глаз (высокая степень близорукости, поражения центрального отдела сетчатки и т. д.), так и поражение головного мозга;
  • птоз (опущение ) верхнего века — когда один или оба глаза не открываются полностью. Происходит это из-за поражения соответствующего нерва или мышцы, поднимающих верхнее веко (в результате кровоизлияний, родовых травм и т. д.). Возможность развития зрения в такой ситуации определяется степенью птоза. Если веко прикрывает зрачок, то ребенку требуется специальная пластическая операция. Если же такая проблема не мешает малышу, он способен рассматривать этим глазом игрушки на различных расстояниях и у него не возникает косоглазия, вопрос с оперативным вмешательством можно отложить на более поздний срок, поскольку хирургическая помощь в этом случае понадобится лишь с косметической целью. Для поддержания нормального функционирования глаза в таком случае необходимо проводить специальные тренировки.

Родители или офтальмолог при профосмотре могут обнаружить у малыша косоглазие (изменение правильного положения одного или обоих глаз в глазной щели). Оно возникает из-за нарушения зрения на одном или обоих глазах, изменении мышечного тонуса глазодвигательных мышц, поражений глазодвигательных нервов и др. Рассматриваемый предмет фокусируется не на центральный отдел сетчатки, а на соседний участок, где зрительная чувствительность существенно ниже, что создает угрозу формированию бинокулярного зрения у малыша. Бинокулярное зрение — зрение двумя глазами с соединением одновременно полученных ими изображений, позволяющее локализовать объекты по направлению и по относительной их удаленности. В этом случае необходимо начать лечение как можно раньше. На некосящий глаз с помощью пластыря наклеивают «занавеску » из марлевой салфетки (в случае двухстороннего косоглазия салфетку с пластырем крепят попеременно на каждом глазу), при этом проводят тренировки «проблемного » глаза. Исключение составляют только случаи, когда острота зрения на обоих глазах резко снижена и заклейка может привести к торможению развития зрения на том глазу, который лучше видит.

Если угол отклонения глаза достаточно большой, без оперативной коррекции косоглазия не обойтись. Это ни в коем случае не отменяет проведения заклеек и стимулирующего лечения. При помощи этих мер к моменту операции (чаще всего ее проводят в возрасте 4-5 лет, чтобы до школы была возможность сформировать бинокулярное зрение) удается уменьшить угол косоглазия и сохранить хорошую остроту зрения. А это способствует меньшему объему оперативного вмешательства, лучшему послеоперационному эффекту и дает возможность в дальнейшем нормализовать зрительные функции.

Специализированный осмотр офтальмологом

При осмотре малыша в родильном доме (а для недоношенных детей — в отделениях выхаживания недоношенных) офтальмолог может выявить и другие заболевания глаз, которые не имеют внешних проявлений на ранних стадиях. Самыми грозными из них на сегодняшний день считаются ретинопатия недоношенных и атрофия зрительных нервов.

Ретинопатия недоношенных — заболевание сетчатки глаза, при котором нормальное развитие и рост ее сосудов останавливаются, и начинают развиваться патологические сосуды, не выполняющие своей функции по доставке кислорода к сетчатой оболочке. Стекловидное тело мутнеет и уплотняется, что вызывает натяжение и отслойку сетчатки, и при отсутствии адекватного лечения это может привести к безвозвратной потере зрения. К сожалению, внешне это заболевание никак не проявляется, и только на последней стадии, когда помочь ребенку уже не удается, становится заметным серое свечение зрачка. Болезнь на ранних стадиях может диагностироваться только опытным офтальмологом. Легкие стадии ретинопатии могут оставлять после себя незначительные изменения, не оказывающие существенного влияния на зрение. Но при достижении 3пороговой или 4-й стадии заболевания ребенка необходимо срочно прооперировать.

Атрофия зрительного нерва — это поражение нервных волокон, проводящих зрительные сигналы от глаза в зрительные центры коры головного мозга. Основной причиной являются различные поражения структур и желудочковой системы головного мозга. Если атрофия зрительного нерва полная (что бывает редко), то зрение может полностью отсутствовать. В случае частичной атрофии, острота зрения определяется степенью и местом поражения зрительного нерва. При атрофии зрительных нервов применяют стимулирующее функциональное лечение с помощью специальных приборов, ноотропную (улучшающую обменные процессы в мозге) и сосудорасширяющую терапию.

