Повышенная тревожность - симптомы, причины, что делать, лечение. Повышенная тревожность

Тревожность – это одна из индивидуальных психологических особенностей личности, проявляющаяся повышенной склонностью человека к беспокойству, тревоге, страху, который зачастую не имеет под собой достаточных оснований. Охарактеризовать это состояние можно и как переживание дискомфорта, предчувствие некой угрозы. Тревожное расстройство принято относить к группе невротических расстройств, то есть к психогенно обусловленным патологическим состояниям, характеризующимся разнообразной клинической картиной и отсутствием нарушений личности.

Состояние тревожности может проявляться у людей любого возраста, в том числе и у маленьких детей, однако, согласно статистике, чаще всего от тревожного расстройства страдают молодые женщины в возрасте двадцати-тридцати лет. И хотя время от времени, находясь в определенных ситуациях, каждый человек может испытывать тревогу, о тревожном расстройстве будет идти речь, когда это чувство становится слишком сильным и неконтролируемым, что лишает человека возможности вести нормальную жизнь и заниматься привычной деятельностью.

Существует целый ряд нарушений, в симптоматику которых входит тревога. Это фобическое, посттравматическое стрессовое или паническое расстройство. Об обычной тревожности, как правило, идет речь, при генерализованном тревожном расстройстве. Чрезмерно острое чувство тревоги заставляет человека беспокоиться практически постоянно, а также испытывать различные психологические и физические симптомы.

Причины развития

Точные причины, способствующие развитию повышенной тревоги науке неизвестно. У одних людей состояние тревожности появляется без видимых причины, у других — становится следствием пережитой психологической травмы. Считается, что определенную роль здесь может сыграть и генетический фактор. Так, при наличии определенных генов в головном мозге возникает некий химический дисбаланс, что и вызывает состояние психической напряженности и тревоги.

Если принять во внимание психологическую теорию о причинах возникновения тревожного расстройства, то чувство тревоги, а также фобии первоначально могут возникать в качестве условно-рефлекторной реакции на какие-либо раздражающие стимулы. В дальнейшем аналогичная реакция начинает возникать и при отсутствии такого стимула. Биологическая теория говорит о том, что тревога является следствием неких биологических аномалий, например, при повышенном уровне продуцирования нейромедиаторов – проводников нервных импульсов в головном мозгу.

Также повышенная тревожность может стать следствием недостаточной физической активности и нерационального питания. Известно, что для поддержания физического и психического здоровья необходим правильный режим, витамины и микроэлементы, а также регулярная физическая активность. Их отсутствие негативно влияет на весь человеческий организм и может стать причиной тревожного расстройства.

У некоторых людей состояние тревожности может быть связано с новой, незнакомой окружающей средой, кажущейся опасной, собственным жизненным опытом, в котором имели место неприятные события и психологические травмы, а также особенностями характера.

Кроме того, такое психическое состояние, как тревога, может сопровождать многие соматические заболевания. Прежде всего, сюда можно отнести любые эндокринные нарушения, в том числе и гормональный сбой у женщин при климаксе. Внезапное чувство тревоги иногда становится предвестником инфаркта, а также может свидетельствовать о падении уровня сахара в крови. Психические заболевания также очень часто сопровождаются тревожностью. В частности, тревога является одним из симптомов шизофрении, различных неврозов, алкоголизма и т.д.

Виды

Среди существующих типов тревожного расстройства чаще всего в медицинской практике встречается адаптативное и генерализованное тревожное расстройство. В первом случае человек испытывает неконтролируемую тревогу в сочетании с иными негативными эмоциями при приспосабливании к какой-либо стрессовой ситуации. При генерализованном тревожном расстройстве чувство тревоги сохраняется перманентно и может направляться на самые различные объекты.

Существует несколько видов тревожности, наиболее изученными и чаще всего встречающимися из них являются:


У некоторых людей тревога является чертой характера, когда состояние психической напряженности присутствует всегда вне зависимости от конкретных обстоятельств. В других случаях тревога становится своеобразным средством избегания конфликтных ситуаций. При этом эмоциональное напряжение постепенно накапливается и может привести к возникновению фобий.

Для иных людей тревога становится оборотной стороной контроля. Как правило, состояние тревожности характерно для людей, стремящихся к безупречности, обладающих повышенной эмоциональной возбудимостью, нетерпимостью к ошибкам, беспокоящимся о собственном здоровье.

Помимо разнообразных видов тревожности, можно выделить и основные ее формы: открытую и закрытую. Открытую тревогу человек переживает осознанно, при этом такое состояние может быть острым и нерегулируемым либо компенсируемым и контролируемым. Осознаваемую и значимую для конкретной личности тревожность называют «насаждаемой» или «культивируемой». В таком случае тревога выступает в виде своеобразного регулятора активности человека.

Скрытое тревожное расстройство встречается намного реже, нежели открытое. Такая тревога является в различной степени неосознаваемой и может проявляться в поведении человека, излишнем внешнем спокойствии и т.д. В психологии такое состояние иногда называют «неадекватным спокойствием».