Динамическое наблюдение за ребенком

После роддома родителям необходимо внимательно наблюдать за развитием своего малыша, обращая внимание на формирование зрительных функций.

Важно, чтобы первый осмотр офтальмолога был осуществлен в первые 3 месяца жизни малыша (в эти сроки можно диагностировать большинство врожденных заболеваний на ранних стадиях, что является залогом успешного лечения). При отсутствии патологии на первичном осмотре, следующий визит к врачу нужен, когда ребенку исполнится полгода (созревание основных структур глаза, отвечающих за правильную фокусировку изображения на сетчатку).

Первичное обследование проводится по следующему алгоритму:

Определение остроты (в 1 месяц — по реакции фиксации на предмете, в 2-3 месяца — по слежению за яркой игрушкой размером 15-20 см на светлом однотонном фоне, в 4-5 месяцев — по четкости слежения до расстояния 3-5 м) и полей зрения (поле зрения — максимальное пространство, осматриваемое одним глазом.). Поля зрения определяются ориентировочно — врач двигает игрушку вперед из-за головы ребенка до появления реакции малыша на предмет. Одновременно проводится осмотр придатков глаза: мышц, слезных путей, век (движений глаз в разные стороны, проходимости слезных путей, полноценности открывания-закрывания век), а также оптических сред глаза и глазного дна при помощи офтальмоскопа и щелевой лампы (приборов , посылающих щелевидный или круглый луч света сквозь оптические среды глаза).

Офтальмолог так же измеряет рефракцию с помощью скиаскопии (теневой пробы с оптическими линейками) или рефрактометрии (применяется специальный аппарат).

Если остроту зрения определить не удается (у малыша нечеткая реакция фиксации или слежения), то выполняется исследование импульсов головного мозга в ответ на зрительные раздражители (метод зрительных вызванных потенциалов). По его результатам можно судить о наличии функциональных и структурных поражений зрительного анализатора или о задержке его развития.

В 6 месяцев на осмотре у офтальмолога помимо стандартного обследования ребенка проводится контроль динамики рефракции глаза, то есть сравниваются вновь полученные и первичные данные этого исследования. У большинства детей в 6 месяцев рефракция колеблется в пределах +1-+2,5 Дптр. Иногда в этом возрасте может появиться сдвиг в сторону минусовой рефракции, что говорит о предрасположенности малыша к развитию близорукости. В таком случае необходимо ограничить зрительные нагрузки — убрать мелкие и близко висящие игрушки, сделать акцент на удаленных и движущихся предметах. При выявлении близорукости более 2 Дптр, особенно если наряду с этим у ребенка снижается острота зрения и появляется косоглазие, как можно раньше назначается коррекция зрения с помощью очков. Очки при необходимости могут назначаться уже с 6 месяцев (иногда , при больших степенях или выраженной асимметрии между глазами применяют коррекцию зрения с помощью контактных линз).

Даже если в 6 месяцев на профилактическом осмотре не было выявлено никакой патологии органа зрения, в дальнейшем полагается проходить осмотр у офтальмолога каждые полгода, так как в течение этого времени могут начать изменяться показатели рефракции глаз (формироваться близорукость, астигматизм), проявляться некоторые генетические синдромы, протекающие с резким нарушением остроты зрения. Кроме того, регулярное наблюдение за малышом дает врачу возможность своевременно выявить скрытно протекающие воспалительные процессы.

Когда надо обратиться к врачу срочно

Первыми симптомами многих заболеваний, на которые следует обратить внимание в первые месяцы жизни, являются отсутствие или замедленное слежение за движением предмета, появление косоглазия, краснота белочной оболочки, выделения, скапливающиеся во внутренних углах глаз и на веках. При появлении подобных признаков необходимо срочно обратиться к специалисту.

Важно знать: даже если врач выявил патологию, это не повод для паники. Нарушенную функцию органа зрения в большинстве случаев можно восстановить адекватным лечением.

Будьте внимательны к своим детям! Не занимайтесь самостоятельным лечением!

Зрение только родившегося ребенка сформировано не полностью, поэтому он видит мир несколько иначе, чем его взрослые родители.

При рождении глазное яблоко имеет сплюснутую форму, что приводит к небольшой степени дальнозоркости у малышей. На протяжении первых восьми месяцев жизни зрение совершенствуется: глаза тренируются двигаться одновременно, развивается визуальный контроль над движением рук, мозг начинает правильно обрабатывать поступающую на рецепторы информацию.

Особенности зрения у детей до года

Зрение у новорожденных

Зрение у детей младше одного месяца позволяет видеть им только те объекты, которые располагаются на расстоянии 20 см от глаз. Первые недели малыш видит размытую необъемную перевернутую картинку, замечает свет, очертания людей и предметов, движения. Наиболее интересным объектом для изучения у только родившегося малыша является лицо мамы, поэтому как можно чаще берите его на руки и общайтесь.

Мышцы глаза в этот период пока слабые, а нейронные связи, соединяющие зрительные нервы и головной мозг, еще не сформированы. Постепенно наращивается мышечная масса, растет роговица глаза, в результате четкость зрения увеличивается.

Нормальным явлением данного периода считается небольшая косоглазость, когда ребенок собирает зрачки к переносице или смотрит в разные стороны.

Спустя 2 недели после рождения ребенок начинает различать крупные яркие предметы, следить за их движением.

Зрение у ребенка в 1 месяц

В месяц ребенок начинает фокусировать оба глаза на предмете, поэтому в этом возрасте можно начать играть с ним с помощью погремушки. Двигающаяся перед лицом малыша яркая погремушка не только доставит радость, но и будет стимулировать развитие зрения у ребенка.

Для игр используйте яркие предметы контрастных цветов и различных форм.

Глаза мамы также могут стать хорошей игрушкой: поднесите ребенка к своему лицу, посмотрите ему в глаза и начинайте медленно перемещать свои зрачки в сторону, малыш будет следить за ними.

Во время месячной комиссии необходимо будет посетить офтальмолога.

Зрение у ребенка в 2-3 месяца

Это возраст начала развития цветовых навыков. Ребенок начинает различать простые цвета, изучать сложные узоры и активно следить за предметами. Острота зрения увеличивается, глаза становятся чувствительны к освещению, малыш учится переводить взгляд с одного объекта на другой.

В возрасте двух месяцев можно начать знакомить ребенка с картинками, книгами, игрушками, показывать фотографии родных.

Подвешивать игрушки нужно уже не перед глазами, а в стороне или возле ног.

В 3 месяца осуществляется проверка зрения у детей офтальмологом. Врач оценивает внешний облик глаза, то, как ребенок следит за игрушкой, проводит скиаскопию (теневую пробу) для определения остроты зрения.

Зрение у ребенка в 4 месяца

В 4 месяца в особенности зрения детей входит восприятие глубины, то есть понимание, какого размера и формы предмет, как далеко он находится. Совместно с развитием моторики улучшается координация, что позволяет малышу брать руками предметы.

Лучшей игрушкой для четырехмесячного ребенка будет та, которую легко взять в руку и рассмотреть поближе.

Зрение у ребенка в 5-6 месяцев

Острота зрения ребенка значительно улучшается, также как и координация рук. Ребенок начинает узнавать предмет по его части, то есть осознавать, что если он и не видит вещь целиком, то она все равно существует. Отличной игрой будут прятки: мама прячется за какой-нибудь предмет, например, дверь или платок, а потом выглядывает и говорит «ку-ку ».

В полгода происходит скачок в развитии центра мозга, ответственного за зрение. Четкость зрения растет, глаза начинают быстрее фокусироваться на разных предметах и перескакивать с одного на другой. Малыш начинает узнавать родных, следить за мелкими предметами. Развитие зрения касается и цветовосприятия. На шестом месяце малыш способен видеть все цвета и различать оттенки.

В возрасте 5-6 месяцев нужно давать игрушки в руки как можно чаще и выкладывать вблизи малыша. Хорошо, если они будут греметь и шуршать. Полгода - это возраст очередного похода к офтальмологу.

Косоглазие у детей шестимесячного возраста уже не считается нормой и требует лечения.

Глазное дно ребенка приобретает очертания, как у взрослого человека.

Зрение у ребенка в 8 месяцев

К восьми месяцам детское зрение обретает ту же остроту, что и у взрослых. Ребенок способен четко различать объекты, которые находятся вдали от него, правильно оценивать расстояние до них, точно бросать и хватать вещи.