Клиническая картина

Тревожность, как и любое иное психическое состояние способно выражаться на различных уровнях человеческой организации. Так, на физиологическом уровне тревога может вызывать следующие симптомы:


На эмоционально-когнитивном уровне тревога проявляется в постоянной психической напряженности, чувстве собственной беспомощности и незащищенности, страхом и беспокойством, снижением концентрации внимания, раздражительностью и нетерпимостью, невозможностью сосредоточиться на конкретной задаче. Эти проявления нередко заставляют людей избегать социальных взаимодействий, искать причины не посещать учебу или работу и т.д. В результате этого состояние тревоги только усиливается, также страдает и самооценка больного. Излишне концентрируясь на собственных недостатках, человек может начать испытывать отвращение к самому себе, избегать любых межличностных взаимоотношений и физических контактов. Одиночество и чувство «второсортности» неизбежно приводят к проблемам в профессиональной деятелньости.

Если рассматривать проявления тревоги на поведенческом уровне, то они могут заключаться в нервном, бессмысленном хождении по помещению, качание на стуле, стуке пальцами по столу, тереблении собственной пряди волос или посторонних предметов. Привычка грызть ногти также может являться признаком повышенной тревоги.

При тревожных нарушениях адаптации, человек может испытывать признаки панического расстройства: внезапные приступы страха с проявлением соматических симптомов (одышка, учащенное сердцебиение и т.д.). При обсессивно-компульсивном расстройстве на первый план в клинической картине выходит навязчивые тревожные мысли и идеи, заставляющие человека постоянно повторять одни и те же действия.

Диагностика

Диагностика тревоги должна проводиться квалифицированным врачом-психиатром на основании имеющихся у пациента симптомов, которые должны наблюдаться на протяжении нескольких недель. Как правило, выявить тревожное расстройство не трудно, однако сложности могут возникнуть при определении конкретного его типа, так как многие формы имеют одинаковые клинические признаки, но отличаются временем и местом возникновения.

Прежде всего, подозревая тревожное расстройство, специалист обращает внимание на несколько важных аспектов. Во-первых, присутствие признаков повышенной тревожности, к коим могут относиться нарушения сна, тревога, фобии и т.д. Во-вторых, учитывается длительность течения имеющейся клинической картины. В-третьих, необходимо убедиться, что все имеющиеся симптомы не представляют собой реакцию на стресс, а также не связаны с патологическими состояниями и поражениями внутренних органов и систем организма.

Само диагностическое обследование проходит в несколько этапов и помимо подробного опроса пациента включает в себя оценку его психического состояния, а также соматическое обследование. Тревожное расстройство следует отличать от тревоги, которая часто сопровождает алкогольную зависимость, так как в этом случае требует совершенно иное медицинское вмешательство. На основании результатов проведенного соматического обследования также исключаются заболевания соматической природы.

Как правило, тревога – это состояние, поддающееся коррекции. Метод лечения подбирается врачом в зависимости от преобладающей клинической картины и предполагаемых причины расстройства. Сегодня наиболее часто используется медикаментозная терапия с использованием препаратов, воздействующих на биологические причины тревоги и регулирующие продукцию нейромедиатров в головном мозге, а также психотерапия, направленная на поведенческие механизмы появления состояния тревоги.

психологическая особенность, характеризующаяся склонностью к беспокойству в большинстве жизненных ситуаций. Может проявляться чрезмерной привязанностью к матери, возбудимостью, гиперактивностью, подавленностью, замкнутостью, застенчивостью, страхами, нарушениями сна, аппетита. Диагностируется с помощью клинических (опрос, осмотр) и психологических (тесты, опросники) методик. Основой лечения является психологическая помощь, которая при необходимости дополняется применением лекарственных препаратов – антидепрессантов, транквилизаторов.

Общие сведения

Тревога – комплекс эмоциональных, когнитивных, поведенческих реакций, возникающих при воздействии стрессоров: определенных ситуаций, межличностных контактов, внутренних сигналов организма, прошлого опыта. Периодическое или постоянное чувство тревоги называется тревожностью. При слабой выраженности рассматривается как качество личности, индивидуальная особенность, при усилении – как психическое расстройство . Распространенность патологической тревожности в составе аффективных расстройств среди детей и подростков составляет 2%. Менее выраженные устойчивые симптомы определяются примерно у 40-60% дошкольников и школьников. До 12 лет патология чаще диагностируется у мальчиков, в последующем – у девочек.

Причины повышенной тревожности

Тревожность развивается как результат воздействия внутренних и внешних факторов. Преобладание тех или иных причин определяется возрастом. Выделяют четыре большие группы обстоятельств, способствующих возникновению данной патологии:

  • Эмоциональный опыт. Актуальная повышенная тревожность поддерживается эмоциями, которые вызываются воспоминаниями о пережитом событии. Боязнь повтора требует постоянного контроля ситуации, самоконтроля. Неспособность управлять обстоятельствами провоцирует тревогу, порождает новый негативный опыт, который становится дополнительным источником беспокойства.
  • Личностные особенности. Источниками постоянной тревоги являются внутриличностные конфликты. Актуализация происходит при формировании противоречия между идеальным и реальным образом Я. Тревожности подвержены ранимые, обидчивые, предрасположенные к запоминанию негативного опыта дети, подростки.
  • Семейное воспитание. Диапазон искаженных стилей воспитания, способных сформировать повышенную тревожность, очень широк. Напряжение, беспокойство развиваются на базе противоречивых, завышенных родительских требований, их несоответствия требованиям педагогов, негативного отношения, положения зависимости, подчинения. Причиной может стать тревожность родителей, компенсируемая гиперопекой , ограничением свободы ребенка.
  • Влияние школы. Учебная тревожность начинает формироваться у детей дошкольного возраста. Развитию эмоциональной напряженности способствует стиль работы воспитателя, завышенные требования, сравнение детей между собой. Начало школьного обучения является стрессом для ребенка. Новая среда, правила, нормы, отношения становятся источником неопределенности, тревоги. Эмоциональное расстройство закрепляется при больших учебных нагрузках, сложностях освоения учебной программы, наказаниях родителей за плохие оценки, негативном отношении одноклассников.