Видео - доктор Комаровский о детском зрении

Цветовосприятие у ребенка

Восприятие цветовой гаммы развивается у ребенка постепенно. Новорожденный способен различать только уровни «темнее-ярче », он видит окружающие предметы в серых и черно-белых тонах, так как не полностью развиты рецепторы сетчатки.

Цветовая палитра начинает открываться перед ребенком в возрасте шести недель.

Первый цвет, который начинают различать полуторамесячные малыши - красный. В возрасте 4 месяцев ребенок уже различает такие базовые цвета, как желтый, синий и зеленый, но пока без оттенков.

Ближе к году ребенок начинает различать многие яркие цвета. Пастельные тона игнорируются, поэтому погремушки лучше выбирать яркие. Заинтересовать ребенка цветами можно, если повесить разноцветный мобиль, яркие постеры, разложить книжки для малышей. Не стоит окружать ребенка бледными игрушками и монохромным декором.

Освещение в детской комнате

Яркость освещения напрямую влияет на активность ребенка и правильное восприятие цветов, поэтому в дневные часы в комнате должно быть достаточно светло. Ночью можно использовать ночник - ребенку он не помешает, а маме поможет быстро увидеть малыша в темноте.

В детской комнате важно по максимуму использовать естественный свет, для чего лучше выбирать помещение на восточной или юго-восточной стороне. Подоконники желательно оставить пустыми, а окна не завешивать плотными шторами.

Нарушение зрения у детей

Периодические осмотры у врача помогут вовремя выявить нарушение зрения у ребенка. Результат обследования зависит не только от осмотра, но и того, были ли у кого-нибудь в семье проблемы со зрением. Повышен риск также у тех детей, которые родились недоношенными, поэтому об этом также нужно сообщить врачу.

Зрение у ребенка нарушено, если наблюдаются следующие признаки:

  • в 3 месяца не следит за предметом одновременно двумя глазами,
  • нарушено движение глаза в разных направлениях,
  • отсутствие фокусировки на одной точке и постоянно движение глазами,
  • закатывание глаз,
  • зрачок белого цвета,
  • постоянная слезоточивость и чрезмерная чувствительность к свету.

Одной из патологий зрения считается астигматизм. Однако часто дети уже рождаются с такой особенностью, так как их глазное яблоко еще находится в стадии развития и зрение у новорожденных размытое. В большинстве случаев ситуация нормализуется к году. Обязательной коррекции требует астигматизм, превышающий 1 Дптр.

К лечению заболевания нужно приступать сразу, как только офтальмолог выявил отклонение от нормы, в ином случае оно может повлечь за собой появление сопутствующих проблем, таких как амблиопия (подавление работы одного глаза) и косоглазие. Чтобы назначить эффективное лечение, врач проведет серию проверок, включая осмотр на широкий зрачок. Расширяют зрачок с помощью капель атропина.

Видео - как лечить астигматизм у детей

Из-за изменения тонуса мышц или поражения нервов глаза может возникнуть косоглазие , которое отличается от того, что можно наблюдать у новорожденных, и не считается нормой. Косоглазие опасно тем, что может привести к нарушению формирования бинокулярного зрения, когда мозг соединяет в одну картинку изображения с обоих глаз. Лечение косоглазия включает в себя создание ширмы на здоровый глаз и тренировки косящего. При значительном угле отклонения требуется оперативная коррекция.

Видео - детский офтальмолог о косоглазии

С течением времени у некоторых малышей врожденная гиперметропия (дальнозоркость) может перейти в миопию (близорукость). Также возможны случаи врожденной близорукости, особенно у недоношенных детей. Причинами возникновения близорукости у детей считаются наследственность, нарушение гигиены, неправильное питание, переутомление, ослабленная оболочка глаза, различные болезни. Основное лечение близорукости нацелено на замедление падения зрения.

Видео - детский офтальмолог о близорукости

Наиболее заметными патологиями глаз у детей до года являются опущение верхнего века (птоз) и подергивание глаз по вертикали или горизонтали (нистагм). Причиной нистагма становятся поражения мозга и различные заболевания: сильная близорукость, поражение сетчатки и подобное. Возникновение птоза связано с поражением мышцы или нерва, ответственного за верхнее веко, которые в свою очередь возникают при родовых травмах и кровоизлияниях.

Орган зрения играет исключительную роль в развитии ребёнка первого года жизни. Глаза поставляют в головной мозг более 90% информации об окружающем мире. Нервная система младенца находится в тесной связи с органами чувств. Первый год жизни - самый интенсивный период развития зрительной функции. Родителям необходимо знать об основных этапах развития глаз грудного ребёнка и возможных проблемах для своевременного обращения к специалисту.

Общий план строения органа зрения

Орган зрения - уникальная по сложности структура человеческого организма. Глазное яблоко и нервные пути передачи зрительной информации в головной мозг развиваются ещё долгое время после окончания внутриутробного периода и появления ребёнка на свет.

Глазное яблоко состоит из трёх основных компонентов:

Для формирования изображения световой пучок преломляется в следующих анатомических структурах глаза:


На сетчатке после прохождения светом всех оптических структур глазного яблока формируется перевёрнутое изображение. Оба глаза воспринимают предмет по-разному. Информация в виде электрического сигнала от клеток сетчатки по зрительному нерву отправляется в специализированный отдел головного мозга, в котором различные перевёрнутые изображения с обоих глаз формируются в единый образ предмета.

Перевёрнутое изображение предмета на сетчатке преобразует в правильное головной мозг

Острота зрения напрямую зависит от прозрачности и силы преломления оптических сред и длины глазного яблока.

Развитие зрения в первый месяц жизни

Все описанные выше анатомические структуры глазного яблока, как и острота зрения, продолжают своё развитие и после рождения ребёнка.

Ошибкой было бы полагать, что новорождённый ничего не видит и не слышит. Это утверждение весьма далеко от истины. Слуховые ощущения у плода возникают ещё в период внутриутробной жизни. Зрительные формируются только после его появления на свет.

Острота зрения новорождённого составляет приблизительно одну десятую от таковой взрослого человека. Ребёнок в этот период способен различать контуры крупных предметов с небольшого расстояния.

Цветовое восприятие в первые дни жизни снижено. Строение сетчатки новорождённого подразумевает наличие палочек и колбочек на периферии. В центральной же зоне (жёлтом пятне), на которой строится изображение предмета, при рождении их очень мало. В течение первого месяца жизни палочки и колбочки постепенно перемещаются к центру, вследствие чего ребёнок начинает различать яркие красные и оранжевые цвета.

Палочки и колбочки - специализированные светочувствительные клетки сетчатки

Формирования единого образа предмета на основе изображений на обеих сетчатках (бинокулярного зрения) при рождении ещё нет. Полноценная картина мира в виде пространственных образов у ребёнка в течение первого месяца отсутствует. В это время мозг только привыкает к поступлению разных сигналов с двух сетчаток.

Размер глазного яблока при рождении меньше, чем у взрослого. В первый месяц жизни отмечается особенно бурный рост анатомических структур: хрусталика, стекловидного тела.

Роговица новорождённого имеет более выпуклую форму, нежели у взрослого. В связи с этим несколько изменено преломление света в разных её участках. У новорождённых может наблюдаться размытое изображение предмета на сетчатке глаза. Причина в этом случае - разная кривизна роговицы, или астигматизм.

Рост роговицы может приводить к транзиторному астигматизму

Зрительный нерв - проводник информации от сетчатки в головной мозг - также меняется в этом возрасте. Основной процесс - формирование миелиновой оболочки нервных волокон.

В возрасте одного месяца новорождённый может следить за движущимся предметом и фиксировать взгляд на неподвижном. В этот период у ребёнка можно заметить явление косоглазия - отклонение зрачка от центральной оси. Однако до шести месяцев специалисты считают его вариантом нормы.

Кровоснабжение сетчатки в этот период имеет одну важную особенность: у новорождённого сосуды сильнее развиты в носовой части, чем в височной.

Сосуды сетчатки у новорождённого сильнее развиты в носовой части

Зрение двухмесячного малыша

В два месяца острота зрения ребёнка приблизительно достигает одной пятой от таковой у взрослого. В этом возрасте малыш уже способен различать черты лица матери и даже узнавать их. Видеть контуры предметов глаз теперь умеет на расстоянии около полуметра.

Бинокулярное зрение появляется к концу второго месяца жизни. Мозг уже научился формировать единый образ предмета. Теперь ребёнку доступна пространственная картина мира.