Группу риска повышенной тревожности составляют дети, подростки, проживающие в неблагоприятных бытовых условиях, имеющие родителей с невротическими, депрессивными расстройствами, алкоголизмом , наркоманией . Провоцирующим фактором является состояние здоровья ребенка – болезни, недомогания увеличивают вероятность развития тревожности.

Патогенез

Основу патогенеза повышенной тревожности образует взаимодействие биологических, психологических факторов. На уровне физиологии тревога является реакцией нервной системы на потенциально опасные стимулы. Происходит увеличение продукции нейромедиаторов, электрическая стимуляция стволовой части головного мозга формирует страх, тревогу. Тревожные расстройства относятся к неврозам , характеризуются парциальностью, многообразием клинических проявлений, сохранностью критического отношения пациента.

Представители психоанализа полагают, что в основе тревожности лежит внутренний конфликт между существующей потребностью, желанием ее реализации и непринятием со стороны общества. Сторонники поведенческих теорий рассматривают тревогу как условно-рефлекторную реакцию на болезненный, устрашающий стимул. Последователи когнитивного направления определяют патогенез тревожности как формирование ошибочных, искаженных мыслительных образов (преувеличение проблемы).

Классификация

Распространенной классификацией повышенной тревожности детей и подростков является хронологическая. Для каждого варианта расстройства характерен определенный возраст начала, симптомы сохраняются длительное время, наслаиваются друг на друга. Существует четыре типа тревожности:

  • Примитивная реактивность. Сензитивный период – младенчество. Тревога возникает при неожиданной сенсорной стимуляции: воздействии звука, света, удара.
  • Тревожность разлуки. Возраст – раннее детство. Нарушение происходит из страха сепарации от матери, отца, близких людей, знакомой обстановки.
  • Страх чужих. Период возникновения – дошкольное детство. Усложняются социальные взаимоотношения, ребенок общается с воспитателями, сверстниками. Многообразие контактов, их эмоциональная окрашенность порождают тревогу.
  • Боязнь событий, объектов. Развивается у старших дошкольников, младших школьников. Представлена страхом темноты, нереального (привидения, чудища), смерти, болезни, социальных контактов.

Симптомы повышенной тревожности

Клиническая картина изменяется по мере взросления, со временем симптомы становятся более сложными, разнообразными. У новорожденных повышенная тревожность проявляется повышенным двигательным беспокойством, плаксивостью, частыми пробуждениями ночью, сниженным аппетитом. Ребенок 2-4 лет чрезмерно привязан к маме как к источнику спокойствия. Тревога сопровождается возбудимостью, гиперактивностью либо подавленностью, апатией. Формируются страхи – оформленные источники тревожности. На фоне стресса развивается вторичная иммунная недостаточность, ребенок часто болеет.

У дошкольников определяется заниженный уровень самооценки. В детсадовской группе они предпочитают играть одни, замкнуты, скромны. Нередко повышенная тревожность переходит в невроз, сопровождающийся фобиями , навязчивыми действиями, мыслями. Внешне это проявляется страхом закрытых/открытых пространств, темноты, откусыванием ногтей, выдергиванием волос, частым мытьем рук, онанизмом. Речь тихая, робкая. Характерны психосоматические симптомы: головокружения, абдоминальные боли, учащение сердцебиения.

При взрослении ребенка повышенная тревожность становится более осознанной, закрепляется, трансформируясь в тревожно-невротический вариант развития личности. При отсутствии стрессов, конфликтных ситуаций заостренные черты компенсируются различными поведенческими, когнитивными способами: избеганием публичных выступлений, предпочтением одиночества компании, обесцениванием ситуаций, провоцирующих тревогу. Декомпенсация провоцируется внешними и внутренними (гормональной перестройкой) причинами, требует помощи врачей, психологов .

Осложнения

Без лечения повышенная тревожность детей и подростков приводит к развитию ипохондрического, обсессивно-компульсивного невроза , фобического тревожного расстройства. При длительном сглаженном течении развивается тревожно-мнительная, психастеническая акцентуация характера. Она определяет стиль поведения подростка, его жизненные выборы: доминирует мотив избегания неудач, повышен самоконтроль, отсутствует умение реализовывать себя. Кризисные, конфликтные ситуации приводят к состоянию декомпенсации, часто принимающему форму соматического заболевания, депрессии .

Диагностика

Диагностика повышенной тревожности производится детским психиатром , медицинским психологом. Используются следующие методы:

  • Клиническая беседа, наблюдение. Специалист выясняет у родителей симптомы, их продолжительность, выраженность, время начала. Обсуждает с ребенком сферы жизни, сопровождающиеся тревогой: процесс засыпания, отношения со сверстниками, учебные сложности. Подростки способны рассуждать о возможных причинах эмоционального напряжения. При наблюдении за поведением пациента отмечаются характерные признаки: робость, скованность, неуверенность, застенчивость, боязливость.
  • Психодиагностические методики. Детям до 10-11 лет предлагается выполнить рисуночные тесты, тесты интерпретации образного материала (чаще всего – социальных ситуаций). Подростки, родители заполняют опросники: патохарактерологический диагностический опросник (ПДО), опросник Спилберга-Ханина, шкалу Филлипса, опросник Лаврентьевой, Титаренко.

Повышенная тревожность детей и подростков дифференцируется от тревожно-депрессивных состояний, замкнутости как симптома реакции дезадаптации, шизофрении . При затруднениях в различении расстройств клиническими методами используются дополнительные психологические методики: опросники депрессии, личностные опросники, пробы для исследования мышления.

Лечение повышенной тревожности

Основу лечения составляет помощь психолога, психотерапевта . Она имеет ряд направлений:

  • Повышение самооценки. Адекватная самооценка – фундамент уверенности, гармоничной личности. Тревожные дети посещают групповые встречи, им предоставляется возможность в «щадящих» условиях проявить себя. Выполняются упражнения на похвалу, поддержку, благодарность. Для наглядности достижений заводится дневник самоотчета, стенд. Проводятся , обсуждаются способы внутрисемейного взаимодействия.
  • Устранение напряжения. С подростками отрабатываются навыки релаксации, дыхательные техники, выполняется коррекция ошибочных суждений, вызывающих напряжение. У детей младшего возраста снятие напряжения осуществляется через телесный контакт – объятия, поглаживания, массаж. Второй способ – творческие занятия (): рисование, лепка, создание, обыгрывание сказок.
  • Самоконтроль. Скованность, стеснительность тревожных детей – проявления сверхконтроля. Через сказкотерапию, организованную ролевую игру ребенок научается выражать свои эмоции (страх, беспокойство), осознавать, принимать их.

Наряду с психологической помощью может использоваться – антидепрессанты, противотревожные препараты (транквилизаторы). Необходимость приема лекарств, схема терапии определяется психиатром индивидуально.

Прогноз и профилактика

Повышенная тревожность детей и подростков хорошо поддается коррекции психологическими методами. Для скорейшего выздоровления важно чтобы эти методы применялись в повседневной жизни – родителями, родственниками, учителями. Профилактика заключается в развитии, поддержании чувства уверенности, защищенности. Родителям необходимо сопоставить свои требования с возможностями ребенка, чаще хвалить его за успехи, поддерживать при неудачах. Стоит обсуждать все сложные жизненные ситуации, совместно находить оптимальный выход, закреплять способ поведения – вырабатывать эффективные поведенческие паттерны (что сказать обидчику, как отвечать у доски). Повышению уверенности, снятию соматических симптомов способствует регулярная физическая активность. Рекомендуется подбирать спортивные занятия, приносящие удовольствие ребенку.

Иногда чувство тревожности перестает быть разумным и буквально берет нас в плен. И тогда мы переживаем обо всем: начиная от вероятности внезапной простуды ребенка до начала глобального потепления... сайт - о том, как избавиться от нехороших мыслей и прогнать чувство постоянной тревоги.

"Здравствуйте. Прошу Вас о помощи. Я нахожусь практически в постоянной тревоге за свою девятилетнюю дочь. Я очень боюсь, что с ней вдруг что-нибудь случится.

Чувство тревоги возникает спонтанно в особенно счастливые моменты. Или после прочтения очередных ужасных новостей в интернете (убили, зарезали, подожгли и т. д.). Насилие и агрессия - основные темы СМИ.

Зная, что мысли материальны, я просто схожу с ума: не думать не получается..."

Страх или другие сильные эмоции заставляют человека делать поспешные выводы. Таким образом мы обобщаем совершенно не связанные факты, делаем выводы из единичных случаев, и почему-то примеряем все произошедшее где-то и с кем-то на свою жизнь.

Человек тревожный склонен переживать по самому незначительному поводу и видеть во всем катастрофы и ужасы. Чтобы уменьшить тревожность, такой человек придумывает различные ритуалы.

Например, по 10 раз проверяет, закрыта ли входная дверь, контролирует своих близких, названивая им каждые полчаса, не разрешает детям гулять со сверстниками, представляя ужасные последствия такого общения…

Тревожный человек уверен, что мир очень опасен и полон угроз. Он во всем видит препятствия и ожидает проблем.

Надо сказать, что средства массовой информации весьма способствуют такому восприятию, ежедневно пичкая нас рассказами об ужасах, происходящих в мире.

Вот и получается, что живут тревожные люди, постоянно беспокоясь о будущем и стараясь обезопасить себя и своих близких от возможных неприятностей. На это они тратят очень много сил, времени и эмоций.

К сожалению, в большинстве случаев эти усилия приводят к нервным расстройствам, депрессиям (ведь человек все время думает о плохом) и раздражению близких (ведь их постоянно контролируют).

Получается, что тревожному человеку со всех сторон живется тяжело. Но, несмотря на это, он продолжает беспокоиться, потому что не может иначе.

На ней изображено все, что происходит вокруг и имеет для нас значение, все то, что мы принимаем на веру или ощущаем: это и есть наше восприятие, то, что мы называем опытом или суммой представлений о действительности.