Бинокулярное зрение позволяет видеть предмет объёмным

Жёлтое пятно сетчатки постепенно всё больше заполняется колбочками. Теперь ребёнок способен различать основные яркие цвета: красный, синий, жёлтый, зелёный. Однако переходные оттенки ему всё ещё не доступны. В первые два месяца малышу лучше всего покупать яркие игрушки.

Продолжается рост глазного яблока, хрусталика и стекловидного тела. Роговица приобретает более привычную форму.

Волокна зрительного нерва ещё в утробе матери заложены природой в избыточном количестве. Часть их за первые два месяца погибнет. Это запрограммированный процесс. Качество зрения при этом страдать не будет.

Информация от обеих половин сетчаток поступает в головной мозг по определённым волокнам зрительного нерва

Сосудистая сеть заканчивает развиваться в височном отделе сетчатки глаза.

В этом возрасте родители уже могут заметить, что ребёнок способен длительно фиксировать взгляд на неподвижном предмете. А также малыш уже умеет довольно долго следить за движущимися объектами.

Доктор Комаровский о зрении младенца - видео

Основные достижения третьего и последующих месяцев жизни

Процесс становления остроты зрения (клинической рефракции) происходит довольно долго, вплоть до школьного возраста. Однако ребёнок к концу своего первого года способен чётко различать близкорасположенные и отдалённые предметы. Длина глазного яблока станет такой, как у взрослого, только к двум годам.

Цветовосприятие у ребёнка за год достигнет пика развития. К 10 месяцам малыш способен различать фактически все многообразие цветов и оттенков окружающего мира.

Осознанный взгляд и координированное действие глазных мышц доступны ребёнку в возрасте шести месяцев. К этому времени явление косоглазия, если оно было, должно ликвидироваться.

Косоглазие - результат нескоординированной работы глазных мышц

Формирование миелиновой оболочки зрительного нерва в первый год происходит наиболее интенсивно, однако заканчивается оно не ранее двухлетнего возраста.

Миелиновая оболочка обеспечивает высокую скорость передачи нервного импульса

К трём месяцам ребёнок способен фиксировать взгляд на предметах, находясь в вертикальном положении на руках у родителей. По истечении шестнадцати недель после появления на свет малыш чётко узнаёт свою мать, что сопровождается эмоциональным выражением радости. К пяти месяцам ребёнок отличает лица близких родственников. К концу первого года жизни малыш узнаёт людей на фотографии.

Косоглазие у детей первого года жизни - видео

Особенности зрения недоношенного новорождённого

Недоношенность - состояние не только внутренних органов. Зрение ребёнка, рождённого до срока сорок недель, сильно отличается от такового у доношенного.

Родившийся ранее 28 недель внутриутробного развития младенец не способен реагировать на свет. В более поздние сроки отмечается зажмуривание и общая двигательная реакция.

Фиксация взгляда в первый месяц жизни у таких детей отсутствует. При сроке рождения после 30 недель подобная зрительная функция появится только к трём месяцам жизни. 32–34 недели развития в утробе матери обеспечат новорождённому фиксацию взгляда в возрасте 1,5–2 месяцев. Диаметр роговицы у ребёнка увеличивается пропорционально продолжительности внутриутробной жизни.

У недоношенного ребёнка слабо развито кровоснабжение сетчатки. Чем меньше гестационный (внутриутробный) возраст, тем более вероятно появление отёка пигментной оболочки глаза и последующего нарушения её структуры в виде ретинопатии. Часто при осмотре сетчатки выявляются очаги кровоизлияний, локализованные в основном в области жёлтого пятна.

Основная проблема органа зрения недоношенного ребёнка - риск отслойки сетчатки

На сетчатке глаза у глубоко недоношенных детей выявляется зона, совсем не содержащая сосудов (аваскулярная). В 34 недели она практически не наблюдается.

Область вхождения зрительного нерва в сетчатку (диск) имеет размытые края. Чёткая очерченность вместе с розовой окраской появляется только на сроке сорок недель.

Область жёлтого пятна как скопление колбочек у детей, появившихся на свет до 30-й недели беременности, вообще отсутствует. На её развитие уйдёт около трёх месяцев. У малышей, рождённых на 34-й неделе гестации, этот процесс занимает около полутора месяцев.

Проблемы органа зрения на первом году жизни

Основными предрасполагающими факторами развития патологий органа зрения у ребёнка первого года жизни являются:


Наиболее актуальными проблемами зрительной функции у детей первого года жизни являются патологии сетчатки глаза, хрусталика, клинической рефракции, нерва, слёзных каналов.