Картина мира создается с детства и на ней подробно расписано, что возможно в этой жизни для нас, а что нет.

Картина ребенка создается на основе картины окружающих его людей - родителей, друзей, учителей и т. д. И с этой картой он идет по жизни.

С течением времени и появлением нового опыта эта карта расширяется, но весь парадокс в том, что все последующие события воспринимаются человеком с точки зрения предыдущего опыта, за границы которого выйти очень сложно.

Мир состоит из мыслей и находится в голове. Любая картина мира «оживает» при частом направлении внимания на нее.

Прокручивать в голове ужастики про себя или своих близких абсолютно бесперспективно, - энергией страха можно только усугубить ситуацию. То, о чем мы думаем, нам чаще всего и встречается в жизни.

Меняя свои мысли, вы начинаете вести себя по-другому и добиваетесь иных результатов.

То, что в вашей власти создавать свои переживания, а не просто реагировать на внешние обстоятельства или воспоминания о прошлом, означает, что у вас есть широкий выбор, возможность управлять своей жизнью и творить собственное будущее.

Поэтому хороший способ избавиться от тревожности - сместить фокус своего внимания в позитивную сторону.

Во-первых, по возможности исключите из своей жизни плохие новости.

Не смотрите и не читайте криминальные сюжеты, сводки о катастрофах и войнах, - ведь вы сами формируете повод для страхов, погружаясь в негатив.

Выключайте телевизор, пропускайте статьи на эту тему. Пользы от этой информации никакой, а вот ваша впечатлительность начинает рисовать страшные картины.

Создайте для себя позитивное информационное поле, сконцентрируйтесь на положительной стороне жизни.

Вычеркиваем негатив из своей жизни

  1. Выгодный обмен

4 способа победить тревожность

Появление страха во многом обеспечивается воображением человека, способностью к ассоциации. Когда вы волнуетесь, воображение рисует картины ужасного будущего.

Картины могут быть огромных размеров и все время стоять перед глазами. А что если неприятную картину заменить приятной?

Представьте ситуацию, которая вызывает у вас приятные воспоминания. Ярко представляя это радостное переживание, определите, как вы себя чувствуете.

Вновь обратите внимание на свои чувства. Изменились ли они? Может, они стали сильнее?

Теперь позвольте воображению отдалиться, сделаться меньшим, более схематичным, слабым, пока оно не сожмется почти до размеров почтовой марки.

Каковы теперь ваши чувства? Определив это, верните изображение в его первоначальное положение.

С большинством людей происходит так: когда позитивное переживание приближается - позитивные чувства усиливаются, а когда оно отдаляется - они значительно ослабевают.

Если же вы желаете более интенсивно переживать позитивные эмоции, попросту приблизьте их к глазам воображения.

Но если вы хотите, чтобы переживания были менее интенсивными, можете их отодвинуть от себя.

Так же вы можете поступить с состоянием тревожности, отодвинув неприятные картины далеко-далеко или превратив их в еле заметную точку.

Можно взять временные системы: какое значение это событие имеет через 5 лет? Через два года? Завтра? Прямо сейчас? В общем, все зависит от конкретной ситуации, и логика здесь необязательна.

  1. Аффирмации

Очень помогают регулировать свое эмоциональное состояние позитивные утверждения, называемые аффирмациями.

Например, как только поймали себя на негативных мыслях, сразу повторяйте фразу «Я и мои близкие всегда и везде в безопасности», - повторяйте столько раз, сколько понадобится, чтобы успокоиться.

Вы можете придумать любые подходящие к вашей ситуации фразы. Главное, чтобы они были позитивными и в настоящем времени.

Если вас что-то беспокоит постоянно, повторяйте аффирмации каждый день в любую свободную минуту, - только так вы сможете достичь положительного эффекта.

Научившись управлять своим состоянием, вы сможете не только избавиться от тревожности, но и открыть свою жизнь для целой радуги положительных эмоций, которые, в свою очередь, привлекут массу приятных ситуаций в вашу жизнь!

Екатерина Горшкова,
психолог

Спасибо


Тревожные расстройства и паника: причины их возникновения, признаки и симптомы, диагностика и терапия

Под тревожными расстройствами подразумевают состояния, сопровождающиеся чрезмерной возбудимостью нервной системы, а также сильным необоснованным чувством тревоги и признаками, наблюдающимися при наличии некоторых патологий внутренних органов. Возникнуть данного рода расстройства могут на фоне хронического переутомления, стрессового состояния либо перенесенного тяжелого недуга. Подобные состояния нередко называют еще паническими атаками .
К явным признакам данного состояния можно причислить как головокружение , так и необоснованное чувство тревоги, а также болевые ощущения в области живота и груди, страх смерти либо неминуемой катастрофы, затрудненное дыхание, ощущение «кома в горле».
Как диагностикой , так и лечением данного состояния занимается врач-невропатолог .
Терапия тревожных расстройств предусматривает использование успокоительных препаратов, психотерапию , а также многочисленные методы снятия стресса и релаксации.

Тревожные расстройства – что это такое?

Тревожными расстройствами именуют целый ряд патологий центральной нервной системы, которые характеризуются постоянным чувством тревоги, возникающим по непонятным либо малозначимым причинам. При развитии данного состояния больной может жаловаться также на признаки некоторых других недугов внутренних органов. Так, к примеру, у него может отмечаться затрудненное дыхание, болевые ощущения в животе либо груди, кашель , чувство кома в горле и так далее.

Каковы причины развития тревожных расстройств?

К сожалению, до сих пор ученым не удалось установить истинную причину развития тревожных расстройств, однако ее поиски продолжаются до сих пор. Некоторые ученые утверждают, что данное заболевание является следствием нарушения работоспособности отдельных отделов головного мозга . Специалисты психологи пришли к выводу, что данного рода расстройства дают о себе знать из-за психологических травм, на фоне чрезмерного переутомления либо сильного стресса. Именно психологи уверены и в том, что данное состояние может возникнуть и в том случае, если у человека отмечается весьма ошибочное представление о тех или иных вещах, которое вызывает у него постоянное чувство тревоги.

Если брать в учет тот факт, что современное население просто вынуждено вести активный образ жизни, получается, что данное состояние может развиться у каждого из нас. К числу факторов, которые могут спровоцировать развитие данного рода расстройств, можно причислить также психологические травмы, возникшие в результате перенесенного тяжелого недуга.

Каким образом можно отличить «нормальную» тревогу, которая дает нам возможность уцелеть в опасной ситуации, от патологической тревоги, являющейся следствием тревожного расстройства?

1. В самую первую очередь стоит отметить, что бессмысленная тревога не имеет ничего общего с конкретной опасной ситуацией. Она всегда является придуманной, так как больной просто-напросто воображает в своем уме ситуацию, которой на самом деле не существует. Ощущение тревоги в таком случае истощает больного, причем как в физическом, так и в эмоциональном плане. Человек начинает испытывать чувство беспомощности, а также чрезмерную усталость.

2. «Нормальная» тревога всегда связана с реальной ситуацией. Ей не свойственно нарушать работоспособность человека. Как только угроза исчезает, у человека тут же проходит и тревога.

Тревожные расстройства – каковы их признаки и симптомы?

Кроме постоянного чувства тревоги, которое принято считать главным признаком данного рода расстройств, у человека может отмечаться также:

  • Страх перед ситуациями, которых на самом деле не существует, однако сам человек считает, что с ним это может случиться
  • Частая смена настроения, раздражительность, плаксивость
  • Суетливость, пугливость
  • Влажные ладони, приливы жара, потливость
  • Чрезмерная утомляемость
  • Нетерпеливость
  • Ощущение нехватки кислорода, неспособность глубоко вдохнуть либо внезапная потребность глубоко вдохнуть
  • Бессонница , нарушения сна, кошмары
  • Ухудшение памяти, нарушение концентрации внимания, снижение умственных способностей
  • Чувство «комка в горле», затруднения при глотании
  • Чувство постоянного напряжения, которое не дает возможности расслабиться
  • Головокружение, потемнение в глазах, учащенное сердцебиение
  • Болевые ощущения в области спины, поясницы и шеи, ощущение мышечного напряжения
  • Боли в груди, вокруг пупка, в подложечной области, тошнота , диарея


Немаловажно отметить тот факт, что все симптомы, которые были представлены вниманию читателей чуть выше, очень часто напоминают признаки других патологий. В результате, больные обращаются за помощью к огромному количеству специалистов, но только не к невропатологу.

Довольно часто у таких больных отмечаются еще и фобии – боязнь тех или иных предметов либо ситуаций. Самыми распространенными принято считать такие фобии как:

1. Нозофобия – боязнь определенного недуга либо страх заболеть вообще (к примеру, канцерофобия – боязнь заболеть раком ).

2. Агорафобия – боязнь очутиться в толпе людей либо в чрезмерно большом открытом пространстве, страх перед невозможностью выбраться из этого пространства либо толпы.

3. Социальная фобия – боязнь употреблять пищу в общественных местах, страх оказаться в обществе незнакомых людей, страх выступать перед публикой и так далее.

4. Клаустрофобия – страх находиться в замкнутых пространствах. В данном случае человек может бояться оставаться как в запертой комнате, так и в транспорте, в лифте и так далее.

5. Страх перед насекомыми, высотой, змеями и тому подобное.

Стоит отметить, что нормальный страх отличается от патологического, прежде всего, своим парализующим действием. Он возникает беспричинно, при этом полностью изменяя поведение человека.
Еще одним признаком тревожного расстройства принято считать обессивно-компульсивный синдром , представляющий собой постоянно возникающие идеи и мысли, которые провоцируют человека на какие-то одни и те же действия. Так, к примеру, люди, постоянно думающие о микробах, вынуждены чуть ли не каждые пять минут тщательно мыть руки с мылом.
Психическое расстройство – одно из тревожных расстройств, сопровождающееся внезапными повторяющимися приступами паники, возникающими без каких-либо причин. Во время такого приступа у человека отмечается учащенное сердцебиение, одышка , а также страх перед смертью.

Особенности тревожных расстройств у детей

Чувство паники и тревоги у ребенка в большинстве случаев объясняется его фобиями. Как правило, все дети, у которых имеется данное состояние, стараются не общаться со своими сверстниками. Для общения они выбирают бабушек либо родителей, так как среди них они чувствуют себя вне опасности. Довольно часто у таких детей понижена самооценка: ребенок считает себя хуже всех других, а также боится, что его родители перестанут его любить.