Проблемы органа зрения грудных детей - таблица

Вид патологии Локализация процесса Суть проблемы Возможный исход заболевания
Ретинопатия недоношенных Сетчатка глаза
  • нарушение формирования сосудов сетчатки;
  • прорастание сосудов в стекловидное тело;
  • отслойка сетчатки.
Полная потеря зрения
Частичная атрофия зрительного нерва Волокна зрительного нерва Отмирание части нервных волокон
  • изменение светового и цветового восприятия;
  • полная потеря зрения.
Глаукома Структуры передней камеры глаза
  • повышение внутриглазного давления;
  • частая связь с ретинопатией недоношенных.
Полная потеря зрения
Врождённая миопия Глазное яблоко
  • значительно удлиняется глазное яблоко;
  • миопия достигает 15–30 диоптрий.
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Врождённая катаракта Хрусталик Помутнение хрусталика
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Врождённая микрофтальмия Глазное яблоко Уменьшение размеров глазного яблока
  • ухудшение остроты зрения;
  • полная потеря зрения.
Дакриоцистит Слёзный мешок
  • непроходимость носослёзного канала;
  • инфекционное воспаление слёзного мешка.
  • гнойное воспаление глазной орбиты;
  • тромбоз кавернозного синуса.

Патологии глаз у ребёнка первого года жизни - фотогалерея

Полная атрофия диска зрительного нерва ведёт к необратимой слепоте Глаукома может привести к отслойке сетчатки, атрофии зрительного нерва и полной потере зрения Катаракта - следствие перенесённой в утробе матери краснушной инфекции Микрофтальм - частое явление при внутриутробном инфицировании вирусом краснухи Дакриоцистит - инфекционное воспаление слёзного мешка на фоне непроходимости носослёзного канала Отслойка сетчатки на фоне ретинопатии может привести к пожизненной слепоте

Ретинопатия недоношенных - видео

Как обнаружить у грудничка проблемы со зрением

Анатомические отклонения в строении глазного яблока (микрофтальмию) увидит врач-неонатолог сразу после рождения.

Остроту зрения у ребёнка первого года жизни точно определить фактически невозможно. Отклонения в показателях клинической рефракции выявляются не ранее двухлетнего возраста. Родителям ребёнка первых месяцев жизни необходимо ориентироваться по реакции малыша на свет, фиксации взгляда на неподвижном объекте, слежению за движущимся предметом.

Отсутствие розового свечения сетчатки (так называемого эффекта красных глаз) говорит о помутнении хрусталика (катаракте).

Постоянное слезотечение сигнализирует о непроходимости носослёзного канала. Припухлость, покраснение области под глазным яблоком является следствием инфекционного воспаления слёзного мешка (дакриоцистита).

Явление косоглазия, не исчезнувшее по истечении шести месяцев жизни, требует внимания специалиста.

Роль родителей в развитии органа зрения у ребёнка

Развитие органа зрения у ребёнка первого года жизни - чрезвычайно важная задача воспитания. Рекомендуется использовать следующие мероприятия в зависимости от возраста малыша.

Мероприятия по развитию органа зрения у грудничка - таблица

1 месяц 2–3 месяца 4 месяца 5–6 месяцев 7–8 месяцев 10–12 месяцев
  • показывать ребёнку яркую погремушку;
  • использовать предметы ярких контрастных цветов и различных форм.
  • показывать картинки, игрушки;
  • подвешивать игрушки в стороне или возле ног.
Давать ребёнку игрушку в руку
  • играть в прятки;
  • давать игрушки в руки как можно чаще;
  • выкладывать игрушки вблизи ребёнка.
Побуждать ребёнка ползти к интересным игрушкам
  • показывать фотографии родных;
  • показывать яркие иллюстрации в детских книжках.

Развивающие картинки для грудничка - фотогалерея

Изучение ярких картинок развивает цветовое восприятие ребёнка Малышу полезно изучать цветные картинки Яркие цвета картинки привлекают внимание малыша

Зрение - важнейшее средство познания ребёнком первого года жизни окружающего мира. Развитие зрительной функции во многом зависит от деятельного участия в этом процессе родителей. Возникновение проблем с глазами - повод запланировать визит к детскому офтальмологу.