Диагностика тревожных расстройств и панических атак

Чуть выше мы уже говорили о том, что при наличии тревожных расстройств у больного отмечаются многочисленные симптомы схожие с признаками заболеваний нервной системы, пищеварительного тракта, зобом, астмой и так далее. Как правило, диагноз данной патологии удается установить только после того, как будут исключены все патологии, сопровождающиеся такими же симптомами. Как диагностика, так и терапия данного заболевания входит в компетенцию врача-невропатолога.

Терапия тревожных состояний

Терапия данного рода состояний предусматривает психотерапию, а также прием лекарственных средств, которым свойственно снижать чувство тревоги. Данными медикаментами являются анксиолитики .
Что касается психотерапии, то данный метод лечения основывается на многочисленных методиках, которые дают возможность больному реально взглянуть на все происходящее, а также помогают его организму расслабиться в момент приступа тревожного состояния. К числу психотерапевтических методик можно отнести как дыхательную гимнастику, так и дыхание в мешок, аутотренинги, а также выработку спокойного отношения к навязчивым мыслям в случае обсессивно-компульсивного синдрома.
Данный метод терапии может использоваться как индивидуально, так и для лечения небольшого количества людей одновременно. Больных учат как нужно себя вести в тех или иных жизненных ситуациях. Такое обучение дает возможность приобрести уверенность в себе, а, следовательно, преодолеть все угрожающие ситуации.
Терапия данной патологии посредством лекарственных препаратов предусматривает применение медикаментов, которые помогают восстановить нормальный обмен веществ в головном мозге. Как правило, в таких случаях больным прописывают анксиолитики, то есть успокоительные препараты. Различают несколько групп таких медикаментов, а именно:

  • Нейролептики (Тиаприд , Сонапакс и другие ) очень часто прописывают больным, дабы избавить их от чрезмерного чувства тревоги. На фоне применения данных медикаментов о себе могут дать знать такие побочные эффекты как: ожирение , снижение артериального давления , отсутствие полового влечения.
  • Бензодиазепиновые препараты (Клоназепам, Диазепам, Альпразолам ) дают возможность забыть о чувстве тревоги за достаточно короткий промежуток времени. При всем при этом они также могут вызвать развитие некоторых побочных эффектов типа расстройства координации движения, снижения внимания, привыкания, сонливости. Курс терапии данными медикаментами не должен превышать четырех недель.

Практически каждый второй клиент, приходящий ко мне на консультацию, перечисляя причины прихода, говорит о тревоге. Иногда он сам идентифицирует ее, иногда называет другим словом или описывает свое состояние так ярко, что становится сразу понятно, что имеется ввиду. Пожалуй, и правда, тревога, с которой сталкиваются абсолютно все люди в определенные моменты жизни, зачастую является одной из основных причин обращения к психологу. А конкретно, затянувшееся тревожное состояние или повышенный уровень тревожности. Чем грозит данное состояние и каким образом можно с ним работать будем разбираться в этой статье.

Что такое тревожность

Тревогой в психологической науке называют эмоциональное состояние, имеющее негативный оттенок. Человеку, находящемуся в состоянии тревоги, свойственно ожидание чего-то нехорошего, например, неблагоприятного исхода событий или отрицательных последствий. Тревогу часто путают со страхом, однако между ними есть одно яркое отличие: страх всегда имеет объект и носит конкретный характер (например, страх пауков или высоты), а тревога всегда беспредметна, зачастую ее природа не ясна даже самому человеку, она всегда имеет неопределенные причины.

Тревожность в психологии – это способность человека испытывать состояние тревоги, связанное с возникновением переживаний в различных ситуациях. Любому человеку присущ определенный, так называемый нормальный уровень тревожности, который носит временный характер и с которым человек при желании может легко справиться. Однако, если состояние тревоги носит длительный характер, человек не может с ним справиться самостоятельно и оно оказывает дезорганизующее влияние на жизнь, то говорят о состоянии повышенной тревожности. Повышение уровня тревожности сопутствует возникновению различных заболеваний и существенному снижению качества жизни.

Симптомы тревожности

Тревожность имеет психологические и физиологические проявления, по которым ее легко можно идентифицировать. Среди психологических симптомов наиболее яркими являются следующие:

— неопределенные опасения

— обостренные переживания, не имеющие под собой оснований

— нехорошие предчувствия

— постоянное ожидание беды

— депрессивные или тревожные мысли, имеющие негативный окрас

— страх за свою жизнь и жизнь близких людей

постоянное состояние напряжение

беспокойный сон, трудности с засыпанием

— повышенная требовательность к себе

Физические симптомы

Физические симптомы тревожности связаны с физиологическими изменениями, подготавливающими организм к активным действиям — происходит возбуждение вегетативной нервной системы, что влечет изменения в работе внутренних органов. Практически всегда тревожность сопровождают:

— учащение дыхания

— ускорение сердцебиения

— ощущение слабости

— ком в горле

— покраснение или побледнение кожи

повышенное потоотделение

— сухость во рту и т.д.

Распознать повышенную тревожность также можно по ее внешним проявлениям и поведенческим реакциям:

  • сжимание кулаков;
  • щелканье пальцами или стук ими по столу или другой поверхности;
  • постоянное теребление и перебирание одежды;
  • облизывание или покусывание губ;
  • потирание лица;
  • подергивание ногой и т.д.

Почему возникает тревожность

Перечислим лишь некоторые причины, влекущие за собой повышение уровня тревожности человека:

  • наследственность, особенности (слабость) нервной системы;
  • неправильное воспитание, неблагополучная семейная обстановка, окружающая человека в детстве;
  • отрицательный жизненный опыт, многочисленные стрессы, последствия полученных психологических и физических травм;
  • соматические заболевания, длительное время проявляющиеся у человека;
  • хроническая усталость;
  • различные проблемы и конфликтные ситуации в межличностных отношениях;
  • недостаточное количество (или полное отсутствие) физических нагрузок и полноценного отдыха;
  • злоупотребление алкогольными напитками и т.д.

Важно понимать, что если причины, вызвавшие повышенную тревожность, не связаны с наличием психического заболевания у человека, то целесообразно с данной проблемой обратиться к психологу!

Виды тревожности

В зависимости от причин, влияющих на ее развитии, бывает:

Личностная тревожность

Это тревожность, которая не взаимосвязана с окружающей остановкой и происходящими событиями. При чрезмерно выраженной личностной тревожности окружающий мир воспринимается как угрожающий и опасный.

Ситуативная или реактивная тревожность

Тревожность, которая представляет собой реакцию на какое-либо событие или ситуацию в жизни человека. Например, совершенно нормальным считается слегка тревожиться перед экзаменом в институте или собеседованием на работе. Данные переживания характерны для всех людей. Они имеют мобилизирующую функцию, стимулируя подготовку к предстоящему событию, снижая, таким образом, риск неудачи.

В зависимости от сферы возникновения тревожность может быть:

  • Учебная – возникающая в процессе обучения;
  • Межличностная – обусловлена конфликтами и сложностями в общении;
  • Социальная – появляется из-за понимания необходимости взаимодействия с окружающими людьми: процесс знакомства, непосредственного общения и т.д.;
  • Тревожность, вызванная представлениями о самом себе – завышенные притязания (ожидания) и заниженная самооценка, несовпадение между «хочу» и «могу»;
  • Тревожность, обусловленная ситуацией выбора – неприятные чувства, возникающие в процессе принятия решения и связанные с .

По воздействию на волевые процессы человека:

  • Мобилизирующая тревожность – побуждает человека к действиям, снижающим неблагоприятные последствия ситуации и риск неудачи посредством активизации мышления, волевых процессов и увеличения физической активности.
  • Тормозящая тревожность – парализует волю человека, осложняет принятие решений, тормозит мыслительные процессы и выполнение активных действий, которые могли бы помочь выйти из сложных ситуаций.

По степени адекватности ситуации:

  • Адекватная тревожность – естественная реакция на реально существующие трудности и проблемы в различных сферах жизни (семья, рабочий коллектив, учебная деятельность).
  • Неадекватная тревожность – возникает в ситуациях, не являющихся потенциально опасными, однако человек рассматривает их как несущие угрозу его жизни, здоровью, самооценке и т.д.

По степени выраженности:

  • Пониженная тревожность – характеризуется тем, что человеку не свойственно испытывать чувство тревоги даже в ситуациях, опасных для жизни. Как следствие, человек не может оценить степень угрозы адекватно, чересчур спокоен, не предполагает возможность возникновения трудностей и наличие рисков.
  • Оптимальная тревожность – имеет умеренное выражение, не препятствует выполнению функций, а скорее мобилизует организм, улучшая мыслительную деятельность и волевые способности человека. Также выполняет защитную и предохранительную функцию в опасных ситуациях.
  • Повышенная тревожность – мешающая нормальному функционированию и жизнедеятельности человека, потому как является неадекватной реакцией на ситуации, не несущие угрозы или негативные последствия.

Как преодолеть тревожность?

Медикаментозная терапия

Лекарственные препараты могут быть назначены только врачом! Чаще всего при высокой тревожности назначаются успокоительные препараты различной степени действия. Самым легким действием обладают настой валерианы или пустырника. Их можно принимать самостоятельно. В более сложных случаях лекарственные препараты назначает врач, и их можно купить в аптеке только по рецепту!

Самоанализ

Можно попытаться самостоятельно проанализировать причины, заставляющие вас тревожиться. Для этого вам необходимо принять удобное положение, позаботиться о том, чтобы вам никто и ничто не мешало. И главное – это запас времени. Погрузитесь в себя, в свои мысли и переживания. Попытайтесь понять, что сейчас происходит в вашей жизни? Какие события, люди, проблемы заставляют вас тревожиться? Какие существуют способы разрешения этих проблем? Есть ли в вашей жизни люди, к которым вы могли бы обратиться за помощью? А может вам чего-то не хватает, чтобы чувствовать себя комфортно? Каким образом можно было бы это получить?

Смена жизненной ситуации

Если тревожные переживания связаны с какой-либо определенной сферой работой, семейным положением, кругом общения, попробуйте что-то поменять именно в этой части вашей жизни. Начните с малого, не обязательно сразу увольняться с работы или разводиться с супругом. Подумайте, какие доступные вам изменения привнесут комфорт и большее удовлетворение. И попробуйте притворить их в жизнь.

Общение. Психологами подтвержден тот факт, что наличие у человека широкого круга общения и тесных социальных связей значительно снижает уровень тревожности.